Постоянное представительство иностранной организации считается образованным

Нужно ли заключать трудовой договор с директором / главой представительства / филиала иностранного юридического лица? Директор / глава представительства / филиала — иностранный гражданин и гражданин Российской Федерации. Есть ли разница при заключении трудового договора с директором / главой с филиалом или представительством? Можно ли рассматривать директора / главу представительства / филиала иностранного юридического лица как уполномоченного представителя, действующего по доверенности, а не как штатную единицу? Примечание: директор / глава представительства / филиала иностранного юридического лица действует на основании доверенности, выданной иностранным юридическим лицом. Иностранные граждане не хотят заключать трудовые договоры на территории Российской Федерации, так как: приезжают в Россию на два-три дня в год или не приезжают; направляют распоряжения по электронной почте; не хотят получать разрешение на работу, так как это долгий и требующий финансовых затрат процесс; не хотят получать заработную плату в рублях и платить налоги. Предусмотрено ли наказание за не заключение трудового договора с директором / главой представительства / филиала? Рассматривается ли не заключение трудового договора с директором / главой представительства / филиала как нарушение норм трудового права? Если нужно заключать трудовой договор, то какой день можно считать первым днем работы? С какого дня нужно заключать трудовой договор (например, со дня внесения в реестр представительств/филиалов)? Вследствие какой деятельности или событий представительства/филиала может быть применено наказание за не заключение трудового договора с директором / главой представительства / филиала (например, налоговой проверки или проверки трудовой инспекции)?

1. Да, нужно, если директор / глава представительства / филиала будет назначен или утвержден на соответствующую должность и фактически и с ведома работодателя будет осуществлять трудовую деятельность. Разницы в заключении трудового договора с директором / главой филиала или представительства нет.

2. Нет, нельзя, если директор / глава представительства / филиала будет назначен или утвержден на соответствующую должность.

3. Да, предусмотрено, если директор / глава представительства / филиала будет назначен или утвержден на соответствующую должность и фактически и с ведома работодателя будет осуществлять трудовую деятельность.

4. Да, рассматривается, если директор / глава представительства / филиала будет назначен или утвержден на соответствующую должность и фактически и с ведома работодателя будет осуществлять трудовую деятельность.

5. Трудовой договор необходимо заключить с момента фактического назначения директора / главы представительства / филиала на соответствующую должность.

6. Привлечение работодателя к административной ответственности за несоблюдение норм трудового законодательства возможно на основании проверки, проведенной государственной инспекцией труда.

Правовое обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе в результате:

— избрания на должность;

— назначения на должность или утверждения в должности;

— направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты (ч. 2 ст. 16 ТК РФ).

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).

Согласно ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

В соответствии со ст. 19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 2 ч. 1 ст. 356 ТК РФ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

1. Положениями статей 306-309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.
2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 268-ФЗ)
3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2-4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4.1. Факт осуществления лицом, являющимся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельности на территории Российской Федерации в связи с исполнением обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета в течение периода организации 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленного частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, при наличии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (пункт дополнительно включен с 3 августа 2010 года Федеральным законом от 30 июля 2010 года N 242-ФЗ).

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ.

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент) (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

11. Деятельность F1FA (Fdration 1nternationale de Football Association) и дочерних организаций F1FA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года, Кубка конфедераций F1FA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ)
12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации F1FA (Fdration 1nternationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) F1FA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года, Кубка конфедераций F1FA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ)
13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с F1FA (Fdration 1nternationale de Football Association), дочерними организациями F1FA деятельность вещателей F1FA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года, Кубка конфедераций F1FA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ)

Комментарий к статье 306 НК РФ

Определение постоянного представительства дано в статье 306 Налогового кодекса РФ. Это филиал, отделение, бюро, контора, наконец, участок, на котором разрабатывают полезные ископаемые. В общем, это любое обособленное подразделение иностранной организации через которое она регулярно ведет предпринимательскую деятельность.

С предпринимательством все ясно. В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса говорится, что так называется деятельность, от которой организация систематически получает прибыль, используя имущество, продавая товары, оказывая услуги или выполняя работы. Вопрос в другом: как часто иностранная фирма должна делать это, чтобы ее деятельность была признана регулярной? По мнению чиновников, если иностранная компания более двух раз в году делает что-то в России за вознаграждение, то считается, что у нее в нашей стране есть постоянное представительство.

Постоянные представительства бывают основного и агентского типа. В первом случае иностранная компания сама работает на территории России. И тогда она должна встать на учет в налоговых органах. А именно, в налоговой инспекции того региона, где собирается вести свою деятельность.

Когда иностранная организация ведет свою деятельность через агента, то есть через российскую организацию, которая наделяется определенным статусом и полномочиями, можно говорить о представительствах агентского типа. В частности, агент может заключать контракты или согласовывать условия сделок от имени инофирмы. В этом случае иностранные организации должны известить налоговый орган, где регистрируют иностранцев, и ФНС России. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента, когда подписано соглашение или заключен контракт, по условиям которого иностранная компания будет работать в России.

И все же не всякое (даже регулярное!) получение дохода на территории России означает, что у инофирмы есть постоянное представительство. Так, исключениями являются случаи, когда иностранная компания владеет акциями или долями в капитале российских организаций. То же самое касается ситуаций, в которых зарубежная фирма заключает с отечественным предприятием договор о совместной деятельности. Или действует через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг.

Кроме того, существует особая группа случаев, в которых инофирма, работая в России, может не создавать представительства. Эти исключения связаны с подготовительной и вспомогательной деятельностью. В соответствии с пунктом 4 статьи 306 Налогового кодекса РФ это происходит, когда иностранная организация открывает в России:
— склады, чтобы закупать товары;
— подразделения, чтобы собирать, обрабатывать и распространять информацию о российском рынке или рекламировать свою продукцию и т.д.

Добавим, что перечень видов деятельности, которые компания вправе вести на территории РФ, не создавая при этом постоянных представительств, может быть расширен. Речь идет о соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены между Россией и государством, где зарегистрирована инофирма. Ведь международные договоры Российской Федерации, касающиеся налогов и сборов, имеют приоритет над правилами и нормами, изложенными в Налоговом кодексе РФ. На это указано в статье 7 Налогового кодекса РФ. Кстати, это относится и к соглашениям, заключенным между СССР и иностранными государствами до 1991 года (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Консультации и комментарии юристов по ст 306 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 306 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *