Права на классическую музыку

НФМИ является российской некоммерческой организацией, представляющей интересы музыкального бизнеса России и других стран.

НФМИ было создано в 2011 году звукозаписывающими компаниями для устранения барьеров в развитии музыкальной индустрии и создания благоприятного бизнес-климата для музыки.

Совокупный каталог фонограмм и музыкальных произведений компаний – членов НФМИ составляет более 70% от всей музыки, издаваемой в мире.

Главной целью НФМИ является развитие в России условий для успешного существования любого бизнеса, связанного с созданием и распространением музыки.

НФМИ, действуя в интересах своих членов, обеспечивает вовлечение в законодательный процесс и взаимодействие с госорганами, организует взаимодействие и диалог с IT и другими индустриями по широкому кругу вопросов, способствует обмену мнениями и согласованию позиций внутри музыкальной индустрии, разъясняет широкой общественности позицию музыкального бизнеса по ключевым вопросам, обеспечивает обмен опытом и кооперацию с кино, книжной и другими творческими индустриями, обеспечивает взаимодействие с международными музыкальными ассоциациями и подобными организациями.

27.05.2020, Ср, 10:02, Мск , Текст: Эльяс Касми

Музыканты стали жаловаться на блокировку в YouTube и других сетях записей видео с исполнением классической музыки. Их блокируют по причине нарушения авторских прав, однако композиторы, написавшие эти произведения умерли сотни лет назад. Проблема скрывается в несовершенстве алгоритмов распознавания контента, используемых в современных сервисах.

Алгоритмы соцсетей против Бетховена и Моцарта

Соцсеть Facebook и видеохостинг YouTube начали блокировать контент исполнителей классической музыки. Как пишет The Washington Post, блокировка происходит автоматически при помощи ботов, действующих по заранее заданным алгоритмам, далеким от совершенства.

О существующей проблеме сообщил изданию руководитель американского музыкального коллектива Camerata Pacifica Адриан Спенс (Adrian Spence). По его словам. Он запустил на Facebook трансляцию записанного заранее своего исполнения трио Моцарта (K. 498), также известного как трио «Кегельштатт», но спустя буквально несколько минут с начала стрима социальная сеть прислала ему уведомление о нарушении им авторских прав.

Что стало причиной блокировки

В уведомлении, полученном Адрианом Спенсом, говорилось, что в транслируемом им видео содержатся материалы, якобы нарушающие чужие авторские права. По мнению алгоритмов сервиса, в составе его ролика были фрагменты, принадлежащие компании Naxos of America. Она занимается звукозаписью, и боты Facebook посчитали, что в ролике музыканта содержатся около 80 секунд контента, права на которые принадлежат именно ей.

Фрагмент заблокированного видео Camerata Pacifica с исполнением трио «Кегельштатт»

Адриан Спенс столкнулся с аналогичным отношением со стороны YouTube. Спустя несколько дней после блокировки трансляции на Facebook он попытался провести стрим на этом видеосервисе, но получил в точности такой же результат.

YouTube заблокировал прямой эфир Спенса, в котором транслировалась запись исполнения его коллективом духового квинтета Карла Нильсена (сочинение 43). По словам музыканта, на эту трансляцию поступило сразу пять заявлений о нарушении авторских прав от различных звукозаписывающих компаний, притом они тоже были сгенерированы автоматически, при помощи алгоритмов, а не операторов. Спенс отметил, что пользователи даже не могли подключиться к трансляции – вместо нее YouTube демонстрировал предупреждающую надпись с причинами ее блокировки. «Я не в силах защитить даже свой собственный контент», – сказал музыкант.

Рутинная борьба за авторские права

Единственным способом отстоять свое право транслировать классическую музыку стало для Спенса общение с техподдержкой соцсетей. Он обратился к сотрудникам Facebook и на переписку с ними, по его словам, потратил более шести часов – его направляли от одного специалиста к другому.

В общей сложности у музыканта ушло почти четыре дня на устранение последствий ложного срабатывания алгоритмов Facebook. В настоящее время Спенс и его коллектив могут вести трансляции на этой платформе.

Однако музыкант уточняет, что этим дело не кончилось – ему регулярно приходится проходить один и тот же сценарий по урегулированию споров об авторских правах на классическую музыку. Спенс отметил, что общение с техподдержкой сервисов напоминает ему сильно усложненную систему споров. Специалистов социальных сетей он назвал «Department of Motor Vehicles на стероидах». Department of Motor Vehicles – это американская госструктура, ведающая всеми делами, так или иначе связанными с транспортными средствами – от их постановки на учет до выдачи водительских удостоверений.

Причем здесь Naxos of America

Naxos of America – это крупная звукозаписывающая компания. На момент публикации материала она удерживала права приблизительно на 2,5 млн музыкальных треков. Для защиты этих прав она сотрудничает с различными соцсетями и видеосервисами, включая Facebook и YouTube, и использует их алгоритмы для автоматического определения незаконного использования ее контента.

Представители компании утверждают, что защита авторских прав входит в число наиболее ее важных обязанностей при работе с ее клиентами (музыкантами). По их словам, на рассмотрение претензий, поступивших от пользователей Facebook и YouTube, требуется, в среднем, около недели с момента открытия спора.

«Мы сильно зависим от ботов, которые помогают нам выполнять обязательства перед нашими клиентами. Мы бы хотели помочь платформам в улучшении работы их алгоритмов по идентификации контента, чтобы они были лучше адаптированы для определения классической музыки, однако пока что наш вклад в решение проблемы весьма ограничен», сказал представитель компании Дункан Хаммонс (Duncan Hammons).

Адриан Спенс не одинок

С невозможностью трансляции выступления исполнителей классической музыки столкнулся не только руководитель Camerata Pacifica. Как пишет The Washington Post, идентичный случай произошел с пианистом, преподавателем и композитором Майклом Шеппардом (Michael Sheppard) из Балтимора (США).

Шеппард в прямом эфире на Facebook транслировал исполнение сонаты Бетховена, но соцсеть заблокировала стрим. В описании проблемы было сказано, что права на приблизительно 150 секунд видео принадлежат все той же Naxos of America.

Произошедшее вынудило его обратиться в техподдержку сети, и в своем сообщении он написал: «Бетховен умер в 1827 г. Его музыка очень популярна. Пожалуйста, разблокируйте ее».

Шеппард и раньше сталкивался с подобным поведением соцсетей. Алгоритмы популярных ресурсов неоднократно блокировали его трансляции исполнений произведений Шопена, Баха и Фора. В ряде случаев прямые эфиры продолжались, но без звука. Музыканту даже пришлось опубликовать свое обращение непосредственно к Naxos of America в сети Twitter. В его записи от 9 мая 2020 г. сказано: «Уважаемая Naxos of Amrerica, пожалуйста, перестаньте блокировать аудиодорожку у произведений, авторы которых умерли сотни лет назад. Это приносит 0% пользы, особенно музыкантам, таким как я, которые пытаются зарабатывать на жизнь во время кризиса». Под кризисом Шеппард подразумевал пандемию коронавируса и введенный во многих странах режим самоизоляции. Компания отреагировала на обращение Шеппарда спустя два дня, заявив, что его видео были разблокированы.

Алгоритмы по борьбе с нелегальным контентом, используемые в Facebook и YouTube, действительно далеки от совершенства, несмотря на то, что YouTube не так давно вложил в их развитие около $100 млн. Ярким примером служит ситуация вокруг музыканты и блогера Себастьяна Томчака (Sebastian Tomczak), который выложил на YouTube 10-часовую запись самого обычного «белого шума». Он получил множество уведомлений о нарушении чьих-то авторских прав в 2018 г., хотя сам ролик был размещен на сервисе в 2015 г.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
«Концерт», условное наименование операции советских партизан 19 сентября ≈ 1 ноября 1943 во время Великой Отечественной войны 1941≈45. Операция проводилась на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской…

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров. Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов с оркестром. перен. Громкое пение птиц,…

Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Концерт» — бытовая картина художника из Голландии 17 века Яна Стена (1626—1679).

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
концерта, м. (ит. concerto). Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт. (об исполнителе). Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз.). Концерт для скрипки….

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
КОНЦЕРТ (нем. Konzert, от итал. concerto, букв. — согласие, от лат. concerto — состязаюсь) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно…

За музыку, перешедшую в общественное достояние, приходится платить. Федерацию рестораторов и отельеров это не устраивает.

Дабы не платить авторским обществам за классику, Федерация рестораторов и отельеров (ФРИО), объединяющая более 3 тыс. предприятий, подготовила новые условия сотрудничества для Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Об этом сообщает газета «Известия».

Когда в ресторанах или отелях звучит музыка, РАО собирает отчисления в пользу авторов, ВОИС – для исполнителей. По словам юриста ФРИО Марии Орловой, федерация считает, что платить нужно только за исполнение охраняемых произведений. Тем самым бизнес сможет оптимизировать затраты на музыку.

«Невзирая на длительные сроки охраны (авторское право действует 70 лет после смерти автора, смежное – 50 лет после записи фонограммы или до смерти исполнителя), у довольно большого числа известных произведений срок охраны истек. Это музыка, популярность которой проверена годами, в том числе классика. Предприятия гостеприимства, особенно отельный бизнес, используют такую музыку, но с них за это требуют плату», – говорит Орлова. То есть за Моцарта или Верди приходится платить, как за поп-хиты последних лет.

Так, авторскому обществу рестораторы должны ежемесячно отчислять от 35 до 60 рублей за каждое посадочное место (чем больше мест, тем выше ставка). Если в заведении есть бильярдные столы, взимается по 500 рублей с каждого бильярдного стола. Если в ресторане и кафе проходят мероприятия – дни рождения, свадьбы – за каждое в РАО должны отчислять по 1 тыс. рублей. Каждый квадратный метр общих площадей (холлов, фойе), где звучит музыка, РАО оценивает в 2 рубля.

По мнению Орловой, когда на предприятиях гостеприимства звучит живая музыка, то о смежных правах речь не идет. Ведь организатором такого публичного исполнения часто является концертная организация или сам музыкант. Авторские общества должны бы собирать деньги с этих организаций или исполнителей. Но проще прийти в кафе или отель и обязать их платить.

Федерация намерена презентовать свои предложения и обсудить их с коллегами в начале октября на московской выставке Russian Hospitality Week 2013 в Москве.

Для РАО и ВОИС рестораторы и отельеры разработали предложения по изменению условий контрактов. Если эти поправки не будут приняты, ФРИО запустит собственный интернет-сервис. Этот портал будет напрямую заключать договоры с авторами и владельцами прав на музыку и в онлайн-режиме перечислять им средства за каждое использование произведения. По словам Орловой, сервис Sound Around (он сейчас в разработке) позволит гостиницам и ресторанам не сотрудничать с РАО и ВОИС.

Законодательство предусматривает возможность прямых договоров пользователей с правообладателями, минуя организации по коллективному управлению правами, отметила г-жа Орлова.

Юристы ФРИО подготовили также поправки в IV часть Гражданского кодекса РФ, позволяющие предприятиям питания, торговли и гостиничного бизнеса выплачивать отчисления РАО и ВОИС по индивидуальным отчетам за использованную музыку.

Вице-президент Ассоциации по защите интеллектуальной собственности «Русский щит» Олег Яшин отметил, что любые изменения IV части ГК, в которых не заинтересована исполнительная власть, не проходят.

Для справки: РАО представляет интересы 26 тыс. российских правообладателей и 2 млн зарубежных. В 2012 году общество собрало в их пользу 3,38 млрд рублей. ВОИС представляет интересы 3147 исполнителей и 758 изготовителей фонограмм, в 2012 году сборы ВОИС достигли 255,3 млн рублей.

Что касается возможного отказа отелей и гостиниц от сотрудничества с авторскими обществами, то, по словам Яшина, в этом случае РАО и ВОИС могут понести серьезные потери в сборах.

Своим мнением по поводу инициативы Федерации рестораторов и отельеров поделился с «Бизнес-вектором» саратовский юрист Дмитрий Боровский:

– В любом музыкальном произведении, звучащем в записи, используются результаты деятельности трех групп правообладателей: авторов, исполнителей; производителей фонограмм. Если музыка идет из радио или телеприёмника, есть и четвертая группа – организации вещания (радиостанции и телеканалы). Даже если в кафе исполняется музыка Моцарта, срок действия авторских прав на которую истек, остаются охраняемые права исполнителей этого произведения (дирижера, музыкантов), студии звукозаписи, сделавшей запись этого исполнения, радиостанции, передающей запись в эфир. Так что «классика» вовсе не бесплатна.

Инициатива ФРИО, как мне представляется, вызвана не столько желанием не платить, сколько нежеланием платить неизвестно за что и неизвестно кому. Когда деньги взимаются исходя из метров площади и количества столов и в пользу сразу всех возможных правообладателей, возникает резонный вопрос: как эти средства распределяются и доходят ли они до реальных правообладателей.

Обычно организации коллективного управления правами весьма значительную часть сборов оставляют себе. Остаток же распределяется между авторами по неким усредненным рейтингам популярности исполнений. При этом правообладатели, чьи произведения исполняются редко, как правило, остаются за чертой и в распределение сборов не включаются. Преимущество такого механизма – простота расчетов, недостаток – отсутствие справедливости и прозрачности.

Если предприятие (гостиница, ресторан, клуб) будет работать по прямым договорам с правообладателями, схема будет прозрачной. Из неё исключат посредника, забирающего себе львиную долю сборов.

Но расплачиваться за это придётся ограничением репертуара и дополнительной работой для арт-директоров и юристов – по заключению многочисленных договоров с правообладателями выбранных в репертуар произведений. Кроме того, не понятно, кто в такой ситуации будет следить за тем, как ресторан или гостиница выполняют свои обязательства по такому договору. В частности, насколько честно они считают число исполнений.

Кстати, существующее сейчас положение со сборами за исполнение музыки в общественных местах могло бы заставить задуматься и тех предпринимателей, кто по поводу и без крутит музыку где попало. У жителя современного мегаполиса осталось совсем мало мест, где он может побыть в тишине. Зомбирующий или раздражающий музыкальный фон в такси, маршрутках, магазинах, лифтах, кафе пагубно влияет на психику людей, иногда вызывает необратимые последствия. А иногда так хочется просто тишины… И за нее пока денег не берут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *