Порядок контроля за уплатой страховых взносов установлен

Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не облагаются.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Законом № 212-ФЗ установлен предельный размер выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за расчетный период для начисления страховых взносов, который подлежит ежегодной индексации.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению определяется в полных рублях и копейках.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов (ч. 2,3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ.

Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н.

Настоящий Порядок определяет правила учета страхователями сумм начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы), пеней и штрафов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) по месту регистрации страхователей.

Страхователи обязаны вести учет:

а) сумм начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;

б) сумм уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

в) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

г) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя (сумм, подлежащих уплате в территориальный орган Фонда, и сумм, полученных от территориального органа Фонда).

Страхователи ведут учет сумм, указанных в настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных планами счетов бухгалтерского учета.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи ведут учет сумм исчисленных ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для плательщиков страховых взносов — физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно, в отношении физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи осуществляют учет расходов, производимых в счет начисленных страховых взносов на выплату страхового обеспечения, в виде:

а) пособия по временной нетрудоспособности;

б) пособия по беременности и родам;

в) единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

г) единовременного пособия при рождении ребенка;

д) ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

е) социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела.

В счет начисленных страховых взносов страхователи также ведут учет следующих расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда:

а) на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах, сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

б) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

в) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.

Учет произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возможен только в счет уплаты страховых взносов.

Учет произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет сумм начисленных территориальным органом Фонда пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов, а также сумм штрафов за совершение правонарушений не допускается.

Страхователи осуществляют учет средств, выделенных им территориальным органом Фонда на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (в соответствии со статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ), а также на осуществление расходов, указанных в настоящего Порядка.

Страхователи осуществляют учет излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, по которым территориальным органом Фонда приняты решения о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, а также начисленных процентов на сумму излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Указанные суммы отражаются страхователем в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором данные суммы ими получены от территориального органа Фонда или зачтены на основании решения территориального органа Фонда.

В случаях, когда выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц производятся централизованными бухгалтериями на основании заключенных договоров на ведение бухгалтерского учета со страхователями-организациями, учет начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальными органами Фонда осуществляется отдельно по каждому страхователю.

Учет сумм, предусмотренных настоящим Порядком, отражается страхователями в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Территориальный орган Фонда выдает по запросу страхователя справку о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных территориального органа Фонда.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в территориальный орган Фонда соответствующего письменного запроса страхователя.

ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

(«Экономика и жизнь – Бухгалтерское приложение» № 29/09)

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы — в данной публикации.

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ BEPНEE

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

М.Е. Дедова, главный бухгалтер ЗАО «Снежинская резинотехника»

■ ФСС России и его исполнительные ор­ганы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расхо­дованием этих средств на предприятиях в со­ответствии с Положением о Фонде социаль­ного страхования РФ, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательно­го социального страхования контролиру­ют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхова­телей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверя­ющие могут истребовать документы, полу­чать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страховате­лей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных ви­дов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровле­ние детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фон­да на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые ре­жимы, произведенные с нарушением зако­нодательных и иных нормативных право­вых актов РФ по обязательному социаль­ному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц­страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетру­доспособности у работодателей, применя­ющих спецрежимы и добровольно уплачи­вающих в фонд страховые взносы на соци­альное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением зако­нодательства либо не подтверждены доку­ментально.

При выявлении нарушений в расходова­нии средств, полученных от исполнитель­ного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, стра­хователь обязан возместить в бюджет фон­да — добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователя­ми и служат основанием для внесения изме­нений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Работнику в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения согласно приказу регионально­го отделения ФСС России. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. 3 п. 1 ст. 8 названного закона сказано, что обеспечение осущест­вляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица?

А.Н. Маренин, главный бухгалтер Богдановичского ОАО «Огнеупоры»

■ Работникам предоставляются ежегод­ные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабо­чие праздничные дни, приходящиеся на пе­риод ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не вклю­чаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

О Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм зани­жена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

■ В статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федераль­ными законами об этом виде социального страхования.

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний, утвержденны­ми постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выпол­няющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определе­но, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем вы­плат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее — Перечень). Перечень явля­ется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выпла­ты, производимые в соответствии с законо­дательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюдже­тов всех уровней, не начисляются (п. 2 Пе­речня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), произво­димые за счет средств страхователя, предус­мотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Пере­чнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные вы­платы работникам, производимые страхо­вателем, должны начисляться взносы на травматизм.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регис­трации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

■ Страхователь — физическое лицо не поз­днее десяти дней с даты заключения тру­дового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Ос­нование — ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном со­циальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя — штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответствен­ности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчаю­щие ответственность за нарушение налогово­го правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследс­твие стечения тяжелых личных или семей­ных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под вли­янием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи­мости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответс­твенности за совершение налогового право­нарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответствен­ность за совершение налогового правона­рушения, устанавливаются судом или на­логовым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НКРФ.

Региональное отделение фонда, которо­му страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положе­ния Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной фор­мы у страхователя не было, поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу ра­ботников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представ­ляется с нулевыми показателями. При не­представлении расчетной ведомости возни­кают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действую­щим законодательством.

Если страхователь нарушил срок пред­ставления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в разме­ре 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года — 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на пред-• приятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как — не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

■ Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация ра­бочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных про­изводственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными норма­тивными требованиями охраны труда. Та­кая аттестация проводится в порядке, уста­новленном федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

В 2009 г. порядок и условия финансиро­вания предупредительных мер осущест­вляются в соответствии с приказом Мин­здравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финанси­рования в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс­твенными факторами» (далее — Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхова­ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а по ее результатам — рабо­ты по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными норма­тивными требованиями охраны труда.

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежа­щих перечислению в текущем году. Лимит финансирования — 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествую­щий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному ви­ду страхования, произведенных в предшест­вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъек­те РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предуп­редительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту сво­ей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

• план финансирования в текущем кален­дарном году предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

• план мероприятий по улучшению усло­вий и охраны труда, проводимых в соот­ветствии с требованиями ТК РФ;

• копию акта о результатах проверки гос­инспекцией труда в субъекте РФ соб­людения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования рас­ходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать ко­пии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходи­мым оборудованием.

При подтверждении расходов представ­ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос­ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред­ставляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление органи­зации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные ус­ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государс­твенной регистрации не менее трех лет, те­кущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

КСТАТИ

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обя­зательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоя­нию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по услови­ям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Страхователей, финансирующих предупреди­тельные меры, условно подразделяют на две ка­тегории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшес­твующий год, и те, у кого сумма взносов превы­шает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает испол­нительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта докумен­тов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России. Страхователь обязан ежеквартально отчиты­ваться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на фи­нансирование предупредительных мер. Расхо­ды на предупредительные меры, произведен­ные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

БУКВА ЗАКОНА

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

• Федеральным законом от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюд­жете Фонда социального страхования Российской Фе­дерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

• постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокраще­нию производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний работников и санаторно-курортного ле­чения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

• приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупре­дительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственны­ми факторами»;

• приказом ФСС России от 20.02.2008 № 37 «Об организа­ции работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупредительных мер по со­кращению производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний работников и санаторно-курортно­го лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

• постановлением ФСС России от 15.10.2008 №209 «Об утверждении формы и порядка представления отче­та по использованию сумм страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокраще­нию производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний работников».

Структура фонда социального страхования РФ

Фондом социального страхования (далее – ФСС) называется государственная не бюджетная организация, которая осуществляет обязательное страхование граждан РФ.

Ее структура и порядок деятельности устанавливаются:

  1. КРФ.
  2. БК и НК РФ;
  3. ФЗ «Об основах ОСС».
  4. ФЗ «О бюджете ФСС».
  5. ПП «О ФСС».
  6. Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами.

Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № 10, 81, 95, 97, 125, 212, 217, 255, указы главы государства и правительственные распоряжения.

Составляющие органы

ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

  • исполнительные;
  • руководящие;
  • контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются:

  • региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации;
  • центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях;
  • филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.3 Положения «О ФСС» — ПП №101).

Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством.

В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда – это правление (далее – ПФСС), а для его отраслевых подразделений – координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.

В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения – в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» — ПП №101) .

Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие. Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда.

Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью.

В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год.

Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с:

  • налоговой инспекцией;
  • профсоюзами.

Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

Про аналитический учет по счету 69 читайте в статье: расчеты по социальному страхованию.

Какие функции выполняет социальное страхование в России, .

Схема структуры фонда

В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

Структура фонда социального страхования РФ

Развернутая организационная структура фонда

Структурные составляющие основной финансовой сметы

Как формируются доходы

Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период.

Средства организации формируются за счет:

  • страховых выплат работодателей;
  • страховых перечислений предпринимателей;
  • за счет доходной части от инвестиционной деятельности;
  • за счет бюджетных отчислений;
  • других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.

Схема поступлений в фонд по видам в 2014 году (рубли)

К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:

  • материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
  • материальная помощь для беременных и на случай родов;
  • материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
  • материальная помощь в случае рождения ребенка;
  • материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;
  • обязательное пособие на погребение;
  • расходы на санаторно-курортное лечение работников.

К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:

  • материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
  • выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.

Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. К входящим выплатам этой группы относятся:

  1. Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
  2. Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.

Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.

На 2014 год было утверждено получение доходов в размере 565 млрд рублей. Получено было только 157,6 млрд рублей. Величина профицита составила 39,6 миллиардов рублей.

Избыточные средства в 2014 году сформировались за счет сокращения доходов. На 2015 год утверждена новая доходная планка – это 608, 4 млрд рублей.

Структура расходов

Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.

Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:

  • на решение общегосударственных вопросов;
  • на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества;
  • расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
  • связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).

Фактически средства фонда расходуются на:

  • выплату пособий;
  • оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
  • оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
  • финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
  • частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
  • иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.

Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:

  1. По временной нетрудоспособности.
  2. По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
  3. При рождении ребенка.
  4. При усыновлении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
  6. На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.

Схема расходов фонда по видам в 2014 году (рубли)

Большая часть средств ФСС в 2014 году была расходована на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.

Бюджетом на этот год были установлены расходы в размере 564,9 млрд рублей. Фактически расходовано только 118,1 миллиарда рублей.

Это самый низкий показатель расходов бюджета ФСС за последние пять лет. Но именно такая экономия и стала причиной внушительного профицита бюджетных средств за аналогичный период.

Более высокие показатели были только в 2011-2012 годах, когда фонд смог избавиться от продолжительного дефицита средств.

На 2015 год запланированы расходы в размере 621 миллиардов рублей. Утверждённый профицит в размере 14,4 миллиарда рублей можно считать результатом чрезмерно оптимистичных прогнозов, относительно наполнения бюджета ФСС.

Организационная структура фонда социального страхования представлена органами управления, исполнения и контроля. Председатель ФСС назначается на должность Правительством.

Одной из его основных функций является утверждение проекта годового финансового плана ФСС. Эта смета не является частью государственного бюджета. Как и любой другой годовой финансовый план организации, она состоит из расходов и доходов.

В 2014 году большая часть доходов была получена за счет страховых взносов работодателей и предпринимателей. Что касается расходов за этот год, то они были сильно сокращены.

Полученный профицит стал основанием для утверждения проекта бюджета на 2015 год с расширенным списком расходных статей.

Про цели, на которые используются средства фонда социального страхования, рассказывается в статье: функции фонда социального страхования РФ.

Что представляет собой социальное страхование в системе социальной защиты населения в РФ, вы можете узнать из этой статьи.

Кто является субъектами обязательного социального страхования, .

Видео: Коротко и ясно о пользе Фонда Социального Страхования

Предыдущая статья: Функции фонда социального страхования РФ Следующая статья: Отчисления в фонд социального страхования

Контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации

Бюджет Пенсионного фонда РФ — второй по величине после федерального, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности. В связи с этим усиливается роль государственного и внутреннего финансового контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств Пенсионным фондом РФ.

Структура контроля за деятельностью ПФ РФ в настоящее время представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 — Структура контроля за деятельностью Пенсионного Фонда РФ

Государственный финансовый контроль — это установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений. Цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» функции по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования исполняет Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Согласно п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 739 «Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору:

— в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в части осуществления деятельности по государственному регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, является Министерство финансов Российской Федерации;

— в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в части осуществления деятельности по контролю за соблюдением Пенсионным фондом Российской Федерации законодательства Российской Федерации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений, за исключением функций по контролю за Пенсионным фондом Российской Федерации, которые Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» отнесены к функциям Центрального банка РФ, является Министерство труда и социальной защиты РФ. Функции первого в части контроля за деятельностью ПФ РФ установлены Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ , функции второго — Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 739 .

Анализ нормативно-законодательной базы Российской Федерации по пенсионному страхованию позволил установить основные контрольные полномочия федеральных органов государственной власти по отношению к деятельности ПФ РФ, представленный в таблице 5.

Таблица 5

Полномочия

Федеральный орган государственной власти

Утверждение бюджета ПФР и отчета о его исполнении

Правительство РФ, Счетная палата

Определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений

Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Служба Банка России по финансовым рынкам)

Определение порядка хранения средств ПФ

Правительство РФ

Управление системой обязательного пенсионного страхования

Правительство РФ

Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР

Государство несет субсидиарную ответственность

Определение порядка использования временно свободных средств ПФ РФ

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей

Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Центральный банк РФ — Служба Банка России по финансовым рынкам)

Координация деятельности ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Контроль за использованием средств бюджета ПФ РВ

Правительство РФ, Счетная палата, Наблюдательный Совет ПФР, Ревизионная комиссия ПФР, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство труда и социальной защиты РФ

Контроль за правильностью начисления и уплатой страховых платежей

Налоговые органы

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней

Органы ПФР

Следует отметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств ПФ РФ как федеральной собственности и, в соответствии с нормами ст. 71 Конституции РФ, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.

Итак, в последние годы усиливается роль государственного и внутреннего финансового контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств ПФР. Утверждение бюджета ПФР и отчета о его исполнении контролирует Правительство РФ, Счетная палата; порядок и условия формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений контролирует Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (с 1 сентября 2013 г. Служба Банка России по финансовым рынкам), порядок использования временно свободных средств ПФР контролирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; государственный надзор и контроль за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей, осуществляют Минфин России и Служба Банка России по финансовым рынкам), деятельность ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений контролирует Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и т.д.

Как осуществляется контроль деятельности НПФ

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Важно! Принципы, как все сферы деятельности фондов, регламентированы законом за № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах», а также в ряде других законодательных актах, будь то другие законы федерального уровня, указы Президента и постановления Правительства.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.

Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Справка! Основные нормы, касающиеся вопросов контрольно-надзорной деятельности за работой фондов, закреплены в Главе X закона 75-ФЗ, а также ряде подзаконных актов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Внимание! Ранее в качестве уполномоченного органа была также определена Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 01.09.2013 данный орган был исключен из системы контроля за функционированием НПФ.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

1.2. Органы, осуществляющие контроль за уплатой

страховых взносов

С 2010 г. налоговые органы не участвуют в контроле над уплатой социальных страховых взносов: в ИФНС не сдается отчетность, инспекция не проводит камеральные и выездные проверки.

Статья 3 Закона N 212-ФЗ возлагает контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования) и Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ).

Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы осуществляют также контроль над правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Территориальные органы ПФР и ФСС РФ будут проводить камеральные и выездные проверки страхователей.

Сравнительная характеристика органов, осуществляющих контроль над уплатой взносов до 2010 г. и в 2010 г., представлена в следующей таблице.

Таблица

Орган, осуществляющий контроль

До 2010 г.

Начиная с 2010 г.

За уплатой взносов в ПФР

Налоговые органы (ст. 25 Закона N 167-ФЗ)

Пенсионный фонд (ст. 3 Закона N 212-ФЗ). Проводит камеральные и выездные проверки страхователей в порядке, установленном гл. 5 Закона N 212-ФЗ

За уплатой взносов в ФОМС

Налоговые органы (ст. 30 Налогового кодекса РФ)

Пенсионный фонд (ст. 3 Закона N 212-ФЗ). Проводит камеральные и выездные проверки страхователей в порядке, установленном гл. 5 Закона N 212-ФЗ

За уплатой взносов в ФСС РФ

Налоговые органы (в части уплаты ЕСН — ст. 30 НК РФ), ФСС РФ (пп. 8 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ)

ФСС РФ (ст. 3 Закона N 212-ФЗ). Проводит камеральные и выездные проверки страхователей в порядке, установленном гл. 5 Закона N 212-ФЗ

Права и обязанности ПФР и ФСС РФ как органов контроля над уплатой взносов и их должностных лиц определены ст. ст. 29 и 30 Закона N 212-ФЗ.

Органы контроля над уплатой страховых взносов имеют право:

— требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;

— проводить проверки страхователей;

— вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля над уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

— определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации об их плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля над уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;

— требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений российского законодательства о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;

— взыскивать недоимку, а также пени и штрафы;

— требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика страховых взносов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды;

— получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля над выполнением банками установленных Законом N 212-ФЗ обязанностей;

— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимок, пеней и штрафов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

— обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

— предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вышестоящие органы контроля над уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

Органы ПФР и ФСС РФ обязаны:

— осуществлять контроль над соблюдением законодательства о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;

— в случае обращения давать плательщику страховых взносов разъяснения о порядке их уплаты и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях органов контроля над уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также представлять плательщикам формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения;

— сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до них сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;

— направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля над уплатой страховых взносов, а также требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

— выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных контролирующего органа. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в контролирующий орган соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов;

— осуществлять по заявлению плательщика страховых взносов совместную сверку сумм уплаченных взносов, пеней и штрафов;

— выдавать по заявлению плательщика страховых взносов копии решений, принятых контролирующим органом в отношении этого плательщика.

«Кадровый вопрос», 2014, N 1

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ВЗНОСОВ

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах определены права и обязанности как для плательщиков страховых взносов, так и для органов контроля за уплатой страховых взносов. Основной обязанностью плательщика являются полная и своевременная уплата сумм начисленных взносов во внебюджетные фонды, а также представление отчетности. О том, какие права осуществляют органы контроля и какие обязанности возложены на них законодательством о страховых взносах, вы узнаете, прочитав эту статью.

Прежде всего определим, кто должен осуществлять контроль за уплатой страховых взносов, для чего обратимся к ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и его территориальные органы. Соглашения об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования утверждены ПФР N АД-08-33/03сог, ФФОМС N 558/91-и 31 января 2011 г.; ПФР N АД-30-32/09сог, ФФОМС N 6547/20-1 31 декабря 2010 г.

Контроль в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляют Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) и его территориальные органы. Также ФСС осуществляет контроль за правильностью выплат по названному виду социального страхования.

Обратимся к гл. 4 «Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов» Закона N 212-ФЗ. Права органов контроля за уплатой страховых взносов определены ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ. Органы контроля вправе:

— требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ):

документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов;

документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Форма требования о представлении документов утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее — Приказ N 957н) и приведена в Приложении N 21 к этому Приказу. Документы, перечень которых приводится в требовании, должны быть представлены в орган контроля в течение 10 дней со дня вручения страхователю требования, причем документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;

— проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Органы контроля, руководствуясь ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ, проводят камеральные и выездные проверки. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Камеральная проверка осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у органа контроля (ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Специального решения руководителя органа контроля о проведении камеральной проверки не требуется. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета плательщиком страховых взносов.

Выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС РФ проводят совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. Особенности проведения выездных проверок определены ст. ст. 35 — 39 Закона N 212-ФЗ.

Приказом N 957н утверждены, в частности, следующие формы документов, направляемые плательщикам страховых взносов в случае назначения проверок:

форма Решения о проведении выездной проверки (форма 9-ПФР);

форма Решения о проведении выездной проверки (форма 9-ФСС РФ);

форма Решения о приостановлении проведения выездной проверки (форма 10);

форма Решения о возобновлении проведения выездной проверки (форма 11);

— вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, в случаях если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

То есть органы контроля за уплатой страховых взносов вправе получать как устные, так и письменные пояснения от плательщиков по поводу фактов, предметов, действий, обстоятельств и тому подобных, связанных с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Форма Уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) утверждена уже названным нами Приказом N 957н и приведена в Приложении N 11 к этому документу;

— определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы (п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

В данном случае органы контроля имеют право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем, но не указано, как в этом случае вести персонифицированный учет в самом Пенсионном фонде. Не имея права на осмотр помещений в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, они также имеют право определять суммы страховых взносов расчетным путем, это положение противоречиво, кроме выездных проверок;

— требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля при исполнении ими своих служебных обязанностей, что установлено п. 5 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. При этом такие требования должны быть конкретными с указанием тех положений законодательства о страховых взносах, которые нарушены плательщиком страховых взносов;

— взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, о чем мы уже говорили в статье. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафам в порядке, предусмотренном следующими статьями Закона N 212-ФЗ:

ст. 19 (взыскание недоимки, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках);

ст. 20 (взыскание недоимки, пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя);

ст. 21 (взыскание недоимки, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Приказом N 957н утверждены формы документов, касающиеся взыскания недоимки, а также пеней и штрафов, а именно:

форма Справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов (форма 3-ПФР и форма 3-ФСС РФ);

форма Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (форма 5-ПФР и форма 5-ФСС РФ);

— требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика страховых взносов, с корреспондентских счетов банков — сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды (п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ);

— получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками установленных Законом N 212-ФЗ обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Как установлено ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, а также, в частности, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации;

— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (п. 9 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ):

а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;

б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

— обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (п. 10 ч. 1 ст. 29 Закона N 29-ФЗ);

— предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Руководствуясь нормой п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ, органы контроля вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Между тем порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов в настоящее время не установлены.

Возникает вопрос: может ли плательщик страховых взносов получить отсрочку (рассрочку) по их уплате в государственные внебюджетные фонды?

Официальной позиции нет.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 апреля 2013 г. N 16929/12 по делу N А74-1369/2012 указал, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ могут быть предусмотрены только федеральным законом.

Таким образом, законодатель строго ограничил права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.

Указанная норма закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам.

Следовательно, ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Учитывая, что до настоящего момента ни Закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у ПФР отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам;

— получать у регистрирующего органа сведения о регистрации плательщиков страховых взносов в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, у налоговых органов — информацию о налогоплательщиках, включая сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ). Стороны организуют взаимодействие и координируют свою деятельность и деятельность подведомственных им территориальных органов, руководствуясь Соглашением ФНС России N ММВ-27-2/15, ФСС РФ N 14-03-40/08-1767П от 23 июня 2011 г. по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации;

— определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ (п. 13 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Порядок расчета фиксированных размеров страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, представлен в ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

Перечень обязанностей, возложенных на органы контроля за уплатой страховых взносов, определен ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ. Органы контроля обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;

3) в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения;

4) сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до плательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

5) принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ;

6) направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля за уплатой страховых взносов, а также в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах должностные лица органа контроля составляют акт проверки. При проведении камеральной проверки указанный акт должен быть составлен в течение 10 дней после истечения срока ее проведения (ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). Формы Актов камеральной проверки (форма 16-ПФР и форма 16-ФСС РФ) утверждены Приказом N 957н. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, то акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

В соответствии с ч. 23 ст. 35 Закона N 212-ФЗ в последний день проведения выездной проверки должностные лица органов контроля обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). Формы Справки о проведенной выездной налоговой проверке (форма 12-ПФР и форма 12-ФСС РФ) утверждены Приказом N 957н.

В случае если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется ему по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Акт о результатах проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ч. 2 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). Формы Акта выездной проверки (форма 17-ПФР и форма 17-ФСС РФ) утверждены тем же Приказом N 957н;

7) выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов. Рекомендуемая форма справки направлена для использования в работе Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N ТМ-30-24/7800 «О справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам»;

8) осуществлять по заявлению плательщика страховых взносов совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

9) выдавать по заявлению плательщика страховых взносов копии решений, принятых органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении этого плательщика страховых взносов.

10) принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях.

Органы контроля осуществляют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные Законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Е. Гришина

Юрист

Подписано в печать 10.01.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *