Приказы по диспансеризации

Содержание

Приказ о прохождении медосмотра на предприятии

Формирование приказа о прохождении медицинского осмотра является отправной точкой для процедуры обследования работников организации в плане состояния здоровья.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о прохождении медосмотра на предприятии .docСкачать образец приказа о прохождении медосмотра на предприятии .doc

Кто обязан проходить медосмотры

Прохождение профилактических медицинских осмотров может быть как обязанностью работников предприятий и организаций, так и добровольным мероприятием.

Обычно в обязательном порядке обследования должны проходить:

  • сотрудники медицинских и образовательных учреждений;
  • те, кто работает с продуктами питания (вне зависимости от того, в производстве, торговле или общепите);
  • работники организаций, занимающихся обслуживанием водопроводных сетей и коммуникаций.

Существуют и иные категории наемного персонала, для которых прохождение медосмотров является основным условием допуска к работе – все они указаны в законодательстве РФ.

В некоторых случаях руководство предприятий настаивает на медосмотре сотрудников, даже если эта обязанность в отношении данной группы специалистов в законе не прописана. Особенно такая практика распространена в крупных компаниях, где организовано медицинское обслуживание персонала по полисам добровольного медицинского страхования.

Как часто проходить медосмотры

Частота прохождения медосмотров может быть различной. Условно можно разделить обследования на несколько основных видов:

  • предварительные (когда медосмотр необходим для того, чтобы человек был допущен до исполнения своих рабочих обязанностей);
  • периодические (когда медосмотры проводятся с определенной регулярностью для подтверждения здоровья работников);
  • внеплановые;
  • все оставшиеся.

Следует отметить, что если в компании работает система периодических медицинских осмотров, то должен быть разработан их график и все сотрудники должны ему следовать.

Частота прохождения персоналом организации медицинского освидетельствования определяется сферой деятельности и спецификой организации.

Зачем нужен приказ

Приказ о прохождении медосмотра относится ко внутренней распорядительной документации фирмы и обязывает работников к прохождению этой процедуры, а также знакомит их с ее условиями, сроками и порядком.

На что опираться при формировании приказа

Приказы, издаваемые на предприятии, во всех случаях должны чем-то обосновываться и на чём-то основываться. В качестве обоснования обычно значится объективная причина для создания документа (здесь это может быть необходимость контроля за здоровьем сотрудников) и пишется она после слов «В связи с…». Основание же – это прямая отсылка к закону РФ или к внутренним локально-нормативным актам компании.

Кто составляет приказ

Как правило, непосредственная задача по формированию приказа возлагается на сотрудника секретариата или специалиста отдела кадров, но иногда эту обязанность выполняет юрисконсульт или сам директор предприятия. В любом случае, это должен быть человек, имеющий четкое представление о том, как писать распорядительные документы и не понаслышке знакомый с трудовым и гражданским законодательством РФ.

То, насколько ответственно и внимательно отнесется исполнитель к составлению приказа, зависят и будущие возможные претензии (или их отсутствие) со стороны надзорных органов (той же самой трудовой инспекции, к примеру).

После того, как приказ будет оформлен, он в обязательно порядке должен быть передан на подпись руководителю фирмы, поскольку без его автографа документ не обретет законной юридической силы.

Особенности создания приказа о прохождении медосмотра на предприятии

Если на вас возложена функция по формированию приказа о прохождении медицинского осмотра, а вы не знаете, как к нему подступиться, ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями и посмотрите на образец документа.

Приказ о прохождении медицинского осмотра не имеет стандартной, обязательной к применению формы. Работники компаний имеют возможность составлять его в произвольном виде или, если у них есть образец документа, действующий в организации – по его шаблону.

При этом в документ должны быть включены некоторые необходимые сведения, такие как:

  • наименование организации;
  • дата, номер и место (населенный пункт) составления приказа;
  • обоснование и основание для него.

В описательную часть вносятся:

  • дата или период прохождения медосмотра;
  • медицинская организация, которая его проводит;
  • условия – место, время (часы, минуты) и пр. параметры;
  • должности и ФИО сотрудников (эти данные допустимо оформить также отдельным списком, приложенным к приказу);
  • санкции за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

Можете дополнить приказ любыми другими сведениями, в зависимости от конкретных особенностей предприятия.

Как оформить документ, на что обратить внимание

Оформление распоряжения, также как и его текст, может быть абсолютно любым: рукописным или печатным. Составлять приказ допускается как на обыкновенном листе любого подходящего формата (но лучше А4), так и на фирменном бланке компании.

Надо соблюсти только одно требование: приказ должен быть удостоверен подлинным автографом директора фирмы или лица, уполномоченного подписывать подобного рода бумаги от его имени.

Также под приказом должны поставить свои подписи работники, на которых возложена обязанность по его выполнению и те, кого данное распоряжение касается напрямую. При необходимости, предварительно с содержанием приказа под роспись надо ознакомить представителей профсоюзной организации (если таковая, конечно, имеется).

Все приказы (и этот не является исключением) составляются в одном оригинальном экземпляре и на протяжении всего периода действия лежат в специальной папке вместе с другими действующими распорядительными актами. После утраты актуальности они передаются на хранение в архив предприятия, где содержаться срок, определенный законодательством или учетной политикой фирмы.

Приказ об обязательном прохождении медосмотра

В обязанности некоторых работодателей входит проведение за счет собственных средств медицинских осмотров работников (ст. 212 ТК РФ). Основанием для прохождения очередного медосмотра сотрудниками компании служит приказ об обязательном прохождении медосмотра. Образец приказа об обязательном медосмотре мы приведем в конце нашей консультации.

Виды медосмотров

Медосмотры бывают предварительными (их проходят работники при поступлении на работу) и периодическими (в течение трудовой деятельности).

Кроме того, можно выделить предсменные осмотры (предрейсовые), послесменные и внеочередные.

Категории работников, которым необходимо проходить медосмотры

По общему правилу предварительные и периодические медосмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ). Прохождение медосмотров такими работниками необходимо для того, чтобы определить пригодность этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Также предварительные и периодические медосмотры проходят работники организаций пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений (ст. 213 ТК РФ). Цель медосмотров — охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний.

Кроме того, обязательный предварительный медосмотр должны пройти несовершеннолетние работники (ст. 69 ТК РФ).

Важно помнить, что работодатель не должен допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 212 ТК РФ).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и периодичность проведения таких осмотров

В качестве примера приведем периодичность осмотров для некоторых видов работ и профессий.

Наименование работ и профессий Периодичность осмотров
Работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений, включая: 1 раз в год
Работы в качестве крановщика (машиниста крана) 1 раз в 2 года
Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте 1 раз в год
Работы, выполняемые по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 1 раз в год
Работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение 1 раз в год

С полным перечнем работ и периодичностью проведения медосмотров при таких работах можно ознакомиться в Приложении № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Образец приказа об обязательном медосмотре

Приказ об обязательном прохождении медосмотра не имеет унифицированной формы, поэтому составляется в произвольном виде и подписывается руководителем предприятия.

Приведем образец такого приказа.

Пред. / След. Скачать бланк приказа об обязательном прохождении медосмотра Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Налоговый учет расходов на медосмотр

Если прохождение медосмотров теми или иными работниками является обязательным в силу закона, то расходы на прохождение медосмотров можно включить в «прибыльную» базу (Письмо Минфина России от 31.08.2018 N 03-03-06/3/62206).

Основные документы по диспансеризации

Основными документами, которые надлежит завести на больных, состоящих надиспансерном учете, является медицинская карта амбулаторного больного иконтрольная карта диспансерного наблюдения. Диспансеризация взрослого населениястраны проводится в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения «Опорядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Основной ее цельюявляется осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование,сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболевания,снижение заболеваемости.

Диспансеризация включает:

— ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением лабораторных иинструментальных исследований;

— дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов

диагностики;

— выявление заболеваний в ранних стадиях;

— определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;

— разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных

мероприятий, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

Диспансеризация включает в себя 4 последовательных этапа:

1. Определение диспансеризуемых контингентов населения.

2. Активное выявление больных и правильная организация их учета.

3. Активное систематическое наблюдение за диспансеризуемыми лицами,

комплексное лечение, патронаж.

4. Организация общественных профилактических мероприятий__

Диспансеризацию городского населения осуществляют:

территориальные поликлиники и амбулатории, медико-санитарные

части, ведомственные поликлиники. Организационное обеспечение и

учет диспансеризации всего населения возлагаются на отделения

профилактики (для взрослых); педиатрические, дошкольно-школьные

отделения. Доврачебное обследование может проводиться медицинским

персоналом здравпунктов. Для проведения диспансеризации и

дообследования используются также диспансеры, стационары больниц и

другие учреждения здравоохранения.

Для сельского населения — участковые больницы и амбулатории,


поликлиники (амбулатории) районных больниц, центральных районных

больниц.

Центральная районная больница осуществляет организационно-

методическое руководство диспансеризацией, направляет специалистов

в сельские и другие населенные пункты района для осуществления

этой работы. Для проведения диспансеризации также используются

больницы, диспансеры, другие учреждения здравоохранения района.

Органы здравоохранения республик, краев и областей организуют

бригады специалистов из республиканских, краевых, областных

больниц, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов,

а при необходимости — из городских учреждений здравоохранения для

диспансерного обследования взрослого и детского населения в

сельских районах с недостающим числом врачей-специалистов. Бригады

обеспечиваются необходимым оборудованием и средствами

передвижения.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Диспансеризация населения осуществляется в строгом соответствии

с обязательным объемом исследований, определенных настоящим

«Положением».

Органы здравоохранения республик, краев и областей

разрабатывают общий план проведения диспансеризации населения в

республике, крае, области, рассчитывают и обеспечивают потребности

в кадрах, в дополнительном техническом оснащении, реактивах и др.,

организуют подготовку необходимого количества бланков учетной

медицинской документации, уточняют численность обслуживаемого

населения.

Обеспечивают участие всех лечебно-профилактических учреждений,

клиник и кафедр медвузов в ежегодной диспансеризации, в

дообследованиинуждающихся и в диспансерном наблюдении за больными

и лицами с факторами риска, в том числе для диспансерного

обследования взрослого и детского населения сельских районов с

недостающим числом врачей-специалистов, оснащают бригады

необходимым оборудованием и средствами передвижения.

Через дома санитарного просвещения, используя местную печать,

радио, телевидение, обеспечивают население широкой и доступной

информацией о целях и задачах диспансеризации, порядке ее

проведения.

Обеспечивают организацию и проведение мероприятий по

безусловному выполнению «Комплексной программы работ по усилению

профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения СССР на

1985 — 1990 гг.».

Порядок организации диспансеризации

детского населения

Главные врачи детских поликлиник (заведующие педиатрическими,

дошкольно-школьными отделениями) планируют объем работы по

диспансеризации, составляют рациональные графики осмотра детей в

поликлинике, в дошкольных учреждениях, домах ребенка,

общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах;

согласовывают их с администрацией этих учреждений и осуществляют

подготовку соответствующих помещений в них; организуют плановую

санитарно-просветительную работу с родителями о целях и задачах

ежегодной диспансеризации детского населения.

Врачи-педиатры (участковые, дошкольно-школьных отделений

поликлиник, районных и участковых больниц, амбулаторий) организуют

ежегодный персональный учет детей по возрасту, месту воспитания

или учебы, месту медицинского наблюдения, составляют графики

осмотров детей, проводят разъяснительную работу с родителями о

целях и задачах ежегодной диспансеризации детей.

Участковые медицинские сестры детского амбулаторно-

поликлинического учреждения под контролем врача-педиатра

составляют списки детей с учетом возраста, места воспитания, учебы

(семья, дошкольное учреждение, школа), места медицинского

наблюдения (территориальная поликлиника, ведомственная

поликлиника); проводят разъяснительную работу с родителями о

необходимости диспансеризации детей; приглашают детей указанных

групп в поликлинику в соответствии с составленным графиком.

Медицинские сестры (фельдшера) детского дошкольного учреждения

или школы под контролем врача составляют списки детей, готовят

необходимые для осмотра помещения и медицинское оборудование,

информируют родителей о предстоящей диспансеризации.

Среди детей выделяются группы: первого и второго годов жизни;

дошкольного возраста в организованных коллективах; дошкольного

возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения; школьники

до 15 лет.

Профилактический осмотр детей, не посещающих детские дошкольные

учреждения, проводится в условиях детской поликлиники.

Профилактический осмотр детей, воспитывающихся в дошкольных

учреждениях, а также школьников осуществляется врачами-

специалистами детской поликлиники по месту воспитания (учебы)

ребенка или в поликлинике.

Плановый осмотр ребенка врачом-педиатром или врачами других

специальностей включает следующие основные разделы: исследование

состояния здоровья ребенка, комплексную оценку состояния здоровья

с определением группы здоровья, назначение профилактических и

необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Все данные вносятся в историю болезни ребенка (ф. 112/у) и

медицинскую карту ребенка (ф. 026/у). При выявлении отклонений со

стороны отдельных органов и систем и при неустановленном диагнозе

назначаются необходимые консультации врачей-специалистов и

дополнительные лабораторные и функционально-диагностические

исследования. После установления группы здоровья в зависимости от

заболевания или отклонения в состоянии здоровья назначаются

индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия, включая при

необходимости стационарное, санаторное лечение и восстановительную

терапию в амбулаторных условиях.

Порядок организации диспансеризации

взрослого населения

Руководители поликлиник (в том числе входящих в состав больниц,

медико-санитарных частей, центральных районных больниц, районных и

участковых больниц), врачебно-физкультурных диспансеров

обеспечивают:

— работу отделения профилактики в соответствии с «Положением об

отделении профилактики»;

— организацию учета населения, проживающего на обслуживаемой

территории или прикрепленного для медицинского обслуживания к

ведомственной поликлинике, медико-санитарной части или врачебно-

физкультурному диспансеру (согласно инструкции);

— определяют объем работы по диспансеризации населения с учетом

специфики обслуживаемого контингента (возрастно-половая,

социальная и профессиональная структура), наличия промышленных

предприятий, организаций и учреждений, учебных заведений на

территории обслуживания и др.;

— определяют потребность в необходимом дополнительном

оборудовании, материалах, реактивах, количестве бланков

медицинской документации для проведения диспансеризации всего

населения;

— разрабатывают оптимальные графики работы врачей, средних

медицинских работников и лечебно-диагностических служб, чтобы

обеспечить проведение диспансерных осмотров в удобное для

трудящихся время с использованием вечерних часов и субботних дней;

— проводят инструктивно-методические совещания по

организационным вопросам осуществления ежегодной диспансеризации с

медицинским персоналом учреждения, обеспечивают широкую и

доступную информацию всего населения о цели и задачах ежегодной

диспансеризации, месте ее проведения, порядке прохождения осмотров

и обследования с указанием кабинетов и времени их работы;

— используют разнообразные формы для проведения

диспансеризации:

самостоятельные обращения населения в амбулаторно-

поликлинические учреждения (за исключением обращений при

заболеваниях в остром периоде);

активные вызовы лиц, обслуживаемых данной поликлиникой, для

ежегодного диспансерного осмотра;

посещения врачами поликлиники на дому хронических больных и лиц

пожилого возраста;

выезды бригад.

Главные врачи медико-санитарных частей и амбулаторно-

поликлинических учреждений, обслуживающих предприятия

промышленности, строительства, транспорта и связи, согласовывают

план-график с администрацией предприятий (цехов) и профсоюзными

организациями.

Ведущая роль в осуществлении ежегодной диспансеризации всего

населения принадлежит участковому врачу (терапевту, педиатру) и

цеховому врачу.

Участковые врачи-терапевты под руководством заведующих

отделениями организуют персональный учет населения, проживающего

на обслуживаемой территории, учитывают, обслуживается ли данное

лицо учреждением по территориальному или производственному

принципу в медико-санитарной части, в ведомственной поликлинике,

диспансере или других лечебно-профилактических учреждениях.

Определяют объем работы на своем участке, планируют

последовательность и участвуют в проведении профилактических

осмотров населения, координируют работу всех специалистов и служб

по диспансеризации обслуживаемого контингента, осуществляют

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий среди населения

участка по индивидуальному плану, проводят динамическое наблюдение

за больными, состоящими под диспансерным наблюдением, проводят

разъяснительную работу на участке о целях и задачах ежегодной

диспансеризации.

Врачи-терапевты цеховых врачебных участков осуществляют работу

по диспансеризации прикрепленных контингентов в том же объеме, что

и участковые врачи-терапевты. Кроме того, с учетом технологических

особенностей производства, характера профессиональных вредностей

разрабатывают годовые и месячные планы диспансеризации, объединяя

их с проведением периодических профилактических осмотров, уточняют

обязательный объем обследования.

Участковые врачи-терапевты подростковые выполняют объем работы

по диспансеризации аналогично участковому врачу-терапевту в

соответствии с настоящим «Положением» и действующими приказами и

инструкциями Минздрава СССР.

Врачи других специальностей участвуют в ежегодной

диспансеризации взрослого населения по показаниям в соответствии с

настоящим «Положением» и действующими инструкциями Минздрава СССР.

Осуществляют динамическое наблюдение за лицами с выявленной

патологией (по специальности), проводят лечебно-оздоровительные

мероприятия для больных и лиц, имеющих факторы риска.

Средние медицинские работники (ФАПов, здравпунктов, участковые

медицинские сестры) проводят учет и регистрацию населения,

проживающего на обслуживаемой территории, в соответствии с

«Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего

населения», уточняют списки в жилищно-эксплуатационных конторах, в

сельских, поселковых Советах народных депутатов, а также путем

посещения населения на дому. Проводят с населением разъяснительную

работу о необходимости диспансеризации населения. Согласовывают с

врачом сроки проведения осмотров, обеспечивают явку лиц к

намеченному сроку и выполнение назначенного комплекса лечебно-

оздоровительных мероприятий.

Данные осмотра (в текущем году), проведенного в объеме,

предусмотренном настоящим «Положением», и оценки состояния

здоровья, независимо от того, проводится он в поликлинике,

стационаре или другом лечебно-профилактическом учреждении, должны

учитываться и не дублироваться при ежегодной диспансеризации.

После проведения очередного периодического осмотра, дополненного

обязательными при ежегодной диспансеризации обследованиями,

сведения заносятся в «Карту учета диспансеризации» и сообщаются по

месту обслуживания пациентов.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРНЫХ

ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

На впервые обратившихся в текущем году в лечебно-

профилактическое учреждение (кроме обращений по поводу острых

заболеваний) и на лиц, приглашенных на диспансеризацию, в

регистратуре подбирается медицинская карта амбулаторного больного

(ф. 025/у) и передается в отделение профилактики.

В анамнестическом кабинете проводится заполнение специально

разработанной анкеты и равномерное распределение лиц, проходящих

диспансеризацию, в другие кабинеты отделения профилактики.

В других кабинетах проводится объем исследований в соответствии

с «Положением».

По окончании обследования медицинские сестры отделения

профилактики получают из диагностических служб заключения и

передают их участковому врачу-терапевту.

Участковый врач-терапевт, врач-терапевт цехового врачебного

участка, врач-терапевт подростковый проводит осмотр, определяет,

при показаниях, необходимый объем дообследования и консультаций

врачами-специалистами, определяет группу диспансерного наблюдения.

В результате ежегодной диспансеризации и последующего

дообследования выделяются следующие группы:

— здоровые — лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в

анамнезе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания

или нарушения функции отдельных органов и систем; среди них лица с

так называемыми «пограничными состояниями», нуждающиеся в

наблюдении (т.е. лица, у которых выявлены незначительные

отклонения от установленных границ нормы в величинах АД и прочих

физиологических характеристик, не влияющие на функциональную

деятельность организма) (Д-I);

— практически здоровые — лица, имеющие в анамнезе острое или

хроническое заболевание, но не имеющие обострений в течение

нескольких лет (Д-II);

— больные, нуждающиеся в лечении, — лица с компенсированным

течением заболевания, редкими обострениями, непродолжительными

потерями трудоспособности; лица с субкомпенсированным течением

заболевания, частыми и продолжительными потерями трудоспособности;

с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими

изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности (Д-III).

В каждой из вышеуказанных групп следует учитывать лиц с

факторами риска (производственного, бытового, генетического

характера) возникновения определенных заболеваний.

Здоровые и практически здоровые передаются для учета и

наблюдения в отделения профилактики. Больные подлежат

динамическому наблюдению у врачей-специалистов соответствующего

профиля. На всех больных, взятых под диспансерное наблюдение,

заполняется «Контрольная карта диспансерного наблюдения».

Таким образом, в осуществлении диспансеризации всего населения

ведущим в территориальной поликлинике является участковый врач-

терапевт, в медико-санитарной части — врач-терапевт цехового

врачебного участка, в сельской местности — врач амбулатории,

участковой больницы. В их обязанности входят: непосредственное

осуществление учета населения, его осмотров, обеспечение

взаимосвязи и преемственности в работе с врачами других

специальностей, разделение всего населения на группы диспансерного

наблюдения, отбор больных, подлежащих диспансерному наблюдению,

обеспечение необходимых диагностических и лечебно-оздоровительных

мероприятий, направление на госпитализацию, санаторно-курортное

лечение, рекомендации и контроль режима труда, отдыха, питания и

т.д.

В условиях сельской местности участковый врач-терапевт (врач-

терапевт) определяет контингенты больных, нуждающихся в

диспансерном наблюдении у врачей центральной районной больницы,

учитывая при этом возможности лечебно-профилактических учреждений

района, обеспеченность врачами-специалистами, оборудованием и т.д.

Последующая организация динамического наблюдения и проведения

лечебно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии

с настоящим «Положением».

Руководители лечебно-профилактических учреждений контролируют

выполнение индивидуальных планов оздоровления больных,

разрабатывают общий план лечебно-оздоровительных мероприятий по

учреждению.

Для рационального распределения и использования сил и средств

на основе определения контингентов и объема обследования

проводятся расчеты потребности в осмотрах и обследованиях, по

итогам проведения диспансерных осмотров — потребности в

оздоровительных мероприятиях (амбулаторно-поликлиническом,

стационарном, санаторно-курортном лечении, трудоустройстве,

диетическом питании, организации занятий физкультурой и спортом).

Совместно с администрацией и профсоюзными организациями

предприятий для проведения диспансеризации работающих и

последующих оздоровительных мероприятий следует направлять их в

санатории-профилактории.

Руководители учреждений здравоохранения проводят совместную

работу с руководителями предприятий, учреждений и организаций по

внедрению здорового образа жизни.

Документация по диспансеризации

Эпикриз просматривается и подписывается заведующим терапевтическим отделением. Введение этого эпикриза необходимо для изучения эффективности диспансеризации.

Кроме «Медицинской карты», на каждого больного, взятого под диспансерное наблюдение, заполняется еще «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма УФ-030/у). На больных, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу двух и более заболеваний, заполняются раздельные «Контрольные карты». В этих случаях на одной из них, например, у невропатолога, делается отметка «дубликат».

На основании «Контрольной карты» участковый терапевт имеет возможность лучше осуществлять контроль за соблюдением сроков обслуживания и проведением лечебно-оздоровительных мероприятий.

В отличие от «Медицинской карты амбулаторного больного», хранящейся в регистратуре, «Контрольная карта диспансерного наблюдения» находится в кабинете участкового терапевта в специальном ящике в виде картотеки, построенной по нозологическому принципу и срокам очередного посещения врача. Участковый терапевт периодически проверяет выполнение больным лечебно-оздоровительных, санитарно-гигиенических и других рекомендаций, данных им и другими специалистами.

Работа участковой медицинской сестры по диспансеризации

Надо помнить, что ближайшим и большим помощником участкового врача в проведении диспансеризации населения остается участковая медицинская сестра. Диспансерная группа хронических больных в свою очередь делится в зависимости от течения заболевания (компенсированное, субкомпенсированное, декомпенсированное), и это отражается на кратности осмотра больного участковым врачом и другими специалистами.

Компенсированное течение — 2 раза в году осмотр с контрольной явкой после профилактического лечения.

Субкомпенсированное течение — 4 раза в году осмотр участковым врачом с контрольной явкой.

Декомпенсированное течение — постоянное наблюдение (ежемесячное).

Для каждого выявленного больного при диспансеризации составляется план проведения лечебно-профилактических мероприятий, устанавливается периодичность лабораторных и других исследований, консультаций специалистами.

В этот план включается обследование условий труда и быта, специализированное поликлиническое и стационарное лечение, санаторно-курортная помощь, трудоустройство по медицинским показаниям, направление для реабилитации в санаторий-профилакторий, назначение диетического питания, в необходимых случаях — предоставление дополнительных отпусков, улучшение жилищных условий и другие виды социальной помощи.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 4 февраля 2010 г. N 55н г. Москва

«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 марта 2010 г.

Регистрационный N 16550

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1146 («Российская газета», 2010, N 12) приказываю:

1. Утвердить:

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан согласно приложению N 1;

учетную форму N 131/у-ДД-10 «Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина» согласно приложению N 2;

форму N 12-Д-1-10 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан» согласно приложению N 3;

форму N 12-Д-2-10 «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан» согласно приложению N 4.

2. Установить норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2010 году — 1042 рубля.

3. Средства, полученные учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения (далее — учреждения здравоохранения) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее — дополнительная диспансеризация), направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации, а также оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации и проведение функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на недостающие виды работ (услуг).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем:

определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2010 году, составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в учреждения здравоохранения, осуществляющие дополнительную диспансеризацию;

определить учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по специальностям: «терапия», «офтальмология», «неврология», «акушерство и гинекология», «хирургия», «рентгенология» и «клиническая лабораторная диагностика», для осуществления дополнительной диспансеризации. В случае отсутствия у учреждения здравоохранения, осуществляющего дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, определить учреждение здравоохранения, имеющее лицензию на требуемые виды работ (услуг), для заключения между указанными учреждениями здравоохранения договора о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации;

согласовывать планы-графики и время проведения дополнительной диспансеризации, разрабатываемые учреждениями здравоохранения, участвующими в ее проведении;

довести сведения об учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации, до руководителей организаций, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации;

представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчеты по результатам проведения дополнительной диспансеризации по формам N 12-Д-1-10 и 12-Д-2-10, утвержденным настоящим приказом, в установленные сроки.

5. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н «О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), за исключением абзаца 6 пункта 1.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцову.

Министр Т. Голикова

Приложение N 1

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (далее — дополнительная диспансеризация, ОМС), а также устанавливает объем проведения дополнительной диспансеризации.

2. Дополнительная диспансеризация осуществляется учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения (за исключением федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства), функционирующих в системе ОМС (далее — учреждения здравоохранения).

3. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.

4. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме*:

осмотр врачами-специалистами:

терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

акушером-гинекологом,

хирургом,

неврологом,

офтальмологом;

лабораторные и функциональные исследования:

клинический анализ крови;

биохимический анализ крови:

— общий белок,

— холестерин,

— липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

— триглицериды сыворотки крови,

— креатинин,

— мочевая кислота,

— билирубин,

— амилаза,

— сахар крови;

клинический анализ мочи;

онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

электрокардиография;

флюорография;

маммография (женщинам после

40 лет);

цитологическое исследование мазка из цервикального канала.

5. Дополнительная диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации.

При этом необходимо учесть, что граждане, в отношении которых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 860 «О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (2 ч. ), ст. 308), от 24 декабря 2007 г. N 921 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6617; 2009, N 3, ст. 399), проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008, 2009 годах, повторно дополнительной диспансеризации в 2010 году не подлежат.

Дополнительной диспансеризации в 2010 году подлежат работающие граждане не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.

6. На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре учреждения здравоохранения подбирается (или заполняется) учетная форма N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее — амбулаторная карта), которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение учреждения здравоохранения, на которое возложены функции по организации проведения дополнительной диспансеризации (далее — кабинет (отделение) медицинской профилактики).

В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы N 025/у-ПЗ «Паспорт здоровья», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от

24 февраля 2009 г. N 67н (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), (далее — Паспорт здоровья), после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу — терапевту (врачу — терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу — терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее — врач-терапевт).

Врач-терапевт на основании результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований и заключений врачей-специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, при необходимости направляет гражданина на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

7. Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму N 131/у-ДД-10 «Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина» (приложение N 2) (далее — Карта), на основании которой, а также учетной формы N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» с литерами «ДД», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от

22 ноября 2004 г. N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее — Талон), формируются реестры счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации по законченному случаю дополнительной диспансеризации в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 N 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

При прохождении дополнительной диспансеризации Талон заполняется на каждое посещение врачей-специалистов, на основании которого заполняется ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

8. После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа — практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа — граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа — граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых, наступает выздоровление);

IV группа — граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа — граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни.

Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

После прохождения гражданином установленного объема функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров, на основании которых гражданину устанавливается группа состояния здоровья, а также даются рекомендации по профилактике, и при необходимости, по дальнейшему наблюдению, случай дополнительной диспансеризации считается законченным.

9. Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина, после определения группы состояния здоровья передает копию заполненной Карты (с результатами лабораторных и функциональных исследований) в учреждение здравоохранения по его месту жительства для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию.

Учреждение здравоохранения, медицинские работники которого участвовали в проведении дополнительной диспансеризации по договору о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации, передает заполненную Карту с результатами осмотров врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения, осуществляющее проведение дополнительной диспансеризации.

10. На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт участковый (врач общей практики (семейный врач), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья определяет индивидуальную программу профилактических мероприятий: направляет в центр здоровья, при необходимости — на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное), при наличии у гражданина хронического заболевания осуществляет за ним диспансерное наблюдение.

11. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.

Паспорт здоровья хранится у гражданина.

12. Кабинет (отделение) медицинской профилактики осуществляет:

учет работающих граждан, подлежащих и прошедших дополнительную диспансеризацию;

составление и представление отчета о результатах проведения дополнительной диспансеризации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по форме N 12-Д-1-10 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан» (приложение N 3).

13. Учреждение здравоохранения, осуществляющее дополнительную диспансеризацию по месту жительства гражданина и динамическое наблюдение за ним, по истечении отчетного периода (полгода, год), кроме отчета по форме N 12-Д-1-10 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан», составляет и представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения отчет по форме N 12-Д-2-10 «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан» (приложение N 4), согласно срокам, обозначенным в адресной части вышеуказанных отчетных форм.

14. Контроль за организацией проведения дополнительной диспансеризации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *