Положение о формирование цены

Основные элементы цены представлены на рис. 1.

Рис. 1. Элементы цены

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.

Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Существуют три основные цели ценовой политики:

  • обеспечение выживаемости;
  • максимизация прибыли;
  • удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.

Удерживание рынка заключается в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

На систему ценообразования, а соответственно, на ценовую политику предприятия оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:

  • изменение покупательной способности рубля;
  • курсы иностранных валют к рублю.

Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность — они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.

Различают затратные и параметрические методы ценообразования (рис. 2).

Рис. 2. Методы ценообразования

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования — на учете технико-экономических параметров товаров.

Ценовой метод издержек — способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется обоснованная фирмой прибыль (табл. 1).

Таблица 1. Формирование цен на основе всех затрат

Элемент цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Прямые затраты (всего)

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных производственных рабочих

прочие прямые затраты

Косвенные затраты

Всего затрат

Прибыль

Рентабельность (к затратам), %

Выручка от реализации (цена изделия)

720,00

360,00

292,50

67,50

285,00

1005,00

150,00

14,50

1155,00

517,50

247,50

217,50

52,50

465,00

982,50

90,00

9,20

1072,50

690,00

307,50

210,00

172,50

525,00

1215,00

105,00

8,60

1320,00

Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован.

Ценовой метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных (табл. 2).

Таблица 2. Формирование цен на основе стандартных издержек

Элемент

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Стандарт

Отклонение

Стандарт

Отклонение

Стандарт

Отклонение

Прямые затраты (всего)

В том числе:

+30

+7,5

–45

сырье и материалы

+15

-22,5

–7,5

заработная плата основных производственных рабочих

+7,5

+7,5

–15

прочие прямые затраты

+7,5

+22,5

–22,5

Косвенные затраты

+15

–15

+30

Всего затрат

+45

97,5

–7,5

–15

Прибыль

+45

97,5

–7,5

–15

Выручка от реализации (цена изделия)

1072,5

Примечание. «+» — экономия, «–» — перерасход.

Преимущество данного метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.

Ценовой метод стандартных издержек, в отличие от простого отражения затрат, дает возможность пофакторного их анализа.

Ценовой метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам (табл. 3).

Таблица 3. Формирование цен методом прямых издержек

Элемент цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Выручка от реализации (цена изделия)

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных производственных рабочих

прочие прямые затраты

Итого прямые затраты

Покрытие (валовая прибыль)

Рентабельность (валовая прибыль к прямым затратам)

Косвенные затраты

1055,0

360,0

292,5

67,5

720,0

435,0

60%

285,0

1072,5

247,5

217,5

52,5

517,5

555,0

107%

465,0

1320,0

307,5

210,0

172,5

690,

630,0

91%

525,0

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат (табл. 4). Этот метод позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует проведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению их рентабельности.

Таблица 4. Формирование цен методом стандартных прямых издержек

Элемент цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Стандарт

Отклонение

Стандарт

Отклонение

Стандарт

Отклонение

Выручка от реализации (цена продукции)

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных производственных рабочих

прочие прямые затраты

Итого прямые затраты

Покрытие (валовая прибыль)

+15

+7,5

+7,5

+30

+30

1072,5

547,5

–22,5

+7,5

+22,5

+7,5

+7,5

–7,5

–15

–22,5

–45

–45

Рентабельность (валовая прибыль к затратам)

54%

104%

105%

Примечание. «+» — прибыль-экономия; «–» — убыток-перерасход.

Ценовой метод стандартных прямых издержек позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям.

Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К ним относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии (табл. 5).

Таблица 6. Параметрические методы ценообразования

Метод

В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФАС России направляет информацию о некоторых вопросах применения указанного постановления Правительства Российской Федерации.

Государственное регулирование цен на товары, работы, услуги (далее — продукция), поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по государственному оборонному заказу, осуществляется в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее — Положение N 1465).

Основные требования к государственным контрактам (контрактам), заключаемым в целях исполнения государственного оборонного заказа, определены Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275 (далее — Положение N 1275).

В соответствии с пунктом 16 Положения N 1275 в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в соответствии с Положением N 1465. При этом в зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:

а) устанавливать твердую цену государственного контракта — в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;

б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, — в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;

в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта — в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.

Согласно пункту 17 Положения N 1275 в случае если в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена на продукцию и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в пункте 15 Положения N 1275.

В случае если в указанном государственном контракте устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену. Одновременно с определением значения фиксированной цены на продукцию устанавливается твердая цена государственного контракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование цены государственного контракта с указанием и обоснованием применяемого метода расчета цены, а также прогнозную цену на продукцию, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

В случае формирования цены продукции с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте (контракте), следует указывать предусмотренные пунктом 33 Положения N 1465:

а) перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;

б) перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», для календарных лет, следующих за базовым годом, могут быть определены затратным методом с учетом планируемых и (или) фактических расходов головного исполнителя (исполнителя);

в) перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым не индексируются, а рассчитываются для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой цены единицы продукции.

В соответствии с пунктом 43 Положения N 1465 в случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену с учетом пунктов 46 — 52 Положения N 1465.

Условиями государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются предельное значение цены государственного контракта и формула цены.

В соответствии с пунктом 44 Положения N 1465 условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, установленной государственным контрактом.

Таким образом, в государственном контракте (контракте), заключенном с применением ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, необходимо устанавливать постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную цену с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе:

— перечень статьей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;

— перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки;

— перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;

— иные согласованные сторонами государственного контракта (контракта) условия перевода соответствующего вида цен в фиксированную цену, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В связи с изложенным ФАС России считает целесообразным предусмотреть соответствующие положения в типовых формах государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками в целях исполнения государственного оборонного заказа.

А.Б. Кашеваров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *