Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Мамаева Анжела Климовна

старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Осетинского государственного университета

(тел.: 89289313370)

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация

В статье исследуются проблемные вопросы, касающиеся реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, своих жилищных прав. На основе действующего законодательства и судебной практики проанализирована нормативно-правовая регламентация защиты жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Ключевые слова: дети-сироты, несовершеннолетние, жилые помещения, внеочередное предоставление, социальная защита, меры социальной поддержки, жилищные правоотношения.

Дети — наименее защищенная как в социальном, так и в правовом аспекте группа населения. Проводимые в Российской Федерации в начале 1990-х гг. социально-экономические и политические преобразования повлияли на нестабильность браков, распространение внебрачных рождений, увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,безнадзорных и беспризорных детей, других социально- неблагополучных детей .

По статистике, в настоящее время Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). По прогнозам, «к 2010 г. численность детей уменьшится по сравнению с 2003 г. на 3,73 млн. человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения страны» .

«Проблема детей-сирот является свидетель-

ством бессилия государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами» .

Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей . Так, согласно п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают инсти-

туты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Государственно-правовая охрана детства представляет собой один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в статьях 7, 38, 39 Конституции РФ. Воспитание детей в Конституции РФ рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст. 39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания,бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях .

Общий кризис института семьи в стране, повсеместное (за редкими исключениями) отсутствие необходимой активной социальной работы с неблагополучными детьми и семьями, недостаточная развитость инфраструктуры семейного устройства детей-сирот, отсутствие эффективных мер со стороны государства в сфере правовой защищенности детей — все это приводит к тому, что растет число детей, лишенных семьи, родительского попечения, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, детей-бомжей, не желающих возвращаться в свою семью, где они не находят тепла и заботы. Сегодня российской семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства, причем не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная .

Жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело . Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение .

В России проблема охраны и защиты прав детей является одной из острейших, привлекая к себе внимание самой широкой общественности.

Построение социального правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей и, прежде всего; жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. Дети являются одной из наиболее уязвимых как в социальном, так и в правовом отношениях групп населения. В ходе социально-экономические преобразования, проводимых в Российской Федерации, дети оказались самой незащищенной социально-демографической группой населения. Детская безнадзорность и беспризорность в России является одним из факторов угрозы национальной безопасности .

Прежде чем переходить непосредственно к исследованию особенностей правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на наш взгляд, целесообразно проанализировать взаимосвязи и соотношения между такими понятиями, как «правосубъектность», «правоспособность» и «правовой статус».

По мнению А. В. Мицкевича, категория «правоспособность» включает некоторые общие права, непосредственно предоставленные законом каждому субъекту гражданского права, однако они не лишают правоспособность свойств общей (абстрактной) предпосылки тех конкретных субъективных гражданских прав и обязанностей, которые возникают в правоотношениях . Точка зрения Е. А. Флейшиц в оценке понятия правоспособности является более радикальной: по ее мнению, правоспособность не включает в себя конкретные права, вытекающие непосредственно из закона .

По мнению С. А. Зинченко , с которым мы солидарны, категории «правосубъектность» и «правоспособность» соотносятся между собой как общее и единичное. В одном ряду с правосубъектностью, правовым статусом, правоспособностью, посредством которых раскрывается правовое положение субъекта, находится и компетенция организаций. Последняя тесно связана с правоспособностью, основными правами и обязанностями, включенными в правовой статус, и самой правосубъектностью. Компетенция также является одной из форм проявления правосубъектности, но оно обнаруживается непосредственно в правовом статусе.

А. В. Мицкевич полагает, что содержание правосубъектности или правового статуса организации составляет совокупность общих прав и обязанностей (правоспособность), а также определенных по содержанию прав и обязанностей, непосредственно вытекающих из действующих законов . Правосубъектность, как отмечает Г. В. Мальцев, предполагает наличие у

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 4

субъекта права совокупности субъективных прав и обязанностей (правовой статус) и способности осуществлять их при определенных обстоятельствах (правоспособность) . «Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права» .

Отождествление правосубъектности с правовым статусом затрудняет поиск исходной общеправовой категории, с которой собственно начинается процесс реализации прав и обязанностей. Нельзя, видимо, исключать из правового статуса совокупность общих прав и обязанностей (правоспособность) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. Н. Братусь прямо отождествляет понятия правосубъектности и правоспособности . Это свидетельствует о том, что правоспособность получила равный статус с правосубъектностью как общеправовой категорией.

Правоспособность, закрепленная в законодательстве, является одним из базовых понятий, прежде всего гражданского права. То есть правоспособность — один из способов реализации правосубъектности на определенном уровне.

О. А. Красавчиков отметил: «Главное в понятии правоспособности следует усматривать не в «праве», а в «способности». Если рассматривать ее как право, то невозможно обнаружить носителя корреспондирующей обязанности: это не отдельный человек, не организация, не государство, и на вопрос о содержании такой обязанности невозможно ответить» .

Правоспособность и дееспособность, как указывает А. В. Мицкевич, не могут выражать всего богатства содержания правосубъектности ни гражданина, ни в особенности органов государства. Правосубъектность является самым абстрактным, а потому глубочайшим понятием, которым закрепляется исходное правовое положение субъекта права. Им опосредуется лишь сущностная сторона данного явления, что позволяет утверждать одно: физическое лицо, организация, государственное или муниципальное образование признаются по действующему законодательству субъектами права. Это есть право признаваться и быть субъектом права. Анализируя данную проблему, С. С. Алексеев пришел к выводу, что общая правосубъектность означает способность лица быть субъектом права вообще в рамках данной политической и правовой системы . В то же время при выявлении природы правового статуса субъектов автор лишил категорию «правосубъектность» признака всеобщности. Всеобщим понятием стал правовой статус, куда были включены правосубъектность и другие общие права и обязанности .

Сам правовой статус, по мнению Ю. И. Мига-чева, — это различные структурные элементы. Он определяется как совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности субъектов права, установленных законодательством и гарантированных государством .

Правовой статус — это первая ступень конкретизации правосубъектности. В нем дается примерный набор уже закрепленных в законе основных, в том числе и конституционных, прав и обязанностей, а также право возможностей по приобретению конкретных прав и обязанностей. Правовой статус Р. П. Мананкова представила в качестве динамичного явления, состоящего из трех уровней, а именно из статуса: общего правового, специального правового (модуса), индивидуального правового. В понятие «правовой модус» она включила специальную правоспособность и специфические субъективные права и обязанности в их органическом единстве .

Общепринятым в правовой литературе стал подход, в котором предлагалось выделять так называемые специальные статусы, которые и должны были включать в себя отраслевые права и обязанности, не вошедшие в общий правовой статус. Тем не менее, категория статус, как общий, так и специальный, является понятием, присущим абстрактным субъектам. Данное положение было верно подмечено В. А. Патюлиным, который считал, что субъективные права, входящие в правовой статус гражданина принадлежат всем гражданам как абстрактному субъекту данного рода, а субъективные права, входящие в правовой модус — всем, кто в данных условиях выступает в качестве абстрактного субъекта данного вида. Таким образом, указанные субъективные права характеризуют свойство всеобщности в первом случае по родовому признаку, во втором — по видовому . Все вышесказанное в равной степени относится и к субъективным обязанностям, которые вместе с правами составляют статус.

В литературе идея, связанная с правовым модусом, получила определенную поддержку, где предлагалось свести соотношение категорий «правовой статус» и «правовой модус» к соотношению по типу «общего» и «особенного» .

Приведенную конструкцию правового модуса в целом следует признать плодотворной. Однако на отраслевом уровне она не всегда может быть реализована. Видимо, если правовой модус рассматривать как общеправовое понятие, тогда оно является ступенью в конкретизации общего правового статуса. Если же его использовать на отраслевом уровне, тогда следует рассматривать

как средство конкретизации уже отраслевого понятия, которым определяется исходное правовое положение субъекта права. Например, таким исходным понятием в гражданском праве является правоспособность. Очевидно, модусом ее является специальная правоспособность отдельных коммерческих и всех некоммерческих организаций. Второй элемент правового модуса, представленный Р П. Мананковой, — личные специфические субъективные права и обязанности — отсутствует. Компетенция, как и правоспособность, обнаруживает себя на отраслевом уровне. В ряде случаев эти категории в известном сочетании определяют правосубъектность организаций как юридических лиц. В классическом виде компетенция есть способ реализации правосубъектности в тех отраслях права, где отношения регулируются методами предписания, власти-подчинения, а сами правоотношения имеют субординированный вид.

В целом же, существующие по поводу правового статуса концепции объединяет одна общая черта — признание того факта, что категория «правовой статус» не может вобрать в себя всю полноту и разнообразие положения субъектов в правовой среде, отразить все его возможные формы и проявления.

В юридической науке под статусом личности понимается совокупность прав лица, его обязанностей и ответственности за их невыполнение. Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособно-сти. Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

В современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и важнейших международно-правовых документах по правам человека. Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления .

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства

и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый» . Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей основывается на их обладании не только правами, но и обязанностями. Важнейшей обязанностью каждого гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов.

Литература

1. Король И. Г. Личные неимущественные права ребенка: автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 2008.

3. Николаева Ю. В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних //Адвокат. 2009. №6.

4. Петрова Н.П. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей/ / Семейное и жилищное право. 2008. №3.

6. Шохина Л. Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот // Гражданин и право. 2002. №1.

8. Королев Ю. А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ //Журнал российского права. 2003. №3.

9. Нечаева А. М. Детская беспризорность -опасное социальное явление // Государство и право. 2001. №6.

11. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962.

12. Флейшиц Е. А. Соотношение правоспособности и субъективных прав // Вопросы общей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 4

теории советского права. М., 1960.

14. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962.

15. Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М., 1966.

16. См.: Теория государства и права /Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996.

17. Зинченко С. А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.

18. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

19. Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.

20. Алексеев С. С. Общая теория права. М.,

21. Мигачев Ю. И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации //Государство и право.

1997. № 10.

22. Мананкова Р. П. О правовом статусе гражданина СССР // Вопросы совершенствования гражданско-правового регулирования. Томск,

23. Патюлин В. А. Государство и личность в СССР М., 1974.

24. Ровный В. В. О категории «правовой модус» и ее содержании // Государство и право.

Волонтеры (добровольцы) — граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Благополучатели — лица, получающие помощь волонтеров.

(Определение согласно ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворителньых организациях»)

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей

Социальный приют для детей — специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности — определение ребенка в замещающую семью.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Школа-интернат VII вида, школа-интернат VIII вида — образовательные учреждения \, имеющих нарушения развития. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития:

  • Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
  • Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
  • Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
  • Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
  • Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
  • Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Дети обучаются по программе общеобразовательной школы, но в щадящем режиме — в малочисленных классах, с дополнительными занятиями логопеда, дефектолога, других специалистов. По окончании школы дети получают аттестат о среднем образовании.
  • Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Дети обучаются по упрощенной программе, включающей в себя примерно программу начальной школы, с особым акцентом на трудовое и физическое воспитание, развитие навыков самообслуживания. Выпускники получают не аттестат, а справку об обучении в школе VIII вида. Выпускники таких школ могут поступать на ограниченное число специальностей — маляр-штукатур, озеленитель, и некоторые другие. Статья об учениках коррекционных школ.

Программы раннего вмешательства (early intervention programs) были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель – как можно раньше выявить нарушения в развитии ребенка и помочь таким детям и их семьям. Программы раннего вмешательства предназначены для всех детей первых лет жизни, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и их семей. Программы раннего вмешательства — это процесс, который включает выявление проблем в развитии ребенка и проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки семьи, заканчивая организацией перехода ребенка в дошкольное (или иное) учреждение.

Опека (попечительство) – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям — заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)

Патронат — форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях.

Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Безвозмездная опека – форма устройства несовершеннолетних детей (не достигших возраста 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятия и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опека (попечительство) по договору об осуществлении опеки и попечительства (возмездная опека) является формой устройства несовершеннолетних детей, заключаемой в форме договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, при которой назначенные органами опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и исполняют свои обязанности возмездно. На настоящий момент в России существуют две разновидности возмездной опеки в качестве подвидов, перешедших из отдельных форм устройства — Приёмная семья и Патронатное воспитание. Иные возмездные виды опеки могут устанавливаться региональным законодательством РФ.

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», могут быть отнесены:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (из многодетных семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей; из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами; из семей, воспитывающих детей-инвалидов; из неполных семей; а также дети, ставшие безнадзорными вследствие различных обстоятельств).

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Семейное устройство -Статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации»

Актуальность темы диссертационного исследования.

Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственно-правовых проблем. Осложнившиеся в результате политических и социально-экономических перемен условия функционирования российского государства и общества не могли не повлиять на положение детей. За последнее десятилетие произошли существенные изменения как в правовом статусе ребенка, базирующемся на нормативных актах российского законодательства, — так и в реальной жизни.

Как любому другому цивилизованному государству, России присуща традиционная озабоченность проблемой рождения и воспитания новых поколений ее граждан, здоровых нравственно и физически. Между тем в результате проведенного нами исследования оказалось, что в реальном ее решении отсутствует истинно гуманный, рациональный и взвешенный подход, свидетельствующий о действительной полноценной заботе и охране жизни, здоровья, неприкосновенности, иных прав ребенка в нашей стране. В результате проверок Генеральной прокуратуры России, проведенных в двадцати субъектах Федерации, в 1998 году были выявлены грубейшие нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей и установлены следующие факты:

— количество детей, оставшихся без попечения родителей — 572,4 тыс.чел.;

— безнадзорные и беспризорные дети и подростки- 115 тыс. чел.;

— дети- «бомжи» (без определенного места жительства, учитываемые органами внутренних дел) — 380 тыс. чел.;

— дети- беженцы и вынужденные переселенцы- 330 тыс. чел.;

— дети- жертвы насилия — около двух миллионов детей ежегодно избиваются своими родителями;

— ежегодно детский суицид составляет около 2-х тыс.чел.1

В том же документе указывается, что резко возрастает число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей или злостно на них воздействующих. Интенсивными являются темпы роста детской смертности и заболеваемости в России: фактически, только двое из десяти родившихся младенцев являются относительно здоровыми, в то время как физиологический статус большинства из них отягощен врожденными хроническими заболеваниями и расстройствами. Многие малолетние дети (до 14 лет) не получают достаточного питания и не проходят необходимую подготовку к обучению в школе, так как не посещают детские дошкольные учреждения.

Нельзя назвать приемлемой и ситуацию в сфере обеспечения прав и законных интересов подростков от 14 до 18 лет. Данный контингент на современном этапе является наиболее криминогенным и, вместе с тем, самым незащищенным в социальном плане. Распространение наркомании и алкоголизма среди детей и подростков, рост детской проституции, беспризорности для любого государства считаются позорными антисоциальными явлениями, борьба с которыми требует экстренного реагирования на происходящее.

Между тем, несмотря на наличие достаточно большого количества нормативных документов, гарантирующих обеспечение прав и законных интересов ребенка в России, степень реальной их защищенности нельзя признать удовлетворительной. Тот же вывод можно сделать и в отношении проблематики научных исследований последнего времени, которые

1 Информация «О нарушениях прав детей на охрану из жизни и здоровья». Федеральное собрание Российской Федерации: Государственная Дума. 13 марта 1998 г. Протокол № 66. фактически не освещают основные проблемы защиты прав ребенка в РФ, либо рассматривают их лишь отчасти.

С учетом вышесказанного, а также признавая необходимость постоянного внимания и изучения проблем правового статуса ребенка в любом государстве, в актуальности данной диссертации усомниться невозможно.

Состояние научной разработанности темы. Проблемы, касающиеся правового положения ребенка в Российской Федерации, а также обеспечения его прав и законных интересов давно были в центре внимания как российских, так и зарубежных ученых. Многие вопросы, касающиеся защиты основных прав детей ( права на жизнь, неприкосновенность личности и др.) были отчасти исследованы еще дореволюционными мыслителями.

Между тем, комплексного и целенаправленного исследования вышеуказанных проблем ранее не проводилось. В основном все научные работы посвящены лишь проблемам защиты отдельных прав ребенка, а не целостной их совокупности, — либо же правовой статус ребенка и его реализация рассмотрены как часть статуса взрослых субъектов правоотношений.

Объект данного диссертационного исследования — это общественные отношения в сферах правового и правоприменительного обеспечения прав и законных интересов ребенка в современной России.

Предметом исследования является правовая и социальная природа, современное состояние и перспективы укрепления правового статуса ребенка в России — как специального субъекта правоотношений.

Цели и задачи исследования. Главной целью диссертационного исследования является изучение правового статуса ребенка в Российской Федерации, основы которого заложены в ее Конституции. Сопутствующей целью было проведение сравнительно- правового анализа положений действующего законодательства в данной сфере правоотношений и проблем их реализации в современных условиях.

Постановка вышеуказанной цели предопределила необходимость постановки таких задач исследования как:

— изучение конституционных основ, а также норм действующего отраслевого российского законодательства, определяющих правовой статус ребенка и регламентирующих вопросы обеспечения его прав и законных интересов; ф — анализ международного законодательства в сфере защиты прав ребенка; сравнительно- правовой анализ содержания российского законодательства и международно- правовых стандартов с целью выявления соответствия последним современного правового статуса российского ребенка;

— исследование качества и степени гарантированности российским законодательством личных, социально- экономических и иных прав и свобод ребенка, а также изучение проблем их обеспечения как лицами, защищающими его интересы, так и самим ребенком, в современных условиях;

— выявление пробелов и недостатков законотворческого и правоприменительного характера, снижающих защищенность ребенка, либо препятствующих реализации как естественных, так и иных принадлежащих ему прав и законных интересов; разработка доступного для ребенка механизма реализации некоторых наиболее важных его прав;

— выдвижение конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, ориентированных на международные стандарты, в сфере предупреждения нарушений прав и законных интересов ребенка, улучшение и укрепление его правового и социального статуса.

Теоретике- методологическая база исследования. При проведении исследования диссертантом применялись, в первую очередь, общенаучные, правовые, а также философские и социологические методы. В работе широко использовались методы системно- структурного, технико- юридического и сравнительно-правового анализа, а также исторический и статистический подходы. Правовой базой исследования послужили как положения общей теории права, так и конституционного, международного, а также административного, уголовного, трудового, жилищного и других отраслей права.

В качестве нормативных источников использовалось современное законодательство Российской Федерации и ее субъектов, некоторые нормативные документы советского периода, международно- правовые нормативные акты, касающиеся сферы исследуемого вопроса. Кроме того, изучались подходы различных юридических направлений и точки зрения отдельных российских и зарубежных ученых, касающихся проблемы правовой защиты ребенка в России.

Проведенное диссертантом исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:

1) Необходимо привести правовую базу Российской Федерации в соответствие с международно-правовым принципом признания ребенком любого человеческого существа, не достигшего 18 лет (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)1. Имеется в виду, прежде всего приведение в соответствие действующих нормативных актов Российской Федерации между собой, Федеральным законодательством и законодательством ее субъектов, с целью координации взаимных действий министерств и ведомств, чья деятельность касается проблемы защиты прав ребенка. Перспективным, в зависимости от социально-экономических условий, следует считать приведение в правовое соответствие российской правовой базы международно-правовым стандартам.

2) В часть 2-ю статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равноправие граждан, целесообразно внести поправку, включающую в перечень оснований, запрещающих дискриминацию граждан, понятие «возраст», называя его вторым, после «пола», признаком. Данное нововведение призвано восстановить социальную справедливость и конкретизировать принцип равноправия детей, признавая полноценность правосубъектности ребенка наряду с совершеннолетними гражданами.

3) Внести дополнение в статью 56 Семейного кодекса РФ, дополнив ее частью 4-й, которая предусматривала бы применение конкретных мер административной (а в случаях причинения большого вреда ребенку, возможно и уголовной)

1 Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. ответственность должностных лиц и иных граждан за необеспечение защиты прав и законных интересов ребенка.

Данное дополнение имеет целью расширение круга субъектов, отвечающих за неисполнение должностной и общегражданской обязанности оказания содействия ребенку в случаях нарушения его основных прав (в частности, при угрозе жизни или здоровью). По причинам происходящего роста криминального насилия в отношении детей, незащищенности ребенка в собственной семье, предлагаемое дополнение способно отчасти изменить формальный, бюрократический подход в решении данной проблемы. В случае реализации предложения диссертанта, разумеется, следует внести соответствующие изменения и в иные нормативные акты (например, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).1 4) Необходима разработка доступного механизма обеспечения права ребенка на самостоятельную защиту своей жизни, здоровья, иных основных прав. Это предложение учитывает такие распространённые в современных условиях обстоятельства, когда права ребенка нарушаются или не обеспечиваются близкими людьми (родителями, родственниками и т.п.), либо иные трудные жизненные ситуации, когда, например, в силу внезапно сложившейся экстремальной обстановки ребенок остался полностью лишенным как правовой защиты, так и реальной помощи. Его разработка потребует координации усилий отдельных ведомств в создании элементарно простой и доступной для ребенка фактически любого возраста системы экстренного обращения и реагирования на факты нарушений, в первую очередь, основных прав ребенка.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 03. 08. 98. № 31. Ст. 3802.

5) Внести изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации: в частности, жестокое обращение с несовершеннолетним следует признать квалифицирующим признаком. Таким образом, для привлечения родителей (или иных лиц, их заменяющих), а также педагога или иного работника образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, к уголовной ответственности согласно данной норме, достаточно установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей по воспитанию ребенка.

Данное предложение направлено на ужесточение ответственности родителей, которые систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей. Темпы роста числа родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в них, вынуждают серьезно изменить сложившуюся ситуацию в данной сфере семейных правоотношений. По мнению диссертанта, своевременное выявление подобных фактов и адекватное правовое реагирование позволит отчасти приостановить дальнейшее развитие данного негативного процесса.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования, по мнению автора, могут обогатить теоретические и правовые представления о правовом и социальном статусе ребёнка как в современной России, так и в государствах международного сообщества; позволят произвести существенное усовершенствование в законодательной и исполнительной сферах, направленное на решение проблемы обеспечения прав и законных интересов детей в нашей стране. В частности, материалы исследования в целом, его выводы, предложения и рекомендации представляется целесообразным использовать в следующих направлениях и сферах: ю а) на законодательном уровне и в деятельности Правительства России, структурах ведомственного нормотворчества и правоприменительной практики федеральных органов исполнительной власти (Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерств здравоохранения и образования РФ, а также Комитетов по делам женщин, семьи и молодежи, по охране здоровья, и других, действующих при Совете Федерации); б) сфере научных исследований; в) научно- педагогической деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования, а также выводы и рекомендации прошли апробацию в правотворческой, научной и научно-педагогической сферах. Результаты диссертации внедрены в учебный процесс Московской гуманитарно-социальной академии, нашли отражение в 3-х публикациях по теме исследования.

Некоторые из предложений и рекомендаций диссертанта по вопросам улучшения положения ребенка в Российской Федерации, учтены и нашли применение в деятельности законодательных собраний Ставропольского края, Москвы и Московской области. Основные положения диссертации изложены автором на научно- практических конференциях, а также в трех научных статьях по проблемам исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения и списка использованных нормативно- правовых актов и литературы. Общий объем работы составляет 156 страниц.

В этой статье рассматриваются актуальные вопросы защиты прав и обеспечения жилищ детей-сирот. Вместе с тем, автор статьи, показывая мировой опыт защиты права ребенка сравнивает его с нашим казахстанским опытом, выявляетих их положительные и отрицательные моменты, и на этой основе ведет поиск возможных путей и возможностей для улучшения положения защиты прав детей.

Обеспечение и защита прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

Каждый ребенок имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны государства, родителей и общества в целом.

Особую актуальность занимают – дети отказные, брошенные или дети, чьи родители находятся в заключении, на длительном лечении, пропали без вести, лишены родительских прав.

Охрана прав и защита законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных приоритетов политики нашего государства. Сегодня в Республике Казахстан создана необходимая нормативная правовая база в области защиты прав детей этой категории. Согласно действующему законодательству каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Семья является основной ячейкой общества, именно в семье человек получает первое материнское тепло, любовь, постигает навыки человеческого общения, усваивает язык, культуру, традиции своего народа, мировоззренческие и религиозные установки, то есть все то, что делает человека членом данного конкретного общества и одновременно частью цивилизации, учит его жить в этом мире. В связи с этим усилия государства должны быть направлены на укрепление семейных устоев, на обеспечение возможности каждого ребенка воспитываться в семье. Развитие современного мирового сообщества, делающее прозрачными границы между государствами, свобода общения между людьми разных стран, национальностей, этнических групп приводит к росту интереса и к нашей стране, в том числе в вопросах международного усыновления.

По окончании интернатного учреждения воспитанники-сироты лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и другими. Как правило, выпускники интернатных учреждений испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка) . Наиболее значимым международным документом в области защиты прав детей, нормы которого применимы на территории Казахстана, является Конвенция о правах ребенка. Ратификация Республикой Казахстан без каких-либо оговорок Конвенции о правах ребенка обозначила те границы, в рамках которых государство должно предоставить обществу гарантии обеспечения защиты прав детей.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

Немаловажной остается проблема по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильѐм.

Конституцией Республики Казахстан установлено, что каждый гражданин имеет право на жилище. Согласно статьи 25 Конституции Республики Казахстан «в Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» . Каждый ребенок имеет право на жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

К сожалению в Республике Казахстан недостаточно внимания уделяют выделению жилья детям-сиротам. Кроме того, при оформлении право собственности на жилище детей-сирот наследников уполномоченными органами нарушаются права детей и требования законодательства о регистрации недвижимости. Данный вопрос не урегулирован ни законодательно, ни на практике. Из-за несвоевременной постановки на учет детей-сирот, они при выпуске из детского дома остаются без жилья, в результате им негде жить и они оказываются на улице.

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», который регулирует отношения с участием граждан, юридических лиц, государственных органов, связанные с основаниями возникновения и прекращения права собственности на жилища и права пользования ими; осуществлением права пользования жилищами; требованиями к жилищам; контролем государственных органов за соблюдением прав граждан в жилищной сфере и использованием жилищного фонда.

Дети-сироты относятся к социально уязвимым слоям населения и ставятся на льготную очередь для получения жилья из государственного жилищного фонда наряду с другими категориями граждан, отнесенными в данную группу. Они не имеют приоритетного права в предоставлении жилья.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены в п. 2 ст. 14 Закона РК «О правах ребенка» . Так, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных, лечебных и других организациях, в том числе обеспечивающих временную изоляцию от общества, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан (пп. 2 п 1 ст. 67, пп. 6 ст. 68.) .

Кроме того, законодательство об образовании также закрепляет гарантии на получение жилья названной категорией детей посредством закрепления нормы об обязательном государственном обеспечении жильем детей-сирот.

Вопросы ведения учета населения, нуждающегося в предоставлении жилья из государственного жилищного фонда, а также предоставление им жилья непосредственно возлагается на местные органы исполнительной власти за счет средств местного бюджета.

На органы опеки и попечительства, которые входят в структуру органов образования на местном уровне возлагается осуществление контроля за сделками купли-продажи, отчуждением доли, постановкой запрета на отчуждение (продажа, залог, дарение и другие сделки с недвижимостью), направлением охранных писем в департаменты юстиции для наложения запрета на куплю-продажу жилья, за постановкой на учет детей-сирот. Также ими должна проводиться работа по возврату и сохранению жилья детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

В любом государстве, в любом обществе особой заботой и покровительством должны пользоваться дети. В целях оказания социальной поддержки детям необходимо государству обеспечить жильем всех детей-сирот. Необходимо взять под жесткий контроль за осуществлением своевременной передачи жилья детям-сирот, в связи с этим необходимо данный вопрос урегулировать в нормативном акте.

  1. Конвенция «О правах ребенка». 20 ноября 1989 года.
  2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
  3. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 г.
  4. Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 04.1997.
  5. Анализ жилищной политики по реализации прав на жилье детей-сирот в Республике Казахстан // http://do.gendocs.ru/docs/index-381141.html?page=2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *