Постановление 273

Содержание

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

2. Богданов, А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч.1. / А.А. Богданов. — СПб.: изд. М.И. Семенова, 1912. — 256 с.

0.4059104104526341;from=82134-0

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российс-

5. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена 24.04.2012г. № 1853п-П8.

ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, экологическая и карательная СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Е.И. МАЙОРОВА, проф. каф. права МГУЛ, д-р юр. наук, канд. с.-х. наук,

А.В. КРЕТОВ, асп. каф. права МГУЛ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды») возмещение вреда окружающей среде является одним из основных принципов охраны окружающей среды.

ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает два метода определения размера вреда окружающей среде:

1) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;

2) в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

При этом п. 3 ст. 77 и п. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливают два противоречащих друг другу правила применения указанных выше методов.

Согласно п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление

caf-pravo@mgul. ac. ru

нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Согласно п. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, согласно п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» при определении размера вреда окружающей среде приоритет имеют утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде. Только при отсутствии таких такс и методик вред может определяться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Такой порядок

п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

распространяет на случаи определения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Применительно к определению вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, п. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает приоритет фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также затрат, предусмотренных проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

Таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденные органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, могут использоваться только в тех случаях, когда отсутствуют фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, понесенные убытки, в том числе упущенная выгода, а также проекты рекультивационных и иных восстановительных работ.

В кассационном определении Верховного Суда РФ от 20 мая 2003 г. № КАС03-179 при рассмотрении кассационной жалобы на решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2003 г. по делу № ГКПИ03-41 по заявлению ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» об оспаривании Постановления Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ» указывается, что п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет порядок возмещения вреда, причиненного не только в результате простой хозяйственной деятельности, но и в результате нарушения лесного законодательства.

Поэтому при определении размера вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды могут учитываться только при отсутствии утвержденных такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде.

Представляется, что в указанном случае суд неверно определил порядок применения общих и специальных правовых норм.

П. 1 ст. 78 содержит специальную норму по отношению к общей норме, содержащейся в п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если следовать позиции Верховного Суда РФ и признавать приоритет общей нормы над специальной, то специальная норма становится неприменимой ни при каких обстоятельствах, что не соответствует воле законодателя.

Многие представители юридической науки неоднократно обращали внимание на то, что фактически таксы исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, включают не только правовосстановительную (компенсационную), но и штрафную составляющую . Наличие в таксах исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, признает и Верховный Суд РФ.

В январе 2003 г. в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании действовавшего в указанный период Постановления Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» обратилось ОАО «Сибнефть-Ноябрьск-нефтегаз».

В заявлении ОАО «Сибнефть-Ноябрьс-кнефтегаз» указывалось, что утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 388 таксы исчисления размера ущерба за нарушения лесного законодательства носят не компенсационный, а штрафной характер; установлены не из фактических затрат, необходимых для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, а в кратном размере, значительно превышающем размер вреда, который лесонарушители должны возмещать по закону, поэтому не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ) и ФЗ «Об охране окружающей среды».

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Решением Верховного Суда РФ от 14 марта 2003 г. по делу № ГКПИ03-41, оставленным без изменения кассационным определением Верховного Суда РФ от 20 мая 2003 г. № КАС03-179, в удовлетворении заявления ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» было отказано. При этом правовое обоснование решения сводилось к двум доводам.

Верховный Суд РФ указал, что таксы учитывают не только стоимостное выражение непосредственного объекта нарушения, но и экологический вред, причиненный природной среде. Суд признал наличие у Правительства РФ полномочия утверждать таксы, размер которых учитывает не только «стоимостное выражение непосредственного объекта нарушения», но и зависящий только от «законов природы» и, следовательно, фактически ничем не ограниченный «экологический вред». Также Верховный Суд РФ отметил, что в соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В качестве закона, устанавливающего в рассматриваемом случае обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда, Верховный Суд РФ указал п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Представляется, что довод Верховного Суда РФ о том, что размер такс учитывает не только стоимостное выражение непосредственного объекта нарушения, но и экологический вред, является обоснованным. Однако нельзя согласиться с мнением Верховного Суда РФ о том, что экологический вред фактически ничем не ограничен. На наш взгляд, затруднительность или невозможность определения полного размера экологического вреда не тож-

дественна «бесконечности» экологического вреда.

Принципиальной ошибкой Верховного Суда РФ видится обнаружение в п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», не содержащем никаких упоминаний о компенсации сверх возмещения вреда, нормы, которой Правительству РФ предоставлено полномочие устанавливать обязанность причинителя вреда уплачивать такую компенсацию.

Позиция о правомерности установления Правительством РФ обязанности причинителя вреда уплачивать компенсации сверх возмещения вреда окружающей среде была повторена Верховным Судом РФ в Решении от 15 апреля 2008 г по делу № ГКПИ08-52 по заявлению Кретова А.В. об оспаривании пункта 8 «Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам» (Приложение № 4 к Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273) в части слов «5-кратный», оставленном без изменения кассационным определением от 19 августа 2008 г. № КАС08-430.

О том, что таксы исчисления размера вреда учитывают не только экологический вред, но и включают штрафную составляющую, свидетельствуют следующие примеры. Так, ранее действовавшими «Таксами для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 388, за незаконное присвоение (хищение) древесины срубленных с корня деревьев предусматривалось взыскание в размере 25-кратной стоимости присвоенной (похищенной) древесины, исчисленной по ставкам лесных податей. Очевидно, что незаконное присвоение (хищение) древесины уже срубленных на корню деревьев само по себе не причиняет никакого ущерба лесному фонду или не входящим в лесной фонд лесам. Ущерб в указанном случае причиняется только собственнику срубленных с корня деревьев.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Еще одним примером является учитываемое в таксах аномальное изменение уязвимости леса в зависимости от месяца, в котором совершено лесонарушение.

В соответствии с ранее действовавшими «Таксами для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. № 67, за незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев хвойных пород в декабре-январе размер взысканий удваивался.

Аналогичная норма содержалась в Примечании к ныне утратившим силу «Таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г № 388, и содержится в действующей «Методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273).

Представляется, что ущерб лесам от незаконной порубки, уничтожения или повреждения лиственницы и даже ели не зависит от того, произошло данное лесонарушение в ноябре, декабре, январе или в феврале. При этом в тех редких случаях, когда конкретное незаконно порубленное, уничтоженное или поврежденное дерево хвойной породы предназначалось для законной порубки и продажи к новогодним праздникам, неполученные доходы представляют собой не ущерб, а упущенную выгоду, которая в настоящее время таксами не устанавливается, а исчисляется в каждом конкретном случае с использованием общих норм гражданского законодательства. Кроме того, данные дополнительные убытки возникают независимо от того, в каком месяце незаконно порублено, уничтожено или повреждено дерево.

Необходимо обратить внимание на не принятые во внимание в упоминавшейся выше практике Верховного Суда РФ необоснованные, на наш взгляд, дополнительные негативные правовые последствия для нарушителя, возникающие вследствие применения к штрафной составляющей такс исчисления размера вреда окружающей среде норм не Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, по общему правилу, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Согласно ст. 1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обсто-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ятельствах не могла быть устранена иными средствами, по общему правилу, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

Лишь в отдельных случаях, учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно п. 3 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Смешение в таксах исчисления размера вреда, причиненного лесонарушениями, правовосстановительного и штрафного начал, представляет особую опасность при применении норм уголовного законодательства. В соответствии со ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) размер ущерба, причиненного незаконной рубкой, а равно повреждением до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, является квалифицирующим признаком и согласно примечанию к статье 260 УК РФ исчисляется по утвержденным Правительством РФ таксам.

При этом вопреки воле законодателя утвержденные Правительством РФ таксы фактически устанавливают не только размер ущерба, причиненного лесонарушением, но и некое произвольное штрафное наказание лесонарушителя.

Следует признать, что, несмотря на сомнения в законности таксового метода определения размера вреда, применение такс позволяет значительно упростить трудоемкий процесс доказывания размера вреда, сократить

срок рассмотрения дел о взыскании ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране окружающей среды. Использование таксового метода позволяет достичь единообразия при исчислении размера вреда. Представители юридической науки неоднократно отмечали значительную эффективность таксового метода исчисления размера вреда как средства борьбы с экологическими правонарушениями .

Однако, на наш взгляд, следует устранить ситуацию, при которой взыскание штрафной составляющей такс регулируется гражданским законодательством и происходит подмена понятия «компенсация сверх возмещения вреда» понятиями «вред окружающей среде», «экологический вред».

Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным расширить содержание существующего в системе российского права института платы за негативное воздействие на окружающую среду путем включения в него норм, регулирующих общественные отношения, возникающие не только в случаях осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов, но и в случаях оказания иных видов негативного воздействия на окружающую среду (перечень которых не исчерпывается прямо перечисленными в пункте 2 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Именно в рамках института платы за негативное воздействие на окружающую среду, на наш взгляд, должна взыскиваться с правонарушителей штрафная составляющая такс исчисления размера вреда окружающей среде.

Библиографический список

2. Петров, В.В. Правовая охрана природы в СССР: учебник / В.В. Петров. — М., 1984. — С. 163.

3. Гусев, Р.К. Экологическое право: учебное пособие / Р.К. Гусев. — М., 2000. — С. 75.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности», изложив постановление в следующей редакции:

«О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» Правительство Москвы постановляет:

1. Продлить срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в сфере торговли, общественного питания, туризма, культуры, физической культуры и спорта, организации досуга, предоставления гостиничных услуг, а также бытовых услуг населению, до 31 декабря 2020 г. (включительно).

2. Продлить срок уплаты торгового сбора за I квартал 2020 г. до 31 декабря 2020 г. (включительно).

3. Установить, что по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, туризма, предоставления гостиничных услуг, услуг в сфере общественного питания, торговли и предоставления бытовых услуг населению, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее — указ Мэра Москвы) до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2020 г.

От уплаты арендных платежей в соответствии с абзацем первым настоящего пункта освобождаются организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанному в абзаце первом настоящего пункта, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.

4. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить освобождение подведомственными государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) и государственными учреждениями города Москвы арендаторов от внесения арендной платы на срок временного приостановления деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения лиц, указанных в пункте 3 настоящего постановления.

5. В порядке, установленном Правительством Москвы, в качестве меры экономической поддержки организациям — собственникам зданий и помещений, используемых для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), а также объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии снижения данными организациями за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2020 г. арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за землю по данному объекту недвижимости за соответствующий период и не менее чем на 50 процентов изначально действовавшей арендной ставки, предоставляются меры поддержки в объеме суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за землю по данному объекту недвижимости за соответствующий период.

6. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на период действия на территории города Москвы режима повышенной готовности обеспечить заключение Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение на 50 процентов платы по договорам на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключенным в соответствии с приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности».

7. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить заключение, в том числе подведомственными им организациями, в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений, предусматривающих освобождение от уплаты за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2020 г. по договорам на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключенным в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности», с лицами, временно приостановившими работу указанных объектов в соответствии с требованиями указа Мэра Москвы.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 и 2 настоящего постановления.

9. Пункты 1 и 2 настоящего постановления вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона, предоставляющего органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие принимать решения о продлении сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогу) и местного сбора.

10. Установить, что действие пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего постановления.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.».

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.

Мэр Москвы С.С.Собянин

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.11.2007 N 806, от 11.10.2014 N 1038)

Положения части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 9 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, – при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П)

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 191.1, 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.10.2014 N 1038)

1. Утвердить:

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся такс для исчисления размера ущерба и методики исчисления размера вреда в случаях причинения вреда лесам, не предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2236).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2007 г. N 273

ТАКСЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ К ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

Вид нарушения Размер ущерба
I. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям
1. Незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)
каждый куст хвойных пород 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 16 см основной лесообразующей хвойной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст и каждая лиана лиственных пород 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
2. Повреждение, не влекущее прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более 10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см 10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)
каждый куст хвойных пород 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 12 см основной хвойной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст лиственных пород и каждая лиана 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 16 см основной лиственной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
3. Незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
4. Уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев до возраста уничтоженных или поврежденных сеянцев либо саженцев, — за каждый уничтоженный или поврежденный сеянец или саженец
5. Уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста 5-кратный размер затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста до возраста уничтоженных или поврежденных лесных культур (лесные насаждения, созданные посевом или посадкой), молодняка естественного происхождения и подроста, — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет
7-кратный размер затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций до возраста уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций, — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций в возрасте до 10 лет
в размере стоимости, установленной в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приложения, — за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте свыше 10 лет
II. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам
Уничтожение или повреждение деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям. 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием деревьев, кустарников и лиан до возраста уничтоженных или поврежденных дерева, кустарника, лианы, — за каждые уничтоженные или поврежденные дерево, кустарник, лиану
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2007 г. N 273

ТАКСЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ДЕРЕВЬЯМ И КУСТАРНИКАМ, ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ <*>

Субъект Российской Федерации Таксы за единицу объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, рублей/куб.м Таксы за 1 уничтоженный, поврежденный или срубленный кустарник, рублей
при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев при повреждении, не влекущем прекращения роста деревьев при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста кустарников при повреждении, не влекущем прекращения роста кустарников
Республика Адыгея 14562 2912,4 495,1 233
Республика Алтай 8244 1648,8 280,3 131,9
Республика Башкортостан 8100 1620 275,4 129,6
Республика Бурятия 3280 656 111,5 52,5
Республика Дагестан 14562 2912,4 495,1 233
Республика Ингушетия 14562 2912,4 495,1 233
Кабардино-Балкарская Республика 14562 2912,4 495,1 233
Республика Калмыкия 14562 2912,4 495,1 233
Карачаево-Черкесская Республика 14562 2912,4 495,1 233
Республика Карелия 12348 2469,6 419,8 197,6
Республика Коми 5190 1038 176,5 83
Республика Марий Эл 10782 2156,4 366,6 172,5
Республика Мордовия 10782 2156,4 366,6 172,5
Республика Саха (Якутия) 2050 410 69,7 32,8
Республика Северная Осетия — Алания 14562 2912,4 495,1 233
Республика Татарстан 10782 2156,4 366,6 172,5
Республика Тыва 4110 822 139,7 65,8
Удмуртская Республика 8560 1712 291 137
Республика Хакасия 7380 1476 250,9 118,1
Чеченская Республика 14562 2912,4 495,1 233
Чувашская Республика 11124 2224,8 378,2 178
Алтайский край 8244 1648,8 280,3 131,9
Краснодарский край 14562 2912,4 495,1 233
Красноярский край 4110 822 139,7 65,8
Пермский край 5320 1064 180,9 85,1
Приморский край 8856 1771,2 301,1 141,7
Ставропольский край 14562 2912,4 495,1 233
Хабаровский край 7038 1407,6 239,3 112,6
Амурская область 6642 1328,4 225,8 106,3
Архангельская область 8172 1634,4 277,8 130,8
Астраханская область 14562 2912,4 495,1 233
Белгородская область 12000 2400 408 192
Брянская область 6552 1310,4 222,8 104,8
Владимирская область 9864 1972,8 335,4 157,8
Волгоградская область 14562 2912,4 495,1 233
Вологодская область 4536 907,2 154,2 72,6
Воронежская область 12474 2494,8 424,1 199,6
Ивановская область 4914 982,8 167,1 78,6
Иркутская область 4110 822 139,7 65,8
Калининградская область 13600 2720 462,4 217,6
Калужская область 6552 1310,4 222,8 104,8
Камчатская область <**> 3690 738 125,5 59
Кемеровская область 7398 1479,6 251,5 118,4
Кировская область 4824 964,8 164 77,2
Костромская область 4824 964,8 164 77,2
Курганская область 5742 1148,4 195,2 91,9
Курская область 12000 2400 408 192
Ленинградская область и г. Санкт-Петербург 15812 3162,4 537,6 253
Липецкая область 12000 2400 408 192
Магаданская область 5298 1059,6 180,1 84,8
Московская область и г. Москва 18500 3700 629 296
Мурманская область 11034 2206,8 375,2 176,5
Нижегородская область 11124 2224,8 378,2 178
Новгородская область 6174 1234,8 209,9 98,8
Новосибирская область 5310 1062 180,5 85
Омская область 4770 954 162,2 76,3
Оренбургская область 12100 2420 411,4 193,6
Орловская область 6570 1314 223,4 105,1
Пензенская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Псковская область 12294 2458,8 418 196,7
Ростовская область 14562 2912,4 495,1 233
Рязанская область 9864 1972,8 335,4 157,8
Самарская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Саратовская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Сахалинская область 7686 1537,2 261,3 123
Свердловская область 6238 1247,6 212,1 99,8
Смоленская область 6552 1310,4 222,8 104,8
Тамбовская область 12000 2400 408 192
Тверская область 6174 1234,8 209,9 98,8
Томская область 4558 911,6 155 72,9
Тульская область 6570 1314 223,4 105,1
Тюменская область 4320 864 146,9 69,1
Ульяновская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Челябинская область 5742 1148,4 195,2 91,9
Читинская область 2880 576 97,9 46,1
Ярославская область 4914 982,8 167,1 78,6
Еврейская автономная область 7038 1407,6 239,3 112,6
Агинский Бурятский автономный округ 2880 576 97,9 46,1
Корякский автономный округ <**> 3690 738 125,5 59
Ненецкий автономный округ 5190 1038 176,5 83
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 4110 822 139,7 65,8
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 7440 1488 253 119
Чукотский автономный округ 5298 1059,6 180,1 84,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 5190 1038 176,5 83

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580).

<**> С 1 июля 2007 г. — Камчатский край.

Постановление Правительства РФ от 15.03.2007 N 162 признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 12.11.2010 N 899.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2007 г. N 273

МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ, ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ К ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

1. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

2. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее — таксы). (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

3. При причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

4. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

5. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.

6. При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

7. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра.

8. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

9. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий); (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

10. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре — январе.

11. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

12. Размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580), исчисляется как произведение такс, указанных в приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, и объемов древесины (количества) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников).

13. При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

14. Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2007 г. N 273

ТАКСЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ К ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)

Вид нарушения Размер ущерба
1. Заготовка живицы, осуществляемая с нарушением установленных правил, а равно самовольно 5-кратная стоимость живицы, исчисленная по ставкам платы за единицу объема живицы
2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, мха, лесной подстилки, камыша, тростника, луба), осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно, а также их порча или уничтожение 2-кратная стоимость пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, мха, лесной подстилки, камыша, тростника, луба, исчисленная по ставкам платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов
3. Заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков) и сбор лекарственных растений, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно 2-кратная стоимость дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков, лекарственных растений, исчисленная по ставкам платы за единицу объема пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений
4. Самовольное использование лесов для: 5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования
ведения охотничьего хозяйства;
ведения сельского хозяйства;
выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных или лекарственных растений;
осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности;
осуществления рекреационной деятельности;
создания и эксплуатации лесных плантаций;
выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
переработки древесины и иных лесных ресурсов
5. Самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог)
6. Уничтожение или повреждение муравейников наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, умноженная на коэффициент, установленный в зависимости от диаметра уничтоженного или поврежденного муравейника (за каждый уничтоженный или поврежденный муравейник):
при диаметре — коэффициент 1; до 0,7 м
при диаметре — коэффициент 1,5; 0,8 — 1 м
при диаметре — коэффициент 2,5; 1,1 — 1,3 м
при диаметре — коэффициент 4; 1,4 — 1,6 м
при диаметре — коэффициент 6; 1,7 — 1,9 м
при диаметре — коэффициент 7 2 м и более
7. Загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования
8. Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков 5-кратный размер затрат, связанных с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака
9. Повреждение лесной дороги или дороги противопожарного назначения 2-кратный размер затрат, связанных с устранением повреждений».

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

методику исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3.

2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся такс для исчисления размера ущерба и методики исчисления размера вреда в случаях причинения вреда лесам, не предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2236).

Председатель

Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Приложение N 3

Методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства

1. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

2. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее — таксы).

3. При уничтожении или повреждении деревьев, кустарников и лиан вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

4. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

5. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.

6. При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

7. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра.

8. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

9. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов.

10. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре — январе.

11. Ущерб, причиненный в результате нарушения лесного законодательства, подпадаемый одновременно под действие пунктов 9 и 10 настоящей методики, определяется исходя из наибольшего размера ущерба.

12. Размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580), исчисляется как произведение такс, указанных в приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, и объемов древесины (количества) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников).

13. При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 8 мая 2007 г. N 273 (НТЦС) В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить: таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методику исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3. 2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся такс для исчисления размера ущерба и методики исчисления размера вреда в случаях причинения вреда лесам, не предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления. 3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2236). Председатель Правительства Российской Федерации М.ФРАДКОВ 8 мая 2007 г. N 273 Приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *