По результатам мониторинга

Ключевые вопросы

Оформление и представление результатов мониторинга

Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду

Предельная дата представления отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга) — 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Представление отчета о результатах мониторинга преследует сразу две цели:

1) выполнение обязанности по представлению отчета;

2) подтверждение исключения негативного воздействия объекта размещения отходов (далее — ОРО) на окружающую среду для цели освобождения от обязанности по внесению платы за размещение отходов на таком объекте.

Так, исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники ОРО, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Оформление и представление результатов мониторинга

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

Извлечение
из Порядка

6. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
7. В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» , отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.

И здесь следует отметить, что:

• проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду;

• представление отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным периодом,

являются безусловными обязанностями лиц, во владении или в пользовании которых находятся ОРО.

Обратите внимание

Необходимость исполнения указанных обязанностей не зависит от намерения (желания) лица, во владении или в пользовании которого находится ОРО, подтвердить исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Следовательно, мониторинг должен быть проведен, а отчет о результатах мониторинга представлен в территориальный орган Росприроднадзора даже в том случае, если лицо, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

• убеждено в том, что эксплуатируемый ОРО оказывает негативное воздействие на окружающую среду и по этой причине получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду не удастся;

• не желает получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

При этом в законодательстве не разделены процедуры представления в территориальный орган Росприроднадзора отчета о результатах мониторинга в целях исполнения:

• Порядка;

• Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Положение).

Отчет о результатах мониторинга может представляться в территориальный орган Росприроднадзора однократно и без особых уточнений в сопроводительном письме, во исполнение какого из двух указанных выше нормативных правовых актов данный отчет представляется.

Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду

В соответствии с п. 2 Положения исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга, проводимого собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

Извлечение
из Положения

3. Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

6. Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее — отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
7. Отчет оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
8. Отчет может быть представлен в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».
9. Поступившие в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, регистрируются в системе электронного документооборота и (или) на бумажном носителе в установленном порядке.
10. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды , или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

Таким образом, порядок подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду предусматривает следующий алгоритм действий владельца ОРО:

1. Предварительное проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Формирование результатов мониторинга, подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:

• атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

• почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

• воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

• воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

3. Подготовка в двух экземплярах на бумажном носителе и одной электронной версии отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

4. Ежегодное представление (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Обратите внимание: Положение предусматривает возможность представления отчета в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Следует подчеркнуть, что инициировать процедуру подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО. Именно данное лицо подготавливает отчет о результатах мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Поступление в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом, отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду, с сопроводительным письмом возлагает на территориальный орган Росприроднадзор обязанности по:

1) сопоставлению изложенной в отчете информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Росгидромета или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора;

2) принятию решения о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду;

3) информированию о принятом решении лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

В результате о факте подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду должно быть известно двум субъектам правоотношений:

1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду;

2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

• направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга;

• получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Обратите внимание

Законодательство не связывает освобождение от обязанности по внесению платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены.

Иными словами, образователь отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) может передать отходы на размещение на любой ОРО, а для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.

Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения образователя отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.

О Порядке проведения мониторинга и осуществления контроля качества предоставления муниципальных услуг

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2011 года N 1186
О Порядке проведения мониторинга и осуществления контроля качества предоставления муниципальных услуг

(с изменениями на 27 декабря 2019 года)

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени:

1. Утвердить Порядок проведения мониторинга качества предоставления муниципальных услуг согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

2. Утвердить Порядок проведения контроля качества предоставления муниципальных услуг согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

3. Установить, что нормы приложения 2 к распоряжению в части проведения плановых проверок качества предоставления муниципальных услуг вступают в силу с 01.01.2013.

4. Исключен. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 04.06.2018 N 352.

Глава Администрации города
А.В.МООР

Приложение 1. Порядок проведения мониторинга качества предоставления муниципальных услуг

Приложение 1
к распоряжению
от 15.12.2011 N 1186

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 2030-рп «Об утверждении методики мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», письмом Минэкономразвития РФ от 29.04.2011 N 8863-ОФ/Д09 «О методических рекомендациях по организации проведения мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг» и определяет процедуру проведения Администрацией города Тюмени мониторинга качества предоставления муниципальных услуг, в том числе их предоставления в электронной форме.

Положения настоящего Порядка применяются также при проведении мониторинга качества предоставления государственных услуг, переданных для исполнения или перераспределенных в установленном порядке муниципальному образованию город Тюмень, если иное не установлено нормативным правовым актом Тюменской области.

2. Органы Администрации города Тюмени (муниципальные казенные учреждения), ответственные за предоставление муниципальных услуг, осуществляют мониторинг качества их предоставления в электронной форме в части соответствия информации об услугах, размещенной ими на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и на Портале услуг Тюменской области, административным регламентам предоставления муниципальных услуг и другим нормативным правовым актам. Указанный мониторинг осуществляется в соответствии с методикой мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 2030-рп. Результаты мониторинга доводятся до сведения Департамента информатизации Тюменской области и административного департамента Администрации города Тюмени ежегодно до 15 ноября текущего года по форме, утвержденной правовым актом Департамента информатизации Тюменской области.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 04.06.2018 N 352)

3. Административным департаментом Администрации города Тюмени (далее — уполномоченный орган) организуется и проводится мониторинг качества предоставления муниципальных услуг, за исключением мониторинга качества предоставления муниципальных услуг в электронной форме, осуществляемого Департаментом информатизации Тюменской области и органами Администрации города Тюмени (муниципальными казенными учреждениями), ответственными за предоставление муниципальной услуги.

4. Мониторинг качества предоставления муниципальных услуг (далее — мониторинг) проводится уполномоченным органом на плановой и внеплановой основе в соответствии с Методическими рекомендациями по организации проведения мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, направленными письмом Минэкономразвития РФ от 29.04.2011 N 8863-ОФ/Д09, с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.

К участию в мероприятиях по мониторингу могут привлекаться представители органов государственной власти, органов Администрации города Тюмени, государственных и муниципальных учреждений, общественности. Привлечение указанных лиц к проведению мониторинга осуществляется при их согласии.

5. План проведения мониторинга составляется уполномоченным органом на очередной календарный год не позднее 15 декабря текущего года. План проведения мониторинга утверждается приказом уполномоченного органа и подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Тюмени.

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410, от 27.12.2019 N 1130)

6. Основаниями для проведения уполномоченным органом мониторинга во внеплановом порядке являются:

а) необходимость однократной коррекции качества предоставления муниципальной услуги;

б) потребность в отслеживании результативности мер по повышению качества и доступности муниципальной услуги;

в) наличие сведений о несоблюдении требований нормативных правовых актов к предоставлению муниципальной услуги.

7. О проведении мониторинга издается приказ руководителя уполномоченного органа, который должен содержать:

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9, от 27.12.2019 N 1130)

а) объект мониторинга;

б) фамилию, имя, отчество, должность лица, ответственного за проведение мониторинга (далее — уполномоченное лицо);

в) дату начала и окончания мониторинга;

г) исследуемый период предоставления услуги (при наличии);

д) методы проведения мониторинга;

е) перечень параметров качества предоставления муниципальных услуг, по которым проводится мониторинг.

8. По завершении мониторинга уполномоченным органом подготавливается отчет, содержащий по исследуемой муниципальной услуге следующие сведения:

а) наименование муниципальной услуги;

б) сведения об исследовании (метод исследования, перечень точек наблюдения, количество респондентов);

в) фактологические результаты исследования по исследуемым параметрам качества предоставления муниципальной услуги;

г) сведения о соблюдении стандартов предоставления муниципальной услуги в виде обобщенных данных;

д) описание выявленных наиболее актуальных проблем предоставления услуги, непосредственно связанных с издержками на ее получение, и предложений по их решению (при наличии).

К отчету прикладываются материалы, содержащие ответы на вопросы мониторинга. Результаты мониторинга могут иллюстрироваться графиками, диаграммами.

9. Отчет о проведении мониторинга подписывается уполномоченным лицом и утверждается руководителем уполномоченного органа. Не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения отчет направляется руководителю органа Администрации города Тюмени (муниципального казенного учреждения), ответственного за предоставление муниципальной услуги. Подписание, утверждение и направление отчета осуществляется посредством системы электронного документооборота.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

Материалы отчета вместе с копией приказа о проведении мониторинга хранятся в уполномоченном органе в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9)

10. При выявлении уполномоченным органом по результатам мониторинга фактов нарушений требований нормативно-правовых актов орган Администрации города Тюмени (муниципальное казенное учреждение), ответственный за предоставление муниципальной услуги, в течение 3 месяцев со дня утверждения отчета о проведении мониторинга, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, принимает меры по их устранению, в том числе по обеспечению внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты Администрации города Тюмени, регламентирующие предоставление муниципальных услуг.

11. Обобщенные результаты мониторинга ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, размещаются уполномоченным органом на официальном сайте Администрации города Тюмени и направляются заместителям Главы города Тюмени, курирующим и координирующим деятельность органов Администрации города Тюмени, предоставляющих муниципальные услуги.

(п. 11 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

Приложение 2. Порядок проведения контроля качества предоставления муниципальных услуг

Приложение 2
к распоряжению
от 15.12.2011 N 1186

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и определяет процедуру проведения последующего контроля качества предоставления муниципальных услуг.

Положения настоящего Порядка применяются также при проведении последующего контроля качества предоставления государственных услуг и исполнения функций по осуществлению государственного контроля, переданных в установленном порядке для исполнения муниципальному образованию город Тюмень или перераспределенных в установленном порядке между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской, исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля, если иное не установлено нормативным правовым актом Тюменской области.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

2. Для целей применения настоящего Порядка под последующим контролем качества предоставления муниципальных услуг понимается деятельность по организации и проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения органами Администрации города Тюмени (муниципальными учреждениями), ответственными за предоставление муниципальных услуг, требований, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление муниципальных услуг.

3. Органом Администрации города Тюмени, уполномоченным на проведение последующего контроля качества предоставления муниципальных услуг, является административный департамент Администрации города Тюмени (далее — уполномоченный орган).

Структурным подразделением уполномоченного органа, непосредственно осуществляющим проведение проверок, является отдел по административной реформе (далее — отдел по административной реформе).

(абзац введен распоряжением Администрации города Тюмени от 06.07.2015 N 505; в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 27.12.2019 N 1130)

4. Плановые проверки качества предоставления муниципальной услуги проводятся в соответствии с планом проведения проверок, утвержденным приказом уполномоченного органа. План проведения проверок на очередной календарный год формируется уполномоченным органом с учетом результатов мониторинга качества предоставления муниципальных услуг, изменений в нормативно-правовом регулировании отношений в сфере муниципальных услуг, нарушений, выявленных контрольными (надзорными) органами в сфере муниципальных услуг. План проведения проверок утверждается не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в адрес органов Администрации города Тюмени (муниципальных учреждений), в отношении которых планируется проведение проверок, а также подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Тюмени.

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410, от 27.12.2019 N 1130)

5. Внеплановые проверки качества предоставления муниципальных услуг проводятся по обращениям физических и юридических лиц на решения и (или) действия (бездействие) Главы города Тюмени, заместителей Главы города Тюмени, координирующих и контролирующих деятельность органов Администрации города Тюмени, предоставляющих муниципальные услуги, руководителя и должностных лиц органа (подведомственного муниципального учреждения) в случае непосредственной координации их деятельности Главой города Тюмени, а также по поручению Главы города Тюмени.

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 06.07.2015 N 505, от 04.06.2018 N 352)

6. Проверки могут быть комплексными и тематическими. В ходе комплексной проверки проверяется правильность выполнения всех административных процедур, выполнение требований по осуществлению текущего контроля за исполнением Регламента, соблюдение порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа Администрации города Тюмени (муниципальными учреждениями), ответственными за предоставление муниципальных услуг, и его должностных лиц. В рамках тематических проверок ее предмет ограничивается определенным кругом вопросов, подлежащих проверке.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

Проверки также могут быть камеральными (без выезда в орган Администрации города Тюмени (муниципальное учреждение), ответственное за предоставление муниципальной услуги, на основе представленных или (и) имеющихся у уполномоченного органа документов) и выездными (по месту фактического предоставления муниципальных услуг).

7. О проведении проверки издается приказ руководителя уполномоченного органа, который должен содержать:

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9, от 27.12.2019 N 1130)

а) фамилия, имя, отчество, должность специалистов уполномоченного органа, которые непосредственно будут проводить проверку (далее — уполномоченные лица);

б) наименование органа Администрации города Тюмени (муниципального учреждения), в отношении которого проводится проверка;

в) вид, основания, цели и предмет проверки;

г) дата начала и окончания проверки.

8. Продолжительность проверки не может длиться более 14 календарных дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований и (или) экспертиз, со значительным объемом проверки на основании приказа руководителя уполномоченного органа (далее — приказ о проведении проверки) срок проведения проверки может быть продлен до одного месяца.

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9, от 27.12.2019 N 1130)

9. Уполномоченные лица обязаны по требованию руководителя проверяемого органа Администрации города Тюмени (муниципального учреждения) представить ему приказ о проведении проверки, а также служебные удостоверения в случае проведения выездной проверки.

(п. 9 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9)

10. В период проведения проверки уполномоченные лица вправе:

а) посещать территорию и помещения проверяемого органа Администрации города Тюмени (муниципального учреждения);

б) запрашивать необходимые материалы и документы, в том числе оригиналы документов;

в) требовать присутствия работников проверяемого органа Администрации города Тюмени (муниципального учреждения) для своевременного получения необходимых документов и материалов, а также объяснений и разъяснений как в устной, так и в письменной форме.

11. В период проведения проверки уполномоченные лица обязаны:

а) своевременно и в полном объеме исполнять представленные ему полномочия по проведению проверки;

б) проводить проверку на основании и в строгом соответствии с приказом о проведении проверки;

(пп. «б» в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9)

в) давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

г) обеспечить сохранность и возврат оригиналов документов, полученных в ходе проверки.

11.1. Проверяемый орган Администрации города Тюмени (муниципальное учреждение) обязан представить в отдел по административной реформе материалы и документы в соответствии с предметом проверки, имеющиеся в его распоряжении, а также письменные пояснения в срок не позднее 3 рабочих дней:

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 27.12.2019 N 1130)

со дня получения запроса уполномоченного органа с приложением копии приказа о проведении проверки;

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.01.2018 N 9)

со дня получения копии обращения при проведении внеплановой проверки по обращениям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

(п. 11.1 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 06.07.2015 N 505)

12. По результатам проведения проверки составляется акт, в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы, содержащие оценку качества предоставления муниципальной услуги и предложения по устранению выявленных при проверке нарушений. При проведении внеплановой проверки в акте отражаются результаты проверки фактов, изложенных в обращении, а также выводы и предложения по устранению выявленных при проверке нарушений.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

13. Акт о проведении проверки, подписывается уполномоченными лицами и подлежит утверждению руководителем уполномоченного органа:

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

в случае проведения внеплановой проверки — в течение 2 рабочих дней со дня окончания проверки;

в случае проведения плановой проверки — в течение 15 рабочих дней со дня окончания проверки.

Не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения руководителем уполномоченного органа акт о проведении проверки направляется руководителю проверяемого органа Администрации города Тюмени (муниципального учреждения).

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

Подписание, утверждение и направление акта осуществляется посредством системы электронного документооборота.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

(п. 13 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 28.05.2013 N 335)

14. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте о проведении проверки, а также с выводами и предложениями уполномоченных лиц, проверяемый орган Администрации города Тюмени (муниципальное учреждение) вправе в течение 5 рабочих дней со дня получения акта о проведении проверки направить в уполномоченный орган возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

(п. 14 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

14.1. При выявлении в ходе проверки фактов нарушений требований нормативно-правовых актов проверяемым органом Администрации города Тюмени (муниципальным учреждением) в течение 3 месяцев со дня утверждения акта о проведении проверки, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, принимаются меры по их устранению, в том числе по обеспечению внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты Администрации города Тюмени, регламентирующие предоставление муниципальных услуг.

(п. 14.1 введен распоряжением Администрации города Тюмени от 28.05.2013 N 335)

15. Все проведенные проверки подлежат обязательному учету в специальных журналах проведения плановых и внеплановых проверок.

16. Обобщенные результаты проверок ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, размещаются уполномоченным органом на официальном сайте Администрации города Тюмени и направляются заместителям Главы города Тюмени, курирующим и координирующим деятельность органов Администрации города Тюмени, предоставляющих муниципальные услуги.

(п. 16 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.06.2019 N 410)

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Водолажский А.Р. 1 1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казань Современное развитие систем менеджмента качества тесно связано с интеграцией стандартов. Интеграция предполагает создание и реализацию единой системы документирования, отчетов и управления, объединяющей стандарты менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, информационную безопасность, систему социальной ответственности персонала. Согласно рекомендациям ISO 9001:2008, организация должна не только выделить процессы менеджмента качества, но и обеспечить их взаимодействие, критерии результативности, ресурсы, коммуникативные параметры и мониторинг. В статье рассмотрен аспект разработки интегрированной системы менеджмента промышленного предприятия – идентификация и мониторинг процессов менеджмента качества. На основании анализа интегрируемых стандартов менеджмента качества показано взаимодействие процессов менеджмента качества, выделены основные принципы, характеристики и разработан алгоритм мониторинга процессов.

166 KB мониторинг процессы менеджмента качества интегрированная система менеджмента 1. Василевская С.В. Процессы ИСМ: прикладная идентификация // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 1. – С. 28–33. 2. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми системами и процессами. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 419 с. 3. Лебединец В.А. Оценка процессов системы менеджмента качества: материалы об управлении и маркетинге: – URL: http://www.klubOk.net. (дата обращения: 15.11.2011). 4. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семгин. – М.: Мысль, 2003. – 694 с. 5. Толковый словарь Д.Н. Ушакова: – URL:http://www.dict.t-mm.ru/ushakov (дата обращения: 15.11.2011). Повышение эффективности управления на промышленных предприятиях тесно связано с реализацией принципов интегрированной системы менеджмента (ИСМ), объединяющей стандарты менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, информационную безопасность, систему социальной ответственности персонала и т.д.

В настоящее время единой методики интеграции систем менеджмента не установлено, каждое предприятие разрабатывает и принимает собственную модель интеграции и осуществляет выделение процессов менеджмента качества.

С авторской точки зрения, каждый из этапов интеграции стандартов: проектирование, разработку, внедрение и сертификацию, необходимо проводить не как надстройки к уже реализованной системе, а на основании нескольких стандартов, формируемых в совокупности в единую систему процессов и оценок, исключая дублирование процедур и отчетов.

Согласно требованиям стандарта ISO 9001:2008, организация должна не только выделить процессы согласно отраслевой специфике, но и обеспечить их взаимодействие, критерии результативности, ресурсы, коммуникативные параметры и мониторинг.

Идентификация процессов менеджмента качества промышленного предприятия проведена автором на основе рекомендаций стандарта ISO 9001:2008 и этапах жизненного цикла продукции с учетом влияния каждого из процессов на качество готового продукта (имеется в виду продукция, обладающая «измеримой потребительской ценностью» и заранее заданным уровнем качества).

Взаимодействие процессов системы менеджмента качества приведено в табл.1.

Таблица 1

Взаимодействие процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия

Наименование процесса

Вход процесса

Выход процесса

Маркетинг

Ожидания потребителей

‑Требования потребителей

‑Показатели качества процесса

Проектирование

‑ Требования потребителей

‑ Технические возможности

‑ Технические требования

‑Техническое задание или проект

‑ Показатели качества процесса

Снабжение

— Проект или техническое задание

‑ критерии качества к комплектующим изделиям, сырью и ресурсам

‑Сырье, комплектующие, ресурсы

‑ Показатели качества процесса

Производство

‑ Технические возможности

— Проект или техническое задание

‑ Сырье, комплектующие, ресурсы

‑ Критерии качества

‑Готовый продукт

‑ Показатели качества процесса

Сбыт

Готовый продукт

‑Объем продаж

‑ Показатели качества процесса

Измерение, контроль, диагностика

Показатели качества процессов

Результаты измерения, контроля и диагностики показателей качества процессов

Общий менеджмент и улучшение

Результаты измерения, контроля и диагностики показателей качества процессов

Управленческие решения

Согласно рекомендациям методики менеджмента процессов в системе качества (Р 50-601-46-2004)в данной таблице установлены:

‑ Цели процесса, отраженные в формулировках выходов процесса согласно этапам жизненного цикла продукции;

‑ Взаимодействие процессов и их границы, определяемые последовательностью процессов и координацией его входов/выходов;

‑ Потребители (клиенты) процесса, которым является следующий процесс в цепочке и покупатель продукции предприятия;

‑ Требования к процессу, выраженные в установленных границах допустимых значений показателей качества процесса;

‑ Необходимые ресурсы для входа процесса и поставщики этих ресурсов.

Измерения показателей качества каждого из выделенных процессов («Измерения, анализ и улучшение») является неотъемлемой часть в ИСМ промышленного предприятия, о чем имеются рекомендации в каждом из интегрируемых стандартов: системе менеджмента качества ISO 9001:2008 — п.8.2; системе экологического менеджмента ISO 14001 — п.4.5.1; системе менеджмента профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001 — п.4.5.1; системе социальной ответственности персонала SA 8000 — п.9.5.4.

Процесс «Измерение, контроль и диагностика» тесно связан с мониторингом процессов менеджмента качества промышленного предприятия, представляющего собой непрерывное отслеживание состояния, анализ динамики реализации и прогнозирование развития процессов.

Для дальнейшего рассмотрения необходимо уточнить соотношение понятий измерение, контроль, диагностика и мониторинг, которые в силу близости определений часто смешивают и понимаются как взаимозаменяемые представления.

Измерения представляют собой «совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения» . В нашем случае, средства измерения показателей процессов менеджмента качества представляют собой заранее установленные процедуры: непосредственно измерения с помощью специального оборудования, анкетирование, оценки специалистов и т.п.

Контроль есть проверка правильности или соблюдения заранее заданных норм удовлетворительного состояния объекта, при этом необходимо учесть, что оценки должны быть объективными и процедуры контроля воспроизводимыми, только в этом случае результат контроля будет обоснованным.

Диагностика понимается как процесс постановки диагноза (от греч. diagnostikos — способный распознавать), определение причины отклонений хода процесса по выделенным признакам. Очевидно, что признаки устанавливаются в процессе измерения, а отклонения по результатам контроля, то есть диагностика включает в себя понятие измерения и контроля. Диагностика может установить признаки и причины отклонений показателей выделенных процессов менеджмента качества, а также предсказать их последствия с некоторой вероятностью, при условии наличия совокупности объективных методов, способов и приемов, перечня возможных отклонений хода процессов.

«Мониторинг» (от лат. monitor — предостерегающий) — «метод исследования объекта, предполагающий его отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) с целью прогнозирования последней». Мониторинг обеспечивает длительное и систематическое наблюдение за состоянием процесса менеджмента качества и подразумевает необходимость организации системы сбора, хранения, анализа, прогноза и передачи результатов, являясь составной частью управления.

Таким образом, систематизируя представленные определения, можно определить уровни вложенности понятий (рис.1).

Рис.1. Соответствие понятий измерения, контроля, диагностики и мониторинга

Мониторинг может быть представлен как процесс, как метод и как система. Рассматривая мониторинг как процесс, можно выделить его следующие функции: циклическую направленность, сбор, систематизацию, оценку и анализ информации, обоснование прогноза развития.

Мониторинг как процесс также подвержен циклу Деминга или PDCA , при котором происходит его:

‑ планирование (определение индикаторов, коридоров показателей, способов измерения, временных интервалов);

‑ осуществление мониторинга (диагностика процессов, то есть измерение показателей процессов в установленные временные интервалы по заданной методике);

‑ проверка результатов мониторинга (анализ результатов измерений по установленным методам);

‑ корректировка (улучшение) — изменение и уточнение значений коридоров значений показателей, организация хранения ретроспективных данных.

Согласно методологии реализации этого цикла, основными компонентами процесса мониторинга могут считаться:

  1. Система показателей каждого из процесса менеджмента качества промышленного предприятия, отражающая основные характеристики преобразования входов процесса в его выходы.
  2. Допустимые значения показателей процессов менеджмента качества (диапазон), полученные в результате измерений, оценок и/или прогнозов.
  3. Методы оценки показателей процессов менеджмента качества, включающие сбор, анализ, интерпретацию и, возможно, прогнозирование поведения объекта.
  4. Информационная технология, поддерживающая проведение мониторинга, обеспечивающая хранение и компьютерный анализ данных мониторинга для поддержки принятия управленческих решений.

Рассматривая мониторинг как метод управления, необходимо выделить его цели и инструменты реализации.

Главная цель организации мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия — обеспечение клиентов каждого из процессов и вход процесса «Общего менеджмента и улучшения» актуальной, достоверной и полной информацией для принятия эффективных управленческих решений и выработки стратегии управления.

Инструментарий мониторинга должен адекватно отражать состояние отслеживаемых процессов и способствовать выявлению причин вариаций параметров. Безусловно, наиболее точно результаты контрольно-оценочных процедур могут быть оценены математически обоснованными статистическими методами, позволяющими «определить природу, масштаб и причины изменчивости» , способствуя тем самым решению задач управления.

Мониторинг как система состоит из совокупности сведений о реализации процессов менеджмента качества, контрольных процедур, методов оценки и диагностики, обладающих:

‑ информативностью (полнота сведений о процессе);

‑ оперативностью (достаточно высокой скоростью получения показателей);

‑ технологичностью (воспроизводимость метода и возможность его многократного повторения при обеспечении надежности полученных результатов);

‑ точностью и чувствительностью (достигается за счет использования объективных процедур и демонстрирует восприимчивость к изменению отдельных показателей).

Таким образом, к основным характеристикам мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия, на взгляд автора, следует отнести:

‑ унификацию показателей процессов для промышленного предприятия с учетом отраслевой специфики;

‑ многократное повторение, измерение и исследование динамики состояния процессов менеджмента качества;

‑ определение и/или адаптацию методов диагностики показателей процессов менеджмента качества;

‑ формирование базы данных состояния процессов менеджмента качества промышленного предприятия;

‑ статистическую обработку данных процессов менеджмента качества промышленного предприятия;

‑ возможность прогнозирования поведения процессов менеджмента качества промышленного предприятия при определении входных параметров.

При рассмотрении промышленного предприятия с точки зрения процессного подхода и реализации управления процессами необходима организация двойного цикла мониторинга: внутреннего цикла мониторинга для каждого из выделенных процессов (в том числе и процесса измерения, контроля и диагностики анализа) и внешнего цикла мониторинга, который диагностирует работу цепочки процессов менеджмента качества предприятия при изготовлении конечного продукта.

При организации как внешнего, так и внутреннего цикла необходимо осуществить разработку показателей процесса, осуществить их фиксацию в определенные временные промежутки времени, определить коридоры флуктуации показателей и методы их диагностики, возможные причины отклонений показателей и способы их корректировки. Разработка ИСМ дополняет поставленную задачу определения параметров процессов менеджмента качества необходимостью учета требований сопрягаемых стандартов, влияющих на реализацию процессов. В зависимости от типов интегрируемых систем, показатели должны отражать реализацию принятых положений, например, при оценке процесса производства необходимо учитывать процент нарушений требований экологической безопасности, условия соблюдения требований техники безопасности и т.п.

С учетом данных положений, в ИСМ необходимо определить, какие параметры каждого из процессов необходимо отслеживать для оценки состояния процессов и степени реализации положений интегрируемых стандартов.

В стандарте ISO 9000:2005 приведены определения результативности («степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов») и эффективности процесса («соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами»), некоторые исследователи предлагают оценивать также дополнительные параметры, например, риски процесса, время, затраченное на его выполнение процесса, степень воздействия на окружающую среду.

Таким образом, единичным показателем процесса менеджмента качества может считаться установленный качественный/количественный параметр, объективным образом отражающий реализацию процесса в динамике при заданных ресурсах и поддающийся измерению и анализу.

Способ определения значимых параметров процессов менеджмента качества зависит от многих факторов: отраслевой принадлежности промышленного предприятия, специфики производства, принятой политики качества, способа планируемого мониторинга. Особенности технологических процессов обуславливают необходимость учета масштабности и типа производства (полный и неполный цикл), технические характеристики поставщиков, возможную оценку процессов одновременно на выходе (владельцем процесса) и на входе (клиентом процесса), результативность инновационных процессов, оценку качества продукции на соответствие стандартам качества по номенклатуре, эффективность кадровой политики, влияние на здоровье людей и окружающую среду и т.д.

Применительно к мониторингу процессов менеджмента качества промышленного предприятия автор определяет следующие необходимые принципы организации мониторинга и их содержание:

‑ целенаправленность, то есть требование ориентации на решение оперативных управленческих задач промышленного предприятия;

‑ системность — исследование и диагностика каждого из процессов менеджмента качества должны проходить в рамках реализации цикла Деминга (PDCA) всего предприятия;

‑ объективность — разработка показателей каждого из процессов, их измерение и оценка должны быть обоснованы, точны и надежны для внедрения в систему мониторинга процессов менеджмента качества;

‑ динамичность — осуществление мониторинга процессов менеджмента качества должно быть организовано с определенной периодичностью;

Объективность, а следовательно, и эффективность мониторинга напрямую зависит от точности измерений, методов контроля и способов диагностики процессов менеджмента, то есть мониторинг как процесс должен быть статистически управляем. Применение методов статистического управления процессами (SPC) как основы мониторинга обеспечит его достоверность, анализ стабильности процесса, выявление «узких мест» процессов и их взаимодействия для корректировки в рамках цикла PDCA.

Накопление и использование статистических данных реализации процессов менеджмента качества позволит провести как мониторинг единичного процесса, так и мониторинг всей цепочки процессов жизненного цикла продукции в установленных в ИСМ временных интервалах.

В соответствии с выделенными принципами сформирован универсальный алгоритм мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия (рис.2).

Рис. 2. Алгоритм мониторинга процессов менеджмента качества ИСМ

Алгоритм мониторинга процессов менеджмента качества ИСМ включает в себя следующие функциональные блоки:

1) Анализ требований стандартов менеджмента качества, интегрируемых в единую систему.

2) Идентификацию процессов менеджмента качества промышленного предприятия с учетом отраслевой специфики.

3) Внутренний цикл мониторинга каждого из процессов менеджмента качества: определение значимых показателей процесса и их измерение, контроль, диагностика (внутренний цикл PDCA процесса).

4) Формирование баз данных показателей процессов и организация их хранения с целью исследований.

5) Внешний цикл мониторинга процессов (PDCA):

‑ Регистрацию измерений данных единичного процесса на входе процесса «Измерения, контроль, диагностика» ИСМ;

‑ Многомерный статистический анализ данных (в том числе и анализ временных рядов) для выявления выхода показателей процессов за установленные коридоры значений, определение причин тих отклонений (нарушений), расчет степени критичности процесса;

‑ Формирование диагностического заключения по результатам динамического мониторинга.

6) Передачу информации в процесс «Общий менеджмент и улучшение» для принятия управленческих решений.

Необходимо отметить, что цикл мониторинга всегда замкнут, при наступлении установленных временных сроков (t=t+1) цикл повторяется, и результаты измерения показателей процессов подвергаются контролю, диагностике и поступают в систему мониторинга процессов менеджмента качества, обеспечивая информацию для принятия управленческих решений.

Таким образом, автором предлагаются вариант идентификации процессов менеджмента качества промышленного предприятия, основанный на требованиях стандартов менеджмента, необходимые принципы, характеристики и алгоритм мониторинга этих процессов, способствующий развитию интегрируемой системы менеджмента промышленного предприятия, и в конечном итоге, обеспечивающий повышение его конкурентоспособности.

Рецензенты:

Киселев С.В., д.э.н, профессор, директор Высшей школы экономики ФГБОУ ВПО Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Казань

Библиографическая ссылка

Водолажский А.Р. МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5261 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *