Пониженный тариф страховых взносов

Содержание

Страховые взносы в 2019 году: таблица со ставками

Система обязательного страхования физических лиц работает в России уже давно. За работников взносы перечисляют работодатели, а индивидуальные предприниматели платят за своё страхование сами.

Перечисленные суммы идут на выплату пенсий, формирование накоплений на счетах застрахованных лиц, медицинское и социальное обеспечение граждан. Государство жестко контролирует своевременную и полную уплату страховых взносов за работников и ИП. После того, как работа Пенсионного фонда по сбору страховых платежей была признана неудовлетворительной, эта функция перешла к Федеральной налоговой службе.

Размеры страховых взносов каждый год растут, поэтому важно знать, какие изменения произошли в 2019 году.

Страховые взносы ИП за себя в 2019 году

В 2019 году ИП за себя должны платить минимум 36 238 рублей. Эта сумма складывается из:

  • платежей на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей;
  • платежей на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей.

За неполный год предпринимательской деятельности годовая сумма соответственно пересчитывается. Так, ИП, который зарегистрировался 15 апреля 2019 года, должен перечислить за своё страхование только 25 644 рубля.

Но если годовой доход предпринимателя превысил 300 000 рублей, надо заплатить ещё и дополнительный взнос на своё пенсионное страхование. Он рассчитывается как 1% от суммы годового дохода, превышающей 300 000 рублей. Например, при доходах в 720 000 рублей, полученных в 2019 году, дополнительный взнос составит (720 000 − 300 000) * 1% = 4 200 рублей.

Рассчитать конкретную сумму страховых взносов за себя вы можете на нашем бесплатном калькуляторе.

Страховые взносы за работников в 2019 году

Для работодателей свежие новости по теме взносов нельзя назвать приятными. Страховые взносы в 2019 году за работников выросли за счёт роста предельной базы начислений, а льготные пониженные ставки для многих организаций и предпринимателей отменили. Расскажем об этом подробнее.

Сначала про рост предельной базы по сумме выплат в пользу работника. Новые возросшие лимиты установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426. С учетом индексирования средней заработной платы в связи с инфляцией предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляет:

  • на обязательное социальное страхование (по временной нетрудоспособности и материнству) в отношении каждого работника — 865 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 года;
  • на обязательное пенсионное страхование в отношении каждого физлица 1 150 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 года.

Что касается общих тарифов по взносам, то здесь есть положительные изменения. Сейчас совокупный тариф по взносам за работников составляет 30% от выплаченных им сумм. Предполагалось, что он будет действовать только до конца 2020 года, а далее совокупный тариф вырастет на 4% и составит уже 34%.

Но законодатели всё-таки признали, что с учётом новой ставки НДС общая фискальная нагрузка бизнеса и так уже выросла. Поэтому общий тариф взносов за работников решили и дальше сохранить на действующем уровне в 30%.

Итак, страховые взносы в 2019 году работодатели платят по следующим ставкам (статья 425 НК РФ).

Страховые взносы

До достижения лимита

После достижения лимита

На пенсионное страхование

22%

10%

На медицинское страхование

5,1%

5,1% (лимит не установлен)

На соцстрахование по ВНиМ

2,9%

0%

Кроме того, есть ещё одна категория взносов за работников — на страхование по травматизму и профзаболеваниям, уплата которых регулируется законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Тарифы здесь зависят от класса профессионального риска основного вида деятельности организации или ИП и составляют от 0,2% до 8,5%.

Покажем на условном примере, как выглядит расчёт страховых взносов за работника с учётом установленных лимитов по ОПС и ОСС.

✐Пример ▼

Зарплата коммерческого директора в ООО «Статус» — 100 000 рублей в месяц (предположим, что других облагаемых выплат не было). За 2019 год работнику выплатили 1 200 000 рублей. Какие суммы надо перечислить за его страхование?

  1. Взносы на обязательное пенсионное страхование с учётом лимита, установленного в 2019 году, состоят из двух частей: (1 150 000 * 22%) плюс (1 200 000 − 1 150 000) * 10%), всего 258 000 рублей.
  2. Взносы на обязательное социальное страхование по ВНиМ рассчитываются только до достижения лимита в 865 000 рублей (865 000 * 2,9%) = 25 085 рублей.
  3. Взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по ставке 5,1%, лимитов здесь нет — (1 200 000 * 5,1%) = 61 200 рублей.
  4. Взносы на травматизм и профессиональные заболевания начисляют тоже на всю сумму выплат. Ставка применяется минимальная (0,2%), потому что вид деятельности относится к первому классу профессионального риска (1 200 000 * 0,2%) = 2 400 рублей.

Всего размер страховых выплат за этого работника за полный 2019 год составит 346 685 рублей.

Как видим, экономия на уплате страховых взносов за работника возможно только при достаточно высокой зарплате. Если же зарплата ниже 72 100 рублей в месяц, то не будет достигнут даже лимит по взносам на социальное страхование.

Льготные тарифы страховых взносов в 2019 году

До 2019 года многие работодатели на специальных налоговых режимах платили страховые взносы за работников по сниженным тарифам. Эта мера была направлена на поддержку малого бизнеса и снижению его фискальной нагрузки.

Так, льготными тарифами пользовались многие ИП на патенте, плательщики УСН по некоторым видам деятельности, аптеки на ЕНВД. Вместо 30% они платили за своих работников только 20% — на обязательное пенсионное страхование. Но сейчас все эти работодатели платят страховые взносы на общих условиях. Пониженные тарифы взносов в 2019 году оставили только для некоторых организаций и предпринимателей (статья 427 НК РФ).

Пониженные тарифы страховых взносов (таблица)

Страхователи

Ставки взносов

ОПС

ОСС

ОМС

Хозяйственные общества и партнёрства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

20%

2,9%

5,1%

Организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения с особыми экономическими зонами на технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность

20%

2,9%

5,1%

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

8%

2%

4%

Работодатели, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре

0%

0%

0%

Благотворительные организации на УСН, а также некоммерческие организации на УСН, занятые в сфере социального обслуживания, науки и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства, массового спорта

20%

0%

0%

Участники проекта «Сколково» в России

14%

0%

0%

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития; участники СЭЗ на территории Республики Крым и Севастополя, Калининградской области; резиденты свободного порта «Владивосток»

6%

1,5%

0,1%

Российские организации, производящие анимационную аудиовизуальную продукцию

8%

2%

4%

Что касается страховых взносов индивидуальных предпринимателей за себя, то по ним пониженные тарифы не устанавливались. Для всех ИП, независимо от вида деятельности и социальной категории (пенсионеры, многодетные, инвалиды и др.), действуют общие правила. Минимальный размер страховых взносов в 2019 году, как мы указали выше, составляет 36 238 рублей.

Но страховые взносы за себя можно временно не платить, если предприниматель приостановил бизнес по одной из этих причин:

  • военная служба по призыву;
  • уход за ребёнком до полутора лет, ребёнком-инвалидом, инвалидом 1 группы, пожилым человеком старше 80 лет;
  • проживание с супругом-военнослужащим по контракту или супругом-работником диппредставительства, консульского учреждения, торгового представительства за пределами РФ, не более пяти лет суммарно.

Чтобы сообщить о временной приостановке уплаты страховых взносов за себя, надо обратиться в свою ИФНС с заявлением.

Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году

По общему правилу пониженные страховые взносы в 2019 году продолжат действовать в отношении некоторых категорий плательщиков. Однако сразу скажем, что не всех, кто привык ими пользоваться в 2018 году. Некоторых упрощенцев законодатели обделили. Рассказываем, сколько платить страховых взносов по сниженным тарифам в 2019 году.

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Категория льготников по страховым взносам Тарифы на 2018 год Тарифы на 2019 год
Фирмы и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

ПФР – 13%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

IT-компании ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

Компании на УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период – до 79 млн руб.)

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

ИП на патенте

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 22% (10% – сверх лимита)

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты проекта «Сколково» ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС –0,1%

ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Льготники на УСН – «в пролёте»

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Также см. «Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы».

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Пониженную ставку по страховым взносам в размере 20% оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Данной льготой они могут пользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы.

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

По сравнению с льготным тарифом для упрощенцев с льготными видами деятельности с 2019 года нагрузка по страховым взносам возрастет в 1,5 раза.

Также см. «Фиксированные страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году: размеры и уплата».

Как «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов

В статье 427 НК РФ установлены условия применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, выплачивающих вознаграждения физическим лицам и осуществляющих виды деятельности, перечисленные в данной статье. В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ отдельно перечислены льготируемые виды деятельности для «упрощенцев». Однако применение пониженных тарифов по-прежнему чревато рисками для плательщиков страховых взносов. И с принятием очередных поправок эти риски только усилились.

В числе плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов, названы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД является, например, ремонт автомобилей, бытовых изделий, строительство, производство мебели — всего в списке более 60 видов деятельности.

Напомним, что в период действия ныне отмененного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) пониженные тарифы и условия их применения были установлены в ст. 58 этого закона. В той же статье был приведен и список льготируемых видов деятельности. Для применения пониженного тарифа от плательщика страховых взносов требовалось получение не менее 70% дохода по одному из видов деятельности, приведенных в упомянутом списке. После введения в действие главы 34 НК РФ «Страховые взносы» данная льгота из Закона № 212-ФЗ «перекочевала» в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, а требование о соблюдении 70-процентного лимита — в п. 6 ст. 427 НК РФ.

Новации

В конце прошлого года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 6 ст. 427 НК РФ была внесена правка: слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» были заменены словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности». А фраза: «Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса» заменена на: «Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса».

Иными словами, согласно новой редакции для плательщиков, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Новый порядок распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Некоторые специалисты посчитали, что первое изменение носит технический характер. Но у автора на этот счет возникли сомнения. Дело в том, что аналогичная ситуация, имевшая место в период действия Закона № 212-ФЗ, вызывала многочисленные судебные разбирательства, которые так и не привели к единому результату. Разругались даже судьи!

О чем спорили плательщики и проверяющие в период действия Закона № 212-ФЗ

В соответствии с положениями ст. 58 Закона № 212-ФЗ страхователь-организация имел право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий:

— находится на УСН;

— основной вид деятельности соответствует перечню, приведенному в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;

— доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Именно с последним показателем (общим объемом доходов) сложилась очень неприятная ситуация как минимум для медицинских, детских дошкольных и общественных спортивных организаций.

Медицинские учреждения против фондов

Начнем с судебного спора, который рассматривал АС Уральского округа (постановление от 17.07.2017 № Ф09-3213/17).1

Медицинское учреждение ничем другим, кроме оказания медицинских услуг, не занималось, при этом получало целевое финансирование из бюджета. То есть доходы плательщика складывались из доходов, получаемых от оказания медицинских услуг в рамках ОМС, и доходов от платных медицинских услуг.

Плательщик был уверен, что имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля его доходов от льготируемой деятельности составляла даже не 70, а 100%.

Но по расчетам проверяющих эта доля оказалась менее 70%, то есть, по мнению чиновников, плательщик права на пониженный тариф не имел.

В спорный период действовал п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Согласно ему конкретный вид экономической деятельности, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определялась на основании ст. 346.15 НК РФ.

Напомним, что «упрощенцы» на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Обратимся к подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования и использованного по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. В частности, это средства, получаемые медицинскими организациями за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, а также средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками ОМС от территориальных фондов ФОМС.

Как указал суд, фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное медучреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансировалось из средств ОМС, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Деятельность медучреждения была связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств ОМС и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования.

При расчете доли доходов, полученных от льготируемой деятельности, суд не стал учитывать в числителе суммы, полученные в рамках целевого финансирования, но оставил их в знаменателе. После этого искомое соотношение стало много меньше нужных 70%.

По мнению суда, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ целевые бюджетные средства ОМС не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности. Вместе с тем правовые основания для исключения целевых бюджетных средств ОМС из общей суммы доходов отсутствуют, так как из буквального толкования и смысла п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, следует, что в общую сумму доходов должны быть включены любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС.

Аргумент в пользу медучреждения

В рассматриваемом споре медицинское учреждение сослалось на Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О. Из него следует, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям п. 1.4 ст. 346.15 НК РФ, который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых компаний, осуществляющих ОМС. Указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения УСН — ст. 251 и 346.15 НК РФ.

Спору нет: нельзя учитывать полученные в рамках целевого финансирования средства в числителе, и не надо. Но имеют ли право чиновники включать эти суммы в знаменатель?

АС Уральского округа посчитал, что медицинское учреждение неправильно трактует Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О, и согласился с проверяющими из фондов.

Другое судебное решение как аргумент

В качестве доказательства в свою пользу медицинское учреждение также сослалось на постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 № Ф02-5156/2016 по делу № А10-7158/2015. На это доказательство уральские судьи отреагировали значительно более нервно. Если отбросить юридическую вежливость, они практически обвинили сибирских коллег в некомпетентности! Что же так «задело» уральский суд?

Дело в том, что в деле, рассмотренном сибиряками, суд первой инстанции и апелляция рассуждали так же, как и АС Уральского округа. Но АС Восточно-Сибирского округа признал эти рассуждения ошибочными.

В этом деле нижестоящие суды, сославшись на ст. 250, 251 НК РФ, также пришли к выводу о несоблюдении поликлиникой предусмотренных в п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ условий для применения пониженных тарифов. Суды при этом исходили из расчетов чиновников, в которых общая сумма доходов для вычисления пропорции была увеличена на суммы полученных страхователем субсидий и зачисленных средств ОМС. Данные суммы суды посчитали доходами по смыслу ст. 346.15 НК РФ, но не доходами от основной экономической деятельности (как и АС Уральского округа).

Однако судьи не учли, что согласно п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ; при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

При этом объектом налогообложения при применении УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, — п. 1 ст. 346.14 НК РФ.

Таким образом, поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, не признаются доходами для целей применения УСН. Следовательно, такие поступления не признаются доходами и для целей применения п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в связи с чем не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

К числу таких доходов, не подлежащих учету при расчете пропорции, среди прочего, относятся доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, — подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования в соответствии с указанной нормой, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами:

— в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

— в виде средств, получаемых медицинскими организациями, ведущими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц.

Приведенная позиция, по мнению АС Восточно-Сибирского округа, согласуется с Определением КС РФ от 19.07.2016 № 1467-О.

Аргумент против: неосновательное обогащение

Чтобы понять истинную причину, почему суды выступают против применения пониженных тарифов медучреждениями, обратимся к постановлению АС Пермского края от 30.12.2016 по делу № А50-23939/2016.

Суд отметил, что медучреждение применяло пониженный тариф страховых взносов как в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из средств целевого финансирования, так и в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из доходов от оказания платных медицинских услуг. Но в составе средств ОМС медучреждению перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу. То есть, применяя пониженный тариф, медучреждение фактически получало неосновательное обогащение (необоснованную выгоду) в виде разности между общеустановленным тарифом и пониженным.

Неутешительные выводы

Возвращаясь к постановлению АС Уральского округа 17.07.2017 № Ф09-3213/17, с которого мы начали разбор проблем применения пониженных тарифов, стоит отметить следующее. Видимо, это тот редкий, но не единственный случай, когда суд решил принять решение не по закону, а по справедливости. Аналогичной позиции придерживается и АС Западно-Сибирского округа (см. постановления от 21.11.2017 № А81-6596/2016 и от 27.11.2017 № А81-6594/2016).

Что написано пером…

Судебная практика довольно часто показывает нам, насколько огромное значение имеют правильные формулировки текста закона. Вот одна из таких ситуаций.

Налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД. Основной вид его экономической деятельности поименован в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но именно по нему применяется ЕНВД, а не УСН. Может ли такой налогоплательщик использовать пониженные тарифы страховых взносов?

Как уже говорилось выше, в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечислено много видов деятельности. При этом пониженные тарифы страховых взносов могут применять только те плательщики, которые применяют УСН.

Эта ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@ (доведено до нижестоящих инспекций ФНС России письмом от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@). А недавно появилось новое письмо ФНС России от 22.02.2018 № ГД-4-11/3589@, повторяющее эту позицию.

Чиновники рассудили так. В силу подп. 5 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний и предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых, классифицируемым на основании ОКВЭД, является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 г. включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 000 000 руб.

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. А сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

На этом основании чиновники решили, что пониженные тарифы страховых взносов, установленные в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, применяются упомянутыми плательщиками страховых взносов при соблюдении указанных критериев и применения УСН по основному виду экономической деятельности. Вывод: если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является деятельность, указанная в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, но по которой плательщик применяет ЕНВД, у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Однако нашлись специалисты, которые посчитали, что пусть и чисто формально, но чиновники не правы. В рассматриваемом подпункте буквально выдвинуты только два условия:

— субъект должен применять УСН;

— основной вид деятельности должен быть упомянут в перечне.

О том, что УСН должна применяться именно по основному виду деятельности, здесь не сказано, как и о том, что субъект не может одновременно применять другую систему налогообложения.

Были сомнения, что арбитражный суд прислушается к таким весьма натянутым аргументам, но АС Уральского округа прислушался (см. постановление от 15.11.2017 № Ф09-7163/17)! Он однозначно указал, что «уплата обществом по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности».

Так что в тексте НК РФ важно каждое слово! И с этой аксиомой мы возвращаемся к той новации, о которой говорили в начале статьи.

В чем заключаются скрытые риски новаций

Как видно, основная проблема применения налогового законодательства — в его трактовках. Законодатели могут предполагать одно, фактически написать в законе другое, у чиновников будет своя трактовка, у налогоплательщиков/или плательщиков своя, а суд может посмотреть на все с другого ракурса, причем у каждого суда ракурс может быть свой.

Так вот, вернемся к нашей «технической правке», а точнее к показателю общего объема доходов (приводится в знаменателе при расчете пропорции), который теперь определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Здесь вроде бы все ясно. Как и говорили судьи АС Уральского и Западно-Сибирского округов, полученные субсидии должны учитываться при подсчете общей суммы доходов медучреждения2.

По другому обстоят дела с заменой фразы «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» на фразу «в связи с осуществлением этого вида деятельности»: здесь возникает простор для трактовок.

По мнению автора, такая замена означает, что субсидии, получаемые медучреждением от государства на финансирование его медицинской деятельности, должны включаться при расчете доли дохода, получаемого медучреждением от его основной деятельности в состав числителя при расчете пропорции.

Ведь если бы медучреждение не осуществляло этот вид деятельности, оно бы не получило никакого целевого финансирования. Связь между оказанием медицинских услуг и получением субсидий самая что ни на есть прямая!

Но как новшества будут трактоваться практически, нам еще только предстоит узнать. Хотя можно смело ожидать, что конфликты по этому поводу еще впереди.

1 См. также аналогичное постановление АС Уральского округа от 29.06.2017 № Ф09-3505/17.

2 Хотя можно было бы найти оборонительный ресурс и заявить, что раз законодателям пришлось прямо прописывать это положение в законодательстве, до этого момента такого правила не существовало.

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, ежемесячно перечислять страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в ФНС РФ. Взносы на травматизм по прежнему уплачиваются в ФСС.

Примечание: с 2017 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».

С выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера необходимо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование (взносы от несчастных случаев не перечисляются в любом случае, а взносы по временной нетрудоспособности перечисляются, только при условии, что такой пункт прописан в договоре).

Выплаты работникам, которые по закону освобождены от уплаты страховых взносов, перечислены в ст. 422 НК РФ.

Обратите внимание, что индивидуальные предприниматели, помимо уплаты страховых взносов за работников, дополнительно должны перечислять страховые взносы ИП «за себя».

Бесплатная консультация по налогам

Тарифы страховых взносов за работников в 2019 году

В 2019 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:

  • На пенсионное страхование (ОПС) – 22%.
  • На медицинское страхование (ОМС) – 5,1%.
  • На социальное страхование (ОСС) – 2,9% (без учёта взносов от несчастных случаев).

При этом некоторые ИП и организации имеют право применять пониженные тарифы (см. таблицу ниже).

В 2019 году изменилась лимиты для начисления взносов:

  • на ОПС – 1 150 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%);
  • на ОСС – 865 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются);
  • на ОМС – предельная величина отменена.

Обратите внимание, что в 2019 году были отменены льготы по страховым взносам для большинства ИП и организаций. В частности, это затронуло ИП на патенте, а также представителей МСП, работающих в социальной и производственной сферах и применяющих УСН. Пониженные тарифы оставили лишь для НКО и благотворительных организаций. Подробнее со ставками по страховым взносам можно ознакомиться в таблице ниже.

Общие тарифы для страховых взносов в 2019 году

Категория плательщиков ОПС ОМС ОСС Итого
Организации и ИП на ОСН, УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН за исключением льготников 22% 5,1% 2,9% 30%
В случае превышения лимита в 865 000 рублей 22% 5,1% 27,1%
В случае превышения лимита в 1 150 000 рублей 10% 5,1% 15,1%

Пониженные тарифы для страховых взносов в 2019 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
НКО на УСН, ведущие деятельность в области соц. обслуживания, науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства 20% 20%
Благотворительные организации на УСН
Участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Организации и ИП, занимающиеся ведением технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах 20% 5,1% 2,9% 28%
Хозяйственные общества и партнерства, осуществляющие деятельность в области ИТ технологий и соответствующие условиям пп.1 и 2 ст. 427 НК РФ
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» 14% 14%
Организации и ИП, осуществляющие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0%
Организации в области ИТ (при условии, что доходы от этой деятельности по итогам 9 месяцев не менее 90%, а количество работников не менее 7 человек 8% 4% 2% 14%

Примечание: льготникам, в случае превышения лимитов в 1 150 000 и 865 000 руб. перечислять взносы на социальное и пенсионное страхование не нужно.

Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2019 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.1 п. 1 ст. 30 данного закона 9% 9%
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.2-18 п. 1 ст. 30 данного закона 6% 6%

Примечание: дополнительные взносы платятся независимо от лимитов в 1 150 000 и 865 000. При этом компаниям, которые провели оценку условий труда, можно платить доп. взносы на пенсионное страхование по специальным тарифам (п.3 ст. 428 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Страховые взносы в ФНС и ФСС необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Если последний день совпадает с выходным или праздником, то окончательный срок уплаты взносов переносится на ближайший рабочий день.

Оплата взносов на пенсионное страхование

В 2019 году, все платежи на пенсионное страхование должны быть сделаны одним платежным поручением с применением КБК 182 1 02 02010 06 1010 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на медицинское страхование

В 2019 году код бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на медицинское страхование 182 1 02 02101 08 1013 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на социальное страхование

Перечисление страховых взносов осуществляется на два вида обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФНС РФ;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.

Величина страховых взносов по временной нетрудоспособности составляет 2,9% от зарплаты, но может меняться в зависимости от применяемой льготы (см. таблицу выше).

Размер страховых взносов от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% в зависимости от того к какому классу профессионального риска относится основной вид вашей деятельности.

В 2019 году коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на социальное страхование не изменились:

  • КБК 182 1 02 02090 07 1010 160. (в случае временной нетрудоспособности);
  • КБК 393 1 02 02050 07 1000 160. (от несчастных случаев на производстве).

Остальные платежные реквизиты вы можете узнать, обратившись в территориальное отделение ФСС и налоговую инспекцию по месту учета.

Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчётности в рублях и копейках.

Отчетность по страховым взносам

В слайдерах ниже перечислена вся отчетность, которую нужно сдавать по страховым взносам в 2019 году:

Отчетность в ФНС

Начиная с 2017 года, в ИФНС нужно каждый квартал сдавать расчет по страховым взносам. Расчет подается в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего квартала. Таким образом, в 2019 году его необходимо сдать 4 раза:

  • за 1 квартал 2019 года – не позднее 30 апреля 2019 года;
  • за полугодие 2019 года – не позднее 30 июля 2019 года;
  • за 9 месяцев 2019 года – не позднее 30 октября 2019 года;
  • за 2019 год – не позднее 30 января 2020 года.

Отчетность в ПФР

Ежемесячно в Пенсионный фонд нужно сдавать отчет по форме СЗВ-М, в котором содержатся сведения о работающих пенсионерах. Срок сдачи отчета – не позднее 15 числа следующего месяца.

Также, начиная с 1 января 2017 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.

Отчетность в ФСС

Каждый квартал в Фонд социального страхования необходимо сдавать расчёт по форме 4-ФСС. Начиная с 1 января 2017 года, в расчете 4-ФСС нужно отражать только сведения по травматизму и профзаболеваниям.

В 2019 году срок сдачи отчетности в ФСС зависит от её формы:

  • В электронной – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • В бумажной – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обратите внимание, начиная с 2015 года всем работодателям, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек (раньше было 50 человек), необходимо сдавать отчётность только в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Вопросы, касающиеся понижения процентной ставки по страховым платежам, регулируются ст. 427 НК РФ. Расскажем в статье, кому и в каком размере полагаются льготы по страховым взносам.

Условия для применения льготных тарифов по страховым взносам

Некоторые субъекты экономико-хозяйственной деятельности могут рассчитывать на послабления при расчете размера выплат во внебюджетные фонды. Представим ниже подробную информацию о том, как правильно применять пониженные тарифы, и кто вправе сократить платежи, используя положенные льготы по страховым взносам.

Сниженные тарифы могут использовать организации, чья деятельность направлена на внедрение результатов интеллектуального труда, права на которые находятся в исключительной собственности (в том числе и совместной) учредителей или участников этих организаций, а также их партнеров (бюджетных и автономных научных учреждений).

Тарифная ставка для таких организаций снижается:

  • взносы в ПФР: 8 % на 2017 г, 13 % на 2018 г, 20 % на 2019 г;
  • взносы в ФСС: 2 % на 2017 г, 2,9 % на 2018-2019 гг., в отношении иностранных лиц, а также лиц без гражданства и временно пребывающих – 1,8 %;
  • взносы в ФОМС: 4 % на 2017 г, 5,1 % на 2018-2019 гг.

Для этого должны быть выполнены условия:

  • НИИ осуществляет опытно-конструкторскую деятельность;
  • деятельность ведется на УСН;
  • в реестр учета внесены сведения о создании общества.

Льготы предоставляются компаниям и ИП, осуществляющим технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах. Тарифные ставки аналогичны.

Снижена ставка для организаций-резидентов, осуществляющих деятельность по разработке информационных систем и программного обеспечения для ЭВМ, а также оказывающих услуги по модификации и адаптации программ и систем для ЭВМ.

Тарифная ставка до 2023 года включительно:

  • взносы в ПФР и ФСС — 8 %;
  • взносы в ФОМС — 4 %.

Чтобы получить право на льготу по страховым взносам, должны быть соблюдены следующие условия:

  • получен документ о государственной аккредитации;
  • доход от основной деятельности составляет 90 % за отчетный период;
  • среднесписочная численность (ССЧ) более семи человек.

Льготные условия по уплате взносов вправе применять также организации и ИП, получившие статус:

  • участника свободной экономической зоны в соответствии с ФЗ № 377 от 29.11.2014 г;
  • резидента зон опережающего социально-экономического развития в соответствии с ФЗ № 473 от 29.12.2014 г;
  • резидента порта Владивосток.

Для них действуют следующие ставки:

  • ПФР — 6 %;
  • ФСС – 1,5 %;
  • ФОМС – 0,1 %.

Льготы действительны в течение 10 лет с момента получения вышеуказанного статуса.

Кто освобожден от выплат в ФСС и ФОМС?

Льготные условия вправе применять работодатели членов экипажей судов, зарегистрированных в общем реестре РФ. Оплата страховых взносов для таких организаций происходит по ставке 0 % до 2027 г.

Снижена ставка организациям и ИП на УСН, основной вид деятельности которых соответствует следующим кодам ОКВЭД: 9, 10.1-10.8, 11.07, 13-17, 20-23, 24.33, 24.34, 25-28, 30, 31.0, 33.12, 32.5, 33.13, 33.14, 33.2, 95.12, 32.2, 32.3, 32.9, 32.13, 32.4, 72, 85-88, 75.0, 93.11, 93.19, 38.3, 41-43, 45.2, 37, 38.1, 38.2, 81.29.9, 49-53, 60, 61.1, 79, 95.2, 96, 68.32, 59.1, 91.01-91.04, 62, 63.1, 95.1, 47.73, 47.74. Льготы по страховым взносам применяются при объеме доходов не более 79 млн руб., когда часть прибыли от основного вида деятельности составляет 70%.

Тарифная ставка до 2018 года включительно:

  • взносы в ПФР — 20%;
  • взносы в ФСС и ФОМС — 0%.

Те же тарифы и условия действуют для частных некоммерческих организаций на УСН, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Аналогичные процентные ставки также действуют для:

  • организаций на ЕНВД, осуществляющих фармацевтическую деятельность;
  • благотворительных организаций на УСН;
  • ИП на патентной системе налогообложения для части выплаченных вознаграждений в пользу лиц, осуществляющих деятельность, указанную в патенте.

Также освобождены от выплат в ФСС и ФОМС организации, являющиеся участниками проекта «Сколково». Ставка выплат в ПФР для них снижена и составляет 14 %. Льготные условия действуют в течение 10 лет с момента получения статуса участника.

В ФСС не платятся взносы за тех, кто работает по гражданско-правовым договорам, если на это нет прямого указания в договоре, а также ИП, если они не встали на учет в фонде соцстраха. Для ИП предусмотрена исключительно добровольная постановка на учет и уплата взносов в ФСС. При этом взносы в ФОМС по обеим категориям платятся в обычном порядке.

Страховые взносы — ставки, тарифы, льготы. Пособия, выплаты и компенсации в 2019 году

На 2019 г. (и последующие годы) тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) установлен в размере 22% (до предельной величины, определяемой Правительством России) и 10% (свыше предельной величины). От перехода с 2021 г. к тарифу страховых взносов на ОПС в размере 26% решено отказаться. (Основание: Федеральный закон от 0308.2018 № 303-ФЗ).
Правительство России постановлением от 24 января 2019 г. № 32 установило с 1 февраля 2019 г. коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных частью 1 ст 42 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в размере 1,043.

Размеры пособий в 2019 году

Наименование Размер (сумма — без учета районных коэффициентов), в руб.
Предельный размер среднего дневного заработка (СДЗ) = (755 000 руб. + 815 000) / 730 2 150,68
Минимальный размер среднего дневного заработка = МРОТ (в начале отпуска) x 24 / 730 370,85 руб.
МРОТ 2019 году 11 280,00 руб.
Максимально возможный размер пособия по беременности и родам

  1. 140 дн. (70 + 70). Формула: (755 000 + 815 000) / 730 x 140);
  2. 156 дн. (осложненные 70 + 86). Формула: (755 000 + 815 000) / 730 x 156);
  3. 194 дн. (многоплодная 84 + 110). Формула: (755 000 + 815 000) / 730 x 194).
В расчёте учитывается предельный размер СДЗ

  1. 301 095,20 руб.
  2. 335 506,08 руб.
  3. 417 231,92 руб.
Максимально возможный размер исчисленного ежемесячного пособия по уходу за ребенком 26 152,27 руб.
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком: 40% от МРОТ 4 512,00 руб.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 3 277,45
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми 6 554,89 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка 17 479,73 руб.
Социальное пособие на погребение,выплачивается в размере стоимости услугсогласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 5 946,47 руб.

Плательщики страховых взносов

Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (..как производящие выплаты физлицам, так и не производящие выплат, а уплачивающие взносы «за себя»). Подробнее см. cт. 419 НК РФ.

С 1 января 2019 года тарифы и ставки страховых взносов обновлены. Кроме того, существенно пересмотрены порядок и условия применения льготных тарифов.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2019 г.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами указаны в cтатье 422 НК РФ

Особенности и условия применения пониженных тарифов страховых взносов различными категориями плательщиков определены статьёй 427 НК РФ.

Плательщики страховых взносов

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС),
  • на обязательное социальное страхование (ОСС),
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС)
Тарифы
страховых взносов на обязательное страхование
пенсионное (ОПС) социальное (ОСС) медицинское (ОМС) Налоговая нагрузка
Тарифы страховых взносов
установленные на 2019 год (статья 425 НК РФ)
Тарифы для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (кроме лиц, применяющих пониженные тарифы страховых взносов) 22 %* 2,9 (1,8**) 5,1 30 %

* Указанный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22 процента. Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10 процентов (п. 2 пп. 1 статьи 425 НК РФ )
** В скобках указаны тарифы на обязательное социальное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации.

Пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году
порядок применения изменился (статья 427 НК РФ)

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемую деятельность с доходом не менее 70% в общем объеме (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ)

20 % 0 % 0 % 20 %
Аптеки и ИП на ЕНВД по выплатам работникам, занятым в фармацевтике (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) 20 % 0 % 0 % 20 %

Предприниматели на патентной системе налогообложения (ПСН) по выплатам работникам, занятым в деятельности на патенте, за исключением отдельных видов деятельности, по которым льгота не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

20 % 0 % 0 % 20 %
Некоммерческие организации (НКО) на УСН. Кроме государственных и муниципальных учреждений, сфера деятельность которых связана с соцобслуживанием граждан в области здравоохранения, образования, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ) 20 % 0 % 0 % 20 %
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ) 20 % 0 % 0 % 20 %
IT-организации (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ). 8 % 2 % 4 % 14 %
Хозяйствующие партнерства и общества, в сфере внедрения результатов интеллектуальной деятельности (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ) 8 % 2 % 4 % 14 %
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления ОЭЗ по внедрению технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ) 8 % 2 % 4 % 14 %
Плательщики взносов, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (с исключением) (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ) 0 % 0 % 0 % 0 %
организации — участники «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ) 14 % 0 % 0 % 14 %
Страхователи — участники СЭЗ на территории Крыма и Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) 6 % 1,5 % 0,1 % 7,6 %
Страхователи — резиденты территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) 6 % 1,5 % 0,1 % 7,6 %
Страхователи — резиденты свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) 6 % 1,5 % 0,1 % 7,6 %

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в 2019 году

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен ст. 431 Налогового кодекса РФ. Для этого необходимо помнить следующее:

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Исчисление суммы страховых взносов Исчисление страховых взносов Страховые взносы = База для исчисле- ния с нач. периода x Тариф страховых взносов – Суммы взносов с начала года

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду ОСС в соответствии с законодательством России.

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование. п.1 и п.2 ст. 423 НК РФ.

>ФСС — пособия в 2019 годуПо материалам сайта ФСС России

Пособия гражданам, имеющим детей

Правительство России постановлением от 24 января 2019 г. № 32 установило с 1 февраля 2019 г. коэффициент индексации 1,043 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных частью первой статьи 42 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Коэффициент определяется на основании общегодовой инфляция за весь предыдущий год. 10 января 2019 года Росстат определил окончательный размер индекса потребительских цен за 2018 год — 4,3%.

Материнский капитал и детские пособия в 2019 году

(индексация с 1 февраля 2019 на 4,3%)

Пособие (наименование) Размер в руб. (без учета районных коэффициентов — РК)
С 1 января 2019 года С 1 февраля 2019 года
Пособие по беременности и родам
Работающим женщинам (общий порядок расчета) Средний дневной заработок за все дни отпуска по беременности и родам (140, 156 или 190 дней)
Минимальный размер выплат для трудоустроенных женщин
  • 51 919 — при стандартной продолжительности отпуска (140 дней);
  • 57 852,6 — если роды были преждевременными (156 дней отпуска);
  • 71 944,9 — при многоплодной беременности (194 дня больничного)
Максимальный размер пособия для работающих женщин
  • 301 095,2 — если больничный по беременности и родам длился 140 дней;
  • 335 506,08 — за 156 дней отпуска;
  • 417 231,92 — в случае многоплодной беременности (194)
Пособие безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации (в расчете на 1 месяц) 628,47 655,49
Женщинам, обучающимся по очной форме Устанавливается в размере стипендии, выплачиваемой в высшем или среднем образовательном учреждении
Женщинам, проходящим военную службу по контракту Устанавливается в размере денежного довольствия, действующего по месту службы
Единовременные пособия
Пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности 628,47 655,49
Выплата беременным женам военнослужащих, проходящих службу по призыву 26 539,76 27 680,97
Разовая выплата при рождении ребенка 16 759,09 17 479,73
Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 16 759,09 или 128053,08 * 17 479,73 или 133559,36 *
*Разовая выплата назначается в повышенном размере, если семья взяла на воспитание ребенка-инвалида, ребенка старше 7-ми лет или сразу несколько детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами
Материнский капитал 453 026 (в 2019 году индексация размера сертификата не проводилась)
Ежемесячные пособия
По уходу за ребенком до 1,5 лет работающей матери (стандартный порядок расчета) Пособие выплачивается в размере 40% от среднего заработка (рассчитывается исходя из доходов, полученных в 2017 и 2018 годах)
Минимальное пособие до 1,5 лет для работающих матерей (если СДЗ меньше минимального)
  • 4 512 — на первого ребенка;
  • 6 284,65 — на второго и следующих детей
  • 4 512 — на первого ребенка;
  • 6 554,89 — на второго и всех последующих детей
Пособие до 1,5 лет нетрудоустроенным женщинам и тем, чей стаж меньше 6-ти месяцев
  • 3 142,33 — на первого;
  • 6 284,65 — на второго и последующих
  • 3 277,45 — на первого ребенка;
  • 6 554,89 рублей — на второго и последующих детей
Президентские выплаты на первого и второго ребенка Предоставляется в размере детского прожиточного минимума, установленного за 2 квартал 2018 года в регионе проживания семьи
Пособие по уходу за ребенком военнослужащего 11 374,18 11 863,27
Пособие по потере кормильца на ребенка военнослужащего 2 287,65 2 386,02
Выплаты на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне
  • 3 241,05 — до 1,5 лет;
  • 6 482,10 — от 1,5 до 3 лет
  • 3 380,42 — до 1,5 лет;
  • 6 760,83 — от 1,5 до 3 лет
Выплаты на 3 ребенка до 3 лет Назначаются в размере детского прожиточного минимума
Пособие до 18 лет для малообеспеченных семей Величина и сроки предоставления устанавливаются на региональном уровне

В 2018 году вступили в силу положения федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., изменившие порядок индексации отдельных пособий, в том числе некоторых выплат для семей, имеющих с детей. В соответствии с новыми нормами суммы детских пособий индексируются ежегодно с учетом фактической инфляции за предшествующий год. Изменения действуют с 1-го февраля текущего года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *