Покупка программного обеспечения за границей

Содержание

Публичная оферта
об оказании услуг по обеспечению информационно-технологического взаимодействия

В настоящей оферте (далее — Оферта) содержатся условия заключения Договора об оказании услуг по обеспечению информационно-технологического взаимодействия (далее по тексту — Договор) при получении сведений о наличии начислений в федеральных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации и совершении оплаты в пользу органов государственной власти с использованием системы ООО «Расчетные системы», доступной по адресу местонахождения сайта: (далее — Сайт).

Совершение указанных в настоящей Оферте действий является подтверждением согласия физического лица заключить Договор на условиях, в порядке и объеме, изложенных в настоящей Оферте.

Изложенный ниже текст Оферты является адресованным физическим лицам официальным публичным предложением ООО «Расчетные системы» заключить Договор в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор считается заключенным и приобретает силу с момента совершения физическим лицом действий, предусмотренных в настоящей Оферте и означающих безоговорочное принятие физическим лицом всех условий настоящей Оферты без каких-либо изъятий или ограничений на условиях присоединения.

Термины и определения

Организатор — ООО «Расчетные системы» (ИНН: 7842438895), обеспечивающее информационно-технологическое сопровождение при получении сведений о наличии начислений в федеральных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации и Оплате государственных услуг.

Система — комплекс программно-аппаратных, технических, организационных и иных средств Кредитной организации, администрируемый Организатором, используемый для оказания Услуги, и доступный для Пользователя через пользовательский интерфейс Сайта.

Услуга — услуга Организатора по обеспечению информационно-технологического взаимодействия при осуществлении обращений Пользователя к функционалу Системы.

Пользователь — полностью дееспособное физическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтвердившее свое намерение пользоваться услугами Организатора и использовать функционал Системы при получении сведений о наличии начислений в федеральных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации и осуществлении Оплаты государственных услуг, путем присоединения к настоящей Оферте (акцепте настоящей Оферты).

Оплата государственных услуг — оплата услуг государственных/муниципальных органов, а также оплата налогов, сборов, штрафов, сумм задолженностей перед бюджетной системой РФ.

Получатель платежа — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, бюджетное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, осуществляющие деятельность по оказанию Государственных услуг непосредственно конечному потребителю (Пользователю).

Персональные данные — следующие данные о Пользователе: фамилия, имя, отчество, данные о месте жительства, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший такой документ, место рождения, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, номер мобильного телефона, адрес электронной почты.

Кредитная организация — ООО НКО «МОБИ.Деньги» (ИНН: 7750005852).

Операторы — ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «Ростелеком».

Компании — ПАО «ВТБ24», АО «Тинькофф банк», которые обеспечивают принятие в оплату карт Международных Платежных Систем VISA International, MasterCard Worldwide.

Участники расчетов — Кредитные организации, Операторы, Компании, Пользователи, Организатор, Получатели платежей, иные лица, взаимодействующие при осуществлении расчетов с использованием Системы.

Предмет Договора

  • 1.1. Предметом Договора, заключаемого Пользователем путем присоединения к настоящей Оферте через совершение действий, предусмотренных настоящей Офертой, является оказание Организатором Пользователю Услуги в рамках Договора.

  • 1.2. В рамках оказания Услуги Пользователь имеет возможность получить сведения о наличии у него начислений в федеральных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации и осуществить Оплату государственных услуг с использованием функционала Системы. Функционал Системы может быть изменен Организатором в одностороннем порядке. Организатор не становится обязанным по обязательствам, имеющим место между Пользователями и Получателями платежа.

  • 1.3. Принимая условия Договора, Пользователь тем самым дает Организатору свое согласие на обработку, обезличивание, трансграничную передачу Персональных данных Пользователя, включая передачу сведений о нем третьим лицам с целью исполнения Договора, а также исполнения других договоров, заключаемых Организатором, направленных на исполнение Договора.

    При этом Пользователь согласен, что обработка его Персональных данных в целях исполнения Договора осуществляется Организатором путем их сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, распространения (в том числе передачи), обезличивания, блокирования, уничтожения в различных формах, требуемых для исполнения Организатором обязательств по Договору. Настоящим Пользователь также дает согласие на передачу любых Персональных данных, предоставленных Организатору по Договору, третьим лицам, в том числе, включая, но не ограничиваясь: ООО НКО «МОБИ.Деньги» и АО «МОБИ.Деньги» (ИНН: 7701826119) в целях исполнения Договора.

    Во исполнение условий Договора Пользователь доверяет Организатору от его имени совершать действия по получению информации о начислениях (штрафах, задолженностях), размещенной в информационных системах и на сайтах государственных ведомств (в том числе на портале Госавтоинспекции: https://гибдд.рф), с правом размещения полученной информации на Сайте с целью предоставления ее Пользователю, а также выполнять иные действия и формальности, связанные с настоящим поручением.

    Согласие Пользователя на обработку (в том числе передачу) его Персональных данных действует в течение срока действия Договора, а также в течение 3 (трех) лет по истечении срока действия Договора, при этом такое согласие Пользователя может быть отозвано путем направления в письменной форме заявления по адресу местонахождения Организатора (Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 39). Все понятия и термины, используемые в Договоре, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных».

    Пользователь, действуя своей волей и в своём интересе, даёт своё согласие Организатору на использование информации о целевых действиях Пользователя, предусмотренных настоящей Офертой, в том числе п.1.2. Оферты, для целей совершения рекламной или информационной рассылки на адрес электронной почты или номер мобильного телефона (в том числе push- или sms-сообщений).

  • 1.4. В рамках оказания Услуг на Сайте Организатор предоставляет Пользователю возможность с помощью Сайта, осуществить сохранение реквизитов банковских карт Пользователя (далее — Привязка), с целью предоставления возможности последующего использования их при оказании Услуг Организатором во исполнение Договора.

    • 1.4.1. Выполнение Пользователем действий на Сайте, путем нажатия кнопки «Сохранить» или аналогичной ей кнопки, в зависимости от используемой формы Сайта, в процессе осуществления Оплаты государственных услуг, означает согласие Пользователя на передачу Кредитной организации и Организатору идентифицирующих Пользователя данных в целях реализации Привязки банковской карты.

    • 1.4.2. Пользователь признает действия Организатора и Кредитной организации, направленные на списание денежных средств при использовании реквизитов банковской карты Пользователя, привязанной к Сайту в порядке, предусмотренном п.1.4.1. настоящей Оферты при оплате государственных на сайте, выполненными с его согласия.

    • 1.4.3. Совершая действия по Привязке банковской карты, Пользователь подтверждает в соответствии с п.3 ст. 438 ГК РФ свое согласие с настоящей Офертой.

  • 1.5. Порядок взаимодействия Пользователя с Кредитной организацией, Операторами и Получателями платежей при осуществлении Оплаты государственных услуг и использовании Системы определяется в соответствии с отдельными договорами между Пользователем, Кредитной организацией, Оператором и Получателем платежа.

  • 1.6. Принимая условия данного договора, Пользователь также принимает условия оферты Кредитной организации, опубликованной по адресу: http://www.nkomobi.ru/Files/public_offer_eds.pdf.

  • 1.7. Пользователь самостоятельно несет ответственность за достоверность и правильность указания информации о Получателе платежа и суммы платежа на Сайте. В случае недостоверности обозначенной информации, Организатор не несет ответственности за ненадлежащее исполнение Пользователем своих обязательств перед Получателем платежа.

  • 1.8. Организатор обеспечивает конфиденциальность любой информации, полученной от Пользователя в рамках исполнения Договора.

  • 1.9. Участники расчетов вправе взимать комиссию с Пользователей, размер комиссии устанавливается Участниками расчетов самостоятельно. Об общей сумме комиссии, подлежащей оплате Пользователем при осуществлении Оплаты государственных услуг, Пользователь информируется на Сайте перед началом использования Услуги.

  • 1.10. Доступ к информационно-технологическому взаимодействию при совершении Оплаты государственных услуг с использованием Системы может быть приостановлен или прекращён Организатором по инициативе Организатора в случаях:

    • 1.10.1. При обнаружении существенных неисправностей, ошибок и сбоев, а также в целях проведения профилактических работ и предотвращения случаев несанкционированного доступа к Системе;

    • 1.10.2. При невозможности установления и/или поддержания технологического и информационного взаимодействия с Получателем платежа, Кредитной организацией, Операторами, Компаниями по причинам, не зависящим от Организатора;

    • 1.10.3. При наличии обоснованных предположений о возможных фактах мошенничества либо иной незаконной деятельности, связанной с Системой, до момента выяснения/урегулирования спорной ситуации. Такая приостановка, направленная на защиту прав и интересов Организатора, Участников расчетов, не является нарушением настоящего Договора и не может служить основанием для применения имущественных санкций и иных негативных последствий для Организатора;

    • 1.10.4. При нарушении Пользователем порядка использования инфраструктуры Системы;

    • 1.10.5. При нарушении Пользователем положений настоящей Оферты или иной договоренности между Пользователем и Организатором;

    • 1.10.6. При попытке внесения Пользователем своими силами или с привлечением третьих лиц каких-либо изменений в программное обеспечение Системы;

    • 1.10.7. В других случаях, когда деятельность Пользователя связанной с использованием Системы может повлечь убытки для Организатора, Участников расчетов или третьих лиц.

  • 1.11. Организатор оставляет за собой право требовать от Пользователя предъявления документов, удостоверяющих личность (независимо от наличия статуса идентифицированного пользователя) и/или иных документов и необходимых Организатору разъяснений, в случаях:

    • 1.11.1. В случае, когда у Организатора есть основания полагать, что Пользователь нарушает условия настоящего Договора, законодательство РФ, права и законные интересы Организатора, Кредитной организации и/или иных третьих лиц, или предоставил недостоверные данные о себе и/или о Получателе платежа;

    • 1.11.2. В иных случаях по усмотрению Организатора.

Ответственность

  • 2.1. Обязательства Организатора в рамках Соглашения ограничиваются предоставлением Услуг, предусмотренных настоящим Соглашением. Организатор не является стороной сделки, заключенной между Пользователями и Получателями платежа, и соответственно:

    • не регулирует и не контролирует соответствие сделки требованиям Закона и иных правовых актов Российской Федерации, ее условия, а равно факт и последствия заключения, исполнения и расторжения сделки, в том числе в части возврата оплаты по такой сделке;
    • не рассматривает претензии Пользователей, касающиеся неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателями денежных средств их обязательств по сделке.
  • 2.2. Организатор не отвечает за временную неработоспособность, неисправности, ошибки и сбои в работе программных и/или аппаратных средств, принимающих Оплату государственной услуги посредством Системы, а также за связанные с этим убытки Пользователя.

  • 2.3. Организатор не несет ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение и/или ненадлежащее исполнение произошло по вине Пользователя и/или иных Участников расчетов.

  • 2.4. Организатор не несет ответственности за какие-либо убытки и/или упущенную выгоду Пользователя и/или третьих лиц, утрату или искажение информации в результате использования Системы.

  • 2.5. Организатор не отвечает за убытки Пользователя, возникшие в результате неправомерных действий третьих лиц.

  • 2.6. В случае если Пользователь не указал/неверно указал Персональные данные при регистрации, Организатор не отвечает за убытки Пользователя, понесенные в результате совершения операций по Оплате государственной услуги посредством Системы вследствие невозможности идентификации Пользователя.

  • 2.7. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Договору, если таковое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после вступления в силу Договора, в результате событий чрезвычайного характера, которые не могли быть предвидены и предотвращены разумными мерами.

  • 2.8. В других случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • 2.9. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящей Оферты, подлежат разрешению с соблюдением досудебного претензионного порядка.

    • 2.9.1. Претензии и иные юридически значимые сообщения (далее — обращения Пользователя) могут быть направлены Пользователем одним из нижеперечисленных способом:

      • посредством электронного обращения через Сайт Организатора;
      • ценным письмом с описью вложения по адресу места нахождения Организатора;
      • передача лично Организатору под роспись либо по передаточному акту.
    • 2.9.2. Организатор рассматривает обращения Пользователя в течение 30 календарных дней с даты их приема и направляет ответ по указанным в обращении Пользователя реквизитам.

  • 2.10. Организатор вправе запросить у Пользователя надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие факты, указанные в обращении Пользователя, а также иные документы, необходимые для его рассмотрения.

Привязка банковской карты

  • 3.1. Привязка банковской карты позволяет Пользователю оплачивать государственные и муниципальные услуги на Сайте банковской картой без повторного ввода реквизитов.

  • 3.2. Привязка банковской карты допускает сохранение за одним Пользователем нескольких банковских карт.

  • 3.3. После осуществления Привязки и при последующей оплате на Сайте Пользователь может использовать все банковские карты, привязанные посредством Системы.

  • 3.4. Для Оплаты государственных услуг Пользователь выбирает одну из привязанных карт.

  • 3.5. Непосредственное списание денежных средств осуществляется Кредитной организацией.

  • 3.6. Организатор не хранит и не обрабатывает данные банковских карт Пользователей, предоставляя только возможность сохранения реквизитов (Привязку) с использованием Системы, в соответствии с п.1.4. настоящей Оферты, в целях оказания Услуг по Договору.

  • 3.7. Пользователь вправе в любое время отказаться от Привязки банковской карты, выполнив следующие действия: на Сайте Пользователь заходит в Личный кабинет и напротив привязанной карты нажимает «Удалить».

Срок действия Договора

  • 4.1. Договор считается заключенным на условиях настоящей Оферты и вступает в силу с момента совершения Пользователем действий, направленных на фактическое использование Системы, предусмотренных п. 4.2. Договора, и действует в течение 6 (шести) лет.

  • 4.2. Последовательное заполнение необходимых форм в соответствующих разделах на Сайте, ознакомление с условиями настоящей Оферты и принятие данных условий путем выбора опции «Принимаю условия» и/или нажатия на Сайте кнопки «Оплатить» и/или «Найти» и/или аналогичной им, в зависимости от используемой формы Сайта, является акцептом настоящей Оферты.

  • 4.3. Совершение Пользователем действий, предусмотренных п. 4.2. настоящей Оферты, считается полным и безоговорочным принятием Пользователем всех без исключения условий настоящей Оферты и заключением между Пользователем и Организатором Договора на условиях настоящей Оферты.

    Пользователь уведомляется о прекращении действия или об изменении условий Договора путем опубликования соответствующей информации на Сайте. Такие изменения Организатор имеет право принимать в одностороннем порядке. Условия считаются измененными и/или отмененными с момента, указанного в соответствующем уведомлении на Сайте.

Как российские налоговые агенты будут платить НДС на электронные услуги

С 1 января 2017 г. в Налоговом кодексе РФ появилась новая ст. 174.2, которая устанавливает особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. И хотя новшество вроде бы в первую очередь касается инофирм, оно напрямую затрагивает российских покупателей — компании и предпринимателей. Рассказываем об основных моментах, на которые нужно обратить внимание при обложении НДС услуг, полученных в электронной форме.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ), который устанавливает новые правила налогообложения по НДС в отношении электронных услуг. Закон № 244-ФЗ вносит значительные изменения в порядок налогообложения по НДС операций, совершаемых на территории России в электронной форме и через интернет. В частности, Законом № 244-ФЗ предусмотрена обязанность для иностранных компаний, не зарегистрированных в России, по уплате НДС в отношении услуг, оказываемых ими физическим лицам в электронной форме/через интернет. Для этого предусмотрен специальный порядок регистрации иностранных компаний в российских налоговых органах для целей НДС.

Новая ст. 174.2 НК РФ

Итак, новая ст. 174.2 НК, действующая с 1 января 2017 г., устанавливает особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

Напомним, что согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг в электронной форме определяется по местонахождению покупателя. В соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.

В пункте 1 ст. 174.2 НК РФ дан четкий перечень услуг, которые относятся к услугам, оказанным в электронной форме. К ним относятся:

— предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, включая доступ к онлайн играм и загрузку компьютерных игр на электронные устройства;

— предоставление прав на использование информации в электронном виде (например, музыкальных произведений, электронных книг и других электронных публикаций, графических и аудиовизуальных файлов);

— предоставление торговых площадок;

— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

— трансляцию теле- и радиоканалов;

— оказание рекламных услуг в интернете;

— хранение и обработку информации, прочие услуги.

На сегодняшний день перечень является закрытым, что в принципе должно исключить споры о том, что является электронной услугой, а что нет.

Если покупатель — российская организация

Согласно п. 9 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ, российским организациям и индивидуальным предпринимателям такие покупатели исчисляют и уплачивают НДС в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Причем налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, если покупателем электронных услуг является российское юридическое лицо или ИП, такое юридическое лицо (ИП) будет являться налоговым агентом по НДС. И в этом смысле порядок действий для организаций (ИП) не изменился по сравнению с 2016 г.

Налоговый агент (организация) при приобретении услуг у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС при выплате вознаграждения иностранцу. Кроме того, налоговый агент обязан не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, предоставить налоговую декларацию (п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В настоящее время форма налоговой декларации по НДС, которую нужно использовать при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, утверждена приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@.

Если реализация осуществляется с участием российского агента

Согласно п. 10 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ, налоговыми агентами признаются российские организации, ИП или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.

Налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 161 НК РФ, с учетом особенностей, установленных п. 4 ст. 174.2 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется как стоимость электронных услуг без включения в них суммы НДС. Исходя из п. 4 ст. 174.2 НК РФ следует, что моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг. При этом стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг. В этом случае налоговый агент также должен исполнить обязанность по подаче налоговой декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утв. приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@.

Важно!

Если обязанность по уплате НДС исполняет налоговый агент, иностранная организация не обязана вставать на учет в российских налоговых органах.

Но если с налоговыми агентами глобальных изменений не произошло (порядок действий схож с приобретением иных услуг), то смело можно сказать, что главное новшество, возникшее с начала этого года, — это особый порядок уплаты НДС при реализации электронных услуг физическим лицам. В этом случае иностранная организация обязана встать на учет в российских налоговых органах и самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет РФ. Разберемся с этим подробнее.

Если покупатель — физическое лицо

Иностранная организация, реализуя физическим лицам электронные услуги, обязана зарегистрироваться для целей НДС в российских налоговых органах. Порядок регистрации установлен п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Согласно данной норме постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, а также иностранной организации — посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждает Минфин России.

Из сказанного следует, что на учет может быть поставлена либо сама иностранная организация, либо ее посредник, который участвует в расчетах и непосредственно осуществляет продажу услуг физическим лицам.

Иностранная организация (посредник) должна подать заявление о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Минфином России. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677@. В общем порядке такое заявление должно быть подано в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания электронных услуг.

Необходимо отметить, что обязанность встать на учет у иностранной организации возникает в случае, если местом реализации таких услуг признается территория РФ. Место реализации услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ при реализации электронных услуг в отношении физического лица местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из перечисленных условий:

— местом жительства покупателя является РФ;

— место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, — на территории РФ;

— сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;

— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Таким образом, соответствие одному из вышеперечисленных критериев является достаточным для признания территории РФ местом нахождения покупателя, а значит, иностранные организации должны проверять выполнение всех вышеназванных критериев, чтобы удостовериться в том, что услуги не должны облагаться российским НДС и у нее отсутствует обязанность встать на учет в российских налоговых органах.

В настоящее время на сайте ФНС России существует раздел, который называется «НДС-офис интернет-компании» (https://lkioreg.nalog.ru/ru), в котором иностранная организация может проверить должна ли она вставать на учет в налоговых органах, а также подать заявление о постановке на учет. Личный кабинет налогоплательщика, через который происходит взаимодействие с налоговым органом, расположен там же.

Документы и отчетность

Необходимо отметить, что иностранные организации в отношении электронных услуг освобождены от составления счетов-фактур, ведения книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.2 ст. 169 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 174.2 НК РФ налоговую декларацию иностранные организации представляют в налоговый орган по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а когда личный кабинет не может быть использован — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом для таких иностранных компаний признаются также I, II, III и IV кварталы соответствующего календарного года.

Личный кабинет налогоплательщика расположен на официальном сайте ФНС России и находится по адресу https://lkioreg.nalog.ru/ru. Через личный кабинет иностранная организация может уточнить условия необходимости постановки на учет, подать заявление и сдать отчетность.

Расчет и уплата налога

Сумма налога исчисляется иностранными организациями и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Это означает, что сумма налога определяется расчетным путем. Приведем пример.

Пример 1

Иностранная компания «Париж» реализует на территории РФ физическим лицам права на доступ к электронным книгам. За I квартал 2017 г. облагаемая база составила 150 000 руб.

Сумма налога за этот период равна:

150 000 руб. х 15,25% = 22 875 руб.

Пунктом 4 ст. 174.2 НК РФ установлено, что при оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

При определении налоговой базы стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

Пример 2

Иностранная компания «Париж» реализует на территории РФ физическим лицам права на доступ к электронным книгам. За I квартал 2017 г. общая сумма реализации составила 15 000 евро.

По курсу ЦБ РФ на 31 марта 2017 г. курс евро составил 65 руб. за 1 евро. Исходя из п. 4 ст. 174.2 НК РФ налогооблагаемая база за 1 квартал 2017 г. составила — 975 000 руб. (15 000 евро х 65 руб.). Сумма налога за этот период равна 148687,5 руб. (975 000 руб. х 15,25%).

Уплата налога осуществляется иностранной организацией не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так, в 2017 г. для уплаты налога и предоставления налоговой декларации установлены следующие сроки:

— I квартал — 25 апреля 2017 г.;

— II квартал — 25 июля 2017 г.;

— III квартал — 25 октября 2017 г.;

— IV квартал — 25 января 2018 г.

Освобождение от налогообложения по НДС

Стоит отметить, что в вопросе освобождения о налогообложения НДС электронных услуг есть два аспекта.

Во-первых, установлен о перечень услуг, которые не относятся к электронным услугам (п. 1 ст. 174.2 НК РФ). Согласно данному перечню не признаются электронными услугами:

— реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования интернета;

— реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

— оказание консультационных услуг по электронной почте;

— оказание услуг по предоставлению доступа к интернету.

Во-вторых, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению по НДС предоставление прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионного договора. Это означает, что, хотя такие услуги относятся к электронным услугам (п. 1 ст. 174.2 НК РФ), при их реализации в РФ обязанности уплатить НДС не возникает.

Но даже если иностранная организация оказывает услуги, не подлежащие налогообложению по НДС, обязанность встать на учет в российских налоговых органах все равно сохраняется. Это следует из прямого прочтения п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

***

Подведем итоги. Если электронные услуги оказаны иностранным поставщиком российским покупателям, НДС подлежит уплате в российский бюджет одним из следующих способов:

— если услуги оказаны российскому юридическому лицу или через российского агента, такое юридическое лицо (российский агент) должно удержать сумму НДС в качестве налогового агента и перечислить ее в бюджет;

— если услуги оказаны иностранным поставщиком напрямую российскому физическому лицу или через иностранного агента, НДС подлежит уплате в бюджет таким поставщиком или иностранным агентом. В этом случае иностранные организации должны зарегистрироваться в России для целей НДС.

Какую сумму (в рублях) НДС с электронных услуг можно предъявить к вычету, если контрагент иностранная компания встала на налоговый учёт?

На основании п. 2.1 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ у покупателя-налогоплательщика возникает право на вычет НДС, предъявленного ему при приобретении электронных услуг у иностранной организации, которая должна состоять на учете в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Российские покупатели, приобретающие у иностранных поставщиков облагаемые НДС электронные услуги, будут иметь право на вычет входного НДС, начисленного в отношении соответствующих электронных услуг, если будут соблюдены общие условия для принятия НДС к вычету и при условии наличия следующих документов (вместо счета-фактуры, счет-фактура в такой ситуации для вычета не нужен. Сами иностранные организации права на вычет НДС не имеют и составлять этот документ на свои услуги не должны. Как и вести книги покупок, продаж, а также журналы учета счетов-фактур):

-договор с иностранным поставщиком и (или) расчетный документ, содержащие следующую информацию:

-сумма НДС, указанная отдельно от стоимости услуг;

-идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный иностранному поставщику услуг;

-код причины постановки на учет (КПП) иностранного поставщика услуг.

Возникает вопрос, на какую дату пересчитывать в рубли сумму предъявленного в иностранной валюте НДС?

Подход 1.

Покупатель вправе заявить к вычету ровно столько, сколько должен начислить с реализации продавец. Ведь только эта сумма является налогом.

Вычет НДС покупатель должен рассчитывать так же, как рассчитывает налоговую базу продавец иностранное лицо – моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

При определении налоговой базы услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг (п. 4 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ).

Поэтому сумма НДС с электронных услуг, подлежащая возмещению, рассчитывается по курсу валюты на дату последнего дня налогового периода .

Подход 2.

В соответствии с общим порядком применения налоговых вычетов, при приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 4 п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Минфин допускает, что покупатель примет к вычету не ту сумму НДС, которую начислил продавец за реализацию услуги в иностранной валюте, а иную — определенную по курсу на день принятия товара к учету.

Такое положение может быть как выгодны покупателю, так и нет: если курс после продажи услуги вырос, то расчётный документ в у. е. позволит ему поставить к вычету больше, чем начислил продавец, а если упал — заставит «вычесть» меньше (когда расчётный документ составлен в рублях, то колебания курса на вычет не влияют: вы заявите к вычету сумму НДС, рассчитанную по курсу на дату расчётного документа.

Поэтому, когда дата определения налоговой базы по НДС с электронных услуг и дата их принятия на учет покупателем не совпадают, сумма вычета у покупателя будет отличаться от суммы НДС, которую начислил с этой реализации продавец .

***

На мой взгляд верным является второй подход. Он основан на общей норме ст. 172 Налогового кодекса РФ о порядке применения налоговых вычетов. Специальная норма ст. 174.2 Налогового кодекса РФ об особенностях исчисления и уплаты НДС с электронных услуг не раскрывает иной порядок конвертации иностранной валюты при применении вычета НДС, но только указывает на иной порядок формирования налоговой базы (последний день налогового периода).

Независимо от того, каким днем датирован расчётный документ в иностранной валюте, покупатель рассчитывает сумму вычета по курсу на дату принятия товаров на учет. По одной и той же реализации у продавца будет начислена одна сумма НДС, у покупателя поставлена к вычету другая.

Такой позиции, в частности, придерживается Веселов Андрей. См.: Веселов А. «Налог на Google» — 2019: быть ли вычету? // Практическая бухгалтерия. 2019. № 1. С. 36 — 41.

>Программное обеспечение от нерезидента

«Программная» первичка

Как правило, «программную» интернет-покупку сопровождает лицензионный договор в электронном виде. Обычно он размещается на сайте продавца, причем чаще всего вместе с инвойсом (счетом на оплату). Кстати, о том, что ВЭД-договоры могут заключаться в электронной форме, сегодня прямо говорит и Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-ХII.

Ну а еще о том, что письменный ВЭД-договор не обязателен (законодательством Украины такое требование не установлено), а допускается его составление в электронной форме (в том числе на продажи через Интернет) — путем принятия публичного предложения о соглашении (оферты) или путем обмена электронными сообщениями или другим способом, в частности путем выставления счета (инвойса), в том числе в электронном виде, твердят и налоговики (категория 114.09 ЗІР ГФСУ).

При этом для покупки программного продукта, как правило, достаточно оплатить счет (инвойс), после чего получить ключ активации (код или ссылку для скачивания программы). Других документов (например, акт приемки-передачи) в таком случае не оформляют. Да и, по правде, в этом нет необходимости. Ведь подтверждать оплату будут банковские документы, фиксирующие факт этой операции, в частности платежные документы, банковские выписки (письмо ГФСУ от 24.05.17 г. № 320/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

А если есть оплаченный инвойс (счет-фактура), составленный в том числе в электронной форме, то и без акта приемки-передачи можно обойтись. Об этом говорит Минфин в письме от 16.02.17 г. № 31-11410-06-5/4339. Налоговики, в свою очередь, отмечают, что при ВЭД-отношениях выполнение работ (предоставление услуг) оформляют не только актом, но и другим документом, предусмотренным договором (категория 114.02 ЗІР ГФСУ).

Поэтому покупку программы подтвердят электронный договор, оплаченный инвойс и собственно платежка.

Хотя по большому счету достаточно иметь лишь платежку и инвойс (заменяющий собой договор).

Валютные моменты, ВЭД-контроль

Поскольку за программу платим инвалютой, то обратим внимание на валютные моменты.

Прежде всего напомним, что расчеты между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота осуществляются только в инвалюте в безналичной форме через уполномоченные банки (ст. 7 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93).

А вот рассчитываться по ВЭД-договорам с помощью корпоративных платежных карточек предприятиям/предпринимателям запрещено (п. 8.3 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492; категория 114.02 ЗІР ГФСУ). В частности, сомнение относительно возможности проведения расчетов через КПК за товары/работы/услуги, приобретаемые на иностранных интернет-сайтах, высказывают и налоговики, перенаправляя к НБУ (письмо ГФСУ от 13.06.18 г. № 2584/6/99-99-15-01-01-15/ІПК).

И все же если вам удастся провести оплату с КПК, то по большому счету каких-то серьезных санкций в этом случае не предусмотрено.

Ну а еще в сфере ВЭД «предоплаченные» импортные операции (т. е. осуществляемые на условиях «отсрочки поставки» импортных товаров/работ/услуг) подлежат валютному контролю. Для завершения таких операций (т. е. ввоз товаров, выполнение работ, предоставление услуг) отводится предельный срок — 180 дней (ст. 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Иначе за просрочку 180-дневного срока ВЭД-расчетов начисляется пеня в размере 0,3 % стоимости неполученного импорта.

Ввиду этого вызывает интерес вопрос: каким образом интернет-покупка снимается с валютного контроля и контролируется предельный срок импортной операции — 180 дней?

Налоговики, увы, ушли от ответа на вопрос, переадресовав за этим к НБУ (письмо ГФСУ от 13.06.18 г. № 2584/6/99-99-15-01-01-15/ІПК, категория 114.02 ЗІР ГФСУ).

Для снятия операции с валютного контроля необходимо предъявить банку «импортоподтверждающий» документ — счет (инвойс).

Ну а учитывая, что интернет-покупка, собственно, и сопровождается оплатой счета (инвойса), проблем с его наличием быть не должно. Так что, по сути, банк поставит и следом снимет операцию с валютного контроля, как только ему предоставим счет (инвойс). Причем копии подтверждающих документов, в том числе счета (инвойса), можно подать банку в электронном виде по каналам «клиент-банк», «клиент-интернет-банк» (п. 1.12 Инструкции № 136*).

* Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

Бухучет

В бухгалтерском учете программу, приобретенную для конечного использования, зачисляют в нематериальные активы (НМА) и учитывают на субсчете 127 «Прочие нематериальные активы».

А вот субсчет 125 «Авторское право и смежные с ним права» использовали бы в том случае, если бы на программу приобрели исключительные имущественные права (т. е. купили как объект права интеллектуальной собственности).

С месяца, следующего за месяцем ввода программы в хозяйственный оборот, по ней начинают начислять амортизацию в течение срока полезного использования (п. 29 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). При этом срок полезного использования программы предприятие устанавливает самостоятельно с учетом правоустанавливающего документа (лицензионного договора) при зачислении программы на баланс (пп. 25, 26 П(С)БУ 8).

А вот НМА с неопределенным сроком полезного использования в бухгалтерском учете амортизации не подлежат (п. 25 П(С)БУ 8). Поэтому в целях начисления амортизации такой срок лучше установить самостоятельно.

Амортизацию НМА начисляют теми же методами, что и амортизацию основных средств (п. 27 П(С)БУ 8), в большинстве случаев — прямолинейным методом.

Сумму начисленной амортизации относят в бухучете на расходы по направлениям затрат (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 133) или отражают в составе капинвестиций (Дт 15 — Кт 133) — например, при использовании НМА в строительстве (сооружении) основных средств. Амортизацию прекращают с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта НМА (п. 30 П(С)БУ 8).

Определяем стоимость программы. Так как программу покупаем за валюту, то появляется вопрос: по какой стоимости приходовать ПО?

В таком случае валютный эквивалент стоимости программы пересчитываем в гривни по правилам пп. 5, 6 «валютного» П(С)БУ 21. То есть для пересчета в гривни стоимости купленной программы используем курс НБУ, действовавший на дату первого события по приобретению (оплате/получению).

Поэтому:

• если первой оказалась предоплата за программу (оплата нерезиденту — как в нашем случае при покупке через Интернет) — то стоимость программы пересчитываем по курсу НБУ на дату оплаты (т. е. запоминаем курс на дату оплаты и по такому курсу отразим стоимость программы при ее получении);

• если первым было получение программы — стоимость программы пересчитываем по курсу НБУ на дату ее получения.

Курсовые разницы. С оглядкой на «валютное» П(С)БУ 21 считаем курсовые разницы.

То есть если первым событием было:

• перечисление нерезиденту предоплаты за программу, то задолженность нерезидента является немонетарной и пересчету не подлежит. Поэтому курсовые разницы по ней не возникают, их не рассчитываем;

• получение программы от нерезидента, то возникает монетарная (валютная) задолженность перед нерезидентом. По ней рассчитываем курсовые разницы: на дату баланса, а также на дату осуществления операции в ее пределах или по всей статье согласно учетной политике (п. 8 П(С)БУ 21).

Подробнее о расчете курсовых разниц см. в статье «Курсовые разницы & учетная политика» // «БН», 2018, № 34-35.

Налог на прибыль

НМА-разницы. Сразу отметим, что никаких хлопот в налоговом учете с НМА не будет у малодоходников. Для них объектом обложения является бухфинрезультат. Поэтому налоговые разницы из разд. III НКУ (в том числе по НМА) они не определяют. А вот высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны вести налоговый учет НМА по правилам НКУ и считать разницы для корректировки объекта обложения — бухфинрезультата. В частности, при начислении амортизации показывать «амортизационные» разницы (согласно ст. 138 НКУ)**: увеличивать финрезультат на бухучетную амортизацию и уменьшать на налоговую.

** А в случае продажи/ликвидации НМА — «продажно-ликвидационные» разницы.

Зачем? Чтобы в расчете объекта налогообложения учесть именно налоговую амортизацию.

Ввиду этого высокодоходники и малодоходники-добровольцы в налоговоприбыльном учете программу, купленную для собственного пользования, зачисляют в «налоговую» НМА-группу 6 «Прочие нематериальные активы»***.

*** А вот если бы программу покупали как объект права интеллектуальной собственности (в бухгалтерском учете «повесили» на субсчет 125), ее зачислили бы в «налоговую» НМА-группу 5.

При этом налоговую амортизацию начисляют, в общем-то, по правилам, аналогичным бухучетным (п. 138.2, п.п. 138.3.1 НКУ). Хотя возможны и отличия: при начислении налоговой амортизации не учитывают бухпереоценки НМА (п.п. 138.3.1 НКУ); налоговой амортизации не подлежат непроизводственные НМА и их ремонты/улучшения (п.п. 138.3.2 НКУ); в налоговом учете нельзя пользоваться производственным методом амортизации (п.п. 138.3.1 НКУ).

Чаще всего налоговую амортизацию начисляют прямолинейным методом исходя из «бухучетного» срока полезного использования НМА, установленного с оглядкой на правоустанавливающие документы. Иначе если правоустанавливающим документом срок полезного использования НМА не установлен, его в налоговом учете устанавливают самостоятельно, однако не менее 2 и не более 10 лет (п.п. 138.3.4 НКУ).

Налоговых разниц по КР нет. Так как расчеты осуществляются в валюте, на всякий случай скажем: если в бухучете возникают валютные курсовые разницы (КР), они в общем порядке поучаствуют в формировании бухфинрезультата (объекта обложения). Так как «налоговых» корректировок для курсовых разниц НКУ не предусмотрено, то финрезультат корректировать не нужно (письмо ГФСУ от 05.12.17 г. № 2843/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

«Нерезидентские» разницы. Правда, учтите, что в отдельных случаях — при покупке НМА у «особых» нерезидентов, может возникать необходимость расчета «нерезидентских» разниц. Тогда финрезультат придется увеличить:

• на 30 % стоимости купленной программы, если операции с нерезидентом не попадают в контролируемые, однако при этом нерезиденты «особые» — «из перечней», т. е.:

1) из «низконалоговых» стран (по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1045) или

2) с особой организационно-правовой формой (по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 480). Хотя 30 % разницу показывать не придется, если расходы с такими нерезидентами сможем подтвердить по правилу «вытянутой руки» (п.п. 140.5.4 НКУ);

• на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости купленной программы над ценой, определенной по правилу «вытянутой руки», — если операции с нерезидентом попадают в контролируемые (п.п. 140.5.2 НКУ).

Причем приятно, что контролеры в конце концов согласились с расчетом таких «нерезидентских» разниц только по итогам года, т. е. когда станет известно, являются ли операции с нерезидентом контролируемыми/неконтролируемыми. Поэтому «ежеквартально» (т. е. по результатам 1 квартала, полугодия, трех кварталов) их рассчитывать не нужно (категория 102.13 ЗІР ГФСУ).

Налог на репатриацию. И не волнуйтесь: перечисляя нерезиденту плату за программу, налог с доходов нерезидента (так называемый налог на репатриацию) удерживать не нужно. Ведь выручку нерезидентов (которой является и плата за экземпляр программы) освобождает от налогообложения п.п. «й» п.п. 141.4.1 НКУ.

Другое дело, если бы платили роялти (доход нерезидента по п.п. «в» п.п. 141.4.1 НКУ). Тогда удерживали бы налог на репатриацию по ставке 15 %, если иное не устанавливает международный договор. Но это не наш случай. Ведь плата за покупку экземпляра программы — не роялти (согласно п.п. 14.1.225 НКУ). Поэтому налог на репатриацию не удерживается.

И кстати, с тем, что не нужно удерживать налог на репатриацию при покупке программной продукции (ПП) у нерезидента, согласны и налоговики (письмо ГФСУ от 24.05.17 г. № 320/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

НДС

Для НДС-учета операции с ПП являются поставкой-приобретением услуг.

Место поставки определяют по «услужному» п.п. «в» п. 186.3 НКУ, т. е. по покупателю. Так как программу покупает предприятие (резидент), то у услуг место поставки — «в Украине», и, стало быть, они являются объектом обложения НДС.

Однако в то же время для ПП установлены свои правила налогообложения — действует ІТ-льгота по п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Причем то, что поставки экземпляров относятся к ПП (т. е. охватываются ІТ-льготой — льготируются по ІТ-льготе) и не попадают в роялти (которые, напомним, вообще не объект НДС по п.п. 196.1.6 НКУ), закреплено в «программном» п. 261 и п.п. 14.1.225 НКУ.

Так что, выходит, у нерезидента совершаем льготную покупку: приобретаем ПП, освобожденную от НДС. Причем способ приобретения программы: на материальных носителях, в электронном виде (через электронную почту, Интернет), путем доступа к программе через облачные сервисы или путем покупки ключей активации для НДС-льготы, роли не играет. Так как в любом случае операции с ПП освобождаются от НДС (письмо ГФСУ от 16.05.18 г. № 2185/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Так что покупка программы у нерезидента для конечного использования освобождается от НДС — льготируется. О том же говорят и налоговики (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 27.11.17 г. № 2710/ІПК/26-15-12-01-18). А заодно обращают внимание на то, что в декларации по НДС покупку программы у нерезидента показывать не нужно, поскольку формой декларации отражение льготных покупок у нерезидентов не предусмотрено (письмо ГФСУ от 29.06.17 г. № 871/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Так что приобретение программы у нерезидента пройдет «мимо» декларации.

Ввиду этого на такую операцию не нужно оформлять «льготную» НН (аналогично тому, как составляют НН согласно ст. 208 НКУ при приобретении облагаемых услуг у нерезидентов). Тем более, что «льготная» НН не содержит суммы НДС. Поэтому оштрафовать за несоставление и нерегистрацию таких НН не выйдет.

Пример. Предприятие приобрело у нерезидента программу стоимостью $1000, необходимую для деятельности — маркетинговых целей (будет ею пользоваться как конечный потребитель). Срок полезного использования определен предприятием в 5 лет.

В учете покупка программы отразится так, как показано в таблице ниже.

Покупка программы у нерезидента

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

$/грн.

Дт

Кт

Если первое событие — предоплата за программу (курс НБУ — 28,2 грн./$)

Перечислена нерезиденту предоплата за программу

Получена программа от нерезидента

Отражен зачет задолженности

Введена программа в эксплуатацию

Начислена ежемесячная амортизация (28200 грн. : 5 лет : 12 месяцев)

Если первое событие — получение программы (курс НБУ — 28,5 грн./$)

Получена программа от нерезидента

Введена программа в эксплуатацию

Начислена ежемесячная амортизация (28500 грн.: 5 лет : 12 месяцев)

На дату баланса отражена курсовая разница (курс НБУ — 28,6 грн./$)

Перечислена нерезиденту плата за программу (курс НБУ — 28,4 грн./$)

На дату расчетов отражена курсовая разница (курс НБУ — 28,4 грн./$)

Особенности продажи иностранного программного обеспечения в России

опубликовано: 11.05.2019

Требуется консультация по ситуации на 2019 год с продажей программного обеспечения итальянского разработчика. Мы более 10 лет работаем с итальянской софтверной компанией, которая разрабатывает и продает программное обеспечение для управления работой ЧПУ оборудования.

Для итальянских партнеров мы являемся официальным эксклюзивным агентом на территории России и Казахстана. Осуществляем продажи, обновления и сервисную поддержку ПО. До сих пор мы пользовались услугами компании посредника для осуществления продаж в России. Мы использовали три типа договоров:

  1. На поставку ПО
  2. На предоставление права пользования ПО
  3. На модификацию ПО

Клиент по договору оплачивает ПО. По приходу денег на счет, мы запрашиваем у итальянских партнеров код активации для активации лицензионного USB-ключа с индивидуальным серийным номером. По номеру этого ключа клиент заполняет форму регистрации и получает код регистрации продукта. При этом итальянская компания заносит данные из формы регистрации в свою базу данных.

Действительно ли с 2019 года ситуация изменилась, и компания посредник больше не может работать по продаже программного обеспечения?

  1. Что за новые правила по продаже лицензионного ПО с 2019? Как я понимаю в последнее время ведутся активные проверки предприятий на предмет наличия лицензионного ПО.
  2. Что является основанием для проверки какого-либо ПО на наличие лицензии на предприятиях? Вопрос к происхождению ПО может возникнуть на любую программу установленную на компьютере или только в соответствии со списком, инициализированным правообладателями или их представителями?
  3. Какие документы пользователь должен предоставить в надзорные службы для подтверждения легальности ПО? Достаточно ли письмо на фирменном бланке правообладателя, подтверждающее, что ПО с лицензионным USB-ключом номер 23007 зарегистрировано на компанию ООО «Наша компания»? Или нужен обязательно договор купли-продажи ПО и документы подтверждающие, что компания продавец авторизирована для продажи ПО данного разработчика? Ведь ПО могли и предоставить по какой-то рекламной акции.
  4. Может ли любая компания ООО «Наша компания» заключить прямой контракт с правообладателем на поставку ПО? Насколько я знаю, в таком случае нужно обратится в банк с данным контрактом и банк на основании этого контракта переведет со счета клиента конвертированную сумму в Евро на счет поставщика. По завершению сделки европейская компания передает клиенту INVOICE как отчетный документ.
  5. Если ли сложности у бухгалтерии провести данный INVOICE по налоговым службам?
  6. Если заключать прямой контракт с европейским разработчиком, как это правильно оформить? Как поставку ПО или предоставление права пользования ПО?
  7. Если встанет вопрос об учреждении компании для официальной продажи ПО итальянской софтверной компании лучше делать ИП или ООО? Какие плюсы и минусы?

Изменения законодательства связанного с продажей программного обеспечения

За последние несколько лет никаких новых правил, связанных с продажей ПО, не возникло. Вместе с тем, в законодательстве появились некоторые изменения, касающиеся борьбы с пиратством (возможность блокировки сайтов и т.п.).

Также не произошло никаких изменений и в деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).

Никаких изменений не произошло в уголовном законодательстве, ни в части применения норм материального права, ни в части ужесточения наказания за использование нелицензионного ПО.

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения Legal Opinion.

Основания для проверки предприятий на предмет наличия нелицензионного ПО

  • жалоба правообладателя, или иного уполномоченного лица (наиболее распространенные случаи);
  • выявление информации о незаконном использовании ПО (в т.ч., поступившей от третьих лиц, конкурентов);
  • указание на необходимость провести проверку в отдельном секторе (от Прокуратуры, поручение Президента РФ и т.п.);
  • проведение плановых проверок.

Вопрос к происхождению ПО может возникнуть абсолютно на любую программу (и не только программу, но и любой результат интеллектуальной деятельности), установленную на материальном носителе (ПК, ноутбук, планшет, телефон и т.п.) проверяемого.

Вместе с тем, если проверка проводится по жалобе, то, как правило, проверяющие ограничиваются только проверкой достоверности фактов, изложенных в жалобе (хотя вправе выйти и за пределы проверки информации, изложенной в жалобе). В связи с этим, чаще всего, если жалоба поступает от представителей Microsoft, то проверяется только ПО, правообладателем которого является Microsoft.

Документы подтверждающие правомерность использования программного обеспечения

Законодательство не устанавливает конкретного перечня документов, которым подтверждается правомерность использования ПО. Однако можно определить некоторые общие критерии подтверждения правомерности использования.

Во-первых, право на использование ПО Вами или конечным пользователем должно подтверждаться каким-то договором с разработчиком или правообладателем. В качестве такого договора выступает лицензионный договор, дающий право на использование ПО.

Важно понимать, что условия и форма такого договора могут быть абсолютно разными. Например, это может быть оферта (публичный договор), размещенная в сети Интернет на бесплатное использование ПО (свободная лицензия, например, в Linux). Или же это может быть договор с «живыми» печатями и подписями, которым удостоверяется право на использование ПО.

В зависимости от схемы распространения ПО, установленной разработчиком, права на ПО могут дополнительно подтверждаться специальным ключом (usb, цифровой ключ и т.п.), но только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено разработчиком. Иными словами, сама по себе обязанность о необходимости иметь цифровой ключ возникает тогда, когда разработчик в целях защиты ПО установил такой порядок подтверждения законности использования ПО.

Например, множество мелких программ распространяются без каких-либо специальных ключей или дополнительных средств защиты, поэтому ничего кроме договора в таких случаях быть и не может.

Кроме того, разработчик может установить необходимость подтверждать законность использования ПО путем онлайн- регистрации или путем наклеивания специального кода на устройство, использующее лицензионное ПО.

Возможно, вас заинтересует: Юридическое обслуживание стартапов и IT компаний.

Можно выделить несколько средств подтверждения законности использования ПО:

  • Наличие лицензионного договора с разработчиком или с правообладателем (если лицензию предоставил правообладатель, то желательно получить от него какое-то официальное письмо, в котором бы разработчик подтверждал, что данный правообладатель является официальным дистрибьютором ПО) – обязательно.
  • Наличие ключа (usb, цифрового, электронного и т.п.), онлайн-регистрации, наклеек – в случаях, если установлено правообладателем (может определяться в договоре, в т.ч. в приложениях к этому договору, которые также могут быть размещены в сети Интернет в качестве правил)
  • Наличие компакт-дисков, коробочных версий ПО – в случаях, если установлено в договоре с правообладателем.

Соответственно, перечень подтверждающих документов и средств определяется исходя из конкретной ситуации. В любом случае у пользователя должны быть: лицензионный договор, акты о передаче ПО (если передается по актам), доказательства оплаты за ПО (чеки, платежные поручения и т.п.).

Если договор на использование ПО является публичным и размещен в сети Интернет, то его нужно распечатать (а еще лучше сохранить скриншоты) и предоставлять в качестве доказательства законности использования ПО наряду с другими доказательствами. При проверках контролирующих органов иностранные документы желательно сопровождать переводом на русский язык.

Вас может заинтересовать: Защита интеллектуальной собственности и авторских прав.

Контракт с правообладателем ПО

Любая компания может заключить прямой контракт с правообладателем на распространение ПО на определенной территории. В случае, если сторонами контракта являются иностранные организации, то расчеты должны осуществляться через специальный валютный счет, для чего банку предоставляется экземпляр такого контракта.

Раньше на крупные контракты оформлялся паспорт сделки. Сейчас Вместо оформления паспорта сделки необходимо поставить на учет в банке импортный контракт, если сумма обязательств по нему эквивалентна 3 млн руб. и более.

Эти особенности связаны не с использованием ПО, а с тем, что контракт относится к внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Точно такие же особенности предусмотрены и для других поставок (например, щебня или оборудования), если они заключаются с участием иностранных организаций.

Инвойс на оплату ПО

Инвойс можно сравнить со счетом на оплату, однако роль инвойса сводится не только к информированию о платежных реквизитах, но и к возникновению обязанности покупателя оплатить инвойс как только он получен. Каких-либо сложностей в оплате инвойс у бухгалтерии быть не должно, поскольку такой документ распространен в международной практике ВЭД и, учитывая, его сходность со счетом на оплату, не предполагает ничего иного кроме того, как совершить оплату.

Вас могут заинтересовать: Услуги по разработке и проверке договоров.

Оформление контракта

Важно понимать, что законодательство не содержит такого термина как «продажа ПО» или «поставка ПО». Если быть точным, то продавать можно права на использование ПО, либо экземпляры ПО.

Закон выделяет три возможных формы предоставления прав на ПО:

  1. Отчуждение (продажа) прав на ПО (экземпляры ПО);
  2. Отчуждение (продажа) прав на экземпляры ПО;
  3. Передача прав на ПО.

В первом случае продажа влечет для правообладателя (разработчика) утрату прав на использование ПО, в третьем случае правообладатель не утрачивает права на ПО. Как правило, передача прав на ПО осуществляется на основании неисключительного лицензионного договора. «Неисключительность» предполагает, что правообладатель может заключать точно такие же договоры и с другими дистрибьюторами.

Таким образом, чтобы стать официальным дистрибьютором (распространителем) ПО европейского разработчика необходимо заключить с ним лицензионный договор на распространение ПО.

Возможно, вас заинтересуют: Услуги дилера или дистрибьютора на российском рынке.

Что выбрать для торговли програмным обеспечением: ИП или ООО?

Это очень непростой вопрос, поскольку зависит от множества различных факторов. Если давать оценку применительно к специфике деятельности, то разницы нет никакой. Если же исходить из других факторов, то все сугубо индивидуально и нужно учитывать следующее.

Гражданский кодекс РФ устанавливает достаточно большой выбор субъектов предпринимательской деятельности. Полагаю, необходимо оставить свой выбор на одном из двух – индивидуальный предприниматель, либо общество с ограниченной ответственностью. Что касается выбора между ИП и ООО, то здесь необходимо понимать основные различия между ними.

Плюсы ООО

  • Самым большим плюсом ООО является – отсутствие правовых последствий в результате банкротства. Если по каким-то причинам финансовое положение ООО не позволит рассчитаться с долгами, то учредители никакой ответственности нести не будут. Исключение составляют случаи, когда такое банкротство было намеренным.
  • Ко второму плюсу можно отнести статус, которым обладает ООО. Многие считают, что ООО – это солидная компания, которая может дать определенные гарантии. Группа лиц, придерживающихся данного мнения, скептически относится к ИП.
  • К третьему плюсу можно отнести возможность осуществления совместной предпринимательской деятельности при создании ООО – т.е. несколько лиц могут объединить свои вклады.
  • К четвертому плюсу можно отнести возможность продажи ООО как цельного «бизнеса». В случае с ИП не удастся передать доступ на многие личные кабинеты в сервисах (они зарегистрированы на конкретное имя), а продажа «бизнеса» будет осуществлять по частям (отдельно будет заключаться договор на уступку арендных прав, отдельно на оборудование, отдельно на перевод долга). При этом контрагенты могут и не согласиться на уступку прав от ИП к другому лицу.

Вас могут заинтересовать: Услуги по регистрации ООО в Москве.

Минусы ООО

  • сложность ведения бухгалтерского учета;
  • повышенные штрафы от государственных органов (как правило, в 4-10 раз выше, чем для ИП);
  • сложная структура корпоративного управления (в сравнении с ИП).

Плюсы ИП

  • простота регистрации;
  • простота налогового учета;
  • меньшие штрафы гос. органов;
  • легкость ликвидации.

Минусы ИП

Самым большим минусом является то обстоятельство, что ИП несут ответственность всем своим имуществом. В данном случае не имеет никакого значения утрата статуса ИП – долги так и остаются. Поэтому если по какой-то причине возникнет большой долг, то его придется погасить полностью.

Кроме того, деятельность ИП нельзя продать целиком, ООО можно продать (полностью или в части). ИП может продать лишь отдельные элементы своего бизнеса (сайт, какую-то информацию и т.п.), но покупателем будет уже новое лицо. Когда продается ООО, то контрагенты не видят каких-либо изменений (ООО как было, так и осталось, поменялся лишь состав его участников).

Это может играть ключевую роль для интернет-магазинов. Например, многие сервисы гугл и яндекс не могут переоформить аккаунт с одного физ. лица (ИП) на другое физ. лицо или ООО (у них отсутствует такая техническая возможность). Если же меняется ООО, то никаких изменений в сервисы не вносится. Соответственно, при продаже интернет-магазина, зарегистрированного на ИП, могут возникнуть трудности, связанные с переоформлением аккаунтов, сохранением базы рассылок, контактов и т.п.

Также следует отдельно остановиться на налоговых различиях между ООО и ИП. Предположим, что ООО и ИП применяют упрощенную систему налогообложения (6% от дохода). В этом случае необходимо уплачивать 6% от прибыли, поступившей на расчетный счет. Однако в случае с ООО, чтобы участник ООО смог получить дивиденды (прибыль), ее нужно дополнительно распределять. При этом каждый участник-физическое лицо, которому распределяются дивиденды, уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Размер налога составляет 13 или 30% в зависимости от того, является ли участник резидентом.

ИП, получивший прибыль, уплачивает налог 6% и больше ничего (НДФЛ платить не нужно). Иными словами, в ООО придется платить на 13 (возможно, даже и на 30) % больше, чем в ИП.

На наш взгляд, для указанной деятельности Вам в большей степени подойдет ООО, поскольку, во-первых, это снижает риски, во-вторых, позволит со временем при необходимости без труда продать «бизнес» или другим лицам позволить войти в его состав.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *