Предоставление налоговой декларации

Содержание

Комментарий к статье 80 НК РФ

Статья 80 НК РФ — одна из самых популярных статей кодекса. Почему она так востребована налогоплательщиками и какие важные вопросы регламентирует, расскажем в нашей статье.

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

Налоговые расчеты: виды и определения

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Итоги

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

> Итоги

Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

См. все связанные документы >>>

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ.

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. Данный Приказ вступил в силу, начиная с представления налоговой декларации за четвертый квартал 2009 года.

Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядок ее заполнения. Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 31.07.2009 N 83н, вступили в силу начиная с представления налоговой декларации за октябрь 2009 года.

Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 32н утверждены формы налоговых деклараций по акцизам и порядки их заполнения.

Формы налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты и порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 168н.

Приказом Минфина России от 29.12.2009 N 145н утверждена форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения. Данный Приказ вступает в силу начиная с представления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2009 года.

Отметим, что Приказом МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366@ утверждена форма декларации по налогу на доходы физических лиц (4-НДФЛ) и инструкция по ее заполнению (для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность или частную практику).

Однако, как разъяснено в письме ФНС России от 30.05.2005 N 04-2-03/72, при этом нормы статьи 119 НК РФ, предусматривающей меры ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в виде штрафа, размер которого исчисляется в соответствующем процентном выражении от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, не могут применяться в случае несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на доходы по форме 4-НДФЛ, в которой налогоплательщиками указываются суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде.

Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения. Решением ВАС РФ от 21.05.2009 N ВАС-3454/09 данная форма признана не соответствующей главе 25 НК РФ в части показателей, отражаемых по строке 050 листа 02, строке 290 и строке 360 приложения 3 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, не действующей в той мере, в какой названная декларация препятствует налогоплательщикам при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывать убыток по операции реализации третьему лицу доли в уставном капитале хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н в указанный Приказ внесены изменения, в соответствии с которыми в новой редакции изложены приложения N 1 — 5 к листу 02 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и внесены изменения в Порядок ее заполнения. Изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2009 года.

Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1 утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н утверждена форма налоговой декларации по водному налогу и порядок ее заполнения.

Форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н.

Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н утверждена форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

Приказом Минфина России от 01.11.2004 N 97н утверждена форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и порядок ее заполнения.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.

Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок ее заполнения. Данный Приказ вступил в силу начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.

Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н утверждена форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и порядок ее заполнения. Данный Приказ вступил в силу начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.

Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н утверждена форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядок ее заполнения. При этом изменения, внесенные Приказом Минфина России от 19.11.2009 N 119н, вступили в силу начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2010 года.

Наконец, Приказом Минфина России от 07.04.2006 N 55н утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и порядок ее заполнения.

Налоговая декларация: виды и правила составления

Налоговая декларация — это ключевой вид отчетности в ИФНС, которую формируют практически все налогоплательщики. Для каждого вида фискального обязательства чиновники разработали индивидуальные формы отчетов. В статье расскажем, какие особенности предусмотрели законодатели для данной категории отчетности. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

В России в настоящее время действуют несколько десятков фискальных обязательств, которые обязаны уплачивать граждане и организации в соответствующие бюджеты страны. Как группируются бюджетные платежи, мы рассказали в отдельном материале «Действующая классификация налогов с примерами».

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация (определение дано в 80 статье НК РФ) — это письменное заявление налогоплательщика, составленное в установленной форме, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о праве применения льгот и вычетов, о применяемых ставках, о суммах исчисленного налога.

Декларация о налогах — это не просто отчетная форма, это основание для применения норм налогообложения к конкретному лицу или экономическому субъекту. Именно поэтому для каждого вида обязательств, платежей и сборов предусмотрен отдельный вид отчетных форм и бланков. Отчеты сдают не все налогоплательщики. Например, физические лица освобождены от сдачи большинства форм налоговых деклараций. Определим, какие виды отчетности должны сдавать плательщики налогов в 2019 году.

Всю отчетность в ИФНС можно разделить на несколько категорий. Рассмотрим каждую категорию, приведем актуальные примеры для наглядности.

  1. Подтверждение суммы полученного дохода. К примеру, налогоплательщик подает отчет в ФНС с целью подтвердить доходы, полученные в отчетном периоде, но не задекларированные в других отчетных формах. Например, гражданин продал или сдал квартиру, в таком случае доход от продажи (аренды) должен быть отражен в соответствующей форме налоговой отчетности (налоговая декларация 3-НДФЛ).
  2. Подтверждение суммы произведенных расходов. При исчислении размера некоторых бюджетных платежей к учету следует принимать все произведенные расходы. Например, при расчете налога на прибыль организаций компания вправе уменьшить налогооблагаемую базу (выручку) на сумму произведенных расходов.
  3. Заявление на получение вычета, льготы. Некоторые фискальные обязательства, уплаченные в бюджет, можно вернуть. Например, НДФЛ, уплаченный за отчетный период, можно возвратить, если гражданин в этом же периоде осуществил определенные виды расходов. Допустим, налогоплательщик купил жилье или оплатил лечение. В таком случае физлицо вправе требовать у государства возмещение НДФЛ в установленном порядке.
  4. Нулевые сведения. Если налогооблагаемая база в отчетном периоде равна нулю, то и платить в бюджет обязанности нет. Однако отсутствие фискальных обязательств перед ФНС не означает, что налогоплательщик освобожден от расчета налогов и составления налоговых деклараций. Сдать отчетность придется в любом случае, даже если деятельность была приостановлена и сведения для отражения в НД отсутствуют.

Иными словами, все налогоплательщики должны формировать налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с наличием объекта обложения. Причем вид данного объекта не имеет значения. Будь то доход, транспорт, земля, недвижимость и прочее имущество.

Подготовка налоговых деклараций

В зависимости от вида фискального обязательства определяется унифицированный бланк и порядок его заполнения. Налоговики определили, что сдать отчетность можно несколькими способами. Например, лично сдав НД в территориальное отделение ИФНС, отправив отчет по почте (заказным письмом), направив электронную форму по защищенным каналам связи, с использованием ЭЦП, или же сформировать сведения в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте инспекции.

Заполнение отчетности — довольно сложный процесс, который требует усидчивости и минимальных знаний. Разобраться в заполнении отчетной документации помогут наши пошаговые инструкции и актуальные примеры, рассмотренные в специальных статьях. Перейдя по ссылке, вы найдете действующий бланк, а также пример и образец заполнения.

Как составить налоговую декларацию, пошаговые инструкции по видам налогов:

Перечень налоговых деклараций, расчетов и бухгалтерской отчетности

Ссылки на инструкции

НДФЛ

Образец заполнения бланка 3-НДФЛ

НДС

Как сдать НДС и пояснение в электронном виде

Прибыль организаций

НД по налогу на прибыль в 2019 году: заполнение и сдача

Земельный налог

НД по земельному налогу

Имущество организаций

НД по налогу на имущество

УСН

НД по УСН

ЕНВД

НД по ЕНВД

Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс и налоговая декларация)

Годовая бухгалтерская отчетность

Важно отметить, что для каждой формы отчета установлены не только свои бланки и правила заполнения, но и иные особенности.

Например, отчетный период. Для одного НО достаточно отчитаться один раз в год, то есть сдать годовую налоговую декларацию (к примеру, 3-НДФЛ). А для другого придется отчитываться ежеквартально или даже ежемесячно (НДС, прибыль, акцизы).

Государственный контроль

Так как фискальные обязательства и сборы являются ключевыми доходами государственного бюджета, от полноты и правильности их зачисления в казну зависит финансовое положение всего государства. Иными словами, налоговики обязаны постоянно контролировать правильность исчисления НО и полноту перечисления средств в бюджеты, иначе экономического кризиса не избежать.

ФНС не в силах проконтролировать каждого налогоплательщика. Именно поэтому была введена отчетность. Так, налоговая декларация и налоговый контроль неразрывно связаны между собой. НД является основным предметом контрольно-ревизионных мероприятий. Помимо этого, большинство сведений из отчетных форм пересекаются. Например, доходы налогоплательщика в конкретном отчетном периоде не могут различаться в разных видах отчетности. Например, в отчетах по НДС и прибыли.

При выявлении расхождений инспекторы инициируют выездные проверки. Такой подход позволяет минимизировать правонарушения и своевременно пресекать действия недобросовестных граждан и руководителей компаний.

ВАЖНО! За нарушение сроков или непредоставление НД в ИФНС предусмотрена административная ответственность. Чтобы избежать наказаний, используйте профессиональный календарь бухгалтера.

Налоговая декларация. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Порядок представления налоговой декларации определен ст.ст. 80 – 81 НК РФ. Налоговая декларация должна быть представлена:

1) каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

2) лично налогоплательщиком или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки;

3) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

4) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно).

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде;

5) с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

6) в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в установленном порядке.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

>Об отдельных вопросах представления налоговых деклараций и расчетов

С.В.Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Обязанность представления налоговых деклараций является одной из главных для налогоплательщика. Этой обязанности и ответственности за ее неисполнение посвящено интервью с экспертом.

— В чем заключается отличие декларации от расчетов по авансовым платежам, а также других документов налоговой отчетности?

Определения форм налоговой отчетности даны в статье 80 НК РФ.
Принимая во внимание эти определения, документ, представляемый в налоговые органы по итогам налогового периода, и документ, направляемый по итогам отчетного, — совершенно разные имеющие самостоятельное значение документы.

Налоговая декларация — это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.

По этой причине срок обращения за возвратом излишне уплаченного налога на прибыль начинает исчисляться с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее установленного для ее представления в налоговый орган срока (постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

— Какова ответственность за просрочку представления декларации и расчетов авансовых платежей?

Последствия пропуска срока представления документа зависят от того, что это — налоговая декларация или иной документ.

Обращаю внимание! С 2014 года не только налогоплательщик, но и любое другое лицо, на которое возложена обязанность по представлению налоговой декларации, может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.

Непредставление либо несвоевременное представление документов, в том числе расчетов авансовых платежей, за исключением прямо предусмотренных НК РФ случаев, наказывается в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ штрафом в 200 рублей. Штраф за непредставление в срок расчета по форме 6–НДФЛ составляет 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки (пункт 1.2 статьи 126 НК РФ).

К сожалению, в НК РФ отсутствует единообразное использование наименований представляемых в налоговые органы документов, корреспондирующих с определениями, указанными в статье 80 НК РФ.

Однако ответственность должна определяться содержанием документа, а не тем, как он поименован в НК РФ. В этой связи за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода ответственность наступает по статье 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей. Этот вывод подтверждают и пункты 17, 23 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, и определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245.

С 2017 года непредставление в налоговый орган расчета по страховым взносам наказывается так же, как непредставление налоговой декларации. Смею предположить, что ответственность по статье 119 НК РФ может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим различные выплаты физическим лицам, только при непредставлении ими расчета по итогам расчетного периода (календарного года).

— Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации?

Налоговая декларация должна быть представлена в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета несет ответственность в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со статьей 119 НК РФ в зависимости от продолжительности пропущенного срока, но составляет не менее 1000 рублей.

Так, в соответствии с указанными нормами штраф может быть взыскан исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, в размере 5% за каждый полный или неполный месяц просрочки представления, но не более 30% от неуплаченной суммы и не менее 1 000 рублей, в том числе в ситуации, когда неуплаченная сумма меньше 1000 рублей.

Отсутствие у налогоплательщика суммы налога к уплате по декларации (пропуск срока представления «нулевой» декларации) либо уплата подлежащего декларированию налога, не освобождает от ответственности за пропуск срока представления декларации. В таких обстоятельствах установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере 1000 рублей.

«Неуплаченную сумму налога» надлежит определять на момент истечения срока, установленного НК РФ для уплаты такого налога. При этом последующее погашение недоимки не изменяет размер штрафа, исчисленного за нарушение срока представления декларации.

С 1 января 2014 года привязка расчета штрафа к сумме налога, не уплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 НК РФ.

Напомню, что срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года. Он начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем срока представления декларации.

Налогоплательщику, оказавшемуся в подобной ситуации, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. Причем, их перечень не носит исчерпывающего характера.

Налоговый орган, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, должны применять статьи 112 и 114 НК РФ. На основании их норм возможно снижение штрафа, в том числе и по отношению к установленному статьей 119 НК РФ минимальному размеру. К смягчающим ответственность обстоятельствам может быть отнесен, например, небольшой срок пропуска представления декларации, сбой компьютерной программы и т.п.

При подаче уточненной декларации инспекция в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 88 НК РФ, не может провести камеральную проверку первичной декларации. Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступит.

Штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, зафиксированной налоговым органом по результатам проверки (постановление Президиума ВАС от 15.05.2007 № 543/07).

Сама по себе несвоевременная уплата налога не образует состава налогового правонарушения. Просрочка уплаты влечет начисление пени.

В ситуации, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил сумму налога по первоначально представленной декларации, штраф должен рассчитываться исходя из суммы налога в уточненной декларации. Данная позиция отражена в письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

В случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога за проверяемый период рассчитывать сумму штрафа по статье 122 НК РФ необходимо на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих (письмо ФНС от 14.11.2016 № ЕД-4-15/21472@).

— Будет ли налогоплательщик привлечен к ответственности в том случае, если он не отразил в декларации все данные, в частности об операциях, освобождаемых от налогообложения, или не представил соответствующие приложения к декларации?

По мнению контролирующих органов, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268).

Однако согласно позиции, отраженной в пункте 20 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71, если документ является составной частью декларации и обязанность его представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, то в случае непредставления налоговой декларации с приложениями ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Иными словами, при представлении декларации не в полном объеме, нужно установить, исполнил ли налогоплательщик обязанность по представлению декларации или не исполнил. В последнем случае налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.

Вместе с тем, исходя из определения понятия «налоговая декларация», этот документ должен содержать сведения об объектах налогообложения, полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, послуживших основанием для исчисления и уплаты налога (статья 80 НК РФ).

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию или расчет сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов.

Учитывая изложенное, если в декларации не заполнены сведения или не представлены приложения, содержание которых не влияет на исчисление и (или) уплату налога, привлечение к ответственности ни по статье 119 НК РФ, ни по статье 126 НК РФ неправомерно.

При этом ответственность за представление налоговому органу деклараций или расчетов, содержащих недостоверные сведения, предусмотрена только для налоговых агентов.

Но следует обратить внимание на статью 120 НК РФ, предусматривающую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в том числе систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Налоговые агенты по НДФЛ, указанные в подпунктах 1 – 7 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ (доверительный управляющий, брокер, депозитарий, российская организация, выплачивающая налогоплательщику доход по своим ценным бумагам), должны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы со сведениями о доходах, по которым исчислили и удержали НДФЛ, лицах, являющихся получателями этих доходов при наличии соответствующей информации, и о начисленных, удержанных и перечисленных за этот налоговый период суммах НДФЛ.

Причем, форма, порядок и сроки представления сведений должны отвечать нормам статьи 289 НК РФ, регламентирующим представление налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ предписывает представлять Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами, срочных сделок, а также при выплатах по ценным бумагам российских эмитентов по форме Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

На основании пункта 12 статьи 80 НК РФ правила по налоговым декларациям, распространяются также на иных лиц, обязанных представлять налоговые декларации или расчеты в соответствии с частью второй НК РФ.

Пунктом 4 статьи 230 НК РФ на налоговых агентов по НДФЛ возложена обязанность по представлению сведений по форме, которая, Приказом ФНС России определена как приложение к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Статьей 230 НК РФ обязанность представления налоговой декларации на налоговых агентов не возложена.

Необходимо различать обязанность по представлению налоговой декларации и обязанность по представлению документов по установленной форме, в том числе по форме, предусмотренной для представления деклараций, расчетов.

Из содержания статей 80, 230 НК РФ и Приказа ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ следует, что Сведения о доходах физического лица не являются ни налоговой декларацией, ни расчетом сумм налога на доходы физических лиц.

Можно предположить, что если организация, признаваемая статьей 226.1 НК РФ налоговым агентом по НДФЛ, не сдала сведения о физлице, предусмотренные пунктом 4 статьи 230 НК РФ, то к ней может применяться ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ (штраф 200 рублей за непредставление документа, содержащего сведения о доходах физического лица).

— Установлен ли специальный срок вступления в силу новых форм деклараций и расчетов?

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ (в статье 5 НК РФ) закреплен особый срок вступления в силу приказов ФНС, устанавливающих или изменяющих формы (форматы) налоговых деклараций и расчетов.

Со 2 июня 2016 года новые формы (форматы) вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. При этом срок вступления может быть и более поздним, если это установлено самим приказом.

Как применять новую форму декларации, если вступление ее в силу приходится на период сдачи отчетности, пока не ясно. Есть решение Высшего Арбитражного Суда от 28.07.2011 № ВАС-8096/11, в котором указано, что действие нормативного правового акта, утверждающего новую форму налоговой декларации, распространяется на декларирование за отчётные или налоговый периоды, закончившиеся после вступления данного нормативного правового акта в силу.

На практике получается следующее: новая форма применяется по итогам налогового периода, при том, что расчеты (декларации) за отчетные периоды сдавались по старой, а показатели новой и старой форм не корреспондируют между собой.

Логично возникает вопрос — чем руководствоваться при использовании новой и старой форм документов? Налогоплательщику необходимо учитывать положения приказов об утверждении новых форм отчетности и выпускаемые в ряде случаев специальные разъяснения ФНС о порядке применения новых форм. Также следует обращать внимание и на то, что, несмотря на рекомендации ФНС применять новую форму, нередко нижестоящим налоговым органам поручается обеспечивать прием отчетности и по «старой», и по «новой» формам.

Так, новые формы налоговой декларации и расчета авансового платежа по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Приказ действует, начиная с представления налоговой декларации за 2017 год. По информации ФНС, в течение 2017 года обновленная форма авансовых расчетов по налогу может использоваться по инициативе налогоплательщика, например, в случае необходимости применения «льготного» коэффициента Кжд.

— Должна ли организация представлять налоговую декларацию, если она не имеет объектов налогообложения?

Ответ зависит от того, признается ли организация налогоплательщиком конкретного налога или нет. Организация, которая не имеет имущества, являющегося объектом налогообложения налогом на имущество, не признается налогоплательщиком данного налога и не несет вытекающих из этого обязанностей, в том числе по представлению деклараций (статья 373 НК РФ). Аналогичен подход и к определению налогоплательщика транспортного (статья 357 НК РФ), земельного налогов (статья 388 НК РФ), акцизов (пункт 2 статьи 179 НК РФ).

Замечу, налогоплательщики специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) представляют декларации по налогам в части доходов и имущества, не подпадающих под применение специальных налоговых режимов, в частности, по доходам в виде дивидендов и с 2015 года по объектам недвижимого имущества. Налоговая база по последним определяется как их кадастровая стоимость независимо от того, при какой деятельности это имущество используется.

Организация может признаваться налогоплательщиком налога по факту государственной регистрации или регистрации в качестве налогоплательщика соответствующего налога. Более того, неосуществление плательщиком ЕНВД в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности не является основанием для освобождения его от обязанностей представления налоговой декларации по ЕНВД (информационное письмо Президиума ВАС от 05.03.2013 № 157).

По общему правилу, налогоплательщик должен представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате независимо от результатов деятельности. Однако законодательство о налогах и сборах предусматривает исключения из этого правила. Например, не представляют декларации налогоплательщики патентной системы налогообложения.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по налогу на прибыль, только если получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, и только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

И, напротив, НК РФ предусматривает представление налоговой декларации по НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими счетов-фактур с выделенной суммой налога.

— Предположим, что лицо, признаваемое налогоплательщиком согласно регистрации, не имеет дохода или не ведет предпринимательскую деятельность. Какую декларацию нужно представить?

В этом случае, как правило, представляется «нулевая декларация», в которой отсутствуют показатели, влияющие на формирование налоговой базы, и сумма налога, подлежащая уплате.

Замечу, налогоплательщик в любом случае должен представить декларацию.
При этом нужно различать нулевую и упрощенную декларации. Выбор между представлением единой (упрощенной) налоговой декларации и декларациями по соответствующим налогам является правом налогоплательщика (определение Конституционного Суда от 23.10.2014 № 2417-О).

Налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения при отсутствии деятельности рекомендуется представлять упрощенную налоговую декларацию.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком НДС и налога на прибыль, не осуществляющее операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, может представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию. При этом налогоплательщик может представлять эту декларацию как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

— Нужно ли представлять расчет по страховым взносам, если у организации нет выплат физическим лицам?

По мнению контролирующих органов, представляется и «нулевой» расчет (письмо ФНС от 12.04.2017 № БС-4-11/6940@). Замечу, определение в статье 419 НК РФ категории плательщиков страховых взносов как «лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» использовано не в качестве характеристики вида осуществляемой деятельности, а лишь как противопоставление другой категории плательщиков – «лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» («самозанятые»).

Согласно Порядку заполнения Расчета, утвержденного Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/511@, в состав Расчета независимо от осуществляемой деятельности должны быть включены:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  • подраздел 1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» и подраздел 1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование» приложения 1 к разделу 1;
  • приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разделу 1
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

— Какие предусмотрены способы представления декларации?

Налоговая декларация, расчет могут быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган тремя способами:

  • лично или через представителя;
  • направлена в виде почтового отправления с описью вложения через любую организацию почтовой связи;
  • передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговой декларации непосредственно в налоговый орган днем ее представления является дата отметки налогового органа о принятии декларации.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче налоговой декларации по ТКС днем представления считается дата ее отправки.

— В том случае, если отчетность в электронной форме подписывает представитель организации, как подтвердить его полномочия?

Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Когда декларацию, расчет подписывает уполномоченный представитель, к ним должна быть приложена копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя.

Налогоплательщик, представляющий декларацию в электронной форме, обязан направить оригинал доверенности или его заверенную копию в налоговый орган на бумажном носителе для подтверждения полномочий представителей на подписание декларации, расчета. Причем, доверенность должна быть получена налоговым органом до представления декларации (пункт 1.11 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ доверенность может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В письме ФНС России от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@ указано, что доверенность может быть представлена в налоговый орган в виде черно-белой сканированной копии доверенности с усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом одновременное представление указанной доверенности на бумажном носителе не требуется.

Обращаю внимание, что законодательство не предусматривает обязательного указания в доверенности сведений об ИНН представителя. Поэтому отказ в приеме декларации, расчета по причине отсутствия в доверенности сведений об ИНН представителя является неправомерным.

Вместе с тем рекомендуется включать в доверенность на подписание документов, представляемых в налоговые органы в электронной форме, сведения об ИНН представителя или его полные персональные данные в значении пункта 1 статьи 84 НК РФ.

— Каков перечень лиц, обязанных представлять декларации в электронной форме?

Пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает представлять декларации в электронной форме следующие категории налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданные, в том числе при реорганизации, организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • крупнейшие налогоплательщики;
  • налогоплательщики НДС (с 2015 года и другие лица, для которых такая обязанность предусмотрена главой 21 НК РФ).

При численности физических лиц, получающих доходы от налогового агента, 25 человек и более, расчет по форме 6-НДФЛ должен сдаваться в электронной форме по ТКС (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек и вновь созданные, в том числе при реорганизации, организации, у которых численность указанных физических лиц превышает также 25 человек, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС (пункт 10 статьи 431 НК РФ).

Несоблюдение установленного способа представления налоговой декларации, расчета является налоговым правонарушением: представление на бумажном носителе, а не в электронной форме, влечет на основании статьи 119.1 НК РФ взыскание штрафа в размере 200 рублей.

— Могут ли быть приостановлены операции налогоплательщика по счетам в банке, если он в установленный срок представил налоговую декларацию по НДС на бумажном носителе?

С 2015 года налоговая декларация по НДС, поданая на бумажном носителе, не считается представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ). Поскольку налоговый орган откажет в принятии декларации по НДС на бумаге, эта декларация может быть представлена налогоплательщиком только в электронной форме по ТКС (пункт 4 статьи 80 НК РФ).

Неполучение налоговым органом в установленный срок налоговой декларации по НДС в электронной форме повлечет приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке.

При этом основания для применения к налогоплательщику НДС ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации по НДС отсутствуют.

Отмечу, иные лица, обязанные представлять отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление, если декларация, расчет, например, по форме 6-НДФЛ, сданы на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь штраф 200 руб. Кроме того, за несоблюдение способа представления отчетности не применяется приостановление операций по счетам таких лиц.

C 1 января 2014 года согласно статье 80 НК РФ налоговые декларации или расчеты представляются в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Оператором электронного документооборота признается российская организация, соответствующая требованиям, утвержденным Приказом ФНС России от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76@.

Таким образом, непосредственно в НК РФ закреплен единственный способ представления деклараций в электронной форме через оператора электронного документооборота. Иные способы НК РФ не предусмотрены, следовательно, не могут быть установлены и подзаконными актами ФНС России.

В этой связи налоговые декларации в электронной форме должны представляться через оператора электронного документооборота независимо от того, является ли представление деклараций в электронной форме обязанностью или правом налогоплательщика.

— Вправе ли налоговый орган отказать в приеме декларации в электронной форме по причине допущенных налогоплательщиком технических ошибок?

Налогоплательщик обязан соблюдать установленный порядок представления декларации по ТКС. Это следует из пункта 7 статьи 80 НК РФ, Приказа МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Налоговый орган, в свою очередь, не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленному формату. При ее получении он обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме.

Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в методических рекомендациях, которые являются обязательными для налогового органа (приложение №1 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций или расчетов в электронной форме по ТКС, утвержденным Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приемки декларации с помощью приемного комплекса могут формироваться следующие документы:

  • сообщение об ошибке;
  • уведомление об отказе в приеме налоговой декларации, расчета с указанием причин отказа;
  • квитанция о приеме.

Проверке подлежит, в частности, тип сообщения, действительность электронной подписи, наличие и корректность обязательных реквизитов файла декларации, полномочий отправителя.

Следовательно, налоговый орган может сформировать уведомление об отказе в приеме, подтверждающее факт отказа с обязательным указанием причин.

Форма уведомления об отказе в приеме налоговой декларации, расчета и (или) о том, что расчет считается непредставленным, приведена в приложении №5 к Приказу ФНС от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ (ред. от 26.12.2016).

Вопрос о правомерности отказа должен решаться в зависимости от содержания технической ошибки, указанной в уведомлении об отказе. Согласно правоприменительной практике техническими ошибками не могут считаться неправильное указание вида документа, налогового периода и другие подобные ошибки, которые не опровергают факт исполнения обязанности по представлению декларации.

— На что нужно обратить внимание при представлении расчетов по страховым взносам?

Следует актуализировать персональные данные физических лиц.
На основании пункта 7 статьи 431 НК РФ, если в представляемом расчете по страховым взносам указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным. Об этом не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), плательщику направляется соответствующее уведомление.

Форма уведомления об уточнении налоговой декларации, расчета приведена в приложении №1 к Приказу ФНС России от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@.

В течение пяти рабочих дней с даты направления в электронной форме такого уведомления (десятидневный срок с даты направления уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором выявленное несоответствие устранено. В таком случае датой представления расчета считается дата его первоначального представления. В ином расчет будет считаться непредставленным.

Поделитесь с друзьями:

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая декларация

Налоговая декларация заполняется по унифицированной форме.

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой официальный документ налогоплательщика, в котором содержатся сведения обо всех объектах налогообложения, о его регулярных доходах и расходах, а также иные особенности – имеющийся налоговый вычет, различные пояснения, порядок уплаты, штраф и т.д.

В состав налоговой декларации могут входить и иные сведения и пояснения, в зависимости от конкретной ситуации, например, от определенной деятельности организации – объекта налогообложения.

Расчет налога или сбора представляет собой процедуру по установлению точной суммы, необходимой для перечисления и последующей уплаты уполномоченному лицу – единой налоговой организации, в установленный срок.

Налоговый расчет авансового платежа, в соответствии с действующими положениями НК РФ, является официальным заявлением физического лица – налогоплательщика, которое содержит в себе сведения обо всех имеющихся у него объектах налогообложения.

Помимо этого, сюда также входят сведения о доходах и расходах физического лица, об их источниках, о налоговой базе, об авансовом платеже и его размере, а также иные особенности и пояснения, влияющие на дальнейшее исчисление и схему уплаты авансового платежа.

Расчет, проверка, составление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом – это письменный документ, содержащий в себе сведения налогового агента в отношении физических лиц, которые получили определенные доходы и объекта налогообложения. В эти сведения также входит вычет, возврат, особенности и значение вычета, срок, порядок уплаты вычета, возмещение и т.д.

Согласно положениям НК РФ, различные документы, пояснения, бухгалтерская отчетность и налоговая декларация физических лиц могут быть сданы в ФНС как в электронной форме, так и на бумажном носителе, в установленный срок. Их составление, проверка объекта, возврат вычета, возмещение, процедура рассмотрения могут быть осуществлены как лично налогоплательщиком, так и через агента.

Представление налоговой декларации в налоговый орган

Действующие правила налогообложения и положения НК РФ предусматривают, что налоговая декларация объекта, как важная правовая отчетность, подтверждающая доходы физических лиц и организации, и их значение, суть, особенности рассмотрения, подлежит сдачи в ФНС четко в установленные сроки. Нарушение срока может повлечь за собой возврат документа, штраф и иную ответственность.

Электронная или письменная формы налоговых деклараций предполагают, что данная отчетность может быть представлена в ФНС лично налогоплательщиком, либо через его представителя – агента, обладающего соответствующими полномочиями.

Электронная отправка или возврат, а также проверка вычета и объекта, осуществляются только на официальном сайте.

Касаемо налогообложения организации, сдача электронной или письменной налоговой декларации может быть осуществлена как лично руководителем данной организации, так и главным бухгалтером учреждения, а также официальным представителем, в установленный срок.

При этом будет считаться, что отправка и сдача отчетности произошли в тот день, когда она была представлена в ФНС на бумажном, а не на электронном носителе.

Если налоговая отчетность физического лица или организации подается в ФНС посредством почтового отправления, в конверт обязательно должна быть вложена опись, в которой указаны все документы, разделы, сумма вычета, его значение, возмещение, сведения и пояснения, направляемые в данное место.

При таком способе отправки, сдача отчетности будет закреплена за тем днем, который будет указан в почтовом отправлении.

Какие налоговые декларации не подлежат представлению в налоговый орган

Действующее законодательство и НК РФ устанавливают, что не вся отчетность объекта налогообложения и документы о доходах по налогам и сборам могут быть сданы в налоговый орган по желанию физического лица, либо руководства организации.

Прежде всего, сдачи в ФНС не подлежат те налоговые документы и отчетность по сборам, где указаны налоги, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены, в связи с введением особого налогового режима, приказа и т.д.

Сюда также относятся случаи, когда определенная деятельность налогоплательщика подразумевает освобождение от необходимости уплаты некоторых налогов, например, НДФЛ и т.д.

Единая упрощенная форма налоговой декларации применяется в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих никаких финансовых операций, имеющих значение, в результате которых могли бы произойти какие-либо движения денежных средств, необходимые для полноценного налогообложения физических лиц или индивидуального предпринимателя.

Форма единой налоговой декларации, особенности и требования ее оформления, а также допустимые сроки сдачи, проверка, возврат, штраф, его сумма и ответственность утверждаются ФНС.

Налоговая отчетность физических лиц НДФЛ или индивидуального предпринимателя подлежит сдачи в ФНС в электронной, либо письменной форме, по месту учета налогоплательщика или налогового агента.

Способ отправки и представления налоговой декларации, а также сведения, указываемые в ней

Положения НК РФ предусматривают два законных и правомерных способа для сдачи единой отчетности в ФНС. Наиболее распространенным считается личное посещение отделения ФНС, где можно сдать все необходимые документы и пояснения, подтверждающие выполнение налоговых обязательств налогоплательщиком.

Все виды налоговых деклараций могут быть сданы именно этим способом, сюда также входит и налоговая декларация по налогу на прибыль, которую можно сдать лично либо через агента.

Менее затратным по времени считается способ передачи декларации посредством электронной отправки. Данная процедура подачи не требует никаких дополнительных действий, ее может выполнить каждое уполномоченное лицо, включая агента.

Положения НК РФ устанавливают определенный порядок заполнения налоговой декларации, а также дополнительные требования, особенности и пояснения к ее содержанию. Документы налогообложения и налоговая отчетность физического лица либо индивидуального предпринимателя, должна содержать следующие указываемые подтверждающие сведения и разделы:

  • данные и пояснения о самом документе – его название и тип;
  • сведения о налоговом органе – его наименование, местонахождение и иные указываемые данные;
  • данные о физическом лице, либо организации, являющейся налогоплательщиком;
  • контактные данные, по которым можно связаться с налогоплательщиком;
  • особенности, касающиеся порядка предоставления и подачи электронной или письменной декларации – ее возврат, штраф, сумма, ответственность и т.д.;
  • особенности порядка исполнения требования для уплаты декларационного платежа, его проверка, сумма, возврат, разделы и т.д.;
  • особенности предоставления в ФНС декларации консолидированной группы налогоплательщиков, их ответственность, проверка, общая сумма, возврат, штраф, если имеется.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Особенности представления налоговой декларации

НК РФ и действующим законодательством разработана единая процедура подачи налоговой отчетности и сведений о доходах и сумма вычета объекта налогообложения, в электронной, либо письменной форме. Указанные сведения о доходах, подтверждающие документы, исправления, справки НДФЛ подлежат подачи лично налогоплательщиком, либо через его агента в установленные сроки.

Срок исполнения требования предоставления отчетности в отношении того или иного объекта должен быть четко соблюден. Несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой определенную ответственность в отношении налогоплательщика или его агента.

Бухгалтерская отчетность о доходах заполняется и подается, ориентируясь на место расположения объекта либо на место учета налогоплательщика или агента.

В случае внесения изменения в подтверждающие документы, например, справки НДФЛ, все исправления, новая сумма вычета и данные о доходах объекта, а также иные особенности, включая штраф, должны быть представлены в налоговый орган в 10-ти дневный срок со дня утверждения данных изменений.

Внесение изменений в налоговую декларацию и документы НДФЛ может быть осуществлено как лично налогоплательщиком, так и через его агента.

Ответственность и штраф за непредоставление единой отчетности, его сумма, размер и порядок уплаты, а также иные требования установлены положениями действующего законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *