Показатели работы грузового автомобильного транспорта

Показатели работы автомобильного транспорта — ряд показателей, по которым производится оценка работы автомобильного транспорта на основании характеристик рациональности использования, технической готовности подвижного состава и четкости организации транспортного процесса: коэффициент технической готовности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в т; выполненная работа в т км.

Показатель, характеризующий готовность подвижного состава к транспортной работе- коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии (АТП). Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффициентом выпуска, который определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы АТП. Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т.е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.

Не менее важный фактор оценки работы АТП- продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией двух- и трехсменной работы водителей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни осн. водителя подменным.

Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т.е. пробег автомобиля в км, выполненный за 1 час. Различают техническую и эксплуатационную скорости автомобиля, которые зависят от разных факторов. Техническая скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в км ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах. Эксплуатационная скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в км, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах.

Один из технико-эксплуатационных показателей работы автомобильного транспорта — пробег автомобиля. Он выражается в км, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза. Производительным пробегом является только пробег с грузом. Пробег без груза бывает во время движения между пунктами разгрузки и погрузки. Нулевой пробег-пробег автомобиля от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража. Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.

На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля. Количество перевезенных т-груза определяет объем выполненных перевозок. Работа грузового автомобиля учитывается в т км и определяется произведением количества перевезенного груза в т на пробег, выраженный в км. Количество т км определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену.

Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега; среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой; время в наряде; техническая и эксплуатационная скорости. Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: число ездок; общее расстояние перевозки и пробег с грузом; объем перевозок и транспортная работа.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

Показатели использования автомобилей

Эффективность использования автомобиля определяется коэффициентом использования пробега и коэффициентом использования грузоподъемности.

Коэффициент использования пробега

Коэффициент использования пробега показывает степень использования пробега автомобиля для выполнения полезной транспортной работы. Для подсчета коэффициента использования пробега нужно пробег автомобиля с грузом разделить на общий пробег.

Например, автомобиль за сутки совершил пробег 150 км, из них 90 км прошел с грузом. Коэффициент использования пробега составит 90 : 150 = 0,60.

Для повышения коэффициента использования пробега нужно максимально сокращать холостые пробеги, используя обратные рейсы для перевозки попутного груза.

Коэффициент использования грузоподъемности

Коэффициент использования грузоподъемности показывает степень использования грузоподъемности автомобиля. Для подсчета этого коэффициента нужно количество груза, фактически перевезенного автомобилем, разделить на количество груза, которое могло бы быть перевезено при полном использовании его грузоподъемности.

Например, автомобиль грузоподъемностью 4 т за две ездки перевез 6 т груза; при полном использовании грузоподъемности он мог бы перевезти 8 т груза. Коэффициент использования грузоподъемности в данном случае составит 6 : 8 = 0,75.

Для повышения коэффициента использования грузоподъемности необходимо подбирать автомобили соответственно количеству и виду груза, правильно укладывать груз в кузове, а при перевозке легковесных грузов наращивать борта платформы.

Коэффициент использования грузоподъемности можно значительно увеличить, если применять прицепы.

4.1. Группы показателей работы транспорта

Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:

  1. показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы

  • объем перевозок грузов и пассажиров,

  • грузо — и пассажирооборот,

  • приведенный грузооборот,

  • объем отправления,

  • объем прибытия

  1. показатели материально – технической базы

  • протяженность путей сообщения,

  • густота сети,

  • суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц,

  • суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,

  • пропускная и провозная способность элементов транспортной сети

  1. показатели эксплуатационной работы

  • средняя грузонапряженность,

  • средняя дальность перевозок,

  • скорость доставки грузов,

  • использование грузоподъемности подвижного состава,

  • время оборота подвижного состава,

  • среднесуточный пробег подвижного состава

  1. показатели экономической эффективности и финансовые

  • себестоимость перевозок,

  • производительность труда,

  • фондоотдача,

  • фондоемкость,

  • доходы,

  • расходы,

  • прибыль,

  • рентабельность

Некоторые показатели 1 – 3 групп будут рассмотрены ниже, а показатели 4 группы рассматриваются в дисциплине «Экономика отрасли».

4.2. Основные показатели работы транспорта

Показатели работы транспорта делят на две группы: количественные и качественные.

К количественным относят:

  • объем перевозки грузов-т;

  • грузооборот ткм;

  • объем перевозки(количество)пассажиров, пасс.;

  • пассажирооборот, пасс.км

Учет по этим показателям обычно ведется нарастающим итогом за каждые сутки, декаду, месяц, квартал и год. Грузооборот и пассажирооборот иногда называют продукцией транспорта.

Поскольку на транспорте грузовые и пассажирские перевозки осуществляются одновременно, возникает необходимость общей оценки его работы по грузовым и пассажирским перевозкам совместно. Этой цели служит показатель:

– приведенный грузооборот:

прив.=kприв.;(11)

где: kприв.– коэффициент перевода пассажирооборота в грузооборот.

На различных видах транспорта применяют различные значения этого коэффициента. На железнодорожном, водном и автомобильном до сих пор используют kприв.=1, исходя из существовавшего в прошлом примерного равенства себестоимости 1 ткм и 1 пасскм. Сейчас, себестоимость 1 пасскм значительно выше, однако, величина коэффициентаkприв.не меняется, чтобы сохранить возможность сопоставления отчетных данных с прошлым периодом. На воздушном транспорте применяетсяkприв.= 0,09, исходя из среднего веса пассажира с багажом.

  • средняя дальность перевозки 1-ой т груза:

груз=, км, (12)

рассчитывается по всему грузообороту и по отдельным родам грузов.

  • средняя дальность перевозки 1-го пассажира:

пасс=, км (13)

определяется по общему пассажирообороту и по отдельным видам сообщений (дальнее, пригородное, городское).

  • средняя скорость доставки грузов:

груз=, км/ч (14)

  • средняя скорость доставки пассажиров:

пасс=, км/ч (15)

где: — суммарные затраты времени соответственно в тч и пассч на перевозку грузов или пассажиров на всем пути следования.

  • себестоимость перевозок грузов, за 10 ткм:

Сгруз= 10Эгруз/(16)

  • себестоимость перевозок грузов, за 10 пасскм:

Спасс= 10Эпасс/(17)

где: Эгруз,Эпасс– текущие эксплуатационные расходы за определенный период, соответственно по грузовым и пассажирским перевозкам;

Себестоимость определяется по отдельным видам транспорта, категориям перевозок и родам грузов.

Коэффициент — использование — пробег

Cтраница 1

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение полезного пробега ( с грузом или пассажирами) к общему пробегу за тот же период.  

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение пробега с грузом ( для автобусов и легковых автомобилей с пассажирами) ко всему пробегу автомобиля.  

Коэффициент использования пробега Р в автобусных парках близок к единице.  

Коэффициент использования пробега зависит от: взаиморасположения автотранспортных предприятий, грузообразующих и грузопогло-щающих пунктов; направления грузопотоков ( наличия грузопотоков, позволяющих использовать порожние пробеги подвижного состава); структуры грузопотоков ( несмотря на наличие встречных грузопотоков, порожний пробег подвижного состава не может быть использован из-за несовместимости грузов: нельзя перевозить, например, на одном и том же подвижном составе в одну сторону нефтепродукты в бочках, а в другую — пищевые продукты); состава автомобильного парка ( например, пробег подвижного состава со специализированными кузовами может быть, как правило, использован только в одном направлении), качества оперативного суточного планирования работы подвижного состава.  

Коэффициент использования пробега определяется отношением пробега с грузом за сутки к общему количеству пройденных километров.  

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение полезного пробега ( с грузом или пассажирами) к общему пробегу за тот же период.  

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.  

Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.  

Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки постоянных маршрутов, смены шоферов на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.  

Коэффициент использования пробега характеризует степень использования автомобиля с грузом и без груза.  

Коэффициент использования пробега зависит от качества планирования и руководства церевозочным процессом.  

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение пробега с грузом ( для автобусов и легковых автомобилей — с пассажирами) ко всему пробегу автомобиля.  

Коэффициент использования пробега автомобиля равен отношению пробега автомобиля с грузом к общему пробегу автомобиля за определенный период времени.  

Коэффициент использования пробега автомобилей увеличился с 0.5 до 0.92. Все это позволяет резко увеличить производительность подвижного со стэва и высвободить значительное количество автомобилей для других перевозок.  

Коэффициентом использования пробега называется отношение пробега автомобиля с грузом или пассажирами к общему пробегу. Он может быть подсчитан как для одного автомобиля, так и для всего автотранспортного предприятия, за день или за определенный период.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *