Поощрение и наказание

Начнем цикл статей про мотивацию и самомотивацию. Это будет 1 статья из 3. Продолжение читайте в этом блоге, ссылка в конце статьи.

Вступление

Нужно сказать, что самомотивация крайне важна для успеха по жизни и эффективности, которых всем нам порой не хватает.

Почему самомотивация так важна? Потому что, без нее добиться успеха в принципе невозможно, так как если у человека мотивации нет, то он будет делать все, что угодно, кроме того, что нужно. Будет смотреть сериалы, бесконечно проверять новости Вконтакте, спать по 12 часов в сутки и так далее.

Но, к сожалению или к счастью, такие «полезные дела» результатов не приносят. А наоборот – приносят разочарование от бесполезно потраченного времени.

Все люди хотят стать богатыми, успешными и красивыми. Но чтобы добиться этого, нужно делать определенные действия, которые по каким-то причинам не делаются.

Если бы эти действия уже делались, то и результаты не заставили бы себя долго ждать. Ведь хорошие результаты – это всегда следствия правильных действий!

Будут правильные действия, будут и правильные результаты. Что посеешь, то и пожнешь!

Но мы, привыкнув делать какие-то действия, очень не хотим учиться делать что-то по-новому. Однако, это необходимо, иначе в жизни ничего не изменится.

Действия, которые ведут к изменениям, всегда кажутся нам стрессовыми и неприятными. Проверка же почты или просмотр видео на YouTube даются нам легко, но зачастую не ведут к достижению нужных результатов.

Чтобы добиться нужных результатов, нам приходится предпринимать сложные действия. Сложные только поначалу. Пока мало опыта все идет тяжело, через преодоление.

И чтобы заставить себя делать эти нужные, но сложные действия, приходится прикладывать серьезные усилия. Нужна сила воли, мотивация, готовностью действовать, желание преодолевать себя!

Без мотивации никуда!

Далее поговорим подробнее о мотивации и о том, как эффективнее себя мотивировать.

Кнут или пряник?

Изучением мотивации люди занимаются давно и придумали такое понятие как «кнут и пряник». И неспроста.

Дело в том, что людей мотивируют в основном 2 вещи – поощрение и наказание, кнут и пряник.

При этом, практика показывает, что большую часть людей, наказание мотивирует сильнее, чем поощрение!

То есть, если сказать человеку, что он может дополнительно заработать 100$ (пусть для него это существенная сумма), то это будет мотивировать его хуже, чем угроза лишиться тех же 100$, которые у него уже есть. Хотя, на первый взгляд, суть одна и та же – цена вопроса 100$. Но страх потерять, мотивирует намного сильнее, чем возможность заработать!

Я убедился в этом, когда своих сотрудников пробовал мотивироваться через штрафы (лишение премии). Оказалось, что бонусы, мотивируют намного хуже, чем штрафы. Бонус человек может не получить, но ему и так нормально, а вот страх штрафа мотивирует хорошо.

Кнут и пряник – это два основных инструмента мотивации людей. Причем не только других людей, но и самого себя! Это важно.

Самомотивация – один из важнейших навыков, которым должен овладеть человек, если он хочет добиться успеха в жизни.

Как мотивировать себя

Приемы мотивации, которые мы можем использовать для себя и для других людей – разные.

Дело в том, что себя и других людей мы воспринимаем не одинаково.

Объясню на примере работы с тренером. Зачем нужен тренер?

Тренер – это человек, который мотивирует своих учеников!

Исходя из этого, я выделяю 3 основных типа мотивации:

  • самомотивация
  • мотивация «воображаемым» тренером
  • мотивация реальным, живым тренером.

Рассмотрим каждую подробнее.

Самомотивация

Это, как нетрудно догадаться, когда человек мотивирует себя сам. Лежит он на диване и говорит себе – надо пойти поработать, что-нибудь сделать, клиенту позвонить, спортом заняться и так далее. Приводит себе доводы, готовится пойти и сделать дело.

Это обычная самомотивация. Она довольно эффективна, но для ее использования нужно обладать кое-какими навыками и опытом. Об этом далее в книге.

Мотивация «воображаемым» тренером

Это уже непросто. Большинство людей без подготовки не смогут применить эту технику. Я разработал ее для себя и позже так же опробовал на учениках. Многие из них добились очень хороших результатов.

Суть техники в следующем: человек в своем сознании условно разделяет роль тренера и ученика. То есть он сам себе является тренером и учеником одновременно, но с небольшой разницей во времени.

Для этого надо «перейти в позицию» тренера, представить себя им. Вжившись в роль тренера, нужно поставить себе-ученику задачу. Потом выходите из роли тренера и переходите в роль ученика. После этого вы тихо ненавидите себя-тренера, но задача поставлена и ее надо выполнять!

Провернуть такой прием без подготовки непросто. Но если научиться, то постановка задачи будет происходить за считаные секунды, а мотивация к ее выполнению будет очень высокой! Есть, конечно, множество подводных камней, но формат этой книги не позволяет мне все их подробно описать.

Я пользуюсь этой техникой постановки задач довольно часто – работает отлично!

Третья техника мотивации – это когда вы работаете с реальным тренером, другим человеком.

Работа с живым тренером

Если вы, к примеру, хотите добиться очень высоких результатов в спорте, вы приходите в спортзал и нанимаете опытного тренера за деньги. Он составит вам программу тренировок и будет следить за ее выполнением. Давать вам именно ту нагрузку, которая окажется для вас максимально большой, но чтобы вы не лопнули от перенапряжения.

Это основная функция тренера – подобрать программу под вас и мотивировать к ее выполнению.

Когда происходит рост? Тогда, когда человек берет на себя нагрузку, которую ему непросто выполнить, но которая не настолько велика, чтобы сломать его.

Когда нагрузка достаточна, чтобы превзойти себя, но недостаточна, чтобы надорваться.

Из всего вышеизложенного следует вывод: максимально эффективная работа – это работа с тренером. При этом, если приноровиться, можно на первых порах стать самому себе тренером. Но если есть возможность и желание развиваться максимально быстро и эффективно – необходимо найти тренера, который вам нравится и начать у него учиться.

Я сам долгое время пытался учиться самостоятельно по книгам, пока окончательно не убедился – работа с тренером дает самый лучший результат. Теперь я всегда занимаюсь с тренером!

Начинать, конечно, можно с книг и курсов – они дают хорошие результаты. Но для сверхрезультатов нужен тренер и индивидуальная работа.

Продолжение этой статьи читайте

Полный курс по самомотивации вы можете получить

Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:

ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Проблема «поощрительных санкций» в литературе оценивается неоднозначно. Есть как сторонники, так и противники использования данного термина. В силу дискуссионности вопроса мы вынуждены будем несколько «злоупотреблять» цитированием источников и ссылками на разные мнения ученых.

На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» выходит не только на негативные, но и на позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». «Санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонений от норм…» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 1167).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, «наиболее распространено деление социальных санкций на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное… Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567).

Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что «поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях… права».

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М,, 1986. С. 293.

Далеко не случайно проблема поощрительных (положительных) санкций была поставлена первоначально в социологической, философской, психологической литературе, где большинство специалистов весьма аргументирование обосновывают существование подобного рода последствий у социальных норм*.

О положительных (поощрительных, наградных) санкциях пишет П.А. Сорокин: «Если бы, например, в России, где шаблоны «должного» поведения фиксированы в «Своде законов», вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, исходящие как от государственной власти, так и от общественного мнения, – то можно себе представить, какая пертурбация произошла бы в междуиндивидуальном поведении членов государства…»2.

Идея поощрительных санкций все больше поддерживается и представителями других наук. «С точки зрения политологической, – подчеркивает, в частности, Л.С. Мамут, – санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные)»3.

«Поощрительные санкции (данный вид признается не всеми, поскольку о поощрительных нормах права стали писать совсем недавно) выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение»4.

Думается, что в юридической науке подобное понимание санкции (при всей условности термина «поощрительная») необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых, которые высказываются за выделение в нормах права специальных поощрительных санкций5.

В зарубежной правовой литературе получила признание также данная точка зрения: «Слово «санкция» предусматривает нечто ббльшее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторо-

2 Сорокин ПА. Указ. соч. С. 146.

3 МамутЛ.С. Политический процесс // Политология: Курс лекций. М., 1993. С. 92.

4 Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 347.

на санкций (поощрение, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной… Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы». «Иногда право, – отмечает П. Сандевуар, – использует в качестве санкционирования норм технику вознаграждения»2,

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция – это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный результат, который может выражаться в поощрении. Санкции, как последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, а также превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения

преступлений3.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия – и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация «негативного» характера – указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата – содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогности-

1 Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 172.

2 Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 235.

3 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 405–406.

ческая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо).

Как считает В.С. Жеребин, «сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия… правовых норм»2.

В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-пра-вовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. Верно замечено, что «в отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: «действуй так-то», диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата»3.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции – соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в статье 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что «за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета, на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности…

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

См.: Петров Г.М. Поощрения в государственном управлении. Правовые аспекты. Ярославль, 1993. С. 51.

2 Жеребин В.С. Диалектика социальных противоречий при социализме и право. М., 1986. С. 51.

3 Петров Г.М. Указ. соч. С. 46.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами

Российской Федерации».

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения «растут»

прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме повышаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния,

вины.

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах

зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 «Поощрения за особые трудовые заслуги» и ст. 135 «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины»); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 «Поощрения за труд» и ст. 92 «Дисциплинарные взыскания»); в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 13 «Поощрения государственного служащего» и ст. 14 «Ответственность государственного служащего»); в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» и ст. 38 «Взыскания за нарушение служебной дисциплины») и т.д. В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о поощрениях и наказаниях говорится в статье 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации – в статье 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории «санкция», ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

спечение непрерывности и доступности при поиске информации, которая, в свою очередь, должна обеспечить каждого студента всеми необходимыми знаниями в любой момент времени, в любом месте, дать необходимый объем знаний в требуемой форме для информационного самообеспечения их учебной и научной деятельности» . Анализ об использовании интернет-ресурсов позволяет преподавателям осуществлять контроль за востребованностью информацией и подготовкой студентов к занятиям,

Библиографический список

принимать решения по стимулированию к активному использованию интернет-ресурсов.

Расширение границ науки требует взаимодействия студентов, магистрантов, ученых разных стран мира, что вызывает необходимость повышения уровня владения иностранным языком. Соответственно требуется учет потребностей в видах информации и информационных источниках различных категорий обучающихся.

1. Шибаева И.В. К вопросу о применении информационно-коммуникативных технологий в обучении французскому языку. Культура народов Причерноморья. 2012; 226: 96 — 100.

3. Пореченкова Е.А., Казанцева С.Ю. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в условиях неязыковго вуза. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015; 1: 20 — 28.

5. Louveau E., Mangenot F. Internet et la classe de langue. Paris: CLE international, 2006.

5. Louveau E., Mangenot F. Internet et la classe de langue. Paris: CLE international, 2006.

Статья поступила в редакцию 09.06.18

УДК 371

Shvalyuk Ya.A., Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

Я.А. Швалюк, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: viza_1986@ukr.net

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Статья посвящена изучению методов поощрения и наказания как средств педагогической коррекции. В работе обосновывается необходимость применения средств педагогической коррекции, раскрывается их сущность. В исследовании изучены сущность и содержание поощрения наказания как методов воспитательного воздействия, обоснована необходимость и раскрыты методические аспекты их применения. Автор делает вывод о том, что на современном этапе своего развития педагогическая наука обосновывает ситуативное применение поощрения и наказания на основе принципа гуманизма. В системе реализации воспитательного воздействия посредством методов поощрения и наказания необходимым элементом является такт. При использовании данных методов педагогической коррекции должна проявляться забота педагога о личностном росте воспитанника.

Ключевые слова: поощрение, наказание, воспитание, методы воспитания, воспитательное воздействие, педагогическая коррекция, коррекционная педагогика, поведение, воспитанники.

Проблемы воспитания подрастающего поколения являлись актуальными во все времена. Не снизилась актуальность решения данных проблем и на современном этапе развития педагогической науки. Актуальность проблем воспитания вызвано не только их остротой и важностью, но и тем, что разработанные ранее учеными-педагогами методы и средства воспитательного

воздействия оказываются неэффективными в новых социокультурных условиях. Так, можно утверждать, что проблема выбора методов воспитательного воздействия достаточно сложная, так как в педагогике не существует универсальных методов воспитания, одинаково эффективных в каждой педагогической ситуации. Одними из методов педагогической коррекции, представляющих

собой конкретные пути влияния на сознание, волю, чувства и поведение воспитанников, применяющихся для решения педагогических задач в процессе совместной деятельности субъектов образования, являются поощрение и наказание. Условия и возможность их применения могут быть раскрыты лишь при глубоком изучении сущности указанных методов и анализе их эффективности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе воспитания личности ребенка методы поощрения и наказания являются вспомогательными средствами, однако в определенных ситуациях указанные средства педагогической коррекции приобретают решающее значение.

В данном ключе стоит уточнить, что современной коррекци-онной педагогикой коррекция рассматривается в значении средства преодоления или ослабления определенных недостатков путем формирования жизненно необходимых качеств в учебно-воспитательном процессе или разных видов деятельности обучающихся .

Так, методы педагогической коррекции направлены на своеобразное исправление определенных показателей или достижений обучающихся.

Как было указано выше, одними из средств воспитательного воздействия и педагогической коррекции выступают методы поощрения и наказания. Использование поощрения и наказания как методов педагогической коррекции предполагает изучение их сущности и содержания.

Анализируемые нами в данном исследовании методы выступают необходимыми в воспитательном процессе средствами педагогической коррекции. Содержание данных методов связано с понятием этической оценки действий и поступков личности. Однако в данном ключе стоит уточнить, что анализируемые методы как средства педагогической коррекции нельзя сводить исключительно к этической оценке поведения личности или коллектива воспитанников, то есть только к одобрению или осуждению. Так как не каждое одобрение можно причислить к поощрению во всем многогранности его содержания как метода. Также и не всякое осуждение является, в свою очередь, наказанием.

Между методами поощрения или наказания и этической оценкой существует различие. Осуждение и одобрение как проявления этической оценки поведения являются традиционными и постоянными воспитательными воздействиями, а поощрение или наказание реализуется путем принятия педагогом решения о его использовании, чем реализуется выделение личности или группы воспитанников из общего числа, осуществление определенного изменения в их правах и обязанностях, в стиле взаимоотношений с ними.

Изучение источников по истории педагогики позволяет говорить о том, что в системе использования анализируемых в данном исследовании средств педагогической коррекции изначально превалировали наказания, однако со временем в воспитательную практику стали внедряться и методы поощрения. В каждую историческую эпоху методы поощрения и наказания отражали определенный смысл и содержание. Итак, обратимся к рассмотрению их сущности.

Содержание анализируемых в данном исследовании методов воспитательного воздействия состоит в этической оценке деятельности воспитанников, а также во внесении изменений в их отдельные права и обязанности.

Применение методов поощрения и воспитания позволяет развить у воспитанников общественно и нравственно ценную инициативу, привычки сознательного поведенческого самоконтроля; повысить уровень ответственности за собственные слова и поступки.

Поощрение и наказание считают полярно противоположными методами, в частности относительно эмоциональной окраски их воздействия, однако данные методы тесно взаимосвязаны. Они, в сущности, направлены на одну цель. Поощрения стимулируют воспитанников к реализации правильной поведенческой линии, а виды наказания нацелены на торможение проявлений недисциплинированности, недобросовестности и прочих отрицательных качеств, что в конечном результате приводит к тому, что воспитанник может осознать собственные достоинства или недостатки, овладеть навыками самоанализа, саморефлексии и самоконтроля.

В современной педагогической науке наказание как метод воспитательного воздействия рассматривается в значении меры воздействия на воспитанника или коллектив обучающихся, применяемой при условии наличия определенного проступка. Наказание реализует воспитательную задачу, направленную на

принуждение воспитанника следовать нормам общественного поведения путем воздействия, выражающего осуждение его действий или поступков, противоречащих указанным нормам. Так, наказание как метод корригирует поведение воспитанника, позволяет ему обрести осознанное понимание того, где и в чем он не прав, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.

Положительный эффект метода поощрения благодаря его стимулирующему действию подчеркивал В.Е. Гмурман. Исследователь утверждал, что поощрения различных достижений воспитанника в различных областях деятельности позволяет «стимулировать, способности и склонности, как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности . Благодаря появлению чувства удовлетворенности у воспитанника посредством поощрения происходит подъем энергии, повышается его уверенность в собственных силах. Так, можно утверждать, что поощрение стоит считать средством подкрепления и стимулирования правильных мотивов, а также правильных форм поведения.

На основе вышесказанного заключим, что наказание представляет собой метод педагогического воздействия, направленный на предупреждение нежелательных действий, их торможение, остановку негативных проявлений личности путем отрицательной оценки ее поступков, порождения чувств стыда, вины и раскаяния .

По мнению А.Е. Щеголовой, поощрение является мерой педагогического воздействия, выражающей положительную оценку воспитателями (родителями, педагогами и др.) поведения и деятельности воспитанников, побуждающую их к дальнейшим успехам .

Поощрение выполняет стимулирующую функцию благодаря тому, что путем применения данного метода педагогической коррекции в сознании воспитанника воссоздается эталон общественно нормированного поведения, так как в содержании поощрения — общественное признание образа действий, избираемого и реализуемого воспитанником.

Анализируя сущность методов поощрения и наказания как средств педагогической коррекции, стоит подчеркнуть на основе вышеизложенного, что они относятся к методам стимулирования (побуждения) к деятельности.

Анализируемые в данном исследовании методы воспитания отличаются от других средств педагогической коррекции силой своего воспитательного воздействия. Эффективность данных методов зависит от методики их применения.

Использованию методов поощрения и наказания как средств педагогической коррекции должен предшествовать анализ конкретной педагогической ситуации, которая подсказывает педагогу, какие именно изменения следует внести во взаимоотношения с конкретным воспитанником: отложить осуществление наказания, выждать самоосуждение им своих действий и т. д.

В контексте применения методов поощрения и наказания важными аспектами являются самосознание, саморефлексия и самоанализ воспитанника. Именно осознание им последствий собственных поступков помогает избрать объективно правильную линию поведения.

По мнению исследователей, эффективность применения анализируемых в данном исследовании методов педагогической коррекции поведения воспитанников прямо пропорциональна частоте их применения . Из чего следует, что злоупотребление данными методами в системе воспитательной работы недопустимо. К ним необходимо прибегать только в тех случаях, когда необходимость их использования четко и непременно диктуется конкретной педагогической ситуацией.

Резюмируя вышеизложенное, сформулируем ряд выводов. Методы поощрения и наказания являются одними из древнейших в истории педагогики методами воспитательного воздействия и педагогической коррекции поведения воспитанников. На современном этапе своего развития педагогическая наука обосновывает ситуативное применение поощрения и наказания на основе принципа гуманизма. При использовании анализируемых в данном исследовании методов педагогической коррекции, прежде всего, должна проявляться забота педагога о личностном росте воспитанника. При подборе методов воспитательного воздействия педагогом должно учитываться то, что метод поощрения должен быть ведущим, наказание же — вспомогательным. Применение изучаемых нами в рамках данного исследования методов воспитательного воздействия должно носить индивидуализированный характер. В рамках использования поощрения и

наказания как средств педагогической коррекции должны учитываться возраст и психологические особенности личности.

Использование данных методов должно отвечать наличию определенной педагогической ситуации. Необходимость обращения педагога к методам поощрений и наказаний в каждом конкретном случае обосновывается не какой-либо «шкалой» проступков или достижений, предусматривающих определен-

Библиографический список

ную меру наказания или награду, а реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения воспитанников. В системе реализации воспитательного воздействия посредством методов поощрения и наказания необходимым элементом является такт. Совокупность указанных признаков обеспечивает необходимое корректирующее действие.

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2002.

2. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. Москва, 1962.

3. Грехнев В.С. Философия о поощрении и наказании в воспитании людей. Философия и общество. 2013; 3: 60 — 86.

4. Щеглова А.Е. Проблема зарождения и использования методов стимулирования, поощрения и наказания. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; 7: 73 — 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Щеглова А.Е. Содержание и тенденции эволюции идей поощрения и наказания в зарубежной педагогике: монография. Ульяновск, 2016.

1. Goneev A.D. i dr. Osnovy korrekcionnojpedagogiki: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2002.

2. Gmurman V.E. Pooschrenie inakazanie vshkole. Moskva, 1962.

3. Grehnev V.S. Filosofiya o pooschrenii i nakazanii v vospitanii lyudej. Filosofiya i obschestvo. 2013; 3: 60 — 86.

Статья поступила в редакцию 14.06.18

УДК 378

Edieva Zh.H., senior teacher, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: ezharadat@mail.ru

Key words: continuous pedagogical practice, student, university, activity, pedagogical skill, mathematical education.

Ж.Х. Эдиева, ст. преп. каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический

университет», г. Грозный, E-mail: ezharadat@mail.ru

НЕПРЕРЫВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование».

В данном научном исследовании выявлена роль непрерывной педагогической практики в профессиональной подготовке будущего учителя математики, проводится анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов, выявление ряда проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у будущего педагога основ педагогического мастерства в период практики, формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: непрерывная педагогическая практика, студент, вуз, деятельность, педагогическое мастерство, математическое образование.

Суть и содержание непрерывной педагогической практики в условиях педагогического вуза рассматриваются учеными в рамках концепции непрерывного образования, которая занимает существенное место среди прогрессивных идей конца XX века. Непрерывное образование получило широкое развитие в России и за рубежом, стимулируя людей к постоянному пополнению знаний. В основе понятия «непрерывная педагогическая практика» лежит принцип непрерывности, который предполагает, что воспитание будущего учителя — это многогранный и многофакторный процесс, не ограничивающийся ни временными, ни возрастными рамками обучаемого. Другими словами, непрерывность педагогической практики предполагает последовательное прохождение студентом всех образовательных и воспитательных этапов подготовки к педагогической профессии и далее — овладение основам педагогического мастерства.

Непрерывная педагогическая практика в рамках вуза — это часть профессионального становления, профессиональной компетентности студента, формирования его личности как пе-

дагога-мастера. Однако ряд ученых обращают наше внимание на то, что в процессе организации и проведения непрерывной педагогической практики ее организаторы допускают ошибки и оплошности. На это указывает Н.С. Макарова: «Среди ошибок при организации НПП можно отметить значительный отрыв педагогической практики от содержания теоретических курсов и отсутствие целенаправленного руководства практикой со стороны преподавателей вузов, перенесение центра тяжести руководства на работников школ (имеется лишь общий университетский наставник, заведующий педагогической практикой, который координирует действия школьных учителей — руководителей практики — и является связующим звеном между школой и университетом» .

Опрос и мониторинг студентов позволит адекватно оценить проблемы и положительные моменты в организации и проведении педагогической практики, а также в дальнейшем их избежать. Мониторинг студенческой молодежи до и после прохождения непрерывной педагогической практики покажут, что в ее организа-

Виды и методы стимулирования.

Эффективность работы с персоналом во многом определяется возможностью побуждения работников к активной и производительной трудовой деятельности. Эта сторона работы с персоналом традиционно связывается со стимулированием.

В практику и в литературу прочно вошло традиционное различение стимулирования, с одной стороны, на материальное и моральное, и с другой — на стимулирование в плане поощрения и стимулирование в плане наказания. Таким образом, традиционно различаются четыре вида стимулирования и соответствующие его методы:

• материальное поощрение: премии, перевод на более высокооплачиваемую должность, ценные подарки и т. п.;

• материальное наказание: депремирование, перевод на низкооплачиваемую работу, штрафы, вычеты, начеты и т. п.;

• моральное поощрение: благодарность в приказе и устная, публикация об успехах в СМИ, представление к награде, фотографии, грамоты, вымпелы, почетные звания и т. п.;

• моральное наказание: выговоры устные и письменные, отношение руководства и коллег и т. д.

До сих пор технология стимулирования организуется на использовании указанных видов и соответствующих методов и форм, в соответствии с оценками успешности деятельности работников.

В образной форме эта идея была выражена Макгрегором в принципе «горячей печи», согласно которому организация стимулирования уподобляется действию горячей печи. Во-первых, как горячая печь излучает жар, как бы предупреждая об опасности неосторожных прикосновений к ней, так же и система стимулирования должна быть доведена до персонала. Люди должны знать, в каких случаях их ждет наказание, а в каких — поощрение, и в какой мере. Во-вторых, горячая печь обжигает любого, дотронувшегося до нее, невзирая на лица и былые заслуги. Так жен система стимулирования должна быть внеличностной и бесстрастной: совершил упущение — получи наказание, добился успеха — получай поощрение. В-третьих, горячая печь обжигает неосторожного немедленно. Аналогично и система стимулирования должна быть оперативной, поощрения и наказания не должны откладываться на будущее время.

Такое понимание стимулирования, сводящее его фактически к политике кнута и пряника, имеет существенные изъяны, все более очевидно вступающие в противоречие с современной практикой менеджмента. Прежде всего это относится к различению морального и материального аспектов стимулирования. Это различение в изрядной степени условно. Во-первых, очевидно, что любое моральное стимулирование предполагает свое материальное воплощение и затраты на реализацию. Но самое главное то, что любое стимулирование имеет моральное содержание, поскольку является выражением оценки личности работника и его деятельности.

Кроме того, давно замечена несимметричность поощрения и наказания. Во-первых, на разных людей сила их действия различна. Так, при условии, что оценка исходит от авторитетного руководителя, любимого учителя, порицание оказывает более стимулирующее воздействие наличность, чем похвала (если они меня хвалят, значит я в их глазах достиг потолка, а если ругают, значит моя планка в их глазах выше). Во-вторых, как показывают авторитетные исследования, общественное сознание привыкает к определенным формам стимулирования, делая их малоэффективными. Поэтому следует периодически смещать акценты с поощрения на наказание и наоборот.

И наконец, самое главное. Традиционное стимулирование основано на предположении, что непосредственное внешнее воздействие на человека способно побуждать его радикально менять свое поведение и взгляды. Если отвлечься от мер прямого физического воздействия (насилие, ограничение свободы передвижения и т. п.), то, как показывает жизнь, между характером и мерой стимулирующего воздействия и его эффектом нет прямой зависимости.

Так же, как эффект от зажженной спички (может получиться пожар, взрыв, можно разжечь костер, можно прикурить сигарету, а может не получиться ничего) зависит не от размера спички, намерений и силы воли ее использующего, а единственно только от того материала, к которому подносится спичка, так и эффективность стимулирования зависит не от размера и характера стимулирующего воздействия, а прежде всего от учета интересов, значений, престижна, намерений и других мотивов людей, к которым это стимулирование применяется.

В работе с персоналом стимулирование оказывается вторичным по отношению к учету и формированию мотивации. Если этого не понимать, изощренная система премирования или штрафов окажется мертворожденной и неэффективной.

СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ И ВИДЫ МОТИВОВ

Мотивация — это система внутренних факторов (движущих сил), побуждающих человека к деятельности, придающих этой деятельности определенную направленность и содержание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Меренкова В.С. 1 Пономарева Е.Ю. 1 1 ФБГОУ ВПО «ЕГУ им. И.А. Бунина» Проведен анализ системы поощрения и наказания младших школьников. Учитывался факт отсутствия ответов детей о методах наказания и поощрения в семье. Был произведен анализ видов переживаний детьми при наказаниях и поощрениях. Отмечено отсутствие различий в системе поощрения и наказания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Показано, что практически половина всех испытуемых испытывают чувства, свидетельствующие о неэффективности применяемого к ним метода наказания. Выявлено, что доминирующим уровнем внутренней картины здоровья (ВКЗ) у младших школьников является не сформированная ВКЗ. Дальнейший анализ был направлен на сопоставление видов поощрения и наказания с уровнями ВКЗ младших школьников. По данным непараметрического корреляционного анализа изучаемые нами характеристики системы поощрения и наказания и уровней ВКЗ не были значимо связаны между собой. Результаты однофакторного дисперсионного анализа показали, что ни один из изучаемых параметров поощрения и наказания не оказал значимого влияния на ВКЗ младших школьников. 268 KB младшие школьники наказание поощрение внутренняя картина здоровья 1. Березовская Р.А. Концепция отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 12. – Вып. 1. – 2011. 2. Николаева Е.И. Один из возможных путей формирования алекситимии в детстве (на примере специфики воспитательных воздействий в современной семье) // Журнал экспериментальной и клинической медицины. – 2006. — №12. – С. 156-167. 3. Николаева Е.И. Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в условиях детского сада. – СПб: Детство-Пресс, 2014. – 290 с. 4. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с. 5. Шульгина Т.А. Черных А.М. Влияние семьи на формирование внутренней картины здоровья подростка // III всероссийская дистанционная интернет-конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения». – Курск, 2011. – С. 151-152. Согласно данным Г.С. Никифорова , основным компонентом ВКЗ является отношение к здоровью, которое включает три уровня: когнитивный уровень как представления о состоянии своего здоровья, что в значительной степени зависит от возраста и уровня развития интеллекта; поведенческий уровень, связанный с актуализацией деятельности человека по сохранению своего здоровья и требующий активной деятельности от субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья; эмоциональный уровень в контексте различных видов эмоционального реагирования на здоровье. По данным Г.С. Никифорова , нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Психологический климат, в свою очередь, определяется, в том числе, системой методов наказания и поощрения. Поощрение и наказание являются самыми распространенными методами воспитания детей. Неадекватность их использования может привести к возникновению у детей искажения восприятия эмоциональной информации, что ляжет в основу формирования невротического поведения . Несмотря на то что в данной работе мы рассматриваем поощрение и наказание как систему, в процессе анализа результатов экспериментального исследования последовательно оценивались сначала методы наказания, а потом поощрения.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 85 младших школьников (средний возраст учащихся составил 9,1± 0,5 лет), из них 42 девочки и 43 мальчика. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 23, 70 г. Липецка.

На первом этапе исследования нами было осуществлено изучение уровня ВКЗ младших школьников посредством экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой , согласно которой необходимо задать ребенку вопрос о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Ответ, содержащий представление ребенка о здоровом образе жизни, как необходимости постоянно двигаться, заниматься спортом, правильно питаться, позволяет судить о сформированности ВКЗ (более 12 баллов). Если ребенок в своих суждениях связывает здоровый образ жизни с употреблением лекарственных препаратов и посещением врачей, то это свидетельствует о несформированности ВКЗ (не более 8 баллов). Промежуточные баллы от 8 до 12 указывают на то, что ВКЗ сформирована частично.

Далее мы оценивали особенности поощрения и наказания детей младшего школьного возраста родителями с помощью Вопросника осознанности использования системы поощрения и наказания в семье. Вопросник состоит из набора вопросов, из которых в рамках данного исследования были заданы первые 12 вопросов, исключая 3 и 9, как несущественные в рамках поставленных задач.

С каждым ребенком было проведено индивидуальное собеседование. Для того чтобы убедиться, что дети понимают то, о чем их спрашивают, дополнительно предлагались наводящие вопросы. Например, задавая вопрос о наказании, мы уточняли: «Что делают родители, когда ты делаешь что-то, что не нравится маме?» Это позволило исключить ситуацию, когда ребенок не осознает, что производимые с ним дома действия являются поощрением или наказанием. В процессе беседы большое внимание обращалось на изменение восприятия эмоциональной информации, заключающееся в том, что ребенок в ответ на вопрос о том, что он чувствует при поощрении и наказании, однотипно отвечал, что он «забыл», «не знает», «не помнит». При этом возможны были инверсии, когда на вопрос: «Что ты чувствуешь, когда тебя хвалят?», ребенок отвечал: «Мне плохо всегда». Во всех подобных случаях мы старались задавать дополнительные вопросы, но если ответ оставался прежним, он рассматривался как вариант искажения восприятия эмоциональной информации.

Ответы, которые давали дети, сначала подвергались качественному анализу. В дальнейшем качественный анализ усиливался количественным: ответы группировались в смысловые группы, каждая из которых в рамках одного вопроса получала цифровое обозначение, что позволяло проводить статистическую обработку теста, сравнивая ответы, относящиеся к ситуации поощрения с ответами, относящимися к наказанию.

Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22).

Результаты и их обсуждение

Анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, позволил выделить три уровня ВКЗ испытуемых: сформированная, сформированная, но не полностью и не сформированная. Результаты исследования ВКЗ младших школьников в процентном соотношении представлены на рис.1.

Как видно из представленных на рисунке 1 результатов доминирующим уровнем ВКЗ у младших школьников является не сформированная ВКЗ (56 %).

Согласно сообщениям детей, сделанным при ответах на задаваемые экспериментатором вопросы в соответствии с опросником, родители используют следующие виды наказания (Рис. 2):

  • абсолютно преобладает вербальное наказание (45%), выражающееся в том (согласно утверждениям детей), что родители ругаются, кричат, негативно оценивают всю личность ребенка;
  • на втором месте находится лишение удовольствия (31%) – к этой категории были отнесены запреты играть в компьютер, отказ общаться с ребенком – оставление его одного в комнате, запреты на любимые занятия;
  • на третьем месте по количеству высказываний детей находится физическое наказание (14%). Важно отметить, что в абсолютном числе случаев дети говорили не о тяжелых случаях избиений, а преимущественно о шлепках ладонью и угрозой применения ремня.

Рис. 1. Результаты исследования ВКЗ детей младшего школьного возраста

Часть детей (10 %) отказалась от ответа. Более того, один из испытуемых указал на то, что «он всегда все делает правильно», что говорит о высокой степени отрицания ребенком факта наказаний его со стороны родителей. Это соответствует другим данным, также свидетельствующим, что дети отказываются отвечать о методах наказания в семье, если эти методы обижают ребенка (Николаева, 2006). Как видно из сгруппированных ответов детей, среди них не встречается рекомендованный психологами метод обсуждения родителями с ребенком проблемы (без подъема голоса и негативных высказываний относительно личности ребенка).

При анализе видов поощрения, используемых в семьях обследуемых детей, мы выделили следующие типы:

· вербальное поощрение – детей хвалят, положительно оценивают и их поступки и личность в целом;

· разрешение как можно дольше заниматься любимым делом (играть в компьютер, клеить деревянные модели и т.д.)

· тактильное поощрение, состоящее в том, что родители обнимают своих детей, целуют и улыбаются им;

· материальное поощрение (покупка вещей, сладостей, которые любят дети, а также деньги за каждую хорошую оценку).

Рис. 2. Распределение детей по видам наказания

Распределение детей по видам поощрения представлено на рис. 3: чаще других родители используют вербальное поощрение (65 %); на втором месте представлено материальное поощрение (19 %), третье место представлено тактильным поощрением – 11%, и, наконец, на последнем месте стоит разрешение заниматься любимым делом дольше и больше (5%).

Мы понимаем, что не работаем с реальными случаями, происходящими во взаимоотношениях между детьми и взрослыми: ни дети, ни взрослые не говорят о реальных методах, применяемых в процессе наказания и поощрения, а сообщают о тех представлениях, которые есть в опыте каждого из испытуемых. Однако, на наш взгляд, именно эти представления определяют поведенческий компонент ВКЗ ребенка, предопределяя его эмоциональные реакции. Именно поэтому мы не только дифференцировали методы поощрения и наказания, но и описали эмоциональные переживания, о которых сообщали испытуемые в момент, когда их поощряют и наказывают.

Необходимо отметить, что в соответствии с возрастными особенностями 32% детей ответили, что им грустно и обидно, а 15% чувствуют себя плохо, 8 % детей испытывают страх. По 7 % приходится на ответы детей относительно того, что им становится стыдно, они испытывают вину, боль или злость. Обращает на себя внимание факт, что большой процент детей, а именно 31% отмечают, что они ничего не чувствуют или вообще уходят от ответа.

Рис. 3. Распределение детей по видам поощрения

Анализируя ответы детей на вопросы, касающиеся их переживаний при наказании, мы разделили их на группы, представленные на рис.4.

Рис. 4. Распределение детей по видам переживаний, испытываемых при наказании

Следовательно, наши данные показывают, что около 62 % детей испытывают чувства, свидетельствующие о неэффективности применяемого к ним метода наказания.

Анализируя переживания детей при поощрении, нами были выделены следующие группы эмоциональных реакций (Рис. 5): 62% детей ответили, что испытывают радость, счастье, добро, 22 % – в этот момент ощущает, что им хорошо и приятно, 3 % детей чувствуют, что они любимы и гордятся тем, что их хвалят. Как и в случае с наказанием, 6% детей на вопрос о своих переживаниях при поощрении ничего не отвечали или отказывались отвечать, ссылаясь на то, что они не помнят (при этом поведение свидетельствовало о том, что они помнят и эмоционально переживают в процессе этого воспоминания).

Рис. 5. Распределение детей по видам переживаний при поощрении

Более того, в данной выборке оказались дети (7%), которые ответили, что они ничего не чувствуют в момент. Следовательно, переживания большего количества детей свидетельствуют о нарушении всей системы наказания и поощрения в семье.

Дальнейший анализ был направлен на сопоставление системы поощрения и наказания с уровнями ВКЗ. Первое, что необходимо отметить, это факт отсутствия связи уровня ВКЗ, определенной с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой, с системами поощрения и наказания: однофакторный дисперсионный анализ не обнаружил влияния независимой переменной «уровень ВКЗ» ни на одну из зависимых переменных, связанных с системой поощрения и наказания.

Мы сделали более подробное членение методов наказания на подгруппы, чтобы иметь возможность выделить те, что в большей мере влияют на ВКЗ ребенка. При этом обращает на себя внимание факт (Табл. 1), что дети, которых наказывают физически, их изолируют и на них обижаются родители, не различаются по уровням ВКЗ. Полученные данные подтверждены посредством применения непараметрического статистического критерия Т-критерия Вилкоксона, который использовался для проверки достоверности различий между двумя выборками парных измерений.

Таблица 1

Среднегрупповые значения по показателям системы поощрения-наказания в зависимости от уровня ВКЗ

Примечание:

1-не сформированная ВКЗ

2- ВКЗ сформирована, но не полностью

3 – сформированная ВКЗ

Выводы

1. Выявлено, что доминирующим уровнем внутренней картины здоровья (ВКЗ) у младших школьников является не сформированная ВКЗ.

2. Показано отсутствие различий в системе поощрения и наказания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

3. Практически половина всех испытуемых испытывают чувства, свидетельствующие о неэффективности применяемого к ним метода наказания.

4. По полученным нами данным, ни один из изучаемых параметров поощрения и наказания не оказал значимого влияния на уровень ВКЗ младших школьников.

Работа поддержана грантом РГНФ 14-16-48005

Рецензенты:

Николаева Е.И., д.б.н., профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского университета путей сообщения императора Александра I, г. Санкт Петербург;

Библиографическая ссылка

Меренкова В.С., Пономарева Е.Ю. СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20469 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *