Пользователи бухгалтерской информации

Глава 2. Внешние и внутренние пользователи финансовой информации о деятельности организации.

Группы пользователей

Пользователи информации могут быть разделены на две группы: внешних и внутренних. К внутренним пользователям информации относятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры; к внешним — банки, налоговые органы, аудиторские и консалтинговые фирмы, юристы и др.

Количество пользователей бухгалтерской отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны.

Внешних пользователей можно разделить на три группы:

тех, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном порядке:

налоговые службы;

органы статистики;

аудиторские фирмы, если отчетность субъекта хозяйствования проходит обязательную ежегодную аудиторскую проверку;

тех, которые используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для последующей ее обработки и применения:

профсоюзы, которые изучают ее при подготовке и заключении коллективных договоров с целью защиты интересов работников, для получения информации об экономической жизнеспособности организации, для оценки занятости работников, оплаты труда, условий образования и использования пенсионных фондов, фондов потребления;

информационные и консультационные фирмы, которые используют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в то или иное предприятие;

пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчетности в целях ознакомления с нею широких кругов общественности;

торгово-производственные ассоциации, которые на основе отчетности проводят сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне;

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве, использующая отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития акционерных обществ, так как этот орган создан для защиты прав акционеров и регулирует выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т.д.;

деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), нуждающиеся в информации о платежеспособности организации, качестве продукции, надежности поставок;

инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, делают выводы о том, каковы финансовые перспективы организации в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства.


Количество внешних пользователей отчетности весьма динамично и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, а их интересы в отношении информационного содержания относительно стабильны.

К внутренним пользователям информации относятся:

акционеры, интерес которых затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности общества — его рентабельность, ликвидность, прочность финансового положения, тенденции выплат дивидендов и многие другие вопросы;

менеджеры, которые нуждаются в данных отчетности для обоснования принимаемых решений или подготовки возможных вариантов принимаемых решений, обоснования перспектив развития организаций, оценки резервов производства;

работники предприятия, которые интересуются данными об уровне заработной платы, перспективах работы, оценивают стабильность и рентабельность деятельности предприятия, получения финансовых и других льгот и выплат от него, оценивают условия труда и т.п.

Разнохарактерность информационных запросов влечет за собой возникновение определенных противоречий в требованиях к содержанию и структуре отчетности между:

-внутренними и внешними пользователями;

-внешними пользователями;

-различными группами пользователей;

-собственниками и действующим руководством.

Основное противоречие, возникающее между внешними и внутренними пользователями отчетности, заключается в степени дезагрегированности отчетных данных. В силу своего «привилегированного» положения пользователи внутренней отчетности являются и составителями, и поставщиками публичной отчетности для внешних пользователей информации. Следовательно, поставщикам публичной документации важно найти оптимальное содержание отчетных данных, позволяющее дать ответы на приоритетные информационные запросы внешних пользователей. Недостаток же сведений не позволит внешним пользователям отчетности сделать выводы о жизнеспособности хозяйствующего субъекта. Однако не стоит забывать поставщикам информации о том, что подробная детализация данных повлечет за собой отрицательный эффект информационной перегруженности. Полагаем, что сгладить существующее противоречие при составлении корпоративной публичной отчетности можно с помощью таких приемов, как введение в корпоративную публичную отчетность разделов с дополнительными данными, письменный отчет совета директоров корпорации пользователям отчетности, раскрывающий важные вехи ее деятельности.


Между пользователями открыто предоставляемой отчетности противоречия возникают в силу расхождения интересов и взглядов на экономику хозяйствующего субъекта. Как отмечено ранее, по различию информационных интересов внешние пользователи могут быть представлены двумя иерархическими уровнями — вертикальным и горизонтальным.

Пользователи по вертикали не заинтересованы в деятельности хозяйствующего субъекта, они лишь констатируют временную деятельность организации.

Пользователи по горизонтали на основе отчетности принимают решение о вливании своих свободных капиталов в деятельность хозяйствующего субъекта. Данная группа пользователей по их количеству и экономическим интересам играет определяющую роль по отношению к организации. В силу определяющего статуса пользователей по горизонтали корпоративная публичная отчетность должна быть ориентирована прежде всего на них.

Отношения деловых партнеров, акционеров, потенциальных инвесторов и т.п. во многом сопряжены с неопределенностью, риском из-за недостаточности информации. Проблема в том, что иметь абсолютно полную информацию в условиях динамичного рынка вообще невозможно. Поэтому пользователи отчетности при вынесении своего суждения (оценки) будут опираться на ключевые показатели — как правило, на конечные результаты. Так, акционеры не могут контролировать все решения управляющих и оценивают качество их работы по результатам за год; предприниматель не может точно оценить степень участия в трудовом процессе каждого работника, он также полагается на конечный результат; покупатель не может контролировать технологию изготовления продукта, он доверяет торговой марке и т.п.

На наш взгляд, стремление стимулировать приобретение акций определяет акционеров как основную группу, на которую прежде всего должно ориентироваться акционерное общество при составлении корпоративной публичной отчетности и определении ее содержания. Интересы этой группы пользователей складываются из противоречий, вытекающих из видов акций и их правовой основы. Приобретая акции, акционеры преследуют различные цели и, исходя из этих целей, предпочтение отдают привилегированным или обыкновенным акциям.

Покупая привилегированные акции, акционеры приобретают и ряд привилегий по сравнению с держателями обыкновенных акций: им предоставляются гарантии в получении дивидендов определенного размера, зафиксированного в уставе общества, и право преимущественного получения части имущества в случае ликвидации последнего. Интерес этой группы связан с получением информации о надежности и долго — временности своих вложений. Их интересует прочность финансового положения организации в дальнейшем.

Покупая обыкновенные акции, акционеры получают право голоса в управлении акционерным обществом. Всех владельцев таких акций можно представить тремя группами:

акционеры, приобретающие акции для получения материальных выгод в виде дивидендов или через продажу на рынке ценных бумаг. Интерес этой группы акционеров однозначно связан с сиюминутной прибылью общества, их интересует в основном информация о суммах выплачиваемых дивидендов. Сокращение дохода, снижение размера дивидендных выплат затрагивают интересы данной группы и могут повлечь массовую продажу акций;

акционеры, имеющие значительный пакет акций. Их интересует информация долгосрочного характера, нежели суммы выплачиваемых дивидендов. Такие акционеры стараются активно вмешиваться в управление акционерным обществом для повышения его конкурентоспособности, рентабельности предпринимательской деятельности;

акционеры, работающие в обществе, заинтересованы в получении информации о суммах выплачиваемых дивидендов и перспективах развития общества в будущем, в сохранении рабочих мест. Если данная группа акционеров владеет контрольным пакетом акций, с их стороны возможен диктат интересов по отношению к интересам внешних акционеров.

Источник: https://cyberpedia.su/14xdcf8.html

2.Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.

Все пользователи бухгалтерской информации относятся к одной из двух групп — внутренним или внешним пользователям.

К внутренним пользователям относят тех, кто выполняет управленческие функции, собственников, менеджеров. Им учетные бухгалтерские данные нужны для того, чтобы они могли осуществлять планирование, контроль и оценку деятельности организации, а также для выполнения иных функций.

К внешним пользователям относят сторонних потребителей информации, у которых имеется прямая или косвенная финансовая заинтересованность.

Внешние получатели бухгалтерской информации представлены следующими юридическими и физическими лицами: — не работающих в организации, но заинтересованных в ее успешной жизнедеятельности (например, инвесторы, покупатели, акционеры или кредиторы); — не принимающих участия в работе предприятия, но заинтересованных косвенно (федеральные и муниципальные органы управления, налоговые службы, участники фондового рынка); — не заинтересованных финансово, но находящихся в ситуации делового сотрудничества (аудиторские организации, арбитраж, государственные органы статистики).

Как правило, все пользователи ценят качественную и полезную бухгалтерскую информацию. Полезная бухгалтерская информация отличается двумя принципиальными характеристиками — ценностью (значимостью) и надежностью (достоверностью) данных.

О ценности (значимости) информации можно судить по ее способности оказывать воздействие на то, будут ли приняты те или иные управленческие решения. К факторам, по которым можно определить насколько ценной является та или иная информация, относятся:

1. Своевременность. Пользователь должен получать информацию вовремя, иначе она не будет отражать реальное состояние дел на предприятии.

2. Прогностичность. Эта характеристика показывает тенденции развития предприятия, что способствует прогнозированию работы организации на перспективу.

3. Обратная связь с источником информации. Она помогает эффективной реализации оперативных управленческих решений.

4. Надежность (достоверность). Этот фактор гарантирует предоставление пользователю исключительно объективных, достоверных и максимально полных данных. Получаемую информацию можно отнести к надежным, если ее характеризует непредвзятость (объективность), а также прозрачность, с помощью которой проверяются и подтверждаются уже произошедшие хозяйственные операции.

3. Основы организации бухгалтерского финансового учета.

В экономике любой социально-экономической системы возникают и функционируют различные хозяйствующие субъекты – предприятия и организации всех форм собственности. Управление организацией осуществляется на основе информации, большая часть которой поставляется по данным бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым и статистическим органам, банкам, осуществляющим финансирование, и т. д. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны. Ведение финансового учета осуществляется в обязательном порядке и в строго регламентированной форме в соответствии с требованиями законодательства. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность и объективность.

Перед бухгалтерским учётом стоят следующие задачи:

  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчётности;

  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;

  • своевременное предупреждение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

  • содействие конкуренции на рынке.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, уместной с точки зрения заинтересованных пользователей (если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения этих пользователей), существенной (отсутствие или неточность информации может повлиять на решения заинтересованных пользователей), надежной(должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится), нейтральной (свободной от односторонности), полной.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4258676/page:2/

Для каких пользователей представляет интерес бухгалтерская отчетность организации

Интерес, проявляемый к бухгалтерской отчетности организации, бывает различного рода.

В первую очередь, потенциальных и реальных инвесторов, собственников бизнеса, которые заинтересованы в непрерывном и прибыльном функционировании компании; поставщиков и покупателей, которые ожидают своевременного и полного выполнения обязательств по хозяйственным договорам. Относят к пользователям и аудиторские компании, банки, различного рода объединения (в т.ч. профессиональные), государство, к примеру, в лице налоговых органов, и т.д. Руководство организации для верных решений ежедневно пользуется информацией о хозяйственной деятельности предприятия.

К пользователям бухгалтерской отчетности можно отнести и работников организации, которые должны быть уверены, что организация как работодатель будет способна оплачивать их труд. Так, работникам организации интересна информация, которая позволяет им оценить способность предприятия выплачивать заработную плату своевременно и в полном объеме, предоставлять социальные льготы.

Собственники предприятия путем анализа бухгалтерской отчетности оценивают финансовые перспективы предприятия в будущем и возможность дальнейшего получения доходов. Инвесторы, предоставляющие собственный капитал, хотят получить представление о размере причитающихся дивидендов, о возможных рисках, которые связаны с инвестиционными вложениями. Кредиторам и заимодавцам необходима достоверная информация, которая позволяет им оценить возможность предприятия вовремя погасить долг по кредиту или займу и выплатить причитающиеся проценты по кредитам и займам в полном объеме.

Контрагенты организации (покупатели и поставщики) заинтересованы в налаживании деловых связей. Поставщиков интересует своевременная и полная оплата за поставку своей продукции, оказание услуг или выполнение работ. Покупателей интересует информация о возможностях компании выполнять свои договорные обязательства.

Налоговым и финансовым органам необходима информация для проверки правильного исчисления налоговой базы и для контроля за своевременным перечислением в бюджет налогов и сборов.

Правительственным органам также нужна достоверная информация для того, чтобы регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, формировать политику в налоговой сфере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *