Претензия к перевозчику груза, образец

Содержание

Последнее изменение: Июнь 2020

При отправке посылки через транспортную компанию не исключены форс-мажорные ситуации, которые приводят к повреждению, порче, безвозвратной утрате груза. Принимая от клиентов товар, перевозчик берет на себя ответственность за его сохранность, поэтому в случае ненадлежащего исполнения обязанностей по перевозке следует обратиться к нему с претензией. В статье рассмотрим, в каких случаях можно написать претензию в транспортную компанию, как ее правильно составить и в какие сроки следует подать.

В каких случаях можно подать претензию перевозчику?

Основным инструментом защиты клиента является обращение к перевозчику с претензией. В соответствии со статьей 797 ГК РФ соблюдение претензионного порядка обязательно перед обращением в суд.

На практике претензия в транспортную компанию составляется в следующих ситуациях:

  • получатель обнаружил расхождение в количестве поставленного товара;
  • груз или его упаковка были повреждены при транспортировке;
  • поставщик нарушил сроки доставки продукции;
  • доставлен не тот товар, который заказывали.

Кроме того, встречаются случаи, когда перевозчик требует плату за несуществующую упаковку или возврат документов.

Для решения спора с транспортной компанией следует обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Он изучит условия договора, требования законодательства и найдет оптимальный способ решения проблемы.

Как правильно написать претензию в транспортную компанию?

Претензия должна составляться грамотно и основываться на подтверждающих документах. Рассмотрим весь алгоритм более подробно.

Шаг 1 – Осмотр товара и составление акта приемки

При поступлении груза следует визуально проверить целостность его упаковки. Она не должна иметь сквозные отверстия, помятости, следы перескочивания. Если количество мест не совпадает, то необходимо вскрыть тару и проверить товар по позициям. Также можно проверить вес и объем продукции на соответствие сведениям, указанным в сопроводительной документации.

При любых нарушениях нужно сделать фотографии или провести видеосъемку вскрытия упаковки в присутствии представителей перевозчика. Затем составляется акт о недостатках, в котором указывают:

  • дату составления;
  • подробное описание посылки;
  • стоимость товара;
  • вид повреждений;
  • приблизительную сумму ущерба;
  • результаты контрольного взвешивания или пересчета количества;
  • сведения о проведенной фото- или видеосъемке, а также об использованной технике;
  • подписи сотрудника транспортной компании и получателя груза.

Акт составляют в трех экземплярах: один передается в транспортную компанию, второй – отправителю, третий – получателю груза. На всех документах должна стоять подпись и печать транспортной компании.

Важно! Для установления причин повреждений товара на осмотр можно пригласить эксперта, который проведет независимое исследование и составит свое заключение. В дальнейшем документ будет служить дополнительным доказательством вины транспортной компании.

Шаг 2 – Составление претензии в адрес перевозчика

На основании результатов осмотра составляется претензионное письмо к перевозчику. Документ пишется в свободной форме с обязательным указанием следующих сведений:

  • наименования грузоперевозчика, его адреса и контактов;
  • наименования или ФИО грузополучателя, его адреса и контактов;
  • информации о заключенном договоре поставки;
  • даты и места выгрузки товара;
  • описания повреждений со ссылкой на акт о недостатках;
  • выводов эксперта, составившего экспертное заключение;
  • суммы ущерба, который должен быть возмещен транспортной компанией;
  • перечня приложений;
  • даты и подписи.

К претензионному письму следует приложить, договор, накладную, копию акта и экспертного заключения.

Образцы претензий в транспортную компанию

Рекомендуем воспользоваться образцами претензий, разработанными специалистами нашего сайта.

  1. Скачать образец претензии о повреждении груза
  2. Скачать образец претензии о задержке груза
  3. Скачать образец претензии о потере груза
  4. Скачать образец претензии о нарушении сроков доставки

Текст документа должен быть составлен грамотным русским языком без ошибок. Если у вас возникли сложности с написанием претензионного письма, рекомендуем поручить этот вопрос квалифицированному юристу.

Как правильно подать претензию?

Перед подачей претензии перевозчику необходимо изучить условия договора, касающиеся порядка разрешения досудебных споров. Обычно в этом разделе стороны согласовывают способы обмена корреспонденцией и бухгалтерской документацией.

Рассмотрим, какие способы применяют на практике.

Вручение претензии лично

Наиболее быстрый вариант – вручить претензию сотруднику транспортной компании лично. Он должен расписаться на экземпляре заявителя и поставить входящий штамп с датой.

Если получатель груза не имеет возможности посетить офис перевозчика, он вправе поручить этот вопрос представителю, оформив на него доверенность.

Направление заказным письмом с уведомлением

Чаще всего участники делового оборота обмениваются претензионными письмами по почте. Данный способ используется, когда транспортная компания отказывается принимать корреспонденцию или находится далеко от получателя груза.

Для подтверждения факта направления претензии необходимо оформить заказное письмо с уведомлением. При получении корреспонденции представитель перевозчика расписывается в извещении, которое затем направляется в адрес отправителя.

Направление претензии по электронной почте

Менее надежный вариант – направить претензию по электронной почте. Даже если он предусмотрен в договоре, это не гарантирует, что транспортная компания получит корреспонденцию. Единственным доказательством отправки сообщения будет скриншот экрана.

В какие сроки должна быть подана претензия?

Сроки подачи претензии определяются на основании договора с учетом вида транспорта, который доставлял груз, характера его порчи и расстояния до места доставки. Так при полной утрате товара обратиться к перевозчику необходимо в течение 30 дней с момента истечения срока его планируемой доставки. Если груз доставляется воздушным транспортом, то в течение 10 дней. В случае использования смешанного способа предъявить претензию необходимо в течение 4 месяцев с момента получения продукции.

Если грузу был нанесен ущерб, обратиться в транспортную компанию необходимо в течение полугода. По возмещению убытков в виде штрафа и пени претензии предъявляются в 45-дневный срок.

Следует знать! На рассмотрение претензии отводится 30 дней, которые отсчитываются с момента ее получения. В случае отказа в ее удовлетворении или просрочки предоставления ответа получатель груза обращается в суд с исковым заявлением.

Юридическая помощь по составлению претензии к перевозчику

Многие компании стараются переложить вину за утрату или порчу груза на отправителя. Также случается, когда товар не поступает получателю по независящим от сторон причинам. В связи с этим для составления претензии и положительного решения вопроса следует обратиться к опытному юристу, который поможет подготовить документы. Если вам необходима консультация по вашей ситуации, рекомендуем обратиться к специалистам нашего сайта. Они свяжутся с вами и ответят на все вопросы.

Претензионный порядок — составляющая часть предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа).

Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, делает невозможным заявление к перевозчику судебного иска (п. 1 ст. 797 ГК).

Обязательная претензионная процедура дает перевозчику возможность своевременно расследовать допущенные нарушения, собрать необходимые доказательства, что во многих случаях ведет к удовлетворению требований грузовладельца без обращения в судебные органы, существенной экономии средств и времени.

По указанным причинам претензии могут заявляться также и пассажирами. Однако обязанность пассажира предъявлять претензию установлена лишь КВВТ (ст. 161) и УАТ (ст. 158). Для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, претензионного порядка не предусмотрено, однако на практике такие претензии заявляются.

Претензии, вытекающие из перевозки груза, предъявляют отправитель, получатель, а также (по общему правилу) страховщик, выплативший страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств.

Между тем Воздушный кодекс (ст. 125) умалчивает, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензий. КТМ допускает возможность отправителя и получателя передавать свои права на предъявление претензии и иска, но только друг другу, страховщику и транспортно-экспедиторской организации посредством специальной переуступочной надписи на транспортном документе (ст. 404).

Схожую норму содержит УАТ (ст. 161). Претензии заявляются, как правило, транспортной организации (ее филиалу), осуществлявшей перевозку или выдавшей груз в месте назначения. От претензии следует отличать заявление с просьбой о розыске груза, не прибывшего в пункт назначения, поскольку его содержание не удовлетворяет требованиям, установленным для претензий.

На практике в случае несохранности груза транспортные организации нередко ссылаются на ответственность отправителя. Поэтому когда из обстоятельств дела с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного перевозчика, получатели груза адресуют свои претензии одновременно и грузоотправителю, который, например, ненадлежаще затарил груз, что вызвало его несохранность. Основанием предъявления таких претензий является не нарушение договора перевозки, а несоблюдение обязательств отправителя в отношении получателя по купле-продаже, поставке и др. (см. об этом § 3 настоящей главы).

Транспортным законодательством предусмотрены требования о предоставлении документов, которыми заявитель должен обосновать свою претензию. Так, в ст. 120 УЖТ дан подробный перечень возможных претензий с указанием документов, которые следует приложить, и сведений, которые должны в них содержаться. Претензии необходимо заявлять, как правило, по каждой отправке с приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснования и расчета суммы претензии.

Претензионный порядок предусматривается и при предъявлении требований перевозчику в связи с нарушением обязательств по подаче транспортных средств, использованию подвижного состава или контейнеров грузовладельцев, других обязательств, не вытекающих из договора перевозки, но связанных с организацией транспортного процесса (ст. 120 УЖТ, ст. 158, 163 УАТ, подп. 5 п. 4 ст. 161 КВВТ).

В случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК). ГК не определяет срока на заявление самой претензии. Этот вопрос решается транспортными уставами и кодексами по-разному. В силу ст. 406 КТМ и ст. 161 КВВТ претензии заявляются в течение срока исковой давности (см. ниже). При этом только КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока исковой давности приостанавливается (ст. 407).

Согласно ст. 123 УЖТ, ст. 163 УАТ и ст. 126 Воздушного кодекса претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ и УАТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления*(148). Кроме того, УЖТ и Воздушный кодекс предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому.

Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки.

По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК).

На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, сроки исковой давности не распространяются. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. Такой, вытекающий из ст. 208 ГК порядок основан на ст. 800 ГК, которая, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК), изымает ее из сферы специального транспортного законодательства.

Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, — 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).

Под срывом погрузки понимается ситуация, когда грузоотправитель не предъявил груз в сроки, либо транспортное средство не было подано перевозчиком в назначенное время. Ответственным за срыв погрузки могут быть как отправитель груза, так и перевозчик.

Распространенная причина срыва — несвоевременная погрузка и разгрузка товаров, в результате чего партия пришла получателю позже, чем ожидалось. В таком случае отправитель вынужден заплатить условленный процент от суммы фрахта. Вот почему лучше воспользоваться услугами погрузки, которые предоставляют надежные фирмы.

Прежде чем перевезти груз, оформляют заявку и заключают договор с фирмой, которая предоставляет такие услуги.

Для чего нужен договор на погрузку груза?

Типовой договор на оказание услуг погрузки предусматривает срыв погрузки и определяет степень ответственности сторон. Такой договор заключают, чтобы застраховать себя от неприятных сюрпризов, если фирма не выполнит все пункты в договоре. Когда из претезии заказчика ясно, что погрузка вагонов или машины проведена несвоевременно или привела к материальному ущербу, исполнитель обязан устранить все недостатки за свой счет. Для решения проблемы придется составить акт о срыве погрузки.

Акт о срыве погрузки

Акт о срыве погрузки относится к тем документам, которые помогают урегулировать спорные ситуации при нарушениях хода работ. В акте подробно описывается, какие именно обязательства не выполнены стороной, нарушения каких правил погрузки-разгрузки привели к ущербу. Акт составляется при условии, что между сторонами заключен договор погрузки. Ознакомьтесь образцом акта, перейдя по ссылке.

Как видно из образца, фирма не выполнила все пункты в договоре, и это случается в реальности. Приведем пример. При погрузке металлолома применяют специальную технику, но фирма вовремя не предоставила ее. По этой причине автомобиль простоял несколько часов. В таком случае, к фирме предъявляется претензия о срыве погрузки.

Претензия о срыве погрузки

Претензия о срыве погрузки — основной документ, который позволяет урегулировать споры. Они возникают при нарушении порядка работ. К претензии прилагается копия договора, в которой указывают стоимость погрузки и обязательства сторон. Также прилагают акт о срыве погрузки.

Претензия составляется на основании непредоставления исполнителем техники, указанной в договоре, или других нарушений. Например, исполнитель указал в акте приема стоимость вывоза снега с погрузкой, но провел работы ручным способом, и это привело к задержке работ. В таком случае в претензии указывается размер издержек, которые предстоит компенсировать недобросовестному исполнителю. Образец претензии смотрите тут.

Срыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой «груз никуда не поехал”. Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.

Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

Срыв погрузки по вине перевозчика или фрахтовщика.

Эти случаи предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 34 УАТиГНЭТ и именуются «невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и «непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно. Согласно пункту 2 статьи 9 УАТиГНЭТ, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.

Пригодными считаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом).

Грузоотправитель имеет полное право отказаться от погрузки автомобиля, при погрузке которого будет превышена максимальная разрешенная масса, указанная в свидетельстве о регистрации автомобиля. В этом случае срыв погрузки и все негативные последствия будут отнесены на перевозчика.

Опозданием является подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если в договоре перевозки или фрахтования стороны не предусмотрели иного (п. 25 ППГАТ).

Срыв погрузки по вине грузоотправителя или фрахтователя.

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такие случаи предусматриваются пунктами 1 и 2 статьи 35 и обозначаются как «непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки” или «отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования” соответственно.

Пунктом 4 статьи 10 УАТиГНЭТ устанавливаются случаи, в которых груз считается не предъявленным к перевозке:

  1. предъявление груза для перевозки с опозданием;
  2. предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
  3. предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
  4. несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

Правилами перевозки грузов не устанавливается время, в течение которого предъявление груза для перевозки не будет считаться опозданием, следовательно, им считается любое опоздание при предъявлением груза. Также законом не раскрывается понятие «предъявление груза к перевозке”, что даёт возможность вольной трактовки понятия. Помимо прочего, следует понимать, что сроки предъявления и погрузка грузов — различные понятия, смешивать которые недопустимо.

Согласно п. 30 ППГАТ состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

  • груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
  • при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
  • масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

Говоря проще, если перевозчик приезжает на погрузку и ему говорят: «Пиво/масло/напитки не разлиты” (шоколадки не упакованы, мешки не запаллечены), это является непредъявлением груза к перевозке.

Штраф за срыв погрузки.

Во всех случаях Устав автомобильного транспорта предусматривает возможность сторонам самостоятельно установить размер штрафа за срыв погрузки в договоре, а в случае, если договором перевозки или фрахтования размер штрафа не установлен, то он составляет 20% от стоимости перевозки. Размер штрафа не ограничен и может быть как больше, так и меньше 20% от цены перевозки, он может выражаться в твёрдой сумме (например, 10000 рублей), а также иметь привязку к иным ценам — например, объявленной стоимости груза.

Также Устав автомобильного транспорта прямо предусматривает право каждой из сторон договора перевозки или фрахтования требования у другой стороны возмещения причинённых убытков (затрат на топливо, зарплату водителя, «холостая” аренда погрузочных механизмов и прочее).

Особое внимание хотелось бы уделить договорам, заключаемых между посредником и перевозчиком. На них в полной мере не распространяется действие 34-ой и 35-ой статей УАТиГНЭТ, так как диспетчер не является ни фрахтователем, ни грузоотправителем, поэтому заключённый между диспетчером и перевозчиком договор не является ни договором перевозки, ни договором фрахтования, поэтому, во избежание возможных споров о праве, штраф за срыв погрузки в должен быть прямо обозначен в договоре или заявке. Если в заявке или в договоре с посредником размер штрафа не указан, то при определенных условиях стороны этого договора могут рассчитывать только на возмещение причинённых убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса. Доказать эти убытки — задача нетривиальная, требующая правильной фиксации всех фактов, имеющих отношение к срыву погрузки. Однако, Верховный Суд РФ разделил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик», создав тем самым возможность для применения положений норм, регулирующих договор перевозки, к смешанным договорам, заключаемым в том числе перевозчиками с экспедиторами.

Оплата предшествующего срыву погрузки простоя.

О том, что груз не готов для перевозки, перевозчик может узнать спустя довольно длительное время ожидания на погрузке. В этом случае оплате подлежат штрафы как за простой транспортного средства, так и за непредъявление груза к перевозке — это прямо предусмотрено частью 6 статьи 35 Устава автомобильного транспорта. Для получения штрафов необходимо верно оформить и простой, и срыв погрузки — составить соответствующие акты с предварительным письменным уведомлением об их составлении.

Оформление срыва погрузки.

Порядок оформления прост, для фиксации факта достаточно составить надлежащим образом соответствующий акт (), указав в нём все требуемые сведения. Не лишним будет приложить к акту фотографии, данные системы спутникового слежения (ГЛОНАСС, GPS). Акт необходимо заверить подписями лиц, участвующих в его составлении. Если акт составляется в одностороннем порядке, то необходимо предварительно письменно уведомить вторую сторону договора о составлении акта и предложить принять участие в его составлении.

В дальнейшем этот акт следует приложить к претензии за срыв погрузки и направить его виновной стороне с требование произвести оплату штрафа. Если оплата не будет произведена, следует обратиться в суд за защитой своих интересов.

Прикладывать к претензии счёт за срыв погрузки не обязательно (но и не запрещено), однако, отсутствие счёта не может служить основанием для неоплаты надлежащим образом оформленной претензии за срыв погрузки. Оплата может производиться по приложенным к претензии реквизитам. Акт оказанных услуг о срыве погрузки к претензии не прикладывается, так как никакой услуги фактически оказано не было.

Правомерность штрафа за срыв погрузки в отсутствие убытков.

Один из частых вопросов от перевозчиков — вправе ли экспедитор выставить штраф за срыв погрузки, если грузовладелец не предъявлял экспедитору никаких претензий. Экспедиторы также нередко задаются аналогичным вопросом в отношении перевозчика — правомерно ли требование перевозчика об уплате штрафа за непредъявление груза к перевозке, если он даже не приехал на погрузку.

Ответ прост. Гражданское законодательство устанавливает, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, если договором или заявкой предусмотрен штраф за срыв погрузки, ни перевозчик, ни экспедитор не обязаны доказывать, что в результате действий (бездействия) контрагента они понесли убытки.

В это же время если размер штраф за срыв погрузки у экспедитора перед клиентом выше, чем тот же штраф перевозчика перед экспедитором, то экспедитор вправе требовать от перевозчика уплатить неустойку и убытки в части, не покрытой неустойкой, то есть, фактически, полную сумму уплаченного грузовладельцу штрафа (ст. 394 ГК РФ). В этом случае экспедитор должен будет доказать факт уплаты и размер штрафа грузовладельцу.

Убытки по причине срыва погрузки.

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения убытков лицом, нарушившим обязательство. Применительно к невывозу груза перевозчиком такими убытками могут являться:

  • простой или холостая аренда погрузочно-разгрузочной техники (кран, манипулятор и т.п.);
  • простой бригады грузчиков, сборщиков, комплектовщиков;
  • упущенная выгода от несостоявшейся продажи партии товара;
  • штрафы за недопоставку партии товара, предъявленные от покупателя поставщику (продавцу).

Убытки и штраф имеют различную правовую природу и могут взыскиваться как раздельно, так и по отдельности. Возмещение убытков не является основанием для освобождения от уплаты штрафа, и наоборот — оплаченный штраф не означает, что с перевозчика нельзя взыскать понесенные убытки.

Для взыскания убытков необходимо доказать следующий состав:

  • факт понесения убытков;
  • размер понесенных убытков (с разумной степенью достоверности);
  • нарушение перевозчиком обязательств (факт невывоза груза и наличие у перевозчика такой обязанности);
  • причинно-следственная связь между нарушением и понесенными убытками.

Указанные обстоятельства должны быть доказаны полностью. Недоказанность хотя бы одной составляющей из вышеперечисленного состава является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Обратите внимание: доказывание этих обстоятельств возможно только квалифицированным юристом, который установит круг доказательств, обладающих критериями относимости и допустимости, пояснит суду основания для привлечения перевозчика к гражданской ответственности. То же касается и защиты от взыскания убытков — только грамотный юрист по транспортному праву может выстроить линию защиты, найти в доводах истца слабые места и защитить перевозчика. Попытка сэкономить на юристе может стоить дороже.

Как правильно отменить (аннулировать) загрузку.

Если заявка еще не подписана перевозчиком и не начала фактически исполняться, вы можете ее отменить в любой момент (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49).

Избежать уплаты неустойки за срыв погрузки по уже подписанной заявке, а также возмещения затрат, вызванных этим срывом, можно в случае, если договором предусмотрено время, в течение которого стороны могут отказаться от исполнения договора перевозки. Однако, и здесь следует соблюсти некоторые правила.

Не достаточно просто предупредить перевозчика или грузовладельца (экспедитора) об отмене погрузки по телефону. В соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ, сделки между организациями должны заключаться с соблюдением простой письменной формы. Из положений пункта 1 статьи 452 ГК РФ вытекает, что расторжение или изменение договора производится в той форме, в которой он был заключён. Таким образом, если сведения о срыве погрузки появились у одной из сторон договора в промежуток времени, когда можно отказаться от перевозки без уплаты неустойки, следует в письменной форме уведомить другую сторону об расторжении договора, в таком случае договор будет считаться расторгнутым в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

То же самое относится и к ситуации, если время, в течение которого стороны могут отказаться от перевозке, в договоре не указано или оно истекло. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, а также положениями пункта 1 статей 34 и 35 УАТиГНЭТ, перевозчик и грузоотправитель имеют право требовать возмещения причинённых срывом погрузки убытков, поэтому чем раньше грузоотправитель или перевозчик будут предупреждены о срыве погрузки, тем меньше убытков придётся возмещать пострадавшей стороне.

Уведомление об отказе от транспортного средства или о невывозе груза составляется в свободной форме.

Возможность отказаться от погрузки (аннулировать заявку) за 24 часа.

Многие перевозчики, экспедиторы (диспетчера) и грузовладельцы до сих пор заблуждаются по поводу вопроса о том, можно ли отказаться от погрузки за сутки, хотя закон, позволяющий это сделать, с 2011 года практически не применяется в практике, а Приказом Минтранса от 23 марта 2018 г. № 113 был признан утратившим силу. Речь идёт о Постановлении Минтранса РСФСР 30.07.1971 года «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Пунктом 9 раздела 12 Постановления предусмотрена возможность отказа от предъявления груза, предусмотренного в заявке (разовом заказе), к перевозке не позднее 12 часов дня, предшествующего дню перевозки.

Нормы права должны толковаться системно, то есть, в своей взаимосвязи с другими нормами. Учитывая то, что действующее законодательство не содержит пробелов по этому вопросу, то и применению подлежит именно оно. Поэтому при разрешении вопроса о возможности отказаться от исполнения договора (то есть, отменить погрузку за сутки) перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам следует руководствоваться общими нормами права — ст. 310 и гл. 29 Гражданского кодекса.

Указанные правовые нормы предусматривают недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора, однако, допускают возможность сторонам договора предусмотреть условия его расторжения в одностороннем порядке. Также в договоре стороны могут предусмотреть размер неустойки за расторжение договора, либо согласовать отсутствие любых штрафов и отказ от возмещения причиненных убытков.

Отказаться от погрузки за 24 часа без уплаты штрафа, если такая возможность договором (заявкой) на перевозку груза не предусмотрена, нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *