Приказ 100 по скорой помощи

  • Приложение 1. Положение об организации деятельности станции скорой медицинской (утратило силу)
  • Приложение 2. Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 3. Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 4. Положение об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 5. Положение об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 6. Положение о главном враче станции скорой медицинской помощи
  • Приложение 7. Положение о заместителе главного врача по медицинской части
  • Приложение 8. Положение о старшем враче станции скорой медицинской помощи
  • Приложение 9. Положение о враче выездной бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 10. Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 11. Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи
  • Приложение 12. Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 13. Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 14. Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи
  • Приложение 15. Форма N 40 (почтовая-годовая) «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи»
  • Приложение 16. Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий (утратило силу)
  • Приложение 17. Инструкция по организации и проведению дезинфекционных мероприятий в машинах скорой медицинской помощи
    • Приложение 1

Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100
«О совершенствовании организации скорой медицинской помощи
населению Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

16 ноября 2004 г., 10 июня 2010 г.

ГАРАНТ:

Согласно письму Минюста РФ от 27 апреля 1999 г. N 3268-ВЭ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Среди проблем структурного реформирования отрасли здравоохранения важнейшее значение имеет совершенствование службы скорой медицинской помощи.

В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают около 20 тысяч врачей и свыше 70 тысяч средних медицинских работников.

Укомплектованность подразделений скорой медицинской помощи врачебными кадрами возросла за последние три года до 90 процентов, а показатель обеспеченности врачами на 1000 населения достиг 1,2. Треть врачей аттестована на квалификационные категории, 14 процентов имеют сертификат специалиста.

Отмечается рост числа специализированных бригад скорой медицинской помощи на 11,0 процентов при снижении количества линейных врачебных бригад на 2,2 процента и фельдшерских бригад на 6,0 процентов.

Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан.

Вместе с тем, сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной.

Как показывает анализ, почти в 60 процентах случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций на места происшествий, выполняется несвоевременно.

Определенные приказом Минздрава СССР от 20.05.88 N 404 меры по передаче неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинической службе остались не выполненными почти повсеместно.

Крайне неэффективно используются специализированные врачебные бригады, простаивающие большую часть времени или выполняющие непрофильные вызовы.

Продолжает оставаться на низком уровне оказание скорой медицинской помощи сельскому населению.

Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.

Целевая федеральная программа «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации на 1995 — 1996 годы», принятая Правительством Российской Федерации в 1994 г. и направленная, в основном на переоснащение службы санитарным автотранспортом, средствами связи, медицинским оборудованием, из-за скудного финансирования не была выполнена. По этой же причине не был организован и запланированный Федеральный научно-практический центр скорой медицинской помощи, на который возлагалось научное обоснование дальнейшего развития и совершенствования службы.

Негативно сказывается на конечных результатах оказания скорой медицинской помощи отсутствие системы подготовки населения по вопросам оказания первичной медицинской само- и взаимопомощи. Ее приемами не владеют даже работники милиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы.

Все это свидетельствует о необходимости существенного совершенствования службы скорой медицинской помощи. Основными ее задачами на современном этапе должно являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами. Учитывая это, соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому и т.д.

В целях дальнейшего совершенствования и эффективной организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации

1. Утверждаю:

1.1. Положение об организации деятельности станции скорой медицинской помощи (Приложение 1).

1.2. Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи (Приложение 2).

1.3. Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи (Приложение 3).

1.4. Положение об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи (Приложение 4).

1.5. Положение о деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 5).

1.6. Положение о главном враче станции скорой медицинской помощи (Приложение 6).

1.7. Положение о заместителе главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи (Приложение 7).

1.8. Положение о старшем враче станции скорой медицинской помощи (Приложение 8).

1.9. Положение о враче выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 9).

1.10. Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 10).

1.11. Положение о фельдшере (медсестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (Приложение 11).

1.12. Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи (Приложение 12).

1.13. Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 13).

1.14. Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи (Приложение 14).

1.15. Отраслевую статистическую отчетную форму станций скорой медицинской помощи (Приложение 15).

1.16. Примерную программу и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий (Приложение 16).

1.17. Инструкцию по организации и проведению дезинфекционных мероприятий в машинах скорой медицинской помощи (Приложение 17).

2. Приказываю:

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Провести углубленный анализ состояния и эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи и с учетом медико-демографической ситуации в регионе, проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, разработать территориальные программы развития службы скорой медицинской помощи, предусмотрев в них следующие основные направления:

— развитие сети и материально-технической базы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи;

— подготовку и переподготовку медицинских кадров для службы скорой медицинской помощи;

— обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, муниципальной милиции, водителей всех видов транспорта и других категорий населения;

— оптимизацию использования имеющихся ресурсов амбулаторно-поликлинических учреждений с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций;

— постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад;

— внедрение в практику работы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи автоматизированных систем управления работой, в том числе оперативных и статистических отделов, АРМ специалиста и других;

— оказание скорой медицинской помощи с использованием утвержденных отраслевых норм, правил и стандартов для фельдшерского и врачебного персонала службы скорой медицинской помощи;

— обеспечение персонала службы скорой медицинской помощи сезонной одеждой и обувью.

3. Департаменту организации медицинской помощи населению, Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, Управлению охраны здоровья матери и ребенка завершить до 01.11.99 разработку и утверждение отраслевых стандартов для фельдшерского и врачебного персонала скорой медицинской помощи.

4. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений:

4.1. Пересмотреть до 31.12.99 учебные программы подготовки и повышения квалификации специалистов службы скорой медицинской помощи с учетом утвержденных отраслевых стандартов.

4.2. Завершить в 2000 году профессиональную переподготовку по специальности «лечебное дело» медицинских сестер и акушерок, занимающих фельдшерские должности в учреждениях скорой медицинской помощи.

5. Считать не действующими на территории Российской Федерации Приказ Минздрава СССР от 29.12.84 N 1490 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению», приложения N 1, 2 Приказа от 20.05.88 N 404 «О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению».

6. Контроль за исполнением Приказа возлагаю на заместителя Министра Вялкова А.И.

Министр

В.И.Стародубов

Health care reforms

Поступила 10.07.2015 Принята в печать 17.09.2015

2. The American Heritage Stedman’s Medical Dictionary (2002). Available at: http://www.amazon.com.

5. Shestakova I.N. Pathologic Telediagnostics Intraoperative Breast Biopsy: Diss. Мoscow; 2008. (in Russian)

11. Vertkin A.L., Zayrat’yants O.V., Vovk E.N. The Final Diagnosis. . Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)

© Шляфер С.И., 2016 УДК 614.2:616-08-039.74]:002

Шляфер С. И.

РАБОТА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АНАЛИЗ ВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», 127254, г. Москва, Россия

Одним из направлений развития отечественного здравоохранения является совершенствование деятельности скорой медицинской помощи. В статье представлен анализ показателей деятельности скорой медицинской помощи в Российской Федерации: число станций (отделений), обеспеченность медицинским персоналом, частота выполненных выездов бригадами скорой медицинской помощи, число лиц, которым оказана помощь при выездах, число госпитализированных пациентов, доставленных бригадами скорой медицинской помощи в стационары, обеспеченность населения выездными бригадами (сменами), число автомобилей скорой медицинской помощи, число дорожно-транспортных происшествий, на которые выезжали бригады скорой медицинской помощи, число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, оперативность работы. Представлена история ведения отчетной документации скорой медицинской помощи и отмечены сложности в ее заполнении.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь; медицинский персонал скорой медицинской помощи;

число лиц, которым оказана медицинская помощь; бригады скорой медицинской помощи; автомобили скорой медицинской помощи; оперативность работы; отчетная документация скорой медицинской помощи.

Для цитирования: Шляфер С.И. Работа скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Анализ ведения отчетной документации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2): 89—94. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-2-89-94

Для корреспонденции: Шляфер София Исааковна, доктор мед. наук, зав. отд-нием организации планирования и управления научными исследованиями, cofya@mail.ru

Shliafer S.I

THE FUNCTIONING OF EMERGENCY MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS OF REPORT DOCUMENTATION KEEPING

The central research institute for health organization and informatics of Minzdrav of Russia,

127254, Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформы здравоохранения

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Financing. The study had no sponsor support

Received Accepted

Целью работы стал анализ основных показателей деятельности скорой медицинской помощи (СМП) в стране за 25 лет и изучение ведения отчетной документации в стране.

СМП является доступным видом медицинской помощи, за которой обращается каждый третий житель Российской Федерации. Она оказывается бесплатно гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинской вмешательства .

Методика исследования

Оценку работы службы СМП в Российской Федерации проводили по данным форм отраслевой статистической отчетности № 8 «Отчет станции (отделения, больницы) скорой медицинской помощи» за 1990 г., отраслевого статистического наблюдения № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» за 1991—2013 гг., федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2014 г.

Изучены нормативные документы, регламентирующие отчетные формы по работе СМП в нашей стране.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2014 г. № 294, определено, что основными задачами совершенствования скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, на современном этапе должны быть оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи .

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» регламентировано, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства вне медицинской организации, в амбулаторных и стационарных условиях. СМП осуществляется на основе стандартов медицинской помощи .

Вне медицинской организации скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками выездных бригад СМП по месту вызова бригады, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации.

В амбулаторных условиях оказывается скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь пациентам, которым не требуется круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

В стационарных условиях скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками стационарного отделения СМП. Такое отделение создается в медицинской организации, имеющей мощность не менее 400 коек, при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 пациентов для оказания СМП. При поступлении пациента в медицинскую организацию для оказания СМП в стационарных условиях в стационарном отделении СМП осуществляются уточнение диагноза, диагностика, динамическое наблюдение и проведение лечебно-диагностических мероприятий на койках СМП суточного пребывания и, при наличии медицинских показаний, краткосрочное лечение длительностью не более 3 сут на койках СМП краткосрочного пребывания. При наличии медицинских показаний пациент направляется из стационарного отделения СМП в профильные отделения медицинской организации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается: ♦ в экстренной форме: при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (нарушение сознания, дыхания, системы кровообращения, психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц, внезапный болевой синдром, внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, травмы любой этиологии, термические и химические ожоги, внезапные кровотечения, роды, угроза прерывания беременности), дежурство при угрозе чрезвычайной ситуации, оказание СМП и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;

Health care reforms

♦ в неотложной форме: при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента .

Основные показатели деятельности СМП в Российской Федерации за 1990—2014 гг. анализировали по данным форм отраслевой статистической отчетности № 8 «Отчет станции (отделения, больницы) скорой медицинской помощи» (1990 г.), отраслевого статистического наблюдения № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» (1991—2013 гг.), федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» (2014 г.).

За 1990—2014 гг. в нашей стране число станций (отделений) СМП уменьшилось на 12,7% (с 3042 до 2657), что связано с укрупнением медицинских организаций и передачей маломощных учреждений в состав более крупных.

Показатель обеспеченности врачами (по занятым должностям) службы СМП не изменился — 1,76 на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом увеличился с 4,61 до 7,56, младшим медицинским персоналом — с 1,53 до 1,59, прочим персоналом — с 2,1 до 3,97 на 10 тыс. населения.

Коэффициент совместительства у врачей СМП возрос с 1,49 до 1,57, соотношение врач:средний медицинский персонал (по занятым должностям) увеличилось с 1:2,61 до 1:4,31.

За 25 лет частота выполненных выездов СМП имела тенденцию к снижению с 323,3 до 312,2 на 1 тыс. населения.

Анализ частоты выполненных выездов СМП показал, что по поводу внезапных заболеваний и состояний она увеличилась с 209,2 до 226,9 на 1 тыс. населения, по поводу несчастных случаев — с 25,24 до 29,3%о, родов и патологии беременности — с 1,18 до 3,28%о, перевозки больных, рожениц и родильниц уменьшилось с 44,83 до 22,5%о.

Число безрезультатных выездов1 увеличилось на 58% (с 1 425 595 до 2 252 971), их доля в структуре выполненных выездов возросла с 2,9 до 4,7%.

Число лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах, на территории РФ уменьшилось с 324,4 до 313,6 на 1 тыс. населения (на 3,3%), в городах — с 366,6 до 335,65 на 1 тыс. городского населения (на 8,4%). С 205,9 до 250,84 на 1 тыс. сельского населения увеличилось число сельских жителей, которым оказана медицинская помощь бригадами СМП.

За 2009—2014 гг. возрастная структура получивших медицинскую помощь при выездах была следующей: возросла доля лиц старше (с 40,7 до 42,2%) и моложе (0—17 лет включительно — с 16,3 до 17,6%) трудоспособного возраста, но снизилась доля взрос-

1 Безрезультатные выезды — это случаи, когда больного не оказалось на месте, вызов был ложным (по данному адресу СМП не вызывали), не найден адрес, указанный при вызове, пациент оказался практически здоровым и не нуждался в помощи, больной умер до приезда бригады СМП помощи, больной увезен до прибытия бригады СМП, больной обслужен врачом поликлиники до прибытия бригады СМП, больной отказался от помощи (осмотра), вызов отменен .

лых трудоспособного возраста (мужчины 18—59 лет, женщины 18—54 лет) с 43 до 40,2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1999 г. в форму отраслевой статистической отчетности № 40 были включены сведения о числе госпитализированных пациентов. За 16 лет в Российской Федерации частота госпитализации пациентов, доставленных бригадами СМП, увеличилась с 52,4 до 71,95 (на 1 тыс. населения). Удельный вес госпитализированных больных, доставленных бригадами СМП, возрос с 26,32 до 34,63% от общего числа поступивших в больничные организации.

В городах частота госпитализации пациентов, доставленных бригадами СМП, увеличилась с 62,5 до 84,1 на 1 тыс. городского населения и составила 33,3% от общего числа госпитализированных в больничные организации жителей города (в 1999 г. — 26,7%). В сельской местности также отмечен рост показателя частоты госпитализации пациентов, доставленных бригадами СМП, с 25,1 до 37,5 (на 1 тыс. сельских жителей), что составило 46,4% от общего числа госпитализированных в больничные организации жителей сельской местности (в 1999 г. 24%).

За 25 лет изучения обеспеченность населения выездными бригадами (сменами) СМП уменьшилась с 2,98 до 2,68 на 10 тыс. населения. Показатель обеспеченности населения врачебными общепрофильными бригадами (сменами) снизился с 1 до 0,65 на 10 тыс. населения, бригадами (сменами) интенсивной терапии — с 0,09 до 0,06. Обеспеченность фельдшерскими бригадами (сменами) возросла с 1,69 до 1,75, а специализированными бригадами (сменами) — с 0,2 до 0,22 на 10 тыс. населения.

Число лиц, которым оказана медицинская помощь одной бригадой (сменой) СМП всех профилей, увеличилось с 1091 до 1168, одной врачебной общепрофильной бригадой (сменой) — с 1088 до 1143, одной бригадой (сменой) интенсивной терапии — с 693 до 1076, одной специализированной бригадой (сменой) — с 763 до 877.

Нагрузка на одну фельдшерскую бригаду (смену) возросла с на 5,5%. Доля перевозок фельдшерскими бригадами СМП снизилась с 19,5 до 9,7%.

Оснащение станции (отделения) СМП заполняется с 2009 г. в форме отраслевого статистического наблюдения № 40.

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» и модернизации здравоохранения является обновление автомобильного парка скорой медицинской помощи.

За 2009—2014 гг. число автомобилей СМП увеличилось на 4,7% (с 19 604 до 20 530).

В нашей стране число автомобилей СМП со сроком эксплуатации более 5 лет увеличилось в 2,5 раза (с 4072 до 10230), со сроком до 3 лет — на 3,6% (с 7127 до 7385). Число автомобилей со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет снизилось в 2,88 раза (с 8405 до 2915).

Для оперативной работы СМП важным является оснащение станций (отделений) СМП автоматизированной системой управления (АСУ) приема и обработки вызовов. В Российской Федерации в 2014 г. 30,9% станций (отделений) СМП были оснащены

АСУ приема и обработки вызовов СМП (программный комплекс «АДИС», г. Москва, автоматизированная система управления «Скорая помощь», г. Казань, программный комплекс «МИСС-03», г. Новосибирск и др.). За 6 лет число станций и отделений СМП, имеющих АСУ приема и обработки вызова, увеличилось с 333 до 822.

С 1999 г. в форме отраслевого статистического наблюдения № 40 введены сведения о числе дорожно-транспортных происшествий (ДТП), на которые выезжали бригады СМП, о числе пострадавших в ДТП.

В нашей стране за 16 лет число ДТП, на которые выезжали бригады СМП, возросло на 39,4%, число пострадавших в ДТП — на 27,4%. Число пострадавших в ДТП, у которых смерть наступила в автомобиле СМП, увеличилось с 657 до 673 человек.

Определено, что время доезда до места вызова не должно превышать 20 мин .

За 2009—2014 гг. удельный вес выездов бригад СМП по времени доезда до места вызова и ДТП, выполненных до 20 мин, увеличился с 82,5 до 85,5%.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» целевым показателем оперативности работы СМП является доля выездов бригад СМП со временем доезда до больного менее 20 мин. Ожидаемый результат — увеличение доли выездов бригад СМП со временем доезда до больного менее 20 мин с 84,7% в 2013 г. до 90% в 2020 г. .

В РФ сведения о деятельности службы СМП с середины прошлого века указывались в самостоятельной форме статистической отчетности.

Приказами Центрального статистического управления СССР от 13 июля 1954 г. № 323 и Министерства здравоохранения СССР от 16 июля 1954 г. № 130-м «О сокращении внутриведомственной статистической отчетности и упорядочении учета в органах и учреждениях Министерства здравоохранения» утверждена форма внутриведомственной отчетности № 8 «Отчет станции (отделения, больницы) скорой медицинской помощи» (годовая), которая заполнялась до 1990 г. .

В целях обеспечения единообразия информации для оценки деятельности учреждений здравоохранения в 1991 г. регламентирована форма отраслевой статистической отчетности № 40 «Отчет станции (отделения, больницы) скорой медицинской помощи», 20 сентября 1991 г. начальником отдела медицинской статистики Главного управления прогнозирования кадровой политики информатики Министерства здравоохранения СССР была утверждена инструкция по составлению отчета станции (отделения, больницы) СМП (отраслевая статистическая отчетность, форма № 40) .

Форма № 40 была переутверждена в 1992 г. (приказ Министерства здравоохранения Российской Фе-

Реформы здравоохранения

дерации от 17 августа 1992 г. № 228), в 1994 г. (приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 26 августа 1994 г. № 182), в 1999 г. (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. № 100) и в 2009 г. (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 942) .

В форму отраслевой статистической отчетности № 40 были внесены дополнения в 1999, 2008 и в 2009 гг.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населения Российской Федерации» утверждена форма отраслевой статистической отчетности № 40 (приложение 15), в которой дополнены сведения: численность обслуживаемого населения, число внешних совместителей (врачи, средний и младший медицинский персонал, водители и прочий персонал), число выполненных выездов к детям, число госпитализированных, число ДТП, число пострадавших в ДТП, в том числе со смертельным исходом .

В 2008 г. в форму отраслевой статистической отчетности № 40 в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 9698-ВС «О порядке составления годовых статистических отчетов за 2008 год» были внесены следующие дополнения: число самостоятельных станций скорой медицинской помощи, применяющие медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи; число самостоятельных станций СМП, переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности, число самостоятельных СМП, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, число самостоятельных станций СМП, переведенных на одно-канальное финансирование, число пострадавших в ДТП, смерть которых наступила в машине СМП .

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» утверждена форма отраслевого статистического наблюдения № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» (приложение 1), в которую внесены дополнительные сведения: число самостоятельных станций СМП, применяющих высокотехнологичные методы лечения, число самостоятельных станций СМП, применяющих стандарты оказания медицинской помощи, категорийность станции (отделения) СМП, число лиц, умерших в автомобиле СМП по возрастам (дети от 0 до 17 лет включительно, женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше) и по поводам, число лиц, ко -торым оказана медицинская помощь при выездах по возрастным группам; число больных с острым и повторным инфарктом миокарда, с острыми церебро-васкулярными болезнями, которым оказана СМП,

Health care reforms

число проведенных им в автомобиле СМП тромбо-лизисов; число больных с острым и повторным инфарктом миокарда, с острыми цереброваскулярны-ми болезнями, умерших в автомобиле СМП, число пострадавших в ДТП, которым оказана медицинская помощь и смерть наступила в автомобиле СМП, число выездов бригад СМП для медицинского обслуживания спортивных и культурно-массовых (общественных) мероприятий, число автомобилей СМП по срокам эксплуатации (до 3 лет, 3—5 лет, более 5 лет), число автомобилей СМП по классам (А, В, С), число автомобилей СМП, полученных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в отчетном году, из них введено в действие в конце года, число станций (отделений) СМП, оснащенных АСУ приема и обработки вызовов, число выездов бригад СМП по времени доезда и затраченному на один выезд .

До настоящего времени приложение 1 (форма отраслевого статистического наблюдения № 40) и приложение 6 (инструкция по заполнению формы) приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 942 не отменены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 2014 г. данные о работе СМП заполняются в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» .

В форме № 30 деятельность службы СМП представлена в нескольких разделах.

Раздел I. Работа медицинской организации.

Категорийность станции (отделения) СМП по числу выездов в год.

Раздел II. Штаты медицинской организации.

Должности и физические лица медицинской организации: врачи СМП, медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП, фельдшеры СМП, фельдшеры-водители СМП, водители СМП.

Штатные занятые должности, физические лица основных работников на занятых должностях персонала СМП.

Раздел III. Деятельность медицинской организации по оказанию медицинской помощи в амбулаторных условиях.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 32 «Медицинская помощь», пункт 3) определено, что медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации .

СМП в большинстве случаев оказывается вне медицинской организации и не вполне понятно, почему показатели ее работы должны значиться в разделе деятельности медицинской организации по оказанию медицинской помощи в амбулаторных условиях.

В этом разделе указываются следующие данные:

♦ медицинская помощь, оказанная бригадами СМП

при выездах по поводам;

♦ число лиц, которым оказана помощь при выездах по возрастам (всего, в том числе дети 0—17

лет включительно, взрослые 18 лет и старше, из них женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше);

♦ сведения о деятельности бригад СМП;

♦ из числа лиц, которым оказана помощь фельдшерскими бригадами;

♦ перевозка пациентов;

♦ число лиц, которым оказана СМП в амбулаторных условиях;

♦ число выездов бригад СМП по времени доезда и времени, затраченному на один выезд;

♦ число пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, из них получивших тромболизис, из числа пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда смерть наступила в машине скорой помощи, число пациентов с острыми цереброва-скулярными болезнями, из них получивших тром-болизис, из числа пациентов с острыми цереброва-скулярными болезнями, умерших в машине скорой помощи, число безрезультатных выездов, отказано за необоснованностью вызова; число ДТП, на которые выезжала бригада скорой помощи; число пострадавших в ДТП, из них со смертельным исходом до приезда скорой помощи, в машине скорой помощи, число выездов для медицинского обслуживания спортивных и других мероприятий. Раздел VI. Работа диагностических отделений

(кабинетов)

Сведения об оснащении станции (отделения) СМП автомобилями по срокам эксплуатации (до 3 лет, 3—5 лет, более 5 лет), по классам, автоматизированной системой управления и обработки вызовов не относятся к работе диагностических кабинетов (отделений) и должны быть представлены в отдельном разделе формы.

В настоящее время отсутствует инструкция по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 30 в части работы СМП.

Таким образом, впервые в истории медицинской статистики нашей страны служба СМП заполняет данные о своей деятельности не в самостоятельной форме отраслевой статистической отчетности, а в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», что создает трудности для проведения анализа ее работы.

Для улучшения заполнения сведений о функционировании желательно выделить в форме № 30 отдельный раздел о работе службы СМП с инструкцией по ее заполнению или восстановить в действии форму отраслевого статистического наблюдения № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи».

Заключение

Изучение деятельности СМП в Российской Федерации за 25 лет установило:

♦ уменьшение числа станций (отделений) СМП на 12,7%;

♦ уменьшение числа выполненных выездов СМП с 323,3 до 312,2 на 1 тыс. населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ снижение числа лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах, в целом на 3,3%, в го-

роде на 8,4%, и увеличение его в сельской местности на 21,8%;

♦ уменьшение обеспеченности населения выездными бригадами (сменами) СМП с 2,98 до 2,68 на 10 тыс. населения;

♦ увеличение нагрузки на одну бригаду (смену) СМП с 1091 до 1168 человек.

За 1999—2014 гг. выросла частота госпитализации пациентов, доставленных бригадами СМП, с 52,4 до 71,95 на 1 тыс. всего населения, увеличился этот показатель в городе (с 62,5 до 84,1 на 1 тыс. городского населения) и селе (с 25,1 до 37,5 на 1 тыс. сельского населения). Удельный вес госпитализированных пациентов, доставленных бригадами СМП, увеличился с 26,3 до 34,6% от общего числа поступивших в больничные организации (в городе с 26,7 до 33,3%, в сельской местности е с 24 до 46,4%).

За 2009—2014 гг. доля выездов бригад СМП по времени доезда до места вызова и ДТП, выполненных до 20 мин, увеличился с 82,5 до 85,5% и в 2014 г. достигла значения целевого показателя, утвержденного Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Более 60 лет отечественная служба № 323-ФЗ СМП имела отдельную форму отраслевой статистической отчетности. С 2014 г. сведения о ее работе заполняются в разных разделах формы федерального статистического наблюдения № 30, что затрудняет проведение оценки деятельности службы.

Исследование не имело финансовой поддержки ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция по составлению отчета станции (отделения, больницы) скорой медицинской помощи (отраслевая статистическая отчетность, форма № 40). Утверждена начальником отдела медицинской статистики Главного управления прогнозирования кадровой политики и информатики Минздрава СССР («Союзмедстатистика»№ 105-14/7-91 от 20 сентября 1991 г.). Available at: www.kuzdrav.ru/medst/f40in.doc (Дата обращения 7.02.2006 г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 294 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091785 (Дата обращения 8.09.2014 г.).

4. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 182 от 26 августа 1994 г. «Об утверждении отраслевой статистической отчетности». Available at: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-pravo/ r7k.htm (Дата обращения 24.03.2015 г.).

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 942 от 2 декабря 2009 г. «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи». Available at: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc15908.html (Дата обращения 23.06.2010 г.).

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 100 от 26 марта 1999 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации». Здравоохранение. 1999; (8): 66—127.

Реформы здравоохранения

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 388н от 20 июня 2013 г. «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Российская газета. 2013; 05.09, № 197/1 (специальный выпуск).

9. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 130-м от 16 июля 1954 г. «О сокращении внутриведомственной статистической отчетности и упорядочении учета в органах и учреждениях Министерства здравоохранения». Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4966.htm (Дата обращения 24.03.2015 г.).

10. Приказ Росстата № 723 от 25 декабря 2014 г. «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения». Available at: http://docs.cntd.ru/document/420244911 (Дата обращения 9.02.2015 г.).

Поступила 17.06.2015 Принята в печать 26.11.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *