Правовая активность

УДК 316.334.4

М.Ю. Крутиков, аспирант, (48741) 6-58-95, 6-77-94, krutikov@efremov.tula.net (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Рассмотрены социологические аспекты правовой активности населения в качестве условия, детерминирующего развитие гражданского общества. На основе результатов социологического исследования дана оценка состояния правовой активности населения современной России.

Ключевые слова: правовая активность, демократия, гражданское общество, правовая культура.

Российская Федерация конституционно провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Исходя из приведенной формулировки, Основным законом нашего государства «демократия» и «правовое государство» официально обозначены в качестве политико-правовых ценностей, под началом которых предполагается цивилизованное развитие российского общества и его социально-правовое совершенствование. По данным социологического опроса, проведенного в сентябре 2010 года Фондом «Общественное мнение», для 58 % россиян наличие демократии в России представляется важным .

Существенным фактором, лежащим в основе успешного транзита современной России к правовому государству под эгидой демократических идеалов, является перспектива развития полноценного гражданского общества. «Формирование любой демократической социальной системы невозможно без конституирования одной из ее базовых составляющих -гражданского общества. Именно оно становится реальным гарантом демократичности происходящих трансформаций, позволяет избежать крайностей анархистской и тоталитарной тенденций, неизбежно возникающих в любой переходный период» .

Не вдаваясь в подробности проблематики развития гражданского общества в России, отметим лишь, что содержанием данного понятия является «общество людей, которые самоорганизуются и пытаются совершать какие-то социальные действия без давления со стороны государства» . Ключевой момент в понимании сущности гражданского общества — утверждение высокой социально-правовой активности индивидов, взаимодействующих в качестве независимых субъектов в социальном пространстве. Возникновение гражданского общества не мыслимо без свободных и самоценных личностей, чья внутренняя сфера представляет собой систему правовых убеждений, ценностей и

стереотипов правомерного поведения. По мнению В. В. Федорова, «формирование гражданского общества неразрывно связано с развитием идеи индивидуальной свободы, признания самоценности каждой отдельно взятой личности. Именно личность с системой сформировавшихся правовых представлений и предпочтений является реальным субъектом правовой культуры и правового поведения» . С. М. Воробьев полагает, что «сформированное гражданское общество — это та среда, которая в состоянии реализовать богатый интеллектуальный и духовный потенциал и творческую инициативу граждан во всех сферах социальноэкономической жизни и провести модернизацию страны» .

Необходимость повышения общественно-правовой и политической активности граждан в целях утверждения в России демократии и формирования гражданского общества все более осознается населением нашей страны, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного ВЦИОМ: в 2003 году 19 % россиян выразили мнение о необходимости принятия в этих целях более активного участия граждан в общественной и политической жизни, борьбы за свои права; в 2006 году подобное мнение выразили уже 34 % .

Институты гражданского общества играют очень важную роль в процессе правовой социализации населения, поскольку выступают посредниками в трансляции правовых ценностей, нормативов и убеждений, являющихся элементами господствующей правовой культуры.

В специальных исследованиях проблем правовой культуры отмечается, что становление правовой культуры в современном российском обществе осложняется формированием и широким распространением особого состояния массового сознания, для которого характерны: кризис мышления и знания; профанация науки; оживление суеверий; культ удовлетворения естественных потребностей . Причина подобных деформаций кроется в переходном характере современного периода развития правовой государственности в России. Различным возрастным группам российского населения соответствует конкретный советский либо постсоветский этап правовой социализации, отличающийся оригинальными политико-правовыми условиями. Также отмечается, что «переходное состояние, которое переживает сегодня российское общество, в частности проявляет себя в том, что происходит постепенный сдвиг в правовой культуре, в правовом сознании части населения к правовым представлениям, соответствующим ценностям правового и гражданского общества. Однако массовое сознание россиян по-прежнему характеризуется доминированием размытых представлений о праве, правовой сфере» . При этом негативный характер подобного явления слабо осознается населением. По данным ВЦИОМ «низкая правовая культура народа и власти, нежелание жить по закону» в качестве причины, препятствующей выходу России из кризиса и экономическому

процветанию, указаны лишь 9,74 % респондентов в 2004 году и 9,54 % — в 2005 году. .

Осознание возможности и перспективы развития гражданского общества, исходя из вышесказанного, не мыслимо без характеристики правовой активности, которая в правовом государстве «характеризует участие людей в реализации норм права, степень его поддержки и стремления, желания (или нежелания) содействовать их реализации в общественной и личной жизни» .

С целью изучения состояния правовой активности населения современной России осенью 2010 года нами было предпринято социологическое исследование, проведенное методом анкетного опроса в сельских и городских поселениях Тульской области. В качестве эмпирических индикаторов правовой активности нами были выбраны ситуации, предполагающие участие граждан в государственной и общественной деятельности. У респондентов, в частности, выяснялся характер активности при участии: 1) в выборах и референдумах; 2) в работе органов местного самоуправления; 3) в мероприятиях по охране общественного порядка; 4) в судебном процессе в качестве присяжного заседателя.

Концептуальной основой выбора указанных ситуаций является распространенное в теории права положение, согласно которому правовая активность реализуется как степень участия субъектов права, не наделенных властными полномочиями, в осуществлении механизма правового регулирования (С. С. Алексеев).

Результаты проведенного исследования приведены в таблице.

Как следует из таблицы, на вопрос о желании принять участие в суде в качестве присяжного заседателя только 26,2 % респондентов ответили, что с удовольствием примут такое предложение, 20,96 % указали, что отнесутся к этому предложению безразлично и 52,85 % — постараются отказаться от участия.

Институт суда присяжных был введен в современной России сравнительно недавно. Вступивший в силу с 01.07.2002 Уголовнопроцессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) предусматривает раздел

12, специально посвященный особенностям производства в суде с участием присяжных заседателей. В соответствии со статьей 5 УПК РФ присяжный заседатель — лицо, привлеченное в установленном порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Таким образом, судебная правоприменительная деятельность государства находится в прямой зависимости от активной гражданской позиции современного российского населения. Однако, несмотря на это, 73,81 % граждан (суммарный показатель доли респондентов, ответивших отказом и безразличием) характеризуются низким уровнем правовой

активности, который фактически блокирует дальнейшее развитие и совершенствование института суда присяжных в России.

Результаты эмпирического исследования правовой активности

населения Тульской области

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ, в %

ВОПРОСЫ с удовольствием приму участие отнесусь к этому безразлично постараюсь отказаться всегда принимаю участие иногда принимаю участие никогда не участвую

Как Вы отреагируете, если Вас пригласят принять участие в суде в качестве присяжного заседателя? 26,2 20,96 52,8 5

Как Вы отнесетесь к предложению принять участие в охране общественного порядка в Вашем населенном пункте? 32,57 24,15 43,2 8

Принимаете ли Вы участие в выборах и референдумах? — — — 29,61 38,5 31,89

Принимаете ли Вы участие в работе органов местного самоуправления? — — — 15,49 25,51 59,0

На вопрос «Как Вы отнесетесь к предложению принять участие в охране общественного порядка в Вашем населенном пункте?» 32,6 % респондентов ответили, что с удовольствием примут участие. Доли респондентов, которые отнесутся к данному предложению безразлично и постараются отказаться, составили соответственно 24,15 и 43,3 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержание общественного порядка является не только функцией органов внутренних дел. Большое значение в его обеспечении имеет активность самого населения. Хорошим примером активного участия граждан в поддержании общественного порядка является опыт советского государства, которое создавало условия для формирования добровольных народных дружин. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 02.03.1959 № 218 «Об участии трудящихся в охране

общественного порядка в стране» в целях широкого привлечения

трудящихся в охране общественного порядка были приняты многочисленные предложения трудящихся о создании на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях, совхозах, колхозах, учебных заведениях и домоуправлениях добровольных народных дружин по охране общественного порядка. Как отмечается в электронных СМИ, быстрое повсеместное развитие добровольных народных дружин стало ярким и убедительным свидетельством небывалого подъема творческой активности трудящихся нашей страны, их готовности участвовать в управлении делами общества и государства. В 1967 году в стране насчитывалось 170 тыс. добровольных дружин, которые объединяли свыше 6,5 млн дружинников. К 1985 году в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн добровольцев .

Высокий процент респондентов, которые полностью отрицают возможность своего участия в охране общественного порядка (43,28 %), может свидетельствовать о резком снижении правовой активности современного российского населения, связанной с инициативной реакцией на правонарушения. Отсутствие контроля общественного порядка населением способствует росту количества зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2004 году в целом по России таких преступлений было зарегистрировано 241 008, в 2005 году — 355 288, в 2009 году — 361 276, в 2010 году — 397 870 . Кроме того, в российском обществе распространено явление несообщения в правоохранительные органы о замеченных правонарушениях. По результатам исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2003 году, заявили, что были свидетелями правонарушений 29 % респондентов. При этом сообщили о своих свидетельских наблюдениях правоохранительным органам только 16 %. Не стали этого делать 13 % россиян . По мнению Ж. Т. Тощенко, личное повседневное участие человека в поддержании и сохранении правопорядка является важнейшим показателем правовой активности .

Ответы на вопрос «Принимаете ли Вы участие в выборах и референдумах?» распределились следующим образом: «всегда принимаю участие» — 29,61 %; «иногда принимаю участие» — 38,5 %; «никогда не участвую» — 31,89 %.

Участие в выборах представляет собой форму выражения народовластия (статья 3 Конституции РФ) и реализуется как одно из политических прав (статья 32 Конституции РФ). Исходя из приведенных результатов исследования, формирование законодательных (представительных) органов власти в России (на примере Тульской области) происходит, в основном, за счет участия в выборном процессе 68,11 % населения (суммарный процент всегда и иногда принимающих участие в выборах респондентов). Тем не менее, 31,89 % опрошенных

представляют собой неактивную в политико-правовом смысле долю населения. Высокий процент граждан, принимающих участие в выборном процессе, можно объяснить тем, что поход на избирательный участок для многих воспринимается не как осознанная правореализация, а как обязанность. По данным исследования социологического центра РАГС, проведенного в 2009 году, 59,8 % респондентов согласились с тем, что участие в выборах — обязанность гражданина и только 19,2 % посчитали, что участие в выборах дает гражданам возможность влиять на судьбу страны .

Наконец, ситуацией, в которой проявляется правовая активность граждан, является участие населения в работе органов местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление в России как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1) . Формами участия населения в осуществлении местного самоуправления законодатель определил: сход граждан, правотворческую инициативу граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления (статьи 25-33).

По результатам проведенного нами исследования только 15,49 % респондентов активно принимают участие в работе органов местного самоуправления, для 25,51 % это участие носит периодический характер. Остальные 59 % отрицают свое участие.

Полученный результат согласуется с данными общероссийских социологических исследований. Так, по данным исследования, проведенного социологическим центром РАГС в 2009 году , на вопрос «Хотели бы Вы участвовать в управлении общественными делами в своем селе, поселке или районе Вашего города?» ответили «да» — 12,6 %, «скорее да» — 17,6 % (суммарно 30,2 %). Ответили «нет» — 37,5 %, «скорее нет» -25,4 % (суммарно 62,9 %). Как отмечается в Аналитическом докладе Института современного развития, «большинство опрошенных

респондентов считают, что потенции местного самоуправления в настоящее время не используются: территории существуют за счет финансирования из регионального и федерального бюджета. Причины кроются как в неэффективной организации и недостатке финансовых ресурсов власти, так и в безынициативности граждан, спровоцированной, в

свою очередь, дезориентацией в новой для себя ситуации поиска приложения своих социальных усилий» .

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в такой социально значимой сфере как общественное самоуправление, предполагающее реализацию правовых полномочий в соответствии с вышеуказанным федеральным законом, активность населения является слабой. Причина указанного явления заключается в том, что «граждане слабо представляют суть местного самоуправления, а также свою роль и ответственность как первичных субъектов самоуправления, не преодолено отчуждение населения и отдельного индивидуума от публичной власти, не возникло достаточных предпосылок для социальной включенности граждан в решение проблем местных сообществ» .

Итак, подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что правовая активность населения современной России как в общественной сфере, так и в сфере деятельности государства остается на низком уровне. В оценках состояния гражданского общества уровень социальнополитической активности граждан рассматривается в качестве одного из характеризующих показателей. В исследовании, проведенном исследовательской группой Циркон в 2009 году, этот показатель по шкале средних экспертных оценок от -3 (низкая оценка) до 3 (высокая оценка) составил -0,8 в марте 2009 года и -1,1 в октябре 2009 года .

Поскольку правовая активность рассматривается в качестве индикатора, характеризующего уровень правовой культуры членов общества , то результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о недостаточной степени правовой социализированное™ современного российского населения.

Список литературы

1. Официальный сайт Фонда «Общественное мнение». : иКЬ: http://bd.fom.ru/report/map/d103616 (дата обращения

22.06.2011).

2. Романенко Л.М. Гражданское общество в России уже есть, но… // Социс. 1994. №10. С. 12.

3. Галкина Е.В. Демократия и гражданское общество (поиск оптимальных моделей и путей развития) // Власть. 2009. №4. С. 43.

5. Воробьев С.М. Гражданское общество и модернизация России // Власть. 2009. №4. С. 21.

6. Официальный сайт Всероссийского центра изучения

общественного мнения. : иКЬ:

http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=282&q_id=22602&date=11.10.2003 (дата обращения 26.06.2011);

http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=216&q_id=17817&date=15.06.2006 (дата 26.06.2011).

7. Рябцев Г.В. Правовая культура в условиях трансформации российского общества: дис. … канд. социол. наук. М. 2008. С. 84.

8. Рябцев Г.В. Там же. С. 112-113.

9. Официальный сайт Всероссийского центра изучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественного мнения. : URL:

http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=17&q_id=1405&date=15.05.2004 (дата

обращения 26.06.2011);

http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=163&q_id=13617&date=28.05.2005 (дата обращения 26.06.2011).

10. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 385.

12. Сборник постановлений СССР. 1959. №4. Ст. 25.

13. История народных дружин. : URL:

http://www.74m.ru/index.php?act=sub3&value=322&rzd=105&article=85&full =1(дата обращения 29.06.2011).

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной

статистики: Число преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах. : URL:

http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения 29.06.2011).

15. Официальный сайт Фонда «Общественное мнение»: Почему

22.06.2011).

16. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 386.

17. Официальный сайт Социологического центра РАГС: Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации «Социально-политические ценности в массовом сознании российского общества, их влияние на протестные настроения и на возможности диалога между субъектами политических отношений». : URL: http://www.rags.ru/files/si20091.doc (дата обращения 23.06.2011).

18. Собрание законодательстваРФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

19. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003 — 2008 гг. Аналитический доклад Института современного

развития. : URL: http://www.msor-

russia.ru/ru/programs/doc/3928 (дата обращения 23.06.2011).

20. Алиев Т.З. Местное самоуправление как демократический институт власти // Власть. 2008. №8. С. 25.

21. Краткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России. Краткий отчет по результатам экспертного опроса. АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа Циркон). 2009. С. 3.

22. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. 2006. №1. С. 231.

M.Y. Krutikov

THE LEGAL ACTIVITY OF POPULATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

Key words: legal activity, democracy, a civil society, legal culture.

Получено 12.10.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 32:316.422

A.A. Лаврикова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, elav@mail.ru,

О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52,

HelgaSh80@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ ЦФО

На основе результатов социально-политического исследования проанализированы когнитивные, нормативные, интерперсоналъные и стилистические составляющие ценностных ориентацийрегионалъных элит ЦФО.

Ключевые слова: ценностная система, аксиологическая трансформация,

ценностный консенсус, ценности, ценностные ориентации, динамика изменений ценностных ориентаций

Основные характеристики и тенденции развития политической системы современного российского общества отражают специфику трансформационных процессов, начавшихся в 90-е гг. XX в. Результативность трансформационного процесса во многом зависит от качества политических элит, оказывающих целенаправленное и институционализированное воздействие на развитие социума. Деятельность элит образует содержание инновационно-реформаторского потенциала общества. Исходя из этого представляется целесообразным

Правовая активность

ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ — обусловленное социально-правовыми устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующеесяреальнымосуществлениемимиправовых требований, принципов и установлений. Это качество социального субъекта, обеспечивающее ему восприятие права и согласованные с ним действия; есть инструмент, обеспечивающий отдельной личности, общественной группе «нахождение» в правовой среде, приобщение к ней и необходимое соответственно своим намерениям участие в правовой жизни общества. Правовая активность есть способность социального субъекта воспринимать право и вследствие этого осуществлять его в своей деятельности для достижения фактических целей. Если право может существовать только проявляя себя, действуя, то правовая активность как раз и есть тот инструмент, который призван «проявить» право, воплотить «дух», представленный в законе, принципах права, в реальное поведение, действия людей и их коллективов. Правовая активность в этом смысле есть сущностное выражение права.

Правовая активность характеризует жизнь права на той стадии его бытия, когда его предписания и принципы становятся реально действующими. Поэтому, упрощая проблему, можно сказать, что право в действии сводится к правовой активности, содержанием которой являются любые проявления права в общественной жизни. Правовая активность есть составляющая часть социальной активности (активности социального субъекта), сущность которой раскрывается во взаимосвязи категорий «субъект» и «объект».Взаимодействие, процессы субъективации (переход и закрепление в организации и структуре субъекта свойств объекта) и объективации (реализации субъективных свойств вовне, опредмечивание объекта) и составляют суть категории «активность». Социальная активность — это тот инструмент, посредством которого индивид связан с внешним миром, окружающей его социальной действительностью. Вне активности — общественного по своей природе качества — человек утрачивает свою родовую сущность. Как вид социальной активности правовая активность представляет собой единство внутреннего (совокупность приобретенных личностью в процессе ее правовой социализации свойств) и внешнего (действий, деятельности личности как следствия проявления вовне внутренних характеристик (свойств) ее носителя) аспектов.

Если внутренний аспект правовой активности отражает подверженность человеческих индивидов правовому воздействию, восприятие ими права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие ее носителей сообразно их потребностям и интересам на социально-правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Происходит то, что в социологии именуется опредмечиванием объекта. Субъективировавшийся (накопленный) в структуре индивидов социально-правовой опыт обеспечивает реальную их включенность в систему правоотношений, вследствие чего происходит удовлетворение личных или иных социально значимых фактических результатов.

Таким образом, носители правовой активности имеют реальную возможность не только адаптироваться к окружающей действительности, но и известным образом приспособить ее к себе. В этом процессе происходит взаимное обогащение субъекта и той социально-правовой среды, в которой он находится. Взаимодействие субъекта с правовой средой является одновременно и фактором самореализации творческих потенций индивидов, и источником развития их правовой культуры, обогащения всего духовного облика. Реализуя правовую активность, социальный субъект одновременно преобразует социально-правовую среду и в то же время реализует собственные творческие возможности, удовлетворяет многообразные личные потребности и интересы.

Вывод о единстве внутреннего и внешнего аспектов активности указывает на то, что правовая активность есть отражение двух взаимосвязанных процессов: восприятия права, «приобретения» необходимый для правовой жизнедеятельности системы качеств и воздействие социального субъекта посредством реализующейся активности на правовую среду. Правовая активность тем самым отображает опосредуемое правом взаимодействие среды и личности. Значит, своим содержанием правовая активность охватывает: 1) комплекс личностных социально-правовых свойств субъектов, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни (внутренний аспект); 2) саму реальную жизнедеятельность личности, общности людей в различных ее количественно-качественных характеристиках в сфере действия права (внешний аспект).

Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы. Правовая активность может находить проявление в действиях, поступках, поведении, деятельности и общении людей. К этим формам можно отнести и так называемую мыслительную правовую активность (активность в сфере познания права). Универсальной и наиболее типичной формой проявления правовой активности являются правовые действия. Вне зависимости от способов возникновения фактические правовые действия часто проявляют себя в деятельности, имеющей правовой характер.

Таким образом, правовая активность предстает как право в действии, охватывает все поведенческие акты людей в сфере действия права, являясь по отношению к ним, в том числе и применительно к деятельности и поведению, родовым понятием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *