Постановка на налоговый учет налогоплательщиков

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 21 июня 2017 г.

Все юридические лица подлежат постановке на налоговый учет. Встать на учет в налоговой инспекции организация должна (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • при первоначальной регистрации в качестве юридического лица по месту своего нахождения (п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • по месту нахождения своих обособленных подразделений (п. 4 ст. 83 НК РФ);
  • по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ);
  • и в других случаях, поименованных в НК РФ.

Остановимся подробнее на первом случае, когда компания только открывается. Как следует из ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с того дня, когда запись о нем была внесена в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). В соответствии с этими записями осуществляется и постановка на налоговый учет (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Регистрацией организаций занимается налоговая служба РФ (п. 1 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Она же осуществляет постановку на налоговый учет юридических лиц при их регистрации (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Регистрация и постановка на учет в налоговом органе: необходимые документы

Регистрация организации начинается с подготовки пакета документов. В нем должны быть (ст. 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001, код по КНД 1111501 (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ);
  • учредительные документы. Обычно это устав, утвержденный его учредителями (участниками), или учредительный договор. Документы представляются в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сформировать ее можно на сайте ФНС;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем выступает такое лицо.

Представить документы можно несколькими способами:

  • заявитель может подать их в ИФНС или МФЦ лично (либо через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности);
  • переслать в налоговую ценным письмом с описью вложения;
  • направить в ИФНС документы в электронном виде. Это можно сделать через сайт ФНС посредством сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановка на учет в налоговой инспекции: какие документы должны выдать

После регистрации юридического лица налоговики выдают:

  • устав организации или учредительный договор, на котором стоит отметка налогового органа;
  • лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (утв. Приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@). Этот документ с 2017 года выдают вместо свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2, 5.1 ст. 84 НК РФ) по форме № 1-1-Учет (Приложение № 1, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@).

Постановка на налоговый учет означает и получение ИНН. Когда-то его указывали как раз в свидетельстве о госрегистрации. Но те, кто проходят процедуру регистрации в 2017 году, узнают свой ИНН уже из листа записи ЕГРЮЛ. Номер должен быть указан в одной из строк таблицы, где отражаются сведения, содержащиеся в записи ЕГРЮЛ.

Документы, необходимые для постановки на учет налогоплательщиков, и порядок их представления

Общие правила учета налогоплательщиков

Порядок учета налогоплательщиков определен главой 6 Налогового кодекса и Порядком № 1588.

Учет налогоплательщиков ведется в целях создания условий для осуществления контролирующими органами контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдением налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины.

Постановке на учет или регистрации подлежат все налогоплательщики.

Постановка на учет юридических лиц, их обособленных подразделений, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога и сбора.

В целях осуществления налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства лица (основному месту учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность (неосновное место учета).

Постановка на учет налогоплательщиков — юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, которые определяются законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных Налоговым кодексом, когда органами регистрации являются налоговые органы или когда проведение государственной регистрации налогоплательщика в соответствующем статусе законодательством не предусматривается.

Постановка на учет по основному месту учета юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц — предпринимателей

Постановка на учет налогоплательщиков осуществляется по принципу организационного единства регистрационных процедур, проводимых государственными регистраторами, и процедур постановки на учет налогоплательщиков, обеспечиваемых налоговыми органами. Эти органы осуществляют обмен сведениями (сообщениями) об осуществлении действий по государственной регистрации и постановке на учет (снятии с учета) юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в порядке взаимодействия с государственными регистраторами и Единым государственным реестром, определенном приказом № 1771/5/1253.

Постановка на учет по основному месту учета юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц — предпринимателей в качестве плательщиков налогов и сборов осуществляется после внесения сведений о них в Единый государственный реестр согласно Закону № 755.

Основанием для постановки на учет по основному месту учета в ГНИ является поступление в него:

  • сведений из Единого государственного реестра или из соответствующей регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя;
  • сведений из Единого государственного реестра или соответствующего сообщения государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о судебном решении об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;
  • сообщения государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о создании обособленного подразделения юридического лица.

Данные о постановке на учет юридических лиц, их обособленных подразделений, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, и физических лиц — предпринимателей в качестве плательщиков налогов и сборов передаются в Единый государственный реестр в день постановки их на учет по основному месту учета.

Постановка на учет таких налогоплательщиков подтверждается выпиской из Единого государственного реестра, которая отправляется по почте (выдается) этим юридическим лицам, обособленным подразделениям юридических лиц и физическим лицам — предпринимателям в порядке, установленном Законом №755.

Указанная выписка в качестве документа, подтверждающего государственную регистрацию субъекта хозяйствования и постановку его на учет в ГНИ, органах государственной статистики и Пенсионного фонда Украины, введена 17.12.2012 г. Выписка выдается государственным регистратором бесплатно и используется субъектом хозяйствования при открытии счетов в банке для подтверждения постановки его на учет в соответствующих органах.

Постановка на учет по основному месту учета обособленных подразделений зарубежных компаний, организаций

Основанием для постановки на учет обособленного подразделения зарубежной компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащая аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины согласно закону.

Постоянное представительство — постоянное место деятельности, через которое полностью или частично ведется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности:

  • место управления;
  • филиал;
  • офис;
  • фабрика;
  • мастерская;
  • установка или сооружение для разведки природных ресурсов;
  • шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
  • склад или помещение, используемые для доставки товаров.

Представительством зарубежной компании, организации является обособленное подразделение зарубежной компании, организации, осуществляющее представительство и защиту интересов такого юридического лица, не осуществляющее хозяйственной деятельности в Украине и не подпадающее под определение постоянного представительства согласно пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса.

Для постановки на учет постоянные представительства нерезидентов и представительства иностранных юридических лиц обязаны обратиться в течение 10 календарных дней со дня их государственной регистрации (аккредитации, легализации) в установленном порядке в ГНИ по своему местонахождению.

В частности, представительство иностранной компании или постоянное представительство для постановки на учет представляет в ГНИ по своему местонахождению следующие документы:

  • представительство — заявление по форме № 1-ОПП (для юридических лиц и обособленных подразделений);
  • постоянное представительство — заявление о регистрации постоянного представительства нерезидента в качестве плательщика налога на прибыль по форме № 1-РПП;
  • копию документа, подтверждающего присвоение кода ЕГРПОУ;
  • копию документа о регистрации, легализации, аккредитации, создании и т. п.

Документом об аккредитации (регистрации, легализации) обособленного подразделения зарубежной компании, организации на территории Украины являются:

  • свидетельство о регистрации представительства, выданное центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики, — для представительств зарубежных субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины, на которых распространяется действие Закона № 959;
  • свидетельство о регистрации структурного центра общественной (неправительственной) организации иностранного государства в Украине, выданное Государственной регистрационной службой Украины, — для филиалов, отделений, представительств и других структурных центров общественных (неправительственных) организаций иностранных государств в Украине;
  • банковская лицензия — для филиалов зарубежных банков;
  • согласованное, прошитое, заверенное на обороте оттиском печати Секретариата Правления Нацбанка Украины положение о представительстве зарубежного банка, титульная страница которого удостоверена подписью заместителя Председателя и оттиском печати Нацбанка Украины, — для представительств зарубежных банков (в ГНИ представляется копия титульной страницы положения с предъявлением оригинала);
  • документ, выданный уполномоченным органом государственной власти Украины, удостоверяющий регистрацию, аккредитацию, создание, получение согласия, разрешения и т. п. на функционирование обособленного подразделения нерезидента на территории Украины, — для других обособленных подразделений нерезидентов.

После постановки на учет в качестве плательщиков налогов и сборов обособленным подразделениям зарубежных компаний, организаций налоговым органом отправляется по почте (выдается) справка о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП.

В этой справке для постоянного представительства нерезидента, включенного в реестр налогоплательщиков-нерезидентов с признаком плательщика налога на прибыль, после строки «(найменування та код органу державної податкової служби)» следует указать «як постійне представництво нерезидента».

Постановка на учет договоров управления имуществом и договоров о совместной деятельности

На учете в налоговых органах находятся договоры управления имуществом и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, на которые распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности по таким договорам, определенные Налоговым кодексом.

Не учитываются договоры управления имуществом, определенные в пп. 153.13.10 п. 153.13 ст. 153 или во втором предложении абзаца второго пп. 5 п. 180.1 ст. 180 Налогового кодекса, а именно: по которым осуществляется управление активами институтов общего инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом.

Постановка на учет договоров управления имуществом и договоров о совместной деятельности осуществляется путем дополнительной постановки на учет в качестве налогоплательщика соответствующего управляющего имуществом или уполномоченного лица.

Уполномоченное лицо — участник договора (контракта) о совместной деятельности (юридическое лицо, зарегистрированное в Украине в соответствии с Законом № 755, или его обособленное подразделение), который является плательщиком налога на прибыль и уполномочен вести учет результатов совместной деятельности другими сторонами согласно условиям договора (контракта) о совместной деятельности.

Управляющий имуществом — юридическое лицо, которое является субъектом предпринимательской деятельности и плательщиком налога на прибыль и ведет отдельно от собственного учет доходов и расходов от управления имуществом, полученым им в управление по договорам управления имуществом.

Для постановки на учет договора о совместной деятельности уполномоченное лицо обязано в течение 10 календарных дней после регистрации договора или после вступления его в силу представить в ГНИ по своему основному месту учета следующие документы:

  • заявление по форме № 1-ОПП;
  • заверенную копию договора (контракта) о совместной деятельности.

К этим документам прилагаются:

  • информационная карточка договора с отметкой органа, осуществившего государственную регистрацию договора, если в состав участников договора о совместной деятельности входит иностранный инвестор;
  • копии документов, подтверждающих согласование договора уполномоченным органом управления в соответствии с законодательством, заверенные в установленном законодательством порядке, если договором предусмотрено использование недвижимого имущества государственной собственности, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении участника договора о совместной деятельности;
  • копии лицензий и разрешений на ведение соответствующих видов хозяйственной деятельности участников договора, получение которых предусмотрено законодательством.

Постановка на учет договоров (контрактов) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности с участием зарубежного инвестора осуществляется после государственной регистрации договора (контракта) Министерством экономики АР Крым, областными, Киевским или Севастопольским городским управлениями внешних экономических связей согласно Положению № 112.

Не учитываются договоры о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения совместной деятельности, определенные п. 153.14 ст. 153 Налогового кодекса. Каждый участник таких договоров состоит на учете в налоговых органах и выполняет обязанности налогоплательщика самостоятельно.

Для целей налогообложения два или больше лиц, которые осуществляют совместную деятельность без создания юридического лица, считаются отдельным лицом в пределах такой деятельности.

Для постановки на учет договора управления имуществом управляющий имуществом представляет в ГНИ по своему основному месту учета следующие документы:

  • заявление по форме № 1-ОПП;
  • копию договора управления имуществом;
  • копию извлечения из Государственного реестра сделок, которым удостоверяется государственная регистрация договора управления недвижимым имуществом, если предметом договора управления имуществом является недвижимое имущество. В этом случае договор управления имуществом следует нотариально удостоверить.

Постановка на учет физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность

Постановка на учет физических лиц, которые не являются предпринимателями и осуществляют независимую профессиональную деятельность, условием ведения которой согласно закону является государственная регистрация такой деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получение свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности, осуществляется по месту постоянного жительства такого лица.

Для постановки на учет такое физическое лицо в течение 10 календарных дней после государственной регистрации независимой профессиональной деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получения свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности, обязано представить лично (отправить по почте заказным письмом с описью вложения) или через уполномоченное лицо следующие документы:

  • заявление по форме № 5-ОПП;
  • копию регистрационного удостоверения о регистрации частной нотариальной деятельности, если заявитель является частным нотариусом;
  • копию свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, если заявитель является адвокатом, занимающимся адвокатской деятельностью индивидуально;
  • копию свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, выданного Центральной экспертно-квалификационной комиссией при Минюсте Украины по форме, соответствующей приложению 7 к Положению № 86/5, если заявитель — судебный эксперт, который не является работником государственного специализированного учреждения и получил право самостоятельно осуществлять судебно-экспертную деятельность;
  • копию свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), выданного структурным подразделением Минюста Украины, обеспечивающего реализацию полномочий государственного органа по вопросам банкротства, если заявителем является арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор).

При представлении предъявляется оригинал указанных документов.

Налоговые органы отказывают в рассмотрении документов, представленных для постановки на учет лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, в следующих случаях:

  • наличие ограничений на проведение независимой профессиональной деятельности, установленных законодательством;
  • представление документов по ненадлежащему месту учета;
  • несоответствие документов установленным требованиям, представление не в полном объеме или взаимное несоответствие указанных в разных документах сведений;
  • физическое лицо уже поставлено на учет как самозанятое лицо;
  • непредставление для регистрации лицом, намеренным производить независимую профессиональную деятельность, свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности.

По устранении причин, которые были основанием для отказа в постановке на учет такого самозанятого лица, физическое лицо может повторно представить документы для постановки на учет.

После постановки на учет физическому лицу, ведущему независимую профессиональную деятельность, отправляется (выдается) справка о постановке на учет по форме № 4-ОПП, в которой перед фамилией, именем и отчеством такого лица обязательно указан вид профессиональной деятельности, например «приватний нотаріус», «адвокат» и т. п.

Если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя и при этом осуществляет независимую профессиональную деятельность, такое физическое лицо учитывается в органах ГНС как физическое лицо — предприниматель с признаком того, что осуществляет независимую профессиональную деятельность.

В таком случае физическое лицо обязано представить лично (отправить по почте заказным письмом с описью вложения) или через уполномоченное лицо в ГНИ по месту своего постоянного жительства заявление по форме № 5-ОПП с пометкой «Зміни» и копию документа, подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности.

1. Каков порядок получения документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)?

2. Нужно ли менять ИНН (Свидетельство о постановке на учет) в случае изменения места жительства?

3. Как получить Свидетельство о постановке на учет в случаях порчи, утери ранее выданного Свидетельства?

4. Как быть, если у физического лица нет возможности лично обратиться в налоговый орган для получения ИНН?

1. Каков порядок получения документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)?
В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.
Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН).
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Документами, подтверждающими присвоение ИНН налогоплательщика являются:
* Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме № 2-1-Учет (Далее – Свидетельство);
* Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства» по форме № 2-3-Учет (Далее – Уведомление).
Срок постановки на учет физического лица и выдачи ему Свидетельства о постановке на учет – 5 дней со дня получения заявления налоговым органом.
Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
2. Нужно ли менять ИНН (Свидетельство о постановке на учет) в случае изменения места жительства?
Такой обязанности налоговое законодательство не предусматривает. Постановка на учет гражданина в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства.
В случае изменения места жительства гражданин вправе (по желанию) обратиться в налоговый орган за повторной выдачей Свидетельства.
Для этого надо обратиться в налоговый орган по новому месту жительства. При себе иметь следующие документы: паспорт и Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме № 2-1-Учет, выданное по прежнему месту жительства.
Присвоенный гражданину идентификационный номер (ИНН) сохраняется за ним в течение всей жизни и не изменяется в связи с изменением места жительства.
3. Как получить Свидетельство о постановке на учет в случаях порчи, утери ранее выданного Свидетельства?
В случаях порчи, утери ранее выданного Свидетельства гражданин вправе обратиться налоговый орган по месту жительства за повторной выдачей Свидетельства.
Повторная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты, осуществляется на платной основе. Размер платы составляет 200 рублей, за срочную выдачу указанного свидетельства – 400 рублей.
При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), оригинал платежного документа. Заполнить заявление по форме № 2-2-Учет. Срок выдачи повторного Свидетельства – в течение 5 дней со дня поступления заявления.
Гражданин также вправе обратиться в налоговый орган за получением Свидетельства повторно в случаях изменения приведенных в нем сведений (например, изменение ФИО).
В случае изменения ФИО дополнительно, с документами указанными выше, необходимо предоставить копию документа, подтверждающего указанные изменения (например, копия свидетельства о браке).
4. Как быть, если у физического лица нет возможности лично обратиться в налоговый орган для получения ИНН?
В случае невозможности личного обращения в налоговый орган по месту жительства физическое лицо вправе направить по почте (с уведомлением о вручении):
* заполненного заявления по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@;
* копии паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, и копии документа, подтверждающего в установленном законодательст-вом Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица в Российской Феде-рации (в случае, если копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе). Верность копии документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Кроме того, заявитель должен сообщить налоговому органу по месту жительства адрес для взаимодействия с ним, если он проживает не по адресу, указанному в заявлении.
Для получения бланка заявления по форме N 2-2-Учет, порядка заполнения данного заявления и уточнения адреса налогового органа по месту жительства заявителя можно обратиться в любой территориальный налоговый орган.
Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления указанного заявления с последующим направлением Свидетельства по почте с уведомлением о вручении.

УДК 336.02 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соболева О.А., Мячина Н.А.

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской Федерации, такие как регистрация фирм-однодневок и организаций-мигрантов, большой объем документооборота и другие. Особое внимание в исследовании уделено выявлению путей оптимизации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении государственной регистрации и учета, в том числе процедуры электронной регистрации налогоплательщиков. Практическая значимость работы заключается представленных мероприятиях, рекомендуемых к проведению налоговыми органами на стадии регистрации и учета налогоплательщиков, направленных на улучшение качества работы ФНС.

Ключевые слова: регистрация налогоплательщиков; налоговое администрирование; электронная регистрация налогоплательщиков.

DIRECTION OF IMPROVING TAXPAYER REGISTRATION WITH THE TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Soboleva O.A., Myachina N.A.

Keywords: registration of taxpayers; tax administration; online business registration.

Государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации до 2003 года осуществляли муниципальные органы власти. После внесения изменений в федеральный закон № 129-ФЗ право осуществлять государственную регистрацию, а именно вести единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРНИП) получили федеральные органы исполнительной власти (Федеральная налоговая служба РФ) .

Деятельность налоговых органов по регистрации и учету юридических и физических лиц осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и иных сведений. Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет. Общее количество записей о регистрации юридических лиц в РФ с 2005 года ежегодно увеличивается, данное изменение отражено на рисунке 1.

70 000 000 60 000 000 50 000 000 40 000 000 30 000 000 20 000 000 10 000 000 0

62 369 870

Рис. 1. Общее количество записей о регистрации юридических лиц в Федеральной налоговой службе РФ

Несмотря на деятельность налоговых органов в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , система регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской Федерации несовершенна и требует определенных изменений.

Цель исследования — выявление проблем и путей оптимизации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении регистрации и учета налогоплательщиков.

Основные проблемы, существующие в настоящее время в системе регистрации и учета налогоплательщиков и затрудняющие деятельность налоговых органов Российской Федерации:

— регистрация фирм-однодневок;

— проблемы в процессе внесения изменений в сведения о юридических лицах, находящихся на стадии ликвидации;

— регистрация организаций-мигрантов;

— указание в документе об уплате государственной пошлины плательщика, отличного от заявителя;

— большой объем документооборота.

Проблема регистрации фирм-однодневок является следствием не выявления признаков указанных организаций на стадии создания. Под фирмой-однодневкой следует понимать зарегистрированное в установленном законом порядке юридическое лицо, созданное в виде коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, что выражается в невыполнении обязанностей, вытекающих из учредительных документов юридического лица, в течение времени, которое необходимо и достаточно для исполнения данных обязанностей в соответствии с обычаями делового оборота. Перечень показателей, позволяющих налоговому органу отнести юридическое лицо к категории «фирм-однодневок»:

— при государственной регистрации заявлено одно физическое лицо в качестве руководителя и учредителя организации;

— при государственной регистрации указаны недостоверные сведения об адресе места нахождения организации;

— отсутствие деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

— отсутствие имущественной самостоятельности в виде собственного обособленного имущества;

— отсутствие организационной самостоятельности, т.е. возможности принятия решений в процессе предпринимательской деятельности.

При этом закон № 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица и налоговые органы не могут на законном основании осуществлять проверку достоверности документов, предоставляемых для регистрации и учета юридических и физических лиц .

Борьба с регистрацией «фирм-однодневок» должна быть нацелена на ликвидацию или признание незаконно созданных подобных организаций, а также на предотвращение дальнейшего проведения хозяйственных операций.

Возникают проблемы в процессе внесения изменений в сведения о юридических лицах, находящихся в стадии реорганизации. Гражданский кодекс РФ , закон № 129-ФЗ , другие законодательные акты не содержат ограничений по внесению изменений в учредительные документы и их последующей регистрации в налоговых органах, если организация находится на стадии реорганизации. В соответствии с п.2. ст.20 закона №129-ФЗ не допускается государственная регистрация только в случае нахождения юридического лица в стадии ликвидации . Между тем, последнее время отмечаются случаи предоставления в налоговые органы документов для внесения изменений в учредительные документы юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации путем присоединения, в частности изменение наименования юридических лиц. Таким образом, регистрирующий орган (по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение), принявший решение о внесении записи о завершении процедуры реорганизации, выдает заявителю свидетельства о прекращении деятельности юридических лиц со старым наименованием, указанным в Заявлении-уведомлении о начале процедуры реорганизации до внесения изменений в учредительные документы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ряд проблем связан с регистрацией и постановкой на учет организаций-мигрантов. Под организацией-мигрантом следует понимать юридическое лицо, изменившее адрес места нахождения, что привело к смене налогового органа, или юридическое лицо, прекратившее деятельность в результате реорганизации путём слияния и присоединения, правопреемником которого является юридическое лицо, на момент реорганизации находящееся на территории, подведомственной другому налоговому органу. Проблема в том, что достаточно сложно отследить и распознать мигранта на этапе регистрации. Процедура ликвидации

организаций-мигрантов, имеющих целью своей деятельности нарушение налогового законодательства достаточно сложна.

Ликвидировать организацию по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ (допущенные при создании юридического лица грубые нарушения, носящие неустранимый характер) достаточно сложно, например, налоговый орган не вправе ликвидировать организацию, если имеются признаки банкротства. Налоговые органы имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации при наличии задолженности до 10 тыс. руб. в отношении ООО или ОАО и до 100 тыс. руб. в отношении ЗАО. При непогашении ликвидатором в ходе процедуры ликвидации задолженности перед бюджетом, юридическое лицо не может быть исключено из ЕГРЮЛ и будет учитываться как находящееся в стадии ликвидации.

Кроме того, возникает проблема, связанная с внесением изменений статуса юридического лица (ликвидация). Законодательно не предусмотрено обязательное предоставление вместе с уведомлением по форме № 15001 решения учредителей о принятом решении по ликвидации.

При регистрации юридических и физических лиц в налоговых органах возникают случаи, когда в предоставленном документе об уплате государственной пошлины указывается плательщик, отличный от заявителя. Вместе с тем, главой 25.3 части второй НК РФ не предусмотрена возможность уплаты государственной пошлины лицом, иным, чем обратившимся за совершением юридически значимого действия.

Перечень проблем не является исчерпывающим, как и со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Многие юридические и физические лица теряют достаточно большое количество времени прежде чем зарегистрироваться и встать на учет в налоговых органах на оплату госпошлины, нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации, подачу документов.

Для решения существующих в настоящее время проблем, затрудняющих деятельность налоговых органов, необходимо принимать меры, направленные на совершенствование системы регистрации и учета юридических и физических лиц в налоговых органах РФ.

Во избежание неправомерного принятия решения о регистрации организации, при работе с документами, поступившими от заявителя, необходимо наделить налоговые органы полномочиями по проведению правовой экспертизы документов.

Кроме того, налоговые органы должны проводить мероприятия по работе с фирмами-однодневками, что позволит:

— не допускать регистрации фирм «однодневок» при наличии доказательств отсутствия намерения лица регистрировать фирму;

— признать при наличии доказательств, незаконно созданной и ликвидировать фирму, по которой есть основания полагать, что лицо не имело намерений регистрировать фирму;

— не допускать дальнейшее проведение хозяйственных операций от имени неуполномоченных лиц;

— получать дополнительные доказательства о достоверности предоставляемой информации и соответствии требованиям ст. 169, 252 НК РФ (при наличии почерковедческой экспертизы).

Мероприятия, которые рекомендуются к проведению налоговыми органами на стадии регистрации и учета налогоплательщиков:

1) при рассмотрении документов на регистрацию осуществлять проверку на предмет совпадения адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации с адресом «массовой регистрации» используя электронный ресурс «Адреса массовой регистрации» на официальном сайте ФНС ;

2) в случае если учредитель — физическое лицо либо руководитель вновь создаваемого юридического лица является массовым учредителем либо руко-

водителем необходимо до проведения регистрационных действий пригласить и письменно опросить данное физическое лицо на предмет его причастности к юридическому лицу;

3) при осуществлении визуального контроля платежных документов на предмет их достоверности, в случае возникновения сомнений в подлинности представленных платежных документов следует связаться с соответствующей кредитной организацией для получения подтверждения уплаты госпошлины;

4) в связи с тем, что имеют место случаи фальсификации подписи и печати нотариуса необходимо в отношении организаций, имеющих признаки фирм-однодневок особое внимание уделять подлинности печати и подписи нотариуса, для чего необходимо делать соответствующие запросы нотариусу, обозначенному в заявлении о регистрации.

В связи с проблемой регистрации в процессе реорганизации, в частности, ввиду отсутствия нормативной базы и технических возможностей внесения изменений в наименование юридического лица, прекращающего деятельность, рекомендовать не рассматривать поступающие после начала процедуры реорганизации, претензии в налоговые органы по поводу указания старого наименования в свидетельстве о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица.

При поступлении в налоговый орган документов от юридического лица для государственной регистрации изменений в сведения об адресе места нахождении юридического лица (организация переезжает за пределы подведомственности инспекции), налоговому органу рекомендуется проводить следующие действия:

1) проводить мероприятия в соответствии с приказом ФНС России от 06.11.2007 г. № ММ-4-09/30дсп@ ;

2) проверять достоверность нового адреса юридического лица;

3) осуществлять контроль соблюдения обязанности организации о предоставлении уведомления, в соответствии со ст. 20 закона № 129-ФЗ — о принятии решения о ликвидации юридического лица ;

4) в случае реорганизации необходимо осуществлять контроль соблюдения обязанности налогоплательщиком о сообщении реорганизации юридического лица (ст.23 НК РФ) с использованием электронных версий журнала «Вестник государственной регистрации» .

При поступлении документов на реорганизацию следует не позднее рабочего дня за днем поступления документов направить служебную записку в юридический отдел для дачи мотивированного заключения о правомерности принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) реорганизации.

Процедура ликвидации организации по причине допущения при создании юридического лица грубых нарушений, носящих неустранимый характер является возможной, при этом, необходимо доказать в суде, что при создании юридического лица имели место грубые нарушения, например, действия физического лица направлены только на получение вознаграждения за предоставление паспорта, необходимого для создания юридического лица.

Для решения проблем при внесении изменений статуса юридического лица, регистрирующему органу при предоставлении заявления необходимо предоставлять решение учредителей о ликвидации и на основе данного решения необходимо проверять полномочия физического лица, подписавшего уведомление. Так же следует обращать внимание на соблюдение порядка принятия решения о ликвидации в соответствии с действующим законодательством (кем проводилось собрание, правомочность собрания и т.п.).

Налоговым органам следует рекомендовать юридическим лицам, представляющим документы для государственной регистрации, указывать в поле «Наименование платежа» документа, подтверждающего уплату государственной пошлины реквизиты: вид регистрации, а также наименование организации, в отношении которой представляются документы.

Рассмотрев основные проблемы прохождения государственной регистрации можно говорить о том, что процедура регистрации и учета юридических и физических лиц в налоговых органах РФ требует совершенствования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральная налоговая служба относится к числу ведомств, активно внедряющих предоставление электронных услуг налогоплательщикам. С 31 мая 2012 года на территории всех субъектов РФ действуют электронные услуги ФНС «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде» и «Постановка физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации» . Данные электронные сервисы предоставляют возможность юридическим лицам и физическим лицам направить документы в электронном виде и ознакомиться с ходом рассмотрения регистрирующим органом представленных документов, а также получить документы, подготовленные ФНС в электронном виде. Направление документов для регистрации осуществляется:

— физическими лицами, желающими зарегистрироваться или зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя и имеющими электронную подпись (ЭП) самостоятельно;

— юридическими лицами и физическими лицами, желающими зарегистрироваться или зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющими ЭП, с участием нотариусов, имеющих ЭП.

Заявителям сертификат ключа подписи выдаётся организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС России . Нотариусам ЭП выдаются удостоверяющим центром Федеральной нотариальной палаты. Электронная процедура государственной регистрации и учета сокращает время налогоплательщика, проведенное в ФНС, но не упрощает процедуру государственной регистрации по существу.

В целях оптимизации процедуры электронной регистрации налогоплательщиков предлагается:

— сократить число документов, предоставляемых на регистрацию;

— сократить регистрационные действия, требующих нотариальное удостоверение;

— сократить сроки государственной регистрации;

— устранить посредников — сеть доверенных удостоверяющих центров. Таким образом, внедрение предложенных мероприятий и путей оптимизации процесса взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в процессе государственной регистрации будет способствовать улучшению качества работы ФНС.

Список литературы

4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон Рос. Федерации от 08 августа 2001 г № 129-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2001 г: одобрен

Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2001 г: (в ред. от 28.07.2012 г.) // Рос. газ. 2001. 10 августа.

5. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 (в ред. от 22.12.2011 г.) // Рос. газ. 2004. 13 марта.

6. Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение: Приказ ФНС России от 06.11.2007 г. № ММ-4-09/30дсп@ // СПС «Консультант Плюс»

8. Официальный сайт «Вестник государственной регистрации». URL: http: // www.vestnik-gosreg.ru

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: http://www.nalog.ru

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One): federal. Law Ros. Dated 30 November 1994 № 51 — FZ // Rus. gas. 1994. 08 December.

3. The Tax Code of the Russian Federation (Part One): federal. Law Ros. Federation of July 31, 1998 № 146-FZ // Rus. gas. 1998. 06 August.

7. Electronic digital signature: federal. Law Ros. Federation of January 10, 2002, № 1-FZ // Rus. gas. 2002. January 12.

8. Official site of «Bulletin of the state registration». http:// www.vestnik-gosreg.ru.

9. Official website of the Federal Tax Service of Russia. http:// www.nalog.ru. ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соболева Ольга Андреевна, доцент кафедры «Финансы и налоги» Института международного бизнеса и экономики, к.э.н.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Гоголя 41, Владивосток, 690014, Россия Olga. soboleva@vvsu. ru

Мячина Надежда Андреевна, магистр 1 курса Института международного бизнеса и экономики по направлению подготовки «Корпоративные финансы» (программа «Финансы и кредит»)

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Гоголя 41, Владивосток, 690014, Россия

DATA ABOUT AUTHORS

Soboleva Olga Andreevna, lecturer, Ph.D., School of international Business and Economics

Vladivostok State University of Economics and Service 41, Gogolya str., Vladivostok, 690014, Russia Olga. soboleva@vvsu. ru

Сноска. Приказ Министра государственных доходов Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года N 1736 утратило силу — приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК от 25 марта 2007 года N 157 .

<*>
Сноска. Заголовок приказа в новой редакции — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила постановки налогоплательщика на учет по налогу на добавленную стоимость, выдачи свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость и снятия с учета по налогу на добавленную стоимость плательщика налога на добавленную стоимость. <*>
Сноска. Пункт 1 с изменениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.
2. Департаменту методологии направить настоящий приказ на
государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

3. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Министр

Утверждены
Приказом Министра
государственных доходов
Республики Казахстан
от 15 декабря 2001 года N 1736

Правила постановки налогоплательщика на учет
по налогу на добавленную стоимость, выдачи свидетельства
о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость
и снятия с учета по налогу на добавленную стоимость
плательщика по налогу на добавленную стоимость <*>
Сноска. Заголовок в новой редакции — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее — Кодекс) от 12 июня 2001 года N 209-II и устанавливают порядок постановки налогоплательщиков на учет по налогу на добавленную стоимость, выдачи свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость и снятия с учета по налогу на добавленную стоимость плательщика налога на добавленную стоимость в налоговых органах. <*>
Сноска. Преамбула с изменениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

1. Общие положения

1. Постановке на учет по налогу на добавленную стоимость подлежат следующие лица, в соответствии с требованиями, установленными в статье 208 Кодекса :
1) индивидуальные предприниматели;
2) юридические лица;
3) нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.
По заявлению плательщика налога на добавленную стоимость его структурные подразделения, признанные самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость, в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 208 Кодекса подлежат постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

2. Постановка на учет по налогу на добавленную стоимость осуществляется после прохождения (или одновременно) лицом, указанным в пункте 1 настоящих Правил, процедуры государственной регистрации налогоплательщиков и является одной из форм регистрационного учета налогоплательщиков.

3. Постановка на учет по налогу на добавленную стоимость осуществляется путем внесения соответствующих сведений в регистрационные данные о налогоплательщиках. Из сведений регистрационных данных о налогоплательщиках формируется база данных о плательщиках налога на добавленную стоимость. <*>
Сноска. Пункт 3 с изменениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

4. При постановке на учет по налогу на добавленную стоимость налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика (далее — налоговый орган) выдает налогоплательщику свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (далее — Свидетельство) на основании:
1) заявления о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (далее — Заявление о постановке на учет), представленного в налоговый орган в установленной форме;
2) решения налогового органа о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (далее — Решение о постановке на учет).

2. Порядок подачи заявления о постановке на
учет по налогу на добавленную стоимость

5. Заявление о постановке на учет представляется в налоговый орган по форме 342.00 согласно приложению 1 к настоящим Правилам, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Заявление о постановке на учет по форме 342.00 составляется только на бумажном носителе, заполняется шариковой или перьевой ручкой, черными или синими чернилами, заглавными печатными символами или с использованием печатающего устройства.
Заявление о постановке на учет по форме 342.00 представляется в явочном порядке в двух экземплярах, один из которых возвращается налогоплательщику с отметкой налогового органа.
В период с 1 января по 31 января 2002 года оба заявления по форме 342.00 представляются в черно-белой гамме.

6. В случае постановки на учет по налогу на добавленную стоимость одновременно с государственной регистрацией лица в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, Заявление о постановке на учет предоставляется в налоговый орган по форме, предусмотренной для подачи заявления на прохождение процедуры государственной регистрации лица в качестве налогоплательщика.

7. При получении Заявления о постановке на учет, налоговый орган в присутствии налогоплательщика визуально проверяет правильность заполнения полей формы заявления, имеющих строго ограниченный список допустимых значений, полноту указываемых сведений и осуществляет его обработку.

8. При обнаружении ошибок, допущенных при заполнении, заявление возвращается налогоплательщику для их устранения.

9. После устранения выявленных ошибок на Заявлении о постановке на учет налоговым органом проставляется отметка о принятии Заявления о постановке на учет.

10. В течение двух рабочих дней налоговый орган выдает налогоплательщику Свидетельство либо, в случае обнаружения несоответствия регистрационных данных, указанных в Заявлении о постановке на учет, сообщает налогоплательщику мотивированные причины отказа в постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

3. Основания и порядок принятия решения налоговым органом о
постановке на учет по налогу на добавленную стоимость

11. В случае выявления у налогоплательщика при проведении налоговой проверки превышения размера оборота по реализации товаров (работ, услуг), совокупно определенного за любой период (не более двенадцатимесячного), над размером минимума оборота по реализации, установленного пунктом 3 статьи 208 Кодекса , на основании акта налоговой проверки в течение пятнадцати рабочих дней налоговым органом оформляется Решение о его постановке на учет по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Оформленное Решение о постановке на учет подписывается руководителем налогового органа либо лицом, его замещающим, и хранится в деле налогоплательщика. <*>
Сноска. Пункт 11 с дополнениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

12. После постановки налогоплательщика на учет по налогу на добавленную стоимость налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление об устранении нарушений налогового законодательства по форме, утвержденной Приказом Министра государственных доходов Республики Казахстан от 28 октября 2001 года N 1466 «Об утверждении форм уведомлений органов налоговой службы по исполнению налогового обязательства» (далее — Уведомление). При заполнении Уведомления в строках, описывающих суть нарушения, указывается текст следующего содержания:
«В соответствии с пунктом 9 статьи 208 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и решением налогового органа от «__» ______ 20_ года N __ — Вы зарегистрированы в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. С «__» ______ 20_ года Вы обязаны производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с разделом 8 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».
В случае обжалования налогоплательщиком уведомления по акту налоговой проверки в части начисленной суммы штрафов за нарушение срока подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость постановка на учет по налогу на добавленную стоимость приостанавливается до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы в порядке, установленном Кодексом .
В случае отмены уведомления по акту налоговой проверки в части начисленной суммы штрафов за нарушение срока подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость постановка на учет по налогу на добавленную стоимость не производится. <*>
Сноска. Пункт 12 с дополнениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

4. Свидетельство о постановке на учет по
налогу на добавленную стоимость

13. Свидетельство оформляется налоговым органом в порядке,
установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
Свидетельство является бланком строгой отчетности.

14. Номер Свидетельства формируется как цифровой код, состоящий
из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

фасет 1 — код налогового органа по области, городам Астана, Алматы, в чьем территориальном подчинении находится городской (районный) налоговый орган, принявший заявление о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость;
фасет 2 — код налога на добавленную стоимость;
фасет 3 — код документа (05 — оригинал Свидетельства, 15 — дубликат Свидетельства);
фасет 4 — порядковый номер выданного Свидетельства.

15. Сведения о серии и номере Свидетельства, выданного зарегистрированному плательщику налога на добавленную стоимость, сообщаются в базу данных о плательщиках налога на добавленную стоимость.

16. Свидетельство выдается плательщику налога на добавленную стоимость под роспись в Журнале учета выданных Свидетельств, который ведется в налоговом органе по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Свидетельство хранится у налогоплательщика.

17. В случае порчи или утраты Свидетельства, плательщик налога на добавленную стоимость подает в налоговый орган заявление на получение дубликата Свидетельства по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Дубликат Свидетельства является копией оригинала.
В случае порчи Свидетельства к заявлению на получение дубликата Свидетельства прилагается испорченный бланк Свидетельства.
Оформленный дубликат Свидетельства заверяется подписью руководителя налогового органа или лицом, его замещающим, и печатью налогового органа.

5. Порядок снятия с учета по налогу
на добавленную стоимость <*>
Сноска. Правила дополнены новой главой 5 — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

18. Снятие с учета по налогу на добавленную стоимость (далее — снятие с учета) осуществляется путем внесения соответствующих сведений в регистрационные данные о налогоплательщиках и дальнейшего исключения таких налогоплательщиков из базы данных о плательщиках налога на добавленную стоимость.

19. В соответствии со статьей 210 Кодекса снятие с учета производится в следующих случаях:
1) если за последний двенадцатимесячный период размер облагаемого оборота плательщика налога на добавленную стоимость не превышал минимум облагаемого оборота. Таким правом плательщик налога на добавленную стоимость может воспользоваться не ранее, чем по истечении двух лет с момента постановки его на учет по налогу на добавленную стоимость;
2) если плательщик налога на добавленную стоимость прекратил деятельность, связанную с облагаемыми оборотами;
3) обнаружения налоговым органом бездействующего юридического лица, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость;
4) ликвидации юридического лица, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость одновременно с исключением из Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан;
5) прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, одновременно с исключением из государственного регистра.

20. Снятие с учета производится на основании:
1) заявления плательщика налога на добавленную стоимость о снятии с учета по налогу на добавленную стоимость (далее — Заявление о снятии с учета), представленного в налоговый орган, в случаях, указанных в подпунктах 1), 2), 4), 5) пункта 19 настоящих Правил;
2) решения налогового органа о снятии с учета по налогу на добавленную стоимость (далее — Решение о снятии с учета) в случае, указанном в подпункте 3) пункта 19 настоящих Правил, а также в подпункте 2) указанного пункта, если плательщик налога на добавленную стоимость не обратился в налоговый орган с заявлением в течение шести месяцев после налогового периода, в котором была прекращена такая деятельность.

21. Структурные подразделения юридического лица, являющиеся самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость, подлежат снятию с учета:
1) по заявлению такого структурного подразделения;
2) по заявлению юридического лица о снятии с учета структурного подразделения (структурных подразделений);
3) по заявлению юридического лица в случае снятия с учета юридического лица в целом.

22. Заявление о снятии с учета представляется в налоговый орган по следующим формам:
1) по форме 362.00 согласно приложению 5 к настоящим Правилам в случаях, указанных в подпунктах 1), 2) пункта 19 и подпункта 1) пункта 21 настоящих Правил;
2) по форме, предусмотренной для подачи заявления на прохождение процедуры снятия с регистрационного учета налогоплательщика, — в случаях, указанных в подпунктах 4), 5) пункта 19 и подпункта 3) пункта 21 настоящих Правил;
3) по форме 372.00 согласно приложению 6 к настоящим Правилам в случаях, указанных в подпунктах 1), 2) пункта 19 и подпункта 2) пункта 21 настоящих Правил.

23. Заявление о снятии с учета заполняется и представляется в порядке, установленном в пункте 5 настоящих Правил.

24. Лицо перестает быть плательщиком налога на добавленную стоимость с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором оно подало Заявление о снятии с учета.

25. К Заявлению о снятии с учета налогоплательщиком прилагается ранее выданное ему Свидетельство (оригинал, либо его дубликат), а в случае снятия с учета структурных подразделений — Свидетельства о постановке на учет таких структурных подразделений.

6. Основания и порядок принятия решения налоговым органом
о снятии с учета по налогу на добавленную стоимость <*>
Сноска. Правила дополнены новой главой 6 — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

26. Решение о снятии с учета выносится налоговым органом по форме 382.00 согласно приложению 7 к настоящим Правилам в следующих случаях:
1) если плательщик налога на добавленную стоимость прекратил деятельность, связанную с облагаемыми оборотами, и не обратился в налоговый орган с заявлением о снятии с учета по истечении шести месяцев после налогового периода, в котором была прекращена такая деятельность. При этом основанием того, что плательщик налога на добавленную стоимость прекратил деятельность, связанную с облагаемыми оборотами, является тот факт, что в течение указанного периода налогоплательщик осуществлял только освобожденные от налога на добавленную стоимость обороты, что подтверждается декларациями по налогу на добавленную стоимость, представленными указанным налогоплательщиком.
Решение о снятии с учета принимается налоговым органом по истечении пятнадцати рабочих дней после проведения налоговой проверки;
2) если налоговым органом обнаружено бездействующее юридическое лицо, являющееся плательщиком налога на добавленную стоимость.

27. При снятии с учета бездействующего юридического лица — плательщика налога на добавленную стоимость налоговым органом осуществляется его условное исключение из базы данных о плательщиках налога на добавленную стоимость.

28. Решение о снятии с учета в связи с условным исключением из базы данных о плательщиках налога на добавленную стоимость принимается налоговым органом при соблюдении следующих условий одновременно:
1) если плательщик налога на добавленную стоимость не имеет налоговой задолженности по налогу на добавленную стоимость;
2) если плательщик налога на добавленную стоимость не представляет декларации по налогу на добавленную стоимость в течение двенадцатимесячного периода после установленного Кодексом срока их представления.

29. При снятии с учета плательщика налога на добавленную стоимость в связи с условным исключением из базы данных о плательщиках налога на добавленную стоимость производится блокирование номера его Свидетельства и внесение сведений в базу данных о плательщиках налога на добавленную стоимость отметки о снятии с учета в связи с условным исключением.

30. Восстановление плательщика налога на добавленную стоимость, условно исключенного из базы данных о плательщиках налога на добавленную стоимость, осуществляется в случае представления им деклараций по налогу на добавленную стоимость за период, указанный в подпункте 2) пункта 28 настоящих Правил.

31. Решение о снятии с учета подписывается руководителем налогового органа либо лицом, его замещающим, и хранится в деле налогоплательщика.

7. Вопросы регистрационного учета
плательщика налога на добавленную стоимость <*>
Сноска. Правила дополнены новой главой 7 — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

32. Регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость осуществляется налоговым органом по месту нахождения плательщика налога на добавленную стоимость и начинается со включения налогоплательщика в базу данных о плательщиках налога на добавленную стоимость.

33. При изменении плательщиком налога на добавленную стоимость своего местонахождения он подлежит снятию с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по прежнему местонахождению и постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость по новому местонахождению на основании заявления, представленного в налоговый орган по форме, предусмотренной для подачи заявления на прохождение процедуры снятия с регистрационного учета налогоплательщика. При этом заявление может быть подано в налоговый орган по прежнему местонахождению, либо налоговый орган по новому местонахождению (по выбору плательщика налога на добавленную стоимость). При получении такого заявления налоговые органы обмениваются соответствующими сообщениями о произведенных ими необходимых процедурах по снятию (постановке) с регистрационного учета (на регистрационный учет) плательщика налога на добавленную стоимость.
Налоговый орган, в котором плательщик налога на добавленную стоимость ранее состоял на учете по налогу на добавленную стоимость, исключает указанного плательщика налога на добавленную стоимость из локальной базы данных плательщиков налога на добавленную стоимость.
Налоговый орган по новому местонахождению включает его в локальную базу данных плательщиков налога на добавленную стоимость без отзыва ранее выданного ему Свидетельства и выдачи нового. ___________________________________________________________________

Форма 342.00 Стр.01

Приложение 1
к Правилам постановки
налогоплательщика на учет
по налогу на добавленную
стоимость и выдачи Свидетельства
о постановке на учет по налогу
на добавленную стоимость

Заявление
о постановке на учет
по налогу на добавленную стоимость

Раздел. Общая информация о налогоплательщике
342.00.001 Юридическое наименование налогоплательщика (укажите на любом из указанных языков)

А Государственный язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Русский язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Английский язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

342.00.002 Фамилия, имя, отчество налогоплательщика

Государственный язык

А Фамилия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Отчество _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Русский язык

А Фамилия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Отчество _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Английский язык

А Фамилия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Отчество _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Форма 348.00 Стр.01
Приложение 2
к Правилам постановки
налогоплательщика на учет
по налогу на добавленную
стоимость и выдачи Свидетельства
о постановке на учет по налогу
на добавленную стоимость

Решение налогового органа
о постановке на учет
по налогу на добавленную стоимость

Журнал учета
выданных Свидетельств о постановке
на учет по налогу на добавленную стоимость
Серии _______

Форма 352.00 Стр. 01
Приложение 4
к Правилам постановки
налогоплательщика на учет
по налогу на добавленную
стоимость и выдачи Свидетельства
о постановке на учет по налогу
на добавленную стоимость

Раздел. Заявление
Прошу выдать дубликат свидетельства о постановке на учет по налогу на
добавленную стоимость в связи с порчей____ или утратой ____ свидетельства
(Укажите Х в соответствующей ячейке):
Раздел. Общая информация о налогоплательщике
352.00.001 Юридическое наименование налогоплательщика (укажите на любом из
указанных языков)

А Государственный язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Русский язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Английский язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Русский язык

Приложение 5
к Правилам постановки на учет
по налогу на добавленную
стоимость, выдачи свидетельства
о постановке на учет по налогу
на добавленную стоимость
и снятии с учета по налогу
на добавленную стоимость
плательщика налога на
добавленную стоимость <*>

Сноска. Правила дополнены новым приложением 5 — приказом Министра
финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

Форма 362.00 стр. 01

Заявление
о снятии с учета
по налогу на добавленную стоимость

Раздел. Заявление

362.00.001 Заявитель (Укажите х в соответствующей ячейке):

А Юридическое лицо __ В Структурное подразделение __
юридического лица

С если отмечен пункт В, то укажите N ___ __________________________
и дату приказа юридического лица N Цифрами день, месяц, год

Прошу снять с учета по налогу на добавленную стоимость в связи с

А Прекращением деятельности в __ В Недостижением минимума __
связи с облагаемыми оборотами облагаемого оборота

362.00.002 РНН заявителя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

362.00.003 Юридическое наименование плательщика налога на
добавленную стоимость
(Укажите на любом из указанных языков)

А Государственный язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Русский язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Английский язык _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

362.00.004 Имеются ли структурные подразделения:

А Да __ В Нет __

362.00.005 Являются ли структурные подразделения плательщиками НДС:

А Да __ В Нет __

362.00.006 Фамилия, имя, отчество:
Государственный язык
А Фамилия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Отчество _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Русский язык
А Фамилия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Отчество _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___________________________________________________________________

РНН _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Форма 362.00 стр. 02
Английский язык
А Фамилия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В Имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С Отчество _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

362.00.007 Свидетельство плательщика НДС

А Дата выдачи _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Цифрами день, месяц, год
В Серия документа __ __ __ __ __

С Номер документа __ __ __ __ __ __ __
___________________________________________________________________

_________________________________________________
| (НЕ ВЫХОДИТЬ за ограничительную линию!) |
| _____________________________________ / ______ /|
|(Ф.И.О. руководителя налогоплательщика) (Подпись)|
|_________________________________________________|

Дата подачи
Заявления ___________________________
Цифрами день, месяц, год

М.П.

Дата приема ________________________
Заявления Цифрами день, месяц, год

М.Ш.

__________________________________________________________________
ОТМЕТКА НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Снят с учета с _________________________
Цифрами день, месяц, год

Свидетельство (дубликат) возвращено: А Да __
В Нет__

М.Ш.

Приложение 6
к Правилам постановки на учет
по налогу на добавленную
стоимость, выдачи свидетельства
о постановке на учет по налогу
на добавленную стоимость
и снятии с учета по налогу
на добавленную стоимость
плательщика налога на
добавленную стоимость <*>
Сноска. Правила дополнены новым приложением 6 — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

Форма 372.00 стр. 01

Заявление
о снятии с учета по налогу на добавленную
стоимость структурного подразделения

Раздел. Заявление

В соответствии с принятым решением о централизованной уплате налога на добавленную стоимость прошу снять с учета по налогу на добавленную стоимость в качестве плательщика налога на добавленную стоимость структурные подразделения

Раздел. Общая информация о
налогоплательщике-юридическом лице

372.00.001 РНН юридического лица _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

372.00.002 Свидетельство плательщика НДС — юридического лица

А Дата выдачи _ _ _ _ _ _ _ _ С Номер документа _ _ _ _ _ _ _

В Серия документа _ _ _ _ _

Раздел. Общая информация о структурном подразделении

372.00.004 Количество структурных подразделений, подлежащих
снятию с учета по налогу на добавленную стоимость_ _ _

Список структурных подразделений, подлежащих снятию
с учета по налогу на добавленную стоимость, прилагаю

_________________________________________________
| (НЕ ВЫХОДИТЬ за ограничительную линию!) |
| _____________________________________ / ______ /|
|(Ф.И.О. руководителя налогоплательщика) (Подпись)|
|_________________________________________________|

Дата подачи
Заявления ___________________________
Цифрами день, месяц, год

М.П.

Дата приема ________________________
Заявления Цифрами день, месяц, год

М.Ш.
__________________________________________________________________

РНН _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Форма 372.00 стр. 02

Список структурных подразделений

А N В РНН С Свидетельство о поставке D Код налогоплательщика
на учет по налогу на по месту регистра-
добавленную стоимость ционного учета струк-
турного подразделения

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Приложение 7
к Правилам постановки на учет
по налогу на добавленную
стоимость, выдачи свидетельства
о постановке на учет по налогу
на добавленную стоимость
и снятии с учета по налогу
на добавленную стоимость
плательщика налога на
добавленную стоимость <*>
Сноска. Правила дополнены новым приложением 7 — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 ноября 2002 года N 581.

Форма 382.00 стр. 01

Решение налогового органа о снятии с учета
по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с пунктом 2 статьи 210 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) осуществить снятие с учета по налогу на добавленную стоимость налогоплательщика:

1 Ф.И.О. или наименование ________________________________________
налогоплательщика
________________________________________________________________

2 РНН налогоплательщика ________________________

3. Свидетельство о поставке на учет по налогу на добавленную стоимость

А Дата выдачи _ _ _ _ _ _ _ _ С Номер документа _ _ _ _ _ _ _
Цифрами день, месяц,
год

В Серия документа _ _ _ _ _

4 Основания для снятия с учета по налогу на добавленную стоимость
(Укажите х в соответствующей ячейке):

А Прекращения деятельности __ В Обнаружения бездействующего __
плательщика налога на плательщика налога на
добавленную стоимость, добавленную стоимость
связанной с облагаемыми
оборотами

5 Акт налоговой проверки (заполняется в случае снятия с учета по основаниям,
указанных в пункте 4 А Решения):

А Номер В Дата
акта ______ подписания акта ________________________
Цифрами день, месяц, год

6 Дата снятия с учета по налогу на добавленную стоимость

Дата принятия Код налогового
решения ___________________________ комитета ____________
Цифрами день, месяц, год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *