Правила поставки газа 1998

Для заключения договора на транспортировку газа вам необходимо подать комплект документов в центральный офис АО «Газпром газораспределение Челябинск», вне зависимости от населенного пункта, в котором расположен объект газопотребления.
Основная часть договоров на оказание услуг по транспортировке газа – трехсторонние. Они заключаются между покупателем газа, поставщиком газа – ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и газораспределительной организацией – АО «Газпром газораспределение Челябинск», в связи с чем документы на заключение договора транспортировки газа рекомендуется подавать одновременно с подачей заявки поставщику газа — ООО «НОВАТЭК-Челябинск».
С типовой формой трехстороннего договора на поставку и транспортировку газа Вы можете ознакомиться на сайте поставщика газа ООО «НОВАТЭК-Челябинск»

Контакты для заключения договора

Тарасова Наталья Юрьевна, специалист по договорной работе
454080, г. Челябинск ул. Энтузиастов 11-а, 4 этаж, кабинет № 402
Телефон 8 (351) 799-50-24

Тарифы на транспортировку газа

Стоимость услуг АО «Газпром газораспределение Челябинск» по транспортировке газа для покупателя складывается из:
тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации, включающей дополнительные налоговые платежи, возникающие от введения специальных надбавок (статья 17 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 27.11.2010 №943).
Также на тариф за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, начисляется НДС, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
Тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям определяется в зависимости от группы конечного потребителя, которая в свою очередь определяется в зависимости от годового договорного объема транспортировки газа.
Сведения о размере тарифа на услуги по транспортировке по газораспределительным сетям и размере специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации размещены в разделе тарифы.

Сроки подачи заявок на транспортировку газа

Устанавливаются следующие сроки подачи заявок на транспортировку газа (пункт 6 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370 (ред. от 08.08.2013)):
— по договорам, заключаемым на срок до одного года, — не позднее чем за месяц и не ранее чем за три месяца до указанной в заявке даты начала транспортировки;
— по договорам, заключаемым на срок более одного года и до пяти лет, — не позднее чем за три месяца и не ранее чем за один год до начала года, в котором начнется транспортировка;

— по договорам, заключаемым на срок более пяти лет, — не позднее чем за шесть месяцев и не ранее чем за три года до начала года, в котором начнется транспортировка.

Типовые формы договоров на оказание услуг по транспортировке газа

1. Договор на оказание услуг по транспортировке газа:

Различаются требования к газопроводам:

  • газопроводы сетей газопотребления, газораспределения
  • газопроводы сетей газоснабжения
  • магистральные газопроводы.

В этой статье могут встречаться разъяснения по всем этим видам газопроводов.

Вопрос:

Газопровод проходит вдоль забора другого хозяйствующего субъекта. Забор является границей санитарно-защитной зоны. Для снижения воздействия вредных фактором от производственной деятельности предприятием высажены деревья, которые в настоящее время очень высокие. В случае падения дерева может произойти повреждение газопровода. Вопрос: какими нормативными актами следует руководствоваться в данной ситуации, Росприроднадзора, которые обязывают снижать воздействие вредных факторов производства на население или Ростехнадзора, обязывающие обеспечивать безопасносную эксплуатацию газопровода?

Ответ: Согласно требований п. 5.1.1 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» при прокладке газопроводов по территории промышленных предприятий рекомендуется руководствоваться СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*».

Требованиями таблицы 4 СП 18.13330.2011 расстояние от ствола дерева до оси газопровода должно составлять не менее 1,5 м, расстояние от кустарника не нормируется.

Таким образом, в случае если расстояние от стволов деревьев до оси газопровода соответствует нормативам установленных таблицей 4 СП 18.13330.2011, и деревья не препятствуют доступу персонала эксплуатирующей организации для обслуживания и ремонта газопровода, то нахождение деревьев в охранной зоне данного газопровода не является нарушением требований п. 14 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878.

При наличии угрозы падения деревьев необходимо обратится в администрацию муниципального образования для оформления разрешения на аварийную рубку деревьев, а также с уведомлением к владельцу территории на которого расположены деревья о проведении работ по аварийной вырубке.

При эксплуатации опасных производственных объектов следует в первую очередь руководствоваться нормами законодательства в области промышленной безопасности, поскольку согласно определения, установленного Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

ГАЗОПРОВОД ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22 ноября 2019 года

Долгополов П.С., ООО «СевИнтелИнвест».

Порядок создания и эксплуатации газопроводов высокого давления подчинен нормативным требованиям и правилам. Рассмотрим их основные особенности.

1. Понятие и виды газопроводов

Согласно Приложению N 1 к Руководству по безопасности «Инструкция по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.02.2017 N 47, газопровод — это конструкция (сооружение), состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования газа.

Газопроводы образуют газотранспортную систему, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях (абз. 6 п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162).

Согласно абз. 4 — 9 п. 7 Технического регламента безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 (далее — Регламент безопасности газораспределительных сетей), предусмотрены следующие виды газопроводов:

  • — газопровод внутренний — газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания;
  • — газопровод наружный — подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания;
  • — газопровод подземный — наружный газопровод, проложенный в земле ниже уровня поверхности земли, а также по поверхности земли в насыпи (обваловании);
  • — газопровод надземный — наружный газопровод, проложенный над поверхностью земли, а также по поверхности земли без насыпи (обвалования);
  • — газопровод продувочный — газопровод, предназначенный для вытеснения газа или воздуха (по условиям эксплуатации) из газопроводов и технических устройств;
  • — газопровод сбросной — газопровод, предназначенный для отвода природного газа от предохранительных сбросных клапанов.

Приложением N 1 к Регламенту безопасности газораспределительных сетей предусмотрена следующая классификация наружных и внутренних газопроводов по давлению в сетях газораспределения и газопотребления:

2. Обязательные требования к безопасности и эксплуатационным характеристикам газопроводов высокого давления

Согласно п. п. 14 — 16 Регламента безопасности газораспределительных сетей сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

Проектирование, строительство, реконструкция, монтаж, эксплуатация, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться с учетом особенностей, связанных с рельефом местности, геологическим строением грунта, гидрогеологическим режимом, сейсмическими условиями и наличием подземных горных разработок.

Места размещения сбросных и продувочных газопроводов должны определяться исходя из условий максимального рассеивания вредных веществ, при этом концентрация вредных веществ в атмосфере не должна превышать предельно допустимые максимальные разовые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

На основании п. п. 28, 29 Регламента безопасности газораспределительных сетей не допускается проектирование наружных газопроводов всех категорий давлений, предусмотренных приложением N 1 к указанному техническому регламенту:

  • по стенам, над и под помещениями категории А и Б по взрывопожарной опасности, за исключением зданий газорегуляторных пунктов и пунктов учета газа;
  • по пешеходным и автомобильным мостам, построенным из горючих материалов группы Г1 — Г4, а также по железнодорожным мостам.

Не допускается проектирование наружных газопроводов высокого давления, превышающего 0,6 мегапаскаля, по пешеходным и автомобильным мостам, построенным из негорючих материалов.

В соответствии с п. 56 Регламента безопасности газораспределительных сетей при строительстве, реконструкции, монтаже и капитальном ремонте должно быть обеспечено соблюдение:

  • технических решений, предусмотренных проектной документацией;
  • требований эксплуатационной документации изготовителей газоиспользующего оборудования, технических и технологических устройств, труб, материалов и соединительных деталей;
  • технологии строительства, монтажа, капитального ремонта и реконструкции в соответствии с проектом производства работ или технологическими картами.

Пунктами 3 — 6 Правил охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083, предусмотрены правила установки и ограничения для охранных зон объектов магистральных газопроводов. В частности, в охранных зонах запрещается устраивать свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов, складировать любые материалы, в том числе горюче-смазочные, или размещать хранилища любых материалов и т.д.

На основании п. 68 Регламента безопасности газораспределительных сетей при эксплуатации наружных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг грунтовых условий (выявление пучения, просадки, оползней, обрушения, эрозии грунта и иных явлений, которые могут повлиять на безопасность эксплуатации наружных газопроводов) и производства строительных работ, осуществляемых в зоне прокладки сетей газораспределения для недопущения их повреждения.

Согласно п. 69 Регламента безопасности газораспределительных сетей при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение:

  • — утечек природного газа;
  • — повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов;
  • — повреждений сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления;
  • — неисправностей в работе средств электрохимической защиты и трубопроводной арматуры.

В соответствии с п. 70 Регламента безопасности газораспределительных сетей при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение:

  • — утечек природного газа;
  • — перемещения газопроводов за пределы опор;
  • — вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов;
  • — повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода;
  • — неисправностей в работе трубопроводной арматуры;
  • — повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы;
  • — повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта.

В соответствии с п. п. 76, 80 Регламента безопасности газораспределительных сетей продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств.

При эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления исключается возможность их несанкционированного изменения.

3. Порядок регистрации возникновения, перехода и прекращения права собственности на газопровод

На основании ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газотранспортная организация — это организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

К недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК). Следовательно, газопровод относится к недвижимости, т.к. обладает такими признаками.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости) и включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2018 N Д23и-2215).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав (за исключением отдельных установленных указанным Законом случаев) осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав, в частности, включает в себя:

  • — прием заявления и прилагаемых к нему документов (требования к документам, предоставляемых для регистрации прав, закреплены в ст. ст. 21, 25 Закона о регистрации недвижимости);
  • — проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации прав;
  • — внесение в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав, либо отказ в таком внесении;
  • — выдачу соответствующих документов.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Исходя из ст. 17 Закона о регистрации недвижимости и пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав на газопровод установлен следующий размер госпошлины для организаций — 22 000 рублей.

Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов (Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2018 N Д23и-2215).

В соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона о недвижимости приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2018 N Д23и-2215).

Вопрос от 26.12.2019:

Гр-н Щ. в обращении, зарегистрированном в управлении Ростехнадзора от 27.11.2019 вх. № 25/196ог сообщает, что организация эксплуатирует опасный производственный объект 3 класса опасности: «Сеть газоснабжения города». В нее входит ГРП, ГРПШ, ГРПБ, большое количество газопроводов высокого среднего давления. В связи с этим спрашивает следующее. Необходимо ли вносить в лицензию место определенного лицензируемого вида деятельности, адреса ГРП, ГРПШ и газопроводов, в частности газопроводов высокого и среднего давления? Эти объекты являются линейными объектами и адреса, как такового, у них нет. Возможно ли, внести в адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности адрес определенного города, без указания наименования улиц?

Ответ: Печорское управление Ростехнадзора на вопрос об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая», сообщает, что в соответствии с п. 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 № 495 опасный производственный объект «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая» идентифицируется по границам территории административной единицы (территория населённого пункта, микрорайона, района города).

На основании вышеизложенного, адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая» является территория административной единицы.

Вопросы от 19.05.2020:

Кто принимает решение о консервации и расконсервации сетей газораспределения и сетей газопотребления?

Ответ: Согласно Технического регламента о безопасности сетей газопотребления и газораспределения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, решение о консервации и расконсервации сетей газораспределения и сетей газопотребления принимает собственник с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

Какие требования установлены Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления к оснащению газоходов от газоиспользующего оборудования взрывными предохранительными клапанами?

Ответ: Все производственные помещения газоопасных производственных объектов, где располагается газоиспользующее оборудование, проектируются с учетом их оснащения системами контроля и предохранительными клапанами. Так, например, в подобных помещениях в обязательном порядке устанавливаются устройства, контролирующие их загазованность метаном и оксидом углерода. При этом, сигнал о состоянии данного показателя выводится на пульт управления. На газоходах от газового оборудования предусматривается установка систем предохранительных взрывных клапанов, площадь которых находится на уровне 0,05 кв. метра каждый. Данные системы на случай срабатывания оборудуются защитными механизмами.

Каким требованиям должны соответствовать заглушки, устанавливаемые на газопроводы природного газа в системах газораспределения и газопотребления?

Ответ: В случае замены (разборки) внутренних или внешних газопроводов, согласно нормативному регламенту, необходимо отключение конкретного газопроводного участка и установка заглушек. При этом заглушки в целях более эффективного обеспечения безопасности на газоопасном производственном объекте должны соответствовать максимально возможному давлению газа в газопроводной сети. Данные устройства оснащаются хвостовиками, которые выступают за пределы фланцев. На заглушках, в целях их идентификации, устанавливается клеймо. На нем фиксируется информация о диаметре газопровода и давлении газа в сети.

Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2011 г. N ГКПИ11-849 Об отказе в признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549

30 мая 2016

Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2011 г. N ГКПИ11-849

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N КАС11-639 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова Ю.П. о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 30, 28 июля 2008 г., в «Российской газете» от 1 августа 2008 г.

Гражданин Карпов Ю.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О газоснабжении в Российской Федерации» и нарушают его права потребителя газа приобретать газ на условиях публичного договора. По мнению заявителя, договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не может быть заключен, и не имеется никаких оснований для установления Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Карпов Ю.П. и его представитель Суворов А.Д. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 19 июля 2011 г. N ВВ-П9-4974).

Представители Правительства Российской Федерации Потапова Е.Л., Павлова Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения заявителя Карпова Ю.П., его представителя Суворова А.Д., представителей заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Потаповой E.Л., Павловой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» издало Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила).

Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Газоснабжение — это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547).

Раздел II Правил регулирует порядок и условия заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» в статье 18 предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.

Согласно пункту 5 Правил обязательство по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Данное требование правил соответствует статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает заключение договора газоснабжения.

Пункт 6 Правил регулирует отношения между поставщиком газа и газораспределительной организацией и никаких прав заявителя не нарушает.

Гражданский кодекс Российской Федерации офертой признает адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (статья 435). Пункты 7-10 Правил регламентируют действия заинтересованного физического или юридического лица по направлению оферты, требований к содержанию оферты и необходимых документов, прилагаемых к оферте, количестве экземпляров.

Пункт 11 Правил определяет полномочия газоснабжающей организации по проверке наличия технической возможности подачи газа заявителю, что не может рассматриваться как нарушение прав граждан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Из содержания данной нормы следует, что законодатель допускает иное правовое регулирование по возложению обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей по договору поставки газа для бытового потребления, когда стороной по договору выступает гражданин. Правительство Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование отношений по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, предусмотрело возложение обязанности по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа на заявителя, если иное не установлено договором, что предусмотрено пунктом 12 Правил.

Основания для отказа от заключения договора указаны в пункте 13 Правил. При этом если газоснабжающая организация отказывает в заключении договора, она направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме и возвращает приложенные к оферте документы.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 539 определяет содержание договора энергоснабжения (газоснабжения), а в статьях 541, 542, 543, 544 — условия о количестве газа, его качестве, обязанностях покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, оплаты за газ.

Пункт 15 Правил определяет, какие сведения указываются в договоре поставки газа, и касаются даты и места заключения договора, наименования поставщика, сведений об абоненте, прав и обязанностей сторон и иных сведений. В пункте 16 Правил названы существенные условия, которые должны быть отражены в договоре. Это условия, которые касаются порядка определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа); порядка определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа; порядка определения размера платы за потребленный газ; порядка, срока и формы оплаты потребленного газа; периодичности и порядка проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, что соответствует вышеприведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Правил в случае отказа или уклонения газоснабжающей организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора и возмещении убытков. Данное правило соответствует пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов предусмотрено также законодательством о гражданском судопроизводстве (статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Данная норма допускает заключение договора энергоснабжения с гражданином путем совершения конклюдентных действий, что не лишает Правительство Российской Федерации права при регулировании отношений, связанных с поставкой газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, установить заключение договора в письменной форме.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 539 устанавливает обязанность абонента не только оплачивать принятую энергию, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пункт 21 Правил устанавливает обязанности абонента как стороны договора извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, о повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, о возникшей неисправности прибора учета газа, об обеспечении представления прибора учета газа для проведения поверки, соблюдать другие требования.

Установление данных обязанностей абонента не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-1788 по заявлению Карпова Ю.П. и Федуловой Н.А., которым проверена законность подпункта «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Пункт 22 Правил определяет обязанности поставщика газа и не может нарушать права граждан.

Пункт 23 Правил определяет право поставщика газа при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки, а также право приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа. Право поставщика газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа обусловлено соблюдением ряда требований. В пункте 45 Правил установлены случаи, когда поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. К ним относятся: нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа; отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки; неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд; использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре; поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям; отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» в статье 25 устанавливает гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке. На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, положения пунктов 23 и 45 Правил соответствуют действующему законодательству.

Основные правила учета поставляемого газа, определение учета потребляемого газа сформулированы в пунктах 24, 25, 26 Правил. Так, в соответствии с пунктом 24 Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Пункт 25 Правил называет условия, которые необходимо соблюдать, когда определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа. Эти условия требуют использования приборов учета газа определенного типа, находящихся в исправном состоянии, установки на них пломбы.

Пункт 26 Правил регламентирует определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации.

Судом также учитывается, что имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-1828, которым отказано в удовлетворении заявления Тарада З.Г. о признании частично недействующим пункта 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Пункт 27 Правил регламентирует, с какого момента определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при установке поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Пунктом 28 Правил определяется объем потребленного газа в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 данных Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа.

В соответствии с пунктом 30 Правил определяется объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте.

Пункт 31 Правил определяет случай определения объема потребленного газа, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа.

Данное правовое регулирование определения объема потребленного газа применительно к конкретным случаям, когда невозможно определить объем поставленного газа при отсутствии прибора учета газа, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий и не противоречит действующему законодательству. Кроме того, судом учитывается, что имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2009 г. по гражданскому делу N ГКПИ09-534 об отказе в удовлетворении заявления Кешевой З.Х. о признании частично недействующими пунктов 23 и 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Доводы заявителя о противоречии пунктов 25, 26, 27, 28, 30, 31 Правил Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О газоснабжении в Российской Федерации», Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» являются несостоятельными.

Так, Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 стать 426 предусматривает, установление одинаковых для всех потребителей публичного договора условий о цене товаров, работ и услуг, а Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» предусматривает, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (статья 157).

Статья 26 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает антимонопольные правила для организаций — собственников систем газоснабжения, которые, в частности, запрещают навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают одинаковые правила учета поставляемого газа, определение объема потребленного газа и не нарушают антимонопольные правила и нормы гражданского законодательства.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Карпова Ю.П. о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *