Правоприменительные органы государства

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Сиринько, Валерия Александровна, 2004 год

14. Устав (Основной закон) Воронежской области // Коммуна. 2001. -5 мая.

15. Об административных правонарушениях на территории Воронежской области: закон Воронежской области от 31.12.2003 г. № 74-03 // Коммуна. 2004. — 13 января.

16. Указ Президиума Верховного Совета СССР

17. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: указ

19. Постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

21. О мерах по обеспечению государственной социальной защиты населения: постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Парламентская газета. 2004. — 12 августа.

22. Указы Президента Российской Федерации

24. О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ: указ Президента РФ // Российская газета. 1993. — 21 января.

26. О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы: указ Президента РФ от 16.12.1993г. № 2146 // Собрание актов Президента и Правительства. 1993. — № 51. — Ст. 4934.

28. Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей: указ Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 38. — Ст. 3669; Российская газета. — 1995. — 21 сентября.

29. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. // Российская газета. 1996. -11 июня.

30. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 // Российская газета. 2002. — 15 августа; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 33. — Ст. 3196.

32. Постановления Правительства Российской Федерации

33. О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу: постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 941 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 1. — Ст. 134.

35. Нормативные акты министерств и ведомств

36. Об утверждении инструкции «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности

37. Российской Федерации»: приказ ФСБ РФ от 4.12.2000 г. № 613 // Российская газета. 2001. — 3 февраля.

39. Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

40. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях: постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 // Вестник ВАС РФ. 2003. — № 3.

41. Материалы Прокуратуры Воронежской области

42. Справка «О результатах проверки деятельности службы судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области» от 03.07.2004 г.

43. Монографии, учебные пособия

45. Административное право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996. — 228 с.

46. Административное право / Под. ред. Попова Л.Л. М., 2003. — 697 с.

47. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе / Н.Г. Александров. М.: Госюриздат, 1955. — 176 с.

48. Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права / Н.Г. Александров. М., 1958. — 198 с.

49. Алексеев С.С. Проблемы теории права. В 2-х томах / С.С. Алексеев. -М., 1981.-Т. 2.-360с.

50. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. М.: БЕК, 1995. — 311 с.

51. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. М.: НОРМА, 1998. -329 с.

52. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.: Зерцало, 1998. — 279 с.

53. Бабаев В.К. Общая теория права. Краткая энциклопедия / В.К. Бабаев, В.М. Баранов. Н. Новгород, 1997. — 203 с.

55. Баранов В.М. Истинность норм советского права / В.М. Баранов. -Саратов: Изд-во СГУ, 1989. 397 с.

56. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан / Д.Н. Бахрах. М., 1999. — 202 с.

57. Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. М., 2000.-623 с.

58. Додонов В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов, О.Г. Румянцев. М., 1997. — 292 с.

59. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности / А.Т. Боннер. М., 1992. — 319 с.

60. Бохан В.Ф. Формирование убеждения суда / В.Ф. Бохан. Минск, 1973. — 159 с.

61. Бребан Г. Французское административное право / Г. Бребан. М., 1988.-231 с.

62. Васильев А.М. Правовые категории / A.M. Васильев. М., 1976. — 134т

63. Ведель Ж. Административно правовые санкции / Ж. Ведель. — М., 1975. — 178 с.

64. Веденин Н.Н. Экологическая безопасность / Н.Н. Веденин. М.: Право и закон, 2000. — 160 с.

65. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции / И.И. Веремеенко. М., 1976. 192 с.

66. Викут М. А., Гражданский процесс России: Учебник / М.А. Викут, И.М. Зайцев. М.: Юристь, 1999. — 384 с.

67. Викут М.А. Исполнительное производство: Учебник. Практикум / М.А. Викут, О.В. Исаенкова. М.: Юристь, 2001. — 243 с.

68. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве Н.А. Власенко. Иркутск, 1984. — 99 с.

69. Власенко Н.А. Язык права / Н.А. Власенко. Иркутск: Вост. — Сиб. кн. изд-во, 1997. — 186 с.

70. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права / Н.Н. Вопленко. -М., 1976.-123 с.

71. Вопленко Н.Н. Общая теория права. Курс лекций / Н.Н. Вопленко. -Н. Новгород, 1993. 345 с.

73. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование / И.А. Галаган. Воронеж, 1976. — 198 с.

74. Гегель. Философия права / Гегель. М., 1990. — 524 с.

77. Додин Е.В. Доказательства в административном процессе / Е.В. Додин.-М., 1973.-192 с.

78. Дубовицкий В.Н. Законность и усмотрение в советском государственном управлении / В.Н. Дубовицкий. Минск, 1984. — 141 с.

79. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права / И.Я. Дюрягин. -Свердловск, 1973. 245 с.

80. Дюрягин И.Я. Право и управление / И.Я. Дюрягин. М., 1981. — 168 с.

81. Забигайло В.К. Проблема пробелов в праве / В.К. Забигайло. Киев, 1974. -135 с.

82. Завадская Л.Н. Механизм реализации права / Л.Н. Завадская. М., 1992.-287 с.

83. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста / Н.Н. Ивакина. М., 1997.-333 с.

84. Игнатенко В.В. Законодательная регламентация ответственности за административные правонарушения. Проблема совершенствования Общей части Кодекса об административных правонарушениях / В.В. Игнатенко. -Иркутск: ИГЭА, 1998. 132 с.

85. Игнатюк Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации / Н.А. Игнатюк. М., 1999. — 162 с.

86. Исаков В.А. Правоприменительная деятельность органов управления / В.А. Исаков. М., 1979. — 174 с.

87. Исполнительное производство. 2-е изд. / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова.- СПб.: Питер, 2003. 265 с.

88. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России / М. В. Карасева.- М., 2003.

89. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника / Д.А. Керимов. М., 1962. — 104 с.

90. Керимов Д.А. Философские проблемы права / Д.А. Керимов. М., 1972.-472 с.

91. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества / Д.А. Керимов. -М., 1991.-158 с.

92. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое учебное пособие / Д.А. Керимов. М., 1998. — 122 с.

93. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: Юристь, 2000. — 520 с.

94. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. — 552 с.

95. Комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.М. Шерстюка. М., 1999. — 345 с.

96. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций / Н.М. Конин. Саратов: САГП, 2001.

97. Конституция. Закон. Подзаконный акт / Под ред. Ю.А. Тихомирова. -М.: Юрид. лит., 1994. 136 с.

98. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение / А.П. Коренев. М.: Юрид. лит., 1978. — 142 с.

99. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел / А.П. Коренев. М.: Щит-М, 1999. — 362 с.

100. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления / Б.М. Лазарев. М., 1972. — 280 с.

101. Лазарев В.В. Пробелы в праве / В.В. Лазарев. Казань, 1969. — 96 с.

102. Лазарев В.В. Применение советского права /В.В. Лазарев. -Казань, 1972.-200 с.

103. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. Вопросы теории / В.В. Лазарев. Казань, 1975. — 207 с.

104. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права / В.В. Лазарев. Казань, 1982. — 144 с.

105. Лазарев В.В. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел / В.В. Лазарев, И.П. Левченко. М., 1989. — 136 с.

106. Лисюткин А.Б. Вопросы методологии исследования категории «ошибка» в правоведении / А.Б. Лисюткин. Саратов: СГАП, 2001.

107. Лоббизм в России: этапы большого пути. М., 1995.

109. Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве / В.О. Лучин. М., 1976. — 168 с.

110. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность / С.В. Максимов. М.: ЮрИнфор, 2000. — 234 с.

111. Маликов М.Ф. Проблемы реализации права / М.Ф. Маликов. -Иркутск, 1988. 138 с.

112. Масленников М.Я. Административно- юрисдикционный процесс / М.Я. Масленников. Воронеж, 1990. -207 с.

114. Научные основы советского правотворчества. М.: Наука, 1981. — 317с.

115. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / А. Нашиц. М.: Прогресс, 1974. — 256 с.

116. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм /П.Е. Недбайло. -М., 1960.-511 с.

117. Нерсесянц B.C. Философия права / B.C. Нерсесянц. М., 1997. — 647с.

118. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зеркало, 1998. — Т. 1. — 408 с.

119. Общая теория национальной безопасности / Под общ. Ред. А.А. Прохожева. М.: РАГС. 2002. — 318 с.

120. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.-470 с.

121. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. — 384 с.

122. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов. -М., 1983. 816 с.

123. Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов / А.С. Пиголкин. М.: Юрид. лит., 1968. — 167 с.

125. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С.В. Поленина. М.: Наука, 1979. — 206 с.

126. Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства / С.В. Поленина. М., 1993. — 237 с.

127. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации / С.В. Поленина. М., 1996. — 145 с.

128. Правоприменение в советском государстве / Под. ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрид. лит., 1985. — 304 с.

130. Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов / Н. В. Ралдугин. М., 2001. — 77 с.

131. Рогачева О.С. Административно-правовой статус адвоката в производстве по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах / О. С. Рогачева. Воронеж, 2003. — 311 с.

133. Розенфельд В.Г. Административное принуждение / В.Г. Розенфельд, B.C. Серегина. Воронеж, 1996. — 207 с.

134. Розенфельд В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов о торговой, иной предпринимательской деятельности и защите прав потребителей / В.Г. Розенфельд. Воронеж, 1996. — 231 с.

135. Розенфельд В.Г. Административное право России: Курс лекций / В.Г. Розенфельд. Воронеж: Истоки, 2002. — 379 с.

137. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: БЕК, 1995. -174 с.

138. Россинский Б.В. О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства / Б.В. Россинский. М.: Моск. Ун-т МВД РФ, 2003.

139. Сабо И. Социалистическое право / И. Сабо. М., 1964. — 396 с.

140. Савицкий В.М. Язык процессуального закона. Вопросы терминологии / В.М. Савицкий. М.: Наука, 1987. — 286 с.

142. Скорин В. Лоббизм в России: проблемы законодательного регулирования / В. Скорин. М., 1996.

143. Старилов Ю.Н. Служебное право / Ю.Н. Старилов. М., 1996. — 698с.

144. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: Проблемы теории / Ю.Н. Старилов. Воронеж, 1998. — 197 с.

145. Старилов Ю.Н. Российское полицейское (административное) право / Ю.Н. Старилов. Воронеж, 1999. — 614 с.

146. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2 / Ю.Н. Старилов. Воронеж, 2001. — К. 1. — 624 с. — К. 2. — 432 с.

147. Старилов Ю.Н. Адми нистративное право на уровень правового государства / Ю.Н. Старилов. — Воронеж, 2003. — 80 с.

148. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,

149. A.В. Малько. М., 2000. — 776 с.

150. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996. — 336с.

151. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского,

152. B.Д. Перевалова. М., 1997. — 558 с.

153. Тилле А.А. Время, пространство, закон. Действие советского закона во времени и пространстве / А.А. Тиле. М., 1965. — 203 с.

154. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982. 257 с.

155. Тихомиров Ю.А. Как готовить законы / Ю.А. Тихомиров. М., 1993. -58 с.

156. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия / Ю.А. Тихомиров. М.:•w1. Манускрипт, 1994. 140 с.

157. Тихомиров Ю.А. Публичное право / Ю.А. Тихомиров. М.: БЕК, 1995.-485 с.

158. Тихомиров Ю.А. Соотношение федерального законодательства и законодательства области как субъекта Российской Федерации / Законыобласти как субъекта Российской Федерации / Ю.А. Тихомиров. Воронеж, 1996.

159. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. М., 1998. — 798 с.

160. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. Учебное и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров. М., 2000.

161. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений Ю.Г. Ткаченко. М.: Юрид. лит., 1980. 176 с.

162. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты / Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. Москва, 2003. — 198 с.

163. Фаткуллин Ф.Н. Социальная ценность и эффективность правовой нормы / Ф.Н. Фаткуллин, Л.Д. Чулюкин. Казань, 1977. — 119 с.

164. Хабибуллина Н.И. Язык закона и его толкование / Н.И. Хабибуллина. Уфа, 1996. — 185 с.

165. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении / P.O. Халфина. -М.: Юрид. лит. 1974. 351 с.

166. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти / Н. Ю. Хаманева. М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. — 214 с.

167. Хукка B.C. Жаргон и аббревиатура татуировок преступного мира / B.C. Хука. Н. Новгород, 1992. — 326 с.

168. Черданцев А.Ф. Толкование советского права / А.Ф. Черданцев. -М., 1979. 166 с.

169. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике / А.Ф. Черданцев. Екатеринбург, 1993. — 192 с.

170. Черемухина Ю.А. Административная правосубъектость граждан / Ю.А. Черемухина. Воронеж, 2004. — 232 с.

171. Шергин А.П. Административная юрисдикция. — М., 1979. 144 с.

172. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. М., 1914.-928 с.

173. Шмелева Г.Г. Конкретизация юридических норм в правовом регулировании / В.В. Шмелева. Львов, 1998. — 104 с.

174. Эффективность правовых норм. / В.Н. Кудрявцев и др.. М., * Юрид. лит., 1980. — 280 с.

175. Юридическая энциклопедия / Под. Ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 1997. — 526 с.

176. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О.Г. Румянцева, В.Н. Додонова. М.: Инфа-М., 1997. — 384 с.

177. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления / В.А. Юсупов. М., 1979. — 136 с.

178. Явич Л.С. Общая теория права / Л.С. Явич. Л, 1976. — 287 с.

179. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрид. лит., 1990. -200 с.

180. Статьи в сборниках и журналах

181. Агеев А.А. Административное право и права человека / А.А. Агеев // Государство и право. 1991. — № 5. — С. 143 — 147.

184. Вельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России / К.С. Бельский // Государство и право. 1994. — № 4. — С. 24 — 33.

185. Валеев Д.Х. Исполнительное производство в системе права России / Д.Х. Валеев // Правоведение. 2001. — № 5. — С. 169 — 179.

186. Васильев А.М. О правовых идеях-принципах / A.M. Васильев // Сов. государство и право. 1975. — № 3. — С. 11-19.

188. Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности / Н.В. Витрук // Правоведение. 1983. — № 2. — С. 3—10.

189. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права / Н.А. Власенко // Правоведение. 1991. — № 3. — С. 21 — 28.

190. Волженкин Б. В. «Обычный подарок» или взятка? / Б.В. Волженкин // Законность. 1997. — № 4. — С. 25 — 27.

191. Вопленко Н.Н. Ошибки в правоприменении: понятие и виды // Советское государство и право. 1981. — № 4. — С. 38 -46.

197. Гришин В.И. Федерализм укреплять нелегко / В.И. Гришин // Российская Федерация сегодня. 2002. — № 13. — С. 22 — 24.

201. Денисенко В.В. Проблема соотношения юридических коллизий и юридических конфликтов в правовой сфере / В.В. Денисенко // Юридические записки. — Воронеж, 2000. — Вып. 12: Правопонимание и правоприменительная деятельность. — С. 146 153.

205. Исполнение законов. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» / Сов. государство и право. 1991. — № 6-7. — С. 11 — 25.

209. Кряжков В. Административные суды: какими им быть? / В. Кряжков, Ю. Старилов // Российская юстиция. 2001. — № 1. — С. 18 — 21.

211. Лазарев В.В. Особенности реализации правовых предписаний / В.В. Лазарев // Сов. государство и право. 1972. — № 2. — С. 21 — 28.

214. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики / А.В. Малько // Журнал российского права. 1998. — № 8.

215. Малько А.В. Эффективность правового воздействия // Правоведение. 1990. — № 6. — С. 12 — 22.

219. Надев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов / Р.К. Надеев // Российская юстиция. 1998. — № 1. — С. 38 — 41.

220. Окульков JI.A. Вето Президента / JI.A. Окульков // Журнал российского права. 1998. — № 2. — С. 32 — 37.

221. Павлов В. Г. Есть ли в России лоббизм? / В.Г. Павлов // Российская юстиция. 1998. — № 8. — С. 42 — 49.

223. Пертцик В А. Реализация конституционных норм / В.А. Пертцик, JI.H. Шмайлова // Советское государство и право. 1979. — № 5. — С. 3 — 10.

233. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия (материалы Всероссийской научно-практической конференции) //Государство и право. 1996. — № 2. — С. 3 — 29.

237. Спенсер Г. Грехи законодателей / Г. Спенсер // Социс. 1992. — № 2. -С. 129-137.

239. Съезд народных депутатов и проблемы законотворчества // Правоведение. 1991. — № 5.

240. Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права / Л.Б. Тиунова // Правоведение. 1987. — № 4. — С. 64 — 69.

241. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок / Ю.А. Тихомиров //Государство и право. 1994. — № 1. — С. 3 — 12.

243. Тихомиров Ю.А. О коллизионном праве / Ю.А. Тихомиров // Журнал Российского права. 1997. — № 2. — С. 45 — 56.

244. Тихомиров Ю.А. Административное усмотрение и право / Ю.А. Тихомиров // Журнал Российского права. 2000. — № 4. — С. 70 — 79.

245. Туманов Г.А. Права человека и исполнительная власть / Г.А. Туманов // Советское государство и право. 1990. — № 2. — С. 44 — 52.

248. Цыганенко И. Как избежать противоречий в законодательстве И. Цыганенко // Народный депутат. 1993. — № 10. — С. 8 — 10.

249. Чернобель Г.Т. Закон и подзаконный акт / Г.Т. Чернобель // Закон: создание и толкование. М., 1998. — С. 45 — 52.

252. Авторефераты диссертаций и диссертации

254. Булков А.Ю. Юридические коллизии и способы их устранения: дисс. . канд. юрид. наук/ А.Ю. Булков. Саратов, 1999. — 117с.

256. Гаврилов Д.А. Правоприменительное толкование: автореф. дис. . канд. юрид. наук / Д.А. Гаврилов. Саратов, 2000. — 24 с.

259. Козлов В.А. Вопросы теории эффективности правовой нормы: автореф. дис. канд. юрид. наук/ В.А. Козлов. JL, 1972. -23 с.

262. Мамчун В.В. Правоприменительный риск: автореф. дис. . канд. юрид. наук / В.В. Мамчун. Нижний Новгород, 1999. — 27 с.

269. Спектор Е.И. Пробелы в законодательстве и пути их преодоления: автореф. дис. . канд. юрид. наук/ Е.И. Спектор. М., 2003. — 24 с.

272. Шикин Е.П. Основные условия эффективности применения права: автореф. дис. . канд. юрид. наук/ Е.П. Шикин. Свердловск, 1971. — 23 с.

273. Экимов А.И. Категория «цель» в советском праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук / А.И. Экимов. Л., 1970. — 23 с.

2 016 ‘ 0 5

ВЛАСТЬ

Список литературы

Головин Ю.А. 2012. Защита политической системы Российской Федерации: теоретические и прикладные аспекты проблемы. — Национальная безопасность / nota bene. № 3. С. 37-45.

Исаева Е.А. 2014. Развитие некоммерческого сектора Ярославской области в 2013 г. — Власть. № 7. С. 69-73.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2012. Формирование некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации (на примере Ярославской области). — Гуманитарные и социальные науки. № 2. C. 334-341.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2015. Гражданское общество в региональном измерении. — Власть. № 1. С. 113-117.

THE NON-PROFIT SECTOR IN A REGION AS A CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF CIVIC ENGAGEMENT (on the example of Yaroslavl’ region)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

КАК ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье правоохранительные органы характеризуются как институт государственной власти. Раскрываются особенности правоохранительных органов, их роль в структуре государства, в защите права и правового порядка, обеспечении общественной и государственной безопасности, безопасности личности.

Ключевые слова: государство, государственная власть, правоохранительные органы, роль и задачи правоохранительных органов, право, правовой порядок, общественная и государственная безопасность, безопасность личности

В современных государствах одним из основных институтов государственной власти являются правоохранительные органы. В отечественной юридической литературе вопрос о составе и перечне правоохранительных органов пока не разрешен; он до сих пор остается дискуссионным . Наиболее предпочтительным и аргументированным представляется мне-

ние ученых-юристов, которые на основе раскрытия и характеристики содержания и форм правоохраны как деятельности относят к государственным правоохранительным органам судебные органы, прокуратуру, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы юстиции, органы уголовного расследования, органы по контролю за миграцией . По содержанию и характеру, конкретным задачам профессиональной деятельности перечисленные правоохранительные органы являются относительно самостоятельными государственными органами, выполняют отличные роли в структуре государственной власти. Одновременно деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе определенных субординационно-координационных взаимоотношений. Они имеют единые признаки (государственная деятельность, деятельность управомоченного государственного органа, принудительная деятельность, деятельность на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства), у них общая цель — охрана права, обеспечение правового порядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности, что дает основание рассматривать правоохранительные органы в их совокупности как системное институциональное образование в структуре государственной власти.

В современных условиях правоохранительные органы являются одним из основных институтов государственной власти, составной частью аппарата принуждения государства. Обеспечивая охрану права и правового порядка в обществе, участвуя в регулировании правовых отношений в стране и в правовых взаимоотношениях государства с субъектами международной жизни, правоохранительные органы неукоснительно руководствуются законами, нормами национального и международного права, действуют с соблюдением определенных процессуальных процедур. Для реализации цели своей деятельности они, в отличие от других государственных органов, наделены правом применять меры принуждения, их решения и предписания являются обязательными для исполнения социальными и институциональными субъектами общественной жизни.

Выполняя социально значимые роли в области права и правовых отношений, правоохранительные органы как институциональное властное образование непосредственно участвуют в реализации правовой политики государства. Они являются частью механизма ее организации и реализации, инструментом правового регулирования общественных отношений в стране, субъектом международных правовых коммуникаций государства, обеспечивают реализацию норм права, контроль за их выполнением. Правоохранительным органам принадлежит определяющее место в осуществлении правоприменительного направления государственной правовой политики. Главным образом они, используя совокупность присущих им средств, приемов и способов деятельности, добиваются выполнения социальными и институциональными субъектами общественной жизни действующих в обществе законов и других нормативно-правовых актов, воплощения их в практику. Правоохранительные органы участвуют также в реализации и таких направлений правовой политики, как правотворческое, интерпретационное, обучающее право.

Правоохранительные органы, являясь государственными органами, институтом государственной власти, безусловно подчиняются высшим органам государственной власти в стране, находятся под их постоянным контролем. Решения и предписания высших органов государственной власти являются обязательными для организации жизнедеятельности и функционирования правоохранительных органов. Подчинение правоохранительных органов высшим органам государственной власти, контроль и управление ими с их стороны являются необходи-

2016’05

ВЛАСТЬ

мыми условиями выполнения правоохранительными органами целей и задач своей деятельности, осуществления ими конкретных практических действий по их реализации в соответствии с своим социально-правовым статусом и ролями в обществе. Целенаправленное государственное управление правоохранительными органами позволяет оградить общество от превышения ими своих полномочий, не допускать нарушения конституционных прав и свобод граждан со стороны правоохранительных органов, обеспечивать правоохранительные органы необходимыми ресурсами и средствами для выполнения своих задач с учетом конкретной криминогенной и общественно-политической ситуации, определять приоритеты развития и совершенствования системы правоохранительных органов. Полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации в области управления правоохранительными органами закреплены в Конституции РФ, других нормативно-правовых актах, определяющих деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительные органы, представляя формализованную взаимосвязанную систему отдельных государственных органов власти, в связи с их относительной обособленностью, местом в иерархии государственной власти, правовым статусом выполняют различные задачи в области охраны права, обеспечения правового порядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности. Некоторые из них выполняют только одну задачу, другие — несколько, а отдельные задачи выполняются специально уполномоченными правоохранительными органами.

Судебные органы, относящиеся к законодательной ветви государственной власти и представленные в России Конституционным судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов федерации, судами общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ, выполняют такие особо важные задачи, как конституционный контроль и правосудие. Прокуратура как правоохранительный орган, считающаяся самостоятельным государственным органом, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти, осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов и других нормативно-правовых актов, прав и свобод человека и гражданина, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Органы внутренних дел, входящие в структуру исполнительной государственной власти, занимаются оперативно-разыскной деятельностью, расследованием преступлений, административной деятельностью. Одновременно оперативно-разыскная деятельность является и задачей органов безопасности. Кроме того, ими осуществляются анализ и оценка угроз национальным интересам, проводятся мероприятия по их предотвращению и нейтрализации, ведутся разведка и контрразведка, борьба с преступностью и терроризмом, осуществляются охрана государственных границ, обеспечение информационной безопасности, безопасности объектов государственной охраны и др. Основной задачей следственных органов является организация и проведение уголовно-процессуальных мероприятий. Главной составляющей в деятельности таможенных органов является защита экономических интересов страны, содействие в обеспечении ее экономической безопасности. Специфические задачи в системе правоохранительных органов как институте государственной власти выполняют и другие отдельные правоохранительные органы.

Организация и функционирование правоохранительных органов как института государственной власти строго регламентируются государственными нормативными актами, осуществляются исключительно в интересах государственной целесообразности. В современной России деятельность правоохранительных органов регулируется Конституцией РФ, конституцион-

ными и федеральными законами, а также кодексами РФ, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ. В отечественных государственных нормативно-правовых актах определены основные параметры организации и функционирования как отдельных правоохранительных органов, так и их системы: структура, состав, задачи и полномочия, ответственность, порядок комплектования и обеспечения, принципы и порядок выполнения задач, критерии оценки деятельности и другие организационные и функциональные вопросы.

Правоохранительные органы как институт государственной власти используются высшим руководством государства не только для обеспечения правопорядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности, охраны правовых основ организации жизнедеятельности личности, общества и государства, реализации их интересов, но и для защиты конституционного строя, общественно-политического устройства страны, политического режима. В повседневной жизнедеятельности правоохранительные органы не являются самостоятельными субъектами политических отношений, они не участвуют в борьбе за власть, в формировании государственной политики. Опосредованным подтверждением этому, например, является законодательно закрепленная в нормативно-правовых актах РФ норма, запрещающая сотрудникам большинства правоохранительных органов состоять в какой-либо политической партии. Сотрудники правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности руководствуются только интересами государства и народа. Однако, как показывает историческая и современная общественная практика, в условиях политической нестабильности, социально-политических конфликтов и кризисов, при делигитимации политической власти правоохранительные органы могут играть и самостоятельную роль в политическом процессе.

Государственные правоохранительные органы при реализации цели деятельности, выполнении своих задач тесно взаимодействуют с другими государственными структурами, такими как налоговые, финансовые, нотариальные, органы записи актов гражданского состояния и др. Они также сотрудничают с негосударственными правоохранительными органами, к которым относятся адвокатура, третейские и товарищеские суды, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие и частные задачи, выполняемые правоохранительными органами в целях защиты права, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правового порядка, общественной и государственной безопасности, безопасности личности, в зависимости от реальной внутриобщественной и внешней ситуации, как правило, конкретизируются, трансформируются в конкретные направления деятельности. Актуальные направления деятельности государственных правоохранительных органов РФ в настоящее время определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, других официальных государственных документах. Наиболее важными из них в контексте предотвращения и нейтрализации современных опасностей и угроз национальным интересам РФ являются: защита конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение сохранения гражданского согласия, политической и социальной стабильности в обществе; борьба с терроризмом, различными формами радикализма и экстремизма, преступностью, коррупцией. Особое значение для правоохранительных органов России имеет противодействие деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, с пре-

2 016 ‘ 0 5

ВЛАСТЬ

ступным посягательством на права личности, собственности, на государственную власть, общественную и экономическую безопасность1.

Правоохранительные органы в современных условиях являются одним из наиболее сильных и организованных институтов государственной власти, выполняющим социально значимые задачи в интересах личности, общества и государства.

Список литературы

Гуценко К.Ф. 2014. Правоохранительные органы: учебник. 3-е изд., исп. и пере-раб. М.: Кнорус. 436 с.

THE LAW ENFORCEEMENT AGENCIES AS INSTITUTIONS OF STATE POWER

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *