Президентская амнистия по налогам

Содержание

Верховный суд разъяснил, когда возможна налоговая амнистия

Сотрудники МИФНС № 14 по Республике Татарстан проверили деятельность индивидуального предпринимателя Наиля Гаязова за 2011–2013 годы. По итогам этих мероприятий инспекция доначислила бизнесмену 7,8 млн руб. НДФЛ, штраф и пени – в общей сложности еще 4,7 млн руб. На счетах коммерсанта таких денег не оказалось, поэтому налоговики стали взыскивать долг за счет имущества должника в судебном порядке. Две инстанции признали такой подход инспекции обоснованным (дело № А65-26432/2016).

Обзор практики ВС Верховный суд выпустил третий обзор практики в 2018 году

Но первая кассация отменила выводы нижестоящих судов. Окружной суд указал на возможность применить в спорной ситуации налоговую амнистию (Федеральный закон № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года) по отношению к Гаязову. В п. 2 ст. 12 этого закона поясняется, что можно списать недоимку, которая образовалась на 1 января 2015 года и числилась за предпринимателем на дату принятия решения о списании. Новелла вступила в силу уже после принятия решения апелляцией в этом деле. Кассация решила, что нововведение должно иметь обратную силу, так как улучшает положение налогоплательщика.

Налоговики не согласились с такой логикой и обратились в Верховный суд. По мнению инспекции, подход окружного суда противоречит буквальному содержанию закона. Эта норма разрешает списать лишь те долги, о которых инспекция знала, а не выявила в ходе проверки, утверждают заявители жалобы.

Согласно статье 12 закона № 436-ФЗ задолженность физических лиц и индивидуальных предпринимателей по налоговым платежам, образовавшаяся на 01.01.2015, должна списываться налоговыми органами как безнадежная и, следовательно, не подлежит взысканию. На ежегодной большой пресс-конференции Владимира Путина принятие данной меры объяснялось тем, чтобы освободить граждан от налоговых долгов, погасить которые невозможно из-за взятых кредитов, а предпринимателей – от задолженности по налогам, возникшей из-за проблем в бизнесе. Однако, как оказалось после принятия закона, на освобождение от налоговых долгов стали претендовать предприниматели, скрывавшие свои налоговые обязательства от государства и в отношении которых налоговым органам пришлось проводить налоговые проверки, окончившиеся буквально накануне принятия закона.

Рассмотрев одно из таких дел, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда обратила внимание на то, что статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусматривает не прощение налоговых долгов все подряд налогоплательщикам, а списание задолженности, которая оказалась безнадежной к взысканию, где признаком безнадежности является сам факт его непогашения в течение трех лет (2015-2017 гг.). При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению обусловлены возникшими у предпринимателей обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.

Как отметила Экономколлегия, именно с учетом этих критериев не ограниченное во времени нахождение добросовестных налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным.

В результате судебная коллегия заключила, что закон № 436-ФЗ применяется к недоимкам по налогам, известным налоговым органам и подлежавшие взысканию на 01.01.2015, но не погашенным полностью или в соответствующей части в течение 2015 – 2017 гг. Противоположный подход приводил бы к аннулированию результатов всех налоговых проверок, проведенных в отношении физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в течение 2015 – 2017 гг. и к списанию задолженности, которую налоговые органы даже не начали взыскивать. Кроме того, распространение «амнистии» на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015 – 2017 гг., означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства.

  • Экономколлегия ВС
  • Верховный суд РФ

Источник: https://pravo.ru/news/206974/

Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся так называемой «налоговой амнистии», то есть списания безнадежных долгов по налогам физических лиц и ИП.

Обзор закона, призванного облегчить жизнь миллионам налогоплательщиков, а также его полный текст читайте на takovzakon.ru

Последние новости

С инициативой провести широкую налоговую амнистию, которая затронет несколько десятков миллионов россиян, выступил президент России Владимир Путин. О списании долгов по налогам физических лиц и индивидуальных предпринимателей он заявил на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

«Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы – эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб. Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции», – заявил Путин.

Депутатам понадобилось всего неделя, чтобы превратить указ президента о списании долгов по налогам в 2018 году в полноценный закон и принять его. Произошло это 21 декабря на заседании Государственной думы РФ. Соответствующие положения были вставлены в ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – списания долгов касаются статьи 6,7,11,12. С их содержанием можно ознакомиться ниже.

Закон о списании долгов по налогам вступит в силу со дня опубликования.

Как узнать задолженность по налогам на сайте ФНС (nalog.ru)?

В соответствии с документом признаются безнадежными и подлежащими списанию недоимки, которые образовались у граждан на 1 января 2015 года, по:

  • по транспортному налогу;
  • налогу на имущество физических лиц;
  • земельному налогу.

Списываются также и пени, начисленные на вышеназванные задолженности.

По информации ФНС, задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд рублей, позже часть этих денег удалось вернуть.

Аналогичным образом должны списать долги индивидуальным предпринимателям и тем, кто статус ИП потерял (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации).

В рамках закона о «налоговой амнистии» в 2018 году безнадежными и подлежащими списанию также будут признаны недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах…».

Спишут также пени и штрафы, начисленные на данные недоимки. «Налоговая амнистия» в 2018 году в этой части коснется:

  • индивидуальных предпринимателей, а также физлиц, утративших статус ИП;
  • адвокатов;
  • частнопрактикующих нотариусов;
  • других лиц, занимающихся частной практикой в установленном законами РФ порядке.

Решение о признании долга безнадежным и его списании налоговая служба принимает самостоятельно без участия физических лиц и ИП на основании данных, полученных от ПФР и ФСС.

Сколько стоит открыть ИП? Все о госпошлине за регистрацию ИП в 2018 году

Официальный текст – статьи 6,7,11 и 12 Закона

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 6

Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:

1) часть 3 после слов «, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнить словами «, если иное не установлено частью 31 настоящей статьи»;
2) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».

Статья 7

Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

2) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.».

Статья 11

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Статья 12

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Перевод с карты на карту после 1 июля 2018 года – будет ли облагаться налогом?

Когда вступит в силу?

Авторами закона о списании в 2018 году долгов физических лиц и ИП стали вице-спикеры Госдумы: Сергей Неверов, Петр Толстой и Александр Жуков, а также глава комитета по бюджету Андрей Макаров и член комитета Андрей Исаев.

По словам Андрея Макарова, «налоговая амнистия» 2018 года начнет действовать с 1 января. Теперь официальный текст документа должна опубликовать «Российская газета», после чего он попадет в справочно-правовую систему «Консультант Плюс», где обрастет комментариями экспертов.

Скачать полный текст закона о списании безнадежных долгов

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/obzor-zakona-o-nalogovoj-amnistii-dlja-fizicheskih-lic-i-ip-v-2018-godu/

В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале.

Проект Федерального закона № 436‑ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция. Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436‑ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.

Федеральный закон № 436‑ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).

НДФЛ: о каких доходах можно забыть?

Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налого­обложения) доходов увеличен.

Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года.

Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Нет. Под амнистию попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:

– в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

– в виде дивидендов и процентов;

– в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;

– в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

– в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.

Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.

Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?

Федеральный закон № 436‑ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц:

– транспортный налог;

– налог на имущество;

– земельный налог.

Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:

– НДПИ;

– акцизы;

– налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие‑либо заявления, а также представлять документы не нужно. На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно.

Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03‑02‑07/1-57, от 17.03.2011 № 03‑02‑08/27).

Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России от 17.06.2016 № 03‑02‑08/35413, от 07.06.2017 № 03‑02‑07/1/35450).

Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07: в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает. Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика. При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке.

Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается. НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика.

На основании принятого Федерального закона № 436‑ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим.

Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу. Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговикам, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части.

Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами

По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя). Порядок списания будет утвержден ФНС.

Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ, органы контроля – ПФР и ФСС – должны передать налоговикам не только сведения суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных НК РФ.

Кроме этого, в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия соответствующего акта суда, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном ПФР и ФСС.

В целом приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам), образовавшейся на 1 января 2017 года и признанной безнадежной к взысканию.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей

С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

Максимальный размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя (исходя из 8‑кратного МРОТ), составил:

– в 2014 году – 138 627,84 руб.;

– в 2015 году – 148 886,40 руб.;

– в 2016 году – 154 851,84 руб.

Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании будет приниматься налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Данное решение будет составляться в произвольной форме, оно должно будет одержать фамилию, имя, отчество, ИНН плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

* * *

Какие же недоимки по налогам и страховым взносам будут амнистированы в 2018 году?

Планируется списать задолженность по следующим налогам и страховым взносам:

– суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан;

– недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года;

– недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;

– долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации. При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/471984/

На кого распространяются налоговые каникулы

Прежде всего следует обозначить, что понятие «налоговые каникулы» подразумевает освобождение владельцев бизнеса от уплаты одного или сразу нескольких налогов на протяжении периода, установленного соответствующим нормативным документом. Как правило, такая бонусная программа вводится с целью стимулирования определенной отрасли экономики государства.

В частности, льготы коснутся тех предпринимателей, которые решат открыть в нынешнем году собственное дело в социальной, производственной или научной сфере. Ограничение на данное право будет устанавливаться согласно числу лиц, занятых на предприятии, и размеру дохода.

Критерии субъекта малого бизнеса

Чтобы юрлицо или предпринимателя отнесли к сегменту малого бизнеса, необходимо, чтобы он соответствовал следующим требованиям:

  • Объем выручки от реализации товаров или услуг за предыдущий год не должен быть более 800 млн рублей;
  • Доля других юрлиц, которые не относятся к сегменту малого и среднего бизнеса, в уставном капитале общества не должна превышать 49%;
  • Среднегодовой штат работников не превышает 100 человек.

Льготы для упрощенцев

Право воспользоваться нулевой налоговой ставкой появляется у тех, кто перешел на упрощенную систему обложения налогами. Действительным такое правило будет оставаться с 2015 по 2020 год. Длительность льготы – 2 года. Распространяется на:

  • зарегистрированных впервые;
  • тех, кто на протяжении установленных двух лет с момента получения разрешения на ведение бизнеса перешел на УСН или патентную систему.

Нарушение предписаний по вопросу количества трудоустроенных на предприятии лиц и годового дохода являются достаточным основанием для утраты данной льготы.

Кроме этого региональные власти получили право снижать ставку налога с 6% до 1%, если объект налогообложения «доходы» и с 15% до 5%, когда объект «доходы минус расходы» – для действующих предпринимателей и юридических лиц.

Льготы для предпринимателей на ПСН

Изменения в налогообложении малого бизнеса коснулось и так называемых самозанятых лиц, то есть физических субъектов предпринимательской деятельности, не располагающих штатом сотрудников и применяющих систему налогообложения, основанную на патенте. Лица, попавшие в данную категорию, будут ставиться на учет в налоговых инспекциях по упрощенной системе – по предъявлении заявления о выдаче патента, и сниматься с учета по истечении срока данного документа.

Кроме того, осуществлять свою деятельность предприниматель сможет только в том округе, который указан в патенте. Заявление на выдачу данного документа можно будет подать только с 1 декабря того года, который предшествует году начала ведения бизнеса. Что касается сроков оплаты налогов, то здесь ситуация выглядит так:

  • если патент выдан на полгода, тогда последним днем оплаты налоговых обязательств является дата окончания его действия;
  • от полугода до года – треть налога оплачивается через три месяца после вступления патента в силу, остальные две трети – до окончания срока его действия.

Закон также предусматривает, что форма патента должна включать сведения о расчете страховых взносов, которые оплачиваются во внебюджетные фонды.

Краткий анализ новых платежей

Помимо льготного налога на малый бизнес, в 2016 году в силу вступил ряд документов, регламентирующих размеры налоговых выплат. Рассмотрим их подробнее.

Страховые выплаты

В текущем году все ИП вынуждены будут внести во внебюджетные фонды суммы, которые рассчитываются из повышенного МРОТ. Минимальный взнос в ПФР должен составить 19 356 рублей 48 копеек, в ОМС РФ – 3 796 рублей 85 копеек. Предельная сумма отчислений также была увеличена. Теперь за последующий год максимальная выплата не должна быть больше 154 851 рублей 84 копеек. В то же время 1% в Пенсионный фонд от дохода, превысившего 300 тысяч рублей, остается действующей нормой. Кроме того, теперь у малых предпринимателей появилась возможность создать свой личный кабинет на сайте Пенсионного фонда, и. не выходя из дома, получать выписки, делать сверки, формировать платежки.

Имущественный налог

Обязательным для лиц, применяющим специальные налоговые режимы для малого бизнеса, становится платеж с кадастровой стоимости их имущества. Сделать это придется в том случае, если:

  1. Оно используется в коммерческих целях.
  2. Существует утвержденная кадастровая стоимость на него.
  3. Издан соответствующий указ местными органами власти.

Другими словами, это изменение затронет лишь тех, у кого есть дорогостоящие крупные объекты недвижимости.

Торговые сборы

Такие изменения коснутся предпринимателей, которые осуществляют торговую деятельность. На текущий момент пока под новое правило попали бизнесмены Москвы. Результаты реформы должны показать, будет ли она распространена на другие регионы РФ.

Ставка по данному сбору устанавливается, исходя из торговой площади. Ее конкретное значение устанавливается региональными органами власти. От оплаты торгового сбора освобождены лишь те предприниматели, которые приобрели патент.

Кроме снижения налогов для малого бизнеса в 2016 году, изменениям подверглась и форма отчетности для тех, кто оплачивает НДС, ЕНВД и УСН. К примеру, теперь в новом документе нужно отражать не платежи, а начисления. Появились и новые разделы в самой декларации, а плательщикам НДС теперь нет необходимости заполнять журналы, в которых регистрируются счета-фактуры: по новым правилам все это теперь прописывается в декларации.

Кому положены налоговые льготы?

Причины, по которым гражданин России имеет право на получение налоговых льгот прописано в статье 407 налогового кодекса РФ, налоговые льготы могут как освобождать полностью от налоговых выплат, так и уменьшать их процент.

Это не обязанность человека, а его право, которым он может воспользоваться или нет. Не существует закона, который принуждал бы граждан собирать необходимый пакет документов для получения данных привилегий. Это сугубо добровольное действие. Льготы не имеют определенного «срока годности», их действие определяется годностью предоставленных для их получения документов.

Примечательно, что право на получение таких налоговых льгот распространяется как для физических, так для юридических лиц. Налоговые льготы предназначены для повышения уровня социальной защиты населения, а также в целях поддержки малого бизнеса. Именно поэтому так часто новые налоговые реформы вводятся в разгар кризиса в экономике страны.

Налоговые льготы при инвестировании в РФ в 2018 году

Зачастую жители России не подкованы в правовом вопросе и даже не знают о своих привилегиях и продолжают платить налоги по полной программе, не используя свои законные льготы. Узнать подробнее о получении льгот на налоги можно в инспекции налоговой службы.

Кто имеет право на налоговые льготы:

  • Инвалиды 1, 2 группы.
  • Граждане, достигшие пенсионного возраста.
  • Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Семьи военных.
  • Родственники участников или погибших в боевых действиях.

Согласно закону, отказать данным гражданам в получении льгот может только налоговое законодательство, а также отказаться от государственных бонусов может и сам льготник, если посчитает нужным, это его право.

С понятием налоговых льгот разобрались, теперь нужно перейти к изучению их видов.

В каких видах предоставляются налоговые льготы

Налоговый кодекс делит льготы на три основные группы – освобождение, уменьшение и кредит. Стоит разобрать каждый из видов налоговых льгот по отдельности.

Освобождение от уплаты налогов

  • Каникулы подразумевают временное освобождение гражданина от налогов, чаще всего предоставляется индивидуальным предпринимателям на два периода.
  • Амнистия. Возможность погасить задолженность по налогам без начислений пени.
  • Под полное освобождение на какой-то срок или на постоянной основе попадают такие слои населения, как пенсионеры, ветераны военных действий или общественники.
  • Изъятие подразумевает корректировку базы налогов. Согласно статье 381 НК РФ, такие налоговые льготы в виде удаления из базы некоторого имущества могут получить организации, связанные с фармацевтикой, религией и другие.
  • Некоторые граждане получают привилегию в виде снижения процента налоговых выплат. В некоторых случаях, ставка может упасть до нуля.

Скидка на налог

Сюда можно отнести налоговые вычеты – с их помощью можно удалить из базы часть имущества, а также минимум, не подлежащий налогообложению.

Кредит

Сюда относится только один подвид льгот – инвестиционный кредит. Такие налоговые льготы разработаны для предприятий, которые получают возможность временно уменьшить процент выплат со последующим его погашением.

Транспортный налог – будут ли изменения в 2018 году?

К налоговым льготам не относится рассрочка или отсрочка выплат налоговых отчислений, так как в этом случае человек не получает ни уменьшение процента, ни освобождения от платежей вовсе, а просто дается временная отсрочка от выплат.

В отношении каких групп граждан применяются налоговые льготы

  • Инвалиды детства, а также 1 и 2 групп.
  • Герои РФ и обладатели орденов Славы.
  • Ветераны ВОВ и участники других боевых действий СССР.
  • Участники ликвидации Чернобыльской аварии и жертвы.
  • Военные и уволенные со службы, не раньше, чем через 20 лет.
  • Семьи военных потерявших кормильца.
  • Граждане, достигшие пенсионного возраста.

Главное о налоге на прибыль: расчет, ставка, сроки выплаты, подготовка декларации

Стоит особенно отметить несколько категорий граждан, наиболее часто попадающие под налоговые льготы:

  • Налоговые льготы для ветеранов войн, труда или просто для военных пенсионеров подразумевают полное освобождение от налога на транспорт.
  • Налоговые льготы пенсионерам в 2018 году дают возможность вздохнуть более свободно. Так, налоговая льгота для пенсионеров на имущество отменяет эти выплаты. Также есть налоговая льгота пенсионерам на земельный налог в виде снижения ставки, а размер выплат за транспорт регулируется регионом, где проживает пенсионер.
  • Налоговые льготы для инвалидов второй группы остались те же. Граждане этой категории по-прежнему не будут платить налог на имущество и транспорт, а с земельным налогом можно рассчитывать на снижение кадастровой стоимости участка (см. Как провести кадастровую оценку земельных участков — ответ эксперта).
  • Для многодетный семей, детей-инвалидов и родителей или опекунов, воспитывающих инвалидов, налоговые льготы являются зависимыми от территории, на которой предоставляются налоговые льготы.
  • Размер налоговых льгот для малого бизнеса зависит от количества работников и уровню доходов.
  • Налоговые льготы на детей дают право получить 13% от суммы, оплаченной за его образование в ВУЗе.
  • Существуют и налоговые льготы, которые родители могут получить при рождении ребенка. На первенца и второго ребенка родители могут получать ежемесячные выплаты в размере до 1,5 тысяч рублей, за третьего и последующих – 3 тысячи.

Как и где получить льготы

Для самостоятельного прохождения процесса оформления льгот по налогам, нужно действовать последовательно:

Заявление

Первым шагом на пути к получению льгот будет написание заявления о предоставлении налоговой льготы, в котором необходимо указать:

  • В шапке написать полное название налоговой службы по месту жительства.
  • На какой именно налог предоставить льготы, например, «налоговые льготы по земельному налогу».
  • Указать данные объекта.
  • Сведения о документе, подтверждающего право получения льготы.
  • Информация гражданина – ФИО, Контакты, ИНН.
  • Срок льготы.
  • Число и подпись.

Документы

Перед тем, как отправиться в инспекцию, нужно подготовить определенные документы, чтобы не пришлось бегать несколько раз и избежать излишней нервотрепки и траты времени. Для обращения понадобятся:

  • Паспорт, лучше заблаговременно сделать ксерокопию документа, основной страницы и прописки.
  • ИНН.
  • Документ, благодаря которому человек имеет право получить льготу.
  • Документы на имущество, на которое будет наложена льгота.

Визит в налоговую инспекцию

Есть три способа обратиться в налоговую службу для получения необходимых льгот:

  • Личный визит в инспекцию.
  • Посредством почты, в этом случае нужно использовать заказное письмо.
  • При помощи сайта налоговой службы. Многие последним способом пренебрегают, ссылаясь на недоверие цифровым технологиям, отдавая предпочтение трате времени при личном визите.

Как осуществить возврат переплаты по транспортному налогу в 2018 году?

Решение

После всех выше перечисленных процедур остается дождаться решения. Заключение о предоставлении льгот принимают в течение месяца и оно может быть либо положительным либо отрицательным. Это происходит в частности потому, что люди не достаточно юридически грамотны и не знают, кто вправе предоставлять налоговые льготы.

Интересные факты

В России история налогового обложения имеет достаточно много интересных фактов, вот несколько из них:

  • Интересный случай произошел в Тверской области, где высокопоставленные чиновники отказались от доходов с загородных участков. А произошло это потому, что сумма налога составляла 0,6 миллиона рублей, а расходы на доставку квитанции превышали стоимость налога в два раза.
  • Многие теневые схемы избегания уплаты налогов очевидно подсмотрены в классических произведениях российской литературы. Яркий тому пример – главный герой романа «Мертвые души», Чичиков. Схемы, описанные в произведении, до сих пор пользуются успехом, только адаптированы под современность. Подделывают справки для достижения самых разных целей. Компании, которые имеют большие доходы, проворачивают дела гораздо сложнее и запутаннее, чтобы избежать уплаты налогов.
  • А иногда нарушители налогового законодательства идут на отчаянные поступки. Так, в Кирове в один из ресторанчиков нагрянула проверка из налоговой инспекции. Видимо, с налогами у заведения было не все в порядке, так как кассир узнав о проверке, начала поглощать ленту для кассового аппарата, что привело к травме. Сотрудник налоговой, попытавшийся остановить сотрудницу кафе, поедавшую вещдок, чуть было не остался без пальца.

Источник: https://promdevelop.ru/nalogovye-lgoty-v-2018-godu/

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц.Налоговая амнистия прошлых лет

Для начала разберем что означает такое понятие как налоговая амнистия. Подразумевает налоговая амнистия следующее:

  • Освобождение от обязательства по уплате налога по определенным основаниям;
  • Освобождение от ответственности за нарушение обязательства, которое напрямую связано с уплатой налога.

Амнистия по налогам подразумевает также такие мероприяти

я, которые предоставляют налогоплательщику право уплатить налоги, сроки для уплаты платежей по которым уже истекли. До настоящего времени были следующие виды налоговых амнистий:

  • В 1993 году налоговая амнистия длилась1 месяц и 3 дня, при этом юр- и физлица имели право заявить о имеющихся у них недоимках, после чего перечислить их бюджет без возможных последствий;
  • В 2007 году амнистия длилась 1 год, при этом участие принимали только ИП и физлица, а погасить можно было только доходы, которые получены были до 2006 года;
  • В 2015 году амнистия длилась с июля по декабрь 2015 года, при этом некоторые налогоплательщики могли подавать декларации, открывая при этом свои активы (имущество и денежные средства), которые ранее держали в тайне.
  • Важно! Полной отмены задолженности по налогам при амнистии прошлых лет не было.

Налогоплательщик был обязан только заплатить налог в бюджет и (или) сдать декларацию, избежав при этом штрафных санкций. Налоговая амнистия настоящего времени предусматривает полное освобождение по некоторым заложенностям налогоплательщика как по налогам, так и страховым взносам.

Налоговая амнистия по страховым взносам ИП

В настоящее время сложилась довольно большая сумма задолженности предпринимателей по страховым взносам, уплачиваемым «за себя». Налоговая амнистия позволяет простить предпринимателям задолженность по этим суммам, а также начисленные по ним пени и штрафы. На основании принятого закона об амнистии, под амнистию попадают страховые взносы, пени и штрафы, подлежащие к уплате в ПФР, ФСС и ФФОМС для тех предпринимателей, которые занимаются частной практикой (например, нотариусы или адвокаты) по состоянию на 1 января 2017 года, либо для тех предпринимателей, кто к этому периоду прекратил уже свою деятельность.

При этом учитываться будут следующие условия:

  • Задолженность спишется только тем предпринимателям, которые свою деятельность не вели и отчетность не сдавали;
  • Основанием для списания является долг в налоговый орган и фонды, специальные документы предпринимателю не потребуется.

Важно при этом понимать, что те предприниматели, которые платили взносы и налоги, но имеют по одному из платежей задолженность не попадают под амнистию. То есть распространяется она только на тех ИП, кто зарегистрировались, но заниматься бизнесом не смогли.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц

Принят закон, которым списаны долги физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) по налогам и взносам.

СМИ протрубили о налоговой амнистии, как неким большим благом для граждан.

Но давайте проанализируем, кого же коснулась эта «амнистия».

«Налоговая амнистия» объявлена в отношении доходов, полученных налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом и сведения о которых представлены налоговым агентом в установленном Налоговым кодексом порядке.

Вот, как звучит на языке закона:

Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

«72) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:

в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

в виде дивидендов и процентов;

в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;

в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.»;

Кто такие налоговые агенты? По существу это все лица, которые обязаны при выплате гражданам денежных средств удержать налог или налоговые органы, которые начисляют налог на квартиры, дачи, земельные участки, к примеру.

Допустим, выплатил Застройщик Вам сумму неустойки, а налог на доходы не удержал в размере 13% , тогда он обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Вот эта сумма налога и будет списана. Много ли таких вот ситуаций у граждан? Думаю, нет. Хотя, можно назвать еще одну, как списание кредита банком, как безнадежного и соответственно возникновении обязанности сообщить о «доходе» гражданина, ведь он не выплатил банку долг, сэкономил, а значит доход получил, с него 13% должен заплатить, вот банк и сообщает об этом в ИФНС.

Или не уплатили Вы вовремя налог на имущество, которую ИФНС начислила, то тоже спишут за указанный период.

Перечень документов и порядок списания будет утверждать Федеральная налоговая служба.

Также были внесены изменения в порядок уплаты земельного налога гражданами, пользующимися льготами по его уплате (пенсионеры, инвалиды), распространив изменения на период с 01.01.2017 года.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ныне, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, в частности для пенсионеров:

получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Источник: https://ya-v-kurse.ru/info/spisanie-nalogov-s-1-yanvarya-2018-goda-chto-prostili-rossiyanam/

Что такое «Амнистия капиталов»?

Понятие амнистии капитала является «бытовым» выражением, которое не присутствует в тексте закона, но наиболее точно передает его смысл. В рамках документа физические лица, задекларировавшие свои зарубежные активы, освобождаются от налогового и уголовного преследования за совершенные экономические преступления и нарушения. Законом гарантируется неприкосновенность таких активов и конфиденциальность их владельцев.

Амнистия капиталов — декларирование активов без принуждения.

Статья 3 указанного Закона перечисляет виды активов, которые можно легализовать российским гражданам:

  • все счета и вклады в иностранной банковской организации, по которым владелец обязан уведомлять в рамках законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ и 07.08.2001 г. № 115-ФЗ;
  • любое имущество, включая движимые, недвижимые объекты, ценные бумаги, долевое участие в уставном капитале организации другого государства, владельцем или собственником которого физическое лицо является на дату декларирования;
  • в случае, когда физическое лицо выступает контролирующим лицом в компании иностранного государства, то в отношении такого участия.

При такого рода амнистии декларанту предоставляется свобода от преследования, как лица, уклоняющегося от уплаты налогов, не требуя возмещения всех не внесенных в бюджет налогов и связанных с ними штрафов, пеней.

Вторая волна амнистии капитала 2019 года дополнительно дает декларанту следующие права и гарантии:

  • не ограничивать граждан для представления спец. декларации с выбором налогового органа;
  • возможность указать открытые до наступления 2018 года личные счета в иностранных банках и уже закрытые на дату составления декларации;
  • представить декларацию повторно для тех физических лиц, кто уже показывал имущество в первую волну амнистии.

При легализации денежных средств на личных счетах в иностранных банках физическому лицу гарантируется государством в рамках 140 Закона освобождение от:

  • налоговой ответственности за не предоставление в налоговый орган в установленные сроки декларации по форме 3-НДФЛ с указанием дохода от размещения средств в иностранном банке;
  • административной ответственности за не предоставление в срок информации об открытии счетов, закрытии, отчетов о движении на них средств;
  • уплаты налога с полученного дохода по ставке 13%, в том числе в крупном и особо крупном размере (в рамках Уголовного кодекса).

При этом не требуется закрывать такие счета и отзывать с них средства. Задекларировав их, гражданин обязан соблюдать валютное законодательство, ежегодно извещать налоговый орган о движении средств, при получении дохода указывать его в 3-НДФЛ.

Следует учитывать, что не на все случаи распространяются гарантии по Закону №140. Освобождению от ответственности не подлежат физические лица в отношении правонарушений, по которым на дату представления спец. декларации и указанного там имущества:

  • возбуждено уголовное дело;
  • начато производство по Кодексу об административном правонарушении;
  • начало производство в рамках налогового правонарушения.

Что же касается поправок по амнистии и валютного законодательства, то тут есть свои нестыковки. Скорее всего, потребуется пересмотреть последнее в отношении денежных поступлений на счет физического лица в иностранном банке от продажи иностранной компании. Сейчас такая валютная операция не является разрешенной.

Таким образом, эти средства по амнистии будут освобождены от НДФЛ, но нарушено валютное законодательство. А это предусматривает огромные штрафы вплоть до полного изъятия этих денежных сумм.

Отмечается, что новые поправки в отношении амнистируемого капитала теперь прописаны более четко, что становится стимулом для физических лиц, желающих воспользоваться ею. К тому же некоторым просто не хватило времени в прошлый этап действия программы легализации. Например, на Кипре довольно массово организовывали свой частный бизнес российские граждане. Когда дело коснулось амнистирования этих капиталов, местные органы власти просто не справились с тем потоком заявлений, который к ним поступил. Поэтому сейчас они могут продолжить процесс и спокойно вернуть свои средства на родину.

При этом второй этап нисколько не ущемляет права тех, кто не попал в первый. Они также не станут преследоваться. Если граждане не воспользовались амнистией и не указали имущество, приобретенное до 1 января 2016 года, то они могут это сделать сейчас. Если бы новые поправки не дали им такой возможности, то период до этого срока попал бы под все виды преследования, наложив на физическое лицо все полагающиеся санкции.

Считается, что новый этап амнистии будет успешнее первого. Масштабные перемены в международном налоговом законодательстве просто обяжут граждан выводить из тени оффшоры. Подписаны соглашения между странами, в рамках которых будет осуществляться автоматический обмен информацией. Это даст возможность отслеживать счета, имущество, бизнес и т.д. нерезидентов, «вычислять» тех, кто уклоняется от налогов в бюджет своей страны.

Поэтому тем, кто имеет активы в зарубежных компаниях или банках выгоднее сэкономить и избежать преследования по законам российского законодательства. Для этого и разработана программа амнистирования капиталов.

Финансовые аналитики говорят о том, что настало самое подходящее время для Закона, позволяющего легализовать средства, выведенные за границу. Лица, владеющие такими активами, будут освобождены от налогового наказания и смогут впоследствии спокойно декларировать полученные доходы и отчислять в бюджет страны налоги.

Источник: https://nedexpert.ru/nalogi/amnistija-kapitalov-dlja-fizicheskih-lic/

Госдума намерена в ускоренном порядке принять законопроекты, по которым с граждан и индивидуальных предпринимателей должны списать застарелые долги, а пенсионеров — избавить от поборов на «шесть соток». Эти изменения в Налоговый кодекс предложил президент Путин на недавней «прямой линии». Часть поправок уже принята во втором чтении, остальные рассматриваются, но предполагается, что все они заработают уже с нового года. Осталось разобраться, кого и от чего именно в итоге освободят.

ГРАЖДАНЕ: ДОЛГИ ПО НАЛОГАМ НА КВАРТИРЫ, ЗЕМЛЮ И АВТО

Списать обещают долги по налогу на имущество (квартиры, дома, дачи), земельному и транспортному. Но сильно не радуйтесь — речь лишь о тех, которые возникли до 1 января 2015 года. Плюс накопившиеся с тех пор пени.

Стоит заметить, что далеко не всегда эти долги возникли из-за отчаянного желания граждан не платить государству. Характерная ситуация у знакомой семьи: пару лет никаких платежек за участок к ним не приходило, люди и не подозревали, что им надо по этому поводу беспокоиться. А потом платежка пришла — сразу за три года, да еще и с пени.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: ДОЛГИ ПО НАЛОГАМ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

«Индивидуалам» также спишут долги по большинству налогов, возникшие до 1 января 2015 года. А тем, кто не вел деятельности, простят еще и долги по страховым взносам на 1 января 2017 года.

Такие платежи вызывают наибольшее возмущение в предпринимательской среде. Если «индивидуал» по каким-то причинам не подал декларацию о доходах, страховые взносы ему насчитываются по максимуму — как если бы он за год получил доход больше 300 тысяч рублей. Получается порядка 200 тысяч рублей плюс пени и штрафы. Получил ли при этом ИП хоть какой-то доход и вообще работал ли — неважно! Такая же система действует и в отношении адвокатов и нотариусов.

Вот и вышло, что в злостных должниках оказалось большое количество «мертвых» ИП. Скажем, человека сократили на работе, и он стал зарабатывать мелким ремонтом. Честно зарегистрировался. Но бизнес не пошел. Человек давно уже «забил» на ИП, устроился на новую работу, а 200 тысяч с лишним каждый год ему «капает». И закрыть ИП уже нельзя, потому что на нем висит огромный долг! Обиднее всего тем, кто аккуратно заплатил, но денежки в Пенсионный фонд не поступили — бывает и такое.

ПЕНСИОНЕРЫ: ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Сейчас пенсионеры освобождены от налога на имущество (на одну квартиру, один дом или дачу, один гараж), но налог на землю платят сполна. Исключение — те регионы, где для них приняты дополнительные местные льготы. Вопрос давно уже стал больным: многим пожилым людям, у которых участки в Подмосковье, в этом году на «шесть соток» пришли платежки на 15-20 тысяч рублей. Увесистый удар по пенсии.

Теперь пенсионеров предложено включить в число льготников по земельному налогу — на федеральном уровне.

Будет изменена и сама система льгот по этому налогу. Сейчас инвалиды и ветераны, которые уже имеют право на льготы по налогу на землю, освобождаются от него не полностью, а получают вычет: налог рассчитывается с кадастровой стоимости участка минус 10 тысяч рублей. В Подмосковье кадастровая стоимость «шести соток» может составлять несколько сотен тысяч, так что вычет 10 тысяч ничего не дает.

Предлагается сделать так. Если у пенсионера или другого льготника в собственности только шесть соток, он за них платить вообще не будет. Если, например, 10 соток — то заплатит за 4 сотки. А если вдруг есть и второй участок, то за него уже придется платить сполна.

ОТМЕНЯТ НАЛОГИ НА ПРОЩЕННЫЕ ДОЛГИ

Еще одна абсурдная ситуация: налог на так называемую «финансовую выгоду». Самая характерная ситуация: сотовая компания списывает долги своих абонентов как безнадежные. А налоговая всем таким гражданам начисляет НДФЛ — раз вас осчастливили, платите 13% в казну! Все такие «как бы доходы», полученные с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года предлагается освободить от налогов.

Источник: https://www.kp.ru/daily/26772/3805976/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *