Правотворческая инициатива

УДК 342.553

правотворческая инициатива как форма участия общественных

объединений в осуществлении местного самоуправления

Р. В. Горнев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

law-making initiative as a form of participation of public associations in local government implementation

R. V. Gornev

Mari State University, Yoshkar-Ola

В статье автор рассматривает правотворческую инициативу как форму участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. В частности, подробно проанализированы нормы действующего отечественного законодательства и муниципальных правовых актов, которые регламентируют процесс реализации правотворческой инициативы. Отдельно рассматриваются понятия правотворческой инициативы и субъекты, уполномоченные на ее реализацию, в соответствии с порядками, закрепленными в различных муниципалитетах. В процессе исследования автор приходит к выводу о недостаточности регулирования данных вопросов. Так, в соответствии с положениями федерального закона и проанализированных муниципальных правовых актов, общественные объединения не наделены полномочием по реализации правотворческой инициативы в муниципальных образованиях, что это препятствует возможности общественных объединений, как одному из базовых институтов гражданского общества на муниципальном уровне, участвовать в осуществлении правотворческой деятельности в муниципалитетах. В результате изучения данной проблемы автор делает определенные теоретические выводы, а также практическое предложение о наделении общественных объединений полномочием по осуществлению правотворческой инициативы в муниципалитетах. Сформулирована редакция правовой нормы, которой предлагается дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесение данных изменений восполнит выявленный пробел в праве, в результате чего на законодательном уровне будет закреплена форма взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления. В конечном счете это позитивно отразится на уровне демократии и развитии гражданского общества в современной России.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, общественные объединения, гражданское общество, правотворческая инициатива, публичная власть

Keywords: local governments, public associations, civil society, law-making initiative, public authority

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01138

Одной из основных задач развития современ- шение открытости власти, которое невозможно ного отечественного государства является повы- без законодательного закрепления эффективных

> Горнев Р. В., 2016

механизмов взаимодействия органов публичной власти и общественных институтов. Решение данной проблемы является особенно актуальным для уровня местного самоуправления. Отечественная муниципальная практика свидетельствует о повышении тенденции к активности граждан в решении вопросов местного значения . Поскольку одним из базовых институтов гражданского общества на местном уровне являются общественные объединения, особый исследовательский интерес вызывает выработка правовых алгоритмов взаимодействия органов муниципальной власти и объединений граждан. Актуальность изучения данных вопросов подчеркивается и уче-ными-муниципалистами, которые отмечают практически полное отсутствие правового регулирования деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне, дисбаланс в законодательно закрепленных формах влияния органов местного самоуправления и гражданского общества друг на друга .

Важной формой взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления должна стать правотворческая инициатива как форма участия объединений граждан в осуществлении местного самоуправления. В определенном виде правотворческая инициатива как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

Статья 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предписывает, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, которые обладают избирательным правом. Определение минимальной численности указанной группы местных жителей, а также закрепление конкретного порядка осуществления в муниципальном образовании правотворческой инициативы делегировано представительному органу муниципалитета. Однако федеральный законодатель определил, что размер указанной инициативной группы не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия муниципального правового акта, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации мест ного самоуправления в Российской Федерации».

Автором проанализирован ряд муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления правотворческой инициативы жителей муниципальных образований. В большинстве правовых актов, в отличие от Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержится определение правотворческой инициативы. Например, в Положении о правотворческой инициативе жителей муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 27 сентября 2006 года указано, что под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район», вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Субъектом правотворческой инициативы зачастую выступает инициативная группа граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и обладающих избирательным правом. В некоторых муниципалитетах закрепляются конкретные количественные параметры инициативной группы. Так, в муниципальном образовании «Медведевский муниципальный район» инициативная группа местных жителей должна включать не менее чем 11 членов. Формирование инициативной группы по внесению в органы местного самоуправления муниципального образования «Медведевский муниципальный район» проектов муниципальных правовых актов осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства и работы, на сходах граждан, а также общественными объединениями граждан. Для поддержки правотворческой инициативы инициативной группе необходимо собрать подписи не менее 100 жителей муниципалитета, обладающих избирательным правом.

При детальном анализе порядка осуществления правотворческой инициативы в муниципальном образовании «Медведевский муниципальный район» нельзя не обратить внимание на право общественных объединений делегировать своих членов для участия в инициативной группе граждан, имеющей возможность реализации правотворческой инициативы по вопросам местного значения. Однако непонятным является отсутствие самих общественных объединений в числе субъектов осуществления правотворческой инициативы.

В свою очередь в муниципальном образовании «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл минимальная численность инициативной группы граждан составляет 3 % от числа жителей муниципалитета , в муниципальном образовании «Куженерский муниципальный район» Республики Марий Эл не менее 10 человек , в муниципальном образовании «Можайский муниципальный район» Московской области не менее 30 человек , в городском округе «Город Самара» не менее 0,1 % от числа жителей муниципального образования . Нельзя не отметить отсутствие в числе инициаторов правотворческой инициативы организационных структур гражданского общества, функционирующих на муниципальном уровне, и, главным образом, местных общественных объединений.

Таким образом, субъектом правотворческой инициативы в настоящее время является инициативная группа граждан в количестве, определенном муниципальным правовым актом, но не более 3 процентов от числа жителей муниципального образования, которые обладают избирательным правом. Полагаем, что упущением как федерального законодательства о местном самоуправлении, так и проанализированных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления правотворческой инициативы, является отсутствие указаний на отнесение к числу субъектов правотворческой инициативы иных помимо местного населения субъектов гражданского общества. К ним могли бы быть отнесены местные общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации, благотворительные, религиозные организации и другие субъекты муниципального гражданского общества. С учетом специфики и целей настоящего исследования мы не будем анализировать важность наделения всех субъектов гражданского общества правом правотворческой инициативы, а ограничимся рассмотрением данных вопросов применительно к общественным объединениям как одному из базовых институтов гражданского общества.

О важности привлечения к процессу правотворчества не только отдельных граждан и их групп, но и общественных объединений указывают в своих исследованиях многие авторы. В частности, В. В. Гриб отмечает, что на современном этапе в процессе подготовки и принятия государственных решений возрастает роль не только групп граждан, представляющих интерес населения и сформированных по принципу территориального проживания, но и объединений граждан, наделенных особым статусом — статусом общест-

венных объединений . На необходимость привлечения общественных объединений к процессу осуществления местного самоуправления указывают и другие авторы .

В своем диссертационном исследовании С. С. Важнов указывает на то, что анализ немногочисленной практики выдвижения правотворческих инициатив гражданами Российской Федерации свидетельствует о том, что в роли участников инициативных групп по выдвижению правотворческих инициатив в большинстве случаев выступают представители общественных объединений . Автор также замечает, что взаимодействие общественных объединений и населения в процессе осуществления правотворческой инициативы граждан многократно увеличивает эффект воздействия на власть, создает в обществе атмосферу повышенного внимания к определенной проблеме, тем самым увеличивая вероятность ее решения .

На наш взгляд, наделение общественных объединений правом правотворческой инициативы на местном уровне позволит повысить эффективность муниципальных правовых актов, поскольку общественные объединения, осуществляя свою деятельность в конкретной и, как правило, социально значимой сфере, хорошо знают проблемы данной области и могут предложить правовые пути их решения.

Право общественных объединений на правотворческую инициативу не является изобретением сегодняшнего дня. Конституция СССР 1977 года в статье 113 предусматривала, что правом законодательной инициативы в Верховном Совете СССР обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов. В статье 108 Конституции РСФСР 1978 года было указано, что правом законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР обладают также общественные организации в лице их общесоюзных и республиканских органов.

В настоящее время общественные объединения не имеют права законодательной (правотворческой) инициативы на федеральном уровне. Хотя соответствующие предложения вносились исследователями, в частности, К. А. Струсь предлагал принять специальный Федеральный закон «О законодательной инициативе общественных объединений» . С. А. Авакьян отмечал целесообразность наделения общероссийских общественных объединений в порядке своеобразной правотворческой инициативы правом готовить законопроекты и представлять их в профильные комитеты Государственной Думы .

На региональном уровне в некоторых субъектах Российской Федерации за общественными объединениями закреплено право законодательной инициативы (Республика Алтай , Белгородская область , Самарская область , Кабардино-Балкарская Республика ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, целесообразным является наделение правотворческой инициативой общественных объединений, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, что обуславливает необходимость внесения соответствующих корректив в действующее законодательство. Полагаем, что в результате данных изменений пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного

Литература

самоуправления в Российской Федерации» мог бы выглядеть следующим образом: «С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а также общественное объединение, расположенное на территории муниципального образования». Указанные нововведения будут способствовать повышению общественной составляющей в процессе местного правотворчества, что в конечном счете окажет положительное влияние на решение вопросов местного значения и повышение уровня жизни населения.

4. Гриб В. В. Законотворческая (правотворческая) инициатива как форма влияния институтов гражданского общества на органы государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 9-15.

6. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12.04.1978 // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

10. Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения в МО «Парань-гинский муниципальный район» (утв. решением Собрания депутатов МО «Параньгинский муниципальный район» от 9 августа 2006 г. № 191) // Наша жизнь. 2006. № 34 (8050).

11. Положение о правотворческой инициативе жителей муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (утв. решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от 27 сентября 2006 г. № 373-IV) // Вести. 2006. № 87-88 (8945).

12. Решение Думы городского округа Самара «Об утверждении Положения «О правотворческой инициативе граждан городского округа Самара» и о внесении изменения в статью 8 Положения «О порядке внесения в Думу городского округа Самара проектов нормативных правовых актов» от 29 мая 2014 года № 430 (утв. Решением Думы городского округа Самара от 15 ноября 2007 года № 494) // Самарская газета. 2014. 7 июня.

13. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Куженерский муниципальный район» Республики Марий Эл от 17 августа 2011 г. № 143 «О Положении о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Куженерский муниципальный район» // Заря. 2011. № 33 (8135).

14. Решение Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 26.03.2015 г. № 177/2015-Р «Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в Можайском муниципальном районе Московской области» (принято решением Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 25.03.2015 г. № 310/23) // Новая жизнь. 2015. 11 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.08.2016 г.

Submitted 12.08.2016.

Для цитирования: Горнев Р. В. Правотворческая инициатива как форма участия общественных объединений в осуществлении местного самоуправления // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 67-72.

Горнев Роман Вадимович, аспирант, Gornev Roman Vadimovich, postgraduate Марийский государственный университет, student, Mari State University, Yoshkar-Ola, г. Йошкар-Ола, gornev. roman@mail. ru gornev. roman@mail. ru

УСТАВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Статья 15. Правотворческая инициатива граждан

1. Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.

2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном Положением о правотворческой инициативе граждан, утверждаемым Думой.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается Положением о правотворческой инициативе граждан и не может превышать 3 процента от числа жителей городского округа, обладающих избирательным правом.

3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления городского округа, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Приложение
к решению Собрания представителей
сельского поселения Дубовый Умёт Волжского района Самарской области
от 03.02.2015г. № 5

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ (СОБРАНИЯ ДЕЛЕГАТОВ) ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДУБОВЫЙ УМЁТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке назначения и проведения собраний и конференций граждан (далее — Положение) принято в целях обеспечения участия населения сельского поселения Дубовый Умёт муниципального района Волжский Самарской области (далее – поселение) в обсуждении вопросов местного значения, информирования населения поселения о деятельности органов местного самоуправления поселения и должностных
1.2. Достижение целей, установленных пунктом 1.1. Положения, реализуется в соответствии с принципами справедливости, публичности, открытости и прозрачности процесса принятия решений органами местного самоуправления поселения.
1.3. Осуществление жителями поселения права на участие в собраниях граждан, конференциях граждан основывается на принципах законности и добровольности такого участия.
1.4. Положение применяется к проведению собраний граждан, конференций граждан на территории поселения наряду с общими положениями о собраниях и конференциях граждан, содержащимися в Уставе поселения, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
1.5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления устанавливается уставом соответствующего территориального общественного самоуправления.
1.6. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Жители поселения — физические лица, достигшие ко дню проведения собрания или конференции граждан шестнадцатилетнего возраста, зарегистрированные и (или) постоянно проживающие на территории поселения либо имеющие на территории поселения недвижимость и (или) земельный участок на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения. Понятия «жители поселения» и «население поселения» используются в Положении как равнозначные.
Обращение граждан — письменный документ, принимаемый по итогам проведения собрания граждан, конференции граждан для направления в органы местного самоуправления поселения, должностным лицам местного самоуправления поселения.
Собрание граждан — совместное обсуждение жителями поселения вопросов местного значения, в том числе для принятия предусмотренных настоящим Положением решений, а также реализация иных полномочий в соответствии с настоящим Положением. Собрание граждан может проводиться на всей территории поселения либо на части территории поселения.
Конференция граждан — совместное обсуждение делегатами от жителей поселения, вопросов местного значения, в том числе для принятия предусмотренных настоящим Положением решений, а также реализация иных полномочий в соответствии с настоящим Положением. Конференция граждан является основной формой совместного обсуждения вопросов местного значения проводимых в сельском поселении.

2. Основания для проведения собрания граждан,
конференции (собрания делегатов) граждан

2.1. Собрание граждан, конференция граждан могут проводиться по инициативе жителей поселения, Собрания представителей поселения и Главы поселения.
2.2. Собрание граждан, конференция граждан, проводимые по инициативе населения поселения и Собрания представителей поселения, назначаются Собранием представителей поселения, а по инициативе Главы поселения — Главой поселения.
2.3. По инициативе Собрания представителей поселения, Главы поселения могут назначаться собрание граждан, конференция граждан для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения поселения о деятельности органов местного самоуправления.
2.4. По инициативе населения могут назначаться собрание граждан, конференция граждан для обсуждения вопросов местного значения.
2.5. Инициатива Собрания представителей поселения о проведении собрания граждан, конференции граждан оформляется решением Собрания представителей поселения.
2.6. Решение Собрания представителей поселения, указанное в пункте 2.5. Положения, подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом поселения.
2.7. Инициатива Главы поселения о проведении собрания граждан, конференции граждан оформляется постановлением Главы поселения.
2.8. Постановление Главы поселения, указанное в пункте 2.7. Положения, подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом поселения.
2.9. Инициатива населения о проведении собрания граждан, конференции граждан оформляется в виде письменного заявления, подписанного не менее чем 3 (тремя) процентами жителей поселения, достигшими шестнадцатилетнего возраста и проживающими на территории поселения.
2.10. Заявление, указанное в пункте 2.9. Положения, подается в Собрание представителей поселения.

3. Подготовка и проведение собрания граждан,
конференции (собрания делегатов) граждан

3.1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением собрания граждан, конференции граждан осуществляется за счет средств бюджета поселения.
3.2. Мероприятия, указанные пункте 3.1. Положения, включают в себя:
оповещение жителей поселения о дате и месте проведения собрания граждан, конференции граждан;
информирование жителей поселения путем издания печатных материалов, разъясняющих цели проведения собрания граждан, конференции граждан;
заключение договора аренды помещений, необходимых для организации и проведения собрания граждан, конференции граждан;
выступления должностных лиц местного самоуправления поселения на собраниях граждан, конференциях граждан;
организацию выступлений специально приглашенных экспертов;
иные мероприятия, связанные с организацией и проведением собрания граждан, конференции граждан.
3.3. Подготовка и проведение собрания граждан, конференции граждан по вопросам, перечисленным в пунктах 2.3. и 2.4. Положения, осуществляется:
администрацией поселения — при назначении собрания граждан, конференции граждан Главой поселения;
Собранием представителей поселения — при назначении собрания граждан, конференции граждан Собранием представителей поселения.
3.4. Дата и место проведения собрания граждан, конференции граждан устанавливаются решением Собрания представителей поселения либо постановлением Главы поселения о назначении собрания граждан, конференции граждан.
3.5. Место проведения собрания граждан, конференции граждан должно отвечать следующим требованиям:
доступность для жителей поселения;
наличие необходимых удобств, в том числе туалета, телефона;
наличие отопления в случае проведения собрания граждан, конференции граждан в холодное время.
3.6. Собрание граждан открывается инициатором или его представителем, а в случае назначения собрания граждан по инициативе населения поселения — председателем Собрания представителей поселения.
3.7. В целях проведения собрания из числа участников собрания граждан избирается председатель собрания граждан, секретарь собрания граждан и президиум собрания граждан.

3.8. Президиум собрания граждан состоит из 3 (трех) членов.
3.9. В ходе собрания граждан обязательно ведение протокола. Протокол ведется секретарем собрания граждан и по окончании собрания подписывается секретарем собрания граждан, председателем собрания граждан.
3.10. В протоколе собрания граждан указываются дата и место проведения собрания граждан, общее число жителей (делегатов) поселения, принявших участие в собрании граждан, повестка дня собрания граждан, содержание докладов и выступлений, а также решения, принятые на собрании граждан.
3.11. Все решения принимаются собранием граждан простым большинством голосов от общего количества жителей, принявших участие в собрании граждан, путем открытого голосования.
3.12. Собрание граждан, конференция граждан могут принимать решения в форме обращений к органам местного самоуправления поселения, а также об избрании уполномоченных представителей собрания граждан.
3.13. Уполномоченные представители собрания граждан, конференции граждан представляют собрание граждан, конференцию граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления поселения и должностными лицами местного самоуправления, направляют обращения к органам местного самоуправления поселения.
3.14. Обращения, принимаемые собранием граждан, конференцией граждан, подлежат рассмотрению органами местного самоуправления поселения в течение 30 (тридцати) дней со дня поступления указанных обращений с обязательным письменным уведомлением уполномоченных представителей собрания граждан о результатах рассмотрения обращений.
3.15. Решения, принимаемые на собрании граждан, конференции граждан, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Самарской области, Уставу поселения, настоящему Положению.
3.16. Решения, принимаемые на собрании граждан, конференции граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов поселения.

4. Особенности проведения конференции
(собрания делегатов) граждан

4.1. Порядок назначения и проведения конференции граждан регулируется в соответствии с правилами, установленными Положением для проведения собрания граждан, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
4.2. Конференция граждан назначается в следующих случаях:
проведение собрания граждан на всей территории поселения или части поселения;
проведение собрания граждан, проживающих на всей территории поселения или части поселения, значительно затруднено в связи с погодно-климатическими условиями сезонного характера, такими как распутица, снежные заносы, сильные снегопады и гололедица;
проведение собрания граждан, проживающих на всей территории поселения или части поселения, представляется экономически нецелесообразным ввиду большой численности населения поселения или части территории поселения.
4.3. Необходимость проведения конференции граждан должна быть мотивирована в соответствующем решении о проведении конференции граждан.
4.4. Конференция граждан считается правомочной, если в ней приняло участие более половины от общего числа делегатов конференции граждан, избранных населением поселения или части населения поселения (далее — делегатов конференции граждан) для участия в конференции граждан.
4.5. Конференция граждан открывается председателем Собрания представителей поселения.
4.6. В целях проведения конференции граждан из числа делегатов конференции граждан избираются председатель собрания граждан, и секретарь собрания граждан.
4.7. В ходе конференции граждан обязательно ведение протокола. Протокол ведется секретарем конференции граждан и по окончании конференции подписывается секретарем конференции граждан и председателем конференции граждан.
4.8. В протоколе конференции граждан указываются дата и место проведения конференции граждан, общее число делегатов населения поселения, принявших участие в конференции граждан, повестка дня конференции граждан, содержание докладов и выступлений, а также решения, принятые на конференции граждан.
4.9. Все решения принимаются конференцией граждан простым большинством голосов от общего количества делегатов, путем открытого голосования.

Приложение № 1
к Решению Собрания Представителей
сельского поселения Дубовый Умет
от 6 ноября 2007 г. № 62

П О Л О Ж Е Н И Е
о правотворческой инициативе граждан
1. Общие положения

1.1. Положение о правотворческой инициативе граждан (далее – По-ложение) принято в целях обеспечения участия населения сельского поселения Дубовый Умет в решении вопросов местного значения посредством вы-движения правотворческой инициативы граждан жителями сельского посе-ления Дубовый Умет.
1.2. Достижение целей, установленных пунктом 1.1 Положения, реа-лизуется в соответствии с принципами справедливости, публичности, откры-тости и гласности процесса принятия решений органами местного само-управления сельского поселения Дубовый Умет.
1.3. Осуществление жителями сельского поселения Дубовый Умет права на правотворческую инициативу граждан основывается на принципах законности и добровольности такого участия.
1.4. Положение применяется к правотворческой инициативе граждан наряду с общими положениями о правотворческой инициативе граждан, со-держащимися в Уставе сельского поселения Дубовый Умет, Федеральном за-коне «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Законе Самарской обла-сти «О местном самоуправлении в Самарской области» от 26 января 2996 года № 1-ГД.
1.5. Для целей настоящего Положения используются следующие по-нятия:
— жители сельского поселения Дубовый Умет – граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, постоянно про-живающие на территории сельского поселения Дубовый Умет. Понятия «жи-тели сельского поселения Дубовый Умет» и «население сельского поселения Дубовый Умет» используются в Положении как равнозначные;
— инициативная группа граждан – жители сельского поселения Дубо-вый Умет, высказавшиеся в поддержку правотворческой инициативы в соот-ветствии с Положением;
— инициатор (инициаторы) осуществления правотворческой инициа-тивы граждан – житель (жители) сельского поселения Дубовый Умет, обла-дающий активным избирательным правом, выступающий с инициативой принятия, изменения, дополнения или отмены муниципальных правовых актов сельского поселения Дубовый Умет или принятия проекта муниципального правового акта сельского поселения Дубовый Умет.
1.6. Предметом правотворческой инициативы не могут быть решение о бюджете сельского поселения Дубовый Умет, внесение изменений и до-полнений в решение о бюджете сельского поселения Дубовый Умет.
1.7. В случае реализации правотворческой инициативы посредством внесения проекта муниципального правового акта сельского поселения Ду-бовый Умет, вносимый проект должен соответствовать действующему феде-ральному законодательству Самарской области, а также правилам юридиче-ской техники.

2. Формирование инициативной группы граждан и сбор подписей
в поддержку правотворческой инициативы граждан

2.1. Инициативная группа граждан (далее – инициативная группа) формируется из числа жителей сельского поселения Дубовый Умет на началах добровольности и законности участия в формировании инициативной группы путем внесения подписи в подписной лист в поддержку правотворческой инициативы граждан.
2.2. Минимальная численность инициативной группы составляет 10 (десять) человек.*
2.3. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы граж-дан (далее – сбор подписей) осуществляется инициаторами осуществления правотворческой инициативы граждан и (или) иными жителями сельского поселения Дубовый Умет, обладающими активным избирательным правом.
2.4. Все расходы, связанные с реализацией правотворческой инициа-тивы граждан, в том числе расходы, связанные с агитацией жителей сельского поселения Дубовый Умет в поддержку правотворческой инициативы граждан, расходы, связанные со сбором подписей, несут инициаторы осуществления правотворческой инициативы граждан.

2.5. Сбор подписей может проводиться на всей территории сельского поселения Дубовый Умет, за исключением зданий, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также на охраняемых территориях и территориях с режимом ограниченного доступа.
2.6. При проведении сбора подписей обязательно ознакомление жи-телей сельского поселения Дубовый Умет, ставящих свои подписи в подпис-ной лист в поддержку правотворческой инициативы граждан, с текстом ини-циативы о принятии, изменении, дополнении или отмене муниципальных правовых актов сельского поселения Дубовый Умет и (или) с текстом проекта муниципального правового акта сельского поселения Дубовый Умет.
2.7. Житель сельского поселения Дубовый Умет, помимо подписи в подписном листе в поддержку правотворческой инициативы граждан, должен указать свои фамилию, имя, отчество, год рождения (для члена инициативной группы в возрасте восемнадцати лет на день подписания подписного листа – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
2.8. Инициатор осуществления правотворческой инициативы граждан одновременно является представителем инициативной группы в целях подачи правотворческой инициативы граждан, участия в рассмотрении правотворческой инициативы граждан, осуществления иных полномочий, связанных с реализацией правотворческой инициативы граждан.
2.9. Форма подписного листа в поддержку правотворческой инициа-тивы граждан содержится в приложении к Положению.

3. Подача предмета правотворческой инициативы граждан
и рассмотрение предмета правотворческой инициативы граждан
органами местного самоуправления

3.1. Оригиналы заполненных подписных листов в поддержку право-творческой инициативы граждан вместе с текстом инициативы о принятии, изменении, дополнении или отмене муниципальных правовых актов сельского поселения Дубовый Умет и (или) с текстом проекта муниципального пра-вового акта сельского поселения Дубовый Умет подаются инициатором осу-ществления правотворческой инициативы в орган местного самоуправления сельского поселения Дубовый Умет, в компетенцию которого входит приня-тие муниципального правового акта, являющегося предметом правотворче-ской инициативы граждан.
3.2. Подача документов, указанных в пункте 3.1. Положения, может быть осуществлена лично представителем инициативной группы (уполномо-ченным им лицом) либо путем отправки документов по почте заказанным письмом в адрес органа местного самоуправления сельского поселения Ду-бовый Умет, определяемого в соответствии с пунктом 3.1. Положения.
3.3. В течение 10 (десяти) дней со дня поступления документов, ука-занных в пункте 3.1. Положения, орган местного самоуправления сельского поселения Дубовый Умет официально в письменной форме уведомляет пред-ставителя инициативной группы о принятии правотворческой инициативы граждан к рассмотрению и о дате рассмотрения правотворческой инициативы граждан. Срок рассмотрения правотворческой инициативы граждан не может превышать 30 (тридцати) дней со дня уведомления, указанного в настоящем пункте.
3.4. Представитель инициативной группы имеет право присутствовать при рассмотрении правотворческой инициативы граждан органами местного самоуправления и изложить свою позицию в связи с рассмотрением указанной инициативы, в том числе в форме доклада.
3.5. В случае, если принятие муниципального правового акта на ос-нове правотворческой инициативы граждан относится к компетенции колле-гиального органа местного самоуправления, рассмотрение указанной иници-ативы производится в открытом заседании данного органа.
3.6. По результатам рассмотрения правотворческой инициативы граждан органами местного самоуправления принимается одно из следующих решений: об отклонении предмета правотворческой инициативы граждан с мотивированным разъяснением причин такого отказа;
об утверждении предмета правотворческой инициативы граждан о принятии, изменении, дополнении или отмене муниципальных правовых актов сельского поселения Дубовый Умет в качестве проекта муниципального правового акта сельского поселения Дубовый Умет с последующей доработ-кой в соответствии с требованиями юридической техники;
об утверждении предмета правотворческой инициативы граждан в форме проекта муниципального правового акта сельского поселения Дубовый Умет и принятия соответствующего муниципального правового акта сельского поселения Дубовый Умет в порядке, предусмотренном Уставом сельского поселения Дубовый Умет.
3.7. Решение, предусмотренное пунктом 3.6. Положения, доводится органом местного самоуправления официально в письменной форме для представителя инициативной группы и членов инициативной группы.
3.8. Решение, предусмотренное пунктом 3.6. Положения, может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании статьи 15 Устава города городской Совет депутатов

Р Е Ш И Л:

1. Утвердить Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории г.Зеленогорска согласно приложению к настоящему решению.

2. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в газете «Панорама».

3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию по правовым вопросам и безопасности населения (председатель Васильева М.А.).

Заместитель главы
администрации города А.Н.Самусев

Приложение
к решению городского Совета
депутатов от 28.11.2006 г.
N 24-263р

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реализации правотворческой
инициативы граждан на территории г.Зеленогорска

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Зеленогорска и регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан на территории г.Зеленогорска.

1.2. Правотворческая инициатива граждан, обладающих избирательным правом (далее — правотворческая инициатива), является формой непосредственного участия жителей города Зеленогорска в осуществлении местного самоуправления.

1.3. Под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

1.4. Правотворческая инициатива может быть реализована путем внесения в органы местного самоуправления или должностным лицам местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

2.1. С правотворческой инициативой в городе Зеленогорске может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 15 человек.

2.2. Решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы принимается на собраниях с числом присутствующих граждан, обладающих избирательным правом, не менее 200 человек.

Собрания, а также конференции (собрания делегатов) проводятся в соответствии с Положением о порядке назначения и проведения собраний, конференций граждан (собраний делегатов) в городе Зеленогорске, утвержденным решением городского Совета депутатов.

2.3. Решением инициативной группы граждан, оформленным соответствующим протоколом, избирается уполномоченный представитель (представители), который от имени инициативной группы граждан участвует в обсуждении и рассмотрении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы.

3. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА

В ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

3.1. В порядке реализации правотворческой инициативы могут быть внесены проекты муниципальных правовых актов в соответствии с компетенцией:

а) главе города Зеленогорска;

б) в городской Совет депутатов (далее – городской Совет);

в) должностным лицам местного самоуправления, предусмотренным Уставом города Зеленогорска (далее — должностное лицо).

3.2. При внесении в порядке правотворческой инициативы главе города, в городской Совет или должностному лицу проекта муниципального правового акта предоставляются следующие документы:

а) проект муниципального правового акта, соответствующий требованиям пунктов 4.1, 4.2 настоящего Положения;

б) пояснительная записка, содержащая предмет регулирования, обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, изложение концепции, общую характеристику структуры проекта муниципального правового акта, комментарии к главам, разделам проекта муниципального правового акта;

в) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета). Финансово-экономическое обоснование представляет собой расчет средств, которые необходимо предусмотреть в местном бюджете города Зеленогорска на реализацию вносимого проекта муниципального правового акта;

г) протокол собрания, на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы;

д) список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефонов членов группы;

е) сопроводительное письмо инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя (представителей) инициативной группы граждан.

3.3. В случае внесения проекта муниципального правового акта в порядке реализации правотворческой инициативы с нарушением требований, установленных настоящим Положением, глава города, председатель городского Совета или должностное лицо, которому был внесен проект муниципального правого акта, вправе вернуть документы инициативной группе с указанием оснований возврата.

Возврат документов не является препятствием для их повторного внесения в порядке реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, явившихся причиной для возврата документов.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА

4.1. Структура проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы:

а) наименование муниципального правового акта;

б) преамбула (введение) – самостоятельная часть проекта, которая определяет цели и задачи муниципального правового акта ( не является обязательной);

в) текст проекта муниципального правового акта, который делится на структурные единицы (главы или разделы, статьи, пункты).

Глава, (раздел) проекта муниципального правового акта имеет свое наименование и состоит из пунктов.

Пункты проекта акта имеют порядковый номер, могут подразделяться на подпункты.

4.2. Проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений или о признании утратившими силу ранее принятых муниципальных правовых актов имеют особую структуру: не имеют деления на главы, разделы, статьи; состоят из наименования, преамбулы и пунктов.

5. РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ПРАВОВОГО АКТА

5.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению главой города, городским Советом или должностным лицом, к компетенции которых относится принятие соответствующего муниципального правового акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

5.2. В случае, если проект муниципального правового акта внесен в орган или должностному лицу, в компетенцию которого не входит принятие соответствующего акта, глава города, председатель городского Совета либо должностное лицо обязаны в течение 7 дней со дня внесения проекта муниципального правового акта, а в случае, предусмотренном пунктом 5.4 настоящего Положения – со дня принятия соответствующего решения, направить весь комплект документов, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, в орган или должностному лицу, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта.

5.3. Не позднее чем за 10 дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта глава города, председатель городского Совета, должностное лицо в письменной форме уведомляют уполномоченного представителя (представителей) инициативной группы граждан о месте, дате и времени рассмотрения внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивает возможность изложения позиции инициативной группы при рассмотрении указанного проекта.

5.4. Проект муниципального правового акта, внесенный в городской Совет, подлежит обязательному предварительному рассмотрению на заседании постоянной комиссии городского Совета в порядке, установленном Регламентом городского Совета.

В случае, если по результатам предварительного рассмотрения постоянная комиссия городского Совета определит, что принятие соответствующего муниципального правового акта не относится к компетенции городского Совета, то комиссия может предложить председателю городского Совета направить проект акта главе города или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

5.5. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы, относится к компетенции городского Совета, указанный проект должен быть рассмотрен на открытой сессии (заседании) городского Совета.

5.6. Порядок рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы главе города или должностным лицам, определяется постановлением «О порядке подготовки постановлений и распоряжений главы администрации города».

5.7. По инициативе главы города, должностных лиц проект акта может быть рассмотрен на Совете администрации с приглашением уполномоченного представителя (представителей) инициативной группы граждан.

5.8. По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, принимается мотивированное решение, которое официально в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Право на правотворческую инициативу осуществляется путем внесения гражданами проекта решения по вопросам местного значения в представительный или любой другой орган местного самоуправления. Проекты правовых актов, внесенные жителями в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании соответствующего органа с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

Как правило, проект решения в порядке реализации правотворческой инициативы может быть внесен на рассмотрение, если в его поддержку созданной инициативной группой собрано определенное число подписей (количество определяется в уставе муниципального образования или специальном муниципальном правовом акте).

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ с правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Федеральный закон определил предельную численность инициативной группы граждан – она не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Реализовать право на правотворческую инициативу жители муниципального образования могут и в том случае, если специальный нормативный акт по данному вопросу в муниципальном образовании отсутствует. В такой ситуации правотворческая инициатива осуществляется непосредственно на основе норм Федерального закона № 131-ФЗ. Закон устанавливает сроки работы с проектом нормативного акта, внесенным в порядке правотворческой инициативы: он подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Из данного положения Федерального закона следует также, что граждане вправе обратиться в порядке правотворческой инициативы не только в представительный орган муниципального образования, но и в другие органы и к должностным лицам муниципального образования, наделенным правом издания местных нормативных правовых актов. Во всех случаях представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В ряде муниципальных правовых актов предусматривается, что проект решения в порядке реализации правотворческой инициативы рассматривается органом местного самоуправления при обязательном наличии заключения специального должностного лица, например главы муниципального образования, руководителя исполнительного органа местного самоуправления. Так, в г. Кемерово Глава города в соответствии с п. 2.6 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.11.2005 № 287 «О порядке реализации правотворческой инициативы граждан» в течение семи дней направляет в городской Совет заключение на проект правового акта, если он касается вопросов установления, изменения или отмены местных налогов и сборов или осуществления расходов из средств бюджета города. Отсутствие положительного заключения Главы города является согласно п. 2.8 постановления основанием для отказа в регистрации инициативной группы. Другой пример: абз. 3 п. 5.2 решения Саратовской городской Думы от 16.05.2006 № 3–15 «О Положении о правотворческой инициативе граждан» устанавливает, что председатель ответственной постоянной комиссии Саратовской городской Думы направляет правотворческую инициативу граждан на заключение в профильные структурные подразделения администрации города. Заключения представляются в течение семи рабочих дней со дня ее получения. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные населением, как правило, подлежат обязательному рассмотрению на заседании представительного органа мунциипального образования с участием представителей населения муниципального образования, а результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Подобные нормы содержатся в правовых актах многих муниципальных образований.

Если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Решения, принятые по результатам рассмотрения правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, должны быть мотивированными. Официальная мотивировка доводится до граждан – инициаторов проекта в письменном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *