ППР это планово предупредительный ремонт

1. Утвердить и ввести в действие с 01 января 2010 г.
«Положение о планово-предупредительном ремонте машин и механизмов
хозяйства пути открытого акционерного общества «Российские
железные дороги».
2. Признать утратившим силу с 01 января 2010 г. «Положение о
планово-предупредительном ремонте специального подвижного состава
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» N
СИ-2670 от 23.03.04 г.».
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.Б.Воробьев
ПОЛОЖЕНИЕ
о планово-предупредительном ремонте машин и механизмов
хозяйства пути открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Положение о планово-предупредительном ремонте машин и
механизмов хозяйства пути открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» устанавливает единый порядок
организации планово-предупредительного ремонта (далее — ППР) машин
и механизмов хозяйства пути, виды и периодичность проведения
технических обслуживаний и ремонтов.
1.2 Требования настоящего Положения распространяются на
специальный подвижной состав, электрофицированный и гидравлический
путевой инструмент, оборудование для очистки стрелочных переводов
от снега (далее — машины и механизмы), используемые в путевом
хозяйстве, входящем в состав ОАО «РЖД».
1.3 Настоящее Положение распространяется на железные дороги —
филиалы ОАО «РЖД», функциональные филиалы, а также другие
причастные подразделения ОАО «РЖД». Применение настоящего
Положения сторонними организациями оговаривается в договорах
(соглашениях) с ОАО «РЖД».
1.4 При определении единого порядка организации
планово-предупредительного ремонта в ОАО «РЖД» машин и механизмов
хозяйства пути, видов и периодичности проведения технических
обслуживаний и ремонтов помимо настоящего Положения следует
руководствоваться нормативными документами федеральных органов
исполнительной власти, в том числе, государственными стандартами,
другими нормами и правилами, которые регулируют данные вопросы.
При вступлении в силу технического регламента, который будет
регулировать требования к специальному подвижному составу
железнодорожного транспорта, настоящее Положение привести в
соответствие с данным регламентом.
1.5 Система ППР предусматривает выполнение в плановом порядке
комплекса организационных и технических мероприятий по
техническому обслуживанию и ремонту машин и механизмов после
проведения ими определенного объема работ, и направлена на
предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и агрегатов,
содержание их в работоспособном состоянии, сокращение простоев,
обеспечение роста эффективности использования машин и механизмов и
восстановления ресурса.
Периодичность технического обслуживания и ремонта машин и
механизмов установлена на основании данных, полученных от
разработчиков и заводов-изготовителей машины и механизмов с учетом
установленной расчетной выработки, утвержденной Департаментом пути
и сооружений ОАО «РЖД».
1.6 Реализация системы ППР осуществляется структурными
подразделениями-балансодержателями машин и механизмов филиалов ОАО
«РЖД» (далее — подразделение-балансодержатель) путем:
— организации систематического учета наработки и постоянного
контроля технического состояния;
— разработки планов технического обслуживания и ремонта;
— осуществления организационно-технических мероприятий,
обеспечивающих своевременное и качественное выполнение работ по
техническому обслуживанию и ремонту в установленные сроки с
соответствующей последовательностью и периодичностью;
— контроля за реализацией планов технического обслуживания и
ремонта;
— совершенствования организации и технологии ремонтного
производства.
1.7 Система ППР машин и механизмов предусматривает следующие
виды технического обслуживания, ремонта и осмотра:
— ежесменное техническое обслуживание (ЕО);
— периодические технические обслуживания, проводимые после
выполнения машиной определенного объема работ или через
определенные интервалы времени (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное — СТО);
— текущий ремонт первого объема (ТР-1);
— текущий ремонт второго объема (ТР-2);
— капитальный ремонт первого объема (КР-1);
— капитальный ремонт второго объема (КР-2).
1.8 Финансирование работ по техническому обслуживанию и
текущему ремонту машин и механизмов (ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО, ТР-1,
ТР-2) производится за счет средств текущей эксплуатации, а
капитальные ремонты (КР-1, КР-2) за счет лимита, предусмотренного
на капитальный ремонт основных средств ОАО «РЖД».
1.9 Для машин, работающих круглогодично, предусматривается
структура ремонтного цикла, включающая, кроме ежесменных и
периодических технических обслуживаний, сезонное техническое
обслуживание, текущий ремонт первого и второго объема, капитальный
ремонт первого и второго объема.
1.10 Приведенные в настоящем Положении данные о видах и
периодичности технического обслуживания и ремонта распространяются
на машины и механизмы, серийный выпуск которых начат до 01.10.2009
г.
Виды, периодичность и объемы технического обслуживания и
ремонта машин, серийный выпуск которых осваивается после
01.10.2009 г. должны быть приведены в эксплутационных документах с
обязательным согласованием с Департаментом пути и сооружений ОАО
«РЖД».
1.11 Сроки службы машин и механизмов устанавливаются
соответствующими техническими условиями, техническими требованиями
и техническими заданиями с обязательным согласованием с
Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД», заказчиком.
II ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
ПЕРВОГО ОБЪЕМА
2.1 Техническое обслуживание представляет собой комплекс
операций по поддержанию работоспособности машин, агрегатов или
иного оборудования при использовании его по назначению, ожидании,
хранении и транспортировании.
Техническое обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО) должно
проводиться в соответствии с нормативными документами
(руководством по эксплуатации, руководством по техническому
обслуживанию).
Сезонное техническое обслуживание проводится до начала сезона
работ или при переходе с летнего на зимний и зимнего на летний
периоды эксплуатации для машин круглогодичного использования. СТО
имеет целью подготовить машину к эксплуатации в осенне-зимних или
летних условиях и включает в себя работы по расконсервации, при
необходимости, замене топлива, смазочных материалов, приведению
всех ее узлов и систем в рабочее состояние, настройке и
опробованию.
Сезонное техническое обслуживание выполняется в объемах одного
из видов периодического технического обслуживания в зависимости от
наработки.
2.2 Объем и порядок выполнения работ по ежесменному и
периодическому техническому обслуживанию приведен в руководствах
по техническому обслуживанию или руководствах по эксплуатации.
2.3 До введения документов, регламентирующих объемы работ при
проведении текущего ремонта первого объема, необходимо
руководствоваться ремонтными документами на средний ремонт первого
объема или текущий ремонт.
2.4 Перечень действующих руководств по техническому
обслуживанию и текущему ремонту первого объема приведен в
приложении А настоящего Положения.
Начальнику службы пути (далее — П) или Дирекции по ремонту
пути (далее — ДРП) или Дирекции по эксплуатации и ремонту машин
(далее — ДПМ) железной дороги разрешается увеличивать объем работ
по техническому обслуживанию машин сверх регламентируемого
эксплуатационными документами в зависимости от интенсивности
использования машины.
2.5 Для получения разрешения на право производства
периодического технического обслуживания и текущего ремонта
первого объема структурное подразделение, входящее в состав
железной дороги или Центральной дирекции по ремонту пути — филиала
ОАО «РЖД» (далее — структурное подразделение), необходимо
аттестовать согласно Положению об аттестации предприятий на право
производства технических обслуживаний и текущего ремонта
специального подвижного состава (путевых машин), утвержденному
указанием МПС России от 11.01.2002 г. N С-13у.
2.6 Перечень структурных подразделений, производящих
технические обслуживания определенных типов машин, утверждает П,
ДРП, ДПМ железной дороги (по принадлежности структурных
подразделений).
2.7 Устранение последствий отказов деталей, сборочных единиц
разрешается проводить во время одного из плановых видов
технического обслуживания (если по наработке или по времени
требуется его проведение) или при неплановом ремонте.
2.8 В порядке осуществления контроля за выполнением
эксплуатационными бригадами подразделения-балансодержателя
установленного объема работ, качеством технического обслуживания,
а также с целью немедленного принятия мер по устранению
обнаруженных недостатков в организации и проведении технического
обслуживания, начальники подразделений-балансодержателей машин или
их заместители обязаны систематически по утвержденному графику
осуществлять личный осмотр машин, выпускаемых из технического
обслуживания.
2.9 Машина, имеющая отказ, который привел к нарушению
безопасности движения в поездной и маневровой работе в пути
следования или во время работы, подлежит обязательному осмотру с
участием начальника этого подразделения балансодержателя или его
заместителей. Результаты разбора случая отказа в недельный срок
направляются в соответствующую службу или дирекцию железной дороги
(по принадлежности структурных подразделений).
2.10 Общий контроль за организацией производства и надлежащего
качества работ в структурных подразделениях, производящих
техническое обслуживание и текущий ремонт первого объема
возлагается на П, ДРП, ДПМ железной дороги или их заместителей,
ответственных за эксплуатацию и ремонт машин и механизмов (по
принадлежности структурных подразделений).
2.11 Графики технических обслуживаний и текущего ремонта
первого объема утверждает П, ДРП, ДПМ железной дороги (в
зависимости от принадлежности структурных подразделений).
III ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ВТОРОГО ОБЪЕМА И КАПИТАЛЬНЫХ
РЕМОНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ОБЪЕМОВ
3.1 Текущий ремонт — ремонт, выполняемый для обеспечения или
восстановления работоспособности машин и состоящий в замене и
(или) восстановлении отдельных узлов и агрегатов и в объеме,
установленном в ремонтных документах.
3.2 Текущий ремонт подразделяется на текущие ремонты первого и
второго объема (ТР-1, ТР-2).
3.3 Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для
восстановления исправности и полного или близкого к полному
восстановления ресурса машин с заменой или восстановлением любых
составных частей, включая базовые.
3.4 Капитальный ремонт подразделяется на капитальные ремонты
первого и второго объема (КР-1, КР-2).
3.5 При определении ежегодной наработки машин принята
установленная расчетная выработка, утвержденная Департаментом пути
и сооружений ОАО «РЖД».
3.6 Полный объем работ, который необходимо выполнять при
проведении текущего и капитального ремонтов, изложен в
руководствах, технических условиях (правилах ремонта). Перечень
правил, руководств, технических условий и инструкций по ремонту,
действующих по состоянию на 01.10.2009 г., приведен в приложении А
к настоящему Положению.
3.7 До введения документов, регламентирующих объемы работ при
проведении текущего ремонта второго объема, капитальных ремонтов
первого и второго объемов необходимо руководствоваться
действующими ремонтными документами, в том числе нормами расхода
материалов и запасных частей:
— при выполнении текущего ремонта второго объема — ремонтными
документами на средний ремонт второго объема или средний ремонт;
— при выполнении капитального ремонта первого объема —
ремонтными документами на капитальный ремонт первого объема или
капитальный ремонт;
— при выполнении капитального ремонта второго объема —
ремонтными документами на капитальный ремонт второго объема и
техническими условиями на капитальный ремонт.
3.8 После капитального ремонта второго объема периодичность
технического обслуживания и ремонта уменьшается на 10% по
сравнению с данными, приведенными в приложении Б к настоящему
Положению.
3.9 Если машина имеет установленную до капитального ремонта
первого объема наработку и пригодна по своему техническому
состоянию к дальнейшему использованию, то межремонтную норму до
капитального ремонта первого объема разрешается увеличить. Для
этого машина осматривается и опробуется комиссией, назначенной П
или ДРП или ДПМ железной дороги (по принадлежности машины),
которая устанавливает норму дополнительной наработки до очередного
капитального ремонта.
Увеличение межремонтной нормы разрешается только один раз не
более чем на 25%. В случае принятия решения об увеличении
межремонтной нормы до капитального ремонта производится текущий
ремонт машины или техническое обслуживание следующего вида
ремонта. При этом необходимо провести полное освидетельствование
колесных пар и полную ревизию буксовых узлов, периодические
регламентные работы по системам безопасности, полный осмотр
автосцепных устройств, ревизию тормозного оборудования.
Продление межремонтной нормы оформляется актом, утверждаемым П
или ДРП или ДПМ железной дороги, один экземпляр которого
прикладывается к паспорту или формуляру машины, второй передается
в соответствующую службу или дирекцию по принадлежности машины.
3.10 Наиболее прогрессивным методом ремонта машин, сокращающим
время простоя в ремонте, является агрегатный метод ремонта, при
котором дефектные агрегаты заменяются ранее отремонтированными или
новыми, с соответствующим их учетом установленным порядком.
3.11 Для организации агрегатного метода ремонта в структурном
подразделении или группе структурных подразделений рекомендуется
создать оборотный фонд агрегатов, узлов и деталей по каждому типу
машин и механизмов.
Оборотный фонд может образовываться из отремонтированных и
новых агрегатов, получаемых от заводов-изготовителей. Ремонт этих
агрегатов должен производиться в структурном подразделении,
специализирующемся на их ремонте, в соответствии с Системой
базовых предприятий по комплексному сервисному обслуживанию и
ремонту специального подвижного состава и оборудования путевого
хозяйства, утвержденной ОАО «РЖД» 26.12.2007 г.
3.12 По мере внедрения в подразделениях-балансодержателях
средств технической диагностики машин и механизмов должна
проводиться планомерная корректировка эксплуатационной и ремонтной
документации, разработка технологической документации.
3.13 Порядок постановки машин на серийное ремонтное
производство текущего ремонта второго объема, капитального ремонта
первого и второго объемов и приемки их после ремонта установлен
для структурных подразделений Положением о приемке
отремонтированного специального подвижного состава (путевых машин)
на ремонтных предприятиях железных дорог (Указание МПС России от
25.12.2000 г. N С-3187у), а для других предприятий — Положением о
приемке отремонтированного специального подвижного состава
(путевых машин) на ремонтных и машиностроительных предприятиях
(Указание МПС России от 13.08.2001 г. N С-1430у).
Структурные подразделения, получившие разрешение на
производство среднего ремонта второго объема или среднего ремонта,
имеют право производить текущий ремонт второго объема, а
получившие разрешение на производство капитального ремонта —
производить капитальный ремонт первого объема.
3.14 Ремонт машин на предприятиях вне железной дороги
производится на основании заключенного договора между железной
дорогой (филиалом ОАО «РЖД») и предприятием. Объем выполняемого
ремонта должен соответствовать требованиям руководств по каждому
виду ремонта.
3.15 Направляемые в текущий и капитальный ремонты машины
сдаются на предприятие по акту установленной формы (приложение В к
настоящему Положению) в комплектном состоянии. Вместе с машиной
предприятию сдаются технический паспорт (формуляр) машины,
составных частей и агрегатов, указанные в ремонтных документах, а
также комплект документов согласно ведомости эксплуатационных
документов, прилагаемых к машине.
Сдачу машин в текущий и капитальный ремонты производит
представитель подразделения-балансодержателя машины, по должности
не ниже главного механика или начальника цеха эксплуатации.
3.16 Транспортировка машин в ремонт и из ремонта
осуществляется согласно Инструкции по приведению в транспортное
положение и порядку сопровождения специального подвижного состава,
утвержденной МПС РФ 03.07.2002 г. N ЦП-908. Скорость следования
устанавливается в соответствии с приказом МПС РФ от 20.12.1999 г.
N 17Ц3 Нормы допускаемых скоростей движения специального
подвижного состава (мотовозов, дрезин, специальных автомотрис,
железнодорожно-строительных машин) по железнодорожным путям колеи
1520 (1524) мм федерального железнодорожного транспорта. Скорости
движения машин, не вошедших в указанный документ, устанавливаются
другими нормативными актами, утвержденными МПС РФ и ОАО «РЖД».
3.17 При продлении срока эксплуатации СПС, назначенный срок
службы которого истекает или истек, необходимо руководствоваться
стандартом СТО РЖД 1.09.009-2008 «Специальный подвижной состав.
Порядок продления назначенного срока службы».
IV ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И КОНСЕРВАЦИИ
4.1 Хранение и консервация машин должны производиться в
соответствии с руководством и (или) инструкцией по эксплуатации
машин и механизмов.
4.2 Машины и механизмы ставятся на хранение кратковременное и
длительное.
Кратковременное хранение организуется для машин и механизмов,
которые по разным причинам не используются более одного, но менее
двух месяцев.
Длительное хранение машин и механизмов организуется после
окончания сезона их использования, а также в случаях, когда
перерыв в использовании их продолжается более двух месяцев.
4.3 Постановка машин и механизмов на хранение производится в
соответствии с требованиями руководств по эксплуатации и с
предварительным выполнением очередного технического обслуживания.
4.4 Для машин и механизмов, которые ставятся на хранение после
ремонта, техническое обслуживание не производится.
V ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ЦИКЛ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
5.1 Периодичность технического обслуживания (ремонта) —
интервал времени или наработка машины между данным видом
технического обслуживания (ремонта) и последующим видом
обслуживания (ремонта).
5.2 Цикл технического обслуживания — наименьшие повторяющиеся
интервалы времени или наработка машины, в течение которых
выполняются в определенной последовательности все установленные
виды периодического технического обслуживания в соответствии с
требованиями нормативно — технической документации.
5.3 Ремонтный цикл — наименьшие повторяющиеся интервалы
времени или наработка машины, в течение которых выполняются в
определенной последовательности все установленные виды ремонта в
соответствии с требованиями нормативно — технической документации.
5.4 Виды технических обслуживаний и ремонтов, периодичность их
проведения приведены в приложении Б к настоящему Положению (на
схемах «изг» обозначает — изготовление).
5.5 С целью обеспечения проведения сезонных ремонтов машин в
период отсутствия для них объектов работ, руководителям
соответствующих служб и дирекций железной дороги (по
принадлежности структурных подразделений) разрешается уменьшать
установленную наработку до текущих ремонтов в пределах 25%.
Приложение А
(справочное)
Перечень
правил, руководств и инструкций по техническому
обслуживанию и ремонту машин и механизмов
Приложение Б
(обязательное)
Виды технических обслуживаний и ремонтов и периодичность
их проведения
Приложение В
(обязательное)
Приложение В
(обязательное)
Форма акта на сдачу машины в ремонт
Акт N
На сдачу в ______________________________ремонт
(вид ремонта)
__________________________________________________ ________________
(наименование железнодорожно-строительной машины дата)
Настоящий акт составлен представителем _______________________
(наименование
__________________________________________________ ________________
ремонтного предприятия, должность, фамилия, И.О.)
с одной стороны и представителем__________________________________
(наименование
__________________________________________________ ________________
предприятия-заказчика, должность, фамилия, И.О.)
с другой, о том, что произведена сдача в ___________________ремонт
(вид ремонта)
по плану, наряду, договору от________N____________________________
(ненужное зачеркнуть) (дата) (плана, договора, наряда)
__________________________________________________ ________________
(наименование машины, номер)
наработка с начала эксплуатации или от последнего капитального
ремонта составляет________________________________________ ________
(величина наработки)
Техническое состояние и комплектность_____________________________
(наименование машины)
соответствуют_____________________________________ ________________
(наименование и номер нормативно-технической
документации)
Заключение________________________________________ ________________
(наименование машины и состав комплектности)
в_________________ремонт принята______________не принята__________
(вид ремонта) (дата приемки) (указать
__________________________________________________ ________________
отклонения от нормативно-технической документации и другие причины
__________________________________________________ ________________
отказа от приемки в ремонт)
Представитель ремонтного ________________ ________________
предприятия (подпись, дата) (фамилия, И. О.)
Инспектор-приемщик ________________ ________________
(подпись, дата) (фамилия, И. О.)
Представитель заказчика ________________ ________________
(подпись, дата) (фамилия, И. О.)
———————————————————

Все электрооборудование требует периодического ремонта

Все электрооборудование требует периодического ремонта, причем ремонт подразделяется, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), на текущий, плановый и капитальный. Качественное выполнение всех видов ремонта и обслуживания, а также профилактические испытания оборудования – гарантия долгой и безопасной работы электрических установок и кабельных линий. Помимо указанных видов ремонта, существует понятие межремонтного обслуживания. Межремонтное обслуживание включает в себя мелкий ремонт электрооборудования и эксплуатационный уход. В текущем ремонте под эксплуатационным уходом понимается регулярный наружный осмотр, обтирка и чистка оборудования, смазка движущихся частей и иные работы, необходимые для безупречного функционирования механизмов, электроизмерения параметров и проверка характеристик элементов электроустановок. Мелкий ремонт электрооборудования включает в себя протяжку болтовых соединений, регулировки подвижных частей электрооборудования, подкручивание креплений, замену мелких деталей и аналогичные работы.

Текущий ремонт электрооборудования

Производство текущего ремонта электрооборудования зависит от того, какое именно оборудование ремонтируется: меняется схема ремонта, перечень работ, частота выполнения. В целом, под текущим ремонтом подразумевается замена прокладок и других деталей с высокой степенью износа, промывка форсунок и фильтров масляных систем, прочистка систем охлаждения. Частота и объем текущего ремонта определяет сроки капитального ремонта оборудования, поэтому необходимо фиксировать каждый случай текущего ремонта в указанием дефектного узла и перечня произведенных работ. Для производства текущего ремонта перемещать электрооборудование не требуется.

Текущий ремонт различается для электродвигателей, пускорегулирующей аппаратуры и силовых линий. Так, основной дефект кабельной линии, особенно – находящейся в земле, это повреждение изоляции. От нарушения изолирующего слоя и пробоев тока страдают провода и кабели, размещенные в помещениях с агрессивной средой, либо смонтированные с нарушением правил. В частности, пробой изоляции в результате механического повреждения кабеля – постоянная причина текущего ремонта КЛ. Помимо естественного нарушения изоляции, в линии могут появиться очаги коррозии, окисление оболочки кабеля. Поэтому для силовых кабельных линий текущий ремонт включает в себя проверку соединительных муфт, концевых кабельных муфт, а также производится ряд работ: проверка на нагрев кабеля под нагрузкой с помощью пирометра, проверка маркировки кабеля, осмотр кабельных каналов, проводится проверка нагрев и концевых муфт кабеля. Из дополнительных работ можно назвать проверку кабельных колодцев, измерение удельного сопротивления и проверка заземления экрана и брони. В некоторых случаях текущий ремонт подразумевает и перекладку частей кабельной линии, а также переустановку соединительных и концевых муфт с последующим проведением испытаний изоляции кабельной линии повышенным напряжением.

Электродвигатели требуют другого вида ремонта. По протоколу, первым, как и в случае с текущим ремонтом силовых линий, требуется произвести визуальный осмотр. Если он затруднен, то требуется произвести очистку электродвигателя от старого масла, пыли, грязи, других наслоений, после чего произвести визуальный осмотр на предмет повреждений. Очистка двигателя проводится щетками, остатки грязи выдуваются с помощью компрессора. Протирка должна осуществляться при выключенном электродвигателе, со снятым остаточным зарядом. После осмотра проводится проверка аксиального и радиального зазоров, щитков для зажимов, крепления электродвигателя, хода вращения смазочного кольца. Также в текущий ремонт электродвигателя по ПТЭЭП входит:

  • 1. Проверка наличия смазочного масла в подшипниках.
  • 2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром.
  • 3. Восстановление изоляции у перемычек и выводных концов.
  • 4. Проверка:
    • — исправности заземления;
    • — натяжения ремня;
    • — правильности подбора плавких вставок.

Текущий ремонт электродвигателя зависит от того, в каком состоянии находится аппарат, от типа того станка или механизма, в котором он установлен, от продолжительности работы из расчета часов/сутки. Как правило, если нет особых условий, то процедура проводится раз в два года. Процесс дефектации электродвигателя проводится при его частичной разборке, особое внимание – если электродвигатель относится к машинам с фазным ротором или машинам постоянного тока – уделяется щеточно-коллекторному механизму.

Обычно при текущем ремонте выявляется одна или несколько причин возможных сбоев в работе двигателя. Это обрыв в питающей сети или обмотках двигателя, обрыв фазы статора или стержни ротора, износ или перекос подшипников, деформация кожуха вентилятора или его засорение, перегруз электродвигателя из-за пониженного или повышенного напряжения в сети, отсыревание или износ обмотки, нарушение центровки, неправильное подсоединение обмоток статора с замыканием на корпус или между собой. Эти причины являются самыми часто выявляемыми при текущем ремонте электродвигателей.

Проводя ремонт необходимо помнить о последовательности действий. В первую очередь – это изучение документации, после которой уже идет визуальный осмотр. Отключение двигателя и снятие напряжение – следующий этап, предшествующий частичной разборке. Следует помнить, что все мелкие детали необходимо складывать в отдельный ящик. Важно помнить, что крупные электродвигатели для проведения ремонта придется поднимать, поэтому следует заранее составить список необходимых инструментов и материалов, либо поручить это бригадиру ремонтников. Поскольку текущий ремонт проводится реже, чем мелкий- данные, полученные в ходе мелкого ремонта, следует использовать при составлении этого списка. Как правило, в течение двух лет изнашиваются все движущиеся части, также сильному износу подвергается и изоляция проводов. Если дефектация деталей электродвигателя проводится путем обнаружения сколов, трещин, коррозии и так далее, то проверка и текущий ремонт проводки требуют измерение сопротивления проводки мегаомметром. Короткие замыкания, обрывы и другие повреждения находятся с помощью соответствующих средств измерений, дефекты устраняются нанесением временной новой изоляции, либо заменой проводов.

Демонтаж при текущем ремонте электродвигателя необходимо проводить, фиксируя положения полумуфт относительно друг друга, и относительно пальца. Фиксировать можно, нанося метки керном (бородком) или зубилом. Группы прокладок связываются вместе и помечаются, откуда взяты, чтобы после монтажа снова разместить их в том же порядке. Размечаются керном крышки, фланцы и другие детали, чтобы после сборки не выяснилось, что имеют место перекосы. Повторная сборка и подбор деталей занимает много времени. Также необходимо соблюдать правило снятия электродвигателя с постели: для этого лебедка цепляется за рым-болт, ухват за подшипниковый вал или щит может привести к поломке. После чего производится демонтаж, осмотр, замена мелких деталей, восстановление крупных, замена подшипников, щеток и масла, согласно протоколу. Результаты заносятся в технический отчет с подписью бригадира и печатью электролаборатории, проводившей испытания и замеры перед, в течение и после ремонта, либо, если он производится своими силами, печатью организации. В пускорегулирующей аппаратуре особое внимание следуют уделить исправности контактов.

Плановый ремонт электрооборудования

Плановый ремонт электрооборудования входит в планово-предупредительный ремонт, как и средний ремонт. Первый представляет собой обычную профилактику, которая проводится вне зависимости от состояния оборудования, второй – чаще всего раз в два года, наряду с текущим ремонтом. Профилактический ремонт – это «система работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии». В нормативных документах система планово-предупредительного ремонта называется «система ППР», и она подразделяется на межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

Средний плановый ремонт, в отличие от текущего ремонта, предусматривает разборку оборудования, его отдельных узлов, измерение дефектов, составление описи дефектов. Помимо прочего, этот вид ремонта включает в себя проверку чертежей, снятие эскизов, тестирование отдельных узлов электрооборудования. В отличие от текущего и мелкого ремонта, плановый ремонт иногда проводят в ремонтной мастерской, если размеры и крепления механизма позволяют его переместить.

В плановый ремонт электродвигателей входят все пункты текущего ремонта, и в дополнение – ряд специальных работ. К ним относятся покрытие обмоток лаком, полная разборка электродвигателя, замена изоляции обмотки, а также ее мойка, сушка и пропитка; промывка металлических деталей электродвигателя и подшипников, перезаливка вкладышей; смена фланцевых прокладок, проверка и установка зазоров; заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя.

После всех этих операций в завершение планового ремонта производится сборка электродвигателя. Проводится проверка на холостом ходу, затем, если все в порядке – под нагрузкой. На этом ремонт считается завершенным. Пускорегулирующая аппаратура также проходит все стадии текущего ремонта, после чего необходимо провести три типа работ, указанных в ПТЭЭП. Это:

«1. Полная замена всех износившихся частей аппарата; 2. Проверка и регулировка реле и тепловой защиты; 3. Ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры».

Чтобы плановый ремонт проводился не слишком часто и не слишком редко, организации требуется составить график его проведения. Можно заказать это специалистам, но для небольших организаций достаточно воспользоваться справочником А.И. Ящура, изданным в 2008 году, который называется «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Помимо этого потребуются паспортные данные завода-изготовителя на каждый объект электрохозяйства. В годовом графике, который заполняется в табличном виде, указываются следующие данные:

  1. Название, тип, мощность оборудования, год изготовления и завод-изготовитель. Информация должна быть указана максимально кратко.
  2. Инвентарный номер агрегата (системы).
  3. Нормативы ресурса между текущими и капитальными ремонтами.
  4. Дата последнего капитального ремонта.
  5. Дата последнего текущего ремонта.
  6. Помесячная роспись планируемых ремонтов.
  7. Годовой простой оборудования.
  8. Годовой фонд рабочего времени.

В качестве примера планирования ремонтов можно взять трехфазный трансформатор и рассчитать для него периодичность ремонта. В справочнике указано, что данный тип электрооборудования (масляный трансформатор, двухобмоточный, мощностью 1000 кВА), имеет нормативы, при которых капитальный ремонт проводится:

Т-1 = норматив ресурса/количество часов в году = 103680/8640 = 12 лет.

Таким образом, если капитальный ремонт оборудования проводился в 2014 году, то в следующий раз он будет проводиться в 2026, а текущий ремонт, если, например, он проводился в 2013 году – в 2016, через три года. Все эти данные следует внести в таблицу. Если электрооборудование устанавливается заново, то в графе «дата последнего ремонта» указывается дата пуско-наладочных работ. При расчете годового фонда работы оборудования и годового простоя иногда вносят в графу трудоемкость, исчисляемую в человекочасах. Расчет здесь надо вести, исходя из количества единиц оборудования и нормам трудоемкости ремонта. Трудоемкость ремонта вычисляется с использованием коэффициентов трудоемкости и базовой ставки.

Сроки и даты плановых ремонтов электрооборудования согласовываются с несколькими структурными подразделениями организации: службой КИПиА, ремонтниками, подразделениями по обслуживанию смежного оборудования, отделами, использующими данное оборудование по своему графику, энергетиками.

Капитальный ремонт электрооборудования

Капитальный ремонт электрооборудования проводится довольно редко, поскольку электроустановки обладают большим запасом электрической, а подвижные части — механической прочности. В среднем ремонт такого плана проводится раз в пять-пятнадцать лет, причем срок в пять лет устанавливается для объектов с большим сроком службы. В отличие от планового ремонта, каждая машина подвергается полной разборке, чистке, смазыванию, замене дефектных узлов и деталей, некоторые из которых подлежат замене в плановом порядке, вне зависимости от состояния. После полной разборки и обновления, электрооборудование собирается заново, проводятся испытания, которые должны показать соответствие нормам завода-изготовителя и испытания, как правило, с повышенным напряжением. Потребность оборудования в капитальном ремонте говорит о том, что объект электрохозяйства требуется доводить до полноценных технических характеристик момента выпуска с конвейера. Помимо починки, во время замены износившихся частей, электрооборудование обычно еще и модернизируется. Проводить капитальный ремонт можно как в ремонтном цехе, так и на месте, в зависимости от технологии.

Особое внимание при проведении капитального ремонта электрооборудования в части электродвигателей уделяется снятию и установке ротора. Среди прочего проводится замена вала ротора и его балансировка. Также осуществляется полная замена обмоток, либо их существенный ремонт, меняется вентилятор и фланцы. Двигатель чистится, собирается и заново окрашивается. В помощь ремонтникам еще в начале 80-х годов были выпущены Типовые технологические карты, которые применяютсяпри капитальном ремонте подстанций и распределительных устройств. В них указывался список необходимого оборудования, порядок действий при капитальном ремонте для каждого узла и нормы контролируемых параметров, схемы приемосдаточных испытаний и состав бригады. Сейчас, в связи с изменениями нормативов и большим разнообразием электрооборудования, технологические карты имеются для каждого вида и типа оборудования, такжеони составляются экспертами – сотрудниками электролабораторий – при необходимости.

Согласно ПТЭЭП перед капитальным ремонтом электрооборудования должен быть проведен ряд работ:

«До вывода электрооборудования в капитальный ремонт должны быть:

а) составлены ведомости объема работ и смета, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования;

б) составлен график ремонтных работ;

в) заготовлены, согласно ведомостям объема работ, необходимые материалы и запасные части;

г) составлена и утверждена техническая документация на реконструктивные работы, намеченные к выполнению в период капитального ремонта, подготовлены материалы и оборудование для их выполнения;

д) укомплектованы и приведены в исправное состояние инструмент, приспособления, такелажное оборудование и подъемно-транспортные механизмы;

е) подготовлены рабочие места для ремонта, произведена планировка площадки с указанием мест размещения частей и деталей;

ж) укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады».

Периодичность проведения капитального ремонта электрооборудования утверждаются в соответствии с ПТЭЭП ответственным за электрохозяйство организации. Можно увеличить или уменьшить как продолжительность, так и частоту проведения ремонтов. Для этого нужно провести обследование оборудования, сделать заключения, разработать техническое обоснование, которое затем направляется на утверждение в вышестоящие организации. Также утверждение технической документации требуется для модернизации узлов или целых агрегатов в ходе капитального ремонта электрооборудования.

Для того, чтобы избежать внепланового отключения, после капитального ремонта электрооборудование проверяется согласно ПТЭЭП: «Основное оборудование электроустановок после предварительной приемки из ремонта проверяется в работе под нагрузкой в сроки, указанные заводом-изготовителем, но не менее 24 ч. При отсутствии дефектов в работе в течение этого времени оборудование принимается в эксплуатацию. При обнаружении дефектов капитальный ремонт не считается законченным до их устранения и вторичной проверки агрегата под нагрузкой в течение следующих 24 ч». Во избежание сбоев в работе электрооборудования при капитальном ремонте подвергаются ремонту и связанные с основным оборудованием технологические агрегаты. При этом, следуя графику ремонтов, предприятие должно быть обеспечено материалами, запасными частями, инструментом, сопутствующими расходными материалами. Учет этих материалов должен вестись через общескладской учет, но при этом законодательно определено целевое расходование (ПТЭЭП, п. Э1.5.9 и Э1.5.10), а ответственность за их сохранность и целевое использование возлагается на ответственного за электрохозяйство.

Помимо технического ремонта и восстановления производственных мощностей электрооборудования, Правила требуют, чтобы было обеспечено еще несколько условий. Это чистота помещения, новая окраска механизмов, функционирование освещения и вентиляции, тепловая изоляция, установка или ремонт ограждающих перил, смотровых и рабочих площадок, лестниц, розеток и выключателей. Все это должно быть отражено в ремонтной технической документации согласно правилам. При подведении итогов капитального ремонта качество технической отчетной документации также оценивается.

Согласно правилам (ПТЭЭП, Э1.5.14), «все работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту. Акты со всеми приложениями хранятся в паспортах оборудования. О работах… делается подробная запись в паспорте оборудования или специальном ремонтном журнале».

Согласно ПТЭЭП, вновь вводимое после ремонта оборудование испытывается в соответствии с «Нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей» Приложение 3. Указанные нормы представляют собой приложение табличного вида, в котором указываются виды испытаний, наименования, нормы и даются указания по их проведению. Так, при проведении капитального ремонта электрооборудования в части, например, определения условий включения трансформатора, Нормы гласят: «Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт с полной или частичной заменой обмоток или изоляции, подлежат сушке независимо от результатов измерений. Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт без замены обмоток или изоляции, могут быть включены в работу без подсушки или сушки при соответствии показателей масла и изоляции обмоток требованиям таблицы 1 (Приложение 3.1), а также при соблюдении условий пребывания активной части на воздухе. Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией должна быть не более:

1) для трансформаторов на напряжение до 35 кВ-24 ч при относительной влажности до 75% и 16 ч при относительной влажности до 85%;

2) для трансформаторов напряжением 110 кВ и более — 16 ч при относительной влажности до 75% и 10 ч при относительной влажности до 85%. Если время осмотра трансформатора превышает указанное, но не более чем в 2 раза, то должна быть проведена контрольная подсушка трансформатора»

Таким образом, при приемке капитального ремонта электрооборудования проводится несколько видов контроля: соблюдения календарного плана; наличия необходимых материалов; ремонта сопряженных агрегатов; заполнения технической отчетности; соблюдения техники безопасности; восстановления рабочего состояния. Капитальный ремонт является точкой отсчета следующего ремонтного цикла.

Цель: научиться рассчитывать периодичность работ по плановому ТО и ремонту. Составлять годовой план – график ППР оборудования.

Ход работы :

1. Выбрать номер оборудование по варианту(см. в приложении 1)
2. Вносим в пустую форму графика ППР наше оборудование.
3. На этом этапе определяем нормативы ресурса между ремонтами и простоя:
4. Смотрим приложение №1 «Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта» выбираем значения периодичности ремонта и простоя при капитальном и текущем ремонтах, и записываем их в свой график.
5. Для выбранного оборудования нам необходимо определиться с количеством и видом ремонтов в предстоящем году. Для этого нам необходимо определить количество отработанных часов оборудования ( расчет условно ведется с января месяца) ( см. приложение 2)
6. 4. Определяем годовой простой в ремонте
7. В графе годового фонда рабочего времени указываем количество часов, которое данное оборудование будет находиться в работе за вычетом простоев в ремонте.
8. Сделать вывод

Таблица 1 – Задание

Вариант

Номер оборудования

Теоретическая часть

Планово-предупредительный ремонт (ППР) – это комплекс организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, которые проводятся периодически по заранее составленному плану.

Благодаря этому предупреждается преждевременный износ оборудования, устраняются и предупреждаются аварии, системы противопожарной защиты поддерживаются в постоянной эксплуатационной готовности.

Система планово-предупредительного ремонта включает в себя следующие виды технического ремонта и обслуживания:

• еженедельное техническое обслуживание,

• ежемесячный текущий ремонт,

• ежегодный планово-предупредительный ремонт,

Ежегодный планово-предупредительный ремонт проводится в соответствии с годовым план-графиком ППР оборудования.

Составление графика ППР

Годовой график планово-предупредительного ремонта, на основе которого, определяется потребность в ремонтном персонале, в материалах, запасных частях, комплектующих изделиях. В него включается каждая единица, подлежащая капитальному и текущему ремонту.

Для составления годового графика планово-предупредительного ремонта (графика ППР) нам понадобятся нормативы периодичности ремонта оборудования. Эти данные можно найти в паспортных данных завода-изготовителя, если завод это специально регламентирует, либо использовать справочник «Система технического обслуживания и ремонта».

Имеется некоторое количество оборудования. Все это оборудование необходимо внести в график ППР.

В графе 1 указывается наименование оборудования, как правило, краткая и понятная информация об оборудовании.

В графе 2 – кол-во оборудования

В графе 3-4 – указываются нормативы ресурса между капитальными ремонтами и текущими.(см приложение 2)

Графах 5-6 – трудоемкость одного ремонта ( см табл 2 приложение 3) на основании ведомости дефектов.

В графах 7-8 – указываются даты последних капитальных и текущих ремонтов (условно принимаем январь месяц текущего года)

В графах 9-20 каждая из которых соответствует одному месяцу, условным обозначением указывают вид планируемого ремонта: К – капитальный, Т – текущий.

В графах 21 и 22 соответственно записываются годовой простой оборудования в ремонте и годовой фонд рабочего времени.

Годовой план-график планово предупредительного ремонта оборудования можно скачать здесь.

Приложение 1

НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

№ п/п

Наименование оборудования

Нормативы ресурса между ремонтами

Время простоя оборудования

Т

К

Т

К

Кран мостовой Q=3.2т

Токарно — винторезный станок 1М63

Токарно — винторезный станок 16К20

Наждак

Машина листогибочная ИВ 2144

Пресс ножницы комбинированные НБ 5221Б

Зигмашина ИВ 2716

Ножницы кривошипные Н3118

Трансформатор сварочный

Машина листогибочная трехволковая ИБ 2216

Отделочно-расточной вертикальный станок 2733П

Зигмашина ВМ С76В

Трансформатор сварочный ТДМ 401-У2

Выпрямитель для дуговой сварки ВДУ — 506С

Кран мостовой Q=1т

Вертикально — фрезерный станок 6М13П

Выпрямитель для дуговой сварки ВДУ — 506С

Вертикально — сверлильный станок ГС2112

Вертикально-фрезерный станок 6М13П

Полуфвтомат сварочный

Кран мостовой Q=3.2т

Токарно — винторезный станок 1М63

Токарно — винторезный станок 16К20

Наждак

Вертикально — фрезерный станок 6М13П

Приложение 2

Учет времени работы оборудования

№ п/п

Наименование оборудования

Месяц года

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Кран мостовой Q=3.2т

Токарно — винторезный станок 1М63

Токарно — винторезный станок 16К20

Наждак

Машина листогибочная ИВ 2144

Пресс ножницы комбинированные НБ 5221Б

Зигмашина ИВ 2716

Ножницы кривошипные Н3118

Трансформатор сварочный

Машина листогибочная трехволковая ИБ 2216

Отделочно-расточной вертикальный станок 2733П

Зигмашина ВМ С76В

Трансформатор сварочный ТДМ 401-У2

Выпрямитель для дуговой сварки ВДУ — 506С

Кран мостовой Q=1т

Вертикально — фрезерный станок 6М13П

Выпрямитель для дуговой сварки ВДУ — 506С

Вертикально — сверлильный станок ГС2112

Вертикально-фрезерный станок 6М13П

Полуфвтомат сварочный

Кран мостовой Q=3.2т

Токарно — винторезный станок 1М63

Токарно — винторезный станок 16К20

Наждак

Вертикально — фрезерный станок 6М13П

Предисловие | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | |

ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-МУ ИЗДАНИЮ

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы одной из важнейших задач является обеспечение всемерного роста эффективности и интенсификации общественного производства, усиление режима экономии и повышение качества работы. Эти задачи имеют непосредственное отношение к деятельности ремонтных служб, где организация производства ремонтов, их стоимость и качество, производительность труда и степень его механизации резко отстают от тех же показателей основного производства.

Применительно к энергетическому оборудованию и сетям можно выделить две основные категории трудовых и материальных затрат, возникающих в процессе производства, в том числе и в процессе выполнения заданий пятилетки.

Первая группа затрат связана с убытками, являющимися следствием внеплановых остановок и аварий энергетических установок, которые, с одной стороны, влекут за собой нарушение производственного процесса, простои энергетического и технологического оборудования, снижают коэффициент использования основных фондов предприятий, с другой стороны, вызывают необходимость восстановления работоспособности энергетического оборудования и сетей.

Вторая группа затрат определяется расходами трудовых и материальных ресурсов непосредственно на ремонт и поддержание энергетического оборудования и сетей в состоянии эксплуатационной готовности. Существенное значение здесь также имеет снижение плановых простоев энергетического оборудования и сетей из-за ремонта.

За последние годы многие министерства и ведомства разработали отраслевые системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) энергетического оборудования или включили вопросы его ремонта в системы ППР технологического оборудования. Различный подход к разработке отраслевых систем ППР определяет различную степень их разработки, большой диапазон значений ремонтных нормативов для однотипного оборудования, различную структуру и построение самих систем.

Анализ десятков отраслевых систем ППР энергетического оборудования дает основание сделать вывод, что, поскольку промышленные предприятия страны укомплектованы в основном серийным отечественным энергетическим оборудованием общепромышленного назначения, требования к технической эксплуатации и безопасному обслуживанию которого определены соответствующими общесоюзными Правилами, необходимо создание единой общесоюзной системы ППР энергетического оборудования и сетей. Отраслевые системы ППР должны основываться на единой системе и отражать лишь специфику номенклатуры и условий эксплуатации энергетического оборудования и сетей той или иной отрасли.

Комиссия по ремонту энергетического оборудования Комитета ВСНТО по промышленной энергетике, рассматривая вопрос о создании типовой системы ППР, приняла аналогичные рекомендации.

По поручению Госэнергонадзора Минэнерго СССР коллективом авторов разработана предлагаемая система ППР оборудования и сетей промышленной энергетики (ППРОСПЭ). Учитывая, что такая вневедомственная система ППР разработана впервые, авторы сочли необходимым дать некоторые теоретические предпосылки к разработке ремонтных нормативов и установить соответствующую терминологию.

Предлагаемая система имеет существенные отличия от ранее изданных ведомственных систем ППР энергетического оборудования. Особое значение придается в ней продолжительности и структуре ремонтного цикла как основным факторам снижения ремонтных затрат при обеспечении требуемой надежности работы энергетического оборудования и сетей. Именно это и определяет ее экономичность.

Поступившие после первого издания книги письма, вопросы и рецензии помогли вскрыть некоторые недоработки и неясности, допущенные в первом издании, которые по возможности устранены в данном издании. В частности, более четко сформулирована методика определения трудоемкости технического обслуживания энергетического оборудования и сетей; развита система классификации; претерпел изменения §1-3 о путях развития централизованного ремонта; введены параграфы о диагностическом контроле состояния энергетического оборудования, об управлении качеством ремонта и технического обслуживания, о планировании мероприятий по экономии энергоресурсов; изъяты имевшиеся в некоторых главах сведения об объемах и нормах послеремонтных испытаний, изложенные в соответствующих ГОСТ и ПТЭ; внесен ряд других изменений и дополнений.

Изменено и название книги. Новое название точнее отражает ее задачи и содержание.

Объем книги и ее целенаправленность не дали возможности учесть все поступившие пожелания и замечания. Так, пожелания о дополнении гл.10 интегральными нормативами для конкретных моделей наиболее распространенного технологического оборудования авторы считают практически невыполнимыми.

Общий тон писем благожелательный, авторы писем и рецензий одобряют выход книги, ее теоретическую и нормативную части. Авторы относят это в первую очередь за счет отсутствия в издаваемой литературе обобщающих и директивных материалов по планово-предупредительному ремонту оборудования и сетей промышленной энергетики.

Много труда вложил в редактирование книги покойный Е. Л. Маршак, помогавший авторам с большим тактом и широкой инженерной эрудицией.

Все замечания и пожелания по книге следует направлять по адресу: 113114, Москва, М-114, Шлюзовая наб., д. 10, изд-во «Энергия».

Текущий, средний и капитальный ремонты машин  
Увеличение межремонтных сроков службы многих видов рабочих машин бывает оправдано лишь в том случае, если при этом достигается экономия ремонтных средств. Допустим, фактическая стоимость текущего ремонта будет систематически превышать суммарную нормативную стоимость текущего, среднего и капитального ремонтов, приходящуюся на один час работы машины. Тогда экономически более целесообразно ставить машину в капитальный ремонт. Ясно, что дальнейшая эксплуатация рабочей машины нецелесообразна, если фактические затраты только по текущему ремонту превысят общую суммарную стоимость всех видов обслуживания и ремонта, приходящуюся на один час работы. При определении экономической целесообразности капитального ремонта машины необходимо учитывать и дополнительную экономию на постоянной части накладных расходов, которую дает увеличение межремонтного срока службы.  

Характеристика работ. Текущий, средний и капитальный ремонт, монтаж, проверка, регулировка и испытание средней сложности оборудования, силовых установок, агрегатов, машин, ответственных узлов и механизмов. Слесарная обработка и шабрение деталей и узлов по 3—4-му классам точности.  

В процессе эксплуатации отдельные элементы основных фондов снашиваются неравномерно. Поэтому, для того чтобы основные фонды нормально функционировали в течение всего срока их службы, необходимо своевременное периодическое проведение ремонтов для восстановления их работоспособности. В зависимости от сложности, объема и продолжительности различают три вида ремонта текущий, средний и капитальный. При текущем ремонте заменяются или восстанавливаются отдельные узлы машин и оборудования. Средний ремонт производится по зданиям и сооружениям и состоит в частичной замене изношенных деталей и конструкций. Затраты на текущий и средний ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года, возмещаются за счет эксплуатационных расходов и относятся непосредственно на себестоимость строительно-монтажных работ. При капитальном ремонте производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных конструкций и узлов, В процессе капитального ремонта осуществляется модернизация морально устаревших основных фондов, направленная на усовершенствование, повышение технического уровня и улучшение экономических показателей.  
Существуют следующие виды ремонтов текущий, средний и капитальный. При текущем ремонте производится частичная разборка машины с заменой некоторых изношенных деталей и регулировка узлов (на месте производства работ). Средний ремонт — замена и ремонт узлов и деталей с более полной разборкой машины. При капитальном ремонте — полная разборка машины и ремонт всех неисправных деталей (на ремонтных заводах).  
Для отдельных видов машин имеется своя специфика в классификации ремонтов. Так, для тепловозов нет большой разницы между средним и капитальным ремонтом, поэтому взамен их предусматривается единый вид заводского ремонта. Применительно к тепловозам различают два основных вида ремонта текущий и большой (или заводский).  
Касаясь первого этапа, следует отметить, что различают текущий (мелкий, средний) и капитальный ремонты. Капитальный ремонт машин, механизмов, зданий, сооружений, коммуникаций может быть связан с заменой средств труда, их обновлением. Существуют две формы такой замены. Во-первых, замена отдельных элементов средств труда новыми, имеющими аналогичные характеристики. Это предполагает восстановление утраченных свойств основного капитала. Во-вторых, модернизация, реконструкция производства, предполагающая совершенствование всей системы машин, улучшение ее технико-экономических характеристик, повышение эффективности производства.  
Финансирование средних и капитальных ремонтов осуществляется из фонда амортизации, а затраты на их проведение почти равноценны. Поэтому нами предлагается упростить структуру ремонтного цикла оборудования на предприятиях, упразднив средние ремонты (как это уже сделано в химической промышленности). При этом увеличится количество капитальных ремонтов машины за срок ее службы при сохранении суммарной стоимости и трудоемкости ремонтов. На предприятиях химической промышленности в настоящее время ремонтный цикл оборудования состоит из капитального и текущих (малых) ремонтов. При этом упростилось планирование ремонтных работ.  
Различают капитальный, средний и текущий ремонт основных фондов. Капитальным ремонтом машин, оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, замена или восстановление основных его деталей и узлов. По зданиям и сооружениям капитальным является ремонт, при котором производится замена изношенных конструкций на более прочные и экономичные (за исключением фундаментов и стен зданий, труб подземных сетей, опор мостов, линий электропередач и др.). Средний ремонт меньше капитального по объему, при нем производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года. В учете оба эти вида ремонта объединяются. Источниками финансирования капитального и среднего ремонта могут быть амортизационный фонд, ссуды банков, средства фондов развития производства и социально-культурных мероприятий. Наибольший удельный вес среди них занимают средства амортизационного фонда на капитальный ремонт. Поэтому обычно общая сумма источников финансирования аккумулируется и отражается на счете Амортизационного фонда.  
Активная часть основных фондов, естественно, изнашивается и морально стареет быстрее, чем, например, здания. Поэтому в процессе эксплуатации газопровода в первую очередь модернизируют компрессорные агрегаты, КИП и А. Более интенсивный износ машин и оборудования приводит к необходимости их более быстрой замены и к относительно частому проведению капитальных, средних и текущих ремонтов.  
Активная часть основных фондов, естественно, изнашивается и морально стареет быстрее, чем, например, здания. Поэтому в процессе эксплуатации нефтепровода, газопровода, нефтебазы в первую очередь модернизируются компрессорные и насосные агрегаты, а также оборудование для замера уровня нефти и нефтепродуктов, КИП и автоматика. Более интенсивный износ машин и оборудования приводит к необходимости их более быстрой замены и к относительно частому проведению капитальных, средних и текущих ремонтов.  
Капитальный ремонт должен обеспечить ремонт всех сооружений, оборудования и машин с их полной разборкой. При капитальном ремонте должна быть полностью восстановлена дееспособность оборудования. Все виды работ осуществляют в определенной последовательности. В течение периода между двумя капитальными ремонтами неоднократно производят плановые осмотры, текущие и средние ремонты. Этот период от одного до другого капитального ремонта называют ремонтным циклом. Количество и порядок чередования ремонтов и профилактических осмотров составляют структуру ремонтного цикла. Время между двумя любыми смежными ремонтами называется межремонтным периодом.  
Дело в том, что при определении общего объема продукции машиностроения и металлообработки имеет место повторный счет (внутриотраслевой оборот), удельный вес которого примерно 30%. При определении же объемов капитальных вложений и вложений в оборудование такого повторного счета нет. Кроме того, продукция машиностроения и металлообработки оценивается в определенных неизменных ценах, тогда как оборудование, приобретаемое за счет капитальных вложений, оценивается в текущих (прейскурантных) ценах. Наконец, следует иметь в виду, что темпы прироста общего объема продукции машиностроения и металлообработки характеризуют в среднем увеличение объема всех ее частей, тогда как отдельные части ее могут иметь различный темп прироста. Так, например, объем производства предметов широкого потребления (группа Б) за последние годы возрос примерно на 18—20%, тогда как продукция капитального ремонта возросла только на 9—10%. Так обстоит дело со сбалансированностью объема производства машин и оборудования, с величиной планируемых средств на их приобретение. Что касается части общего объема продукции машиностроения и металлообработки, приобретаемой не за счет капиталовложений, а за счет других средств, то в восьмой пятилетке положение здесь в общих чертах характеризовалось следующим. Объем производства продукции народного потребления, который в принципе должен соответствовать платежеспособному спросу населения, еще не соответствовал последнему. Многие предметы народного потребления длительного пользования, как-то легковые автомобили, бытовые холодильники, телевизоры высоких классов и др., к концу пятилетки оставались дефицитной категорией товаров.  
При планировании структуры ремонтного цикла (виды и последовательность чередования плановых ремонтов) исходят из того, что в каждой электрической машине и трансформаторе наряду с быстроизнашивающимися узлами и деталями (щетки, подвижные и неподвижные контакты, подшипники и др.), восстановление которых обычно проводится путем их замены на новые или путем незначительного ремонта, имеются узлы и детали с большим сроком износа (обмотки, магнитопроводы, механические детали и т.п.), восстановление которых проводится путем достаточно трудоемкого и занимающего много времени ремонта. Поэтому во время эксплуатации между капитальными ремонтами проводятся текущие (или средние) ремонты оборудования .  
Различают два основных вида ремонта машин эксплуатационный и капитальный. Эксплуатационный ремонт производится в целях постоянного поддержания работающей машины в технически исправном состоянии и включает в себя текущий и средний ремонт.  
Физический износ определяет прежде всего сроки службы машин до очередного капитального ремонта. Промежуток времени между двумя капитальными ремонтами называется ремонтным циклом. Для нового оборудования ремонтный цикл определяется временем до первого капитального ремонта. В промежутке между двумя капитальными ремонтами проводят средний и текущий ремонт машин, а также межремонтное обслуживание осмотр, чистку, смазку и т. д. Чередование различных видов ремонта и межремонтного обслуживания в определенной последовательности и через определенные промежутки времени называется структурой ремонтного цикла. Время между двумя очередными ремонтами данного вида называется периодичностью ремонта или межремонтным периодом. Нормы межремонтных периодов необходимы для целей планирования и финансирования ремонтов. Определение длительности межремонтного периода машин является основой действующих систем планово-предупредительного ремонта.  
Система ППР состоит в том, что технический уход за счет-. ными машинами и их ремонт осуществляются строго по плану с выполнением следующих видов работ текущего ухода, систематического осмотра, текущего ремонта, среднего ремонта, капитального ремонта.  
Средний ремонт производится с разборкой машины на основные узлы и механизмы, которые по мере надобности также разбираются до отдельных деталей. При этом изношенные детали заменяют или реставрируют, а при сборке машины ее механизмы тщательно регулируют. При среднем ремонте машина промывается, прочищается и смазывается. Этот ремонт должен обеспечить нормальную работу машины до капитального ремонта, хотя, разумеется, до него возможен текущий ремонт.  
Под капитальным ремонтом понимается такой вид крупного ремонта, который связан со сменой всех износившихся частей и деталей и, как правило, предполагает полную разборку, чистку и проверку оборудования. Средний ремонт предполагает обычно частичную разборку оборудования, замену изношенных деталей, проверку точности работы. Малый (текущий) ремонт предусматривает простые ремонтные работы, связанные с повседневной эксплуатацией основных фондов (устранение мелких повреждений, замена отдельных частей, не требующая разборки машины).  
Технический уход за оборудованием и мелкий текущий ремонт с наладкой включают периодические осмотры машин (без их разборки), устранение мелких дефектов и неполадок, чистку и смазку машин и аппаратов. Периодические осмотры проводятся перед капитальным и средним ремонтом для составления ведомости дефектов. Периодичность смазки и чистки определяется конструктивными особенностями и условиями эксплуатации машины, характером и методом смазки.  
Экспертная оценка весьма объемиста и трудоемка, в связи с чем для ее выполнения привлекаются работники НИИ, вузов, проектных и ремонтных организаций. Обычно обследование приурочивается к капитальному или среднему ремонту машины часто оно осуществляется во время переоценок основных фондов. Наибольшая точность достигается, когда степень изношенности устанавливается отдельно по базовым и сменным деталям. За основу оценки принимается изношенность базовых деталей. Высокая степень износа сменных деталей свидетельствует о необходимости проведения того или иного вида текущих ремонтных работ.  
Средний ремонт по техническому содержанию, сложности, объему работ и периодичности приближается или к капитальному, или к текущему ремонту. По таким основным машинам, как экскаваторы, краны и др., средний ремонт производят (как и капитальный) с периодичностью свыше одного года по ряду других машин средний ремонт осуществляют (как и текущий) в течение каждого года.  
Потребность в трелевочных тракторах определяется исходя из планируемых объемов вывозки древесины и наличия парка специальных машин, применяемых для вывозки древесины. Расчет потребности в тракторах для добычи нефти, газа и геологоразведочных работ ведется исходя из планируемых объемов бурения для добычи торфа — объемов добычи фрезерного торфа, подготовки новых и ремонта эксплуатируемых торфяных площадей для дорожных работ — объемов строительства новых автомобильных дорог, капитального, среднего и текущего ремонтов и состояния автомобильных дорог.  
Ремонт является одной из форм восстановления (воспроизводства) основных средств (фондов), которые изнашиваются и утрачивают со временем свои эксплуатационные качества. Под ремонтом понимают комплекс операций по восстановлению исправности орудий труда или их составных частей с учетом использования возможностей улучшения их параметров (производительности, мощности, надежности и т. д.). В соответствии с принятой в России методологией ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования и других основных средств делится на капитальный и текущий. Промежуточное положение между ними занимает средний ремонт с периодичностью свыше одного года. Капитальный ремонт выполняют с целью восстановления исправности ресурса инвентарного объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Текущий ремонт производят для обеспечения или восстановления работоспособности изделия, и он состоит в замене от-  
Текущий ремонт, который в свою очередь делится на малый — замена или ремонт сменных деталей и регулирование механизмов средний — замена или восстановление изношенных деталей, частичная разборка машин средние ремонты по периодичности более года относятся к капитальным, и затраты на их проведение учитываются в нормах амортизации.  
В общую сумму затрат Ср включаются затраты на проведение только капитальных и средних ремонтов (включая стоимость модернизации). В ряде случаев в эту сумму могут быть включены также затраты, связанные с ремонтным обслуживанием машины (стоимость текущих ремонтов, сменных запасных частей и т. п.) за весь срок ее службы.  
Наибольшее количество материалов расходуется при ремонте и эксплуатации орудий труда клиновых ремней, ролико-втулочных цепей, стальных и пеньковых канатов для передачи мощности от двигателя к насосам, лебедкам, роторам и другим машинам и механизмам, сменных деталей и узлов при текущем, среднем и капитальном ремонтах машин и оборудования геологоразведочных партий, буровых установок и агрегатов, станков-качалок, систем сбора и транспорта нефти и газа, установок по подготовке нефти и газа, а также других видов материалов.  
Согласно действующим в нефтеперерабатывающей промышленности нормативам средний ремонт технологических установок и аппаратов це проводится . Они проходят только текущие и капитальные ремонты. Для машин же (насосов, компрессоров, вентиляторов, турбо-, воздухо-и газодувок, редукторов, мельниц, формовочных машин для таблетирования и др.) установлены малые, средние и капитальные ремонты.  
Характеристика работ. Обслуживание газогенераторной станции, оборудованной мощными установками типа ГИАП и т. п., работающими на твердом топливе, а также высокопроизводительных газогенераторных станций, имеющих газгольдерное хозяйство и установки тонкой очистки газа. Пуск и остановка всех механизмов машинного отделения газогенераторных станций, приводных устройств, систем передач компрессоров, насосов, вентиляторов. Наблюдение за работой паровых, водяных, воздушных и газовых трубопроводов, очистительной аппаратуры, скрубберов и контрольно-измерительных приборов. Обеспечение нормальной работы газгольдеров, конденсатоотводчиков, инжекторов и регулятора давления газа. Наблюдение за отопительной системой газгольдеров и уровнем масла на затворе шайбы. Определение по шуму, стуку и нагреву неисправностей в работе обслуживаемого оборудования и устранение их. Выполнение текущего ремонта и участие в среднем и капитальном ремонтах оборудования станции. Ведение контрольных и учетных записей о работе оборудования газогенераторных и газоочистительных установок.  
Различают текущий, средний и калитальный ремонты. Если устраняются небольшие повреждения, заменяются отдельные мелкие части, не требующие разборки машин, производится побелка зданий, то такой ремонт называют текущим. Ремонт, при котором производится частичная разборка оборудования, проверяется точность его работы, заменяются отдельные изношенные узлы и детали, называют средним. При капитальном ремонте осуществляется полная разборка, чистка и регулировка оборудования, замена всех изношенных частей, узлов и деталей, перекладываются перекрытия здания и т. д.  
Особо сложное оборудование приготовительно-прядильного, приготовительно-ткацкого, прядильного и ткацкого производств хлопчатобумажной промышленности, подлежащее наладке, текущему и профилактическому ремонту, сдаче в средний и капитальный ремонт и приему из ремонта двухбарабанные чесальные машины типа ЧМД-4, ленточные типа Л2-5О, ЛА-54-500, пневмомеханические прядильные машины (типа БД, роторные типа ПК-100), мотальные автоматы марки Аутоеук , АМК-150, автоматические челночные и бесчелночные ткацкие станки  

Особо сложные машины и оборудование трикотажного производства, подлежащие наладке, текущему и профилактическому ремонту, сдаче в средний и капитальный ремонт и приему из ремонта круглочулочные вязальные машины 28—34-го классов и выше, в том числе высокопроизводительные автоматы, управляемые при помощи электронных устройств плосковязальные (котонные) машины для выработки чулочно-носочных изделий и верхнего трикотажа, кругловязальные трикотажные жаккардовые машины основовязальные машины по выработке трикотажного полотна и основовязальные машины типа Супер-Гарант и Барфус для выработки кружевного полотна  
Техническое обслуживание, наладка, текущий и профилактический ремонт, сдача в средний и капитальный ремонт и прием из ремонта особо сложных машин и оборудования трикотажного производства круглочулочных вязальных машин 28—34-го классов и выше, плосковязальных (котонных) машин для выработки чулочных изделий и верхнего трикотажа, кругловязальных трикотажных жаккардовых машин, основовязальных машин по выработке трикотажного полотна и основовязальных машин типа Супер-Гарант и Барфус для выработки кружевного полотна, крутильных, чесально-ворсовальных и др.  
РЕМОНТ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ — совокупность технико-экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным или полным восстановлением потребительной стоимости основных фонда в (средств тру да). В зависимости от характера повреждений и степени износа отдельных составных частей устройств, а также от трудоемкости восстановительных работ различают текущий (малый), средний и капитальный ремонты. При текущем ремонте осуществляются замена или ремонт сменных деталей и регулирование механизмов. Средний ремонт-более сложный — замена или восстановление изношенных деталей, частичная разборка машины, восстановление ее основных характеристик, предусмотренных ГОСТом и ТУ, а также попутное проведение малого ремонта (средние Р. при периодичности более года относятся к капитальным). Все виды Р. осуществляются в планово-предупредительном порядке. Потребность в материалах на РЭН (ремонтно-эксплуатацион-ные нужды) устанавливается в зависимости от особенностей ремонта и вида основных фондов (см. методы определения потребности потребность в средствах производства). Расходы по текущему и среднему Р. включаются в издержки обращения. Капитальный ремонт производится за счет амортизационного фонда (см. Амортизация основных фондов).  
Коэффициент технического использования машины (кт.и) определяется путем отношения времени полезной отдачи машины (наработка в часах) за определенный период (например, между двумя средними или капитальными ремонтами) — ВПОл к сумме времени Впол + ВТр + Вто, где Втр — время простоев машины из-за ее текущих ремонтов, Цр0 — время ее простоев, вызванных техническим обслуживанием, , е.  
Средний ремонт отличается от текущего несколько большим объемом работ. Он предусматривает частичную разработку машины, замену неисправных узлов и отдельных деталей, которые не могут нормально работать до очередного ремонта, проверку, регулировку и наладку всей машины. Так, при среднем ремонте автомобиля производятся замена двигателя, требующего капитального ремонта1, углубленная проверка технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных при этом неисправностей, замена и ремонт, деталей (кроме базисных), окраска кузова, ремонт обивки, нанесение атикоррозийных покрытий и другие ремонтные работы, обеспечивающие восстановление эксплуатационных качеств всего автомобиля.  
На крупных и средних нефтеперерабатывающих предприятиях внедряется внутризаводская централизация ремонтных работ. Для этого на базе существующих цехов и ремонтных групп технологических и вспомогательных цехов создаются ремонтно-механичес-кие управления, которые выступают как самостоятельные хозрасчетные подразделения предприятия, выполняющие текущий ремонт всего оборудования технологических и вспомогательных цехов предприятия, зданий и сооружений, а также капитальный ремонт насосно-компрессорного, вентиляционного и прочего машинного оборудования и арматуры.  
Изменение структуры основных фондов, сроков их службы, затрат на капитальный ремонт, появление новых видов средств труда потребовали разработки новых дифференцированных норм А., к-рые соответствовали бы совр. условиям воспроизводства основлых фондов. 1 1961 Советом Министров СССР принято пи-становление о новых нормах амортизации, к-рые вводятся в действие с 1 янв. 1963. Новые нормы являются едиными для всех отраслей пар. х-ва они обязательны для применения всеми гос- хозрасчетными предприятиями и орг-циями независимо от их ведомственной подчиненности. Особые условия работы средств труда в отдельных отраслях и предприятиях (напр., влияние агрессивной среды и т. н.) учитываются с помощью спец. коэффициентов. В целях точного исчисления амортизационных сумм новые нормы дифференцированы и.о значительно более широкому кругу средств труда, чем в 1930. Важнейшая особенность принятых норм состоит в том, что они учитывают моральный износ оборудования. Это нашло отражение в сокращении, сроков службы ряда объектов и увеличении затратна Модернизацию отдельных машин н агрегатов, включенных в состав амортизационных отчислений па капитальный ремонт. Новые нормы капитального ремонта включают также затраты на средний ремонт, к-рый осуществляется реже одного раза в год н по своей экопомнч, природе не отличается от капитального. Раньше затраты на такой ремонт финансировались как затраты на текущий ремонт. Определение сроков службы основных фондов с учетом морального износа, а также включение в состав капитального ремонта части затрат на модернизацию н средний ремонт обусловили увеличение вновь вводимых норм по сравнению с ранее действовавшими. Дополнительные расходы, связанные с увеличением норм на капитальный ремонт, компенсируются соответствующим уменьшением затрат на текущий ремонт и  
Капитальный ремонт новых грузовых автомобилей выполняется после пробега 90—100 тыс. км, прошедших капитальный ремонт — после пробега 80—90 тыс. км. Виды технич. обслуживания и эксплуатационного (гаражного) ремонта ежедневное технич. обслуживание (ЕО), первое технич. обслуживание (ТО-1) через 800 км, второе технич. обслуживание (ТО-2) — через 4000 км, сезонное технич. обслуживание (СО) — два раза в год. текущий ремонт, средний ремонт. Стоимость технич. обслуживания и эксплуатационного ремонта на 1000 км пробега грузовых автомобилей составляла в 1963 ГАЗ-51 — 16,6 руб., ЗИЛ-150 — 19,8 руб., МАЗ-200— 40,2 руб. Из других средств колесного транспорта на межцеховых и внутрицеховых перевозках применяются электрокары грузоподъемностью 0,75—2,0 т с подъемной или неподъемной платформой, аккумуляторные погрузчики грузоподъемностью 0,5 0,75 1,5 и 3 то на внутризаводских перевозках — автотягачи с 1—3 прицепными тележками, автопогрузчики 3,5 и 10 т. Погрузчиками грузы транспортируются на расстояние до 200 м. Погрузчики, так же как и электрокары с грузоподъемной платформой, относятся к категории подъемно-транспортных машин.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *