Постановление правительства Москвы 819

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2017 года N 97-ПП

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы

(с изменениями на 25 августа 2020 года)

В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 «О правовых актах города Москвы» Правительство Москвы
постановляет:

1.1. Пункты 32, 119, 169, 172, 393, 397, 506, 647, 737, 1054 приложения 2 к постановлению признать утратившими силу.

1.2. Приложение 2 к постановлению дополнить пунктами 1134-1137 в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

1.3. Пункты 74, 964 приложения 3 к постановлению признать утратившими силу.

1.4. Приложение 3 к постановлению дополнить пунктами 1300-1304 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу:

2.1. Пункты 647, 737 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 июля 2014 г. N 425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП».

2.2. Пункт 1054 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 581-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП».

2.3. Пункт 964 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 2015 г. N 644-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП».

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Внесение изменений в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 марта 2017 года N 97-ПП

(с изменениями на 19 декабря 2018 года)

Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости

N
п/п

Административный округ города Москвы

Адрес (адресные ориентиры)

Примечание

Пункт утратил силу — постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2018 года N 148-ПП..

Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 1641-ПП..

ВАО

ул.1-я Владимирская, д.12Б

ЮЗАО

Севастопольский просп., вл.51, корп.2

Приложение 2. Внесение изменений в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 7 марта 2017 года N 97-ПП

(с изменениями на 25 августа 2020 года)

Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках

N
п/п

Административный округ города Москвы

Адресные ориентиры земельного участка

ЦАО

ул.Балчуг, вл.5

Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N 521-ПП..

Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 25 августа 2020 года N 1353-ПП..

Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 30 января 2018 года N 40-ПП..

Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 30 января 2018 года N 40-ПП..

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-108

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева» об оспаривании постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N 139-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» в части и постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» в части

по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева» на решение Московского городского суда от 5 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева» по доверенности Волкова И.В. и Костенко О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом по доверенности Молодовой К.М., возражения представителя Правительства Москвы по доверенности Лисицкого Д.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева» (далее — ФГБУК ГАТКБ, Учреждение, Театр) обратилось в Московский городской суд с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N 139-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (далее — Постановление N 139-ПП), за исключением адресов земельных участков, перечисленных в приложении N 1 и в пунктах 490 — 520, 522 — 649 в приложении N 2; пунктов 1, 1.1, 1.2, 1.3 и пунктов 2 — 10 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (далее — Постановление N 819-ПП) в части, предусматривающей внесудебный снос зданий, строений и (или) сооружений, включая временные, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: ул. Скаковая, Ленинградский просп., д. 3/25, в том числе с применением насилия и (или) привлечением сотрудников полиции для обеспечения доступа на этот земельный участок.

В обоснование своих требований ФГБУК ГАТКБ указывало на то, что пунктом 1.4 Постановления N 139-ПП приложение 3 к Постановлению N 819-ПП дополнено пунктом 521, куда включен земельный участок, который находится в пользовании административного истца на основании договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 15 июля 1993 г. На данном земельном участке Театр возвел объект незавершенного капитального строительства — «конструкция каркаса Театра Классического Балета», два металлических ангара, строительные бытовки и контейнеры, которые используются как часть театрального комплекса (репетиционный зал, склад для хранения декораций и другого театрального реквизита), на земельном участке также расположен контрольно-пропускной пункт (далее — КПП) 1961 года постройки, который используется для «выгораживания» периметра земельного участка, является частью театрального комплекса, где помимо проходной театра расположены единый для всех строений водомерный узел и общая пожарная сигнализация. Возведение и использование этих конструкций для осуществления уставной деятельности театра отвечает разрешенному использованию земельного участка, соответствует утвержденному проекту организации строительства театрального комплекса и утвержденной исходно-разрешительной документации, поэтому указанные строения не являются самовольными постройками. Несмотря на то, что на кадастровый учет они не поставлены, право собственности Российской Федерации на это имущество не зарегистрировано, указанные объекты являются федеральной собственностью. Земельный участок с 1 июля 2006 г. относится к федеральному уровню государственной собственности в силу прямого указания закона, в частности пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Неправомерное включение спорного земельного участка в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца.

Кроме того, ФГБУК ГАТКБ полагало, что Правительством Москвы нарушен порядок принятия оспариваемых постановлений. По мнению истца, оспариваемые постановления N 139-ПП и 819-ПП не были приняты Правительством Москвы, поскольку из размещенной в открытом доступе на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в сети «Интернет» стенограммы заседания Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. непосредственно усматривается, что голосование членов Правительства Москвы по вопросу принятия постановления N 819-ПП не проводилось, а из стенограммы заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. не усматривается, что на данном заседании рассматривался вопрос о принятии постановления N 139-ПП. Таким образом, в силу пункта 6 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» оспариваемые постановления не считаются принятыми в качестве нормативного правового акта.

Определением Московского городского суда от 23 июня 2016 г. прекращено производство по делу по административному исковому заявлению Театра в части признания недействующими пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 2 Постановления N 139-ПП и пунктов 1.1, 1.2, пунктов 2 — 10 Постановления N 819-ПП. Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 19 октября 2016 г. определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Решением Московского городского суда от 5 августа 2016 г. в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ФГБУК ГАТКБ, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить судебное постановление и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Москвы поданы возражения.

Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поддержали доводы апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционные жалобы в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Из абзаца четвертого пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ранее действовавшей редакции) следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе федерального значения Москве осуществляется органами исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в нормах законов города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы», от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве».

В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Пунктами 2, 13 статьи 11, пунктом 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 «О Правительстве Москвы» определено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования и управление в области земельных отношений.

Как усматривается из материалов дела, основанием для включения земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:64 в Перечень послужило обследование Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее — Госинспекция по недвижимости) земельного участка, по результатам которого составлен акт от 10 декабря 2014 г. N 9090258 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

Согласно упомянутому акту и рапорту Госинспекции по недвижимости о результатах обследования объекта недвижимости от 10 декабря 2014 г., по информации базы данных ГУП МосгорБТИ, на земельном участке учтены здания с адресными ориентирами: ул. Скаковая, д. 3, стр. 8, стр. 6, стр. 1, стр. 12, стр. 13, стр. 18, стр. 19, Ленинградский просп., д. 25. При этом здания, расположенные по адресу: ул. Скаковая, д. 3, стр. 8 и стр. 1, Ленинградский просп., д. 25, являются собственностью Москвы, на остальные здания права собственности не зарегистрированы. Кроме того, на спорном земельном участке выявлены объекты, обладающие признаками самовольного строительства: некапитальное строение контрольно-пропускного пункта площадью 20 кв. м, металлический ангар между д. 3, стр. 1, и д. 3, стр. 13, общей площадью около 320 кв. м, металлический ангар между д. 3, стр. 8, и д. 3, стр. 12, общей площадью около 322 кв. м, строительные бытовки и контейнеры, размещенные на земельном участке вблизи д. 3, стр. 1. По данным портала Росреестра права собственности на возведенные постройки не зарегистрированы. Разрешительная документация отсутствует. В границах оформленного землеотвода также расположен объект незавершенного строительства — металлический навес (конструкция каркаса Театра) площадью около 1006 кв. м, и установлено, что здания и сооружения объекта «Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.» используются сторонними организациями под офисные цели и размещение студий классического балета «Актер» на коммерческой основе.

Названный земельный участок передан Государственному театру классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева (в настоящее время — ФГБУК ГАТКБ) в аренду для реконструкции зданий и сооружений Архитектурного комплекса «Конюшни Л.А. Манташева», строительства объектов театрального комплекса и последующей их эксплуатации на основании договора аренды от 15 июля 1993 г. N М-09-000198, заключенного с Правительством Москвы в лице председателя Московского земельного комитета на 49 лет. Согласно пункту 1.1 договора на участке расположены: здания и сооружения Архитектурного комплекса «Конюшни Л.А. Манташева»; здание переменной этажности в 2-3 этажа, подлежащее сносу в 1995 году; двухэтажное здание; пять одноэтажных зданий, подлежащих сносу в 1993 году.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 20 июня 2016 г. земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005015:64 общей площадью 11 923 кв. м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «эксплуатация земельных участков театров», внесен в государственный кадастр недвижимости 1 января 2007 г., в отношении данного земельного участка установлены обременения в виде аренды в пользу государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева». Срок действия с 15 июля 1993 г. по 15 июля 2042 г. Сведения о правах отсутствуют.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект «Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.» находится в собственности города Москвы, в частности право собственности на здание общей площадью 1007,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1, зарегистрировано 28 июня 2001 г., на здание общей площадью 856,7 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 8, — 26 июня 2001 г. Данный комплекс зданий по решению Президиума Московского городского Совета народных депутатов от 30 июля 1992 г. N 84 принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения, по Указу Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 30 декабря 2015 г. N 484 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг., арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1, 6, 8, согласно приложению.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, а также положения пункта 2 статьи 3.1 Вводного закона, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку на государственный кадастровый учет поставлен единый земельный участок общей площадью 11 923 кв. м и на данном земельном участке расположены часть объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы, а также часть объектов недвижимости, на которые право собственности не зарегистрировано, то металлические ангары и иные объекты недвижимости расположены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем Правительство Москвы обладало компетенцией и полномочиями на принятие оспариваемых нормативных правовых актов и отнесение спорного земельного участка к числу земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, что не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и соответствует способам защиты и самозащиты гражданских прав, предусмотренных статьями 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что упомянутые металлические ангары, контрольно-пропускной пункт, строительные бытовки и контейнеры не обладают признаками самовольного строительства, являются несостоятельными. Судом первой инстанции установлено, что спорные объекты являются временными некапитальными строениями, размещение которых не предусмотрено договором аренды и проектной документацией, и обладают признаками самовольной постройки, указанными в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку изначально возведены на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Так, согласно акту Департамента культурного наследия города Москвы от 6 октября 2015 г. в ходе осмотра установлено, что размещение указанных некапитальных сооружений временного характера — металлических ангаров, частично расположенных на земельном участке, входящем в зону охраны объекта культурного наследия «Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.», а также строительных бытовок, грузовых контейнеров — является нарушением статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и выдано предписание об устранении допущенных нарушений, в частности очистить территорию объекта охраны от некапитальных сооружений временного характера либо согласовать их размещение в установленном порядке до 1 октября 2016 г.

Разрешая вопрос о соблюдении порядка подготовки, принятия, обнародования и вступления в законную силу оспариваемых правовых актов, суд обоснованно исходил из того, что проекты постановлений рассматривались на правомочном заседании Правительства Москвы, приняты общим согласием, после чего постановления были подписаны Мэром Москвы и в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 «О правовых актах города Москвы» введены в действие и официально опубликованы в установленном порядке в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», а также размещены на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна.

При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о том, что процедура принятия постановлений не нарушена.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГБУК ГАТКБ, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 5 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *