Поставка

Перейти на список всех условий Инкотермс

Что означает EXW: расшифровка

Термин EXW образован от словосочетания «Ex Works»/»ExWarehouse», который переводится с английского буквально как «с завода»/»самовывоз»/»со склада». В свете Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» он используется как одно из правил, соблюдаемых сторонами международного торгового партнерства при осуществлении поставок из одной страны в другую.

Этот термин, наряду с другими понятиями, раскрываемыми Инкотермс, включается в договор купли-продажи экспорта и импорта во всех государствах, служит руководством для импортеров, экспортеров, логистов, страховщиков и других сторон процесса международной транспортировки.

Распределение рисков и обязанностей

Основная сложность при импорте на условиях EXW заключается для покупателя в таможенном оформлении товара. В этом случае целесообразно предусмотреть расходы на таможенного брокера. Он пройдет таможенные формальности с минимальными временными и финансовыми издержками.

Таким образом, условия поставки EXW ставят в неравные положения продавца и покупателя с точки зрения распределения рисков и обязанностей.

Обязательства поставщика (продавца)

Фактически у поставщика только три обязательства:

  • производство продукции в нужном объеме,
  • упаковка и маркировка,
  • предоставление доступа к грузу на своей территории и передача всех документов для экспорта.

На этом обязательства продавца исчерпаны.

Обязательства покупателя

В отличие от других терминов Инкотермс, у покупателя возникают масса обязательств и расходов, соответственно:

  • таможенные формальности (импорт и экспорт),
  • погрузочно-разгрузочные работы,
  • транспортировка,
  • страхование.

Кроме этого, продавец может потребовать компенсировать ему расходы, возникшие в результате оформления лицензии на товар, сертификата, разрешения и т.д. И покупатель обязан будет выполнять эти условия.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Переход права собственности и рисков

Моментом исполнения поставщиком своих обязательств по поставке продукции и моментом перехода прав собственности, когда речь идет о базисе поставки EXW, принято считать момент приемки товара покупателем либо грузоперевозчиком на складе/фабрике продавца.

Продавец не несет обязанность по погрузке товара, уплате таможенной пошлины (и НДС в стране прибытия), оформлению таможенной документации.

Все расходы, возникающие при вывозе товара, прохождении соответствующих процедур на границе, страховании, выстраивании логистической цепочки, ложатся на плечи покупателя.

При употреблении термина EXW всегда нужно указывать в документах месторасположение продавца.

Условия EXW не применяются только в том случае, если покупатель по тем или иным причинам не в состоянии пройти процедуру таможенного оформления груза.

Что такое франко-склад?

Франко-склад значит, что, согласно базису поставки, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю уже на складе (фабрике, заводе, иной торговой точке).

В Инкотермс есть два понятия, связанных с термином франко-склад: франко-склад поставщика (продавца) и франко-склад покупателя.

Франко-склад поставщика (продавца)

Данный термин означает базис поставки, который предусматривает переход права собственности на товары от продавца к покупателю уже на складе поставщика. В результате на покупателя, помимо оплаты за товар, ложатся следующие расходы:

  • Получение экспортной и/или импортной лицензии в зависимости от категории товара, выполнение всех формальностей на таможне, в том числе таможенные платежи.
  • Перевозка продукции до места назначения;
  • Страхование груза.

Кроме этого, покупатель обязуется:

  • Принять поставку товара сразу после того, как он будет предоставлен в его распоряжение;
  • Нести риски с момента поставки товара;
  • Нести расходы, связанные с продукцией, с момента его поставки, в том числе за несвоевременный вывоз;
  • Согласовать дату и место передачи товара;
  • Известить продавца о получении товара посредством передачи транспортных документов, направления электронного сообщения или иным способом, прописанным в договоре поставки;
  • Осуществлять предпогрузочный осмотр товара.

Со своей стороны, продавец отвечает по следующим позициям:

  • Предоставление неотгруженной в транспортное средство продукции в распоряжение покупателя в указанные в договоре дату и время;
  • Обязательства по рискам до момента поставки;
  • Надлежащее качество товара, его соответствие договору;
  • Расходы, связанные с поставляемой продукцией, до его поставки;
  • Извещение покупателя о дате и месте передачи товара;
  • Упаковка товара и ее маркировка.

Кроме этого, есть ряд и иных обязательств. Так, покупатель несет расходы и оплачивает сборы при получении документов, которые могут быть нужны для экспорта товара, для транзитной перевозки через границы других государств.

Со своей стороны, продавец обязан всячески оказывать содействие в оформлении всей необходимой документации.

Франко-склад покупателя

Франко-склад покупателя означает, что право собственности продавца на поставляемый товар утрачивается после его доставки на склад покупателя. В этом случае продавец берет на себя расходы по транспортировке груза до места назначения, несет всевозможные риски при перемещении товара. В остальном обязательства поставщика и покупателя идентичны, что и при выборе франко-склада продавца.

Перейти на список всех условий Инкотермс

Что такое франко завод?

Термин «франко завод» с указанием за ним точного наименования места поставки означает поставку продавцом товара покупателю в своем помещении или ином согласованном второй стороной договора месте. Так, если завод продавца расположен в небольшом населенном пункте, в этом случае в договоре поставки после термина EXW следует указание ближайшего крупного города, где находится франко завод. К примеру, планируется поставка на экспорт продукция Артёмовской трикотажной фабрики (г. Артем). В этом случае нужно прописать в договоре следующим образом: «EXW Владивосток, Приморский край, Российская Федерация».

Договор поставки на условиях EXW

Срочно нужно составить договор поставки на условиях EXW? Воспользуйтесь представленным ниже образцом. В составленном нами примере контракта учтены все основные моменты, раскрываемые термином Инкотермс 2010. Вам нужно будет только заполнить необходимые поля и реквизиты, и договор готов. Скачать образец внешнеторгового контракта можно совершенно бесплатно.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Что такое цена на условиях EXW?

Ценообразование при EXW отличается некоторыми особенностями, связанными с минимизацией финансовых обязательств продавца. Он отвечает лишь за наличие необходимого объема товара соответствующего качества, упакованного и маркированного, предоставление доступа на склад для погрузки.

В результате, согласно условиям поставки франко-завод, покупателю нужно будет предусмотреть определенную сумму на транспортировку продукции, его таможенное оформление и другие платежи, связанные с особенностями таможенного законодательства страны-производителя и страны, куда следует груз.

При достижении консенсуса и указания соответствующих обязательств в договоре поставки, сверх цены на продукцию в договор EXW может быть включен price за погрузку товара, его транспортировку до границы.

Подводя итоги, нужно отметить, что при отгрузке товара на условиях EXW покупателю нужно обговорить с продавцом все, вплоть до мелочей, и закрепить пункты в договоре. В противном случае есть риск увеличения расходов на импорт в результате отсутствия тех или иных документов, необеспечения своевременности поставки и т.д.

Термины международного свода правил Инкотермс являются важным инструментом торговли. Их включают в договоры купли-продажи по всему миру, чтобы дать руководство к действию импортерам, экспортерам, юристам, перевозчикам и страховщикам. Неправильно применённый термин может разрушить цепочку поставки.

Что такое Инкотермс 2010

Инкотермс (International commerce terms) – товарный знак Международной торговой палаты. Это свод правил с терминами, применяющийся в национальной и международной торговле.
Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – сборник общепризнанных международных правил, которые используют для обозначения правительственные органы, юридические компании и коммерсанты во всем мире. Сфера действия терминов из сборника Инкотермс 2010 касается прав и обязанностей всех задействованных сторон, заключающих договоры купли-продажи. Новые правила с поправками начали действовать 1 января 2011 года.
Сколько в Инкотермс торговых терминов
Главная цель Инкотермс — использование терминов в коммерческих целях, выбирая между:
— минимальными обязанностями продавца предоставлять покупателю товары в своих помещениях (EXW);
— широкими обязанностями продавца по передаче товара перевозчику, которого сам выбирает, оплачивает перевозку (CFR,CPT) и осуществляет страхование от всевозможных рисков (CIF), либо для перевозки номинированному покупателем перевозчику (FCA,FAS,FOB);
— максимальными обязанностями продавца по передаче груза в пункте назначения (DAT,DAP,DDP).
Часто Инкотермс критикуют за слишком большое количество терминов. Многих интересует вопрос: можно ли сократить их число, чтобы стороны могли выбирать передачу товара в месте покупателя, либо в месте продавца. В коммерческой практике есть несколько моделей торговли для различных грузов. Сырьевые товары: зерновые, руда, уголь или нефтепродукты часто перевозятся на специально зафрахтованных судах, принимающие товар к перевозке исключительно в виде полной отгрузки. В таком случае конечный покупатель вообще неизвестен, так как товар могут перепродать во время транспортировки. Если конечный покупатель все-таки известен, то он не готов взять на себя все расходы и риски, которые могут появиться в стране продавца. Это объясняет необходимость морских терминов, которые все еще используют в международной торговле.
Морские термины Инкотермс 2010 будут неуместны при поставке готовых изделий. Многим коммерсантам рекомендуется использовать один из терминов Инкотермс, который предназначен для передачи товара в месте нахождения покупателя (DDP, DAP и DAT), либо на предприятии продавца (FCA или EXW). Часто транспортировку готовой продукции доверяют провайдерам логистики, но в этом случае придется постоянно общаться с другой стороной. Тогда будет не практично применять термины CIP или CPT, по условиям которых продавец заключает договор, а все остальное предоставляет покупателю.

  • Что такое Инкотермс: как и где используется

11 терминов Инкотермс 2010. Правила толкования

Термины, которые входят в состав правил Инкотермс, обозначены трехбуквенными аббревиатурами, где первая буква указывает на момент и место перехода обязательств от продавца к покупателю:

— E — обязательства переходят к получателю в момент отправки и в месте отправки груза;
— F — точка перехода обязательств – терминал отправки груза, но только в том случае, если основная часть поставки не оплачена;
— С — оплата основной части перевозки осуществляется в полной мере, а обязательства переходят в тот момент, когда груз поступит в терминалы прибытия;
— D — так называемая «полноценная доставка» с переходом обязательств в момент, когда покупатель принимает товар.
Основные 11 терминов Инкотермс 2010 распределили на 2 группы:
Правила, которые касаются любого вида или нескольких видов транспорта:
1) EXW Ex Works / Франко завод
«Ex Works / Франко завод» обязывает продавца осуществлять поставку в тот момент, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях – на складе, на предприятии или в другом согласованном месте. Продавец не обязан предоставлять погрузку и выполнять другие формальности, связанные с вывозом товара.
2) FCA Free Carrier / Франко перевозчик
«Free Carrier / Франко перевозчик» расшифровывается как передача товара продавцом перевозчику или другому лицу, которого номинировал покупатель. Передача происходит в помещениях продавца или в другом ранее оговоренном месте. В таком случае стороны должны четко согласовать место поставки, так как в этом пункте все риски переходят на покупателя.

  • Поставка FCA франко-перевозчик: понятие, обязанности сторон и нюансы

3) CPT Carriage Paidto / Перевозка оплачена до
«Carriage Paidto / Перевозка оплачена до» – это передача груза продавцом перевозчику или номинированному лицу продавцом, которая осуществляется в согласованном сторонами месте. При этом продавец должен оформить договор перевозки и взять на себя ответственность за расходы, которые связаны с доставкой товара до согласованного места.
4) CIP CarriageandInsurance Paidto / Перевозка и страхование оплачены до
«CarriageandInsurance Paidto / Перевозка и страхование оплачены до» — термин, который обязывает продавца передать товар перевозчику или другому лицу, которого номинировал продавец, в оговоренном сторонами месте. Кроме этого поставщик должен заключить договор перевозки и взять на себя все расходы во время перевозки. Они потребуются для доставки груза в место назначения. Помимо этого продавец должен оформить договор страхования, который покроет все риски, связанные с утратой или повреждениями товара во время транспортировки.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки

5) DAT Delivered at Terminal / Поставка на терминале
«Delivered at Terminal / Поставка на терминале» устанавливает, что продавец должен осуществить поставку только тогда, когда товар, который разгрузили с прибывшего ТС, предоставлен покупателю в согласованном сторонами терминале поименованного порта. Данный термин обозначает любое место: авиа-, железнодорожный или автомобильный терминал, контейнерный двор, склад или причал. За доставку и разгрузку товара в терминале отвечает продавец.
6) DAP Delivere dat Place / Поставка в месте назначения
«Delivered at Place / Поставка в месте назначения» обозначает, что продавец должен осуществить поставку тогда, когда товар на ТС доставили до покупателя в заранее оговоренное сторонами место. Риски, которые связаны с транспортировкой груза, лежат на продавце.
7) DDP Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин
«Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин» – это поставка, которую осуществляет продавец, когда груз, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для импорта, на ТС предоставлен покупателю. За риски и расходы, связанные с транспортировкой товара до места назначения, обязан нести ответственность продавец. Он должен выполнить формальности на таможне, возникающие во время вывоза и ввоза товара, и уплатить необходимые сборы.
Правила для морского или внутреннего (речного) водного транспорта:
8) FAS Free Along side Ship / Свободно вдоль борта судна
«Free Along side Ship / Свободно вдоль борта судна» обозначает, что продавец будет считаться выполнившим свои обязательства, которые связаны с поставкой, когда разместит товар вдоль борта судна (т.е. на барже или причале), номинированного покупателем в согласованном порту. В тот же момент происходит переход рисков с продавца на покупателя.
9) FOB Freeon Board / Свободно на борту
«Freeon Board / Свободно на борту» устанавливает, что продавец обязуется поставить товар на борт судна, которое номинировано покупателем, в ранее оговоренном порте, или обеспечивает предоставление товара таким образом. Когда товар находится на борту судна, происходит переход рисков за повреждение или утрату товара с продавца на покупателя. С того момента расходы за товар несет покупатель.
10) CFR Cost and Freight / Стоимость и фрахт
«Cost and Freight / Стоимость и фрахт» обозначает, что продавец обязуется доставить товар на борт судна или предоставить товар таким образом. Когда товар окажется на судне, происходит переход рисков за повреждение или утрату товара. Фрахт и расходы, которые связаны с доставкой товара до оговоренного порта, оплачивает продавец, заранее заключив договор.
11) CIF Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт
«Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт» обозначает, что продавец обязуется осуществить поставку товара на борт судна либо предоставить товар, который поставлен таким образом. Когда товар будет на судне, происходит переход рисков повреждения или утраты товара. Фрахт и расходы, которые потребуются для транспортировки товара до порта назначения, оплачивает продавец, заключив договор. Помимо этого он оформляет договор страхования, который будет покрывать всевозможные риски за повреждение товара во время транспортировки.
Наглядная таблица с терминами Инкотермс

  • CIF Инкотермс 2010 условия поставки

Какой из международных терминов выбрать

Стратегия бизнеса. Продавцы и покупатели редко думают, какой международный торговый выбрать термин для конкретной сделки. Зачастую их выбор определяет стратегия бизнеса. В большинстве случаев выбор морских терминов Инкотермс зависит от типа груза и от намерений покупателя перепродать товар во время транзита. В этом случае выбор между терминами F и C зависит от способности продавца и покупателя заключить наиболее благоприятный договор перевозки.
В странах, где у продавца есть достаточно возможностей обеспечить морской транспорт или где ему предписано использовать национальные морские линии, он вправе отдать предпочтение CIF или CIF. Если по тем же причинам у покупателя есть достаточно возможностей обеспечить транспорт, то он, скорее всего, будет настаивать на FOB или FAS. Также выбор между CIF и CFR зависит от возможностей покупателя или продавца по обеспечению страхования и их возможности организовать страхование по наиболее конкурентоспособным ставкам.
Договор перевозки. Определенные проблемы, связанные с терминами Инкотермс и договором перевозки, объясняются факторами:
— Возможность использовать некоторые торговые термины Инкотермс только когда товар предназначен исключительно для морской транспортировки товара (CIF, FAS, CFR, FOB);
— Использование одних и тех же терминов и в договорах купли-продажи, и в договорах перевозки;
— Практика в отношении договоров перевозки меняется время от времени и различается в регионах, местах и портах;
— Трудность в обеспечении соответствия между договором перевозки и договором купли-продажи;
— Обязанность продавца в рамках договора купли-продажи и применимого права, например, в Венской конвенции 1980 года, передать товар или представляющий товар документ и обязанность покупателя оплатить их;
— Если не согласовано иное, одновременный обмен товара на деньги. Данный принцип применим, когда сторонами используется перевозчик, действующий от имени продавца или от имени покупателя в зависимости от выбранного термина Инкотермс;
— Продолжительное использование сторонами терминов Инкотермс, которые становятся неуместными, так как изменяется коммерческая практика (например, долгое использование термина FOB вместо FCA, когда передача товара происходит не на судно, а в терминале перевозчика в порту или вне территории порта);
— Продавец по условиям группы терминов С заключает договор перевозки, в котором покупатель указан в качестве бенефициара. Это обусловливает необходимость предоставления покупателю возможности потребовать товар от перевозчика, хотя покупатель не состоит с ним в договорных отношениях;
— Непонимание сторонами случаев с исключением или ограничением ответственности перевозчика (особенно в отношениях транспортировки товара морем).

  • Условия поставки FOB Инкотермс 2010

Договоры чартера. Применение морских терминов CFR, FOB, CIF и FAS уместно, когда товар предназначен для транспортировки морем, поэтому в результате неправильного использования этих терминов могут возникнуть трудности в поставке. Более того, проблемы могут возникнуть даже при верном применении морских терминов. К примеру, международные термины Инкотермс FOB и FAS используются как условия договора чартера, однако как таковые не обязательно корреспондируют с их использованием в Инкотермс. Напротив, дословное содержание термина следует конкретно из договора чартера. Это особенно важно в отношении, которое указано в договоре чартера времени, предоставленного фрахтователю для размещения товара вдоль борта судна (FAS) или для погрузки его на борт судна (FOB). В случае превышения этого периода времени, фрахтователь обязан оплатить судовладельцу именуемую демередж. Если фрахтователь успеет за короткий период, сэкономив время судовладельца, он может получить за это вознаграждение в форме так называемого диспача. Условия договора чартера не касаются продавца на условиях FAS или FOB, так как он не является стороной договора с судовладельцем. Необходимо обеспечить соответствие условий договора чартера и условий договора купли-продажи, с тем, чтобы у покупателя на условиях FAS или FOB, как фрахтователя по договору чартера, не возникало обязанности по оплате демереджа без предъявления соответствующего требования к продавцу, если последний не осуществляет передачу товара на судно в рамках времени, необходимого, чтобы не уплачивать демередж судовладельцу.
Обычная, нормальная и подходящая перевозка. Согласно терминам C, в обязанности продавца входит обеспечение перевозки на «обычных условиях». В договоре лучше указывать, что перевозка осуществляется по обычному маршруту на морском судне или судне внутреннего водного транспорта такого типа, который обычно используют для перевозки проданного по договору товара. Использование понятий «обычный» и «нормальный» не всегда обозначает, что судно является мореходным или фактически «подходящим» или что это минимизирует риски повреждения или утраты товара. Только при выборе продавцом судна, которое не отвечает стандартам, поэтому и не является «ненормальным», покупатель имеет право передать продавцу ответственность за повреждения или потерю товара.
Коносамент. Факт того, что терминами группы C подписание продавцом договора перевозки в пользу покупателя ставит покупателя в положение, когда у него имеется право в отношении лица, с которым у него заключен договор. Этим на самом деле и объясняется развитие коносамента, который используют при морской транспортировке. Наличие коносамента дает право требовать от продавца товар в месте назначения. Важной обязанностью продавца по условиям терминов CIF и CFR является передача покупателю такого рода документа, позволяющего ему потребовать товар от продавца в порту назначения и, если не согласовано другое, продать товар в период транзита, передав такой документ покупателю.
Традиционно только оборотный коносамент может выполнять обе эти функции. Но в последние годы также используются иные морские документы. В настоящее время, даже если нет коносамента, у покупателя есть право потребовать в месте назначения поставленный товар от продавца. В морских накладных (причальных грузовых расписках, линейных накладных) содержатся указания грузоотправителя перевозчику передать товар указанному в них лицу в месте назначения. Такие указания могут быть и безотзывными, в связи с чем грузоотправитель не имеет права давать продавцу последующие указания. Такие указания могут быть даны через электронные сообщения.

Продажа товара в период транзита. В Инкотермс нет отдельного термина для продажи товара в период транзита. Коммерсанты часто используют международные торговые термины Инкотермс CIF или CFR. Заключая с перевозчиком договор перевозки, продавец получает коносамент, который имеет право использовать в первом договоре купли-продажи. По второму контракту покупатель может стать продавцом, передав коносамент другому покупателю. Следующие продажи могут осуществляться для того, чтобы переместить риски с продавца на покупателя в момент заключения договора. Это может происходить, когда товар находится, к примеру, еще в океане или отсутствует определенность в отношении его состояния. В статье 68 Венской конвенции 1980 г. предусмотрено, что из транспортного документа может следовать намерение сторон о том, чтобы риск переходил во время передачи товара перевозчику. Так покупатель защищен своим правом требования в отношении лица, которое выдало транспортный документ. При таком использовании термины CIF или CFR также могут использоваться во время продажи товара в ходе транзита. Условия терминов CIF и CFR были изменены для уточнения, что происходит при намерении осуществить многочисленные продажи по цепочке (string sales). Продавец при этом обязуется «предоставить» товар, поставленный до пункта назначения, согласованного в договоре купли-продажи.

  • Условия поставки EXW Инкотермс 2010

Перейти на список всех условий Инкотермс

Международная торговля основывается на правилах Инкотермс 2010 года. До этого времени действовали нормы, принятые еще в 2000 году. Поэтому сторонам внешнеэкономической деятельности следует хорошо изучить терминологию Инкотермс, их толкование, чтобы и в 2017 году вести бизнес с иностранными партнерами не в ущерб себе.

Одним из терминов, позволяющих создать наиболее благоприятную среду для импортера, является DDP.

Что означает DDP: расшифровка

Если объяснить простыми словами, то термин DDP расшифровывается как Delivered Duty Paid и переводится дословно «поставка с оплатой пошлины». На практике это означает, что товар доставляется импортеру в условленном месте, полностью очищенный от пошлин и всевозможных рисков.

DDP ставит в выгодное положение импортера. С него снимается груз забот по транспортировке и растаможке.

Документально условия DDP закрепляются в договоре купли-продажи, например, следующим образом при поставке товара из Китая: «Поставка продукции осуществляется на условиях DDP согласно Инкотермс 2010. Продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставлению Покупателю Товара, очищенного от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, и неразгруженным с транспортного средства, доставленного перевозчиком по адресу: 692730, Приморский край, Артем г., пгт. Угловое, ул. Оренбургская, 9 (согласованное место назначения)».

Базис и условия поставки DDP

Согласно Инкотермс 2010, доставка на условиях DDP означает предоставление в распоряжение покупателя товара, за который уже уплачены как экспортные пошлины, так и импортные, иные сборы, предусмотренные при вывозе и ввозе. Растаможка – 100%. Покупатель не должен бегать еще и с бумагами. Груз прибывает в условленное место. Он должен быть готовым для разгрузки.

Базисные условия DDP могут использоваться независимо от того, на каком транспортном средстве осуществляется перевозка. Это также может быть и мультимодальная транспортировка.

Условия поставки максимально выгодны для покупателя. На нем – минимальные риски: по разгрузке товара.

На продавца ложится груз ответственности и затрат для уплаты ввозных пошлин и при вывозе груза, НДС, иных сборов, предусмотренных при ввозе в страну назначения для доставки до места назначения, по страхованию (при необходимости).

Если разгрузка согласно договору возлагается на продавца, тогда отдельным пунктом нужно предусмотреть, сколько должен возместить покупатель за эту операцию. Иначе экспортер не сможет получить компенсацию за нее.

Термин DDP не вполне корректно использовать в ситуации, если продавец по тем или иным причинам не сможет выполнить свои обязательства по импортной очистке.

Отличие DDP от DDU

Близким к DDP по смыслу термином Incoterms является термин DDU. Он отличается от DDP тем, что поставка выполняется без оплаты таможенных пошлин. Эти расходы и иные организационные моменты для растаможки ложатся на плечи покупателя.

Отличие DDP от FCA

Разница между DDP от FCA заключается в том, что по условиям договора при FCA продавец обязан очистить груз только от экспортных пошлин. При этом обязанности покупателя гораздо шире:

  • Таможенные расходы на импорт, на прохождение таможни;
  • Транспортировка товара от франко-места;
  • Отгрузка и загрузка груза на франко-месте и, возможно, хранение, если сразу же не получится транспортировать продукцию до места назначения;
  • Транзитные расходы, если путь пролегает через территории третьих стран, и т.д.

Условия поставки FCA выгоднее продавцу. Он обязан доставить или предоставить товар перевозчику заказчика во франко-месте. А этим местом может служить даже склад продавца. Поэтому можно даже сказать, что если DDP – это замечательно для импортера, то FCA – для экспортера.

Отличие DDP от DAP

DAP и DDP – это стандартные условия внешнеторгового сотрудничества. Принципиальная разница заключается в том, что по условиям DAP импортные пошлины и сборы оплачивает покупатель, а при поставке согласно DDP – продавец, прежде чем передать груз импортеру.

Стоит заметить, что термин DAP введен в новой редакции Инкотермс 2010, а термин DDP был и ранее.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Как и при использовании других терминов Инкотермс 2010, при условиях поставки DDP четко определены обязанности и риски субъектов внешнеэкономической деятельности.

Обязанности и риски продавца

Их круг достаточно широк. В первую очередь, согласно договору купли-продажи, экспортер предоставляет покупателю упакованный, промаркированный должным образом и готовый к разгрузке в месте назначения товар, счет-инвойс к нему, лицензию импортную и экспортную (если требуется), разрешительную документацию, сертификаты и т.п.

Договор с логистической компанией на транспортировку груза заключается продавцом. Перевозка выполняется до указанного в договоре пункта назначения, например, на склад покупателя в России, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 20, к 1.

Важный момент: нужно согласовать в договоре точную дату прибытия товара или определенный период, в течение которого груз должен быть доставлен по адресу.

При желании покупателя груз будет застрахован, но только за его счет, а не продавца.

Расходы экспортера включают:

  • Оплату транспортных услуг;
  • Прохождение таможни в странах вывоза и назначения;
  • Оплату таможенных пошлин и сборов;
  • Расходы на получение лицензий и разрешений для определенных категорий товаров;
  • Оплату услуг грузчиков/погрузчика в месте назначения, если это указано в договоре.

Если нужно, продавец по просьбе покупателя и за его счет оформит иные документы на груз для дальнейшей транспортировки от места назначения до места реализации, например, это могут быт сертификаты безопасности и т.п.

Обязанности и риски покупателя

Несмотря на то, что покупатель находится в выгодном положении при поставках на условиях DDP, у него также есть ряд обязанностей:

  • По уплате полной стоимости товара;
  • Содействие экспортеру в получение лицензии на импорт, других разрешений, дающих право ввозить товар;
  • Своевременное принятие поставки товара.

Расходная часть покупателя включает:

  • Все расходы, которые возникают после поставки товара в место назначения. Например, не успел вовремя вывезти – платишь за аренду складской площади;
  • Разгрузку товара в пункте назначения, если только в договоре не оговорено, что эту работу берет на себя продавец;
  • Иные расходы, которые могут возникнуть, если покупатель не выполнит свои обязательства.

После поставки товара и его идентификации покупатель подписывает акт приема-передачи.

Что касается перехода рисков, то продавец не отвечает за утрату и повреждение груза с момента поставки в пункт назначения.

В термине DDP четко разъясняется переход рисков от продавца к покупателю, а про переход права собственности в правилах Инкотермс нет ни слова. Исходя из особенностей российского гражданского права, рекомендуется дополнительно прописать в договоре, когда осуществляется переход права собственности, например: «Право собственности на товар переходит от Продавца к Покупателю в момент подписания акта приема-передачи в месте назначения».

Оплата импортного НДС

Помимо пошлины, при ввозе на ряд товаров уплачивается налог на добавленную стоимость. В условиях DDP указано, что любые импортные пошлины и сборы при ввозе платит продавец. К ним относится и НДС. Но, как правило, покупатель сам оплачивает НДС в бюджет своей страны, только нужно прописать этот момент в договоре поставки отдельным пунктом.

Если импортер – российская компания, то ей это даже выгодно, так как, согласно отечественному законодательству, НДС при импорте возвращается уплатившему налог предприятию. Поэтому платите налог самостоятельно: сумма вернется в бюджет организации, а расходы не ложатся в конечную стоимость товара.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Договор поставки на условиях DDP

Образец внешнеторгового контракта, заключаемого на условиях DDP, представлен на нашей странице. Скачать документ можно бесплатно.

Цена на условиях DDP

Импортеру, специализирующемуся на перепродажах, выгодно ввозить товар на условиях DDP: окончательная стоимость известна, значит, можно рассчитать, за сколько выгоднее реализовать товар на родине и какой будет прибыль.

Если же вы собрались экспортировать товар, внимательно посчитайте свои расходы, чтобы не оказаться в накладе. Во-первых, постройте маршрут доставки. Во-вторых, оцените, во сколько обойдутся услуги таможенного брокера. Сложно разобраться в таможенных формальностях своей страны, что уж говорить про другое государство, куда будет вывозиться товар. Если предстоит пересечение границ третьих государств, то рассчитайте и эти расходы.

Таким образом, при всей привлекательности базисных условий DDP для покупателя, в международной практике он используется редко. Связано это с наличием множества подводных камней, которые обязательно нужно отразить в договоре, и с изначально проблемной позицией для экспортера.

DAF
DELIVERED AT FRONTIER
ПОСТАВКА ДО ГРАНИЦЫ (.…….. название места поставки)
ТИП ТРАСНПОРТА — ЛЮБОЙ ВИД ТРАНСПОРТИРОВКИ
Термин «Поставка до границы» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место. Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по разгрузке товара с прибывшего транспортного средства и нес все риски и расходы за такую разгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи1.
Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.
Если поставка будет иметь место в порту назначения на борту судна либо на пристани, то следует применять термины DES или DEQ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *