Представитель от исполнительного органа государственной власти

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель».

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом от 3 дек. 2012 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» осуществлять в СФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ. В СФ в соответствии с Конституцией РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Член СФ наделяется полномочиями соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на основе волеизъявления избирателей данного субъекта РФ. Наделение полномочиями члена СФ осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта РФ. Кандидатом для наделения полномочиями члена СФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена СФ. Кандидатом для наделения полномочиями члена СФ – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным законом. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта РФ предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатом для наделения полномочиями члена СФ – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может быть депутат ГД, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ, или группе субъектов РФ, в которую входит данный субъект РФ, или части территории данного субъекта РФ, либо депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ, отвечающие требованиям, предусмотренным законом. В указанном случае кандидатом для наделения полномочиями члена СФ – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ также может быть член СФ – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ, который на день представления Президентом РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) получит поддержку не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта РФ. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом.

Правовые основы деятельности Ч. СФ определены Конституцией РФ, федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. федерального закона от 5 июля 1999) и от 3 дек. 2012 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», а также Регламентом СФ.

Полномочия члена СФ начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена СФ. Полномочия члена СФ прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении полномочиями нового члена СФ – представителя от этого же органа государственной власти субъекта РФ в установленном порядке. Полномочия Ч. СФ прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок принятия СФ решения о прекращении полномочий членов СФ устанавливается Регламентом СФ.

Ч. СФ осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Ч. СФ не вправе: быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или др. оплачиваемой деятельностью. Кроме того, Ч. СФ не вправе состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Ч. СФ может осуществлять преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.

Формами деятельности Ч. СФ являются: участие в заседаниях СФ в порядке, установленном Регламентом СФ; в совместных заседаниях палат ФС РФ; участие в работе комитетов СФ, в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых СФ и ГД; в работе парламентских комиссий, создаваемых СФ и ГД в порядке, установленном Федеральным законом от 27 дек. 2005 «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», а также рабочих групп, создаваемых указанными парламентскими комиссиями; участие в выполнении поручений СФ и его органов; участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в ГД; инициирование парламентского запроса, запроса Ч. СФ; обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании СФ; обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Деятельность Ч. СФ может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ. Ч. СФ имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов СФ может вносить предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотре положений Конституции РФ. Ч. СФ пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым СФ, комитетом палаты, согласительной или специальной комиссией, членом которых он является. Ч. СФ принимает личное участие в заседании палаты, комитета СФ, согласительной и специальной комиссий, членом которых он является. Ч. СФ вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат ФС РФ. Ч. СФ вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, председателям Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, др. избирательных комиссий, комиссий референдума, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также руководителям Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований законодательства РФ о недопустимости вмешательства в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Запрос Ч. СФ направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в т. ч. на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, указанных выше. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. По вопросам своей деятельности Ч. СФ пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и др. должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, др. войск и воинских формирований.

Ч. СФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Вопрос о лишении Ч. СФ неприкосновенности решается СФ по представлению Генерального прокурора РФ. Для осуществления своих полномочий Ч. СФ в здании палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в т. ч. персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи. Он вправе иметь до 5 помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, и до 40 помощников, работающих на общественных началах, по работе в СФ, а также по работе в субъекте РФ. Число помощников Ч. СФ, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе в СФ не может быть более двух. Помощником Ч. СФ может быть только гражданин РФ. В законодательстве РФ закреплены и иные гарантии обеспечения деятельности Ч. СФ, в т. ч. гарантии трудовых прав, социальные гарантии.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

В целом процесс объединения вокруг Москвы северо-восточных русских княжеств был завершён Иваном ІІІ Васильевичем (1462–1505). Он был известен как расчётливый, удачливый, осторожный и дальновидный государственный деятель. Одновременно, как и многие политики той эпохи, Иван ІІІ не брезговал коварством и интригами. Ему удалось последовательно подчинить Ярославское (1468), Ростовское (1474) и Тверское княжества (1485), Вятскую землю (1489), важную в промысловом отношении, а также ликвидировать Новгородскую республику.

Новгород на протяжении большей части XV в. оставался одним из главных политических и экономических конкурентов Москвы в русских землях. Первое крупное поражение новгородцев произошло ещё в 1456 г., после чего они были вынуждены отказаться от ряда прежних вольностей. В Яжелбицах было заключено соглашение, лишавшее Новгород права на самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Но соблюдался этот договор недолго.

Объединительная деятельность московских князей пугала новгородских бояр, опасавшихся потерять свои привилегии, что подтолкнуло их в начале 1470‑х пойти на сближение с Великим княжеством Литовским (ВКЛ). Инициатором установления контактов с ВКЛ стала влиятельная антимосковская группа, которую возглавила вдова главы города Марфа Борецкая и её сыновья.

В ответ на это, уже в 1471 г. Иван ІІІ, обвинив бояр в предательстве православия, пошёл походом на Новгород и разбил новгородское ополчение в битве на р. Шелони. Новгородцы количественно превосходили противную сторону, но в бой шли неохотно; москвичи же, напротив, по свидетельству летописцев, сражались «как львы» и, заставив противника бежать, преследовали его более двадцати вёрст. Эти события привели к росту промосковских симпатий среди новгородцев. Иван III решил использовать выгодный для него момент. Осенью 1475 г. он нанёс визит в Новгород. Для укрепления позиций своих сторонников князь обратился к праву суда. Часть местных бояр была обвинена в предательстве и вывезена в Москву для окончательного разбирательства. Неудивительно, что все они относились к силам, враждебно настроенным к Ивану III. Таким образом, московскому князю удалось ослабить позиции своих противников, одновременно утвердив за собой имидж справедливого правителя.

Окончательное присоединение произошло в 1478 г. Символом подчинения Новгорода стала перевозка в Москву новгородского вечевого колокола. Все новгородские владения перешли под контроль Москвы. Городом управляли московские наместники, но он всё же сохранял отдельные привилегии (право на контакты со шведами, отказ от привлечения новгородцев к охране южных границ), которые полностью были ликвидированы лишь при Иване IV Грозном. Покорение Новгорода ускорило и процесс поглощения Тверского княжества, земли которого находились в окружении московских владений. Поводом для войны стал союз тверского князя с Казимиром IV. Не располагая поддержкой населения и боярства, тверской князь оказался не способен на сопротивление и бежал к своему литовскому союзнику.

Вхождение в состав Московского государства новгородских, вятских и пермских земель, населённых нерусскими народами севера и северо-востока, привело к заметному расширению его многонационального состава.

При правлении Ивана ІІІ был составлен памятник русского феодального права — Судебник 1497 года, состоявший из 68 статей и представлявший наиболее полный на тот момент свод законов Русского государства. В нём ограничивались привилегии бояр, монастырей и церковных лиц при рассмотрении дел; изменялась система комплектования войска: отныне оно состояло из дворян-помещиков. Данный свод законов отразил усиление роли центральной власти в государственном устройстве и системе судопроизводства.

В 1503 г. несколько западнорусских княжих родов (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) разорвали отношения с ВКЛ и признали верховенство Москвы.

Позже, при Василии ІІІ (1505–1533), влияние Москвы было распространено на Псков (1510). По приказу московского князя около 300 родов наиболее зажиточных псковичей выселили из города. Их место заняло такое же число переселенцев из московских городов. Вече было распущено. Управление Псковом перешло в руки московских наместников.

Следующим городом, попавшим под влияние Москвы, стал Смоленск (1514), в честь чего в Москве был воздвигнут Новодевичий монастырь, где поместили икону Смоленской богоматери, которая считается защитницей западных границ Руси, и Рязань (1521). Благодаря деятельности Ивана ІІІ и Василия ІІІ Московское княжество превратилось в крупнейшее государство в Европе, но всё ещё недостаточно централизованное.

Становление органов центральной власти

Складывается система центрального и местного управления. Во главе государства — великий московский князь. Князья тех земель, что переходили к Москве, приобретали статус бояр московского государя («обояривание князей»). Сами княжества именовались уездами и находились под управлением наместников из Москвы.

Начиная с Ивана ІІІ, московских князей стали величать «Государи всея Руси», а в отношении русских земель всё чаще стали употреблять название «Россия». Росту авторитета великокняжей власти способствовал и факт женитьбы Ивана ІІІ на племяннице последнего императора Византии — Софьи (Зое) Палеолог. Гербом государства стал двуглавый орёл, также заимствованный у Византийской империи.

В начале XVI в., в годы правления Василия ІІІ, появляется идеологическая формула московского самодержавия, согласно которой Москва являлась преемницей Византии — третьим Римом. Согласно этой формуле, исторический процесс трактовался как смена мировых царств. После падения Римской империи — первого Рима, погибшего из-за распространения ереси, пришло время второго Рима — Константинополя, но и он при- шёл в упадок вследствие унии с католиками. И лишь третий Рим — Москва, как оплот истинного христианства, будет существовать вечно.

Центральными органами власти были Боярская дума, Дворец (ведал личными землями великого князя, стал основой для формирования русского дворянства) и Казна (государственная канцелярия, занималась финансовыми вопросами). Боярская дума (5–12 бояр и не более 12 окольничих) — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Самостоятельной роли не играла, являясь совещательным органом, поддерживала все действия великого князя, составляя совместно с ним единую верховную власть. Бояре были заинтересованы в усилении власти князей и дальнейшей централизации государства, со временем став одной из главных опор самодержавной власти.

Формируется система приказов (министерств). Приказы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, отвечавшие за конкретное направление государственной политики или заведовавшие отдельными областями государства. Большим влиянием в государстве обладал митрополит и собрание высшего духовенства — Освящённый собор.

Существовала система кормлений. Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения в течение всего периода службы. Кормления не способствовали созданию централизованного государства и позже были упразднены. На местах власть принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях и станах).

Образование Российского государства стало возможным после свержения ордынского ига

В XV в. огромное государство Золотая Орда распалось на несколько ханств: Казанское и Астраханское на Волге, Ногайскую Орду, Сибирскую, Узбекскую — к востоку от неё, Большую Орду и Крымское ханство.

Ослабленная внутренними противоречиями Орда не могла удержать под контролем русские земли. В 1476 г. Иван ІІІ прекратил выплачивать дань Орде. Судьба русских земель решилась в результате Стояния на Угре 1480 г., когда хан Ахмат не решился вступить в сражение и отвёл свои войска от границ русских княжеств. Ахмат надеялся на поддержку польского короля Казимира IV, но нападение на Польшу союзника Ивана ІІІ, крымского хана Менгли-Гирея, сорвало эти планы. Монголы окончательно утратили своё господство над Русью. Освобождение от унизительной и разорительной дани, отказ от системы ярлыков и ликвидация верховенства ордынского хана свидетельствовали об обретении Русским государством подлинной независимости. Вскоре Золотая Орда прекратила своё существование, распавшись на отдельные улусы.

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

Изменения в социальной структуре общества

В конце XV в. набирает оборот процесс закрепощения крестьян, главным образом путём реализации правительственных мер по предотвращению их бегства. Так, после принятия Судебника 1497 г. впервые переход крестьян от одного хозяина к другому был ограничен определённым периодом в году: неделя до 26 ноября (Юрьев день) и неделя после. За возможность ухода крестьян обязывали выплатить «пожилое» — плата за годы, которые они прожили на предыдущем месте. Появление этих ограничений свидетельствовало о постепенном закрепощении крестьян.

Прикрепление крестьян к земле, распространение на них юрисдикции феодалов в некотором роде уравнивали в правах большую часть земледельческого населения. В результате исчезли многие старые термины, которые использовались для обозначения форм социальной зависимости («смерд», «закуп», «изгой», «люди» и др.).

В XV–XVII вв. крестьянство делилось на следующие категории:

  • владельческие, принадлежавшие феодалам-собственникам;
  • дворцовые, находившиеся в ведении дворцового ведомства московских царей;
  • государственные, не принадлежавшие конкретному владельцу, но связанные обязательствами нести определённые повинности в пользу государства. Среди повинностей преобладал натуральный оброк.

К холопам относили:

  • дворовую челядь;
  • ремесленников, обслуживающих господскую семью;
  • приказных людей, имевших дело с правительственными учреждениями и управлявших вотчинами;
  • военных слуг, сопровождавших хозяина в походах.

Обработкой барских пашен преимущественно занимались холопы.

Наряду с великими князьями крупнейшим землевладельцем выступала Церковь. Ордынцы, заинтересованные в сохранении своего владычества, решили не отбирать у церкви её земельные владения. В поддержке духовенства нуждались и русские князья. Если на предшествующих этапах церковный налог — десятину — выплачивали в денежной или натуральной форме, то теперь десятина была заменена князьями раздачами земель. Росту феодального могущества монастырей способствовало и то обстоятельство, что, в отличие от княжеских владений, монастырские земли не подлежали разделу среди наследников.

Рост церковного землевладения осуждался рядом её представителей. Так, в XV в. появились нестяжатели во главе с монахом Нилом Сорским (некоторое время нестяжателей поддерживал и Иван ІІІ, который уже давно планировал ограничить процесс беспрестанного роста монастырских землевладений и церковного имущества). Они выступали за аскетизм в жизни Церкви. Нестяжатели утверждали, что уход от мира должен привести к индивидуальному нравственному совершенствованию и спасению души. Это предполагало полное отсутствие заинтересованности в каких-либо материальных благах, а владение собственностью, особенно населёнными землями, резко осуждалось. Сторонниками Н. Сорского это квалифицировалось как стяжательство — тяжкий грех, идущий в разрез с установками христианской веры. По их мнению, в качестве источников к существованию можно было рассматривать лишь собственную трудовую деятельность, дары и подаяния.

Идеям нестяжателей противостояли иосифляне (Иосиф Волоцкий — настоятель Волоколамского монастыря), обосновывавшие необходимость наличия у Церкви значительного земельного фонда. Практическое воплощение взглядов иосифлян олицетворял Иосифо-Волоколамский монастырь. Его отличал быстрый рост земельных вотчин, наличие отлаженной системы хозяйственной жизни, продуманная до мелочей сетка «тарифов» на услуги монахов, которые они оказывали прихожанам. Иосифляне твёрдо стояли на том, что пожертвования монастырям дарованы Богом, а потому не подлежат изъятию ни при каких обстоятельствах. Помимо этого, иосифляне жестоко расправлялись с представителями еретических течений стригольников и жидовствующих, получивших довольно широкое распространение в церковной среде Руси того времени.

На церковном соборе 1502 г. иосифлянам удалось склонить на свою сторону великого князя, провозгласив его царём земным. Русская церковь приобретала характер государственной и национальной. Церковное и монастырское землевладение продолжало расти.

Формы феодального землевладения

Главным новшеством было создание государственной поместной системы. Её суть состояла в том, что военные слуги государства «испомещались» на земле, при этом обеспечивая себя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы. Они стали называться помещиками, а их владения — поместьями. Формально владение поместьем отличалось от вотчины, которая составляла полную и наследственную собственность владельца, условным и временным характером. Поместная система не предусматривала передачу земель светских владельцев монастырям, что могло сократить фонд земель, передаваемых за службу. Размеры владения могли быть как крупными, так и мелкими, независимо от формы землевладения.

Формирование поместной системы упростило передачу государственных земель частным землевладениям, так как считалось, что земельные наделы остаются в руках великого князя, что делало сопротивление крестьян при передаче их земель в поместье менее активным, чем в случае с вотчиной.

Другой важной особенностью социально-экономического развития средневековой России стало разделение разных форм феодального землевладения по территориальному принципу. К примеру, в центральных районах с высокой плотностью населения сложилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий феодалов. Тогда как на окраинах по-прежнему были распространены общинные формы крестьянского землевладения.

Рост крепостнического землевладения происходил за счёт пожалования помещикам чёрных и дворцовых земель, что сопровождалось увеличением численности закрепощённых крестьян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *