Код CFI (Classification of Financial Instruments) — это 6-разрядный буквенный код, включающий существенную информацию о финансовых инструментах, имеющих сходные родовые признаки (о виде, типе и форме выпуска, об особенностях обращения и погашения, о других существенных правах и характеристиках). Код CFI обозначает объем прав по ценной бумаге. CFI-код может быть присвоен только финансовому инструменту, имеющему ISIN-код, потому что, отражая ключевую информацию о финансовом инструменте, CFI-код существенно дополняет ISIN-код, обеспечивающий этому финансовому инструменту только однозначную идентификацию. Код CFI определяется при выпуске финансового инструмента и остается неизменными на протяжении всего срока его существования. При проведении некоторых корпоративных действий эмитентом, может возникнуть необходимость изменения ранее присвоенного этому инструменту кода CFI (например, изменения права голоса или введение ограничений на право владения и передачи прав собственности на ценные бумаги и т.д.). Присвоение классификационного кода CFI осуществляется в соответствии с принципами, определенными международным стандартом ISO 10962.
Код CFI состоит из 6 разрядов, представленных символами латинского алфавита:
1-й разряд отражает высший и самый общий уровень классификации – Категории, которые выделяют шесть основных типов финансовых инструментов и производных от них инструментов, распределенных по указанным ниже категориям.
Категории:
E <=> Equities – Акции и иные долевые инструменты (паи/доли)
D <=> Debt Instruments – Долговые инструменты
R <=> Rights (Entitlements) – Права
O <=> Options – Опционы
F <=> Futures – Фьючерсы
M <=> Miscellaneous (Others) – Прочие
2-й разряд конкретизирует Группы внутри каждой категории, например:
для категории – «Акции и иные долевые инструменты» выделяются следующие четыре группы.
Группы:
S <=> Common/Ordinary Shares – обыкновенные акции
P <=> Preferred shares – привилегированные акции (первого уровня)
C <=> Convertible shares – конвертируемые привилегированные акции
U <=> Units – паи/доли и т.п.
для категории – «Долговые инструменты» производится классификация на следующие группы: облигации, конвертируемые облигации, среднесрочные долговые обязательства, инструменты денежного рынка (краткосрочные долговые обязательства), прочие инструменты и т.д.
С 3-го по 6-й разряды показывают наиболее существенные атрибуты (характеристики), присущие каждой группе.
Например, для ценных бумаг, относящихся к собственному капиталу компании, применяются сведения о наличии (отсутствии) права голоса у ценной бумаги, об ограничении права на владение и передачу ценных бумаг, о состоянии и форме выплаты дохода их владельцу.
В отношении других финансовых инструментов применяются другие характеристики. Например, в случае опционов, значимой информацией являются сведения о базисных активах, условиях поставки активов и т.д.
Код CFI позволяет однозначно классифицировать финансовый инструмент по его типу, виду и категории, а также другим существенным характеристикам. При этом, CFI код не является уникальным, но, отражая ключевую информацию о финансовом инструменте, существенно дополняет ISIN код, который в свою очередь обеспечивает финансовому инструменту только однозначную идентификацию.
С 28 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты». С этого дня государственные служащие Российской Федерации не могут использовать иностранные трасты, кредиты и займы. Но наиболее серьезное значение имеет запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов, который окончательно лишает российских чиновников возможности хранить свои средства за рубежом.
Для отдельных категорий и лиц
Необходимость более жесткого контроля за финансовыми средствами, размещаемыми российскими государственными служащими за рубежом, назрела давно. Особенно это стало актуальным после того, как ухудшились политические взаимоотношения Российской Федерации со многими странами Запада. На фоне введения экономических санкций против России, усиливающейся антироссийской риторики в западном информационном пространстве факт наличия зарубежных счетов у российских чиновников выглядит абсурдно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что государство, уже достаточно давно озаботившееся данным вопросом, пошло на его окончательное решение.
Еще весной 2013 года был принят Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». В нем подчеркивается, что он принят в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции.
В статье 2 Закона № 79-ФЗ приводится перечень должностей, на которые распространяется настоящий запрет на владение или пользование иностранными счетами и финансовыми инструментами. Это: 1) государственные должности РФ; 2) первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ; 3) члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации; 4) государственные должности субъектов Российской Федерации; 5) должности федеральной государственной службы, на которые происходит назначение Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации; 6) заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти; 7) должности в государственных корпорациях, компаниях, фондах, организациях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ; 8) главы городских округов, главы муниципальных районов, главы иных муниципальных образований, исполняющие полномочия глав местных администраций, глав местных администраций; 9) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, полномочия которых связаны с обеспечением государственных интересов и могут затрагивать различные сферы национальной безопасности российского государства (подробнее прописано в Законе № 79-ФЗ); 10) депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов. Кроме того, запрет распространяется на супругов и несовершеннолетних детей перечисленных выше лиц, а также на иных лиц – в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законодательством.
Данные лица обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона закрыть все свои счета и вклады, прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, находящихся за пределами Российской Федерации. В противном случае они обязаны досрочно прекратить свои полномочия, освободив занимаемую должность или уволившись с государственной службы.
Для всех чиновников
Открытие счетов в иностранных банках для государственных служащих высшего ранга уже давно стало невозможным, и в первую очередь на это не согласился бы сам иностранный банк. Но до недавнего времени государственные служащие имели возможность обойти существующие запреты с помощью косвенного использования иностранных финансовых инструментов. Этой возможности способствовала неопределенность формулировок касательно того, что считать иностранными финансовыми инструментами.
Так, единственным правовым актом, в котором была произведена оценка понятия «иностранный финансовый инструмент», до последнего времени оставалось Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда от 07.09.2013. В нем подчеркивалось, что доли в Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH) Федеративной Республики Германия не могут рассматриваться в качестве иностранных финансовых инструментов. Это объяснялось тем, что такая правовая квалификация не может быть дана в соответствии с определением понятия «финансовые инструменты», содержащимся в Законе «О рынке ценных бумаг».
Поэтому российский законодатель принял решение о необходимости углубления существующего запрета на владение финансовыми инструментами в других государствах. Федеральный закон № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты» был принят 28 декабря 2016 года. Он вступил в силу с 28 июня 2017 года.
С этого дня государственные служащие Российской Федерации более не могут использовать иностранные трасты, кредиты и займы. Но наиболее серьезное значение имеет запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов, который окончательно лишает российских чиновников возможности хранить свои средства за рубежом.
Теперь согласно подкорректированному п. 2 ст. 1 Закона № 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются:
–ценные бумаги нерезидентов России или иностранных структур без образования юридического лица, которым присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;
–доли участия и паи в уставных капиталах иностранных организаций, в имуществе иностранных структур без образования юридического лица;
–договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, если одной из сторон является нерезидент или иностранная структура;
–доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с иностранным законодательством;
– договоры займа, в которых одной из сторон выступают нерезидент или иностранная структура без образования юридического лица;
– кредитные договоры, заключенные с иностранными банками и другими иностранными кредитными организациями, расположенными за пределами Российской Федерации.
Перспективы нововведений
Как мы видим, во-первых, в закон было введено понятие «иностранная структура без образования юридического лица». Это нововведение ставит своей целью возможность наложения запретов на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств. Во-вторых, был введен запрет на управление долями участия и паями в уставных капиталах иностранных организаций. Это также очень важное решение, поскольку создает препятствие для возможности использования для инвестиции своих финансовых средств иностранных компаний и организаций. Теперь российские государственные служащие не смогут вкладывать свои средства в покупку долей участия и паев в иностранных компаниях, что прежде имело определенное распространение.
Благодаря запрету на доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством, российские государственные служащие лишаются возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.
Большое значение имеет и запрет различных кредитов и займов у иностранных организаций, что также позволяет оградить российских государственных служащих от зависимости от иностранных государств. На самом деле факт того, что российский чиновник высокого ранга может быть должником или заемщиком иностранного банка или компании, является недопустимым. Ведь тем самым он попадает в финансовую зависимость от иностранных структур, а это уже очень серьезная ситуация, предусматривающая самые разные сценарии ее дальнейшего развития. Этот запрет также можно оценить позитивно, так как он позволяет укрепить независимость российских госслужащих от иностранного финансового влияния.
Показательно, что законодатель разграничил кредитные договоры и договоры займа, поскольку прежде довольно часто использовались простые договоры займа, по которым выплачивались средства иностранными лицами российским лицам. Теперь такой путь обхода запретов также ликвидирован.
Однако наиболее интересным в контексте анализа вступивших в силу поправок является содержащийся в п. 3 Закона № 505-ФЗ запрет не только на прямое владение и пользование иностранными финансовыми инструментами, но и на косвенное (через третьих лиц) использование иностранных финансовых инструментов. До недавнего времени запрет распространялся непосредственно на государственных служащих и на членов их семей – супругов и несовершеннолетних детей. Теперь внесены поправки о косвенном владении.
Поскольку перечень третьих лиц весьма широк, к ним могут быть отнесены не только совершеннолетние дети, бывшие супруги, другие родственники, бизнес-партнеры, но и личные друзья и знакомые, вообще любые лица, которые могут находиться в деловых, приятельских и иных отношениях с государственным служащим. Эта норма открывает большие перспективы для деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, так как позволяет вскрывать схемы владения иностранными финансовыми инструментами через подставных лиц, которые формально вообще не имеют никакого отношения к государственному служащему, но фактически являются хранителями его иностранных финансовых инструментов. Получается, что теперь государственный служащий в случае выявления отношений с иностранными финансовыми инструментами будет доказывать правоохранительным органам отсутствие своей вины и отсутствие связей с лицами, являющимися формальными пользователями иностранных финансовых инструментов.
Для России
Принятие перечисленных поправок имеет большое значение и для российской правовой системы, и для национальной безопасности российского государства. Рассмотрим более подробно.
Во-первых, подводится практически окончательная черта под возможностью государственных служащих иметь финансовые интересы в иностранных государствах и тем более находиться в зависимости от иностранных кредитных организаций, банков, компаний. Это исключает возможность лоббирования иностранными государствами и коммерческими структурами своих интересов, в том числе и идущих вразрез с интересами российского государства, посредством финансового влияния на российских государственных служащих. Сложно не согласиться с тем, что наличие у российских государственных служащих и членов их семей прямых финансовых интересов в иностранных государствах может представлять серьезную угрозу для страны, поскольку данные лица становятся заинтересованными не только в укреплении позиций России, но и в сохранении своих позиций в иностранном государстве, иногда – и в ущерб интересам национальной безопасности российского государства.
Во-вторых, ликвидируются возможности для коррупции государственных служащих и вывода добытых коррупционным путем денежных средств в иностранные организации. В данном аспекте существенную роль играет введение категории «третьи лица», что исключает возможность использования подставных лиц для оформления на них приобретаемых счетов, долей, паев либо кредитных обязательств. До принятия данного закона коррумпированные государственные служащие могли гораздо проще выводить полученные незаконным путем средства, используя иностранные счета и вклады, иные финансовые инструменты.
В-третьих, правовая значимость принятых поправок очень велика, так как они вводят категорию «иностранный финансовый инструмент», прописывают ее вполне конкретно и обстоятельно, что устраняет существовавшие прежде неточности и недоработки, позволявшие избегать ответственности.
В-четвертых, принятая мера имеет и определенное политическое значение, поскольку демонстрирует готовность России к ужесточению борьбы с коррупцией в государственной системе и к повышению контроля за деятельностью государственных служащих. В условиях непростой экономической и политической ситуации в стране и в мире это обстоятельство улучшает политический имидж российской власти в глазах граждан, способствует укреплению социально-политической стабилизации российского общества. Таким образом, можно однозначно утверждать, что принятие данных поправок способствует укреплению российской политической и правовой системы, имеет позитивное значение для страны.