Платежные агенты

Содержание

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Когда гражданин желает оплатить жилищно-коммунальные услуги, он, очевидно, заинтересован, чтобы платеж дошел по назначению (впрочем, и УК заинтересована в том же). Можно ли быть уверенным, что денежные средства, внесенные в терминал (третьему лицу, не являющемуся банком), гарантированно поступят УК? Именно для такой уверенности граждан и защиты их интересов как потребителей и плательщиков был принят Закон о платежных агентах.

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

–плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

–платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

–оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

–платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.

Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

* * *

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/342437/

Платежный агент имеет одну зарегистрированную на его имя ККТ, заключил агентские договоры с двумя юридическими лицами по приёму платежей от физических лиц (плата за парковку) с двух рядом находящихся парковок, принадлежащих этим юридическим лицам. Поставщиками услуг являются две организации, которые владеют определенными площадями паркинга и оборудованием (поставщики). Третья организация в соответствии с условиями договора оказывает услуги по техническому обслуживанию оборудования паркинга, осуществляет организацию деятельности паркинга (далее — исполнитель, оператор паркинга). В обязанности оператора паркинга также входит обязанность принятия в пользу поставщиков денежных средств за пользование услугами паркинга. В данной части договора оператор паркинга указан как платежный агент, на которого распространяются положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Может ли платёжный агент принимать платежи по этим договорам через одну ККТ, не разделяя потоки в момент приема оплаты, в том числе через банковские карты?
При составлении ежемесячного отчёта заказчикам может ли платежный агент для разделения потоков денежных средств между заказчиками по согласованию всех сторон делить выручку пропорционально площадям парковок или руководствоваться данными навигационного оборудования?

29 декабря 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оператор паркинга, в обязанности которого в соответствии с условиями договора входит прием оплаты за услуги паркинга, организацию деятельности которого он осуществляет, должен применять ККТ (выдавать кассовые чеки и осуществлять передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных).
Несмотря на то что законодательством, регулирующим деятельность платежных агентов, а также законодательством о применении ККТ прямо не установлена обязанность о разделении платежей, поступающих в пользу нескольких поставщиков (собственников помещения паркинга), порядок оформления кассового чека в рассматриваемой ситуации требует указания реквизитов конкретного поставщика. В связи с чем при получении платы за парковку необходимо выдавать кассовый чек, в котором должны быть указаны реквизиты одного поставщика.
Возможность при приеме платы за услуги паркинга разделять ее между двумя поставщиками в пропорции, установленной договором, и отражать в кассовом чеке прием оплаты в двух частях, с указанием реквизитов каждого из поставщиков отдельно, законодательством, устанавливающим порядок применения ККТ, не установлена.

Обоснование позиции:
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ).
При этом в силу п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (смотрите также определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1446/13). Расчеты с использованием банковских карт относятся к безналичным расчетам*(1).
В ст. 2 Закона N 103-ФЗ даны следующие определения субъектам правоотношений в рамках данного закона:
— поставщик — юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или ИП, получающие денежные средства плательщика, в том числе за выполняемые работы (оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
— плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
— платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
— оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Отсюда можно сделать вывод о том, что платежный агент, действующий в соответствии с Законом N 103-ФЗ, является агентом и в смысле ГК РФ. Однако сфера деятельности агента, действующего от имени принципала, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, является более широкой. Он вправе не только производить расчеты во исполнение обязательств физических лиц по сделкам, совершенным ими с принципалом, но и самостоятельно совершать от имени принципала сделки и иные действия. То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный только приемом платежей. В данном случае деятельность оператора паркинга связана не только с приемом платежей, но и с совершением им иных действий — организацией деятельности паркинга.
Как указано в Определении ВС РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468, действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги — услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
Лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017) (утвержден Президиумом ВС РФ 15.11.2017).
В п. 16 письма ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@*(2), налоговое ведомство учло указанные выводы судов о непризнании платежными агентами (субагентами) лиц, которые помимо принятия от физических лиц оплаты в пользу поставщиков оказывали также услуги таким поставщикам. В частности, налоговым ведомством были учтены выводы, содержащиеся в Определении ВС РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016 (а также в постановлениях ВС РФ от 01.04.2016 N 308-АД15-14846, от 06.07.2016 N 305-АД16-4418). Как указано в данном письме, налоговые органы в своей работе должны исходить из того, что применение Закона N 103-ФЗ распространяется на случаи, когда именно основной функцией платежного агента является функция по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
В рассматриваемой ситуации исполнитель, помимо приема платежей от физических лиц за услуги паркинга и перечисления их собственникам паркинга (поставщикам услуг), осуществляет также организацию деятельности паркинга, техобслуживание соответствующего оборудования. Как нам представляется, основной функцией исполнителя является организация деятельности паркинга, а сбор платежей от физических лиц за услуги паркинга неразрывно связан с основной функцией.
В то же время вопрос применения Закона N 103-ФЗ к рассматриваемым взаимоотношениям влияет лишь на необходимость соблюдения сторонами договора требований указанного нормативного акта. В частности, установленную частями 14 и 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ обязанность платежного агента при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет (ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
При этом положения Закона N 103-ФЗ не содержат требования о необходимости раздельного учета сумм, полученных в пользу поставщиков, с которыми оператор заключил договоры. Для приема платежей оператор по приему платежей (далее — оператор, агент) должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (далее — Договор), по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, условиями договора с поставщиками (в рассматриваемом случае с собственниками площадей паркинга) может быть установлен порядок последующих расчетов с ними, в частности порядок распределения полученных оператором средств от посетителей паркинга.
В силу частей 11.1 и 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (исходя из положений ч. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).
В частности, оператор обязан при осуществлении расчетов применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ), зарегистрированную в установленном порядке.
При этом оператор признается пользователем ККТ для целей Закона N 54-ФЗ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ), в обязанности которого входит передача в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Кассовый чек является фискальным документом (абз. 27 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
В силу ст. 5 и 6 Закона N 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям Закона N 54-ФЗ, в частности содержать реквизиты, указанные в п. 1 ст. 4.7 данного Закона.
Кроме этого, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 4, абзацем шестым п. 5 статьи 4.1 Закона N 54-ФЗ приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (далее — Приказ) утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (Приложение 1) и форматы фискальных документов (Приложение 2), обязательные к использованию.
Так, кассовый чек должен содержать реквизиты, указанные в таблице 19 (п. 24 Приложения 2). При этом из анализа Приказа (пп. «о» п. 3 Приложения 1, таблицы 4, 5, 10, 21, 23 Приложения 2) можно выделить следующие реквизиты, которые должны применяться оператором (независимо от того, распространяются ли на него положения Закона N 103-ФЗ или нет) в рассматриваемой ситуации:
1) реквизит «признак агента», значения которого приведены в таблице 10. В примечании к данной таблице указано, что в кассовом чеке (БСО) соответствующий бит («2» для платежного агента, или «6» — для агента (не платежного)) реквизита «признак агента» должен указывать, что пользователь осуществляет расчет, являясь соответствующим агентом*(3).
При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом или платежным агентом, этот реквизит в фискальном документе (далее — ФД) в печатной форме принимает значение «АГЕНТ» или «ПЛ.АГЕНТ соответственно;
2) реквизит «признак агента по предмету расчета», значения которого приведены в таблице 21. При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом или платежным агентом, этот реквизит в ФД в печатной форме принимает значение «АГЕНТ» или «ПЛ.АГЕНТ соответственно.
3) реквизит «данные поставщика», значения которого приведены в Таблице 23. В нем указываются данные:
— поставщика платежного агента в соответствии с Законом N 103-ФЗ (в случае, если пользователь признается платежным агентом);
— лица, являющегося принципалом агента в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, а именно, наименование и телефон поставщика;
4) реквизит «ИНН поставщика» (п. 11 Примечаний к Таблице 20).
Таким образом, в кассовом чеке, выдаваемом агентом, указываются реквизиты конкретного поставщика.
Возможность при приеме платы за парковку разделять ее между двумя поставщиками в пропорции, установленной договором, и отражать в кассовом чеке прием оплаты в двух частях, с указанием реквизитов каждого из поставщиков отдельно, законодательством, устанавливающим порядок применения ККТ, не установлена.
Однако действующее законодательство позволяет дополнять реквизиты кассового чека с учетом особенностей той сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты (п. 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). Это согласуется, например, с ч. 4 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, где указано, что кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором.
Отметим, что Приказ не содержит конкретных указаний о применении тех или иных реквизитов в различных ситуациях, в частности при необходимости распределения поступившей от покупателя платы между несколькими поставщиками в соответствии с условиями договора между ними и агентом. Разъяснений уполномоченных органов по вопросу особенностей применения ККТ при осуществлении расчетов в рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. Отметим, что Минфин России по вопросам технической реализации расчетов, о применении реквизитов и форматов кассовых чеков, а также о формировании кассовых чеков в зависимости от различных условий считает целесообразным обращаться в ФНС России (письма Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24306, от 27.01.2017 N 03-01-11/4154, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 12.05.2017 N 03-01-15/28914).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Особенности осуществления операций с платежными картами установлены Положением ЦБР от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение N 266-П). Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации — эквайреры.
*(2) Данным письмом налоговое ведомство направило для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения.
*(3) Кассовый чек (БСО) может содержать реквизиты «признак агента», если ранее в отчете о регистрации и (или) в текущем отчете о перерегистрации был указан реквизит «признак агента», имеющий значение, идентичное значению реквизита «признак агента» кассового чека (п. 18 Примечаний к таблице 19).
В отчете о регистрации и (или) в текущем отчете о перерегистрации указание реквизита «признак агента» означает, что пользователь может осуществлять расчеты, являясь соответствующим агентом (п. 1 Примечаний к таблице 10).

Источник: https://www.garant.ru/consult/account/1157789/

Деятельность платежных агентов. Новые требования

Платежные терминалы стали неотъемлемой частью современной жизни. Они позволяют быстро оплатить мобильную связь, коммунальные услуги и совершить многие другие платежи. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему агентом платежей от граждан, урегулирована. Соответствующий Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее — Закон) вступил в силу 1 января 2010 г. (ст. 9 Закона), кроме отдельных его положений.

Закон вводит определенные термины, устанавливает требования и ограничения.

Закон регулирует деятельность по приему платежей, то есть распространяется на агентов (посредников). Его требования не касаются взаимоотношений продавца и покупателя при реализации товаров. Покупатель должен исполнить свое обязательство по сделке купли-продажи и передать продавцу деньги. При этом он пользуется услугами агента. Получение агентом денег и передача их продавцу подпадают под нормы Закона, но оно не связано с первоначальной сделкой, по которой перечисляются деньги. Возможные споры по сделке между продавцом и покупателем (неполная или несвоевременная оплата и пр.) будут разрешаться на основе Гражданского кодекса.

Закон не затрагивает расчеты фирм и коммерсантов, не связанные с деятельностью платежных агентов. Он не применяется к безналичным расчетам, а также к перечислению сумм в пользу иностранных юрлиц (п. 2 ст. 1 Закона). Предприниматель не сможет перечислять через платежных агентов (платежные терминалы) суммы, связанные с бизнесом, например оплату поставщикам или арендную плату. Закон предоставляет возможность обычным гражданам расплатиться через терминалы за полученные товары и услуги. Но если бизнесмен выступает как физлицо и производит какой-либо платеж, не связанный с предпринимательской деятельностью, сумма вполне может быть перечислена через платежный терминал.

>»Платежная» сфера

В свете Закона предприниматель может выступать в роли поставщика или платежного субагента (таблица 1).

Таблица 1. Стороны, участвующие в деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами

N
п/п
Объект Описание
1 Поставщик — Юридическое лицо (кроме кредитной
организации) или индивидуальный
предприниматель, которые получают денежные
средства физических лиц (плательщиков)
за реализуемые товары (выполняемые работы,
оказываемые услуги);
— Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, который принимает плату
за жилое помещение и коммунальные услуги
в соответствии с Жилищным кодексом;
— Органы государственной власти и местного
самоуправления, бюджетные учреждения,
находящиеся в их ведении, получающие
денежные средства плательщика в рамках
выполнения ими функций, установленных
законодательством
2 Плательщик Физлицо, которое передает платежному
агенту денежные средства для исполнения
своих обязательств перед поставщиком
3 Платежный агент Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, осуществляющие
деятельность по приему платежей физлиц.
Платежным агентом является оператор
по приему платежей либо платежный субагент
Оператор по приему
платежей
Юридическое лицо, заключившее
с поставщиком договор об осуществлении
деятельности по приему платежей физлиц
с последующим расчетом с поставщиком
Платежный субагент Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, заключившие с оператором
по приему платежей договор
об осуществлении деятельности по приему
платежей физлиц

Любой бизнесмен вправе заключить договор с оператором по приему платежей и тем самым упростить процедуру оплаты клиентами предлагаемых им товаров (работ, услуг).

Операторами по приему платежей, которые напрямую работают с поставщиками, могут быть только организации (п. 4 ст. 2 Закона). Оператор и поставщик заключают специальный договор, требования к которому прописаны в ст. 4 Закона. При этом договор обязательно должен предусматривать обеспечительные меры исполнения обязательства. По выбору сторон это могут быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов (п. 4 ст. 4 Закона).

Субагентами могут выступать как фирмы, так и предприниматели. Они заключают договор не с поставщиком, а с оператором. В зависимости от условий договора субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование). Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику. При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Регистрация агентов

Компания, желающая стать оператором по приему платежей, обязана встать на учет в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Причем, сделать это нужно до начала деятельности по приему платежей от граждан (п. 5 ст. 4 Закона). Учетом операторов будет заниматься Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). А вот на субагентов требование о регистрации не распространяется. Дело в том, что субагентам запрещено принимать крупные платежи, требующие идентификации плательщиков, а именно суммы свыше 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ).

Такая возможность есть у операторов-фирм. Но при этом они должны запрашивать у плательщика следующие сведения: Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при наличии). От иностранцев потребуются также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право на пребывание в стране. Эти сведения оператор передает в Росфинмониторинг (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Причем Закон вводит запрет: крупные платежи оператор не сможет принимать через терминалы, получать суммы могут сотрудники оператора (п. 7 ст. 6 Закона).

Таблица 2. Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

N п/п Требование
1. Обязательные реквизиты кассовых чеков (п. 4 Положения,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г.
N 745):
— наименование организации, индивидуального предпринимателя;
— ИНН;
— заводской номер контрольно-кассовой машины;
— порядковый номер чека;
— дата и время покупки (оказания услуги);
— стоимость покупки (услуги);
— признак фискального режима
2. Дополнительные требования к кассовым чекам, выдаваемым платежными
агентами (ст. 5 Закона):
— наименование документа — «кассовый чек»;
— наименование оплаченного товара (работ, услуг);
— общая сумма принятых денежных средств;
— размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (в случае
взимания);
— дата, время приема денежных средств, номер кассового чека и
контрольно-кассовой техники;
— адрес места приема денежных средств;
— наименование и местонахождение платежного агента, принявшего
денежные средства, и его ИНН;
— номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему
платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа
платежным субагентом
3. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и
подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может
содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено
договором об осуществлении деятельности по приему платежей

Агент вправе использовать платежный терминал — устройство для приема денег, которое работает в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. Применение иных устройств, не являющихся терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона).

Юридическая консультация. Терминал — это не касса

Татьяна Елькина, эксперт журнала

Инспекторы нередко пытались привлечь коммерсантов к ответственности за прием наличных через терминалы без применения ККТ, либо несоответствие терминалов требованиям, предъявляемым к кассовым аппаратам. Например, поводом для санкций становились:

  • отсутствие в терминалах фискальной памяти,
  • невключение их в госреестр кассовых машин,
  • отсутствие на выдаваемых терминалами чеках обязательной информации (ст. 14.5 КоАП РФ).

В большинстве случаев начисленные штрафы удавалось оспорить в суде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ при осуществлении наличных расчетов наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16). Иными словами, ККМ — это не единственный вид контрольно-кассовой техники, а лишь один из возможных видов. Но законодатели не прописали требования к такой технике (в частности, к терминалам), отсутствует специальный реестр электронно-вычислительных машин, отсутствуют требования оснащения применяемой ККТ (программно-технические комплексы, терминалы самообслуживания) устройствами фискальной памяти. Такие требования появились только с января 2010 г. Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2008 г. N 11301/07 прямо указано, что если ИП вместо контрольно-кассовых машин использует иную ККТ, коммерсант не может быть оштрафован за неприменение контрольно-кассовых машин по ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Этой статьей устанавливаются штрафы за неприменение ККМ, а терминалы — это разновидность кассовой техники, не являющейся ККМ. Но со следующего года избежать ответственности вряд ли удастся, ведь теперь будут прописаны требования и санкции специально для владельцев платежных терминалов.

Требования к терминалам содержатся в ст. 6 Закона (таблица 3). В Законе прямо указано, что терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и выдавать плательщикам чеки, подтверждающие оплату. Как и любой кассовый аппарат, техника, входящая в состав терминала, должна быть зарегистрирована в инспекции. В случае изменения адреса места установки платежного терминала, агент обязан в день перестановки направить в инспекцию уведомление с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (п. 5 ст. 6 Закона).

Таблица 3. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физлиц (платежные терминалы)

N п/п Требование
1 Платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-
кассовую технику, соответствующую требованиям законодательства
2 Терминал в автоматическом режиме должен обеспечивать:
— предоставление плательщикам информации, предусмотренной ст. 4
Закона;
— прием от плательщиков информации о наименовании поставщика,
наименовании товара (работы, услуги), размере вносимых денежных
средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором
об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
— прием денежных средств;
— печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема
денежных средств
3 На кассовом чеке должен печататься номер терминала и реквизиты,
предусмотренные ст. 5 Закона (таблица 2), в некорректируемом
виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной
на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти ККМ
4 Терминалы могут обеспечивать в автоматическом режиме
предоставление другой информации и выполнение других функций,
если иное не установлено законодательством

Польза указанного Закона очевидна. С его помощью огромное количество потребителей сможет воспользоваться услугами платежных агентов при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также приобретенных товаров, работ и услуг. При этом Закон предоставляет возможность развития рынка платежных агентов, что позволит потребителю существенно упростить процесс оплаты, имея право выбора платежного агента.

В то же время, даже до вступления Закона в силу очевидны его недостатки. Так, например, территориальные отделения Федеральной службы по финансовому мониторингу, как правило расположены в региональных центрах, что создает трудности, связанные с постановкой на учет операторов по приему платежей, проживающих или расположенных в отдалении от этих центров. Кроме того, ограничение в использовании платежных терминалов суммой платежа не более 15 тыс. руб. во многих случаях не позволит гражданам реализовать свое право на оплату крупных и дорогостоящих товаров, работ и услуг, с чем чаще всего и возникают проблемы.

Как мы сказали, Закон (кроме отдельных его положений) вступил в силу 1 января 2010 г.

Чтобы число терминалов резко не сократилось, а у населения оставалась возможность пользоваться оплатой через терминалы, законодатели продлили сроки. Прием платежей без применения ККТ должен быть прекращен не 1 января, а 1 апреля 2010 г. Контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014 г. при условии ее включения в госреестр и регистрации в инспекции до 1 января 2011 г. (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ).

Юридическая консультация. Мера ответственности

Валерий Романов, эксперт журнала

С этого года будут внесены изменения в ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

С января норма будет предусматривать санкции за неприменение контрольно-кассовой техники, а не контрольно-кассовых машин, как указано в статье сейчас. Наказание для коммерсанта составит от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Правда, платежные терминалы не вошли в состав ККТ, они попали в перечень исключений (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Но появилось требование оснащать терминалы кассовыми аппаратами, и если ККМ в составе терминала не окажется, то контролеры оштрафуют бизнесмена за неприменение ККМ.

П.Гулидов

Юрист частной практики,

основатель «Юридического кабинета

Павла Гулидова»

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/64822-deyatelnost-platezhnyx-agentov-novye-trebovaniya

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *