Порядок исчисления налога

Порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик может самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налоговый орган или третье лицо, выступающее в роли налогового агента.

Способы и порядок уплаты налога:

  1. уплата налога по декларации, т.е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.
  2. уплата налога у источника дохода, т.е. момент уплаты налога предшествует моменту получению дохода
  3. кадастровый способ уплаты налога, т.е. налог взимается на основе внешних признаках предполагаемые средней доходности имуществу.

Порядок уплаты налога – это способа внесения суммы налога в соответствующий бюджет (наличными / безналичными). Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу, сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени определяемого днями месяцами. В зависимости от сроков уплаты выделяют налоги: срочные и периодично календарные. Со срочностью уплаты налога связанно понятие недоимка –сумма налога невнесенного в бюджет по истечению установленных сроков.

Налоговый период – срок в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговые льготы – это предусмотренные законодательством преимущества предоставляемые отдельным категориям налогоплательщикам.

Масштаб налога – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (руб, литр)

4. система налогового законодательства РФ

Система Российского налогового законодательства – совокупность нормативных актов. Общие принципы налогообложения в России закреплены в налоговом кодексе РФ часть 1. от 1 января 1999 года. Части 2 налогового кодекса введена в действие с 1 января 2001 года, в ней содержатся положения о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов. Под налогомпонимается обязательное, индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности хозяйственного введения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сборомпонимается обязательный взнос взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами в юридических значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений.

В РФ устанавливаются и взимаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые кодексом и обязательной к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную стоимость НДС

2) акцизы

3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

4) налог на прибыль организации

5) налог на добычу полезных ископаемых

6) вводный налог

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами вводных биологических ресурсов

8) государственная пошлина

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с кодексом и вводимые в действие нормативно правовыми актами субъектов РФ и обязательной к уплате на территории соответствующих субъектов.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организации

2) налог на игорный бизнес

3) транспортный налог

Местными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в соответствии с кодексом нормативно правовыми актами представителями органов местного самоуправления и обязательной к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться региональные и местные налоги не предусмотренные кодексом.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог

2) налог на имущество физических лиц

К специальным налоговым режимам относятся:

1) упрощенная система налогообложения

2) система налогообложения для сельскохозяйственных товаро- производителей (единый сельскохозяйственный налог)

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Налог считается установленным, лишь в тех случаях, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • Объект налогообложения
  • Налоговая база
  • Налоговый период
  • Налоговая ставка
  • Порядок исчисления налога
  • Порядок и сроки уплаты налога

5. права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик имеет право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) использовать налоговые льготы при наличие основании

3) получать отсрочку, рассрочку и налоговый кредит

4) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченный, либо излишне взысканных налогах.

5) Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях, лично, либо через своего представителя

6) Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснение по исчислению и уплате налогов, а так же по актам налоговых проверок

7) Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

8) Получать копии акта налоговой проверки

9) Требовать соблюдения налоговой тайны

10) Требовать в установленном порядке возмещение в полном объеме убытков причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями должностных лиц

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законном установленные налоги

2) встать на учет в налоговом органе

3) вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения.

4) Представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по налогам которые они обязаны уплачивать

5) В течении 4х лет обеспечивать сохранность данные бухгалтерского учета и других документов необходимых для исчисления и уплаты налогов

6. права и обязанности налоговых органов

Налоговые органы в праве:

1) требовать от налогоплательщика документы служащие основанием для исчисления налогов

2) проводить налоговые проверки

3) проводить выемку документов при проведении налоговых проверок, когда есть основание полагать, что эти документы будут уничтожены

4) вызывать налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков

6) осматривать, обследовать любые используемые налогоплательщиком производственные, складские, торговые и иные помещения.

7) Определять сумму налога расчетным путем

8) Требовать от налогоплательщика устранение выявленных нарушений законодательством

9) Взыскивать недоимки по налогам и сборам

10) Привлекать для проведения для налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков

Налоговые органы обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах

2) вести учет налогоплательщика

3) Проводить разъяснительную работу среди налогоплательщиков

4) Осуществлять возврат или зачет из лишне уплаченных или излишне взысканных сумм

5) Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки

Тема2: Федеральные налоги

Налог на добавленную стоимость (глава 21 налогового кодекса)

Налогоплательщиками НДС являются:

§ организации

§ индивидуальные предприниматели

§ лица признаваемые налогоплательщиками, в связи с перемещением товара через таможенную границу

Объектом налогообложения признаются операции:

1) реализация товаров, работ услуг, на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению;

2) передача на территории РФ товаров, для собственных нужд;

3) выполнение стротельно — монтажных работ для собственного потребления

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Налоговая база при реализации товаров определяется, как стоимость товаров, с учетом акцизов и без включения в них НДС.

При ввозе товара на таможенную территорию РФ налоговая база определяется, как сумма

  • таможенной стоимости товара
  • Подлежащая уплате таможенной пошлины
  • Подлежащих уплате акцизов по подакцизным товарам

Налоговый период квартал.Налоговые ставки:

1. 0% — при реализации:

  • Товаров вывезенных в режиме экспорта
  • Работ непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
  • Товаров работ услуг в области космической деятельности
  • Припасов вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов

2. 10% — при реализации:

§ Продовольственных товаров (мясо, молоко, соль, сахар, мука)

§ Товаров для детей (швейные изделия, канцелярские предметы)

§ Периодических печатных изданий

§ Медицинских товаров

3. 18% — все остальные

Сумма налога исчисляется, как соответствующая налоговой ставки процентная доля налоговой базы

При реализации товаров, налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров сумму налога. в расчетных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, вычетам подлежат суммы налога предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет исчисляется по итогом каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Условие задачи: организация реализовала под акцизной продукцией на 1 милл. руб, ставка акцизов 5 %, рассчитать акциз и НДС по реализованной продукции.

Налог на доходы физических лиц (гл 23 налогового кодекса) – НДФЛ

Налогоплательщиками являются:

  • Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ
  • Физические лица, получающие доходы от источников в РФ не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Под налоговыми резидентами понимаются физические лица фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течении 12 следующих подряд месяцев.

Объектом налогообложения признается доход полученный налогоплательщиками:

1) от источников РФ и от источников за пределами РФ, для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ

2) от источников РФ, для физических лиц не являющихся налоговыми резидентами РФ.

К доходам относятся:

§ Вознаграждения за выполнение работ, оказания услуг

§ Доходы от реализации недвижимого и иного имущества

§ Доходы полученные от предоставления имущества

§ Иные доходы получаемые налогоплательщиком в результате осуществления деятельности

Не подлежат налогообложению виды доходов физических лиц:

  • Пенсии
  • Компенсационные выплаты
  • Вознаграждения донорам
  • Гранты
  • Другие доходы, предусмотренные кодексом

Налоговый период – календарный год. Налоговая база – представляет собой величину доходов полученных физическими лицами за минусом предусмотренных законодательством вычетов. Согласно статьям 218 – 221 налогового кодекса РФ, установлены 4 вида налоговых вычетов:

  • Стандартные
  • Социальные
  • Имущественные
  • Профессиональные

При определении налоговой базы, налогоплательщик имеет право на получение стандартных вычетов:

1) вычет в размере 3 тыс. руб, за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщика:

§ лиц получивших или перенесших лучевую болезнь в следствии аварии на Чернобыльской АС

§ лиц получивших инвалидность, в следствии аварии на Чернобыльской АС

§ лиц ставших инвалидами в следствии аварии на производственном объединении «Маяк»

§ лиц участвующих в испытании ядерного оружия

§ инвалидов ВОВ

2) вычет в размере 500 руб, за каждый месяц налогового периода, распространяется на:

§ героев СССР и героев РФ

§ участников ВОВ

§ лиц находившихся в блокадном Ленинграде в годы ВОВ

§ инвалидов с детства, инвалидов 1, 2 группы

§ граждан выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия

3) вычет в размене 400 руб, за каждый месяц налогового периода распространяется на лиц, которые не перечислены в пункте 1 и 2, действуют до месяца в котором их доход сначала года не превысил 40 тыс. руб

4) налоговый вычет в размере 1000 руб, распространяется на каждого ребенка налогоплательщика и действует до месяца в котором доход не превысил 280 тыс. руб. Налоговый вычет воспроизводится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а так же на каждого учащегося дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Единственным родителям, опекунам попечителям налоговый вычет производится в 2ом размере.

Социальные вычеты. При определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получении следующих социальных вычетов:

  • В сумме доходов перечисленных налогоплательщикам на благотворительные цели, виде денежной помощи организация науки, культуру, образования финансируемых из средств соответствующего бюджета. В размере фактических произведенных расходов, но не более 25% от дохода полученного в налоговом периоде.
  • В сумме уплаченной налогоплательщикам в налоговом периоде за свое обучении, а так же в сумме уплаченной налогоплательщикам – родителем, за обучении своих детей в возрасте до 24 лет, по очной форме обучения, в размере фактической произведенных расходов, но не более 50 тыс. бур, на каждого ребенка.
  • Сумма уплаченная налогоплательщикам за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а так же уплаченной за услуги по лечению супруга, супруге, родителей, детей. Социальные налоговые вычеты за исключением расходов на обучение детей предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 тыс. руб, в налоговом периоде.

При определении налоговой базы налогоплательщик имеет право, на получении имущественных вычетов:

В сумме израсходованной налогоплательщиком на новое строительство, либо на приобретении РФ жилья, в сумме не более 2х мил руб, повторное предоставление имущественного вычета не допускается. Если в налоговом периоде имущественный вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие периоды.

На профессиональные вычеты имеют право: предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой, в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Налоговые ставки:

  • 13% в отношении всех доходов
  • 35% в отношении выигрышей
  • 9% в отношении дивидендов
  • 30% для физических лиц, не резидентов

Исчисление налога производится нарастающим итогом, с начала налогового периода по итогам каждого месяца, применительно ко всем доходам в отношении которых установлена ставка в размере 13%.

Акцизы (гл 22 налогового кодекса)
Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товара через таможенную границу. Подакцизным товаром относятся: спирт, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Объектами налогообложения признаются реализация на территории РФ, лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе предметов залога.

Налоговый период – календарный месяц. Налоговая база определяется отдельно, по каждому вижу подакцизного товара. Налоговая база определяется:

1) как объем реализованных товаров в натуральном выражении, по подакцизным товаром, в отношении которых установлен твердые налоговые ставки, в абсолютной сумме на единицу измерения.

2) Как стоимость реализованных подакцизных товаров, исходя из цен реализации без учета НДС по подакцизным товарам в отношении, которых установлены адвалорные налоговые ставки

3) Как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации в предыдущем налоговом периоде.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам в отношении, которых установлены твердые специфические налоговые ставки, в абсолютной сумме на единицу измерения, как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.

2) По подакцизным товарам в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

При определении налоговой базы, выручка полученная в иностранной валюте пересчитывается в рубли, по курсу ЦБРФ на дату реализации подакцизных товаров. Ставки могут быть адвалорные (устанавливаются в процентах), специфические и комбинированные (учитывают объем и стоимость товара). Сумма налога по подакцизным товаром в отношении которых установлены твердые ставки, исчисляются, как произведение налоговой ставки на налоговую базу. Сумма налога по подакцизным товаром в отношении которых установлены адвалорные ставки, исчисляются как соответствующая налоговой ставки процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на установленные законодательством вычеты. Вычетам подлежат суммы налога предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиками при приобретении товаров.

Условие задачи: таможенная стоимость товара составляет 1мил руб, ставка таможенной пошлины 30% от таможенной стоимости, ставка акциза 5%, рассчитать таможенную пошлину, акциз, НДС (18%)

Налог на прибыль (глава 25 налогового кодекса)

Налогоплательщиками признаются:

  • Российские организации
  • Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ и получающие доходы от источников РФ
  • Объектом налогообложения признается прибыль полученная налогоплательщиком,

Прибылью признается:

  • Для Российский организаций полученные доходы уменьшенные на величину расхода
  • Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину расходов.

К доходам относятся:

  • Доходы от реализации товаров, работ и услуг
  • Вне реализационные доходы

При определении доходов, из них исключаются суммы налога, предъявленные покупателю (НДС, акцизы). Доходом от реализации признается выручка от реализации товара, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Вне реализационными доходами признаются доходы:

  • В виде положительной курсовой разницу, при отклонении курса покупки иностранной валюты от курса ЦБРФ на дату перехода права собственности в иностранную валюту.
  • В виде долевого участия, в других организациях
  • От сдачи имущества в аренду
  • В виде процентов полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада
  • От безвозмездно полученного имущества
  • Стоимости излишков, товарно-материальных ценностей и другого имущества выявленного в ходу инвентаризации.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выраженная в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательствам. Расходы связанные с производством и реализацией. Включают в себя:

  • Расходы связанные, с производством, хранением и доставкой товара, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров, имущественных прав.
  • Расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств.
  • Расходы на освоение природных ресурсов
  • Расходы на НИОКР
  • Расходы на страхование
  • Прочие расходы

К вне реализационным расходам относятся:

  • Расходы на содержание, переданного, по договору аренды, имущества
  • Расходы в виде процентов по долговым обязательствам
  • Расходы на организацию выпуска ценных бумаг
  • Расходы в виде отрицательной курсовой разницы
  • Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств
  • Судебные расходы
  • Расходы на проведение, собрания акционеров
  • Другие обоснованные расходы

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, налоговая ставка 20%, налоговый период календарный год, отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Налог определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогом налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Водный налог (глава 25)

Налогоплательщик вводного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. Объектами водного налога признаются:

  • Забор воды из водных объектов
  • Использование акваторий водных объектов, за исключением лесосплава
  • Использование водных объектов, без забора воды для целей гидроэнергетики
  • Использование водных объектов для целей лесосплава

Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду водопользования отдельно:

1) при заборе воды налоговая база определяется, как объем воды забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды определятся на основании показаний приборов

2) при использовании акваторий водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставляемого водного пространства. Площадь пространства определяется по данным лицензии.

3) При использовании водных объектов без забора воды, для целей гидроэнергетики налоговая база определяется, как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4) При использовании водных объектов для целей лесосплава, налоговая база определяется, как произведение объема древесины, выраженного в тыс. м3 и расстояние сплава, выраженного в километрах

Источник: https://studopedia.ru/1_114548_poryadok-i-sposobi-ischisleniya-naloga.html

4.7 Порядок и способы начисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК).

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговый орган определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

  • налогоплательщики-организации — по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

  • индивидуальные предприниматели — по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

  • физические лица как налогоплательщики — на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 Кодекса. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при расчете налога на доходы физических лиц — кумулятивная система.

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

4.7 Порядок и способы уплаты налога

Порядок уплаты налога — это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

    • направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

    • средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

    • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

    • особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 Кодекса приведен следующий порядок уплаты налогов и сборов.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют пять основных способов уплаты налога:

    • уплата налога по декларации — на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

    • уплата налога у источника дохода — момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

    • кадастровый способ уплаты налога — налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока — к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности — неустойчива и неэластична;

  • уплата налога в момент расходования доходов — характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

  • уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5879965/page:7/

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога представляет собой некоторый свод правил, на основании которых устанавливается необходимость для определённого субъекта произвести все требуемые арифметические вычисления, включающие в себя объекты налогообложения, периоды и базу, принимая во внимание все льготы, полагающиеся налогоплательщику.

Любой налоговый платёж содержит в себе перечень обязательных элементов, к которым относятся объект налогообложения, налоговые периоды, база, сроки, ставки и порядок уплаты. Одним из ключевых пунктов налога является и порядок его исчисления. Базовые правила, которые его регламентируют, занесены в статью 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормы которого не дают общего определения термину порядок исчисления налога. Однако, следует отметить, что он имеет ряд основных особенностей:

  • Некоторый свод правил, содержание которых характеризуется значительными юридическими последствиями для лиц, обязанных к уплате налоговых сборов;
  • Указанный порядок исчисления налога подразумевает конкретное лицо, на которое распространяется обязанность исчисления. Данное лицо может быть разным, всё зависит от типа налоговых платежей (сборов). Например, при определении подоходного налога, в некоторых случаях обязанным лицом является работодатель;
  • Результатом производимых подсчётом обязана быть конкретная сумма, которую требуется уплатить налогоплательщику.

Порядок исчисления налога – это перечень необходимых действия налогоплательщика и других лиц по расчёте величины налогового сбора, требуется перечислять в конце каждого налогового периода в бюджет. Величина налога зависит от налоговой ставки, налоговой базы, а также наличия налоговых льгот.

При расчёте величины налоговых выплат возникают два вопроса: кем осуществляется исчисление и какова формула расчёта? При ответе на первый вопрос следует уточнить, что имеется три основных вида уплаты налоговых сборов:

  • С помощью декларации;
  • В зависимости от источника дохода;
  • Кадастровый.

По негласному общему правилу налогоплательщик самостоятельно рассчитывает величину налога за налоговый период.

Если уплата налогового сбора осуществляется по декларации, налогоплательщику необходимо представить в обозначенные сроки в налоговую инспекцию по месту собственной регистрации декларацию, которая представляет собой официальный документ о налоговых обязательствах. К данному типу уплаты налогообложения относится:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог на прибыль компаний;
  • Акцизы и так далее.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ, расчёт величины налогового сбора может производить налоговый орган или налоговый агент.

Оплата налогового сбора по источнику дохода подразумевает получение налогоплательщиком определённой доли дохода за вычетом налоговых отчислений, который определяется и взимается бухгалтерией компании, осуществляющей начисление заработной платы (дохода). На основании Налогового законодательства, данные компании принуждаются к выполнению функций налоговых агентов. Главным преимуществом этого способа уплаты налога является то, что полностью исключается уклонение от уплаты налоговых сборов налогоплательщиком. С помощью такого способа уплачиваются:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на добавленную стоимость для иностранных компаний, которые ведут свою деятельность в России, но не состоят в местном налоговом учёте.

Кадастровый способ подразумевает под собой ведение кадастра – специального реестра, который включает в себя классификацию объектов налогообложения по определённым критериям (доход, имущество). Кроме того, он выявляет среднюю доходность этого же объекта. При формировании кадастра, его основой может выступать любая характеристика объекта налогообложения. Например, при создании земельного кадастра это может быть вид земельного участка (лес, луг и так далее), его месторасположение, а также кадастровая стоимость. Примерами кадастрового способа уплаты налоговых сборов являются:

  • Налог на имущество физических лиц;
  • Налог на землю;
  • Транспортный налог.

При использовании данного способа погашения налога физические лица освобождаются от сложной системы расчёта налоговых сборов, которая требует соответствующих знаний Налогового законодательства и определённой квалификации. Помимо этого, необходимо также понимать, что налоговая инспекция владеет гораздо большими ресурсами при сборе и обработке данных, которые требуются для расчёта налоговых сборов, нежели физические лица.

После того, как было определена сторона исчисления налогового сбора, ей необходимо приступить к расчёту величины налога. При исчислении учитываются следующие показатели:

  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Налоговая база;
  • Льготы.

Внимание! Налоговые сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные, а налоговый и отчётный периоды по ним устанавливаются на основании Налогового Кодекса РФ!

Налоговая база для исчисления налога

Налоговая база – это характеристика (стоимостная, физическая или другой формы) предмета налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налогового сбора. Ключевой задачей налоговой базы является количественное выражение объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы установлен Налоговым Кодексом РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организацией или компанией рассчитывают налоговую базу по окончанию каждого налогового периода, опираясь на сведения регистров бухгалтерского учёта других подтверждённых документальным методом данных.

Физические же лица исчисляют налоговую базу в соответствии с получаемыми суммами своих доходов.

ИП, которые используют общую систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налоговому сбору в соответствии с налоговыми уведомлениями, высылаемыми налоговым органом.

Налоговая база является величиной, на основании которой определяется величина налогового сбора: налоговая база прямо пропорциональна ставке налога. В зависимости от типа налога это может быть стоимость имущества, прибыль, доходы и так далее. Налоговый Кодекс Российской Федерации предоставляет два способа учёта налоговой базы – накопительный и кассовый. Исчисление по первому методу характеризуется тем, что ключевым моментом при определении налоговой базы является возникновение имущественных прав и обязанностей. При кассовом способе при исчислении налоговой базы принимаются во внимание исключительно доходы (расходы), которые реально были у налогоплательщика.

Налоговая база для каждого типа налогового сбора определяется по-разному. Например, для налога на имущество она представляет собой остаточную стоимость основных средств или кадастровую стоимость недвижимости.

Внимание! Налоговая декларация на доходы физических лиц заполняется по форме 3-НДФЛ и представляет собой документ, несущий в себе отчёт физического лица перед налоговой службой за полученные им доходы и относящиеся к ним расходы!

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу на основании налоговых уведомлений, направленных им налоговым органом

Способы исчисления налогов

В налоговой практике существуют три способа исчисления налогов:

• кадастровый;

• уплата у источника (административный способ);

• уплата по декларации.

Первый способ предполагает использование кадастра.

Кадастр – это реестр, который содержит перечень типич­ных объектов обложения, классифицируемых по внешним при­знакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

В настоящее время в нашей стране применяются только земельный кадастр.

К внешним признакам, по которым ранжируются объекты обложения, в земельном кадастре относятся: размер участка, удаленность от транспортных путей и населенных пунктов, пло­дородие земли, цель использования земли.

К особенностям данного способа исчисления налогов относятся следующие:

• доходность объектов обложения определяет государство;

• сумму налога (налоговый оклад) для физических лиц рас­считывают налоговые органы, поэтому отчетность по налогам для физических лиц не устанавливается. Юридические лица сами рас­считывают величину налогового оклада и отчитываются по налогу в установленные сроки;

• перечисление налога производят сами плательщики;

• уплата налога не связывается с фактом получения дохода и его величиной. Даже если налогоплательщик не получил доход от эксплуатации объекта обложения, он обязан уплатить налог;

• сроки уплаты налогов не зависят от момента получения дохо­да. Поэтому устанавливаются фиксированные даты платежей.

К недостаткамметода относятся следующие:

• уровень доходности объекта обложения, установленный в кадастре по внешним признакам, часто не соответствует реаль­ному доходу;

• твердые ставки налога приводят к регрессивности обложения;

• составление кадастра и его обновление являются трудоем­кими процессами, что увеличивает издержки по сбору налогов.

К преимуществамэтого способа относятся простота налого­вой техники при расчете оклада налога, невозможность для нало­гоплательщика уклониться от уплаты налога, занизить объект об­ложения.

Второй способ исчисления – у источника или административный способ– называется так пото­му, что все операции по оценке, учету, расчетам налогов осуще­ствляются без участия налогоплательщика у источника получения дохода.

К особенностям способа относятся следующие:

1) наряду с основными субъектами налогового отношения (государство, налогоплательщик) появляется третий субъект – по­средник-сборщик налогов, которого называют налоговым агентом.

В качестве налогового агента выступает юридическое или физическое лицо, предоставившее возможность налогоплатель­щику получить доход. В подоходном налоге налоговым агентом является наниматель, выплачивающий заработную плату рабочим и служащим. В налоге с доходов – банки, другие финансово-кре­дитные учреждения, акционерные общества, выплачивающие доходы по ценным бумагам их держателям, доходы по депозит­ным сертификатам;

2) начисление, удержание из дохода налогоплательщика, перечисление налогов в бюджет, составление налоговый отчетности осуществляет налоговый агент;

3) обязательства по уплате налога возникают только при по­лучении дохода: если нет дохода, нет и оснований для уплаты налогов;

4) сроки уплаты налогов связаны с моментом получения дохо­да, причем изъятие налога осуществляется до получения налого­плательщиком своего дохода.

Преимуществамиданного способа уплаты налогов являются следующие:

• исключается возможность уклонения налогоплательщика от уплаты налогов (сокрытия доходов от обложения, занижения объек­та обложения);

• обязанности налоговых органов при данном способе уплаты налогов ограничиваются налоговым контролем. В связи с этим не требуется большая численность налоговых работников, а значит, издержки по сбору налогов указанным способом относительно невелики.

Третий способ исчисления налогов – по декларации предус­матривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы дек­ларации, т.е. официального заявления о полученных доходах.

Особенностями данного способа уплаты налогов являются следующие:

• налоговую базу определяет сам налогоплательщик;

• оклад налога устанавливают налоговые органы на основе данных декларации о доходах. (На практике оклад рассчитывает сам налогоплательщик, а налоговый инспектор проверяет расчет и при необходимости вносит в него изменения);

• налогоплательщик сам в установленные сроки перечисляет налоги в бюджет и представляет отчеты в налоговые органы;

• возникновение обязательств по уплате налогов может быть связано или не связано с фактом получения дохода. Первый слу­чай имеет место при налогообложении по твердым ставкам пред­принимателей, функционирующих без образования юридического лица. Налогоплательщики обязаны внести в бюджет установлен­ные суммы налога вне зависимости от того, получен ли доход и в каком размере. В остальных случаях, если налогоплательщик не получает доход (прибыль), то и не возникает обязанностей по внесению налогов в бюджет;

• в отличие от изъятия налога у источника в данном случае сначала налогоплательщик получает доход, а затем уплачивает налог (кроме случая обложения по твердым ставкам).

Недостатком данного способа является возможность уклоне­ния налогоплательщика от уплаты налогов через сокрытие объек­тов обложения, занижение налоговой базы.

Источник: https://studopedia.ru/3_19835_sposobi-ischisleniya-nalogov.html

Методы исчисления налога

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица может быть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами – источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода – определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия – источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом – источником выплат доходов работников и удержанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода.

Существуют три основных способа уплаты налога:

¨ уплата налога по декларации;

¨ уплата налога у источника дохода;

¨ кадастровый способ уплаты налога.

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Такую роль выполняет декларация, например, при уплате подоходного налога с физических лиц.

В отличие от уплаты налога по декларации, где моменту уплаты налога предшествует момент получения дохода, при уплате налога у источника дохода последовательность взимания налога меняется. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра – вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.

Другой вариант – когда за основу классификации берется какое-либо юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называется реальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей налогоплательщику в целом, а не отдельных ее частей.

Другое деление кадастров на виды приводится в зависимость от объектов налогообложения. Выделяют домовый, земельный, промысловый и другие кадастры.

При взимании подушного (равного) налога роль кадастра выполняет список населения определенной территории.

Важным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Они устанавливаются законом применительно к каждому налогу и сбору.

Срок уплаты налога может определяться календарной датой. Например, организации уплачивают налог на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов.

Сроки уплаты разовых налогов определяются истечением времени со дня события, которое обусловливает обязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями или днями.

Уплата налога может быть приурочена к какому-либо событию или действию. Так, государственная пошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления.

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законом порядке.

Порядок уплаты налога – технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Данный элемент юридического состава налога предполагает определение следующих вопросов.

¨ Направление платежа, т.е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.

¨ Средства уплаты налога. Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ).

¨ Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например таможенных пошлин, может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица – ст. 122 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Одной из разновидностей механизма платежа является приобретение марок акцизного сбора.

Законом РФ от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и декларации подакцизных товаров установлен авансовый порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора установленного образца. Марки приобретаются импортерами до момента ввоза товаров на территорию России, т.е. авансом. Реализация на территории России товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора запрещена.

Источник: https://ulfek.ru/ponyatie-vidy-i-sistema-nalogov-rf/1979-metody-ischisleniya-naloga.html

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Комментарий к Ст. 52 НК РФ

Налогоплательщик (организация и (или) физическое лицо), в соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Так, согласно п. 5 ст. 52 НК РФ сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, представленные иными участниками консолидированной группы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному или нескольким налогам, подлежащим уплате.

К уведомлению прилагаются платежные документы на оплату налога. Количество платежных документов, направляемых вместе с налоговым уведомлением, соответствует количеству налогов, которые необходимо уплатить.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@. Форма уведомления на уплату налога на доходы физических лиц утверждена Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-04/440@.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю (ст. ст. 27 — 29 НК РФ)) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формирование налогового уведомления производится налоговыми органами на основании информации, полученной из разных источников:

1) информация о налоговых ставках, о не облагаемой налогом сумме, о коэффициенте для индивидуального жилищного строительства указывается на основании норм НК Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Информацию о налоговых ставках и льготах по имущественным налогам можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Имущественные налоги: ставки и льготы»;

2) информация об объекте налогообложения, его характеристиках, зарегистрированных правах и правообладателях указывается на основании сведений, предоставленных органами, регистрирующими транспортные средства (ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавиация), органами Росреестра, а также органами ФМС России.

Порядок заполнения налогового уведомления можно посмотреть в разделе «Формы и бланки».

Вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом в случае обнаружения налогоплательщиком недостоверной информации об объектах налогообложения в уведомлении.

Вместе с тем ФНС России сообщила, что налоговые органы Российской Федерации завершают работу по направлению уведомлений гражданам на уплату имущественных налогов.

Полностью работа по направлению налоговых уведомлений должна была завершиться уже в августе — сентябре 2013 г.

Информацию о периодах направления уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов в конкретной налоговой инспекции можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Сроки направления налоговых уведомлений».

Начиная с 2013 г. в 65 субъектах Российской Федерации печать и направление налоговой корреспонденции осуществляются через ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы (за исключением республик Дагестан, Саха (Якутия), Татарстан, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского, Камчатского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Курганской, Новосибирской, Орловской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Ульяновской областей, Чукотского АО).

ФНС России обращает внимание, что исчисление имущественных налогов производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения, а централизованную печать и рассылку документов производят ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы, поэтому на конвертах с налоговым уведомлением в качестве отправителя указывается именно ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы, а в самом уведомлении будут указаны координаты налоговой инспекции, в которой произведено исчисление налогов.

Кроме того, на сайте ФНС России www.nalog.ru размещен интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий налогоплательщику получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговое уведомление, обращаться в налоговые органы без личного визита.

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России (независимо от места постановки на учет) или направить онлайн-заявление на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке (Информация ФНС России «О завершении рассылки налоговых уведомлений», текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 6 августа 2013 г.).

Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Положения п. 6 ст. 52 НК РФ начали действовать с 1 января 2014 г.

До этого момента аналогичные положения, установленные Налоговым кодексом РФ, действовали в отношении:

а) НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ). Этим пунктом было установлено, что сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;

б) ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). Этим пунктом было установлено, что значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. Значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).

Кроме того, положения, аналогичные п. 6 ст. 52 НК РФ, установленные иными нормативно-правовыми актами, действовали до 1 января 2014 г. и продолжают действовать после 1 января 2014 г. в отношении:

а) НДС (п. 17 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»);

б) ЕСХН (п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 57н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения»);

в) транспортного налога (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»);

г) налога на прибыль организаций (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения»);

д) налога на игорный бизнес (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, утвержденного Приказом ФНС России от 28 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/985@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде»);

е) земельного налога (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»);

ж) акцизов (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утвержденного Приказом ФНС России от 14 июня 2011 г. N ММВ-7-3/369@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения»);

з) налога на имущество организаций (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»).

Отметим, что вышеуказанное вступало в противоречие с положениями тех глав НК РФ, которыми были урегулирован порядок уплаты конкретного налога и которыми не было установлено правило об округлении суммы налога, подлежащей уплате.

Указанное приводило к спорам с налоговыми органами. Спор о порядке округления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, стал предметом рассмотрения ВАС РФ.

Так, в п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения», было предусмотрено, что все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 8116/12 п. 2.11 вышеуказанного Порядка был признан не соответствующим Налоговому кодексу РФ. ВАС РФ указал, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен Налоговым кодексом РФ непосредственно для определения налоговой базы по НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ) и ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ), а для УСН такого порядка исчисления налога Налоговым кодексом РФ не было предусмотрено.

Таким образом, с 1 января 2014 г. вопрос о порядке округления сумм остальных налогов, помимо НДФЛ и уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, был решен.

Однако Минфин России дал некоторые разъяснения, связанные с порядком применения п. 6 ст. 52 НК РФ.

Минфин России обратил внимание, что п. 6 ст. 52 НК РФ регулируется порядок исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет за налоговый период, которые отражаются в налоговых декларациях.

В отношении применения НДС, по мнению Минфина России, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Пунктом 2 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав.

В соответствии с пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, должна быть указана сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. При этом согласно п. 8 ст. 169 НК РФ порядок заполнения счета-фактуры устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», стоимостные показатели счета-фактуры, в том числе в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю», указываются в рублях и копейках (долларах США и центах, евро и евроцентах либо в другой валюте).

Учитывая изложенное, Минфин России пришел к выводу, что правило об округлении суммы налога, предусмотренное п. 6 ст. 52 НК РФ, в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых продавцами покупателям товаров (работ, услуг) и указываемых в счетах-фактурах, не применяется.

Вышеизложенная точка зрения отражена в Письмах Минфина России от 22 апреля 2014 г. N 03-07-07/18585, от 1 апреля 2014 г. N 03-07-РЗ/14417, от 5 марта 2014 г. N 03-07-15/9519, от 15 апреля 2014 г. N 03-07-09/17172, от 29 января 2014 г. N 03-02-07/1/3444.

Отметим, что с 1 января 2015 г. некоторые положения ст. 52 НК РФ начнут действовать в новой редакции.

Так, п. 2 ст. 52 НК РФ будет изложен в редакции Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

«В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором пункта 2 статьи 52 НК РФ, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 НК, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность».

Напомним, что согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Вышеуказанные положения п. 2.1 ст. 23 НК РФ также начинают действовать с 1 января 2015 г.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. налоговое уведомление может передаваться руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), помимо уже указанных в п. 4 ст. 52 НК РФ способов передачи, также через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Источник: http://stNKRF.ru/52

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *