Постановление правительства 258

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 42 Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг.

Отдельные органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий нередко устанавливали нормативы потребления коммунальных услуг, которые являются средними для всего жилого фонда, тем самым выравнивая коммунальные платежи во всем муниципальном образовании.

Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) недавно подтвердил неправомерность подобного подхода, заявив, что установление среднего норматива противоречит положениям федерального законодательства.

Рассмотрим подробнее обоснование ВС РФ, а также конкретные фактические основания возникшего спора.

Позиция Красноярского краевого суда по существу спора

Муниципальное унитарное предприятие «Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка» (далее – Заявитель) обратилось в Красноярский краевой суд с административным иском о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения № 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. № 409 «Об оплате коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения» (далее – Решение городского Совета).

Основанием для такого обращения являлось то обстоятельство, что согласно подпункту 2.3 пункта 2 приложения № 1 к Решению городского Совета норматив по отоплению установлен в размере 0,025 Гкал на 1 кв. м общей площади. Указанный норматив является средним (средневзвешенным) для всех многоквартирных и жилых домов города Лесосибирска (в том числе для поселка Стрелка).

Решением Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. заявленное требование удовлетворено, оспариваемый пункт признан несоответствующим действующему законодательству.

В апелляционной жалобе в Верховный суд Российской Федерации Администрация города Лесосибирска просит отменить указанный судебный акт, признав его незаконным, необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.

Позиция ВС РФ по существу спора (определение Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 53-АПГ16-6)

При принятии судебного акта Верховный суд исходил из следующего:

  1. В силу пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) при определении нормативов в отношении отопления учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

  2. Согласно пункту 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

  3. Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется сучетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

  4. Жилой фонд поселка Стрелка состоит из одноэтажных и двухэтажных деревянных домов, в то время как в городе Лесосибирске жилой фонд составляют в основном пяти- и девятиэтажные кирпичные и деревянные дома, поэтому Красноярский краевой суд сделал обоснованный вывод о том, что установление единого (средневзвешенного) для всех многоквартирных и жилых домов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов поселка Стрелка противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил № 306.

Таким образом, ВС РФ подтвердил обязательность дифференцированного подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг, тем самым устранив возможность местных органов власти устанавливать средневзвешенные нормативы по всему муниципальному образованию.

Полагаем возможным использование указанного подхода ВС РФ ресурсоснабжающими организациями при оспаривании не соответствующих закону нормативных актов в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2006 г. N 258

О СУБВЕНЦИЯХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

ПО ПЕРВИЧНОМУ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕРРИТОРИЯХ,

ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

распределение в 2006 году между бюджетами субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 апреля 2006 г. N 258

МЕТОДИКА

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ПЕРВИЧНОМУ

ВОИНСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ

ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ

1. Распределение субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации производится в целях финансирования расходов на осуществление передаваемых Российской Федерацией органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов (далее — органы местного самоуправления) полномочий на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее — субвенции).

2. Размер субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации, определяется в следующем порядке:

1) определяются для каждого субъекта Российской Федерации затраты на содержание одного военно-учетного работника (Si) органа местного самоуправления:

Si = Sзп + Sаренда + Sсвязь + Sтрансп + Sком.расх + Sком.усл + Sмат.обесп,

где:

Sзп — расходы на оплату труда военно-учетных работников, включая соответствующие начисления на фонд оплаты труда;

Sаренда — расходы на оплату аренды помещений;

Sсвязь — расходы на оплату услуг связи;

Sтрансп — расходы на оплату транспортных услуг;

Sком.расх — командировочные расходы;

Sком.усл — расходы на оплату коммунальных услуг;

Sмат.обесп — расходы на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами;

2) определяется количество военно-учетных работников (N ) освобi и работников, осуществляющих работу по воинскому учету в органе местного самоуправления по совместительству (N ), на основании совмi сведений, поступивших в Министерство обороны Российской Федерации из военных комиссариатов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из норм определения количества военно-учетных работников, установленных Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541;

3) определяется размер субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации ():

,

,

где:

— коэффициент рабочего времени;

— количество часов рабочего времени в год, рассчитанное в среднем на одного работника, осуществляющего работу по воинскому учету в органе местного самоуправления по совместительству в i-м субъекте Российской Федерации;

— количество часов рабочего времени в год, рассчитанное на одного военно-учетного работника исходя из норм, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации;

— количество военно-учетных работников;

— количество работников, осуществляющих работу по воинскому учету в органе местного самоуправления по совместительству;

— затраты на содержание одного военно-учетного работника органа местного самоуправления;

Sдко — расходы, связанные с выплатой денежной компенсации военно-учетному работнику, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно;

4) общий размер субвенций (V ), предоставляемых бюджетам SUM СУБ субъектов Российской Федерации, рассчитывается путем суммирования размеров субвенций, исчисленных для каждого субъекта Российской Федерации: n V = SUM V = V + V + … + V , SUM СУБ i=1 СУБi СУБ1 СУБ2 СУБn где: n — количество субъектов Российской Федерации, имеющих территории, где отсутствуют военные комиссариаты; V — размер субвенций, исчисленный бюджету соответствующего СУБ i субъекта Российской Федерации.

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 апреля 2006 г. N 258

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУБВЕНЦИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ПОЛНОМОЧИЙ ПО ПЕРВИЧНОМУ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕРРИТОРИЯХ,

ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее — субвенции).

2. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству обороны Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Субвенции отражаются в составе бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего распределения между бюджетами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее — органы местного самоуправления) полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Абзацы третий — четвертый утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 36.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субвенций указанный остаток в соответствии с решением Министерства обороны Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

В случае если неиспользованный остаток субвенций не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

4. Предоставление субвенций органам местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется в порядке, установленном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5. Размер средств, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

6. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 36.

7. Органы местного самоуправления ежеквартально, не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходах местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность представленных отчетов.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчет о расходах местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, по указанной форме.

8. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 36.

9. В случае осуществления расходов местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, с нарушением условий, установленных настоящими Правилами, соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий, установленных настоящими Правилами, возлагается на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Министерство обороны Российской Федерации.

11. Контроль за осуществлением расходов местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, возлагается на уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Министерство обороны Российской Федерации.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 апреля 2006 г. N 258

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

В 2006 ГОДУ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУБВЕНЦИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ПОЛНОМОЧИЙ ПО ПЕРВИЧНОМУ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ НА ТЕРРИТОРИЯХ,

ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ

(тыс. рублей)

Республика Адыгея

2889,9

Республика Алтай

3005,8

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

15436,8

Республика Дагестан

20638,9

Республика Ингушетия

2711,4

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

2057,8

Карачаево-Черкесская Республика

4433,3

Республика Карелия

5947,5

Республика Коми

10689,2

Республика Марий Эл

5932,1

Республика Мордовия

9642,7

Республика Саха (Якутия)

22971,3

Республика Северная Осетия — Алания

3086,7

Республика Татарстан

28623,7

Республика Тыва

3520,5

Удмуртская Республика

10526,3

Республика Хакасия

4574,5

Чеченская Республика

8130,5

Чувашская Республика

11242,9

Алтайский край

19468,7

Краснодарский край

Красноярский край

23902,1

Пермский край

16380,4

Приморский край

11596,2

Ставропольский край

19284,1

Хабаровский край

12500,8

Амурская область

11813,9

Архангельская область

12744,8

Астраханская область

10092,7

Белгородская область

12973,3

Брянская область

8236,8

Владимирская область

5250,1

Волгоградская область

14610,4

Вологодская область

13620,1

Воронежская область

18728,3

Ивановская область

4966,3

Иркутская область

18313,9

Калининградская область

1689,9

Калужская область

9244,1

Камчатская область

4335,4

Кемеровская область

14172,1

Кировская область

13029,6

Костромская область

7510,2

Курганская область

10308,9

Курская область

13332,4

Ленинградская область

19558,9

Липецкая область

11110,9

Магаданская область

2403,7

Московская область

57026,2

Мурманская область

3864,3

Нижегородская область

22191,3

Новгородская область

6294,9

Новосибирская область

15969,5

Омская область

16401,8

Оренбургская область

Орловская область

6535,6

Пензенская область

11491,8

Псковская область

6239,8

Ростовская область

25963,3

Рязанская область

8789,7

Самарская область

17411,8

Саратовская область

15301,5

Сахалинская область

7131,6

Свердловская область

11052,3

Смоленская область

11315,6

Тамбовская область

9074,3

Тверская область

11959,4

Томская область

6287,4

Тульская область

7416,3

Тюменская область

25038,4

Ульяновская область

7815,8

Челябинская область

17309,2

Читинская область

14579,2

Ярославская область

7101,6

Еврейская автономная область

1797,2

Агинский Бурятский автономный округ

845,9

Корякский автономный округ

1020,8

Ненецкий автономный округ

1822,9

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

3602,4

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

1487,2

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

23990,9

Чукотский автономный округ

3116,6

Эвенкийский автономный округ

794,4

Ямало-Ненецкий автономный округ

10230,3

Итого

«Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральным казначейством мероприятий по контролю в финансово-бюджетной сфере»

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (вместе с «Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», «Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»).

Приказ Министра обороны РФ от 20.02.2014 N 133 (ред. от 30.12.2014) «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета»

Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15.14, 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пункт 9 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»

Приказ Минфина России от 03.07.2006 N 90н «Об утверждении формы квартальной отчетности о расходовании субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2081) приказываю:

Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (ред. от 24.11.2016) «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» (вместе с «Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления») (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2014 N 34099)

4. При определении размера затрат на содержание одного военно-учетного работника органа местного самоуправления и работника, осуществляющего работу в органе местного самоуправления по совместительству, руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2081; 2007, N 48, ст. 6000; 2009, N 6, ст. 737; N 41, ст. 4784).

Федеральное казначейство направляет для сведения и руководства в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2009 N 02-03-07/5153 по вопросу применения правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 258.

Приказ Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 (ред. от 21.05.2012) «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719» (вместе с «Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации», «Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления») (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2007 N 10791)

4. При определении размера затрат на содержание одного военно-учетного работника органа местного самоуправления и работника, осуществляющего работу в органе местного самоуправления по совместительству, руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2081).

<p>имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380; от 26.12.2016 г. N 1498) При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380) 11-1. По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в целях определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам I и II групп и семьям, имеющим детей-инвалидов, при наличии установленных индивидуальных или общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (горячей воды), газоснабжения, электрической энергии, отопления и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме могут устанавливаться с применением коэффициента в размере от 1,1 до 1,8 к соответствующему нормативу потребления, установленному в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 12. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 13. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к настоящим Правилам. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380) Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации. 14. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 15. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 16. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в следующих случаях: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380; от 26.12.2016 г. N 1498) б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив потребления коммунальных услуг был установлен расчетным методом; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380; от 26.12.2016 г. N 1498) г) установление актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 17. Решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением N 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380; от 26.12.2016 г. N 1498) 17-1. В решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 18. Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) III. Методы установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 19. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода. (Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 20. Нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода. 21. Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 22. Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. 23. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) IV. Основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 24. В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее — норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 г. N 129; от 26.12.2016 г. N 1498) 25. Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 г. N 129) 26. В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 27. В норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380) 28. В норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях включается расход природного или сжиженного углеводородного газа исходя из того, что данная коммунальная услуга соответствует требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, в зависимости от вида потребления: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) для приготовления пищи; для подогрева воды; для отопления жилых помещений. 29. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. (Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 30. В норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек по каждому направлению использования коммунальной услуги включается расход коммунального ресурса на единицу величины показателя, характерного для каждого направления использования коммунальной услуги. V. Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов 31. Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498) 32. Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. N 1380) 32-1. Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители;</p>

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее — заключение) выдается Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее — Правила, постановление № 719).

Постановлением № 719 установлено, что критериями подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации являются:

1 Критерий: Наличие специального инвестиционного контракта, заключенного инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в целях создания, и (или) модернизации, и (или) освоения производства промышленной продукции и содержащего обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению (со дня начала производства промышленной продукции инвестором и (или) привлеченным инвестором лицом, но не позднее чем по истечении 3 лет с указанной даты) требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида, а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении — согласно приложению 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (за исключением случаев определения актом Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стороны — инвестора специального инвестиционного контракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющих создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, единственным поставщиком указанного товара);

Справочно:
с информацией о специальных инвестиционных контрактах можно ознакомиться

2 Критерий: Наличие акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению № 719 (далее — акт экспертизы ТПП РФ).

3 Критерий: Наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению № 719 (далее — СТ-1).

Справочно:
Приложение к постановлению № 719 содержит требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведённой в Российской Федерации. К настоящему времени требования установлены более чем к 600 наименованиям продукции.

В отношении продукции не включенной в приложение к постановлению № 719 применяются требования, установленные приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября
2009 г.

В целях получения заключения необходимо представить в Минпромторг России заявление о выдаче заключения, подписанное руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, либо иным уполномоченным представителем заявителя.

В заявлении о выдаче заключения обязательно должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 3 Правил

1. Заявитель (наименование заявителя — юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя — ИП)

2. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) ОГРН (ОГРНИП) (основной государственный регистрационный номер — для юридического лица, основной государственный номер индивидуального предпринимателя — для ИП)

3. Адрес местонахождения (для юридического лица (адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства для ИП)

4. Адрес местонахождения производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции

5. Наименование производимой промышленной продукции (должно быть указано наименование промышленной продукции, марка, модель, любое обозначение, позволяющее идентифицировать продукцию. Целесообразно указать наименование продукции в соответствии с техническими условиями организации либо иным техническим нормативным документом организации)

код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

код ТН ВЭД ЕАЭС (Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза)

6. Наименование, номер и дата утверждения одного из документов заявителя (технические условия, стандарт организации, технологический регламент), содержащих требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции, либо номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси)

7. Сведения о наличии одного из документов:

а) специального инвестиционного контракта (реквизиты, когда и с кем заключен);

б) акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (кем и когда выдан, номер);

в) сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (кем и когда выдан, номер).

В случае, если заявление о выдаче заключения подписывается не руководителем, а иным уполномоченным представителем заявителя к заявлению должен быть приложен документ (доверенность), предоставляющий полномочия на подписание заявления.

Перечень прилагаемых к заявлению о выдаче заключения документов установлен пунктом 5 Правил:

а) копии учредительных документов — для юридического лица;

б) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

в) или копии специального инвестиционного контракта;

Справочно:
В случае наличия заключенного специального инвестиционного контракта

или копия акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению № 719;

Справочно:
В случае наличия акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

или копия сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.;

Справочно:
В случае наличия сертификата о происхождении товара (продукции).

г) справка, содержащая информацию:
– о параметрах промышленной продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения , качественных характеристик (например: параметры надежности, эргономичности, энергетической эффективности, технологичности, безопасности, экологические, производственные, эксплуатационные параметры, метрологические характеристики и иные параметры промышленной продукции)

Справочно:
Справка составляется заявителем в произвольной форме.

д) копия документа, содержащего требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции (технические условия, стандарт организации, технологический регламент либо номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси))

Справочно:
Представляется документ, указанный в пункте 6 заявления о выдаче заключения

е) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции, в течение срока действия заключения

Справочно:
Представляется документ на производственные помещения, адрес которых указан в пункте 4 заявления о выдаче заключения

Обращаем внимание

В перечне документов, предусмотренных Правилами указаны акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям приложения к постановлению № 719 (далее — акт экспертизы) и сертификат о происхождении товара (продукции) по форме СТ-1 (далее — сертификат СТ-1).

В случае, если требования к продукции, производимой организацией, установлены в приложении к постановлению № 719, на продукцию должен быть получен акт экспертизы. Если в приложении к постановлению № 719 продукция, производимая организацией, отсутствует, на продукцию должен быть получен сертификат СТ-1.

Акт экспертизы и сертификат СТ-1 можно получить в территориальных торгово-промышленных палатах Российской Федерации по месту нахождения производственных площадей организации (http://tpprf.ru/ru/ttpp/).

Перечень ТПП РФ уполномоченных на выдачу актов экспертиз и СТ-1 утвержден приказом ТПП РФ от 28 декабря 2017 г. № 95

  1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации
  2. Центральный федеральный округ

  3. Союз «Курская торгово-промышленная палата»
  4. Союз «Торгово-промышленная палата Калужской области»
  5. Союз «Липецкая торгово-промышленная палата»
  6. Союз «Московская торгово-промышленная палата»
  7. Союз «Рязанская торгово-промышленная палата»
  8. Союз «Торгово-промышленная палата Владимирской области»
  9. Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
  10. Союз «Торгово-промышленная палата Ивановской области»
  11. Союз «Торгово-промышленная палата Московской области»
  12. Союз «Тверская торгово-промышленная палата»
  13. Союз «Тульская торгово-промышленная палата»
  14. Союз «Торгово-промышленная палата Ярославской области»
  15. Северо-Западный федеральный округ

  16. Союз «Калининградская торгово-промышленная палата»
  17. Союз «Ленинградская областная торгово-промышленная палата»
  18. Союз «Новгородская торгово-промышленная палата»
  19. Союз «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата»
  20. Союз «Торгово-промышленная палата Псковской области»
  21. Южный федеральный округ

  22. Союз «Севастопольская торгово-промышленная палата»
  23. Союз «Волгоградская торгово-промышленная палата»
  24. Союз «Торгово-промышленная палата Краснодарского края»
  25. Союз «Торгово-промышленная палата Ростовской области»
  26. Приволжский федеральный округ

  27. Союз «Вятская торгово-промышленная палата»
  28. Союз «Пензенская областная торгово-промышленная палата»
  29. Союз «Пермская торгово-промышленная палата»
  30. Союз «Торгово-промышленная палата Нижегородской области»
  31. Союз «Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан»
  32. Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
  33. Союз «Торгово-промышленная палата Самарской области»
  34. Союз «Торгово-промышленная палата Саратовской области»
  35. Союз «Торгово-промышленная палата Чувашской Республики»
  36. Союз «Удмуртская торгово-промышленная палата»
  37. Союз «Ульяновская областная торгово-промышленная палата»
  38. Уральский федеральный округ

  39. Уральская торгово-промышленная палата (союз)
  40. Южно-Уральская торгово-промышленная палата
  41. Сибирский федеральный округ

  42. Союз «Алтайская торгово-промышленная палата»
  43. Союз «Новосибирская торгово-промышленная палата»
  44. Союз «Омская торгово-промышленная палата»
  45. Союз «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири»
  46. Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»
  47. Дальневосточный федеральный округ

  48. Союз «Приморская торгово-промышленная палата»

Общая информация

Заявление о выдаче заключения подается в Минпромторг России по адресу: 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2

Почтой России либо иным удобным способом, в том числе и нарочно.

Время работы экспедиции Минпромторга России :

Пн-Чт: с 9.00 до 17.00, Пт: с 9.00 до 15.45, без перерыва на обед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *