По для бюджетирования

Содержание

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про бюджетирование в организации.

Сегодня вы узнаете:

  1. Для чего нужно бюджетирование;
  2. Что включает в себя система бюджетирования;
  3. Что такое бюджетный цикл;
  4. Что включает бюджет организации;
  5. Как составить бюджет для организации.

Бюджетирование и его особенности

В любой фирме, большой и маленькой, имеется совокупность доходов и расходов. Управлять денежными потоками и планировать на основе текущих экономических показателей деятельность – важные функции компании, которые и составляют суть бюджетирования.

Бюджетирование представляет собой процесс управления бюджетом и включает составление смет, их распределение и корректировку в соответствии с произошедшими изменениями.

Совокупность всех доходов и расходов – это и есть бюджет, от которого зависит функционирование всего предприятия.

Бюджетирование – это широкое понятие, которое затрагивает не только крупные фирмы, но и отдельное физическое лицо. Причём последнее может влиять не только на собственный бюджет, но и выступать двигателем экономических программ на уровне государства.

Например, инициативное бюджетирование подразумевает, что граждане вольны предлагать свои идеи для расходования государственной казны.

Важно уметь управлять денежными потоками: эффективность данного процесса сказывается на средствах, которыми можно располагать в данный момент без ущерба для будущего.

Бюджетирование призвано реализовать следующие цели:

  • Оценка состояния компании на текущую дату (насколько эффективно функционирует фирма и нуждается ли её деятельность в корректировке);
  • Регулярное планирование деятельности на основе показателей, характеризующих текущую деятельность;
  • Утверждение планов, призванных сэкономить средства и распоряжаться ими грамотно;
  • Эффективное использование всех имеющихся ресурсов (так, чтобы они приносили максимальную прибыль, а издержки были минимально возможными);
  • Подробное изучение основ инвестиционной деятельности (внедрение данной сферы с целью получения дополнительного дохода);
  • Рассмотрение запланированных проектов на предмет их необходимости и возможной прибыли для предприятия (требование относительно менеджеров проектов – каждый из них обязан обосновать цель внедрения того или иного направления);
  • Развитие и дальнейшее укрепление дисциплины предприятия в общем и конкретно по финансовым вопросам;
  • Координация всех уровней компании для получения максимальных результатов деятельности;
  • Обеспечение подробного анализа всех имеющихся затрат (бюджетирование затрат позволяет уменьшить расходы предприятия и направить сэкономленные средства на другие цели компании);
  • Наличие отработанной системы контроля исполнения поставленных задач нижестоящим уровням;
  • Мотивация наёмного персонала в достижении высоких результатов для целей организации;
  • Следование установленному законодательству и принятым договорным обязательствам.

Перечень целей, которые решаются с помощью бюджетирования, достаточно велик, и мы можем сделать вывод, что данный процесс на предприятии играет важную роль.

Бюджетирование целесообразно вести в крупных предприятиях: им занимаются сотрудники нескольких отделов, деятельность которых координирует руководство.

Если же предприятие небольшое, к тому же имеет малое число персонала, то можно обойтись только краткими отчётами самого руководителя: это не отнимет много времени и сделает процесс более быстрым и эффективным.

Какие функции выполняет бюджетирование

Организация бюджетирования – это целый комплекс мер, направленный на повышение эффективности управления финансами.

Каждая компания разрабатывает свои задачи, которые необходимо решить путём внедрения механизма общего контроля денежных потоков. Однако, функции бюджетирования имеют общую направленность для любого предприятия.

Давайте рассмотрим, какие же задачи решает бюджетирование.

К основным из них относятся:

  • Увеличение экономических показателей предприятия. Они в дальнейшем приведут к более эффективной работе, что положительно скажется на бюджете;
  • Оценка результативности деятельности компании. Соотнесение всех денежных потоков формирует целостную картину функционирования фирмы. На основе полученных данных формируются планы по корректировке и смещению центра внимания руководства в пользу слабых сторон компании;
  • Постановка планов на основе текущих показателей. Планирование – важный этап на пути реализации целей. В зависимости от сегодняшнего состояния можно скорректировать отдельные направления компании и нацелить их на результативное решение насущных вопросов. Планирование может иметь как краткосрочную перспективу (на ближайшие месяцы), так и долгосрочную (на срок более 5 лет). Оптимальный период для реализации планов составляет от 12 месяцев до 5 лет;
  • Обоснование произведённых расходов. Каждая компания должна иметь конкретный перечень затрат, которые потребуется произвести в ближайшие даты или в перспективе. Список расходов может быть запланированным или не включенным в возможные траты. Обоснование последних и является важной задачей на основе размера потраченных средств и той выгоды, которую они принесли компании;
  • Введение специального подразделения для оценки понесённых расходов. Каждая затрата должна нести в себе полезную сущность для организации. Если таковой не имеется, то необходимо исключить статью трат из будущего периода;
  • Минимизация потенциальных рисков. Движение потоков денежных средств при низком уровне управления ими может принести убытки, а чтобы их исключить или минимизировать, необходимо повысить степень вовлечения компании в финансовые вопросы;
  • Оценка деятельности персонала. Если дела фирмы идут в гору, то наёмные работники выполняют свои функции грамотно. Если же имеются недочёты в работе фирмы, то стоит задуматься об уровне квалификации отдельных лиц и принять соответствующие меры. В этом случае обдумывается решение о мотивации сотрудников, их обучении или смене другими специалистами;
  • Установление коммуникационной среды внутри компании. Руководитель ставит цели, менеджеры на соответствующих уровнях заняты их решением. От того, насколько подробно и целостно преподнесена информация руководящим звеном, зависит качество работы нижестоящего персонала;
  • Координация между отделами компании. Решение глобальных задач не решается отдельно руководителем или его представителями. К этому вопросу необходимо подойти сообща, чтобы выяснить все возможные пути решения, учесть имеющиеся мнения и создать целостную картину действительности;
  • Обучение персонала и повышение квалификации. Постановка новых задач со стороны руководителя заставляет менеджеров применять в работе все возможные навыки и учиться открывать для себя новые возможности. Мотивация в этом вопросе – важный фактор. Если сотрудник знает, что за конкретный результат ему положено соответствующее вознаграждение, он будет стараться достичь целей разными способами.

Система бюджетирования и её важные составляющие

Существует и такое понятие, как система бюджетирования. Оно представляет собой совокупность отлаженных функций, направленных на повышение эффективности деятельности компании. Система бюджетирования позволяет в более краткие сроки достичь поставленных целей. Формируется она постепенно и зависит от особенностей компании.

Управление бюджетированием включает в себя чётко скоординированную деятельность разных подразделений фирмы, которая призвана повысить экономические показатели и вывести компанию на новый уровень.

Данная система даёт множество преимуществ, которые представлены следующими особенностями:

  • Анализ текущей деятельности позволяет сформировать направление движения компании не только на микроуровне, но и на макроуровне. Решается комплекс задач, включающий внутреннее устройство компании, а также её положение относительно других участников рынка;
  • По ряду показателей за конкретный период можно оценить деятельность предприятия на разных уровнях, что помогает вычислить узкие направления, нуждающиеся в доработке;
  • Оценка работы, выполняемой менеджерами всех подразделений (каждый показатель в смете характеризует уровень квалификации отдельных сотрудников и позволяет скоординировать их деятельность);
  • Наличие низких показателей – это отличный повод для мотивации сотрудников. Сформированные конкретные задачи по отдельным статьям расходов и доходов помогут быстрее справиться с проблемными зонами;
  • Улучшение взаимопонимания сотрудников, занимающих разные должности. Решение общих задач сообща ведёт к сплочению коллектива и соответствует ускоренному процессу реализации целей;
  • Информирование всех подразделений (благодаря отлаженной системе, новые сведения попадают от вышестоящего уровня к нижестоящему с высокой скоростью. А это, в свою очередь, способствует решению одной большой задачи одновременно на всех уровнях);
  • Обучение менеджеров (углубление во внутренние процессы компании позволяет более подробно видеть текущую ситуацию, а значит, можно предложить и более эффективное решение проблемы).

Какие фазы включает бюджетный цикл

Планирование и распределение доходов и расходов – это отдельный этап в деятельности предприятия, который принято называть бюджетным циклом. Данный процесс повторяется с принятой на предприятии периодичностью и носит циклический характер.

Каждый новый этап бюджетирования содержит в себе несколько фаз. Их наличие обусловлено рядом конкретных задач, которые ставит перед собой руководство компании.

Всего существует три основных фазы:

  • Планирование. На данном этапе происходит изучение текущих показателей, на основе которых составляется план для будущей реализации. Это важный шаг, так как именно от него зависит дальнейшая деятельность компании. Если что-то упустить, то исправление ошибок может дорого обойтись. Важно учесть возможные риски и пути их минимизации. Разрабатывается конкретный перечень направлений, которым должна следовать фирма в ближайшие несколько месяцев или лет;
  • Реализация. Стадия включает набор действий, способствующих продвижению запланированных задач. Важно чётко следовать намеченному плану и своевременно осуществлять корректировку действий. Это поможет сократить затраты и реализовать цели в установленный срок. Фаза включает в себя совокупность действий всех подразделений фирмы, которые могут так или иначе повлиять на результат. Весь период реализации задач разбивается на несколько мелких промежутков, в которые также уместно поставить соответствующие планы. Это поможет своевременно скорректировать показатели, понять их целесообразность или устранить возникшую проблему;
  • Завершение. Подводится итог деятельности компании и двух предыдущих этапов. Сравниваются показатели, поставленные в качестве целевых, и достигнутые. Если между ними существенная разница, то компания функционировала крайне неэффективно. При соблюдении запланированных норм ставятся цели на следующий период, выполнение которых будет способствовать дальнейшему процветанию фирмы.

Бюджет организации и его состав

В широком понятии бюджет организации включает все доходы и расходы фирмы. Однако, среди данных статей баланса имеется множество подразделов, оказывающих существенную роль в формировании бюджета компании. Разделы бюджета зависят от размера фирмы, её деятельности и опыта существования на рынке.

Всю совокупность существующих бюджетов можно разделить на две главных вида:

  • Операционный бюджет;
  • Финансовый бюджет.

В свою очередь, операционный бюджет состоит из следующих разделов:

  • Доход от производства;
  • Прибыль от продажи товаров, услуг:
  • Затраты на сырьё;
  • Оплата заработка служащих;
  • Амортизация;
  • Оплата налогов;
  • Общие расходы касаемо ведения хозяйственной деятельности и производственного процесса.

Финансовое бюджетирование имеет более сложную структуру и построено на прогнозе следующих составляющих:

  • Отчёта о финансовых результатах (который берётся за основу всей деятельности компании);
  • Отчёта о движении денежных средств (распределение финансовых потоков внутри компании – важный фактор, составляющий базу для планирования);
  • Бухгалтерского баланса (его статьи являются показателем эффективности текущей деятельности компании в сравнении с предыдущим периодом);
  • Потока собственного капитала (важно направить его на те цели, которые наиболее важны для компании, и те, что будут способствовать увеличению объёмов производства в будущем).

Необходимо также знать основы составления бюджета, которые могут быть представлены тремя форматами:

  • Снизу вверх. В данном случае происходит сбор всей информации от нижних уровней компании до руководства. Передаются сведения из каждого подразделения и предоставляются на обозрение руководящего состава компании для возможной корректировки и постановки целей;
  • Сверху вниз. Руководство составляет прогнозы самостоятельно и отправляет их на выполнение персоналу нижестоящих подразделений. Такие методы бюджетирования обязывают руководящий состав фиксировать чёткие цели с обусловленным набором задач для каждого конкретного подразделения;
  • Объединённый. Наиболее эффективный способ добиться продуктивного взаимодействия всех структур внутри компании. Информация поступает от руководства, но и мнение сотрудников имеет важную роль. Любые несоответствия решаются по мере их возникновения общими усилиями.

Составляем бюджет организации: пошаговая инструкция

Технология составления бюджета – нелёгкий процесс, особенно в рамках большого предприятия. Данная обязанность лежит на управляющем и финансовом отделах, которые применяют свой опыт, учитывают особенности деятельности компании и принципы бюджетирования.

При составлении бюджета вам потребуется пройти несколько стадий, пропуск любой из которых приведёт к будущим ошибкам и отсутствию возможности своевременно их устранить.

Посмотрите видео про основы бюджетирования и составления бюджета в компании:

Мы предлагаем придерживаться следующего плана для составления бюджета организации:

  1. Изучение спроса на товары/услуги компании. Самый важный шаг, определяющий всю дальнейшую деятельность фирмы. Учитывается занимаемая ниша на рынке, географическое расположение производства, категория покупателей и сезонные факторы;
  2. Учет коммерческих расходов. Здесь большую роль играют затраты на продвижение бренда, а именно реклама компании. Выбираются наиболее эффективные модели маркетинга, изучаются типы поведения покупателей, на основе которых будет создано общее представление о выпускаемой продукции;
  3. Составляется бюджет производственного процесса. Главное внимание уделяется оборудованию и его мощности. Решаются вопросы о замене техники или повышении качественных характеристик имеющегося;
  4. Вносятся управленческие расходы. Включаются расходы на коммунальные услуги, оснащённость рабочих мест персонала, оплату операторов связи и т. д.;
  5. Составляется прогнозный отчёт по статьям баланса. Учитываются текущие показатели, которые многое могут рассказать о деятельности фирмы. Важно уделить внимание слабым местам организации, чтобы в будущем избежать возможных проблем;
  6. Распределение денежных потоков между основной, финансовой и инвестиционной деятельностью компании. Самый важный этап, который формирует процесс функционирования фирмы на основе поставленных планов.

Важно на этапе бюджетирования соотнести показатели текущей деятельности с теми, что получены в предыдущем периоде. Так можно судить об эффективности деятельности компании.

Если осуществлять сверку по коротким периодам в течение одного года, можно своевременно производить корректировку данных, что позволит избежать многих ошибок.

О.В.Грищенко
Управленческий учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

5.2. Система бюджетов организации

Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:

• продаж;

• производства;

• закупки и использования материальных запасов;

• трудовых затрат;

• общепроизводственных расходов;

• административно-управленческих расходов;

• коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.

Бюджет продаж — это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.

Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим формулам:

Q = Qпр + ОгпК — ОгпН

где Q — объем производства; Qпр — объем продаж; ОгпК – остатки на конец периода; ОгпН– остатки на начало периода.

ВВ = ТВ + НЗПК — НЗПН,

где ВВ — валовой выпуск; ТВ — товарный выпуск; НЗПК — незавершенное производство на конец периода; НЗПН — незавершенное производство на начало периода.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.

Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.

Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении нужно количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

♦ калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

♦ технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);

♦ сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

♦ расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.

Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.

На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.

Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:

1. Выручка от продаж.

2. Себестоимость продаж.

3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).

4. Коммерческие расходы.

5. Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).

Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

• объем продаж и общая прибыль;

• себестоимость продаж;

• процентное отношение доходов и расходов;

• общий объем инвестиций;

• использование собственных и заемных средств;

• срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. При составлении проекта бюджета инвестиций организации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика основания средств на начало бюджетного периода.

После составления инвестиционного бюджета организация может составить бюджет движения денежных средств (прогноз денежных потоков), в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Составление этого типа бюджета является важным этапом в планировании. Разработка бюджета денежных средств или кассовой консолидированной сметы организацией преследует одну цель – обеспечение денежными средствами для покрытия всех необходимых расходов в этой организации. Для этого используются фактически все ранее подготовленные сметы. Данный бюджет разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю и может быть рассчитан даже на день. Так как существует некоторая степень неопределенности, особенно в поступлении денежных средств за реализованную продукцию, в этом бюджете допускаются некоторые пределы погрешности, поэтому бюджет подлежит частым и значительным корректировкам. Тем не менее, кассовая смета, в частности, годовая или квартальная, помогает принять решение о привлечении банковских кредитов в случае нехватки денежных средств или об инвестициях в случае превышения текущих потребностей организации. При этом принимается во внимание следующее:

♦ осуществляет ли организация торговлю или нет;

♦ на основе данных прошлых периодов были ли безнадежные долги, которые следует учитывать в бюджете при прогнозировании поступления выручки за проданную продукцию;

♦ сроки погашения полученных кредитов и выплаты процентов по ним;

♦ сроки выплаты заработной платы;

♦ сроки осуществления расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности.

Элементами бюджета денежных средств являются:

♦ поступления денежных средств: от продажи продукции, своих активов, получения займов;

♦ выплаты денежных средств за закупки материалов, в качестве оплаты труда, в счет погашения управленческих и коммерческих расходов, в счет уплаты налогов и сборов, расходы по процентам, возврат займов.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Российский рынок систем автоматизации управленческого учета и бюджетирования представлен множеством программных продуктов, как комплексных, где бюджетирование – только один из функциональных блоков, так и целевых, предусматривающих интеграцию с другими учетными системами

В любом случае они все должны отвечать определенным требованиям и иметь определенный функционал:

  • Формировать любые виды бюджета с учетом взаимосвязей между подразделениями компании в процессе деятельности в разрезе центров финансовой ответственности;
  • Использовать подходы при формировании бюджетов «сверху вниз» и «снизу вверх»;
  • Проводить сценарный анализ при формировании бюджетов;
  • Настраивать форматы бюджетов, устанавливать связи между статьями отдельных бюджетов;
  • Автоматически контролировать все расходы и платежи компании с учетом лимитов;
  • Проводить анализ информации и строить отчеты в разных аналитических разрезах;
  • Вносить корректировки в бюджеты и хранить в системе их различные версии;
  • Осуществлять контроль сроков исполнения документов, контролировать исполнение бюджетов, используя технологию «управление по отклонениям».

Модуль бюджетирования включает в себя инструменты финансового планирования и контроля, которые позволяют вести учет доходов и расходов на уровне центров финансовой ответственности и организации в целом, что дает возможность провести анализ фактической и прогнозируемой информации бюджетирования.

Приглашаем на
бесплатный вебинар! 08 октября в 11:00 мск 1 час

Кроме этого, любая программа для бюджетирования на предприятии должна легко адаптироваться к специфике организации, перестраиваться при смене целей и стратегий, адаптироваться к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям, обладать понятным интерфейсом и иметь возможность интеграции с любыми другими системами.

Бюджетирование в MS Excel

Изначально компании, начиная ведение управленческого учета и планирования, прибегают к программе MS Excel. Она позволяет вводить любые формулы, строить взаимосвязи и прогнозы, формировать различные виды отчетов. В таблицы Excel можно импортировать информацию из большинства других программ, а также текстовые файлы, облегчая ввод данных. Но бюджетирование в Excel имеет свои, и весьма весомые, недостатки:

  • Невозможно осуществлять совместную, согласованную работу, то есть одновременно пользоваться (вносить изменения) одним и тем же файлом даже двум сотрудникам без угрозы потерь и дублирования данных;
  • Для того чтобы сделать несколько вариантов бюджета, для каждого нового варианта надо заводить свой файл, что приводит к лишнему объему информации и путанице;
  • Консолидировать информацию приходится вручную, что приводит к потенциально большому количеству ошибок и неточностей;
  • Нельзя разграничить доступ к данным, то есть все данные доступны всем пользователям, нет функции защиты данных от исправлений.

Несмотря на все недостатки Excel является популярным инструментом бюджетирования на многих российских предприятиях. Но ограниченные возможности электронных таблиц устраивают только до определенных пор, ведь с ростом и развитием компании возрастает количество финансовых и производственных операций, соответственно – растут и потребности в функциональных возможностях ПО.

Бюджетирование в 1С

Функционал конфигурации «1С:ERP Управление предприятием» включает универсальный набор инструментов финансового планирования на предприятии. Автоматизация бизнеса на основе 1С:ERP в части бюджетирования дает возможность моделировать финансовые планы предприятия с учетом имеющихся ресурсов, осуществлять планирование оплат по планам продаж и закупок, контролировать расходы денежных средств, исходя из установленных лимитов. В отдельные разделы выделено планирование запасов в разрезе — «Планы продаж по категориям», «Планы продаж по номенклатуре», «Планы производства», «Планы сборки (разборки)», «Планы закупок».

Рис.1 В отдельные разделы выделено планирование запасов

Контроль использования денежных средств возможен за любой период и по любой аналитике. В программе включены множество отчетов по бюджетированию и планированию, позволяющие анализировать прогнозируемые и фактические данные финансового состояния предприятия в рамках бизнес-модели используя различные сценарии.

Рис.2 В программе включены множество отчетов по бюджетированию и планированиюРис.3 В программе включены множество отчетов по бюджетированию и планированию

Бизнес-модель может учитывать данные из других источников – из плана производства, закупок, продаж. В качестве источника данных могут быть использованы данные оперативного учета (хозяйственные операции), данные регламентированного учета (остатки и обороты по счетам), а также произвольные данные, настроенные по произвольной схеме.

Автоматизация бюджетирования на базе 1С для автоматического мониторинга и улучшения финансового результата

Комплексная оценка всех бюджетов и развернутый анализ с использованием различных типов отчетов дает возможность сравнить разные планы и осуществить контроль их отклонения по бюджетным статьям, провести план-фактный анализ, сравнивая выбранный сценарий с фактическими данными, полученными за отчетный период.

Рис.4 Комплексная оценка всех бюджетов и развернутый анализ с использованием различных типов отчетов

Бюджетирование в холдингах

Конфигурации «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление холдингом» имеют модули бюджетирования и казначейства, но используют при этом разные источники информации. В программе 1С для автоматизации холдинга основным инструментом бюджетирования являются отчеты, настройки которых включают инструменты интеграции внешних данных. Функционал бюджетирования в этой конфигурации позволяет пользователю разрабатывать бюджетные модели, определять аналитики и показатели, а также отчетность различного назначения, используя различные варианты расчета прогнозировать динамику показателей, при этом консолидировать и распределять их.

Решение класса CPM 1С:Управление холдингом 8 для бюджетирования и планирования

Здесь же реализовано «скользящее планирование» и «планирование от достигнутого», что позволяет формировать необходимые бюджеты, используя методологию планирования «снизу вверх» и «сверху вниз».

Рис.5 Бюджетирование в холдингахРис.6 Бюджетирование в холдингах

Новые функции комментирования и управления версиями бюджетов, обеспечивающие использование коммуникаций в ходе планирования, позволяют сократить сроки и повысить качество планирования, а также сроки оперативного анализа исполнения бюджетов. Программа автоматически пересчитывает зависимые бюджеты при изменении каких-либо данных.

Рис.7 Программа автоматически пересчитывает зависимые бюджеты при изменении каких-либо данныхРис.8 Программа автоматически пересчитывает зависимые бюджеты при изменении каких-либо данных Рис.9 Программа автоматически пересчитывает зависимые бюджеты при изменении каких-либо данных

С помощью программы «1С:Управление холдингом» можно эффективно реализовать единую бюджетную систему, с помощью которой координировать и планировать работу всех компаний холдинга, что немаловажно в условиях рыночной конкуренции. Логически совместимый информационный поток в виде всевозможных отчетов дает полную картину деятельности холдинга, что позволяет принимать взвешенные управленческие решения. Раздел «Бюджетирование» включает в себя эффективные механизмы координации действий всех подразделений и предприятий холдинга, исполняя коммуникативную функцию.

Автоматизация финансового учета «под ключ» на базе 1С:Управление холдингом

Российские системы бюджетирования

Система бюджетного управления позволяющая работать с большими объемами данных в многопользовательском режиме. Поддерживая обмен данными с такими программами как, Excel, 1С, MS Project, Парус, Axapta, Navision, SyteLine, SAP/R3 и др.

Инталев: Корпоративный менеджмент

Программа, реализованная на платформе «1С:Предприятие 8.3», имеет удобный и привычный интерфейс, который может гибко настраиваться в зависимости от выполняемых им задач, не перегружая сотрудника лишней информацией. В программе создается единая информационная база первичных данных для процессов бюджетирования и подготовки отчетности. Из полученных бюджетов пользователь может детализировать любой отчет до отдельных сделок и операций. Реализована возможность вести учет по нескольким планам счетов – RAP, GAAP, IAS или пользовательским стандартам.

Работа в программе строится путем моделирования системы бюджетов, позволяет выполнять разработку, вносить изменения в бюджетную модель, производить подстройку под изменяющиеся условия ведения бизнеса, вводить новые направления в уже разработанную структуру бюджета, анализировать данные в бюджетах. В программе реализована возможность проведения детализации данных на более мелкие элементы.

Модель можно строить «с нуля» или воспользоваться готовыми отраслевыми шаблонами, поставляемыми вместе с продуктом.

Устанавливается программа просто, поэтому вызов специалистов, как правило, не требуется. Благодаря простому интерфейсу приступить к работе можно сразу после ее установки. Разработчик предоставляет библиотеку бюджетных моделей BPlan, которые можно использовать для построения бюджетной модели своей компании. Библиотеки имеют текстовое описание, облегчающее их использование.

Из недостатков программы, можно выделить невозможность интегрировать BPlan с другими учетными системами, например, BPlan не работает с «1С». Но бюджетные таблицы из программы можно вывести на печать или передать в MS Excel. При этом невозможно провести корректировку или изменение внешнего вида отчетных документов.

Работает прямо в браузере — не надо ничего устанавливать. Позволяет составить бюджет, загрузить фактические данные, провести анализ исполнения бюджета, имеет готовые статьи и шаблоны для бюджетов.

Planior интегрирует с Excel, имеет возможность импорта бухгалтерских данных из «1С». Безопасность и надежность обеспечивается благодаря шифрации трафика по протоколу SSL. Сервис доступен всегда из любой точки.

Партнерские решения на платформе 1С:Предприятие. WiseAdvice: Финансист. Бюджетирование

При использовании конфигураций, не имеющих модуля «Бюджетирование», использование разработки сторонних решений – может быть единственным вариантом автоматизации бюджетирования и управления денежными средствами. Таковым решением является «WA: Финансист».

Модуль «Бюджетирование» может быть установлен в качестве отдельной базы данных предприятиями, имеющими несколько учетных баз. Это могут быть как небольшие организации, так и холдинговые структуры.

Рис.10 Модуль «Бюджетирование»

Программа поддерживает автоматическую загрузку данных из внешних источников информации, автоматическое заполнение реестров платежей, бюджетов, формирование графиков платежей (платежный календарь), позволяет произвести гибкую настройку маршрутов согласования и утверждения бюджетов. Для анализа программа имеет большое количество разрезов аналитики, как стандартных, так и произвольно настраиваемых пользователем, гибкую настройку формирования зависимых оборотов по статьям, инструмент «Распределения бюджета», позволяет проводить план-фактный анализ исполнения бюджета и движения денежных средств.

Рис.11 Интерфейс Рис.12 Интерфейс Рис.13 Бюджеты

Автоматизация контроля исполнения заявок позволяет эффективно следить за соответствием их бюджету и графику платежей. Модуль имеет множество возможностей от планирования бюджетов до оперативного контроля расходов и является комплексным инструментом планирования и контроля.

Преимуществом этого решения является то, что предустановка 1С не требуется, достаточно установленной платформы 1С на сервере и для его работы достаточно иметь любое устройство, имеющее веб-браузер и доступ в интернет.

Зарубежные системы, представленные на российском рынке

Разработчиком системы Prophix

является компания EPS Software. Функционал бюджетирования Prophix предназначен для формирования бюджетов с высокой точностью, исключает дублирование информации и освобождает больше времени для финансовой аналитики.

Prophix эффективно взаимодействует с сотнями ERP систем. Из Российских систем интегрирует такими учетными системами, как «1С», «Галактика», «Парус». Полная интеграция с Microsoft Office, pdf, html и другими внешними типами файлов дает возможность использовать данные в презентациях, передавать информацию другим лицам. Программа также имеет встроенные инструменты импорта данных из внешних источников (SQL, Excel, Xml и т.д).

Высокая гибкость и масштабируемость продукта позволяет крупным компаниям и холдингам использовать Prophix для эффективного управления бизнесом.

– это известный продукт ведущего немецкого разработчика ПО SAP SE.

Система включает интеграционную платформу и 22 отраслевых решения, а также готовое решение для среднего и малого бизнеса SAP All-in-One. Интеграция SAP и «1С» позволяет избежать дополнительных финансовых вложений для внедрения новых, дорогостоящих проектов, позволяет рационально использовать их возможности для повышения эффективности управления, тем самым снижая трудозатраты, создавая единое информационное пространство и повышая качество аналитики. Интерфейс программы Fiori адаптирован для России вместе со всеми отчетами, с учетом всех особенностей российского законодательства.

1.2.2. Классификация бюджетов и методов их разработки

С. В. Ильдеменов с коллективом авторов полагает, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием». В нашей стране более распространен термин «план». Каждое предприятие может выбирать те обозначения, которые ему больше подходят. Например, предприятие может использовать слово «бюджет» для того, чтобы оно не ассоциировалось с прежним понятием «план».

И. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер рассматривают бюджет не как синоним понятия «план», но как количественное выражение плана. Аналогично трактует понятие бюджета Е. С. Стояновa: «…бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей».

По определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Доктор экономических наук, профессор Бланк И.А. определяет бюджет как «… оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности».

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификации и опыта разработчиков.

В зависимости от периода, на который составляется бюджет, различают оперативные, текущие и перспективные (или стратегические) бюджеты. Очень широко применяются непрерывные бюджеты. Их сущность заключается в том, что по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый. Этим обеспечивается постоянное двенадцатимесячное планирование. Непрерывное бюджетирование хорошо тем, что не позволяет менеджерам расслабиться и обеспечивает годовое прогнозирование. Кроме того, часто используется так называемый скользящий вариант, когда бюджет, составленный, скажем, на год или квартал, корректируется каждый месяц.

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например, бюджет оплаты труда персонала и т.д. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки различают фиксированный и гибкий бюджеты. Фиксированный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия – например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

· бюджеты «от достигнутого» составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют «от достигнутого»;

· бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5,10,20 %. этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля»;

· бюджеты «с нуля» разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам такими показателями может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

, где

– общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;

– запланированный объем постоянных статей бюджета;

– объем выпуска или реализации продукции;

– установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции.

Таким образом, специфика российской действительности определяет типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам (табл. 1.2):

Таблица 1.2

Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности – детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности

Бюджет по инвестиционной деятельности – направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности

Бюджет по финансовой деятельности – призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств

По видам затрат

Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) – состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)

Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) – представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.

По широте номенклатуры затрат

Функциональный бюджет — разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например, бюджет оплаты труда персонала и т.д.

Комплексный бюджет — разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки

Фиксированный бюджет — не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия – например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности.

По длительности планируемого периода

Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет – бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения

Текущий бюджет – краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия

Перспективный бюджет – бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет – изолированный, независящий от других бюджетов

Непрерывный (скользящий) бюджет — по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый

По степени содержания информации

Укрупненный бюджет – бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено

Детализированный бюджет – бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, бюджет использования материалов содержит только планируемые расходы сырья и полуфабрикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном выражении, могут быть использованы такие измерители, как часы труда, единицы продукции, количество услуг и т. п.

При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется. Реальная форма представления бюджета создается его разработчиком. Компания может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Если в бюджете необходима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться новая структура и форма этого документа. Но всегда необходимо следовать основному правилу – информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной, определенной и значащей для ее получателя, насколько это возможно.

Детализированные бюджеты, чаще всего, составляются на ограниченный период в будущем, обычно максимум год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов. Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. В этой связи предпочтительнее сравнивать четырехнедельные» периоды, а не месячные, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев, которые могут привести к определенным трудностям при сравнении.

На практике годовой бюджет часто разрабатывается укрупнено по кварталам, и только первый квартал детализируется по месяцам. В течение года бюджеты могут корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств. Широко применяются непрерывные или скользящие бюджеты. Сущность их заключается в том, что по мере завершения месяца или квартала, к бюджету добавляется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерывное внутригодовое планирование. В целом периодичность разработки бюджетов определяется объемом планируемых данных и потребностями конкретной организации.

В случаях существенных изменений, таких, как выпуск нового продукта, внедрение новых технологий и нового оборудования, которые требуют дополнительных капитальных вложений, бюджеты разрабатываются на период пять или даже более лет. Все возрастающее количество компаний используют бюджеты как основной инструмент долгосрочного планирования.

Отличительные характеристики успешности каждой конкретной компании складываются из таких факторов, как развитие системы управления, уровня квалификации команды и конкурентоспособности продукции и прочих показателей эффективности, в числе которых не последнее место занимает система бюджетирования принятая на предприятии.

Бюджетные процессы на различных предприятиях одной сферы деятельности, даже, возможно, являющихся прямыми конкурентами, могут протекать по-разному, как по внутрикорпоративным причинам, так и в силу исторического стечения обстоятельств.

Превалирующее большинство российских компаний используют инструменты самого распространенного подхода к бюджетированию – бюджетирования по статьям (постатейный бюджетный процесс), но в современной финансовой практике появилась и успешно развивается новейшая модель бюджетирования, ориентированного на результат.

Характеристика модели бюджетного процесса, ориентированного на результат

Бюджетирование, ориентированное на результат, как становится понятно из названия этого метода – это специфический способ построения бюджетного процесса в компании, в котором расходы формируются не из плановых расчетов или необходимости, а в зависимости от цели расходов и предполагаемого результата этого процесса.

Для фирмы, как субъекта экономического взаимодействия по определению заинтересованного в максимально обоснованном расходовании ресурсов и мотивированного на повышение собственной эффективности, бюджетирование ориентированное на результат становится управленческим инструментом, позволяющим выстраивать систему управления, где на передний план выходят приоритеты коммерческой политики компании.

Эффективность бюджетирования, ориентированного на результат, складывается из возможности планировать, исполнять и контролировать действующие бюджеты строго в рамках поставленной цели. Привязка необходимости потратить деньги к ожидаемому результату от любых расходов и является ключевым отличием «БОР-а», от статейных систем бюджетирования.

Основные особенности бюджетирования, ориентированного на результат

В отличие от других бизнес-инструментов модель бюджетного процесса, ориентированного на результативность, не имеет четких параметров и достаточно вариативна. Не лишним будет заметить, что само понятие «БОР» пока не часто используется в экономической литературе и в риторике ведущих экономистов. Вариативность метода бюджетирования, ориентированного на результат, обусловлена его ключевой особенностью – планированием расходов в непосредственной привязке к результатам.

Когда расходы компании привязаны к понятию «результат», вариативность возникает из-за того, что в разных компаниях значение этого параметра может сильно отличаться. Но, даже не смотря на это, «БОР» в любой компании будет на порядок сложнее в исполнении и планировании, нежели самая продвинутая модель постатейного бюджета вне привязки к результативности.

Бюджетирование, ориентированное результат, даже в первом приближении является более продвинутой системой работы с бизнес-информацией, поскольку включает в себя гораздо больше возможностей ее обработки и использования при принятии управленческих решений.

В общем смысле система бюджетирования, ориентированная на результат, построена по принципу эффективных целей. То есть, проще говоря, глобальными целями внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, является разработка, запуск и функционирование бюджетной системы, в которой любые расходы (и планируемые, и фактические) совершаются в зависимости от запланированных и достигнутых результатов.

То есть, при использовании такой системы бюджетирования компания должна получить возможность аналитики соответствия расходов экономических ресурсов во взаимосвязи с результатами от совершения этих расходов. При этом даже здесь система «БОР-а» предполагает много вариантов: одним компаниям достаточно оценивать соотношение расхода/результата в эквиваленте денег, а другим, допустим, важна не столько операционная прибыль, как возможность оценить социальные или косвенные результаты от своих расходов.

Порядок как основа для внедрения и использования метода бюджетирования, ориентированного на результат

Основным блоком фундамента бюджетирования, ориентированного на результат, конечно, является порядок. Порядок при использовании метода «БОР» выражается в классификации задач, направленных на достижение каких-то определенных коммерческих результатов. Поэтому каждая задача рассматривается в виде закрытого проекта, в описание (бюджет) которого вносится информация о цели, сути, описании планируемого результата, расчете ресурсов, необходимых для обеспечения этого результата, и метриках оценки результативности.

Приглашаем на бесплатный вебинар 08 октября в 11:00 (Moskva g.) 1 час

Принципы системы бюджетирования ориентированной на результат

При проектировании бюджета, ориентированного на результат, стоит учитывать существенные отличия в функционале распорядителей бюджета, ориентированного на результат, и обычного постатейного бюджета:

  • Главный принцип бюджетирования, ориентированного на результат, в таком ключе базируется на возросшей ответственности подразделений компании за личные результаты сопоставимой при этом с повышением их самостоятельности в вопросах исполнения бюджета.
    Таким образом, бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает достаточную свободу для бюджетополучателей в выборе средств достижения целей, одновременно накладывая на них ответственность за собственную эффективность и результативность выполняемых ими коммерческих функций.
    Например, в постатейной модели бюджетирования показателем эффективности может быть «экономия бюджета», а в «БОР» – распорядитель бюджета может сам выбирать, что ему делать: максимизировать результаты по сравнению с затратами или наоборот минимизировать их.
  • Второй особенностью «БОР» являются возрастающие полномочия подразделений по перераспределению доступных экономических ресурсов на разные инструменты.
    К примеру, отдел продаж может увеличить свой ФОТ, снизив затраты на рекламу, если общая эффективность работы отдела соответствует плановой, проще говоря, тратить только на то, что приносит результат.
  • Третьим принципом бюджетирования, ориентированного на результат, является изменение системы контроля исполнения бюджета. Фактически упраздняется контроль целевого использования денег, а на смену приходит система контроля соответствия между расходами и результатами.
  • Завершающим принципом «БОР» в коммерческих компаниях является принцип открытости информации. Бюджетная система компании, ориентированная на результат, заинтересована в многоуровневом контроле различных вовлеченных лиц. В конечном итоге, это обеспечивает повышение эффективности всего процесса в целом.

Рисунок 1. Принципы бюджетирования, ориентированного на результат.

Сравнение системы постатейного бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат

Постатейное бюджетирование Система бюджетирования, ориентированная на результат
Планирование строится на принципах обоснования потребностей в выделении ресурсов и не учитывает плановой результативности. Бюджет нового года часто является проиндексированной калькой бюджета прошлого периода, если параметры остались прежними. Все планирование построено на соотношении ожидаемых результатов и ресурсов, которые обеспечат достижение этих результатов.
Бюджетный горизонт, как правило, не превышает календарного года Бюджетный горизонт составляет не менее года, чаще диапазон составляет 2-3 года.
Деньги в рамках бюджета неподвижны – нет возможности перераспределять ресурсы или этот вопрос крайне затруднен. Полная свобода распределения ресурсов в рамках цели при получении необходимого результата.
Остатки бюджетов фактически сгорают в понимании бюджетополучателя – возвращаются в центральный орган для дальнейших решений. Отсутствует мотивация экономии средств или использования их на дополнительные активности. Долгосрочные лимиты бюджетирования позволяют использовать деньги не планово, а эффективно, и только тогда, когда это обусловлено необходимостью.
Финансирование распределяется только по классификации расходов. Финансирование распределяется по запланированным проектам, целям и программам, имеющим метрики результативности.
Бюджет контролируется вышестоящими руководителями сверху вниз, вплоть до необходимости визирования списаний. Контроль осуществляется за счет финансового аудита по результатам работы, а звенья бюджетной цепи наделяются ответственностью за принятие решений. Контролируется не расход, а полученный результат.
Полномочия бюджетополучателей крайне ограничены. Полномочия бюджетополучателей расширены.
Оргструктура подчинена необходимости исполнять утвержденный бюджет. Организационная структура свободна от рамок и формируется с целью обеспечения эффективности работы бюджетополучателя.
Ограниченные возможности принимать решения, способствующие повышению эффективности бюджетной работы. Большая свобода в принятии решений в совокупности с системой поощрений за эффективную работу и ответственности за отсутствие достижения целей.

Исходя из данного сравнения методик бюджетирования, можно сделать вывод о преимуществах одной из них по сравнению с другой. Очевидно, что в вопросе эффективности «БОР» является более продвинутой системой бюджетирования, но не стоит забывать, что предприятия с плановой экономикой выполнят свои задачи успешнее, используя постатейные бюджеты. Постатейное бюджетирование в этом случае может гарантировать целевое использование экономических ресурсов с привязкой ко времени, обеспечивая тем самым плановые сроки, а система «БОР-а», напротив, может стать причиной их срыва, показав зато большую финансовую эффективность. Выбор системы – прерогатива менеджмента, который определяет и контролирует вектор стратегических целей компании.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Выводы

Одинаковые по названию модели бюджетирования «БОР», обладающие схожими признаками и фундаментальными характеристиками, существенно отличаются друг от друга в зависимости от контекста предприятия, на котором модель внедрена. Эта особенность данного метода является следствием его относительной свободы и вариативности составления, которой также обладают все по отдельности инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.

Актуальность системы бюджетирования, ориентированной на результат, возрастает в последние годы в связи с наметившимся трендом оптимизации бизнеса «изнутри» и перехода к моделям экономической деятельности, нацеленным на внутреннюю эффективность. Гибкость системы бюджетирования, ориентированного на результат позволяет организации бюджетополучателю планировать, исполнять, контролировать и анализировать достижение целей с помощью только одного инструмента.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Для бизнеса бюджетная система, ориентированная на результат – это ключ к развитию среднесрочного и долгосрочного планирования, что в совокупности позволит без кардинальных затруднений строить бизнес-юниты с прогнозируемой результативностью их экономической активности в перспективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *