Положение об аттестации работников

Содержание

Положение об аттестации бухгалтерских работников бюджетных учреждений Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва

приложение

к приказу Министерства по делам

молодежи и спорта Республики Тыва

от 02 декабря 2011 г. № 000/02-А

Положение

об аттестации бухгалтерских работников бюджетных учреждений

Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва

1. Общие положения

1.1. Аттестация бухгалтерских работников бюджетных учреждений — это проводимая в

установленном законодательством порядке оценка результатов деятельности и определение деловых качеств и квалификации бухгалтерских работников с целью выявления их соответствия занимаемой должности, а также возможности дальнейшего служебного продвижения.

1.2.Сроки проведения аттестации. Аттестация проводится не чаще 1 раза в год, но не реже 1 раза в три года.

1.3.Основные задачи аттестации. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности бухгалтерии по качественной сдачи бухгалтерской и налоговой отчетностей, ведения учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях недопущения финансовых нарушений.

1.4.Работники, не подлежащие аттестации.

Аттестации не подлежат:

работники, проработавшие на учреждение менее трех месяцев;

беременные женщины;

женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

1.5.Аттестация указанных служащих проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.

2. Аттестационная комиссия

Аттестацию бухгалтерских работников бюджетных учреждений осуществляет аттестационная комиссия.

2.1.Образование и состав аттестационной комиссии.

2.1.1.Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются приказом министра. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб министерства.

2.1.3. Министр может привлекать к работе аттестационной комиссии независимых экспертов. Оценка экспертами качеств работника учитывается при принятии решения по итогам аттестации.

2.2. Порядок изменения состава аттестационной комиссии. Изменения в состав аттестационной комиссии вносятся лицом, утвердившим комиссию.

2.3. Председатель аттестационной комиссии:

2.3.1.Председательствует на заседаниях аттестационной комиссии.

2.3.2.Организует работу аттестационной комиссии.

2.3.3.Распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.

2.3.4.Определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов.

2.3.5.Ведет личный прием работников, проходящих аттестацию, организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников.

2.3.6.Осуществляет другие полномочия.

2.4.Замещение временно отсутствующего председателя аттестационной комиссии. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.

2.5. Порядок работы аттестационной комиссии.

2.5.1.Заседания аттестационной комиссии созываются председателем комиссии.

2.5.2.Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

3. Подготовка к аттестации

3.1.Назначение сроков аттестации. Список лиц, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации утверждаются министром и доводятся до сведения каждого аттестуемого работника не менее чем за две недели до начала аттестации.

3.2. График проведения аттестации. В графике проведения аттестации указываются:

3.2.1.Наименование подразделения, в котором проводится аттестация.

3.2.2.Дата и время проведения аттестации.

3.2.3.Дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующего подразделения.

3.3.Отзыв (характеристика) непосредственного руководителя.

3.3.1.Не позднее чем за неделю до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв (характеристика) на подлежащего аттестации работника, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв (характеристика) должен содержать сведения о работнике.

3.3.2. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию предоставляется отзыв (характеристика) о работнике и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

4. Проведение аттестации

4.1. Заседание аттестационной комиссии.

4.1.1.Аттестация проводится в присутствии аттестуемого работника.

4.1.2.В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

4.1.3.Порядок рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание комиссии, определяется председательствующим по согласованию с членами аттестационной комиссии.

4.1.4.Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения работника, а при необходимости — его непосредственного руководителя, других лиц, участвующих в заседании комиссии.

Ход заседаний аттестационной комиссии протоколируется секретарем или одним из членов аттестационной комиссии.

4.2.Оценка деятельности аттестуемого.

4.2.1.Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

4.2.2.Оценка деятельности работника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении соответствующей группы должностей организаторские способности.

4.3.Порядок принятия решений комиссии.

4.3.1.Решение об оценке профессиональных и личностных качеств работника, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием, простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

4.3.2.При равенстве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.

4.3.3.Проходящий аттестацию работник, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.

4.4.Аттестационный лист.

4.4.1.Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании.

4.4.2.Аттестованный работник знакомится с аттестационным листом под расписку.

4.4.3.Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле работника.

5. Решения, принимаемые по результатам аттестации

5.1.Оценка деятельности работника. В результате аттестации работнику дается одна из следующих оценок:

5.1.1.Соответствует занимаемой должности.

5.1.2.Соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности.

5.1.3.Не соответствует занимаемой должности.

5.2.Рекомендации аттестационной комиссии.

5.2.1.Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя предприятия мотивированные рекомендации о повышении работника в должности, присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

5.3.Решения, принимаемые руководителем предприятия.

5.3.1.Результаты аттестации работника представляются руководителю предприятия (организации) не позднее чем через три дня после ее проведения.

5.3.2.Руководитель предприятия (организации) с учетом результатов аттестации принимает решение:

о назначении работника в установленном порядке очередного допуска к занимаемой должности – аттестован или не аттестован;

о включении работника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

5.3.3.Работник в случае признания его не соответствующим занимаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую должность.

5.3.4.Увольнение по результатам аттестации. При отказе работника от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую должность руководитель предприятия вправе принять решение об увольнении работника в соответствии с действующим законодательством.

5.4.Сроки принятия решений по результатам аттестации.

5.4.1.Решения, предусмотренные п. 3 настоящего положения, принимаются руководителем предприятия не позднее чем через два месяца со дня аттестации работника.

5.4.2.По истечении указанного срока уменьшение работнику надбавки за особые условия работы (сложность, напряженность, специальный режим работы), перевод его на другую должность или увольнение по результатам данной аттестации не допускаются.

5.4.3.Время болезни и отпуска работника в двухмесячный срок не засчитывается.

5.5.Порядок рассмотрения трудовых споров. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

5.6.Подведение итогов аттестации. Аттестационная комиссия (комиссии) готовит итоговый отчет по установленной форме. После проведения аттестации работников издается приказ министерства, в котором рассматриваются результаты аттестации, утверждается план мероприятий, направленных на улучшение эффективности работы основных категорий персонала организации, выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, предложений работников, поступивших в ходе аттестации.

Аттестационный лист

1. Фамилия, имя, отчество______________________________________________________

2. Год рождения_______________

3. Сведения об образовании, повышении квалификации, ____________________________

(когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация по образованию, документы о повышении квалификации, переподготовке, ученая степень, ученое звание, квалификационный разряд, дата их присвоения)

4. Занимаемая должность на момент аттестации, дата назначения, избрания, утверждения на эту должность_______________________________________________________________

5. Общий трудовой стаж___лет, в том числе стаж работы в должности____лет

6. № теста аттестуемому и ответы на них: ______________________

7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии:

8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником:

9.Оценка служебной деятельности работника______________________________

(соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности; не соответствует занимаемой должности)

10. Количественный состав аттестационной комиссии. На заседании присутствовало ____членов аттестационной комиссии. Количество голосов за_____предложенную оценку служебной деятельности работника; против_____.

11. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются):______________________________________________________________________

12. Примечания________________________________________________________________

Председатель аттестационной комиссии_________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Заместитель председателя аттестационной комиссии_____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии __________________________________/__________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены аттестационной комиссии________________________________________

(подписи) (расшифровка подписей)

(подписи) (расшифровка подписей)

(подписи) (расшифровка подписей)

Эксперт _________________________________________________________/___________/.

(подписи) (расшифровка подписей)

Дата проведения аттестации _____ __________________

С аттестационным листом ознакомился

Дата ___ ___________ ____________(подпись аттестуемого)

ПРОТОКОЛ _____

заседания аттестационной комиссии от «____»_________________2011г.

Присутствовали: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены аттестационной комиссии______________________________

(фамилии и инициалы председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании)

Аттестуемые___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(фамилии и инициалы аттестуемых на данном заседании)

Повестка дня:

Прошли тестирование по тесту №1,2 в количестве вопросов________________________

(фамилия, инициалы, должность, отдел, подразделение; если аттестуемых несколько человек, то ставится порядковый номер)

Оценка деятельности аттестуемых членами аттестационной комиссии

Количество баллов ______, ______.

Рекомендации аттестационной комиссии:___________________________________

Председатель________ Секретарь__________

Заключение аттестационной комиссии

Ф. И. О_______________________________________________________________________

Должность __________________________________________________________________

1. Оценка аттестационной комиссии:_________________________ занимаемой должности.

(соответствует, не соответствует)

2. Аттестационная комиссия.

Председатель аттестационной комиссии_________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Заместитель председателя аттестационной комиссии_____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии __________________________________/__________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены аттестационной комиссии________________________________________

(подписи) (расшифровка подписей)

(подписи) (расшифровка подписей)

(подписи) (расшифровка подписей)

4. Сотрудник (аттестуемый)

согласен с решением аттестационной комиссии

не согласен с решением аттестационной комиссии,

не согласен с пунктами:

Подпись аттестуемого______________ Дата_________________

Источник: https://pandia.ru/text/78/347/1720.php

1. Что такое аттестация работников и для чего она проводится?

С каждым годом руководители предприятий и собственники бизнеса все больше внимания уделяют персоналу компании. Крылатое выражение «Кадры решают все!» наконец-то стало приобретать практическую значимость.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны обладать высокопрофессиональными кадрами, уровень подготовки которых соответствует ее масштабам.

Как определить этот уровень правильно? Очень просто — провести аттестацию!

Аттестация работников — это периодическое освидетельствование персонала на профпригодность и соответствие занимаемой должности.

Цели этого мероприятия бывают разные. Некоторые из них мы представили на нашей схеме.

Законодательно периодичность аттестационного мероприятия предусматривается не реже 1 раза в 3 года. Исходя из этого, каждая компания самостоятельно утверждает приемлемые именно для нее сроки. Они закрепляются в локальном акте, регулирующем этот процесс, разработанном и утвержденном внутри фирмы.

Следует знать, какие категории работников не аттестуются:

  • работающие в организации меньше года;
  • сотрудники возрастом от 60 лет;
  • сотрудницы, ожидающие ребенка;
  • работницы-отпускницы по беременности и родам;
  • женщины, оформившие отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

Сейчас аттестация стала популярна и в сфере социальной работы. Освидетельствование профессионализма социальных работников позволяет сформировать штат высококвалифицированных специалистов, что положительно сказывается на качестве оказываемых ими услуг.

Также важно помнить об особенностях аттестации некоторых видов сотрудников. Например, аттестация медработников на категорию. Эти сотрудники вправе самостоятельно инициировать экзамен на присвоение категории. Добровольность испытания — его отличительная особенность.

Экзамены подобного рода проводятся экспертной группой специально сформированной комиссии.

2. Какие бывают формы аттестации работников — 3 формы проведения

В зависимости от целей подбирается и способ проведения аттестации. Наиболее известны 3 формы этой процедуры. На практике их гораздо больше, ведь часто происходит смешение и в итоге получается комбинированный формат.

В рамках этой публикации я предлагаю рассмотреть лишь основные из них: две устные (индивидуальное и коллегиальное собеседование) и письменное тестирование.

Форма 1. Устная в виде индивидуального собеседования

Индивидуальное собеседование проводит, как правило, руководитель подразделения, в котором работает сотрудник. Результаты служат основой для составления отзыва-характеристики.

В процессе выясняется отношение аттестуемого к работе. Определяются проблемы, возникающие у сотрудника при исполнении трудовых обязанностей.

Форма 2. Устная в виде коллегиального собеседования

Коллегиальное собеседование проводится утвержденной для этих целей комиссией. Сначала выслушивают отчет самого испытуемого о его обязанностях в рамках должности, положительных и отрицательных моментах работы. При необходимости задаются уточняющие вопросы.

В процессе беседы определяется уровень профподготовленности специалиста и его соответствие должности.

Форма 3. Письменная в виде тестов

Наиболее объективной формой считается тестирование. Аттестационное тестирование требует серьёзной подготовки.

Во-первых, необходимо сформировать и утвердить тестовые вопросы. Они должны в полной мере соответствовать специальности и квалификации аттестуемых сотрудников.

Во-вторых, заранее следует определить % правильных ответов для определения успешного прохождения испытания.

Аттестация персонала с помощью тестирования значительно снижает конфликтные ситуации в процессе ее проведения, так как все ответы фиксируются и в любой момент могут быть представлены на экспертизу.

3. Как проводится аттестация работников — 5 основных этапов

Такая серьезная и важная процедура, как аттестация работников, требует основательной подготовки.

Чтобы результаты этого мероприятия имели ценность и практическую значимость, необходимо знать некоторые его организационные тонкости и особенности проведения.

Этап 1. Составление локального нормативного акта

Главным документом, регулирующим порядок аттестования, служит «Положение об аттестации сотрудников».

Его примерная структура представлена в таблице.

Примерная структура и состав разделов:

Раздел
1 Понятие, цели, задачи указываются конкретные цели и задачи именно для компании, утвердившей Положение (например, формирование кадрового резерва)
2 Перечень категорий персонала, не подлежащих аттестации законодательно установлены не аттестуемые категории сотрудников (беременные, работающие меньше года и т.д.)
3 Сроки проведения плановая, внеплановая, частота и длительность проведения
4 Формы аттестации индивидуальное либо коллегиальное собеседование, тестирование
5 Состав и полномочия комиссии указывается состав комиссии с закрепленными за ними функциями
6 Порядок проведения аттестации максимально полное описание всех этапов процесса, перечень представляемой документации, список ответственных за подготовку документов
7 Критерии оценки количество баллов для успешного прохождения тестирования, соответствие выполняемой работы сотрудника его служебным инструкциям и прочее
8 Виды итоговых заключений соответствует/не соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности и рекомендован для зачисления в кадровый резерв

Локальный акт утверждается руководителем компании. После чего весь персонал ознакамливают с ним под подпись. Впоследствии вновь трудоустроенные знакомятся с положением аналогичным образом.

Этап 2. Формирование аттестационной комиссии

Комиссия утверждается приказом по организации.

В состав входят:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • члены комиссии.

Количество членов законодательно не ограничивается. Минимально — 3 человека. Избираются из числа наиболее профессиональных работников, начальников отделов, главных специалистов.

Если в фирме действует профсоюз, то в состав комиссии необходимо включить его представителя. В противном случае результаты аттестации могут признать недействительными.

Этап 3. Подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии

Приказ руководителя о проведении аттестации издан. Разработан и утвержден график ее проведения. Наступает черед подготовки документации для комиссии.

Перечень стандартных документов:

  • бланк оценки рабочих и деловых качеств;
  • отчеты аттестуемых;
  • квалификационные листы;
  • форма заключения комиссии;
  • бланк для учета предложений сотрудников.

Этап 4. Проведение аттестации

Аттестация проводится комиссией строго по утвержденному графику. В процессе заседания рассматриваются представленные документы на каждого аттестуемого, заслушиваются сами работники, их непосредственные руководители.

Этап 5. Получение результатов аттестации

По итогам аттестации комиссия выносит вердикт по каждому аттестуемому. Формулировка решения прописывается в локальном акте и обычно имеет вид: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности».

Аттестационное заключение оформляется в виде протокола. Итоги формируются в сводный отчет, который затем представляется руководителю для принятия окончательного решения.

См. статью по смежной тематике «Аттестация рабочих мест».

4. Кто оказывает услуги по проведению аттестации работников — обзор ТОП-3 компаний

Процедура аттестации персонала вызывает у вас трудности, и вы не знаете с чего начать? Предлагаю обратиться к профессионалам.

Мы подобрали компании, которые быстро и качественно проведут аттестацию работников любых сфер, в том числе таких, как: образование, медицина, государственная и социальная службы.

1) HR-ПРАКТИКА

«HR-praktika» — питерская фирма, ведущая более 20 лет свою деятельность на всей территории РФ в сфере управления персоналом. За этот период компания стала экспертом в области своих профессиональных интересов.

Компания представляет услуги в сфере управления персоналом по следующим направлениям:

  • аудит;
  • аутсорсинг;
  • обучение;
  • консультации;
  • проектные работы.

Руководители и владельцы бизнеса, соискатели и работники компаний, специалисты кадровых служб — все найдут полезную информацию на корпоративном интернет-ресурсе компании «HR-praktika». Получить первичную консультацию можно по телефону или оставив заявку на сайте.

2) Гермес

«Гермес» — лицензионный центр из г.Москва созданный в 2006 году. Компания имеет все необходимые сертификаты и лицензии для осуществления заявленной деятельности.

Услуги ООО «Гермес»:

  • сертификация менеджмента качества;
  • лицензирование;
  • допуски СРО;
  • курсы подготовки и переподготовки различной направленности;
  • аттестация: персонала, аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • продажа готовых фирм с лицензией МЧС и КГИОП.

3) Кадры есть!

Начав свою деятельность в далеком 2006 как подразделение холдинга, компания «Кадры есть!» стала отдельной бизнес-единицей с широкой сетью специализированных агентств.

Рекрутинговые и консалтинговые услуги — это основные направления деятельности фирмы. Наиболее востребованными у клиентов стали аттестация персонала и специальная оценка условий труда.

Результаты проведенных мероприятий высококлассными специалистами агентства «Кадры есть!» позволяют заказчикам:

  • выявить причины неэффективной работы персонала;
  • определить направления оптимизации кадрово-организационной работы;
  • разработать мероприятия, повышающие мотивацию и производительность труда;
  • пересмотреть служебные обязанности и заработные платы;
  • провести перераспределение трудовой нагрузки среди специалистов.

5. Как получить объективные результаты аттестации работников — 3 полезных совета

Объективность — важная составляющая аттестационного освидетельствования персонала.

Избежать проблем в этом вопросе помогут наши советы.

Совет 1. Максимально расширяйте состав

Как я уже писала, количество участников аттестационной комиссии не ограничивается. Включайте в состав столько специалистов, сколько нужно для качественного проведения процедуры.

Главное условие: все члены комиссии должны пользоваться авторитетом, быть компетентными в профессиональных специализациях аттестуемых. Такой состав вызовет больше доверия и снизит риск конфликтов.

Пример

В процессе аттестации в ООО «Альбатрос» возникла конфликтная ситуация при оценке профессиональных компетенций сисадмина Федора Кузькина.

Комиссия приняла решение понизить Кузькину категорию. Федор написал на имя директора компании жалобу, в которой обращал внимание на некомпетентность членов комиссии в вопросах системного администрирования.

Действительно, в комиссии не было ни одного специалиста по данному направлению, и, следовательно, они не могли оценить должным образом профессиональные качества сисадмина Федора.

Директор ООО «Альбатрос» согласился с доводами Кузькина и рекомендации аттестационной комиссии приняты не были.

Совет 2. Проводите аттестацию только в присутствии работника

Несмотря на то, что законом предусмотрены случаи проведения аттестации при отсутствии работника (беспричинная неявка, нежелание проходить освидетельствование), лучше ее проводить в его присутствии.

Так вы снизите риск конфликта и оспаривания итога со стороны оцениваемого работника.

Совет 3. Доверяйте проведение аттестации сторонним компаниям

Если вы хотите получить действительно качественные результаты аттестации и избавиться от головной боли по этому поводу, рекомендую заказывать проведение этого мероприятия в специализированных компаниях.

Таким компаниям можно доверить не только аттестацию персонала, но и, например, спецоценку условий труда (СОУТ).

Нужна дополнительная информация по теме? Посмотрите видеоролик!

Законодательная база Российской Федерации

отменен/утратил силу Редакция от 06.02.2001 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 23.05.95 N 131 (ред. от 06.02.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минздравмедпром рф
Номер документа 131
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 06.02.2001
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 23.05.95 — «Здравоохранение», N 1, 1996,
  • «Главная медицинская сестра», N 5, 2000)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 23.05.95 N 131 (ред. от 06.02.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

(в ред. Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.96 N 100)

1. Общие положения

1.1. Аттестацию на присвоение квалификационных категорий могут проходить лица, имеющие право на медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории Российской Федерации, а также лица, допущенные к этой деятельности в установленном порядке.

1.2. Аттестация проводится для определения уровня квалификации специалиста, соответствия его профессионально — должностным требованиям с последующим присвоением квалификационных категорий и осуществляется на добровольной основе.

1.3. Аттестация средних медицинских и фармацевтических работников проводится по специальностям в соответствии с Перечнем специальностей для аттестации средних медицинских и фармацевтических работников (Приложение 1).

По специальности «Лечебное дело» аттестуются средние медицинские работники, занимающие должности фельдшеров, в том числе старших фельдшеров;

по специальности «Акушерское дело» — акушерки, в том числе старшие акушерки;

по специальности «Медико — профилактическое дело» — помощники врача — эпидемиолога»;

по специальности «Стоматология» — зубные врачи;

по специальности «Фармация» — фармацевты, в том числе старшие фармацевты;

по специальности «Стоматология ортопедическая» — зубные техники, в том числе старшие зубные техники;

по специальности «Лабораторная диагностика» — фельдшеры — лаборанты, лаборанты;

по специальности «Сестринское дело» аттестуются средние медицинские работники, занимающие должности медицинских сестер, в том числе главных, старших медицинских сестер, как в больничных так и в амбулаторно — поликлинических учреждениях (подразделениях) кроме должностей, перечисленных в Примечании к Перечню специальностей для аттестации средних медицинских и фармацевтических работников; старшие медицинские сестры могут проходить аттестацию как по специальности «сестринское дело», так и по профилю соответствующего структурного подразделения, в котором они работают.

(в ред. Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.96 N 100)

1.4. Уровень квалификации специалистов определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой, высшей.

Вторая квалификационная категория может присваиваться среднему медицинскому, фармацевтическому работнику (далее по тексту — средние медицинские работники), имеющему стаж работы по аттестуемой специальности не менее трех лет, первая — пяти лет, высшая — восьми лет.

При присвоении категорий рекомендуется соблюдать последовательность: вторая, первая, высшая.

В стаж работы по специальности для аттестации на квалификационную категорию засчитываются время работы по данной специальности как по основной так и по совмещаемой работе, время работы в органах управления здравоохранением, в общественных профессиональных, а также в профсоюзных органах.

(в ред. Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.96 N 100)

За профсоюзными работниками, занимавшими выборные должности, при их переходе на практическую работу в учреждения здравоохранения в течение одного года сохраняется имеющаяся у них квалификационная категория.

(в ред. Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.96 N 100)

1.5. В отдельных случаях, учитывая высокую теоретическую и практическую подготовку специалиста, наличие соответствующей рекомендации администрации учреждения, аттестационная комиссия может принять решение о присвоении квалификационной категории без предъявления установленных настоящим Положением требований к стажу работы.

1.6. Квалификационная категория по специальности может быть присвоена как по основной, так и по совмещаемой должности.

1.7. Переаттестация на подтверждение квалификационной категории проводится каждые пять лет.

От переаттестации освобождаются беременные женщины и лица, имеющие детей в возрасте до трех лет, находящиеся в отпуске по уходу за ними. Срок их переаттестации соответственно переносится и проводится через три года после выхода на работу.

В случае уважительных причин, срок переаттестации специалиста может быть перенесен аттестационной комиссией на три месяца на основании заявления аттестуемого и ходатайства администрации учреждения.

Аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории, при наличии необходимого стажа работы по аттестуемой специальности и соответствующей профессиональной подготовки, может проводиться досрочно, но не ранее чем через год от предыдущей аттестации.

(в ред. Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.96 N 100)

2. АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ

2.1. Аттестация средних медицинских и фармацевтических работников системы Минздравмедпрома России проводится аттестационными комиссиями, которые создаются, как правило, при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

2.2. Средние медицинские работники, занятые в учреждениях здравоохранения других министерств и ведомств, могут проходить аттестацию в комиссиях, создаваемых при этих министерствах (ведомствах).

2.3. При Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации создается Центральная аттестационная комиссия, которая осуществляет свою работу в соответствии с Положением о Центральной аттестационной комиссии.

2.4. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать представителей органов управления здравоохранением, главных медицинских сестер учреждений, преподавателей средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, представителей профсоюзных органов профессиональных медицинских, фармацевтических и других общественных организаций, специалистов лечебно — профилактических и аптечных учреждений.

2.5. Аттестация специалистов на присвоение квалификационной категории проводится за счет средств учреждений, в которых работают специалисты, профессиональных ассоциаций, а также за счет личных средств по желанию аттестуемого.

Смета расходов на содержание аттестационной комиссии и стоимость аттестации специалиста определяется органом управления здравоохранением, при котором создана аттестационная комиссия.

Оплата работы членов аттестационной комиссии производится в соответствии с действующим законодательством. <*>

<*> В настоящее время действует Постановление Минтруда России от 21.02.93 г. N 7 «Об утверждении коэффициентных ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях, на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании».

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

3.1. Аттестация проводится по месту нахождения комиссии или по месту работы аттестуемого (выездные аттестационные комиссии).

3.2. При аттестации (переаттестации) на присвоение квалификационных категорий специалисту необходимо пройти подготовку на циклах повышения квалификации по аттестуемой специальности в учебных заведениях дополнительного профессионального образования, имеющих государственную лицензию на образовательную деятельность.

3.3. Средний медицинский работник, изъявивший желание пройти аттестацию на квалификационную категорию, представляет в аттестационную комиссию следующие документы:

— заявление;

— аттестационный лист (Приложение 2);

— при аттестации по специальности «стоматология ортопедическая» аттестуемый представляет изготовленные им зуботехнические работы;

— отчет о работе за последний год, утвержденный руководителем учреждения.

(в ред. Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.96 N 100)

3.4. Аттестационная комиссия обязана рассмотреть аттестационные материалы на присвоение квалификационной категории в течение 3-х месяцев со дня их получения.

3.5. Профессиональная компетентность и квалификация специалиста определяются по результатам квалификационного экзамена, который проводится аттестационной комиссией в виде собеседования или системы тестовых заданий, в основе которых должны находится базисные и профессиональные знания в зависимости от занимаемой должности, вопросы медицины катастроф.

3.6. При переаттестации средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, аттестационная комиссия может вынести решение о подтверждении категории, присвоении более высокой, снижении категории или ее снятии.

3.7. Первичная аттестация на квалификационную категорию, аттестация на присвоение более высокой категории, подтверждение высшей квалификационной категории проводится с приглашением специалиста на заседание аттестационной комиссии.

3.8. Подтверждение второй и первой квалификационной категории может проводиться заочно, кроме аттестации по специальности «стоматология ортопедическая».

3.9. Решение о присвоении специалисту соответствующей категории принимается аттестационной комиссией по результатам экзамена большинством голосов и вносится в аттестационный лист (в голосовании должно участвовать не менее 2/3 числа членов комиссии).

При равенстве голосов выносится решение в пользу аттестуемого.

3.10. Специалисты, не выдержавшие аттестационных испытаний, имеют право на повторный экзамен в сроки, установленные аттестационной комиссией.

3.11. Специалисты, не согласные с решением комиссий, имеют право обжаловать это решение в Центральной аттестационной комиссии Минздравмедпрома России по аттестации средних медицинских и фармацевтических работников.

3.12. Каждое заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом.

Решение аттестационной комиссии в течение месяца объявляется приказом органа управления здравоохранением, при котором она создана.

3.13. Специалистам, которым по результатам аттестации (переаттестации) присвоена квалификационная категория, выдается удостоверение установленного образца, которое действительно на всей территории Российской Федерации (Приложение 3). В трудовой книжке делается соответствующая запись.

3.14. Квалификационная категория, присвоенная специалисту, действительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения о ее присвоении.

3.15. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории, работник может письменно обратиться в аттестационную комиссию для прохождения переаттестации.

При отказе специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения 5-летнего срока со дня ее присвоения.

3.16. Досрочная переаттестация средних медицинских работников с целью снижения или снятия имеющейся категории может быть проведена аттестационной комиссией по представлению администрации учреждения. При этом в аттестационную комиссию направляются документы, содержащие обоснование необходимости переаттестации. В этом случае переаттестация проводится с приглашением специалиста на заседание аттестационной комиссии. Приглашенному специалисту выплачиваются командировочные расходы за счет учреждения, администрация которого направила в аттестационную комиссию представление о его досрочной переаттестации.

Если специалист не является на комиссию без уважительной причины, переаттестация может быть проведена в его отсутствие.

Начальник
Управления кадров
А.И.ТОРОПЦЕВ

Приложение N 1 — Утратило силу.

Приложение N 1 — Утратило силу.

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001))

Приложение N 2
к Положению об аттестации
средних медицинских и
фармацевтических работников

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО (ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО) СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО (ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО)

Название аттестационной комиссии _____________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n \r\n АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ\r\n СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО (ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО)\r\n РАБОТНИКА\r\n \r\n 1. Сведения об аттестуемом\r\n \r\n Фамилия, имя, отчество аттестуемого __________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n Год рождения _________________________________________________\r\n Название учреждения и занимаемая должность ___________________\r\n ______________________________________________________________\r\n Образование __________________________________________________\r\n название учебного заведения, год его окончания,\r\n ______________________________________________________________\r\n специальность по образованию\r\n \r\n Формы последипломной подготовки ______________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n когда, где, продолжительность обучения\r\n \r\n ______________________________________________________________\r\n Общий медицинский стаж _______________________________________\r\n Стаж по аттестуемой специальности ____________________________\r\n Сведения о предыдущей аттестации (переаттестации) ____________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n Сведения о трудовой деятельности\r\n (заполняется по трудовой книжке)\r\n \r\n ______________________________________________________________\r\n Месяц и год Должность и наименование\r\n _______________________ учреждения\r\n поступления ухода\r\n \r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n II. Представление администрации\r\n \r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n Руководитель учреждения\r\n Главная медицинская сестра\r\n \r\n III. Решение аттестационной комиссии:\r\n \r\n Присвоить _____________________________ квалификационную\r\n (указать какую)\r\n категорию по специальности ___________________________________\r\n (указать какой)\r\n Подтвердить _______________________ квалификационную категорию\r\n (указать какую)\r\n по специальности ___________________________\r\n (указать какой)\r\n Снять ___________________________ квалификационную категорию\r\n (указать какую)\r\n по специальности _______________________________________\r\n (указать какой)\r\n \r\n Результаты голосования членов аттестационной комиссии\r\n по принятию решения:\r\n Всего присутствовало ___________________ человек.\r\n За ____________ человек. Против ____________ человек.\r\n Воздержалось ____________ человек.\r\n Замечания, предложения аттестационной комиссии ___________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n Председатель аттестационной комиссии\r\n Секретарь аттестационной комиссии\r\n Члены аттестационной комиссии\r\n \r\n \r\n

Приложение N 3
к Положению об аттестации
средних медицинских и
фармацевтических работников

УДОСТОВЕРЕНИЕ

УДОСТОВЕРЕНИЕ\r\n N ____________\r\n \r\n ______________________________________________________________\r\n фамилия, имя, отчество\r\n \r\n ______________________________________________________________\r\n должность аттестуемого\r\n \r\n Решение аттестационной комиссии ______________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n указать название комиссии\r\n \r\n от » » 199… г. протокол N ………..\r\n \r\n присвоена ______________________ квалификационная категория по\r\n специальности ________________________________________________\r\n указать специальность\r\n \r\n Председатель аттестационной\r\n комиссии\r\n \r\n Секретарь аттестационной\r\n комиссии\r\n \r\n Приказ _______________________________________________________\r\n указать название органа (учреждения) здравоохранения\r\n \r\n от » » 199 … г. N ___________________\r\n \r\n Руководитель органа\r\n (учреждения) здравоохранения Печать\r\n

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/316876

Локальные документы, регламентирующие процесс аттестации

Это могут быть Положение об аттестации персонала, Регламент аттестации, Порядок аттестации сотрудников, а также любые другие документы, названные на усмотрение работодателя. Также в список локальных нормативных актов обычно входят графики, аттестационные листы, характеристики персонала и др. документы.

При разработке локального Положения возьмите за основу Положение от 05.10.1973

Главная проблема при создании указанных документов заключается в том, что работодатель при их разработке ориентируется или на собственное понимание оценки или на нормативные правовые акты, не в полной мере учитывающих специфику трудовых отношений. Далее мы рассмотрим, из каких разделов может состоять локальный нормативный акт, посвященный вопросам оценки, и определимся с примерным содержанием этих разделов.

Нормативная база для проведения аттестации сотрудников

Руководитель нашей организации со следующего года планирует проводить периодические аттестации персонала. Подготовку к этой процедуре мы начали уже сейчас. Конечно, в первую очередь нам нужно разработать и утвердить локальные нормативные акты. На какие документы в этой области мы можем ориентироваться?

Основным и при этом самым «свежим» общеотраслевым документом является Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (далее — Положение от 05.10.1973).

Оно утверждено постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973. Этот документ применяется в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ.

Своеобразным методическим пособием для Вас может послужить и постановление ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки».

Также вы можете ознакомиться с рекомендациями, закрепленными различными министерствами и ведомствами, с учетом отраслевой специфики деятельности Вашей компании.

Способы и методы оценки квалификации сотрудников в каждой конкретной компании должны разрабатываться с учетом:

  • специфики ее деятельности,
  • профессионального состава персонала,
  • финансовых возможностей работодателя и многих других факторов.

Универсальные рекомендации по содержанию локального нормативного акта об оценке дать сложно. Поэтому далее мы расскажем об общих правилах процедуры оценки, которые любой работодатель может закрепить в своих нормативных документах.

Полагаем, что начать локальное Положение об аттестации нужно с описания ее целей, задач и принципов.

Словарь кадровика

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ч. 1 ст. 1951 ТК РФ).

Поскольку аттестация — мероприятие затратное, работодатель должен четко прописать ее цели и задачи. Трудовое законодательство позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, который не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами оценки. Именно так мы и рекомендуем сформулировать ее основную цель.

В Положении об оценке можно указать, что целью данной процедуры является установление соответствия трудящегося занимаемой должности или выполняемой работе на основании оценки уровня его квалификации.

История аттестации работников

Оценка персонала была введена в нашей стране в начале 50-х годов XX века. Впервые применена в научно-исследовательских учреждениях и вузах, затем была распространена на коллективы НИИ, учителей школ и педагогов профтехучилищ.

В 70-х годах были приняты нормативные документы, содержащие основы оценки личности. Постановлением Совмина СССР от 26.07.1973 № 531 была введена аттестация руководящих, инженерно-технических коллективов и других специалистов предприятий и организаций:

  • промышленности,
  • строительства,
  • сельского хозяйства,
  • транспорта,
  • связи.

Оценка в тот период определялась как проверка деловой квалификации служащих. Она проводилась систематически и в обязательном порядке на основании постановлений Совета Министров СССР и ведомственных решений. Ее целью назывались повышение эффективности труда и ответственности руководящих, инженерно-технических служащих и других специалистов за порученное дело. А также повышение их деловой квалификации и идейно-политического уровня.

В развитие названного постановления Совмина 5 октября 1973 г. Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике и Госкомитет Совета Министров СССР по вопросам труда и зарплаты утвердили Положение о порядке проведения аттестации руководящих, ИТР и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи.

Основные правила проведения оценки, указанные в этом Положении, были перенесены в более поздние нормативные правовые акты.

Действующее законодательство об аттестации персонала

В настоящее время в Трудовом кодексе РФ оценка трудящихся только упоминается. При этом популярность данной процедуры в нашей стране растет. Ее проведение регулируется множеством нормативных актов, принятых главным образом федеральными органами исполнительной власти и в меньшем количестве — региональными и местными властями.

Ведомственный путь развития данной процедуры привел к тому, что проверка на профессионализм сегодня охватывает:

  • руководителей,
  • специалистов,
  • служащих государственных и муниципальных организаций,
  • рабочих отдельных отраслей экономики.

Интересен выбор профессий, по которым должна проводиться аттестация:

  • сварщики и специалисты сварочного производства,
  • специалисты управляющих компаний и специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов,
  • профессиональные бухгалтеры,
  • аудиторы,
  • специалисты инвестиционных институтов,
  • исполнительные руководители и специалисты предприятий транспорта,
  • спасатели,
  • педагогические и руководящие работники государственных, муниципальных учреждений и организаций образования,
  • служащие бюджетных организаций и др.

Положительные стороны аттестации сотрудников

Также по результатам проведения проверки знаний работодатель может:

  • оценить эффективность работы сотрудников за прошедший период для решения вопроса об их поощрении;
  • определить необходимость повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки отдельных сотрудников;
  • составить карьерные планы, получить дополнительную информацию об их способностях и предпочтениях;
  • выявить кандидатуры в кадровый резерв и др.

В конечном счете проверка знаний приводит к принятию решений:

  • о сохранении за трудящимся прежней должности,
  • о продвижении его по служебной лестнице,
  • о необходимости повышения квалификации, обучения или переобучения;
  • об увольнении (в случае признания его квалификации не соответствующей занимаемой должности).

Оценка также позволяет работодателю:

  • изучить потенциальные возможности и способности персонала;
  • выявить недостатки их подготовки и обучения;
  • проверить правильность нынешней кадровой политики и др.

Конечно же, недопустимо, чтобы скрытой целью проведения аттестации было увольнение неугодных сотрудников. В случае спора такое увольнение может быть признано незаконным и необоснованным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Задачи аттестации работников

Что касается задач аттестации, то обычно они отражают отраслевую или профессиональную специфику деятельности организации.

Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 № 284, в числе таких задач называет «рациональное использование образовательного и творческого потенциала работников».

Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209.

«Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий».

В Документе об аттестации могут быть указаны следующие задачи:

  • объективная, всесторонняя и полная оценка результатов трудовой деятельности и установление их соответствия занимаемым должностям;
  • формирование высококвалифицированного кадрового состава организации, стимулирование его профессионального роста;
  • выявление персонала, уровень квалификации которых позволяет зачислить их в кадровый резерв на повышение в должности;
  • определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки.

Полагаем, что определение целей и задач аттестации не должно носить формального характера.

Нужны ли принципы аттестации сотрудников

Начали разрабатывать Положение об аттестации в нашей компании и споткнулись уже на первом разделе, который решили назвать «Общие положения». Нужно ли прописывать здесь принципы оценки, как это сделано в советских нормативных актах?

Решение этого вопроса остается на усмотрение работодателя. В первой главе локального акта действительно могут быть сформулированы принципы. Они призваны напомнить сторонам трудовых отношений о сути и основной цели аттестационных мероприятий.

Закрепить эти принципы в документах компании помогут пункты нормативных документов. Кроме того, именно принципы нередко становятся ориентирами в спорных ситуациях и при отсутствии соответствующего нормативного регулирования.

Принципы аттестации персонала

Так, в Положении от 05.10.1973 названы следующие принципы:

  • периодичность (один раз в три — пять лет);
  • обязательность для персонала, чьи должности включены в специальный перечень либо указаны в правовых актах;
  • гласность, т. е. ознакомление с порядком и методикой проведения, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц;
  • объективность, проявляющаяся в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов и в возможности обжалования ее решений, в использовании достаточно полной системы показателей трудовой деятельности.

В современных правовых актах устанавливаются новые принципы.

Например, Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, определяет, что проверка знаний строится на основе принципа непрерывности обучения, реализуемого при проведении аттестации:

  • первичной (не позднее одного месяца при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации; при переходе из одной организации в другую),
  • периодической (один раз в пять лет),
  • внеочередных проверок знаний.

Представляется, что данный принцип характерен для проверки знаний в целом. Он находит выражение в цикличности проверок и оценки деловых качеств сотрудников, в условной оценке. При ней деловые качества подлежат повторной проверке после повышения квалификации и приобретения дополнительных знаний и навыков.

Принцип информационной открытости гражданской службы при аттестации служащих

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе) впервые закрепляет ряд мер, направленных на реализацию принципа информационной открытости гражданской службы.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — Положение № 110), утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110.

Согласно ему в состав комиссии обязательно должны включаться представители научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов по вопросам гражданской службы. Причем их число должно составлять не менее четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным (ст. 17).

Вместе с тем ст. 15 Закона о госслужбе вводит определенные ограничения при реализации принципа информационной открытости. Установлено, что гражданский служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию.

Дифференциация требований, предъявляемых к аттестуемому персоналу

Другим принципом современной проверки знаний является дифференциация требований, предъявляемых к тестируемым.

Так, в соответствии со ст. 2 Положения № 110 тестирование проводится на основе оценки профессиональной служебной деятельности. Следовательно, в ходе его могут быть заданы только те вопросы, которые относятся к его профессиональной деятельности, ограниченной рамками трудовой функции. При этом члены комиссии должны руководствоваться содержанием таких локальных нормативных актов, как:

  • должностные инструкции,
  • инструкции по охране труда,
  • положения о структурных подразделениях,
  • правила внутреннего трудового распорядка,
  • другие местные правила, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности тестируемого.

В случае отсутствия локальных документов, характеризующих полномочия госслужащего, проверка знаний может быть признана незаконной.

Так, Красноярский районный суд Астраханской области, рассматривая законность увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, пришел к следующему выводу оценка не состоятельна. На момент проведения тестирования комиссия не могла решать вопрос о соответствии либо несоответствии служащего занимаемой должности, о его деловых качествах, поскольку круг его должностных обязанностей не был определен ни одним документом.

И, несомненно, одним из основных принципов оценки был и должен остаться принцип демократизма. В настоящее время он заключается в участии представителей коллектива во всех этапах проверки знаний. Не только при разработке и принятие локального акта, подготовку и собственно проведение, но и принятие решений по ее результатам.

Этот принцип воплощен в норме об обязательности включения представителя выборного органа первичной профсоюзной организации в состав аттестационной комиссии (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Кстати, если в вашей организации нет профсоюза, но есть другой представительный орган коллектива, то в локальном акте может быть закреплено обязательное его участие в проведении тестирования.

Периодичность и сроки проведения аттестации сотрудников

Особое внимание при разработке Положения следует уделить периодичности и срокам ее проведения.

Так, в Положении от 05.10.1973 указано, что проверка знаний проводится периодически, один раз в три — пять лет. Полагаем, что в локальном нормативном акте необходимо определить конкретную периодичность (например, «один раз в четыре года») или частоту проведения («не чаще одного раза в четыре года»).

Дата начала проведения аттестации сотрудников

Ответ на этот вопрос важен для соблюдения интервалов между данными мероприятиями. Желательно, чтобы дата начала была закреплена в создаваемом ЛНА. Это может быть день издания приказа о проведении проверки знаний или дата, указанная в таком приказе.

Далее следует определить сроки ее проведения и утверждения результатов. Здесь необходимо принять во внимание многие факторы: количество аттестуемых сотрудников, их должностной состав, уровень квалификации, количество и состав комиссии и др.

Не забывайте и про работу по оформлению документов! Кадровой службе в этот период приходится составлять множество документов:

  • графики,
  • аттестационные листы,
  • анкеты,
  • опросники,
  • протоколы,
  • отчеты и т. д.

На их создание и обработку нужно отвести определенное время.

Не исключен и такой вариант, что в локальном акте конкретные сроки указаны не будут. Например, руководитель организации каждый раз при издании приказа о ее проведении будет определять сроки, исходя из конкретных условий. В этом случае в локальном акте необходимо указать, что все процедурные сроки называются в приказе о проведении оценки.

Аттестация коллектива вне графика

Я изучила много положений об аттестации, как утвержденных нормативными правовыми актами, так и локальных, разработанных в отдельных компаниях. Никак не могу понять: законно ли проводить в коммерческой организации не только очередные тестирования коллектива в соответствии с утвержденными планами и графиками, но и внеочередные или досрочные?

Полагаем, что работодатель может закрепить возможность проведения таких проверок знаний в своем локальном акте. Но нужно очень внимательно подойти к формулированию причин и оснований для них. Как мы уже упоминали, незаконно проводить тестирование (тем более досрочно или вне очереди) в целях увольнения определенных сотрудников.

Какие законные основания могут быть для внеочередной или досрочной проверки? Например, выдвижение его кандидатуры на вышестоящую должность. Или же заявление самого трудящегося с просьбой о повышении или направлении на обучение.

Работники, подлежащие аттестации

В ЛНА об аттестации пропишите сроки ознакомления коллектива со всеми аттестационными документами, а также оговорите сроки представления документов на аттестуемых ответственными за это сотрудниками.

В локальном акте работодателя должны быть четко определены категории аттестуемых сотрудников и тех, кто проверке знаний не подлежит. Информация к размышлению для работодателя:

  1. Можно проводить оценку рабочих.
    В то же время, полагаем, делать это имеет смысл только в отношении тех сотрудников, труд которых является квалифицированным. То есть когда для выполнения трудовых обязанностей требуется наличие определенных знаний, навыков и умений: именно они в совокупности с результатами работы будут оцениваться в ходе процедуры.
  2. Можно указать, что тестированию подлежат только трудящиеся, занимающие определенные должности.
  3. Можно закрепить, что тестированию подлежат все члены коллектива, за исключением отдельных категорий, указанных в ЛНА.

Какие сотрудники не подлежат аттестации

Это работодатель определяет самостоятельно. Традиционно в локальных нормативных актах указывается, что проверке знаний не подлежат:

  1. беременные женщины;
  2. женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), и другие, воспитывающие указанных детей без матери;
  3. сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее определенного периода, например одного года.
  4. сотрудники, повысившие квалификацию или прошедшие профессиональную переподготовку — в течение определенного периода с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
  5. сотрудники, избранные на должность или назначенные на нее по конкурсу — в течение определенного периода с момента назначения или проведения конкурса;
  6. работники, с которыми заключены срочные трудовые договоры определенной продолжительности;
  7. работники, достигшие пенсионного возраста, и др.

Аттестация работников-совместителей и некоторых иных категорий

Прописываем запрет на проведение тестирования в отношении определенных категорий коллектива. Попадают ли в эту группу внутренние совместители и сотрудники, временно переведенные на другую должность?

Для указанных категорий можно предложить следующие решения.

Сотрудники организации, работающие в ней по совместительству (внутренние совместители), тестируются одновременно по двум должностям. Внешние совместители могут проходить тестирование наряду с основными.

В случае временного перевода сотрудника на другую работу он тестируется по своей основной должности.

Запрет на тестирование отдельных категорий закреплен некоторыми правовыми источниками.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/585162-red-attestatsiya-rabotnikov

Методическая разработка на тему: Положение об аттестации педработника на соответствие занимаемой должности.

ПРИНЯТО:

на Совете педагогов

МДОБУ детского сада № 3КВ,

протокол № ____ от _______2014 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОБУ детским садом № 3 КВ ________________Е.В.Зайцева

Приказ № ___ от ________2014 г.

Положение об аттестации педагогических работников

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада № 4 комбинированного вида (МДОБУ детского сада № 4 КВ) (далее – Положение, организация) с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее – аттестация).

1.2. Нормативной основой для аттестации педагогических работников являются:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— настоящее Положение.

1.3. Аттестация проводится на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников.

1.4. Аттестации в обязательном порядке подлежат педагогические работники организации, не имеющие квалификационных категорий (первой или высшей), включая педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность помимо основной работы, а также по совместительству, кроме педагогических работников, указанных в пункте 1.8 данного Положения.

1.5. Сроки проведения аттестации.

1.5.1. Аттестация проводится один раз в пять лет.

1.5.2. В случаях, когда у руководителя организации (далее – руководитель) имеются основания для осуществления оценки профессиональной деятельности педагогического работника в межаттестационный период (жалобы на качество образования, воспитания и др.), руководитель вправе принять решение о проведении внеочередной аттестации педагогического работника, в том числе независимо от наличия у него первой или высшей квалификационной категории, по правилам, предусмотренным настоящим Положением.

1.6. Основными задачами аттестации являются:

— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста;

— определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

— повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

— учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.

1.7. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

1.8. Аттестации не подлежат следующие педагогические работники:

а) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в данной организации;

б) беременные женщины;

в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

д) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1.8 данного Положения, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1.8 данного Положения, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

2. Аттестационная комиссия

2.1. Аттестацию педагогических работников осуществляет аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая организацией.

2.2. Формирование, структура и состав аттестационной комиссии.

2.2.1. Аттестационная комиссия создается распорядительным актом руководителя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии и формируется из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа), представителей коллегиальных органов управления организации.

2.2.2. Руководитель организации не может являться председателем аттестационной комиссии.

2.2.3. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое аттестационной комиссией решение.

2.2.4. Численный состав аттестационной комиссии – не менее 3 человек.

2.2.5. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя.

2.2.6. Срок действия аттестационной комиссии составляет 1 год.

2.2.7. Полномочия отдельных членов аттестационной комиссии могут быть досрочно прекращены приказом руководителя по следующим основаниям:

— невозможность выполнения обязанностей по состоянию здоровья;

— увольнение члена аттестационной комиссии;

— неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей члена аттестационной комиссии.

2.3. Председатель аттестационной комиссии:

— руководит деятельностью аттестационной комиссии;

— проводит заседания аттестационной комиссии;

— распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;

— определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов;

— организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, связанных с вопросами их аттестации;

— подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— контролирует хранение и учет документов по аттестации;

— осуществляет другие полномочия.

2.4. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.

2.5. Заместитель председателя аттестационной комиссии:

— исполняет обязанности председателя в его отсутствие (отпуск, командировка и т.п.);

— участвует в работе аттестационной комиссии;

— проводит консультации педагогических работников;

— рассматривает обращения и жалобы аттестуемых педагогических работников, связанные с вопросами их аттестации;

— подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— осуществляет другие полномочия.

2.6. Секретарь аттестационной комиссии:

— подчиняется непосредственно председателю аттестационной комиссии;

— организует заседания аттестационной комиссии и сообщает членам комиссии о дате и повестке дня ее заседания;

— осуществляет прием и регистрацию документов (представления, дополнительных собственных сведений педагогического работника, заявления о несогласии с представлением);

— ведет и оформляет протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— обеспечивает оформление выписок из протокола заседания аттестационной комиссии;

— участвует в решении споров и конфликтных ситуаций, связанных с аттестацией педагогических работников;

— обеспечивает хранение и учёт документов по аттестации педагогических работников;

— подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии, выписки из протокола;

— осуществляет другие полномочия.

2.7. Члены аттестационной комиссии:

— участвуют в работе аттестационной комиссии;

— подписывают протоколы заседаний аттестационной комиссии.

2.8. Порядок работы аттестационной комиссии.

2.8.1. Заседания аттестационной комиссии проводятся в соответствии с графиком аттестации, утвержденным руководителем.

2.8.2. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

2.9. К документации аттестационной комиссии относятся:

— приказ руководителя о составе, графике заседаний аттестационной комиссии;

— протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— документы по аттестации педагогических работников в составе личных дел (представление, выписка из протокола заседания аттестационной комиссии);

— журналы регистрации документов: 1) журнал регистрации представлений на аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности; 2) журнал регистрации письменных обращений педагогических работников.

3. Подготовка к аттестации.

3.1. Решение о проведении аттестации педагогических работников принимается руководителем. Руководитель издает соответствующий распорядительный акт, включающий в себя список работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.

3.2. В графике проведения аттестации указываются:

— ФИО педагогического работника, подлежащего аттестации;

— должность педагогического работника;

— дата и время проведения аттестации;

— дата направления представления руководителя в аттестационную комиссию.

3.3. Представление руководителя на педагогического работника.

3.3.1. Проведение аттестации педагогических работников осуществляется на основании представления работодателя в аттестационную комиссию.

3.3.2. В представлении руководителя должны содержаться следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество;

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и квалификация по направлению подготовки;

д) информация о прохождении повышения квалификации;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности и (или) профессиональных стандартов, в том числе в случаях, когда высшее или среднее профессиональное образование педагогических работников не соответствует профилю преподаваемого предмета либо профилю педагогической деятельности в организации, участия в деятельности методических объединений и иных формах методической работы.

3.3.3. Педагогический работник с представлением должен быть ознакомлен руководителем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении руководителя.

3.3.4. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением руководителя составляется соответствующий акт, который подписывается руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт.

4. Проведение аттестации.

4.1. Педагогический работник должен лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии.

4.2. В случае невозможности присутствия работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения.

4.3. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

4.4. Оценка деятельности аттестуемого.

4.4.1. Аттестационная комиссия рассматривает сведения о педагогическом работнике, содержащиеся в представлении руководителя, заявление аттестуемого с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением руководителя, а также дает оценку соответствия педагогического работника квалификационным требованиям по занимаемой должности.

4.4.2. Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

4.4.3. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. Квалификационные испытания считаются успешно пройденными, если педагогический работник ответил правильно на 2/3 вопросов.

4.4.4. Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать педагогическому работнику вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей.

4.4.5. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания аттестационной комиссии (далее – протокол), в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится у руководителя.

4.5. Порядок принятия решений аттестационной комиссией.

4.5.1. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

— соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

— соответствует занимаемой должности (указывается должность работника) при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

— не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

4.5.2. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

4.5.3. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник соответствует занимаемой должности.

4.5.4. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

4.5.5. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

4.5.6. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций, педагогический работник не позднее чем через год со дня проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается приказом руководителя образовательной организации.

4.6. Аттестационный лист и выписка из приказа, предоставляются для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Аттестационный лист, выписка из приказа, хранятся в личном деле педагогического работника. По письменному заявлению педагогического работника работодателем может быть выдана заверенная копия аттестационного листа.

4.7. Решения, принимаемые руководителем.

4.7.1. Результаты аттестации работника представляются руководителю не позднее чем через три дня после ее проведения.

4.7.2. В случае признания педагогического работника соответствующим занимаемой должности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации руководитель принимает меры к направлению его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации в срок не позднее одного года после принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

4.7.3. По завершению обучения педагогический работник представляет в аттестационную комиссию отчет об освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

4.7.4. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у руководителя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

4.8. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.9. Аттестационная комиссия образовательной организации по представлению руководителя вправе выносить рекомендации о возможности приема на работу на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, как это установлено пунктом 9 «Общих положений» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 06.10.2010, регистрационный № 18638.

4.10. Подведение итогов аттестации.

После проведения аттестации педагогических работников ежегодно издается распоряжение (или иной акт) руководителя, в котором рассматриваются результаты аттестации, утверждается план мероприятий, направленных на улучшение эффективности работы педагогических работников организации, выполнение предложений работников, поступивших в ходе аттестации.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/10/22/polozhenie-ob-attestatsii-pedrabotnika-na-sootvetstvie

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *