Подоходный налог 16

Планируемое в России повышение налогов может привести к замедлению темпов экономического роста и снижению конкурентоспособности российских предприятий, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»

В ближайшие годы, по всей видимости, Россию ожидает очередной раунд налоговой реформы. Так, с 2015 года Минфин РФ планирует вернуться к практике взимания регионального налога с продаж. Еще через год может быть повышена ставка обязательных страховых взносов на высокие зарплаты для покрытия дефицита ФОМС. С 2019 года возможен рост ставок НДС и НДФЛ. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ проанализировали, как обсуждаемое повышение налогов повлияет на показатели налоговой нагрузки.

Расчет налоговой нагрузки на основе налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России в 2011-2013 годах представлен в таблице 1. Для оценки тяжести налогового бремени в России сравним российские показатели с аналогичными показателями для стран ОЭСР.

Таблица 1. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП, в %

Источник: Минфин РФ

Средние по странам ОЭСР показатели налоговой нагрузки в настоящее время доступны только за 2011 год. Они свидетельствуют, что фискальная нагрузка в России в 2011 году была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией).

В некоторых развитых европейских странах, в особенности, в скандинавских, налоговая нагрузка была заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже, и наконец, в странах «тихоокеанского» региона и странах ОЭСР она заметно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны (США, Австралия, Канада), так и развивающиеся страны (Мексика, Чили, Турция). Например, в Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем в России, в Мексике – практически в два раза ниже.

В 2011-2013 годах уровень налоговой нагрузки в России изменился незначительно при заметных структурных изменениях. Так, в 2013 году по сравнению с 2011 годом заметно сократилась доля налога на прибыль в ВВП, почти на процентный пункт. Стагнация в экономике привела к росту числа убыточных предприятий. В формировании общей величины налоговой нагрузки сократилась также доля НДС и доходов от ВЭД при относительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов.

Уровень налоговой нагрузки в стране распределен неравномернопо отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно выше. По оценке экспертов, налоговая нагрузка в ненефтегазовом секторе экономики в 2011-2013 годах составляла около 29% ВВП.

При осуществлении налоговых новаций Минфина фискальная нагрузка вырастет на 1,7%. По условиям 2013 года налоговая нагрузка составила бы 37,5% (при расчете этого показателя «традиционным» способом). Если отказаться от планов введения налога с продаж и ограничиться только увеличением НДС, налоговая нагрузка возрастет «всего» на 0,6%.

Таблица 2. Увеличение налоговой нагрузки при планируемом Минфином повышении налогов, в % ВВП

Доходы всего 1,7
Налог на доходы физлиц 0,56
НДС 0,58
Страховые взносы 0,3
Налог с продаж 0,26

Источник: Минфин РФ

Повышение налогов ведет к замедлению темпов роста, и, заодно, к снижению конкурентоспособности экономики, делают вывод эксперты. С другой стороны, рост налогов позволяет сократить бюджетный дефицит, увеличить расходы, или по крайней мере не заниматься нудным и неперспективным повышением эффективности расходов.

График 1. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП по странам ОЭСР в 2011 г., в %

Источник: Минфин РФ

Андрей Чернявский

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Российские власти рассматривают инициативу, согласно которой налог на доходы физических лиц для отдельных групп граждан может быть отменен. Кроме того, предложено осуществить налоговый вычет из НДФЛ, который был бы равен действующему прожиточному минимуму. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на трёх федеральных чиновников и бывшего чиновника финансово-экономического блока. Цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

Ранее о данной инициативе рассказал глава Министерства экономического развития Максим Орешкин. Отменить НДФЛ предлагается тем, чей доход ниже 10 000 рублей или же меньше (сообщается, что таковых в стране 12,7% — 18,6 млн. человек). При этом возможно увеличение ставки НДФЛ для остальных категорий граждан с действующих ныне 13% до 16%. Иными словами, налоги, которые не заплатят бедные, по сути, предложено переложить на плечи других налогоплательщиков.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что предметные совещания по этому поводу не идут. По его словам, в правительстве пока нет ни позиции, ни решений по данному вопросу. В самом правительстве от комментариев на эту тему отказались.

В любом случае, очевидно, что повышение НДФЛ спровоцирует массовый уход работающих россиян в теневой сектор, а повышение НДС спровоцирует очередной рост цен, что только увеличит число бедных.

Получается замкнутый круг? Неужели нельзя по-другому побороть бедность в России? И пойдут ли в правительстве на означенные меры?

— Почему нет? Тем более что тем, кто сейчас получает официальную заработную плату, будет не так-то легко снова «уйти в тень», — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

—Тот же, кто работает без надлежащего оформления, или получает большую часть зарплаты «в черную», и так НДФЛ не платят. Проблема России не в низкой ставке НДФЛ и не в намерении правительства ее повысить, а в отсутствии прогрессивной шкалы налогообложения. Это крайне несправедливо, поскольку люди с высокими доходами потребляют значительно больше тех общественных благ, которые полностью или частично оплачиваются государством. Они чаще путешествуют, а потому больше пользуются транспортной инфраструктурой. Они чаще обращаются в суд за разрешением хозяйственных и имущественных споров. У них больше имущества, которое находится под охраной правоохранительных органов.

«СП»: — Почему именно 16%? Существуют какие-то подсчеты? А в других странах, как с НДФЛ? Может, у нас все еще не так плохо?

— Это примерно соответствует минимальной ставке подоходного налога в европейских странах. Так, в Польше в октябре прошлого года правящая партия «Право и справедливость» снизила минимальную ставку подоходного налога с 18% до 17%. Причем подоходный налог по минимальной ставке уплачивают все, чей доход не превышает 85 000 злотых в год (т.е. примерно 1500 долларов в месяц). А наёмные работники в возрасте до 26 лет вообще не платят подоходного налога.

«СП»: — Доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов считает, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Так ли это? К чему это может привести?

— Честно говоря, мне трудно понять логику подобных расчетов. Почему нужно компенсировать падение бюджетных доходов, связанных с отменой подоходного налога для бедных, за счет повышения НДС? Может быть, проще запретить российским корпорациям регистрироваться в офшорах?

«СП»: — Как население России отреагирует? Реально бедные, понятно, обрадуются, а остальные?

— Никак. Большинство российских граждан давно не ждут от власти ничего хорошего, а потому к повышению подоходного налога отнесутся без особого удивления.

«СП»: — Кстати, почему бы просто не ввести прогрессивную шкалу? Или может, есть еще способы облегчить жизнь бедных, не перекладывая нагрузку на других?

— Не знаю, почему правительство так боится прогрессивной шкалы налогообложения. На мой взгляд, это какой-то иррациональный страх. Способы облегчить положение бедных, конечно же, есть. Самый действенный, на мой взгляд, заключается в том, чтобы повысить налоговую нагрузку на корпорации, запретив офшоры.

— У нас в правительстве люди настолько креативные, что могут пойти на что угодно, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— Они годами платили пособие на рождение ребенка в 50 рублей и при этом не забывали взять с него налог. С этого года подняли пособие аж в 200 раз, и кричат об этом благодеянии на каждом углу! А вы попробуйте вырастить ребенка на 10 тысяч рублей.

«СП»: — Если НДФЛ для бедных отменят, станет ли их в стране меньше?

— Они отменят налог на доход ниже 10 тысяч в месяц. Это доход не бедного, это доход нищего, на который нельзя даже прокормиться, не говоря о том, чтобы оплатить жилье или купить одежду. Люди с таким доходом одеваются в бесплатном секонд-хенд, как они живут, мне даже подумать страшно. И вот с них не будут взимать НДФЛ, какое счастье! А то, что в нормальных странах таким людям выплачивают пособие и дают талоны на питание, и бесплатное жилье — об этом они молчат.

«СП»: — Подоходный налог в 13% — это много или мало? Как с этим в других странах?

— В СССР тоже был подоходный налог в 13%, но при этом если у вас зарплата была, скажем, 200 рублей — меньше в советское время я, например, не получал — то с первых 70 рублей, то есть с минимальной зарплаты, налог не взимался. Со следующих, кажется, до 90 рублей, взималась пониженная ставка налога, и полный налог в 13% брался только с превышающей этот порог суммы.

В принципе, подоходный налог в 13% — это нормально, но с доходов выше среднего.

«СП»: — Некоторые эксперты уже говорят, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Но ведь это в конечном итоге против бедных же и обернется. Ибо все подорожает, прежде всего продукты…

— Ну, они же и собираются переложить расходы за это «благодеяние» на остальных, повысив НДФЛ до 16%. Так что речь не о снижении налогового бремени, а о его перераспределении. И вот эти 3% сверх нынешних 13% не только с лихвой компенсируют налоги с 10 тысяч, но и дадут в казну приличную прибавку — если верить, конечно, Росстату с его исчислением средней зарплаты по стране.

«СП»: — Не возрастет ли число формальных бедных, официально получающих меньше облагаемой налогом зарплату?

— Это азы — избыточные налоги порождают практику массового уклонения от них. Налоги должны быть такими, чтобы было выгодней их платить, чем уклоняться.

«СП»: — Источник «Ведомостей» в правительстве сообщает, что цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

— Они хотят поднять налоговые поступления в бюджет с граждан, и при этом выдать это за благодеяние. Такое впечатление, что в Минфине сидят не экономисты, а пиарщики.

«СП»: — Как, по-вашему, можно уменьшить число бедных в России?

— Повысить доходы населения. Это единственный рациональный способ. Другой способ применялся в старой доброй Англии — нищих просто вешали.

«Свободная пресса»

В Госдуму внесен законопроект о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15% на доходы, превышающие 5 млн рублей в год. Правительство России, которое инициировало данный проект, предлагает увеличить ставку с 1 января 2021 года.

Как говорится в пояснительной записке к документу, процесс администрирования доходов будет в высокой степени автоматизирован и не увеличит административную нагрузку на налогоплательщиков. Он не потребует сдачи дополнительной налоговой декларации в налоговые органы.

Следует отметить, что законопроект разработан во исполнение поручения президента России Владимира Путина. Президент РФ 23 июня предложил с 1 января 2021 года повысить ставку налога на доходы физических лиц с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год. Предполагается, что это позволит привлечь в бюджет около 60 млрд рублей.

Между тем, как пишет телеграм-канал «Незыгарь», такое ужесточение налогового режима в минимальной степени затронет наиболее обеспеченную часть населения.

«15% налог на доходы, превышающие 5 миллионов рублей в год, если и будет собран в полном объёме, особого влияния на наполняемость бюджета не окажет», — отмечается в сообщении канала.

По версии канала, максимальная сумма, которую можно получить от примерно 0,9% населения (включая 246 тысяч долларовых миллионеров), имеющих ежемесячный доход свыше 450 тысяч рублей, по самым смелым оценкам, не превысит 50 миллиардов рублей.

«Этот налог, непонятно по какой причине названный прогрессивным, надо расценивать в первую очередь как идеологический инструмент, призванный сгладить крайнее недовольство большинства россиян вызывающими расходами миллиона-полутора нуворишей, — полагает «Незыгарь». — Детали применения нового налога с 1 января 2021 года свидетельствуют о его лоббистско-охранительном характере, начиная с суммы — более 450 тысяч рублей в месяц, точно совпадающей с выплатами членам Госдумы и Совета Федерации».

Сколько тратится на больных с редкими заболеваниями

В 2020 году на обеспечение всех пациентов с жизнеугрожающими орфанными (редкими) заболеваниями из региональных бюджетов планируется потратить порядка 10 млрд руб., а федеральная программа предусматривает расходы порядка 35 млрд руб., сообщила РБК руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Красильникова. Кроме того, есть пациенты с редкими заболеваниями, которые не учитываются ни в одном из федеральных регистров, но они частично обеспечиваются по инвалидности из региональных бюджетов. Сколько тратится на такие группы пациентов с редкими заболеваниями, сложно сказать, отметила эксперт, добавив, что в эпидемиологический список орфанных болезней входит порядка 260 заболеваний, но программно оформлены и финансируются по принципу орфанного заболевания только 28.

Из объявленных инициатив решение по НДФЛ является самым ярким и значимым в долгосрочном плане, полагает политолог Александр Пожалов. «Это пусть пока и достаточно аккуратный, но четкий шаг от плоской к прогрессивной шкале и тем самым — ответ на возрастающий запрос победневшего за последние годы общества на социальную справедливость, шаг навстречу левым силам», — добавляет он. Высокие зарплаты топ-менеджмента госкорпораций раздражают основную массу жителей России, и это решение адресовано именно им, отмечает политолог Дмитрий Фетисов. Изменение шкалы НДФЛ для обеспеченных россиян обусловлено скорее общественным запросом на социальную справедливость, а не фискальными соображениями (60 млрд руб. — слишком маленькая сумма в масштабах бюджета), говорилось ранее в комментарии рейтингового агентства НКР.

Об обсуждении повышения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян на прошлой неделе сообщали источники Forbes и РБК. Источник, близкий к администрации президента, говорил РБК, что сейчас «идеальная ситуация санкционно-пандемическая» для увеличения ставки НДФЛ с высоких зарплат. По его словам, идею увеличения ставки НДФЛ продвигал бывший министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин. Вопрос повышения НДФЛ обсуждался с премьер-министром Михаилом Мишустиным и экономическим блоком правительства, сказал РБК источник в правительстве. «Первый вариант был 3 млн руб.», — отметил собеседник РБК. По его словам, Мишустин был изначально против. Ранее в Госдуме премьер выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ. «Но, учитывая, что сумма достаточно высокая и это была инициатива президента, остановились в дискуссии на сумме 5 млн, точнее, более 5 млн», — сказал источник РБК.

Еще один источник, близкий к правительству, рассказал РБК, что идея повышенного НДФЛ для россиян с высоким доходом прорабатывалась еще в конце прошлого года при подготовке январского послания президента Федеральному собранию. Другой собеседник РБК, близкий к правительству, сказал, что тема повышения НДФЛ обсуждалась еще год назад во время работы кабинета министров Дмитрия Медведева, но тогда до принятия решения дело не дошло.

Два года назад Владимир Путин говорил, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». В феврале 2020 года министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заверил, что до 2024 года принципы налогообложения останутся неизменными, а к вопросу прогрессии НДФЛ можно вернуться через четыре года.

На днях президент вернул в агитационную повестку по голосованию поправок в Конституцию (намечены на 1 июля) тему «поправки Терешковой» (об обнулении президентских сроков) и не исключил для себя возможность в случае одобрения поправок баллотироваться снова, напомнил Пожалов. На этом фоне инъекция социального оптимизма должна повысить и явку на голосование, и поддержку поправок, вернув президенту заколебавшуюся на фоне кризиса часть избирателей, отметил политолог.

Повышение подоходного налога затронет незначительную долю россиян, но имеет большой потенциал расширения в будущем, полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Как и с налогом на депозиты, вероятно, отрабатываются механизмы для запуска полноценного прогрессивного налога», — считает он. После «тренировки» на небольшой группе налогоплательщиков через год-полтора возможно повышение ставки НДФЛ и снижение планки доходов, ожидает Табах. Кроме того, отрабатывается федерализация части НДФЛ, все доходы от которого сейчас поступают в региональные бюджеты. НДФЛ — региональный налог (85% зачисляется в бюджет субъекта, 15% — муниципалитета). Однако из слов президента следует, что дополнительный налог на состоятельных граждан в размере 2 п.п. будет централизовываться на уровне федерального бюджета, откуда будет перенаправляться на цели лечения детей.

Еще раз по 10 тыс. семьям с детьми

Самой масштабной антикризисной мерой поддержки стала разовая выплата в июне 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет. Во вторник президент объявил о выплате 10 тыс. руб. еще раз, в июле, но теперь разовое пособие смогут получить все дети с рождения до 16 лет, то есть свыше 27 млн детей. На финансирование выплаты будет направлено более 274 млрд руб., сообщил глава Минтруда Антон Котяков.

«По сути, это деньги, раздаваемые людям в целях повышения покупательной способности населения и тем самым стимулирования экономики, — считает Фетисов. — А учитывая, что российское общество в целом находится в тяжелом экономическом положении и привыкло жить по принципу «деньги нужны сейчас, а потом заработаем», то какой-то прирост на 5–7% голосов за поправки это вполне может прибавить».

Расширение льготной ипотеки

Программа субсидирования ставок по ипотеке до 6,5% начала действовать в апреле, поучаствовать в ней можно до 1 ноября 2020 года. Субсидировать ставку по кредитам будут на весь срок ипотеки. С апреля льготные ставки действуют для квартир на первичном рынке, для которых покупатель берет кредит не более 3 млн руб.; для Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области лимит выше — до 8 млн руб. Первоначальный взнос по кредиту был установлен на уровне 20%, затем президент поручил его снизить до 15%.

23 июня Путин предложил расширить программу субсидированной ипотеки под 6,5% на более дорогое жилье. Как сказал президент, речь идет о жилье стоимостью до 12 млн руб. в Петербургской и Московской агломерациях и 6 млн руб. — для других регионов. Сейчас госпрограмма субсидирования ипотеки опирается не на стоимость квартир, а на размер кредитов. На запрос РБК о новых параметрах программы в Минфине ответили, что они еще прорабатываются.

О том, что программу льготной ипотеки необходимо расширить, на прошлой неделе сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, с момента запуска программы льготной ипотеки в банки поступило 170 тыс. заявок, большинство из них было одобрено. Было выдано 40 тыс. кредитов на сумму около 100 млрд руб. Всего программа рассчитана на выдачу до 250 тыс. кредитов. С новыми вводными ожидается рост спроса на квартиры большей площади, а также интерес к проектам класса «комфорт+», сообщили в пресс-службе группы ПИК. Коммерческий директор группы МИЦ Геннадий Дикалов также рассчитывает на рост спроса в проектах бизнес-класса. «С увеличением лимита мы ожидаем дополнительного роста спроса со стороны покупателей-ипотечников. Рост максимальной суммы кредита в полтора раза — с 8 млн до 12 млн руб. — позволяет покупателям, которые ранее ориентировались на комфорт-класс, приобрести жилье бизнес-класса, выбрать квартиру с большим числом комнат или в более престижном районе», — констатирует директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова.

По оценке аналитического центра «Дом.РФ», после расширения госпрограммы по льготной ставке возможно будет купить до 95% квартир в новостройках, продающихся сейчас в России.

Налоговый маневр для ИТ-компаний

Владимир Путин предложил снизить ставку страховых взносов для ИТ-компаний почти вдвое, с 14 до 7,6%, налог на прибыль сократить с 20 до 3%, что, по словам президента, «не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для ИТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская». Обе меры будут действовать бессрочно, подчеркнул Путин.

Разработать комплексный налоговый маневр для ИТ-отрасли президент поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Тогда президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил снизить или отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели, и отказаться от страховых взносов как минимум до конца 2020 года, а также снизить до 2% налог на прибыль для компаний — экспортеров ПО. На днях о деталях готовящегося документа сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский назвал бессрочное снижение налогов на зарплату одним из важнейших решений для ИТ-отрасли. «Оно позволяет контрактным разработчикам расширить долю на рынках с жесткой ценовой конкуренцией, а продуктовым компаниям — прямо пропорционально снижению налогов увеличить объем собственных инвестиций в развитие, так как для них зарплата разработчиков — это инвестиционные расходы», — заявил он. Глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев отметил, что названные меры «точно помогут ИТ-компаниям не просто выжить, но и работать полностью в белой зоне». По его словам, «это выгодно государству и бизнесу и позволит строить долговременные бизнес-планы».

Однако снижение налога на прибыль позитивно скажется на отрасли только в том случае, если ИТ-компании покажут прибыль, указала гендиректор ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она отметила, что по результатам опроса ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в апреле—мае прибыль снизилась на 45–47% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Российским разработчикам, среди которых очень много средних предприятий, не ожидающих прибыли, а пытающихся просто выжить, эта мера не поможет. Поможет им только признание ИТ-отрасли пострадавшей от пандемии и получение льгот по аренде на 50%, отсрочки по налогам на год, доступных субсидий на зарплату своим квалифицированным и довольно дефицитным специалистам», — подчеркнула Касперская.

Партнер Deloitte Антон Зыков не исключил, что возможны ситуации, в которых компании, не занимающиеся ИТ, попробуют получить эти льготы, и напротив, некоторым ИТ-компаниям по формальным признакам не удастся получить льготы. «Но, во-первых, это только предложения президента, которые должны материализоваться в законопроекты. На их разработку и принятие есть полгода, поэтому за полгода законодатели могут успеть с аналитиками и представителями отрасли выработать подходящие правила игры. Во-вторых, мы высоко оцениваем возможности ФНС реагировать на потенциальные злоупотребления», — объяснил он.

Попытка вывести из тени активы за рубежом

Президент объявил об упрощении налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (КИК). Теперь российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности, заявил Владимир Путин.

Налогообложение КИК было введено в 2015 году, но оно так и не сумело стать источником серьезных поступлений в бюджет. Например, в 2019 году в бюджетную систему пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, за первый квартал 2020 года — 1,44 млрд руб., следует из данных ФНС. Консалтинговая фирма BCG недавно оценила, что россияне держат за рубежом более $400 млрд активов. Причина низких поступлений от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль КИК.

Бенефициар КИК (физическое лицо) должен платить налог 13% с прибыли офшорной компании. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности. Для целей налогообложения определенные доходы не учитываются в прибыли КИК (в частности, доходы от переоценки ценных бумаг), ее также можно уменьшить на сумму распределенных дивидендов. Кроме того, сумму налога можно уменьшить на корпоративные налоги, выплачиваемые с прибыли КИК в иностранном государстве. Наконец, если КИК получила доход менее 10 млн руб. в рублевом эквиваленте, он не подлежит налогообложению.

В ноябре 2019 года РБК писал, что один только российский миллиардер Владимир Лисин (бенефициар НЛМК) обеспечил до 3/4 всех выплат НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний в России за январь—сентябрь 2019 года. Других столь же крупнейших плательщиков налога с прибыли КИК не нашлось.

Инициатива президента прежде всего направлена на то, чтобы в очередной раз попытаться вывести из тени тех, кто до сих пор пытается оставаться вне зоны контроля, полагает партнер Amond & Smith Сергей Назаркин. Это может быть интересно лишь тем, у кого размер прибыли за вычетом местных налогов составляет весьма существенные суммы — им теперь достаточно будет заплатить фиксированную сумму 5 млн руб., полагает он. «Но тогда, очевидно, возникает желание раскопать, сколько же все-таки компания зарабатывает денег, пусть не сейчас, а спустя какое-то время. И если нашему государству в целом удалось заставить собственников иностранных компаний раскрыть свои активы в РФ, чтобы как минимум избежать штрафов, то инициатива заставить массово платить фиксированную сумму налога на нераспределенную прибыль КИК выглядит практически нереалистичной задачей», — считает он.

Идея о фиксированном платеже с прибыли КИК пока «вызывает много вопросов», считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. «Сейчас большое количество компаний применяет льготы по правилам КИК. Пока неизвестно, придется ли им платить 5 млн руб. Кроме того, если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, удивительно, что по новым правилам она вдруг должна будет отдавать в бюджет всего 5 млн руб.», — заметила она.

При изменении налогообложения КИК необходим переходный период семь—десять лет, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: «Было бы правильно на время сохранить статус нерезидентов для тех бизнесменов, которые вернутся в Россию. С одной стороны, это позволит вернуть российских бизнесменов, которые сейчас в принципе ничего не платят в России, а с другой стороны — пополнить бюджет. В будущем такие бизнесмены станут полноценными российскими налогоплательщиками».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *