Правозащитная деятельность

Земскова Анна Игоревна

соискатель Волгоградской академии МВД России _(тел.: 89178456147)

К вопросу о сущности правозащитной функции

государства

Аннотация:

В статье рассматриваются теоретические проблемы понимания защиты прав человека в рамках определения сущности правозащитной функции государства. Актуальность данных исследований определяется противоречивым состоянием общественных отношений в правозащитной плоскости, субъектами которых выступает личность и государство.

Ключевые слова: гуманизм, защита прав человека, охрана прав человека, обеспечение прав человека, правозащитная функция государства.

Keywords: humanism, protection of human rights, maintenance of human rights, remedial function of the state.

од правозащитной функцией государства, по нашему мнению, следует понимать обусловленную естественно-социальными потребностями личности и сущностью правового государства его способность к деятельности в правозащитном направлении, а также реализация данной способности совокупностью нормативных, индивидуально-правовых, организационно-правовых и международно-правовых средств обеспечения защищенности прав человека. Определяющим в данной конструкции, безусловно, является правозащитная направленность рассматриваемого вида деятельности государства.

В настоящее время в юридической науке уже сложилось правозащитное направление исследования прав человека, на базе которого формируется относительно новая теория защиты прав человека. Входящие в неё правозащитные категории и понятия составляют определенную систему, где каждое понятие или категория находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными . Именно для передачи системности, взаимосвязанности

и соподчиненности понятий в науке выработан термин «понятийный ряд».

Известно, что любая теория имеет центральную, основополагающую категорию, которая, в свою очередь, составляет стержень каждого понятийного ряда в рамках этой теории. Как правило, название этой категории лежит в основе формулировки данной теории. В рассматриваемой теории такой фундаментальностью характеризуется понятие «защита прав».

В отечественной юридической науке наработан достаточно объемный научный материал, полученный в результате исследования тех или иных аспектов института защиты прав человека . При раскрытии сущности и содержания правозащитной функции государства, на наш взгляд, необходимо активно использовать именно те теоретические разработки, к которым ученые-юристы пришли в рамках решения вопроса о соотношения категории «защита прав» со смежными категориями.

Наибольшее значение для уточнения предмета нашего научного осмысления имеет отграничение понятия «защита прав человека» от конкурирующего с ним «охрана прав человека»,

так как чаще всего встречается применение в одном значении правозащитной и правоохранительной функций государства.

Так, по мнению А.В. Стремоухова, широкое использование термина «охрана прав» в теории права и отраслевых науках «в немалой степени мешает более глубокой дифференциации правовых явлений, отражающих правоохранительные, правозащитные и, в целом, правообеспечительные отношения, приводит к смешению таких понятий, как «охрана», «защита», «обеспечение прав», «реализация прав», «гарантии прав и свобод», что в итоге снижает эффективность, научную и практическую значимость исследований правоведов» . П.В. Анисимов уточняет, что «мешает» не сам термин, а его произвольное использование, с одной стороны, и отсутствие убедительной научной интерпретации, с другой .

По вопросу соотношения рассматриваемых понятий «защита» и «охрана» в юридической литературе существуют самые различные высказывания. Весь спектр мнений по этому вопросу можно свести к следующим основным вариантам его решения:

Так, Н.В. Витрук считает, что охрана прав — это деятельность, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правами, на профилактику и предупреждение нарушений прав и обязанностей, а защита наступает тогда, когда есть неисполнение обязанности или злоупотребление правом, а также, когда возникает препятствие к их осуществлению, либо налицо спор о наличии самого права или обязанности. Особенность позиции Н.В.Витрука состоит в том, что, выделяя и определяя оба эти явления, он, тем не менее, считает, что они составляют единое целое, которое называется «охраной (защитой) прав и

обязанностей», а термины «охрана» и «защита» употребляет как синонимы. Примерно такой же позиции придерживается и Л.Д.Воеводин. Он пишет: «Охрана основных прав граждан заключается не только и не столько в защите от возможных нарушений, сколько в обеспечении условий и средств для фактического пользования ими каждым … гражданином» , т.е. под «охраной» понимает и «охрану», и «защиту». С.С.Алексеев защиту права рассматривает как государственнопринудительную деятельность, направленную на осуществление «восстановительных» задач — на восстановление нарушенного права, обеспечение юридической обязанности. Охранительные правоотношения, указывает он, начинают складываться с момента правонарушения и при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав. Иными словами, защита субъективного права осуществляется государственными органами в рамках особых правоохранительных отношений и, следовательно, по сути С.С. Алексеев ставит знак равенства между защитой и охраной.

И.В. Ростовщиков также указывает, что «потребность в охране (защите) прав и свобод личности возникает, как правило, в случаях их нарушений, будь то создание препятствий на пути их реализации, отказ в признании за лицом права, неисполнение кем-либо юридической обязанности как коррелята права и др.» .

Существует группа ученых-юристов, которые считают, что охрана прав и защита прав — два разных правовых защитных явления . Эту точку зрения обобщила и проанализировала Б.Ю.Тихонова в своей диссертации. Она считает, что охрана прав — это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав и обязанностей. Под защитой же она понимает принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами . Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, Э.П. Гаврилов также под защитой права понимают меры, предусмотренные в законе на те случаи, когда права уже нарушены или оспорены . В.А. Тархов считает, что охрана каждого права существует постоянно

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

и имеет целью обеспечить его осуществление, не допустить его нарушение. К защите же права появляется необходимость прибегнуть лишь при его нарушении, оспаривании либо угрозе нарушения.

В свою очередь К.Б.Толкачев, А.Г. Хабибуллин , А.А. Магомедов и другие ученые приходят к выводу, что охрана и защита — самостоятельные категории, которые нельзя дифференцировать по основанию правонарушения. А.С. Мордовец утверждает, что эти категории «следует различать по сути, содержанию и форме. При этом имеется в виду следующее: охрана прав и свобод есть состояние правомерной реализации прав и свобод под контролем социальных институтов, но без их вмешательства. Меры защиты применяются тогда, когда осуществление прав и свобод затруднено, но права и свободы еще не нарушены. Если права и свободы нарушены, то их нужно не защищать, а восстанавливать. Следовательно, восстановление нарушенных прав есть верный путь к их обеспечению, но не к защите».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем известны точки зрения и тех ученых, которые более широко рассматривают понятие «защита права». Так, Б.Н. Мезрин понимает под защитой обеспечение исполнения права. В.П.Волжанин под защитой подразумевает реализацию субъективного права, независимо от воли обязанного лица в установленном законом порядке. Н.С.Малеин под защитой права понимает систему средств, в том числе направленных и на предупреждение правонарушении и устранение их последствий.

Отдельные авторы под защитой права понимают право на защиту. Об ошибочности такого подхода говорит в своей диссертации С.С. Левков. Во-первых, по его мнению, нельзя сводить защиту права лишь к одному субъективному праву — праву на защиту. В юридической литературе преобладает точка зрения, согласно которой право на защиту является обязательным элементом любого субъективного права, и поэтому оно не может быть признано самостоятельным субъективным правом (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, В.М. Сырых и др.). Во-вторых, защита права и право на защиту связываются в рамках данного подхода лишь с совершенным правонарушением, что в значительной степени обедняет содержание защиты права как правовой категории — защищать право следует не только в

случае уже совершенного правонарушения, но и при наличии угрозы нарушения прав или законных интересов.

Приведенные выше точки зрения, в том числе и на существование самостоятельных правозащитных явлений охраны прав и защиты прав, не противоречат позиции тех исследователей, которые считают, что термин «защита» в понятии «правовая защита» означает двуединое явление, вбирающее в себя и охрану прав, и защиту прав .

Однако, как доказывает Стремоухов А.В., это не значит, что правовая защита человека есть простое сложение охраны прав и защиты прав. Она выходит за рамки и того, и другого явления и приобретает свои уникальные свойства, которые возможно показать на различиях между правовой защитой человека с одной стороны и защитой и охраной — с другой. Приведем некоторые из них: во-первых, если охрана и защита прав человека — это только правоприменительная деятельность, то правовая защита — это и правоприменительная, и правотворческая деятельность. Причем, первая — это конкретная, реальная правовая защита, а вторая — это абстрактная правовая защита;

во-вторых, правовая защита — это не только охрана и защита прав, но дополнительно еще и юридическая помощь человеку, оказываемая адвокатурой, нотариатом, общественными объединениями, правительственными организациями и учреждениями;

в-третьих, если правовая защита действует на всех стадиях проявления права — общего состояния, обладания и пользования (непосредственной реализации), то защита права действует только на стадии пользования правом;

в-четвертых, правовая защита, в отличие от охраны и защиты прав, охватывает собой все элементы правового статуса человека, в т.ч. и его обязанности;

в-пятых, правовая защита с одной стороны и охрана и защита прав — с другой имеют различные цели: первая — обеспечить правовую защищенность человека в целом, вторые -оградить от нарушения или восстановить нарушенное конкретное субъективное право.

Различие реализации прав и правовой защиты также определяется, по мнению ученого, различием их целей. «Цель первой — получить личностью то благо, которое предусмотрено субъективным правом, цель второй — создать условия для реализации человеком своего права, в т.ч. и восстановить процесс реализации, если

он прервался». Автором делается вывод, «что правовая защита по отношению к процессу реализации есть юридическое условие (гарантия) его осуществления. Соотношение понятий «реализация прав» и «правовая защита» — это соотношение цели и средства».

Таким образом, А.В. Стремоухов определяет правовую защиту человека, «как элемент осуществления прав человека, содержание которого составляет деятельность государства, общественных объединений и самого лица по созданию юридических условий, способствующих недопущению остановки процесса реализации прав, а в случае таковой, его восстановления».

Такая характеристика исследуемой автором категории, как непрерывное действие, прослеживающееся в данном определении, сближает правовую защиту с охраной права, о непрерывности которой, в свою очередь, высказывался Н.И. Матузов: «Вообще охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса — не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются…» . Таким образом, защита прав выступает по отношению к осуществлению охраны прав и правовой защите (согласно определению А.В. Стремоухова) как вид или форма осуществления правовой защиты или охраны прав в случае их нарушения. То есть, в рамках данных рассуждений можно сделать вывод, что охрана прав и правовая защита как более широкие категории включают в себя защиту прав, необходимость в которой возникает в случае правонарушения.

По мнению П.В. Анисимова, при рассмотрении данной проблемы следует исходить из того, что «и у защиты, и у охраны прав человека общими оказываются и направленность функционального предназначения (и защита, и охрана рассчитаны на правовое обеспечение прав, свобод и законных интересов личности), и содержание -организационно-правовые средства его (функционального предназначения)

осуществления» . Это дает основание полагать, что сравниваемые понятия представляют собой специфические проявления одной и той же, но более общей категории -«правовое обеспечение прав человека». Его определение в общей теории права пока еще не устоялось. Чаще других встречается определение, данное Н.В. Витруком. «Под

обеспечением конституционных прав и свобод, -пишет он, — понимается система их гарантирования, т.е. система общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях их охрану» .1

И.В.Ростовщиков считает, что обеспечение прав и свобод личности в широком понимании есть создание наиболее благоприятных условий для их эффективной реализации . По сути такое же, но более конкретное определение дают К.Б.Толкачев и А.Г. Хабибулин. Они пишут, что термин «обеспечение» означает «деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод» .

Общим признаком всех трех приведенных определений является указание на то, что обеспечение прав есть создание благоприятных условий (гарантий) для их реализации и правовой защиты. В выше приведенном определении правовой защиты также говорилось о создании условий, необходимых для реализации прав.

Таким образом, охрана прав, обеспечение прав и правовая защита соотносятся друг с другом в зависимости от авторской интерпретации ученых-юристов по-разному, зачастую, обозначая единое правовое явление, либо являясь более широкой категорией или составной частью по отношению к другим смежным категориям.

На наш взгляд, возникающие при исследовании данного вопроса, противоречия и проблемы, возникают из-за некоторой статичности и оторванности от правовой действительности рассуждений ученых-юристов. Они частично разрешимы, если рассматривать защиту прав личности как механизм или систему.

Так, Т.Н. Калинина, исследуя институт защиты прав человека в качестве системного образования, приходит к выводу, что он состоит из «законодательной подсистемы (система законодательства), рассчитанной на регламентацию и защиту прав человека и основных свобод; правовой подсистемы (система права); институционной подсистемы (системы институтов, уполномоченных осуществлять

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

правозащитную деятельность), включающей региональную и местную, надзорную и контрольную инфраструктуры; подсистемы гуманитарного информирования; подсистемы гуманитарного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; подсистемы «мозговых центров» накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеологии» . По сути, аналогичного мнения придерживаются А. Азаров, В. Ройтер и К. Хюфнер, которые пишут: «Чтобы создать систему защиты прав человека, была необходима определенная последовательность действий, а именно: а) осмысление программы, б) определение прав человека, в) создание обязательных норм, г) формирование политической и юридической системы реализации прав человека» .

На наш взгляд, в последующем необходимо исходить из того, что предмет исследуемого понятия является комплексным, он охватывает всю совокупность нормативных, индивидуально-правовых, организационно-правовых и международно-правовых средств обеспечения защищенности прав человека. Тем самым защита прав, как система включает элементы охраны прав, правовой защиты и правового обеспечения, одновременно являясь и их составной частью.

Необходимо также уточнить, что, исследуя сущность правозащитной функции государства, мы не стремимся указать на определяющую, главную роль государственных органов и структур в системе специальных субъектов защиты прав человека. В своих рассуждениях мы отталкиваемся от принципа признания первостепенного значения самого человека в деле защиты своих прав. В какой бы форме ни осуществлялась защита прав человека, основным генерирующим центром должен выступать сам человек, активно реализующий свое неотчуждаемое право на защиту, прибегающий при этом к помощи компетентных субъектов, имеющих право применять весь арсенал правовых средств убеждения и принуждения в целях обеспечения его прав.

В этом случае деятельность компетентных субъектов должна рассматриваться именно в плоскости реализации права человека на правовую защиту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой вывод следует не только из логики теоретических рассуждений, но и из смысла ст. 18 Конституции Российской Федерации, в которой прямо записано: «Права и свободы человека и гражданина являются

непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, состояние защищенности прав человека, как основная цель правозащитной функции государства, в первую очередь достигается через признание или установление за каждой личностью юридического права на правовую защиту. И такой акт находит своё выражение в соответствующих международных юридических документах. «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона» -провозглашено в статье 7. Всеобщей декларацией прав человека. А в Ст. 2. Конституции Российской Федерации установлено: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» .

Таким образом, признание или установление права человека на правовую защиту запускает сложный и разноаспектный механизм формирования регулятивных и организационных правовых средств его реализации. Совокупность этих средств, как отмечалось выше, и образует институт защиты прав человека.

На наш взгляд, учитывая изложенные мнения по проблеме сущности защиты прав и соотношения данного понятия со смежными категориями, сущность правозащитной функции государства проявляется в следующем понимании защиты прав человека:

Защита прав сопоставима с обеспечением прав, охраной прав и правовой защитой (по А.В. Стремоухову) как «частное» и «общее».

Защита прав соотносится с реализацией прав как «средство» и «цель».

Защита прав выступает как комплексная система специальных правовых средств и специальных субъектов, управомоченных использовать данные средства с целью обеспечения беспрепятственной реализации, пресечения нарушений прав человека, восстановление нарушенных прав и применение мер наказания к виновным за их нарушение.

Защита прав и свобод человека основывается на праве каждого человека на правовую защиту — субъективном праве, которое дает возможность человеку самостоятельно, а также с помощью государственных, общественных и международных организаций гарантировать исполнимость и реальность своих прав и свобод

(Человек как объект и основной субъект правозащитной деятельности).

Подводя итог и возвращаясь к предложенному выше определению правозащитной функции государства, считаем необходимым его уточнить и расширить. Так, под правозащитной функцией государства следует понимать обусловленную естественно-социальными потребностями личности и сущностью правового государства его способность к правозащитной деятельности компетентных субъектов по устранению препятствий на пути осуществления прав человека, восстановлению нарушенных прав и наказанию виновных в их нарушении, а также реализация данной способности совокупностью нормативных, индивидуально-правовых, организационно-правовых и международно-правовых средств обеспечения защищенности правчеловека.

Литература:

1. Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976. С. 94.

проблемы. СПб. 2001; и др.

3. Стремоухов А. В. Правовая защита человека: теоретический аспект. Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1996.

4. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование. Проблемы теории и практики. Монография. Волгоград. 2004.

5. Шадрин В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997.

6. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.

7. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. I. М, 1981.

8. Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел. Волгоград, 1996.

10. Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 1972. С. 11-15.

12. Тархов В.А. Гражданское право. Чебоксары, 1997.

13. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991.

14. Мордовец А. С., Магомедов А. А., Силантьева Л. В. , Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

дел. Саратов, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Мезрин Б.Н. Состав механизма охраны прав граждан / Гэажданско-правовая охрана интересов личности в СССР Свердловск, 1977.

17. Волжанин В.П. Формы защиты субъективных гражданских прав // Правоведение. 1971. №6.

18. Малеин Н. С. Гэажданский закон и права личности в СССР М., 1981.

20. Левков А.А. Меры защиты в российском праве. Дис. … канд. юрид. наук. Самара. 2002.

22. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

23. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

24. Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР М., 1980.

26. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М., 2000.

27. Конституция Российской Федерации. М. 2000.

28. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.// Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

06.08.2019

Государство российское приняло на себя обязательство готовить с 2019 года научные кадры в области правозащитной деятельности код направления подготовки 40.06.01, направление подготовки «юриспруденция», шифр специальности 12.00.11, специальность научных работников именуется: СУДЕБНАЯ деятельность,ПРОКУРОРСКАЯ деятельность, ПРАВОЗАЩИТНАЯ и ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ деятельность. От подобного сочетания, на фоне текущих общественных событий в стране, бросает в дрожжжж

На страничке отдела аспирантуры и докторантуры на сайте Уральского государственного юридического университета неожиданно обнаружилось упоминание о ПРАВОЗАЩИТЕ. Но приятная неожиданность не просто растаяла в мгновение а перепугала после осмысления содержания. Специальность научного работника «12.00.11» именуется следующим образом: «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность».

Только в бреду можно заподозрить современных судей, прокуроров и правоохранителей в правозащитной деятельности.

«..В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань..» сказал классик а в УГЮУ будут пробовать.

Очевидно что юридические подмастерья властей с лёгкостью сформулируют любые нормы, которые за последние годы и камня не оставили от

статьи 55 Конституции России:

«»1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

«»2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

«»3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Но готовить научные и педагогические кадры в области судебной, прокурорской и правоохранительной деятельности в совокупности с правозащитой это не просто перебор а полное забвение «Конвенции о защите прав человека».

СУТЯЖНИК ПРЕСС будет следить за судьбой аспирантов и докторантов по специальности 12.00.11, а особенно за их диссертациями в надежде увидеть в них слово ЛЮСТРАЦИЯ.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека — содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:

  • восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина;
  • посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  • правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Функции института уполномоченного по правам человека:

  • контрольная — осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;
  • консультационная — информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;
  • координационная — организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

Кроме того, институт уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *