Приказ росфинмониторинга 103

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» наши специалисты разработали пакет документов для оформления фактов обучения сотрудников по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Стоимость 4000 р.

Образец программы подготовки и обучения сотрудников по ПОД/ФТ и ФРОМУ

Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону 8(843) 265-52-32.

Уникальный документ, который отсутствует в свободном доступе в Интернете и в справочно-правовых системах. Разработан на основании следующих нормативных правовых актов:

  1. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  2. Отчет о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием организаций, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услугу пи осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  3. Отчет о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний;
  4. Отчет о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием операторов по приему платежей;
  5. Отчет о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием факторинговых компаний.

Мы предоставляем гарантию прохождения проверок надзорных органов и органов прокуратуры. Вы снижаете риски возможных штрафов. Мы берем на себя ответственность за соответствие документов требованиям приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203.

За дополнительную плату все вышеперечисленные документы наши специалисты могут подготовить с учетом организационной структуры Вашей компании и вида деятельности. При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать, подписать и поставить печать. Подробнее об услуге можно узнать по электронной почте info@law115.ru

Каким нормативным правовым актом установлены требования к обучению сотрудников в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ?

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Какая ответственность установлена за не проведение обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения?

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.

Согласно примечанию к ст. 15.27 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут ответственность, как юридические лица.

Должен ли составляться перечень сотрудников обязанных проходить обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации, где единственным работником является руководитель Общества?

Согласно п. 2 указанного Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров, руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с п. 3 Положения, в этот перечень включается, в том числе и руководитель организации.

Пример из судебной практики: Руководитель Общества привлечен к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за отсутствие утвержденного перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 30 ноября 2012 г. N 4а-792/2012).

Какие организации и индивидуальные предприниматели обязаны обучать своих сотрудников?

Группа 1. Юридические лица:

  • лизинговые компании;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  • операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Группа 2. Индивидуальные предприниматели:

  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Группа 3. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Требования к подготовке и обучению сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ утверждены приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203. Указанный документ не распространяется на некредитные финансовые организации и кредитные организации

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ) обязаны разработать и утвердить программу подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ/ФРОМУ) с учетом особенностей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) и их клиентов.

Целью обучения является получение Вашими сотрудниками специальных знаний в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, необходимых для соблюдения ими Федерального закона №115-ФЗ, а также правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов, принятых и утверждённых у Вас.

Программа обучения по под фт должна предусматривать:

  • изучение нормативных правовых актов России в области ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ и иных организационно-распорядительных документов принятых в Вашей в компании;
  • изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

После утверждения программы обучения Вам нужно составить и утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение. Перечень утверждает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. В перечень, включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель организации (индивидуальные предприниматель);
  2. руководитель филиала организации;
  3. заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  4. специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее — специальное должностное лицо);
  5. главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
  6. руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);
  7. сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
  8. иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

Формы обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Обучение проводится в следующих формах:

  1. вводный инструктаж;
  2. дополнительный инструктаж;
  3. целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства о подфт, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
  4. повышение уровня знаний в сфере под фт.

Вводный инструктаж по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, вышеперечисленных и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения указанных функций.

Дополнительный инструктаж по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

  • при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • при утверждении новых или изменении действующих правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
  • при переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний недостаточно для соблюдения законодательства России по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • при поручении сотруднику работы, выполняемой сотрудниками вышеуказанными сотрудниками, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с тематическим планом и справочно-методическими материалами разработанными специальным должностным лицом..

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Во-первых, обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Во-вторых, однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

Повышение уровня знаний по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала), руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающем участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.

Учет прохождения сотрудниками обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Организация и индивидуальный предприниматель обязаны вести учет прохождения ее сотрудниками обучения.

Порядок учета прохождения сотрудниками организации обучения устанавливается руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)

Факт проведения с сотрудником инструктажа (за исключением целевого инструктаж) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

Методические рекомендации по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер (далее — Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, поименованным в статье 5*(1) Федерального закона N 115-ФЗ*(2), а также лицам, указанным в пункте 1 статьи 7.1 указанного Закона по исполнению требований национального законодательства в сфере ПОД/ФТ*(3) при работе с лицами, в отношении которых применяются целевые финансовые санкции.

Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ*(4), действующем на момент их опубликования.

В случае изменения требований законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

*(1) — за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России,

*(3) противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма

*(4) противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения

I. Вводные положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, поименованными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), а также лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 указанного Закона (далее совместно — субъекты Федерального закона N 115-ФЗ) мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренной Резолюциями Совета Безопасности ООН (применяемыми на основании статей 24-25 Устава ООН и статьи 15 Конституции Российской Федерации) и положениями статей 6, 7, 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ замораживание (блокирование) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества — адресованный собственнику или владельцу, субъектам первичного финансового мониторинга, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, принадлежащими следующим категориям лиц:

— включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень 1), формируемый в соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804;

— включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — Перечень 2), формируемый в соответствии с Правилами формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2018 N 1277;

— организациям или физическим лицам, в отношении которых межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма (далее — Комиссия) принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (далее — Решения МВК по ПФТ), в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества (далее — меры по замораживанию) применяются в зависимости от характера и этапа деловых отношений с клиентом.

Меры по замораживанию предполагают создание условий, при которых лица, включенные в Перечень 1, Перечень 2, а также лица, в отношении которых принято Решение МВК по ПФТ (далее — лица, в отношении которых применяются меры по замораживанию) лишаются возможности получения и (или) распоряжения денежными средствами и (или) имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды и иным доходом, получаемым от имущества принадлежащего указанным лицам), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

II. Осуществление мер по замораживанию

Субъекты Федерального закона N 115-ФЗ применяют меры по замораживанию, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.4, 2.5 статьи 6, пунктом 7 статьи 7.5, Федерального закона N 115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно — телекоммуникационной сети Интернет информации о включении организации или физического лица в Перечень 1, Перечень 2 или о принятии Решения МВК по ПФТ, и направляют информацию о принятых мерах в Росфинмониторинг незамедлительно в соответствии с Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.

1. Замораживание (блокирование) безналичных денежных средств осуществляется следующим образом:

— введение запрета на осуществление операций за счет денежных средств, переданных/перечисленных субъекту Федерального закона N 115-ФЗ, лицом, в отношении которого применяются меры по замораживанию или третьим лицом для указанного лица (например, почтовые переводы денежных средств);

— введение запрета на осуществление операций по выплате лицам, в отношении которых применяются меры по замораживанию денежных средств, на которые у названного лица возникает право требования, вытекающее из заключенных между ним и субъектом Федерального закона N 115-ФЗ гражданско-правовых отношений (например, выигрыши от участия в азартных играх и лотереях, предоставление займов, возврат ранее перечисленных на лицевой счет абонента денежных средств; выплата абоненту денежных средств неиспользованного остатка с его лицевого счета; и т.д.).

2. Замораживание (блокирование) иного имущества осуществляется следующим образом:

— введение запрета на осуществление операций с имуществом, переданным субъектам Федерального закона N 115-ФЗ, лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (например, перевозка и доставка (вручение) почтовых отправлений);

— введение запрета на передачу имущества в рамках договоров купли-продажи или иных договоров, направленных на отчуждение субъектом Федерального закона N 115-ФЗ имущества (например, продажа драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий, продажа недвижимого имущества и т.д.);

— введение запрета на осуществление операций по передаче имущества лицам, в отношении которых применяются меры по замораживанию, на которое у названных лиц возникает право требования, вытекающее из заключенных между ним и субъектом Федерального закона N 115-ФЗ гражданско-правовых отношений (например, передача имущества по договору финансовой (аренды) лизинга, заключение договоров аренды);

В случае, если указанное имущество было передано лицу до возникновения оснований по применению в отношении него мер по замораживанию, субъекту Федерального закона N 115-ФЗ надлежит изъять соответствующее имущество из пользования такого лица.

III. Особенности осуществления отдельных финансовых операций лиц, в отношении которых применяются меры по замораживанию

— Осуществление операций лиц, включенных в Перечень 1.

1.1 Физические лица, включенные в Перечень 1 (национальная часть) по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

— осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

— осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (например в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;

— осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10 000 рублей, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения в Перечень 1.

В указанном случае субъекты статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязаны приостановить соответствующую операцию (см. подробнее раздел 5 настоящих методических рекомендаций).

1.2 Физические лица, включенные в Перечень 1 (международная часть), в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, либо организация или физическое лицо, включенные в международную часть Перечня 1, в целях оплаты расходов, связанных с обслуживанием банковских счетов или иного имущества, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию), совершения платежей по договорам (контрактам), заключенным до включения данных организации или физического лица в составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, и в целях покрытия чрезвычайных расходов вправе обратиться в Росфинмониторинг с письменным мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом обеспечивает рассмотрение этого заявления международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 10.2 Федерального закона N 115-ФЗ.

Росфинмониторинг незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня принятия международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами решения об удовлетворении указанного заявления, информирует об этом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, в целях частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Росфинмониторинг также информирует заявителя о принятом международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами решении.

— Осуществление операций лиц, включенных в Перечень 2.

Физическое лицо, включенное в Перечень 2, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, либо организация или физическое лицо, включенные в Перечень 2, в целях оплаты расходов, связанных с обслуживанием банковских счетов или иного имущества, в отношении которых применены меры по замораживанию, совершения платежей по договорам (контрактам), заключенным до включения данных организации или физического лица в составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения, и в целях покрытия чрезвычайных расходов вправе обратиться в Росфинмониторинг с письменным мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом обеспечивает рассмотрение этого заявления международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 10.2 настоящего Федерального закона.

Росфинмониторинг незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня принятия органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, решения об удовлетворении вышеуказанного заявления, информирует об этом субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, в целях частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

— Осуществление операций лиц, в отношении которых принято Решение МВК по ПФТ.

В соответствии со статьей 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ в целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании, Комиссией решается вопрос о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей. Выплата указанного пособия осуществляется за счет замороженных денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

В соответствии с пунктом 12 Положения о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2015 N 562, физическое лицо, в отношении которого принято решение о замораживании его имущества, вправе направить в Межведомственную комиссию заявление в письменной форме об изменении размера, назначенного ему ежемесячного гуманитарного пособия.

— Снятие мер по замораживанию

Основаниями для снятия принятых мер по замораживанию являются:

1) в отношении лиц, включенных в Перечень 1 — исключение из указанного Перечня по основаниям, предусмотренным пунктом 2.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ;

2) в отношении лиц, включенных в Перечень 2 — исключение организации или физического лица из Перечня 2 по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;

3) в отношении лиц, по которым принято Решение МВК по ПФТ — отмена такого решения МВК по ПФТ в порядке, предусмотренном статьей 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ и Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2015 N 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма».

— Иные меры

Дополнительно субъекты статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязаны приостанавливать операции в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если хотя бы одной из сторон является:

— юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

— физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

В указанных случаях субъектам статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ необходимо приостановить соответствующую операцию, за исключением операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, и незамедлительно представить информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг.

В случае, если в течение указанного срока Росфинмониторингом в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ не издано постановление о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток, приостановленная операция подлежит осуществлению.

При этом субъекты статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязаны информировать Росфинмониторинг о каждом факте проведения операций с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в Перечень 1 или Перечень 2, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или лица, включенного в Перечень 1 или Перечень 2, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию фигурантов Перечня 1 или Перечня 2, как об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.

21.02.2012 Дата принятия: 14.02.2012

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 14 февраля 2012 г. N 43

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ОТ 8 МАЯ 2009 Г. N 103

В целях повышения эффективности мер, принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), перечисленными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, по противодействию финансированию терроризма, приказываю:

1. Преамбулу приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (Финансовая газета, 2009, N 39, по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 18 августа 2009 г. N 01/9987-ДК) изложить в следующей редакции:

2. В пункте 1 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»:

2.1. Слова «Федеральной службой страхового надзора» исключить.

2.2. Слова «Российской государственной Пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации» заменить словами «Федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

3. Внести следующие изменения и дополнения в Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103:

3.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:

«Настоящие Рекомендации содержат основные критерии выявления и признаки необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма, которые рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), перечисленными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, с учетом специфики вида деятельности организаций (иных лиц)».

3.2. Наименование раздела «Основные критерии выявления необычных сделок» изложить в следующей редакции: «Основные критерии выявления необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем».

3.3. Наименование раздела «Основные признаки необычных сделок» изложить в следующей редакции: «Основные признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем».

3.4. Пункт 57 раздела «Основные признаки необычных сделок» исключить.

3.5. Дополнить последним разделом «Основные критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на финансирование терроризма» следующего содержания:

п/п

1. «Участником по операции (сделке), а равно выгодоприобретателем по операции (сделке) является лицо, исключенное из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень).

2. Участник по операции (сделке), а равно выгодоприобретатель по операции (сделке) является близким родственником лица, включенного в Перечень, либо исключенного из него.

3. Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) участника операции (сделки), выгодоприобретателя по операции (сделке) совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) лица, включенного в Перечень, либо исключенного из него.

4. Операции с денежными средствами или иным имуществом, совершенные лицом, вновь включенным в очередную редакцию Перечня до его повторного включения в Перечень.

5. Участник по операции (сделке), а равно выгодоприобретатель по операции (сделке) имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в стране/регионе/субъекте с высокой степенью риска террористических и экстремистских проявлений, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений и боевых действий.

6. Осуществление расчетов по операции (сделке) с использованием Интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного формата в (из) страну/регион/субъект с высокой степенью риска террористических и экстремистских проявлений, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений и боевых действий.

7. Операции по расходованию денежных средств российскими общественными организациями и объединениями (религиозными организациями, политическими партиями, организациями, объединениями) и фондами, не соответствующие целям, предусмотренным их учредительными документами.

8. Операции по расходованию денежных средств российскими филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, несоответствующие заявленным целям.

9. Операции по поступлению и расходованию денежных средств иностранными некоммерческими неправительственными организациями, общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями и фондами, а также их филиалами и представительствами, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации.

10. Операции с участием руководителей, учредителей или сотрудников (при наличии такой информации) общественных организаций и объединений (религиозных организаций, политических партий, организаций, объединений), фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, их филиалов и представительств, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

11. Иные критерии и признаки по усмотрению организации».

Руководитель

Ю.А.ЧИХАНЧИН

Дата публикации: 03.08.2010

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 3 августа 2010 г. № 203

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ

КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ

СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 № 293)

1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам (В.Д. Миловидов) прилагаемое Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Признать утратившим силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2009 г., регистрационный № 13222).

Руководитель

Ю.А.ЧИХАНЧИН

Утверждено

Приказом Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 03.08.2010 № 203

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ

КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ

СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 № 293)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Подготовка и обучение кадров профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, и с учетом особенностей, установленных пунктами 5, 9, 10, 11, 12, 13 настоящего Положения.

Настоящее Положение не распространяется на кредитные организации, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

2. Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — обучение).

3. В перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее — деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее — специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

4. В организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации, осуществляющего деятельность на финансовом рынке (далее — филиал);

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями руководящий структурным подразделением организации (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;

г) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения организации (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;

д) контролер;

е) сотрудники организации (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:

совершение сделок с ценными бумагами: от имени организации и за счет организации; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов;

совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;

подписание исходящих документов организации (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;

подписание исходящих документов организаций (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ценными бумагами, принадлежащими акционерному инвестиционному фонду, ценными бумагами в составе имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или ценными бумагами, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;

подписание исходящих документов организации (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ипотечным покрытием;

ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;

проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;

подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;

проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц;

подписание документов, подтверждающих право собственности зарегистрированных лиц на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;

ж) специальное должностное лицо организации (филиала);

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

5. В организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией, в перечень лиц, которые должны проходить обучение, включаются следующие сотрудники:

а) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения, которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;

б) контролер;

в) сотрудники структурного подразделения, которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:

совершение сделок с ценными бумагами: от имени организации и за счет организации; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов;

совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;

ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;

проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;

подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;

г) специальное должностное лицо;

д) иные сотрудники структурного подразделения, которое осуществляет деятельность на финансовом рынке, по усмотрению руководителя этого структурного подразделения.

II. Формы, периодичность и сроки обучения

6. Обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — повышение уровня знаний).

7. Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.

8. Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

9. Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом настоящего Положения.

Вводный и дополнительный инструктаж для перечисленных в пункте 5 настоящего Положения сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями к подготовке и обучению кадров, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

10. Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:

а) из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации);

б) сотрудники, указанные в подпунктах «а» — «е» пункта 4 настоящего Положения;

в) сотрудники, указанные в подпунктах «а» — «в» пункта 5 настоящего Положения.

Лица, указанные в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.

Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу настоящего Положения обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.

11. Для сотрудников организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, целевой инструктаж осуществляется организациями, аккредитованными Федеральной службой по финансовым рынкам на осуществление аттестации специалистов финансового рынка.

Для сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, перечисленных в подпунктах «а» — «г» пункта 5 настоящего Положения, целевой инструктаж в соответствии с настоящим Положением может осуществляться иными организациями, которые осуществляют подготовку и обучение кадров в соответствии с требованиями к подготовке и обучению кадров, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, при условии включения в программу обучения вопросов, связанных с особенностями противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на финансовом рынке, определяемых Федеральной службой по финансовым рынкам.

Для сотрудников иных организаций целевой инструктаж осуществляется организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

12. Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Повышение уровня знаний сотрудники организаций проходят соответственно в тех организациях, в которых согласно пункту 11 настоящего Положения предусмотрено прохождение целевого инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым такими организациями самостоятельно.

Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала) (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке), а также сотрудники организаций, обозначенные в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 10 настоящего Положения, не реже одного раза в год — специальное должностное лицо организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (ее филиала), в том числе специальное должностное лицо профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося кредитной организацией.

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 № 293)

Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающем участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.

13. Иные сотрудники организации (филиала), помимо поименованных в подпунктах «а» — «в» пункта 10 настоящего Положения и специального должностного лица, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, а также иные сотрудники структурного подразделения организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией (подпункт «д» пункта 5 настоящего Положения), проходят целевой инструктаж и повышение уровня знаний по усмотрению руководителя организации в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 12 настоящего Положения.

III. Программа подготовки и обучения сотрудников

организации в сфере противодействия легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем,

и финансированию терроризма

14. Организация разрабатывает программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Программа обучения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

15. Целью обучения является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

16. Программа обучения должна предусматривать:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

IV. Учет прохождения сотрудниками организации обучения

17. Организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.

18. Порядок учета прохождения сотрудниками организации обучения устанавливается руководителем организации.

19. Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

В управляющих компаниях ПИФ с учетом требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), а также характера и особенностей их деятельности, характера и особенностей деятельности их клиентов, должны проводиться мероприятия, направленные на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ. В настоящей статье речь пойдет о такой форме обучения в целях ПОД/ФТ, как целевой (внеплановый) инструктаж, о его назначении, сроках проведения и иных особенностях.

Целевой (внеплановый) инструктаж в целях ПОД/ФТ – это форма обучения по ПОД/ФТ, направленного на получение работниками знаний, необходимых для соблюдения ими законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля УК ПИФ, программ его осуществления и внутренних документов УК ПИФ, принятых в целях ПОД/ФТ.

В нормативном акте, регулирующем обучение в целях ПОД/ФТ, существует подразделение целевого (внепланового) инструктажа на 2 «подвида». Рассмотрим их основные особенности.

Обучаемые лица. Оба вида целевого (внепланового) инструктажа проходят сотрудники управляющей компании ПИФ, включенные в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, утверждаемый руководителем УК ПИФ в соответствии с Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее — Перечень обучаемых).

Основания и сроки проведения. Случаи проведения «первого вида» целевого (внепланового) инструктажа связаны с назначением работников на соответствующие должности / возложением на них соответствующих должностных обязанностей / началом осуществления соответствующих функций. Так руководитель управляющей компании ПИФ, а также руководитель филиала такой компании проходят «первый вид» целевого (внепланового) инструктажа до назначения на соответствующую должность, Ответственный сотрудник (СДЛ) — до начала осуществления функций СДЛ, остальные сотрудники — в течение года со дня назначения на должности, включенные в Перечень обучаемых, либо возложения на них должностных обязанностей работников, включенных в Перечень обучаемых.

«Второй вид» целевого (внепланового) инструктажа проводится в следующих случаях и в следующие сроки:

  • при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности управляющих компаний — не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;
  • при утверждении управляющей компании ПИФ новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления — не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов;
  • при переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках управляющей компании ПИФ, предусматривающую выполнение функций, отличных от выполняемых им до такого перевода, в случае когда для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ при выполнении сотрудником новых функций требуется проведение целевого (внепланового) инструктажа — не позднее десяти рабочих дней с даты перевода;
  • при поручении сотруднику управляющей компании ПИФ работы, выполняемой сотрудниками этой УК, указанными в Перечне обучаемых, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет за собой изменения условий такого договора — не позднее десяти рабочих дней с даты поручения.

Следует отметить, что для лиц, подлежащих обучению и отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, срок для проведения «второго вида» целевого (внепланового) инструктажа начинает исчисляться с рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.

Формат и особенности проведения обучения. «Первый вид» целевого (внепланового) инструктажа осуществляется самой управляющей компанией и (или) с привлечением сторонних организаций. «Второй вид» целевого (внепланового) инструктажа проводятся ответственным сотрудником в соответствии с программой подготовки и обучения по ПОД/ФТ, разработанной УК ПИФ.

В управляющей компании должен осуществляться учет прохождения ее сотрудниками обучения по ПОД/ФТ, в том числе целевого (внепланового) инструктажа. Факт проведения с сотрудником управляющей компании ПИФ целевого (внепланового) инструктажа должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого управляющая компания устанавливает самостоятельно.

Документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником УК ПИФ обучения по ПОД/ФТ, хранятся в его личном деле в течение всего времени его работы в управляющей компании. Допускается хранение указанных документов в электронном виде.

Нарушение требований нормативных актов о прохождении работниками управляющей компании ПИФ обучения в целях ПОД/ФТ, в том числе несоблюдение сроков обучения, расценивается как неисполнение законодательства в части осуществления специального внутреннего контроля. Ответственность за указанное правонарушение установлена ч. 1 ст. 15. 27 КоАП РФ.

Таким образом, управляющим компаниям ПИФ следует:

  • при приеме на работу/возложении на лицо функций ответственного сотрудника, а также при назначении руководителя управляющей компании (руководителя филиала), проверить у кандидата наличие документа о прохождении целевого (внепланового) инструктажа в сторонней организации, либо обучить его внутри УК ПИФ, с соблюдением нормативных сроков;
  • вести соответствующий внутренний учет прохождения другими работниками, включенными в Перечень, «первого вида» целевого (внепланового) инструктажа и своевременно извещать их о необходимости обучения, либо организовывать указанное обучение внутри УК ПИФ;
  • своевременно проводить целевой (внеплановой) инструктаж внутри УК ПИФ при возникновении оснований для проведения «второго вида» целевого (внепланового) инструктажа;
  • соблюдать требования по учету прохождения сотрудниками обучения по ПОД/ФТ и хранению документов (либо их копий), свидетельствующих о прохождении обучения по ПОД/ФТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *