Постановление РФ 582

В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.
3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3821.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
3. Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:
а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах). При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;
б) 0,3 процента в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
в) 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» настоящего пункта;
г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельного участка, предоставленного в соответствии с договором о развитии застроенной территории;
земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
д) 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта, если:
земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
4. В случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
В случае если земельный участок предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, арендная плата определяется на аукционе в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения:
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий метрополитена;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов;
гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;
объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства.
6. Арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 — 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р, где:
А — арендная плата;
С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;
Р — действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации.
Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.
10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка коэффициент-дефлятор, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.
12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» И ОБНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 2012).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 2013 г. N 582

ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» И ОБНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Настоящие Правила определяют порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно-официальный сайт, сеть «Интернет») и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.

2. Действие настоящих Правил не распространяется на образовательные организации, находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции:

а) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны;

б) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.2017 N 944)

в) по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержанию лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также правоприменительные функции;

г) по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;

д) подпункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.2017 N 944)

3. Образовательная организация размещает на официальном сайте:

а) информацию: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о структуре и об органах управления образовательной организации, в том числе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

наименование структурных подразделений (органов управления); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места нахождения структурных подразделений; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

адреса официальных сайтов в сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

об уровне образования; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о формах обучения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о нормативном сроке обучения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

об описании образовательной программы с приложением ее копии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

об учебном плане с приложением его копии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о календарном учебном графике с приложением его копии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о языках, на которых осуществляется образование (обучение); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах с приложением их копий (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

должность руководителя, его заместителей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

контактные телефоны; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

адрес электронной почты; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

занимаемая должность (должности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

преподаваемые дисциплины; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

ученая степень (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

ученое звание (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

наименование направления подготовки и (или) специальности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

общий стаж работы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

стаж работы по специальности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о местах осуществления образовательной деятельности, включая места, не указываемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, в том числе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места проведения практики; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места проведения практической подготовки обучающихся; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

места проведения государственной итоговой аттестации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

о трудоустройстве выпускников; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038)

б) копии:

устава образовательной организации;

лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора;

в) отчет о результатах самообследования;

г) документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

г.1) документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2015 N 1120)

д) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;

е) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно к информации, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, указывают наименование образовательной программы.

5. Образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, дополнительно к информации, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, для каждой образовательной программы указывают:

а) уровень образования;

б) код и наименование профессии, специальности, направления подготовки;

в) информацию:

о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования);

о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления.

6. Образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 — 5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

7. Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации в сети «Интернет». (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

8. Информация, указанная в пунктах 3 — 5 настоящих Правил, размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

9. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

10. Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, должны обеспечивать:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

г) защиту от копирования авторских материалов.

11. Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 года N 582

Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

(с изменениями на 7 сентября 2020 года)

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.

3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
(Пункт дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)
5. Установить, что до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
(Пункт дополнительно включен с 17 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 1369)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 582

(с изменениями на 7 сентября 2020 года)

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)
Методические рекомендации по применению настоящего документа утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
(Абзац дополнительно включен с 17 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 1369)

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 582

(с изменениями на 7 сентября 2020 года)

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2020 года N 185.

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее — федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам &nbspторгов, проводимых в форме аукциона (далее — торги)
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 1369.

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы&nbsp. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

б) подпункт утратил силу с 1 марта 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120;

в) 0,6 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1622.
земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;
(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39_7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;
земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «в» пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

д) 2 процентов в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах «а»-«г» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 1369.
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий метрополитена;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
(Абзац дополнен с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697; в редакции, введенной в действие с 5 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133.

гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;
сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 489);
объектов спорта (абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 868);
объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
(Абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 868; в редакции, введенной в действие с 24 января 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года N 23.
Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
(Абзац дополнительно включен с 17 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 1369)

5_1. В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
(Пункт дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)

6. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.

8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697..

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697.

10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.

12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена

АО «Кодекс»

УДК 332.363

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15026

Развитие методологии определения арендной платы при передаче публичным собственником земельных участков в аренду

Development of the methodology for determining rent by a public owner in the rental process

Аннотация

В статье приводится авторская трактовка принципов определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582, предложены новые принципы, учитывающие актуальные задачи управления государственным имуществом и приведены рекомендации по их использованию при разработке отсутствующей в настоящее время официальной методики расчета арендной платы.

Summary

Ключевые слова: принципы аренды земли, арендные отношения, земельный участок, доходность земельного участка.

Keywords: land lease principles, lease relations, land plot, profitability of the land plot.

Земля, представляя собой уникальный неистощимый природный ресурс, в тоже время является одним из значимых экономических активов в составе имущества публичного собственника. Наиболее эффективной формой вовлечения свободной земли в хозяйственный оборот является передача ее в аренду, при которой земля выполняет роль долгосрочного источника финансирования государственного (муниципального) бюджета. В качестве предмета аренды на соответствующем сегменте рынка недвижимости в России в подавляющем большинстве случаев выступают земельные участки, собственниками которых являются государственные органы власти и органы местного самоуправления. Последние обладают соответствующими правомочиями на передачу в аренду земельных участков с особым статусом — государственная собственность на которые не разграничена. Указанные правомочия органы местного самоуправления получили на основании законов Правительств субъектов РФ (в Оренбургской области ), которые в свою очередь были наделены правами распоряжения указанными земельными участками Правительством РФ (ст. 39.7 ЗК РФ).

В целях обеспечения эффективности арендных отношений, в которые вовлекаются публичные собственники земли, и формирования единого подхода к процессу расчета арендной платы при передаче в аренду земли в разных субъектах РФ и муниципальных образованиях 16 июля 2009 года Правительством РФ принято Постановление № 582 , которое заложило методологические основы процесса определения арендной платы за пользование землей. В указанном Постановлении сформулированы методологические принципы, которым обязан следовать публичный собственник земли, определяя условия арендного договора. Тем не менее, существующие в настоящее время сложности в решении проблем повышения уровня государственного регулирования (степени формализации) арендных отношений в области землепользования обусловлены тем, что положения Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 не являются обязательными и носят рекомендательный характер при передаче в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В этой связи имеет место вариативность в подходах к определению стоимости права пользования земельными участками, указанной категории в разных муниципальных образованиях и, как следствие, нарушение прав участников арендных отношений.

Не следует считать, что указанные выше проблемы не свойственны арендным отношениям, в которые вступает публичный собственник по поводу передачи в аренду земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности. Вывод обусловлен отсутствием утвержденных Минэкономразвития РФ соответствующих методик определения значения одного из существенных условий договора аренды — арендной платы. Самостоятельная разработка положений по определению арендной платы за земельные участки, передаваемые в аренду без торгов (условия определения арендатора указаны в п.п. 1 – 32 п. 2 ст. 39.6 ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ ) публичным собственником усложнялась отсутствием методических рекомендаций к реализации требований Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 , которые по поручению Правительства РФ в адрес Минэкономразвития РФ должны были быть разработаны еще в 2010 году. Не способны были оказать помощь публичному собственнику и официальные комментарии разных юристов к ЗК РФ, фактически содержащие лишь изложение содержания принципов определения арендной платы.

Отсутствующие методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были разработаны и утверждены относительно недавно Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2017 г. № 710 . Основной недостаток указанных рекомендаций, на наш взгляд, заключается в отсутствии предварительного анализа состава принципов, сформулированного девять лет назад.

В соответствии с текущими задачами управления государственным имуществом и условиями хозяйствования предлагаем расширить состав принципов определения арендной платы и для лучшего понимания механизма их использования в процессе разработки прикладных методик все принципы разделить на ряд групп на основе следующих классификационных признаков:

  • принципы, основанные на представлениях о характеристиках земельного участка;
  • принципы, определяемые ролью публичного собственника в экономической системе территориального землепользования;
  • принципы, основанные на представлениях арендатора-землепользователя;
  • принцип баланса интересов публичного собственника земельного участка и арендатора.

Состав признаков выделенных групп показан на рисунке 1. Принципы, предлагаемые к включению в состав методологии определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, выделены на рисунке 1 курсивом.

Рассмотрим ниже содержание, указанных на рисунке 1 принципов.

Группа 1. Принципы, основанные на представлениях о характеристиках земельного участка.

Принцип экономической обоснованности означает, что арендную плату, рассматриваемую как стоимость права пользования земельным участком, следует устанавливать в соответствии с уровнем экономической отдачи деятельности, осуществляемой потенциальным арендатором. Этот принцип позволяет устранить использование инструмента аренды в целях недопущения снижения доходов местных бюджетов путем завышения ставки аренды в нарушение прав арендаторов. Независимо от базы расчета арендной платы: кадастровая или рыночная стоимость земельного участка, процентная ставка аренды не должна превышать среднее значение показателя доходности того вида экономической деятельности, который соответствует виду разрешенного использования земельного участка. В оценочной деятельности такой вариант использования земли именуется наиболее эффективным использованием, соответствующим ее экономической ценности.

Принцип наиболее эффективного использования земли предполагает отбор эффективного арендатора, который рационален в своих решениях и осуществляя тот вид экономической деятельности, который соответствует виду разрешенного использования земельного участка наилучшим образом, способен обеспечить себе эффективность, равную среднему значению доходности этого вида экономической деятельности для муниципального района или городского округа, на территории которого расположен земельный участок. Способ расчета средней доходности конкретного вида экономической деятельности в определенном муниципальном районе или городском округе приведен в .

Группа 2. Принципы, определяемые ролью публичного собственника в экономической системе землепользования муниципального района или городского округа.

Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности означает, что публичный собственник земли рассматривает арендную плату для отдельной категории арендаторов, осуществляющих социально значимые виды экономической деятельности, в качестве одного из инструментов их поддержки в условиях государственно- (муниципально-) частного партнерства. Социально значимые виды экономической деятельности обычно относятся к регулируемым посредством тарифов видам деятельности. Для таких видов деятельности при расчете арендной платы за земельные участки должна быть использована скорректированная (уменьшенная на понижающий коэффициент) доходность земельного участка. К социально значимым видам деятельности следует относить услуги по обеспечению населения и организаций теплом, электроэнергией, водой, газом, организация водоотведения (группы видов разрешенного использования земельных участков 3, 5, 7, 13) .

Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы предусматривает возможность определения арендной платы при передаче земельных участков в аренду на основе их кадастровой стоимости . В соответствии с этим принципом расчет арендной платы возможен самим публичным собственником, которому доступны значения процентных ставок к величинам кадастровой стоимости земельных участков с разным видом разрешенного использования. Практическую проблему для публичного собственника содержит Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 , в котором приведены значения указанные выше процентных ставок только лишь для нескольких видов разрешенного использования.

В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений «порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться» . Принцип констатирует постулат о едином законодательном пространстве Оренбургской области. Порядок (алгоритм) расчета арендной платы за земельные участки должен быть одинаковым в каждом публично-правовом образовании (муниципальном районе и городском округе). Различаться могут лишь значения используемых в указанных расчетах показателей, отражающих различия в уровне социально-экономического развития публично-правовых образований.

Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев требует, что бы «при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков» . Содержание принципа не нуждается в особых комментариях. Следует лишь отметить, что он применяется для небольшой категории потенциальных арендаторов. Его основная роль в стимулировании процесса переоформления прав (например, права постоянного (бессрочного) пользования) на земельные участки на правомочия пользования или пользования и владения земельными участками на условиях аренды.

Принцип полезности означает, что земельный участок может быть предметом аренды, если он обладает характеристиками, формирующими его ценность для потенциальных арендаторов, а, следовательно, и спрос на рынке аренды. На территории Оренбургской области значительную площадь занимает земля, государственная собственность на которую не разграничена. В муниципальных районах и городских округах реализуется процесс выделения и законодательного оформления отдельных земельных участков для последующей передачи в аренду в соответствии с имеющимися полномочиями. Полагаем, что учет принципа полезности повысит эффективность этой работы, требующей затрат труда работников органов местного самоуправления.

Группа 3. Принципы, основанные на представлениях потенциального арендатора.

Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы указывает, что «в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя» . Представляется важным, что в соответствии с этим принципом потенциальный арендатор будет иметь возможность самостоятельно рассчитать величину арендной платы за земельный участок, если она определяется без торгов. Ему должно быть известно актуальное значение процентной ставки к кадастровой стоимости земельного участка, интересующего арендатора в качестве предмета аренды. В целях соблюдения прав потенциальных арендаторов получение информации об условиях аренды земельного участка на весь период аренды позволит принять верное инвестиционное решение с учетом анализа рисков возможного повышения арендной платы.

Предлагаемый к использованию принцип ожидания рекомендует при выборе показателей и определении их значений для использования в методике расчета арендной платы за пользование земельными участками опираться на официальные и доступные любым лицам источники информации независимо от целей их получения. В таком случае величина арендной платы будет соответствовать ожиданиям участников арендных отношений.

Принцип независимости арендной платы от срока аренды формирует у разработчика методики определения арендной платы и лица, рассчитывающего процентные ставки к кадастровой стоимости земельных участков понимания таких важных характеристик земли, как неизменность ее потребительских свойств как природного ресурса, не изнашиваемость. В этой связи срок аренды не является фактором, влияющим на величину арендной платы.

Принцип консенсуса интересов публичного собственника земельного участка и арендатора является интегральным принципом, согласно которому величина арендной платы за пользование земельным участком должна соответствовать экономическим условиям деятельности потенциальных арендаторов, оправдывать его ожидания, соответствовать критериям эффективного и бережливого использования государственного и муниципального имущества, программам долгосрочного развития публично-правового образования. Реализация этого принципа позволит определить разумную величину арендной платы, формирующую партнерские отношения между публичным собственником земли и предпринимателем.

В отсутствии официальных методик экономического обоснования процентных ставок к кадастровой стоимости земельных участков для определения арендной платы при передаче их в аренду без торгов, следование выше перечисленным принципам является единственно верным путем достижения целей публичного собственника земли при достижении консенсуса с арендаторами.

Литература

  1. Закон Оренбургской области от 3 июля 2015 г. N 3303/903-V-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»): . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89826/
  3. ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164516/
  4. Приказ Минэкономразвития РФ от 29.12.2017 г. № 710 «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582»: . -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288079/
  5. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»: . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168733/
  6. Балтин В.Э. Развитие теоретико-методического подхода к определению арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена / В.Э. Балтин // Фундаментальные исследования, № 11, часть 2, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *