Приказ по аптекам 309

Все мы прекрасно знаем, что санитарный режим в аптечных организациях регламентирует приказ Минздрава России № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)», но в период ЧС или угрозы распространения заболевания (что имеет место сейчас) действуют и иные нормативно-правовые акты.

1. Роспотребнадзор в письме № 02/3853-2020-27 от 10.03.2020 г. «О мерах по профилактике коронавирусной инфекции COVID-19» рекомендует работодателям обеспечить:

— при входе работников в организацию (предприятие) — возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры; такое требование уже было обозначено в приказе Минздрава России № 309, но сейчас оно должно выполняться всеми организациями;

— информирование работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками — в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета;

— качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат и т.п.), во всех помещениях — с кратностью обработки каждые 2 часа;

— наличие не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (маски, респираторы);

— каждые 2 часа проветривание рабочих помещений;

— применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности).

2. В письмах Роспотребнадзора №02/770-2020-32 от 23.03.2020 г. «Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами» и № 02/5225-2020-24 от 27.03.2020 г. «О проведении дезинфекционных мероприятий» указан перечень дезинфицирующих средств (хлорактивные, кислородактивные, катионные поверхностно-активные вещества, четвертичные аммониевые соединения, третичные амины, полимерные производные гуанидина, спирты) и их концентрации для дезинфекции помещений, оборудования и гигиенической обработки рук. Вот наша статья о дезинфекции в аптеке.

3. 5.04.2020 г. Минздрав России на своем сайте разместил рекомендации для работников и работодателей в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции. Всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (в т.ч. фармацевтическим работникам), настоятельно рекомендовано носить средства индивидуальной защиты — маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами, а работодателям — обеспечить таких работников соответствующими СИЗ.

4. Вместе с тем Роспотребнадзор напомнил, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, сейчас вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки в т.ч. по вопросам:

— дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— выполнению работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Обоснование: ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлению Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 31.01.2020 г. «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».

5. Ответственность за неисполнение наказывается по ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению…». Возможно вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей. Если зафиксировано нарушение санитарного законодательства и требование о его устранении не выполнено в отведенный срок, то в данном случае действует ч. 1 ст. 19.5 КоАП «Невыполнение в срок законного предписания ….», которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Таким образом, в сегодняшней ситуации порядок действий в аптечных организациях регламентирован письмами Роспотребнадзора и рекомендациями Минздрава России.

Все материалы о COVID-19, полезные фармацевтическим работникам, мы собираем в специальном разделе сайта.

Самое важное по теме: посетитель симптомами COVID-19 в аптеке, гигиена рук, дезинфекция в аптеке, правила использования масок, мифы и факты о коронавирусе, фармконсултирование по жаропонижающим и гипотензивным во время пандемии.

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

  • Telegram: https://tglink.ru/pharmorden
  • ВКонтакте: https://vk.me/join/AJQ1d_D2XxaDy9IdzL0e6EqH

Заинтересовала статья? Узнать еще больше Вы можете в разделе Коронавирус

Поделиться в соц. сетях

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Отзывы

4 Е Елена Липецк Хорошая статья для пополнения знаний в этом разделе. 14.08.2020 в 13:17 Ответить Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войтиТришина Юлия Андреевна Тула Работник первого стола Антисептики для рук (при частом использовании) очень раздражают кожу 22.05.2020 в 18:22 Ответить Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти К Кондрамашина Жанна Пгт.Надвоицы Изложен конкретный алгоритм действий аптечными работниками в период пандемии COVID-19. 17.05.2020 в 07:55 Ответить Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Многие профессионалы фармацевтической отрасли следят за тем, как происходит масштабное переустройство законодательного поля. В июне были опубликованы два правительственных постановления, согласно которым с 1 января 2021 г. и с 1 июля 2021 г. многие приказы Минздрава РФ и Минздрава СССР признаются утратившими силу. Конечно, возникает вопрос, что придет им на смену? На смену некоторым приказам не придет ничего, потому что те сферы, рабочие действия и понятия, которые они регулировали, остались в прошлом и в современной аптечной практике отсутствуют. В первую очередь это касается приказов Минздрава СССР. Посудите сами, насколько сейчас актуален, например, порядок приема использованной аптекарской посуды? Однако есть и актуальные сферы фармдеятельности требующие регулирования, несмотря на отмену устаревшего документа. Поэтому происходящее в рамках «регуляторной гильотины» упразднение десятков нормативно-правовых актов требует более подробного анализа и разъяснения. Попробуем выделить наиболее важные из отменяемых приказов и рассмотреть ситуацию по каждому из них в отдельности.

Приказ Минздрава РФ № 309 от 21 октября 1997 года «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»

Приказ, как видите, довольно давний — ему почти четверть века, и необходимость существенных изменений в этой сфере давно назрела. Конечно, некоторые санитарные нормы заложены в Надлежащие практики, но они сами, по всей вероятности, скоро будут переписаны. В любом случае, мы имеем в виду, так сказать, специализированный нормативно-правовой акт по этой теме.

Недавно был опубликован проект документа под названием Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению». Он разработан под эгидой Роспотребнадзора. Документ по сути представляет собой нечто вроде генерального «СНиП» для самых разных предприятий и сфер деятельности.

Есть в нем Раздел V «Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями» на пяти страницах. То есть, по‑видимому, со следующего года (с 1 января), основным нормативно-правовым актом, регулирующим эту сферу, будет не приказ Минздрава, а приказ Роспотребнадзора.

В «аптечном» разделе Санитарных правил не все идеально, а некоторые его положения даже противоречат нормам действующих нормативно-правовых актов. Но эта тема заслуживает отдельного разговора, тем более что проект вряд ли обрел на сегодняшний день окончательный вид, и в него еще наверняка внесут изменения. Главное, что хотелось бы отметить сейчас, заключается в том, что, по всей видимости, именно Раздел V Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению» c 1 января придет на смену пока еще хорошо знакомому каждому фармспециалисту «санитарному приказу» № 309.

Постановление Правительства РФ № 674 от 3 сентября 2010 года «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств»

На смену этому постановлению должно прийти другое правительственное постановление об утверждении Правил уничтожения (утилизации) недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, проект которого уже вывешен на сайте regulation.gov.ru.

Сразу хотелось бы обратить внимание на одну из норм этого документа, присутствие которой порождает абсурдную ситуацию, чреватую для аптечных организаций неразрешимыми проблемами. Ее комментирует Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия». В части 4 новых Правил записано, что владелец недоброкачественных и (или) фальсифицированных лекарственных средств в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения уполномоченным органом решения об их изъятии, уничтожении (утилизации) и вывозе, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним. Это не новая норма, она имеется и в отменяемом Постановлении № 674.

Елена Неволина напоминает в связи с этим, что отходы уничтожения лекарственных средств относятся к разряду медицинских отходов, для работы с которыми нужна специальная лицензия. Аптеки, естественно, такой лицензией не обладают. Организация, претендующая на ее получение, должна соответствовать требованиям Росприроднадзора и пройти надлежащую процедуру. Следовательно, при необходимости уничтожения лекарственных средств аптека должна заключить договор с такой организацией и заплатить ей за услуги.

Всем неприятно терять деньги, но если это необходимо, то приходится. Однако проблема в том, что иногда ты готов заплатить, но некому. «Мы столкнулись с проблемой», — рассказывает Елена Неволина, — «Что у нас довольно много субъектов федерации, в которых ни одна организация не имеет такой лицензии. Иными словами, уничтожить лекарства негде, а положение о 30‑дневнем сроке, тем не менее, действует. А мы с вами знаем подход контролирующих органов, например, прокуратуры, в таких случаях: указано в постановлении 30 дней, и ее не очень волнует, что нет организации с такой лицензией в данном субъекте федерации, и что ее может не быть даже в соседнем».

«Поэтому, — продолжает эксперт, — Мы твердо стоим на том, чтобы этот месячный срок был изменен в сторону увеличения. Чтобы аптекам дали хотя бы год на это». Иными словами, чтобы у них была, если можно так выразиться, физическая возможность осуществить это необходимое действие, тем более что за это время такая операция может стать менее убыточной. Не будем забывать, что аптеки не виноваты в появлении таких препаратов на фармрынке, но несут из‑за этого финансовые потери, и что расходы на уничтожение медотходов могут быть покрыты только путем повышения средней наценки.

Приказ Минздрава РФ № 553н от 27 июля 2010 года «Об утверждении видов аптечных организаций»

С тем, что придет ему на смену с 1 января 2021 года, пока нет ясности. Не исключено, что это будет приказ с аналогичным названием — так сказать, современная версия отменяемого приказа, частично с новым содержанием. Уходящий приказ, разумеется не идеален. У Елены Неволиной к нему два основных замечания, которые, по ее мнению, должны быть учтены при разработке нового нормативно-правового акта или новых норм на эту тему.

Одним из минусов Приказа № 533н эксперт считает отсутствие в нем понятия «аптека медицинской организации» (в более ранней терминологии «больничная аптека»). Ее приравняли просто к аптечным организациям — либо с правом изготовления, либо без него, в зависимости от того, какой набор функций такая аптека осуществляет на практике. Это уравнивание разных аптечных моделей породило множество вопросов и проблем: по теме минимального ассортимента, штатного расписания, качества лекарственных препаратов и т. д.

Елена Неволина отмечает, что когда в России начали оптимизировать медорганизации, и исчезло понятие «аптека медицинской организации», некоторые из них либо сохранили одного провизора (которого для пущей важности назвали «старшим провизором»), либо возложили обязанности провизора на старшую медсестру, которая получает медикаменты и осуществляет хранение. В результате у Росздравнадзора стало больше замечаний к таким аптекам по правилам хранения лекарственных препаратов.

«Кстати, аптеки медицинских организаций всегда несли ответственность не только за соблюдение правил хранения лекарственных средств в отделениях больницы, но и, в определенной мере, за соблюдение правил их применения, то есть, введения. Ведь многие инфузионные препараты можно вводить только при условии, что их температура не ниже 36 °C. При этом хранятся они в холодильнике. И что мы видим в больнице даже как пациенты? Флакон достают из холодильника, кладут на батарею или, если не нужно вводить весь флакон — отливают сколько нужно, а остальное опять ставят в холодильник», — делится своими наблюдениями Елена Неволина.

Еще один недостатком отменяемого приказа, который лучше не переносить в новый, является, по мнению Елены Неволиной, самостоятельный статус аптечных киосков. Эксперт считает, что киоски должны существовать только как подразделения аптеки или аптечного пункта (если в них оказывается полноценная лекарственная помощь). Эти подразделения следует создавать для лекарственного обеспечения в тех местах, где это целесообразно с точки зрения доступности безрецептурных лекарственных препаратов. Аптечный киоск чем‑то напоминает лекарственный отдел магазина, считает Елена Неволина, указывая на то, что наличие таких самостоятельных единиц фармритейла, как киоски, дает представителям продовольственного ритейла аргумент для того, чтобы войти на фармрынок.

Определенный резон в этих словах, вероятно, есть. При всей непохожести этих понятий, аптечные киоски в чем‑то сродни дистанционной торговле лекарственными препаратами. И там, и там — шаг навстречу потребителю для увеличения доступности аптечных товаров, ограничение ассортимента исключительно безрецептурными препаратами и т. д. А дистанционным отпуском лекарств, как мы уже хорошо знаем, могут заниматься только традиционные аптеки, а не специально созданные для онлайн-торговли лекарствами компании. Так что на тему киосков стоит подумать. Другой вопрос, будут ли в принципе заинтересованы аптеки открывать киоски, и не получится ли так, что после отмены самостоятельного статуса киосков они попросту исчезнут.

Ситуация по этой теме отличается. Провизоры и фармацевты — особенно те, что работают в сфере аптечного изготовления — знают, что ее уже почти 5 лет регулирует Приказ Минздрава от 26.10.2015 N 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Но когда его принимали, то Приказ № 214 почему‑то не отменили. С 1 января 2021 г. это, наконец‑то, будет сделано.

Елена Неволина напоминает о некоторых устаревших положениях Приказа № 214н. Например, в нем упомянута лабораторная и технологическая посуда, которую должна иметь аптечная организация. «Но мы с вами прекрасно знаем, что осталось от аптечного производства… Да и самих производственных аптек осталось менее 1 %. И получается так: приходит проверка, открывает 214‑й приказ и просит предъявить количество бюреток, мерных пипеток и т. п… Для чего они сегодня нужны? Только для того, чтобы их показать при проверке. Мы должны признать, что бюреточная система в современной аптеке — это анахронизм, она актуальна только в аптечных музеях. Ну не выписывают больше врачи то, для чего она когда‑то была нужна. А аптечное производство — это же все‑таки изготовление по индивидуальным прописям врачей», — аргументирует эксперт.

Что касается норм естественной убыли, то Елена Неволина напоминает, что она получается при взвешивании, отмеривании, но не при хранении. В нашей сегодняшней действительности аптека большую часть времени хранит субстанции, а не использует их. Очень маленький объем аптечного изготовления обуславливает ничтожные величины убыли. В Приказе № 751н, обращает внимание эксперт, существуют нормы, подразумевающие экономичное производство, поэтому нет смысла дополнительно «держать» еще и Приказ № 284.

«Мне кажется, чем меньше приказов регулирует нашу профессиональную деятельность, тем проще предоставлять качественные услуги и товары потребителям и отстаивать свои позиции в общении с контрольными органами», — резюмирует Елена Неволина.

Действительно, перегрузка — в том числе законодательного поля — только во вред. Будем и дальше наблюдать за тем, какие приказы и постановления отменяются, и что приходит им на смену.

-Изучить нормативные документы, регламентирующие санитарный режим в аптеке:

— Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309(ред. от 24.04.2003)

«Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»

-Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред.от 05.12.2014)

«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

(Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111)

-Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 03.07.2016)

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

-Изучить приказы, распоряжения по аптеке, связанные с организацией санитарного режима

-Провести анализ влажной уборки оборудования торгового зала и других помещений аптеки (помещений хранения – витрины, шкафы). Перечислить дезинфицирующие растворы, имеющиеся в аптеке, их использование.

-Провести анализ выполнения санитарно-гигиенических требований персоналом аптеки. Познакомиться с правилами техники безопасности и противопожарной безопасности. Познакомиться с приемами оказания первой медицинской помощи в случае необходимости, основами охраны здоровья граждан.

-Результаты работы с таблицами, схемами, рисунками и фотографиями оформить в дневнике производственной практики. Оформить фото помещений аптеки.

6.Участие в оформлении торгового зала.

-Документы, регламентирующие розничную торговлю в аптечных организациях. Виды отпуска аптечных товаров. Перечень товаров, реализуемых через аптечные организации. Общие требования к отпуску лекарственных средств

— Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785(ред. от 22.04.2014)

«О Порядке отпуска лекарственных средств»

(Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2006 N 7353)

Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н

(ред. от 10.09.2015)

«Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества»

(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 N 24438)

-Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н (ред. от 10.09.2015)


«Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»

Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681(ред. от 01.04.2016)

«Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 (ред. от 07.11.2013)

«Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих

Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р

<Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи>

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р

<Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год>

-Оборудование и оснащение мест продажи. Порядок расчетов с населением через контрольно-кассовые аппараты (указать программное обеспечение

-Планирование торгового пространства. Принципы размещение товара на витринах в данной аптеке. Рекомендации при выкладке товаров. Информация в торговом зале для покупателей в соответствии с нормативно-техническими документами (записать в дневнике, оформить фото по информации для покупателей).

Чистота торгового зала не только создает положительное впечатление у посетителей аптеки, но и является необходимой нормой законодательства. Правила уборки помещений в аптеке регламентируются Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 21 октября 1997 г. N 309, и имеют свои особенности.

График проведения уборки в аптеке

Санитарная уборка проводится во всех помещениях аптеки согласно графику с использованием дезинфицирующих средств. Нужно отметить, что в аптечных помещениях допускается только влажная уборка. Основные виды уборки:

  1. Ежедневная (текущая)
  2. Генеральная – раз в неделю
  3. Ежемесячная

Ежедневная уборка аптеки

Перед началом каждого рабочего дня производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств:

  • Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергается обработке один раз в день
  • Помещения асептического блока (полы и оборудование) убираются не менее одного раза в день
  • Мусор и отходы производства собираются в специальные контейнеры и удаляются из помещения не реже одного раза за смену
  • Ежедневно моются и дезинфицируются мусорные контейнеры, санузлы и раковины
  • Коврики перед входом очищаются не менее одного раза в день
  • Внутренние двери обрабатываются теплой водой с мылом

Генеральная уборка в аптеке

Еженедельной уборке подвергаются следующие помещения аптеки:

  • Шкафы для хранения лекарственных средств в материальной комнате
  • Помещения асептического блока с освобождением от оборудования
  • Производственные помещения
  • Декоративные элементы и озеленение очищаются от пыли также не реже одного раза в неделю

При проведении генеральной уборки моют стены, полы, оборудование. Оконные стекла и рамы моются различными моющими средствами, чаще водой с мылом.

При уборке асептического блока соблюдают определенную последовательность действий:

  1. Стены
  2. Двери от потолка к полу
  3. Стационарное оборудование
  4. Полы

Рекомендуемый инвентарь: поролоновые губки и салфетки с заделанными краями, для пола – тряпки из суровых тканей.

В процессе эксплуатации трубопровода, расположенного в помещении для изготовления дистилированной воды, требуется его очистка не реже, чем один раз в 14 дней. Стандартная обработка паром применяется в трубопроводах из термостойких материалов, обработка перекисью с последующим промыванием очищенной водой допускается в трубопроводах из полимерных материалов. Стеклянные трубки и сосуды обрабатываются подкисленным раствором калия перманганата в течение 25-30 минут и промываются свежеприготовленной водой для инъекций.

Санитарный день, или, ежемесячная уборка, часто проводится одновременно с мелким ремонтом. Помимо стен, полов и оборудование моются потолки.

Правила уборки оборудования и инвентаря

Аптечная посуда, инвентарь и оборудование подвергаются очистке и обработке в соответствии с инструкцией:

  • Штангласы для хранения лекарственных средств перед наполнением моют и стерилизуют
  • Средства и материалы для изготовления лекарственных средств подготавливают и стерилизуют
  • Перед использованием аптечная посуда моется, сушится и стерилизуется (хранение не более 3 суток)
  • Механизированные средства для изготовления и фасовки лекарств моются и дезинфицируется согласно прилагаемой инструкции
  • Мелкий аптечный инвентарь протирается 3% раствором перекиси водорода или спирто-эфирной смесью (1:1)
  • Бюреточные установки и пипетки не реже 1 раза в 10 дней освобождаются от концентратов и моются горячей водой (50-60 С) с взвесью горчичного порошка или 3% раствором перекиси водорода с 0,5% моющего средства с последующим промыванием очищенной водой
  • Сливные краны бюреточных установок перед началом работы очищаются и протираются спирто-эфирной смесью (1:1)
  • Ручные весы, горловина и пробка штангласа протираются марлевой салфеткой
  • Фильтрующие воронки и ступы моются и стерилизуются

Уборочный инвентарь после дезинфекции и сушки хранится в специально отведенном помещении или шкафу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *