Порядок исчисления

Содержание

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога представляет собой некоторый свод правил, на основании которых устанавливается необходимость для определённого субъекта произвести все требуемые арифметические вычисления, включающие в себя объекты налогообложения, периоды и базу, принимая во внимание все льготы, полагающиеся налогоплательщику.

Любой налоговый платёж содержит в себе перечень обязательных элементов, к которым относятся объект налогообложения, налоговые периоды, база, сроки, ставки и порядок уплаты. Одним из ключевых пунктов налога является и порядок его исчисления. Базовые правила, которые его регламентируют, занесены в статью 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормы которого не дают общего определения термину порядок исчисления налога. Однако, следует отметить, что он имеет ряд основных особенностей:

  • Некоторый свод правил, содержание которых характеризуется значительными юридическими последствиями для лиц, обязанных к уплате налоговых сборов;
  • Указанный порядок исчисления налога подразумевает конкретное лицо, на которое распространяется обязанность исчисления. Данное лицо может быть разным, всё зависит от типа налоговых платежей (сборов). Например, при определении подоходного налога, в некоторых случаях обязанным лицом является работодатель;
  • Результатом производимых подсчётом обязана быть конкретная сумма, которую требуется уплатить налогоплательщику.

Порядок исчисления налога – это перечень необходимых действия налогоплательщика и других лиц по расчёте величины налогового сбора, требуется перечислять в конце каждого налогового периода в бюджет. Величина налога зависит от налоговой ставки, налоговой базы, а также наличия налоговых льгот.

При расчёте величины налоговых выплат возникают два вопроса: кем осуществляется исчисление и какова формула расчёта? При ответе на первый вопрос следует уточнить, что имеется три основных вида уплаты налоговых сборов:

  • С помощью декларации;
  • В зависимости от источника дохода;
  • Кадастровый.

По негласному общему правилу налогоплательщик самостоятельно рассчитывает величину налога за налоговый период.

Если уплата налогового сбора осуществляется по декларации, налогоплательщику необходимо представить в обозначенные сроки в налоговую инспекцию по месту собственной регистрации декларацию, которая представляет собой официальный документ о налоговых обязательствах. К данному типу уплаты налогообложения относится:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог на прибыль компаний;
  • Акцизы и так далее.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ, расчёт величины налогового сбора может производить налоговый орган или налоговый агент.

Оплата налогового сбора по источнику дохода подразумевает получение налогоплательщиком определённой доли дохода за вычетом налоговых отчислений, который определяется и взимается бухгалтерией компании, осуществляющей начисление заработной платы (дохода). На основании Налогового законодательства, данные компании принуждаются к выполнению функций налоговых агентов. Главным преимуществом этого способа уплаты налога является то, что полностью исключается уклонение от уплаты налоговых сборов налогоплательщиком. С помощью такого способа уплачиваются:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на добавленную стоимость для иностранных компаний, которые ведут свою деятельность в России, но не состоят в местном налоговом учёте.

Кадастровый способ подразумевает под собой ведение кадастра – специального реестра, который включает в себя классификацию объектов налогообложения по определённым критериям (доход, имущество). Кроме того, он выявляет среднюю доходность этого же объекта. При формировании кадастра, его основой может выступать любая характеристика объекта налогообложения. Например, при создании земельного кадастра это может быть вид земельного участка (лес, луг и так далее), его месторасположение, а также кадастровая стоимость. Примерами кадастрового способа уплаты налоговых сборов являются:

  • Налог на имущество физических лиц;
  • Налог на землю;
  • Транспортный налог.

При использовании данного способа погашения налога физические лица освобождаются от сложной системы расчёта налоговых сборов, которая требует соответствующих знаний Налогового законодательства и определённой квалификации. Помимо этого, необходимо также понимать, что налоговая инспекция владеет гораздо большими ресурсами при сборе и обработке данных, которые требуются для расчёта налоговых сборов, нежели физические лица.

После того, как было определена сторона исчисления налогового сбора, ей необходимо приступить к расчёту величины налога. При исчислении учитываются следующие показатели:

  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Налоговая база;
  • Льготы.

Внимание! Налоговые сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные, а налоговый и отчётный периоды по ним устанавливаются на основании Налогового Кодекса РФ!

Налоговая база для исчисления налога

Налоговая база – это характеристика (стоимостная, физическая или другой формы) предмета налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налогового сбора. Ключевой задачей налоговой базы является количественное выражение объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы установлен Налоговым Кодексом РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организацией или компанией рассчитывают налоговую базу по окончанию каждого налогового периода, опираясь на сведения регистров бухгалтерского учёта других подтверждённых документальным методом данных.

Физические же лица исчисляют налоговую базу в соответствии с получаемыми суммами своих доходов.

ИП, которые используют общую систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налоговому сбору в соответствии с налоговыми уведомлениями, высылаемыми налоговым органом.

Налоговая база является величиной, на основании которой определяется величина налогового сбора: налоговая база прямо пропорциональна ставке налога. В зависимости от типа налога это может быть стоимость имущества, прибыль, доходы и так далее. Налоговый Кодекс Российской Федерации предоставляет два способа учёта налоговой базы – накопительный и кассовый. Исчисление по первому методу характеризуется тем, что ключевым моментом при определении налоговой базы является возникновение имущественных прав и обязанностей. При кассовом способе при исчислении налоговой базы принимаются во внимание исключительно доходы (расходы), которые реально были у налогоплательщика.

Налоговая база для каждого типа налогового сбора определяется по-разному. Например, для налога на имущество она представляет собой остаточную стоимость основных средств или кадастровую стоимость недвижимости.

Внимание! Налоговая декларация на доходы физических лиц заполняется по форме 3-НДФЛ и представляет собой документ, несущий в себе отчёт физического лица перед налоговой службой за полученные им доходы и относящиеся к ним расходы!

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу на основании налоговых уведомлений, направленных им налоговым органом

Порядок исчисления налога на прибыль

Каков порядок расчёта на прибыль? Налог на прибыль рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Его величина, а также сумма авансовых платежей по окончанию отчётного периода определяется организацией самостоятельно в соответствии со сведениями налогового учёта.

Данный тип налогового отчисления следует уплачивать в конце налогового периода до 28 марта следующего года. Эта же дата является крайним сроком для подачи налоговой декларации.

Доходы, которые подлежат налогообложению, классифицируются следующим образом:

  • Доходы от реализации;
  • Внереализационные (непроизводственного характера) доходы.

Способы исчисления налога

Исчислять налоговые сборы можно по нескольким методикам. Самая популярный и в то же время простой метод подразумевает обложение налоговой базы по частям – некумулятивный метод. Иными словами, каждая выплата организацией денежных средств физическому лицу облагается налогом отдельно, без учёта полученных ранее средств. Данный способ характеризуется тем, что ведение учёта доходов и льгот налогоплательщика не требуется. Однако, некумулятивный способ не обеспечивает равномерность поступления финансовых средств в бюджет.

Хорошую востребованность также получил кумулятивный метод, суть которого состоит в том, что налоговые вычеты исчисляются нарастающим итогом. Его функцией является определение величины дохода и общей суммы льгот, полученной на отдельно взятой дате года.

Исчисление налога на имущество организаций

Налог на имущество организации рассчитывается на основании Налогового Кодекса. Он относится к числу региональных налоговых отчислений, а устанавливая его, законодательные органы субъектов РФ устанавливают налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.

Величина налога, рассчитываемая по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. А величина налогового сбора, который подлежит уплате в бюджет, переделяется точно также, вычитая при этом сумму авансовых платежей.

Порядок исчисления земельного налога

Расчёт земельного налога необходим только тем лицам, кто является владельцем земельного участка. Порядок расчёта и уплаты данного налога устанавливается местными органами власти. Величина земельного налога определяется как произведение налоговой ставки и базы, а его уплата осуществляется раз в год.

Основой для исчисления выступает стоимость земельного участка по кадастру (по состоянию на 1 января того года, за который исчисляется налоговый сбор). Более точную информацию о стоимости земельного участка можно посмотреть на интернет-портале Росреесрта.

Следует добавить, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ предусмотрено всего два размера ставок по земельному налогу:

  • 0,3 – для земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • 0,5 – для остальных земельных участков.

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль

Расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, признаются только обоснованные затраты налогоплательщика, то есть экономически оправданные затраты. Расходами также являются разного рода затраты, которые были направлены на реализацию деятельности, которая приносит доходы.

Статья 252 Налогового Кодекса выделяет две группы расходов:

  • Затраты, направленные на производство и реализацию. Сюда относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, величина начисленной амортизации и прочие;
  • Внереализационные расходы – затраты связанные с банковскими услугами, финансовые потери от пожаров, аварий, стихийных бедствий и тому подобное.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

НДС является косвенным налогом, который представляет собой форму, в которой уплачивается налогоплательщиком определённая сумма в бюджет, определённая в соответствии с налоговыми ставками. Полученная величина прибавляется к стоимости товаров или услуг. Данный в налогового отчисления относится к числу федеральных, а значит его применение обязательно. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от типа товаров и могут быть в размере 0%, 10% и 18%. Налогоплательщики в принудительном порядке должны вести журнал учёта счетов-фактур, книгу покупок и продаж.

Исчисления налога на добавленную стоимость осуществляется в конце каждого налогового периода, а его уплату следует производить до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца. Расчёт величины НДС осуществляется в соответствии с налоговой ставкой, которая является процентной долей от налоговой базы.

Порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики обязаны уплачивать величину квартального авансового платежа в конце каждого отчётного периода при УСН. При использовании полученных доходов в качестве объекта налогообложения налоговая ставка составляет 6%. Если использован объект доходы минус расходы – 15%-ая налоговая ставка. В конце налогового периода совершённые авансовые платежи по упрощенке переводятся в счёт уплаты налога.

Исчисление налога на землю

Исчисление налога на землю для физических и юридических лиц осуществляется отдельно с различными налоговыми ставками. Так, расчёт земельного налога для юридических лиц осуществляется как кадастровая стоимость земельного участка умноженная на процентную ставку (Его устанавливают местные власти, максимальное значение – 1,5%) и коэффициент владения (отношение месяцев использования земельного участка к 12). Расчёт земельных налоговых отчислений для физических лиц осуществляет налоговый орган. Исчисление данного налога производится по той же формуле, что и у юридических лиц, только процентная ставка не может превышать 0,3%.

Исчисление транспортного налога физических лиц

Транспортное налогообложение имеет следующие особенности для ИП, юридических и физических лиц:

  • ИП облагается транспортным налоговым сбором как частное лицо;
  • Организации и компании в обязательном порядке должны вести отчётность и оформлять декларацию по транспортному налогу, в отличие от физических лиц;
  • Только юридические лица должны производить оплату авансовых платежей по транспортному налогу;
  • Юридическим лицам необходимо произвести уплату данного налога в феврале-апреле, физические лица в октябре-ноябре.

Транспортный налог для юридических лиц исчисляется по следующему правилу: налоговая ставка прямо пропорциональна налоговой базе и налоговому периоду.

Подробнее о расчете налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из нашей статьи.

Исчисление подоходного налога в 2018 году

И в заключение стоит добавить, что исчисление подоходного налога осуществляется с заработной платы работника (сотрудника). Величина налоговых отчислений выражена в процентной ставке и составляет от 9 до 35% от дохода.

Дополнительную информацию о порядке исчисления налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из данного видео:

30. Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога установлен ст. 52 НК.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки делятся на твердые и процентные (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные). Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК.

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Комментарий к Ст. 52 НК РФ

Налогоплательщик (организация и (или) физическое лицо), в соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Так, согласно п. 5 ст. 52 НК РФ сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, представленные иными участниками консолидированной группы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному или нескольким налогам, подлежащим уплате.

К уведомлению прилагаются платежные документы на оплату налога. Количество платежных документов, направляемых вместе с налоговым уведомлением, соответствует количеству налогов, которые необходимо уплатить.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@. Форма уведомления на уплату налога на доходы физических лиц утверждена Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-04/440@.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю (ст. ст. 27 — 29 НК РФ)) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формирование налогового уведомления производится налоговыми органами на основании информации, полученной из разных источников:

1) информация о налоговых ставках, о не облагаемой налогом сумме, о коэффициенте для индивидуального жилищного строительства указывается на основании норм НК Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Информацию о налоговых ставках и льготах по имущественным налогам можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Имущественные налоги: ставки и льготы»;

2) информация об объекте налогообложения, его характеристиках, зарегистрированных правах и правообладателях указывается на основании сведений, предоставленных органами, регистрирующими транспортные средства (ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавиация), органами Росреестра, а также органами ФМС России.

Порядок заполнения налогового уведомления можно посмотреть в разделе «Формы и бланки».

Вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом в случае обнаружения налогоплательщиком недостоверной информации об объектах налогообложения в уведомлении.

Вместе с тем ФНС России сообщила, что налоговые органы Российской Федерации завершают работу по направлению уведомлений гражданам на уплату имущественных налогов.

Полностью работа по направлению налоговых уведомлений должна была завершиться уже в августе — сентябре 2013 г.

Информацию о периодах направления уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов в конкретной налоговой инспекции можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Сроки направления налоговых уведомлений».

Начиная с 2013 г. в 65 субъектах Российской Федерации печать и направление налоговой корреспонденции осуществляются через ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы (за исключением республик Дагестан, Саха (Якутия), Татарстан, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского, Камчатского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Курганской, Новосибирской, Орловской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Ульяновской областей, Чукотского АО).

ФНС России обращает внимание, что исчисление имущественных налогов производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения, а централизованную печать и рассылку документов производят ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы, поэтому на конвертах с налоговым уведомлением в качестве отправителя указывается именно ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы, а в самом уведомлении будут указаны координаты налоговой инспекции, в которой произведено исчисление налогов.

Кроме того, на сайте ФНС России www.nalog.ru размещен интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий налогоплательщику получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговое уведомление, обращаться в налоговые органы без личного визита.

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России (независимо от места постановки на учет) или направить онлайн-заявление на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке (Информация ФНС России «О завершении рассылки налоговых уведомлений», текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 6 августа 2013 г.).

Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Положения п. 6 ст. 52 НК РФ начали действовать с 1 января 2014 г.

До этого момента аналогичные положения, установленные Налоговым кодексом РФ, действовали в отношении:

а) НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ). Этим пунктом было установлено, что сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;

б) ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). Этим пунктом было установлено, что значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. Значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).

Кроме того, положения, аналогичные п. 6 ст. 52 НК РФ, установленные иными нормативно-правовыми актами, действовали до 1 января 2014 г. и продолжают действовать после 1 января 2014 г. в отношении:

а) НДС (п. 17 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»);

б) ЕСХН (п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 57н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения»);

в) транспортного налога (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»);

г) налога на прибыль организаций (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения»);

д) налога на игорный бизнес (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, утвержденного Приказом ФНС России от 28 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/985@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде»);

е) земельного налога (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»);

ж) акцизов (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утвержденного Приказом ФНС России от 14 июня 2011 г. N ММВ-7-3/369@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения»);

з) налога на имущество организаций (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»).

Отметим, что вышеуказанное вступало в противоречие с положениями тех глав НК РФ, которыми были урегулирован порядок уплаты конкретного налога и которыми не было установлено правило об округлении суммы налога, подлежащей уплате.

Указанное приводило к спорам с налоговыми органами. Спор о порядке округления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, стал предметом рассмотрения ВАС РФ.

Так, в п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения», было предусмотрено, что все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 8116/12 п. 2.11 вышеуказанного Порядка был признан не соответствующим Налоговому кодексу РФ. ВАС РФ указал, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен Налоговым кодексом РФ непосредственно для определения налоговой базы по НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ) и ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ), а для УСН такого порядка исчисления налога Налоговым кодексом РФ не было предусмотрено.

Таким образом, с 1 января 2014 г. вопрос о порядке округления сумм остальных налогов, помимо НДФЛ и уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, был решен.

Однако Минфин России дал некоторые разъяснения, связанные с порядком применения п. 6 ст. 52 НК РФ.

Минфин России обратил внимание, что п. 6 ст. 52 НК РФ регулируется порядок исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет за налоговый период, которые отражаются в налоговых декларациях.

В отношении применения НДС, по мнению Минфина России, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Пунктом 2 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав.

В соответствии с пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, должна быть указана сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. При этом согласно п. 8 ст. 169 НК РФ порядок заполнения счета-фактуры устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», стоимостные показатели счета-фактуры, в том числе в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю», указываются в рублях и копейках (долларах США и центах, евро и евроцентах либо в другой валюте).

Учитывая изложенное, Минфин России пришел к выводу, что правило об округлении суммы налога, предусмотренное п. 6 ст. 52 НК РФ, в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых продавцами покупателям товаров (работ, услуг) и указываемых в счетах-фактурах, не применяется.

Вышеизложенная точка зрения отражена в Письмах Минфина России от 22 апреля 2014 г. N 03-07-07/18585, от 1 апреля 2014 г. N 03-07-РЗ/14417, от 5 марта 2014 г. N 03-07-15/9519, от 15 апреля 2014 г. N 03-07-09/17172, от 29 января 2014 г. N 03-02-07/1/3444.

Отметим, что с 1 января 2015 г. некоторые положения ст. 52 НК РФ начнут действовать в новой редакции.

Так, п. 2 ст. 52 НК РФ будет изложен в редакции Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

«В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором пункта 2 статьи 52 НК РФ, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 НК, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность».

Напомним, что согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Вышеуказанные положения п. 2.1 ст. 23 НК РФ также начинают действовать с 1 января 2015 г.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. налоговое уведомление может передаваться руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), помимо уже указанных в п. 4 ст. 52 НК РФ способов передачи, также через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Статья 52 НК РФ. Порядок исчисления налога

Комментируемая статья устанавливает общие правила исчисления налога.

Статья 52 НК РФ закрепляет принцип, согласно которому налогоплательщик должен исчислять подлежащие уплате налоги самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных налоговым законодательством, — в этих случаях налоги исчисляются налоговым органом, а налогоплательщик обязан уплатить соответствующие суммы на основании получаемых уведомлений.

Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2012 N Ф03-3566/2012, налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую уплате сумму налога. Однако в предусмотренных законом случаях обязанность исчислить соответствующий налог может быть возложена на налоговые органы.

Такой случай предусмотрен подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Названной нормой налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Применение расчетного метода обеспечивает, с одной стороны, безусловное исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов, независимо от каких-либо обстоятельств (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета), с другой стороны, налог не должен быть взыскан в размере большем, чем с аналогичных налогоплательщиков.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2012 N А05-8264/2011 и ФАС Московского округа от 26.09.2012 N А40-13164/12-75-63.

Налоговое уведомление может быть вручено лично под расписку, направлены по почте заказными письмами или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При этом НК РФ не установлена очередность использования налоговым органом способов передачи налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа.

Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.03.2011 N 03-02-08/21.

В случае когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган, до дня получения налогоплательщиком соответствующего налогового уведомления способами, указанными в статье 52 НК РФ (в том числе посредством направления заказного письма), обязанность по уплате такого налога у налогоплательщика не возникает.

На это указывает Минфин России в Письме от 25.06.2010 N 03-02-08/43.

При исчислении налога принимается во внимание налоговая база, налоговая ставка и налоговые льготы.

КС РФ в Определении от 05.07.2005 N 301-О разъяснил, что согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. НК РФ (статья 52) устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую уплате сумму налога. В предусмотренных законом случаях обязанность исчислить соответствующий налог может быть возложена на налоговые органы, что не противоречит их задачам и предназначению. В целях надлежащего исчисления налогов законодательство о налогах и сборах предусматривает также, что налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции РФ и законах общеправовых принципов налогообложения — всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.

Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ ограничен период, за который налоговые органы могут начислить налог на имущество (транспортный налог).

С 01.01.2015 налоговые органы могут начислить налог на имущество (транспортный налог) не более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления. В ситуации, когда гражданину инспекция не высылала уведомления и он в срок сообщил ей о наличии объекта налогообложения, налоговый орган вправе начислять налог только начиная с текущего года, то есть с года отправки сообщения. Это правило будет действовать только до 01.01.2017.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ было введено правило (пункт 6 комментируемой статьи), согласно которому сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Следовательно, исчисленная сумма налога может составлять, например, не 45 рублей 75 копеек, а 46 рублей.

Методы исчисления налога

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица может быть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами – источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода – определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия – источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом – источником выплат доходов работников и удержанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода.

Существуют три основных способа уплаты налога:

¨ уплата налога по декларации;

¨ уплата налога у источника дохода;

¨ кадастровый способ уплаты налога.

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Такую роль выполняет декларация, например, при уплате подоходного налога с физических лиц.

В отличие от уплаты налога по декларации, где моменту уплаты налога предшествует момент получения дохода, при уплате налога у источника дохода последовательность взимания налога меняется. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра – вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.

Другой вариант – когда за основу классификации берется какое-либо юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называется реальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей налогоплательщику в целом, а не отдельных ее частей.

Другое деление кадастров на виды приводится в зависимость от объектов налогообложения. Выделяют домовый, земельный, промысловый и другие кадастры.

При взимании подушного (равного) налога роль кадастра выполняет список населения определенной территории.

Важным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Они устанавливаются законом применительно к каждому налогу и сбору.

Срок уплаты налога может определяться календарной датой. Например, организации уплачивают налог на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов.

Сроки уплаты разовых налогов определяются истечением времени со дня события, которое обусловливает обязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями или днями.

Уплата налога может быть приурочена к какому-либо событию или действию. Так, государственная пошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления.

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законом порядке.

Порядок уплаты налога – технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Данный элемент юридического состава налога предполагает определение следующих вопросов.

¨ Направление платежа, т.е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.

¨ Средства уплаты налога. Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ).

¨ Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например таможенных пошлин, может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица – ст. 122 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Одной из разновидностей механизма платежа является приобретение марок акцизного сбора.

Законом РФ от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и декларации подакцизных товаров установлен авансовый порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора установленного образца. Марки приобретаются импортерами до момента ввоза товаров на территорию России, т.е. авансом. Реализация на территории России товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора запрещена.

Методы исчисления налога

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица может быть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это — некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами — источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода — определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия — источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом — источником выплат доходов работников и удержанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода.

4.8. Порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговые органы определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога .

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

  • налогоплательщики-организации— по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

  • индивидуальные предприниматели— по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

  • физические лица как налогоплательщики— на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально введен в действие с 1 января 2002 г.

Система налогового учетаорганизуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313 – 333 Кодекса. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при расчете налога на доходы физических лиц — кумулятивная система.

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

Необходимо обратить внимание на то, что законодательство о налогах и сборах касается лишь порядка исчисления налоговой базы и не касается вопроса о том, что относить к расходам индивидуальных предпринимателей.

Если вопрос о доходах нашел свое отражение в Кодексе (ст. 41), то вопрос о расходах остается открытым.

4.9. Порядок и способы уплаты налога

Порядок уплаты налога— это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

  • направление платежа(бюджет или внебюджетный фонд);

  • средства уплаты налога(в рублевых средствах, валюте);

  • механизм платежа(в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

  • особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 Кодекса приведен следующий порядок уплаты налогов и сборов.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют пять основных способов уплаты налога:

  1. уплата налога по декларации — на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

  2. уплата налога у источника дохода — момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

  3. кадастровый способ уплаты налога — налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока — к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности — неустойчива и неэластична;

  4. уплата налога в момент расходования доходов — характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

  5. уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Порядок исчисления налога

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Порядок исчисления налога

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *