Пониженные страховые взносы

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Категория льготников по страховым взносам Тарифы на 2018 год Тарифы на 2019 год
Фирмы и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

ПФР – 13%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

IT-компании ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

Компании на УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период – до 79 млн руб.)

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

ИП на патенте

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 22% (10% – сверх лимита)

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты проекта «Сколково» ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС –0,1%

ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Льготники на УСН – «в пролёте»

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Также см. «Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы».

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Пониженную ставку по страховым взносам в размере 20% оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Данной льготой они могут пользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы.

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

По сравнению с льготным тарифом для упрощенцев с льготными видами деятельности с 2019 года нагрузка по страховым взносам возрастет в 1,5 раза.

Также см. «Фиксированные страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году: размеры и уплата».

Источник: https://buhguru.com/strahovie-vznosy/stavki-ponizh-tarif-strah-vznos.html

Что нужно знать о применении пониженных тарифов страховых взносов

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в ПФР и ФСС и при каких условиях.

2. Чем подтверждается право применять пониженные тарифы страховых взносов.

3. Как применение льготных тарифов по страховым взносам влияет на проведение проверок ФСС и ПФР.

4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

В настоящее время общий размер страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС составляет 30% выплат, входящих в базу для начисления страховых взносов (без учета взносов в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Однако некоторые страхователи имеют возможность совершенно законно сэкономить на страховых взносах. В Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закреплено право определенных категорий плательщиков страховых взносов применять пониженные тарифы. В этой статье мы рассмотрим особенности и условия применения пониженных тарифов по страховым взносам.

С полным перечнем категорий страхователей, имеющих право на льготы по страховым взносам, а также с пониженными ставками страховых взносов Вы можете ознакомиться в разделе Пониженные тарифы страховых взносов.

Как видно из указанного перечня, в основном пониженные тарифы установлены для узкопрофильных категорий плательщиков страховых взносов, например, для общественных организаций инвалидов, для сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д. В данной статье мы остановимся на наиболее распространенных случаях применения пониженных тарифов страховых взносов, в частности для:

  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которых поименован в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ (подробнее о видах деятельности и ОКВЭД в разделе Пониженные тарифы страховых взносов) (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением отдельных видов деятельности (подробнее в разделе Пониженные тарифы страховых взносов) (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ).

! Обратите внимание: пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей только в отношении выплат и иных вознаграждений физическим лицам (ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ). Взносы за себя индивидуальные предприниматели уплачивают в общем порядке, к ним пониженные тарифы не применяются.

Условия применения пониженных тарифов и отражение в отчетности

Категория

Условия Отражение в отчетности
4-ФСС

ПФР

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которых поименован в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Применение УСНО;
  • Доля доходов по виду деятельности, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ, составляет не менее 70% от общей суммы доходов по итогам отчетного периода (в этом случае этот вид деятельности признается основным) (ч. 1.4 ст. 58 Закона 212-ФЗ).
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «121/01/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Раздел 1 таблица 1 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Раздел 1 таблица 4.3 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2 таблица 6 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Титульный лист – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «07» (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
  • Раздел 3.5 — необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Применение ЕНВД
  • Наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «141/02/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Раздел 1 таблица 1 –ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Раздел 2 таблица 6 – ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Титульный лист – ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «11»
    (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением ИП на ПСНО, осуществляющих виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 — 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (подробнее см. Пониженные тарифы страховых взносов)
  • Применение патентной системы налогообложения;
  • Осуществление видов деятельности, не составляющих исключение.
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «171/…/…»
  • Раздел 1 таблица 1 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Раздел 1 таблица 4.5 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2 таблица 6 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Титульный лист – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «16» (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
  • Наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ;
  • Доля доходов от деятельности в области ИТ составляет не менее 90% всех доходов по итогам 9 месяцев года, предшествующего отчетному (году перехода на пониженные тарифы)
  • Средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего отчетному (году перехода на пониженные тарифы) составляет не менее 7 человек
    (ч. 2.1, 2.2 ст. 57 Закона 212-ФЗ)
  • Таблица 4.2 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «091/…/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Титульный лист – ОКВЭД должен соответствовать деятельности ИТ-организации
  • Раздел 3.3 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «06»
    (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)

Подтверждение права применять пониженные тарифы страховых взносов

Применение пониженных тарифов страховых взносов носит заявительный характер, это означает, что если организация или индивидуальный предприниматель соответствует требованиям ст. 58 Закона № 212-ФЗ, она имеет право исчислять взносы по пониженным ставкам, предусмотренным в законе. При этом подавать уведомление или ждать разрешения от ФСС и ПФР не нужно. То, что плательщик страховых взносов исчисляет страховые взносы по пониженным ставкам, а также основание для такого начисления контролирующие органы увидят из отчетов 4-ФСС и РСВ-1. Какие именно данные следует отражать в отчетах – смотрите таблицу выше. При этом контролирующие органы не вправе отказать в приеме отчетов страхователям, применяющим льготные тарифы, мотивируя это необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих такое право (Письмо ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893).

Однако в некоторых случаях право на применение пониженных тарифов страховых взносов необходимо подтверждать документально. При проведении камеральных и выездных проверок представители ФСС и ПФР могут запросить любые документы, подтверждающие правильность начисления и полноту перечисления страховых взносов. И в первую очередь запрашивают как раз документы, подтверждающие право страхователя на применение пониженных тарифов страховых взносов. Итак, к таким документам относятся:

1. Подтверждение применяемой системы налогообложения:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН – уведомление налоговой инспекции о возможности применять упрощенную систему налогообложения
  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО – патент на право применения патентной системы налогообложения;
  • для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – уведомление налоговой инспекции о возможности применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2. Подтверждение основного вида деятельности:

  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО; для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – Информационное письмо о присвоении кодов, выданное органом Росстата; выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности (Приложения № 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55 «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами»);
  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, основной вид деятельности для целей использования пониженных тарифов определяется по доле доходов, полученных от этой деятельности. Поэтому документами, подтверждающими основной вид деятельности для таких организаций и ИП могут служить: декларации по налогу на прибыль (по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей), декларации по УСН, справки-расчеты в произвольной форме, учетные регистры по счетам 90, 91 (в основном регистры бухгалтерского учета запрашивают при выездных проверках).

3. Подтверждение права заниматься определенной деятельностью:

  • для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – лицензия на осуществление фармацевтической деятельности;
  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий – выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

4. Подтверждение средней численности работников

  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий средняя численность работников должна составлять не менее 7 человек (до 2014 года – не менее 30 человек). Подтвердить показатель средней численности работников можно на основании данных отчетов в органы Росстата: по форме 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», по форме П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», по форме ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Кроме того при выездных проверках ФСС и ПФР также могут запросить в качестве подтверждения табели учета рабочего времени за проверяемый период.

Проверки ФСС и ПФР страхователей, применяющих пониженные тарифы

Если Вы попадаете в категорию страхователей, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов, и используете это право, то нужно быть готовым к повышенному интересу со стороны контролирующих органов.

Во-первых, после того, как Вы сдали отчеты в ФСС и ПФР, в первый раз применив пониженные тарифы взносов, в отношении Вашей организации будет инициирована камеральная проверка по факту применения пониженных тарифов страховых взносов. Это связано с тем, что в базе страхователей в ФСС и ПФР организация числится как плательщик взносов по основному тарифу, чтобы внести изменения в шифр страхователя, инспекторы должны проверить соответствие условиям применения пониженных тарифов. Как правило, такая камеральная проверка проводится ежегодно после предоставления отчетов за первый квартал. Подтверждающие документы, запрашиваемые при ее проведении, мы рассмотрели ранее.

! Обратите внимание: ФСС и ПФР не вправе отказать в приеме отчетов, запрашивая дополнительные подтверждающие документы и сведения одновременно с отчетами. При этом страхователь может по собственной инициативе предоставить подтверждающие документы вместе с отчетами, не дожидаясь официального запроса.

Во-вторых, нужно иметь в виду, что применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок (п. 2.1 Распоряжения Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов»). Кроме того, если одним из условий применения пониженного тарифа является соблюдение установленной доли доходов от основного вида деятельности, то выездные проверки ФСС и ПФР проводятся чаще всего совместно с налоговыми органами (п. 2 ч. 5 ст. 33, п. 2 ч. 2.1, п. 2 ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Участие налоговых органов в таких проверках направлено на установление соответствия расчета доли доходов нормам налогового законодательства.

Однако, несмотря на высокую вероятность проведения проверок, возможность существенно сэкономить на уплате страховых взносов с выплат работникам без сомнения должна быть использована. Тем более, что теперь Вы знаете, как отстоять свое право применять пониженные тарифы перед контролирующими органами!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 № 2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения»

см. Формы и порядок заполнения отчетности

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»

см. Формы и порядок заполнения отчетности

Как ознакомиться с официальными текстами документов, Вы узнаете в разделе Полезные сайты

Источник: http://buh-aktiv.ru/chto-nuzhno-znat-o-primenenii-ponizhennyh-tarifov-strahovyh-vznosov/

Льготы при уплате страховых взносов в ПФР для ИП

Уважаемый Аноним. В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Вот эти периоды.

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Удачи. Мой ответ — ваш отзыв.

Источник: https://www.Yurist-online.net/question/64791

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

«Финансовая газета», N 43, 1999

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. В целях реализации прав граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации принимаются федеральные законы, которые регулируют правоотношения государства и граждан по пенсионному обеспечению.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 01.06.1999) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» установлено, что финансирование выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.05.1997) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». Тариф страховых взносов в ПФР устанавливается ежегодно на основании принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются отдельные категории плательщиков.

На основании ст.6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» от уплаты страховых взносов освобождаются:

а) организации любых организационно — правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско — правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплате труда — не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации;

в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.»а» ст.6 Закона N 1-ФЗ предусмотрено освобождение всех юридических лиц независимо от форм собственности и организационно — правовых форм по отношению к выплатам, начисленным в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения льготы необходимы наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико — социальной экспертизы и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности.

В соответствии со ст.30 Конституции Российской Федерации и со ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 19.07.1998) «Об общественных объединениях» граждане имеют право для защиты общих целей создавать на добровольной основе, по своему выбору, общественные объединения, а также вступать в уже существующие общественные объединения. Эти права распространяются на всех граждан, в том числе на инвалидов и пенсионеров. Поэтому инвалиды могут вступать в любые общественные объединения по своему выбору.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 04.01.1999) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена возможность создания общественных объединений инвалидов. Согласно ст.33 этого Закона в целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При предоставлении льгот на основании п.»б» ст.6 Закона N 1-ФЗ необходимо иметь в виду, что ст.6 Закона N 82-ФЗ определено, что членами общественного объединения являются физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

В соответствии со ст.13 Закона N 82-ФЗ общественные объединения независимо от их организационно — правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Следовательно, в соответствии с нормами Закона N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно — правовой форме «общественная организация инвалидов». Данная организационно — правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст.ст.8, 19, 20 Закона N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Минюстом России. Кроме того, в соответствии с нормами этого Закона от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются общероссийские союзы общественных организаций инвалидов.

Региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов также могут быть освобождены от уплаты страховых взносов. При предоставлении указанной льготы законодатель исходил из того, что они являются частью общероссийских общественных организаций инвалидов и входят в его структуру.

Члены общероссийских общественных организаций инвалидов — самостоятельные юридические лица. Они не являются структурными подразделениями общероссийских общественных организаций инвалидов и могут быть различных организационно — правовых форм.

В соответствии со ст.32 Закона N 82-ФЗ каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации, а общественная организация не имеет права собственности на имущество, принадлежащее его членам на праве собственности или ином вещном праве. В то время как собственником имущества, находящегося как у общественной организации, так и у ее структурных подразделений (отделений), является юридическое лицо — общественная организация инвалидов.

В том случае, если структурные подразделения (отделения) общественной организации имеют статус юридического лица и действуют на основании собственного устава, они являются собственниками закрепленного за ними имущества. Однако при ликвидации данного юридического лица все имущество данного подразделения переходит в собственность самой общественной организации. В то же время при выходе члена общественной организации из ее состава принадлежащее ему на праве собственности имущество остается у него.

Региональные и территориальные организации общероссийских общественных организаций инвалидов создаются по решению общероссийской общественной организации инвалидов, что отражается в учредительных документах общероссийских общественных организаций инвалидов и в учредительных документах региональных и территориальных общероссийских общественных организаций инвалидов. Члены общественных организаций инвалидов — юридические лица создаются по решению их учредителей и действуют на основании согласованных между учредителями и зарегистрированных в установленном порядке учредительных документов.

Таким образом, общественным организациям инвалидов, которые являются членами общероссийских общественных организаций инвалидов или общероссийских союзов общественных организаций инвалидов, льгота по уплате страховых взносов не предоставляется, кроме случаев, когда указанные общественные организации инвалидов удовлетворяют требованиям п.»б» ст.6 Закона N 1-ФЗ:

численность инвалидов и их законных представителей должна составлять не менее 80% общего числа членов организации;

организационно — правовой формой является общественная организация инвалидов.

Хотелось бы отметить, что при рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты страховых взносов в ПФР общероссийских общественных организаций инвалидов необходимо запрашивать и проверять следующие документы: устав; свидетельство о регистрации, содержащее сведения об организационно — правовой форме («общественная организация»), о территориальной сфере деятельности («общероссийская»); сведения о численности членов организации.

При предоставлении льгот по уплате страховых взносов в ПФР региональным и территориальным организациям общероссийских общественных организаций инвалидов помимо вышеназванных документов необходимо запросить протокол собрания общероссийской общественной организации инвалидов о создании конкретной региональной или территориальной организации общероссийской общественной организации инвалидов, в котором должно быть указано, что общероссийская общественная организация инвалидов строится по региональному и (или) территориальному принципу. Следует также иметь в виду, что в отличие от общероссийских общественных организаций их деятельность должна осуществляться в пределах одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, городов Москвы и Санкт — Петербурга), что должно быть отражено в свидетельстве о регистрации в графе «территориальная сфера деятельности — региональная или территориальная».

Данные о количестве членов региональной организации должны соответствовать сведениям, поступающим из территориальных общественных организаций инвалидов, а при отсутствии таковых — из организаций, осуществляющих прием, учет членов и уплату ими членских взносов. Сведения о конкретных членах организаций инвалидов находятся в их местных организациях, создаваемых по территориально — производственному принципу.

Данная правовая позиция подтверждается имеющейся судебно — арбитражной практикой. Так, Санкт — Петербургская общественная организация инвалидов «Ладога» (далее — «Ладога») обратилась с иском к Отделению ПФР по Санкт — Петербургу и Ленинградской области о признании недействительным решения от 25.02.1999 N 09/05-300/1061 об отказе в предоставлении льготы, предусмотренной п.»б» ст.6 Закона N 1-ФЗ. В процессе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что «Ладога» согласно п.1.1 устава и свидетельства о членстве в Общероссийском союзе общественных организаций инвалидов (далее — ОСООИ) от 03.02.1999 N 000037 является членом ОСООИ. «Ладога» в заявлении в Отделение ПФР по Санкт — Петербургу и Ленинградской области от 16.02.1999 указала, что она является региональной организацией ОСООИ, в исковом заявлении — территориальной организацией ОСООИ, тогда как в уставе ОСООИ вообще не предусмотрено организационное строение союза по территориальному или региональному принципу. На основании изложенного и ссылаясь на то, что льгота, основанная на свидетельстве о членстве в ОСООИ, п.»б» ст.6 Закона N 1-ФЗ не предусмотрена, арбитражный суд в удовлетворении исковых требований «Ладоге» отказал.

Общероссийские союзы общественных организаций инвалидов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР при условии, что все члены данного союза являются общественными организациями инвалидов.

Общественным организациям инвалидов — членам общероссийских союзов общественных организаций инвалидов льгота по уплате страховых взносов, предоставляемая общероссийским союзам общественных организаций инвалидов, не предоставляется, кроме случаев, когда указанные общественные организации инвалидов удовлетворяют требованиям п.»б» ст.6 Закона N 1-ФЗ.

Организациям льгота по уплате страховых взносов в ПФР предоставляется в следующих двух случаях.

Во-первых, если уставный капитал организации полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций или общероссийских союзов общественных организаций инвалидов. При этом таким организациям льгота по уплате страховых взносов предоставляется только в том случае, если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в общем фонде оплаты труда работников — не менее 25%. Также необходимо учитывать, что если среди участников организации, внесших вклады в уставный капитал, имеется хотя бы один участник, не являющийся общероссийской общественной организацией инвалидов или общероссийским союзом общественных организаций инвалидов, то такой организации льгота по уплате страховых взносов в ПФР на основании п.»б» ст.6 Закона N 1-ФЗ предоставлена быть не может.

Во-вторых, если единственным собственником имущества организаций является общероссийская общественная организация инвалидов или общероссийский союз общественных организаций инвалидов. При освобождении таких организаций от уплаты страховых взносов в ПФР требований по численности работающих инвалидов и их фонду оплаты труда в общем фонде оплаты организации законодателем не предъявлено. Таким образом, подлежат освобождению даже те организации, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов или общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, среди работников которых инвалидов нет.

При предоставлении льгот указанным организациям следует руководствоваться ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

К организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов или общероссийских союзов общественных организаций инвалидов, подлежащим освобождению от уплаты страховых взносов в ПФР, относятся хозяйственные общества.

В соответствии с ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в следующих формах:

общества с ограниченной ответственностью;

общества с дополнительной ответственностью;

акционерные общества.

В качестве организаций, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов и общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, подлежат освобождению от уплаты страховых взносов в ПФР финансируемые собственником учреждения.

Таким образом, для получения льготы необходимы два условия — наличие у плательщика инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико — социальной экспертизы и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности.

В соответствии со ст.25 Закона N 340-1 инвалидность I группы устанавливается на два года, а инвалидность II и III групп — на один год.

Срок переосвидетельствования для мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами и другим инвалидам по перечню заболеваний, утвержденному в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не устанавливается.

Таким образом, плательщики страховых взносов в ПФР, определенные п.»в» ст.6 Закона N 1-ФЗ, которым установлен срок переосвидетельствования инвалидности, претендующие на льготу по уплате страховых взносов в ПФР, обязаны один раз в два года при инвалидности I группы или один раз в год при инвалидности II и III групп представлять в органы ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов копии справок учреждения государственной службы медико — социальной экспертизы, подтверждающие установление инвалидности.

В заключение хотелось бы обратить особое внимание на то, что льготы по уплате страховых взносов в ПФР предоставляются только тем категориям плательщиков, которые определены в ст.6 Закона N 1-ФЗ, при строгом соблюдении тех условий, которые определены данным Законом.

Подписано в печать А.Оленин

22.10.1999 Начальник арбитражно — юридического отдела

Главного правового управления ПФР

В.Ершова

Заместитель начальника

арбитражно — юридического отдела

Главного правового управления ПФР

Источник: http://fin-buh.ru/text/96894-1.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *