Плата за пользование лесным фондом

Содержание

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ в статью 103 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 103. Виды платежей за пользование лесным фондом

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Арендная плата за осуществление лесопользования определяется на основе ставок лесных податей. Арендная плата за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, определяется на основе устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства ставок платы за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

ГАРАНТ:

См. ставки платы за гектар участков лесного фонда, используемых в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, по субъектам РФ, установленные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25 августа 2006 г. N 155

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127

Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.

Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации освобождаются от внесения платы за землю.

1. Введение
2. Виды/способы отчуждения леса
3. Налогообложение дохода, полученного от отчуждения лесоземельного участка (недвижимости)
4. Налогообложение дохода, полученного от отчуждения права на рубку леса и лесоматериалов
5. Особый порядок налогообложения доходов, полученных при отчуждении права на рубку и лесоматериалов, для собственников леса (недвижимости), которые не являются предпринимателями – физическими лицами (ПФЛ)
6. Учет расходов при отчуждении леса, если собственник леса не является предпринимателем
7. Налогообложение прибыли, полученной от отчуждения обработанного лесоматериала
8. Пособия собственникам леса

1. Введение

В зависимости от обстоятельств и условий сделок по отчуждению леса полученный доход облагается либо как доход от предпринимательской деятельности, либо как прибыль, полученная от отчуждения имущества. Важно знать, имеет место сделка по отчуждению имущества осуществленная физическим лицом или же предпринимателем – физическим лицом (ПФЛ), т. к. основы налогообложения, налоговая нагрузка, ведение учета и декларирование у этих лиц различны.

Если лес продается физическим лицом, то имеем дело с прибылью, полученной от отуждения имущества. Прибыль от отчуждения имущества определяется как разница между ценой продажи и стоимостью приобретения продаваемого имущества. Из прибыли можно вычесть непосредственно связанные с продажей имущества расходы. Прибыль от отчуждения имущества облагается только подоходным налогом (социальный налог не платится).

Согласно закону о подоходном налоге предпринимательская деятельность — самостоятельная хозяйственная или профессиональная деятельность лица, целью которой является получение дохода от производства или продажи товаров либо посреднической деятельности, оказания услуг либо осуществления иной деятельности. В случае предпринимательства документально подтвержденные расходы, связанные с выращиванием и возобновлением леса, с приобретением необходимой техники, с расходами на рабочую силу, относятся к расходам, связанным с предпринимательством, и они вычитаются из налогооблагаемого дохода. Кроме обязанности по уплате подоходного налога предприниматель – физическое лицо платит также социальный налог, а если он является лицом, обязанным по обязательному пенсионному страхованию, то также и платеж по обязательному пенсионному страхованию.

Если оборот предпринимателя – физического лица в период налогообложения превышает 40 000 евро, тогда добавляется также и обязанность по регистрации в качестве обязанного по налогу с оборота.

Предприниматель — физическое лицо обязан вести как налоговый, так и бухгалтерский учет своих доходов и расходов. Все полученные от предпринимательства доходы и произведенные для предпринимательских целей расходы предприниматель обязан декларировать в форме Е декларации доходов.

2. Виды/способы отчуждения леса

Отчуждают:

  • лес — земельный участок (недвижимость)
  • право на рубку растущего леса (растущий лес)
  • лесоматериалы (срубленное дерево, ствол дерева, полученные после распила части ствола или порубочные остатки)
  • обработанные лесоматериалы (дрова, доски, брусья и пр.)
  • пользовладение (заносится в крепостную книгу, пользователь использует вещь и извлекает из нее доходы или плоды)

Под отчуждением понимаются сделки, в результате которых имущество переходит к другому собственнику, например, сделка купли-продажи, дарение, обмен и пр., при этом к сделке обмена применяются положения как к договору продажи. При обмене налогооблагаемым доходом считается разница между рыночной ценой обмениваемого имущества и рыночной ценой имущества, получаемого взамен.

Доход получают также при передаче леса в аренду или в прочих случаях на основании долгосрочных договоров. В этом случае налогоплательщик сам выбирает, имеет место его предпринимательство или нет, так как в случае доходов от аренды закон о подоходном налоге дает налогоплательщику возможность выбора. Если доход от аренды не считается доходом от предпринимательства, тогда у налогоплательщика нет права на вычет расходов из доходов от аренды.

3. Налогообложение дохода, полученного от отчуждения лесоземельного участка (недвижимости)

Лесоземельный участок — это участок земли, на котором растет лес,и который занесен в крепостную книгу.

Налогообложение зависит от того, как этот земельный участок был приобретен, и используется ли он в предпринимательстве.

Если физическое лицо отчуждает лесоземельный участок, возвращенный ему в ходе реформы собственности, то полученный доход не облагается налогом, налогообложение не возникает и в случае, когда лесоземельный участок использовался в предпринимательстве, или если его отчуждают по частям.

Если отчуждается лесоземельный участок, стоимость приобретения которого была вычтена из доходов от предпринимателства, то доходом от предпринимательства физического лица считается цена продажи лесоземельного участка или рыночная цена полученнго взамен имущества.

При взятии в личное пользование лесоземельного участка (например при прекращении предпринимательства или при его приостановке на срок более чем 12 месяцев), стоимость приобретения которого была ранее отнесена в расходы, доходом от предпринимательства считается рыночная цена этого лесоземельного участка. Последующее отчуждение этого лесоземельного участка тем же лицом считается отчуждением имущества физического лица (не ПФЛ), и подоходным налогом облагается полученная прибыль физического лица. При определении налогооблагаемой прибыли стоимостью приобретения лесоземельного участка считается рыночная цена участка, ранее добавленная к предпринимательским доходам.

Взятие в личное пользование не возникает, если имущество предпринимателя передаётся или переходит по наследству лицу, которое будет продолжать предпринимательскую деятельность (коммерческому товариществу или другому предпринимателю — физическому лицу).

Если отчуждается лесоземельный участок, полученный бесплатно в качестве подарка, тогда прибылью физического лица, полученной от отчуждения участка, считается цена продажи, по которой продали данный участок, т. к. расходы, связанные с приобретением равны нулю.

Если приобретается недвижимость с растущим лесом, то собственник может цену покупки недвижимости разделить на две части: часть, которую можно взять в зачет при отчуждении недвижимости, и часть, которую можно взять в зачет при отчуждении лесоматериалов или права на рубку растущего леса. Если в документах на приобретении земельного участка с растущим лесом отдельно не выделены цена за землю и цена за растущий лес, тогда при определении цены недвижимости можно взять за основу налогооблагаемую стоимость земли. Часть стоимости приобретения, которая уже взята в зачет при расчете налогооблагаемой прибыли, полученной при отчуждении растущего леса и лесоматериалов, не может быть повторно учтена при отчуждении земельного участка. К стоимости приобретения земельного участка можно отнести также документально подтвержденные расходы по улучшению недвижимости, например расходы на мелиорацию, осушение и пр.

4. Налогообложение дохода, полученного от отчуждения права на рубку леса и лесоматериалов

При отчуждении права на рубку леса имеет место отчуждение права на использование ресурсов, а не отчуждение недвижимости.
В значении части 2 статьи 28 Закона о лесе лесоматериал это:
1) срубленное дерево и ствол;
2) часть ствола, полученная при распиле;
3) порубочные остатки.

Порубочные остатки это:

  • полученная при распиле дерева верхушка,
  • полученные при обрезании ветки,
  • пни, полученные при обрубке,
  • маломерные чурки,
  • срубленные с подлеска деревья с ветками

Доход облагается или как доход от предпринимательства, или как прибыль при отчуждении имущества:

  • если отчуждаются лесоматериалы с лесоземельного участка, являющегося объектом предпринимательства, тогда полученный доход — доход от предпринимательства;
  • из дохода, полученного при отчуждении лесоматериалов с лесоземельного участка, являющегося объектом предпринимательства, собственник земельного участка может вычесть дополнительный необлагаемый доход в сумме до 2877 евро.
    При налогообложении существенным является обстоятельство, кому принадлежит недвижимость, с которой отчуждаются лесоматериалы (недвижимость находится в собственности предпринимателя – физического лица или в собственности другого лица, например, супруга, брата, друга и т. п.). Дополнительный вычет до 2877 евро действует только в отношении доходов, полученных от продажи лесоматериалов с недвижимости, принадлежащей предпринимателю – физическому лицу. Дополнительный вычет не должен быть документально подтвержден, и он берется в зачет только после вычета из доходов от предпринимательства документально подтвержденных расходов. Не использованная в налоговом периоде часть налогового освобождения не переносится на последующие периоды налогообложения. Дополнительный необлагаемый вычет до 2877 евро не берется в зачет при отчуждении права на вырубку или при отчуждении обработанного лесоматериала (например, дрова и т. д.)
Пример

На расчетный счет предпринимателя – физического лица от продажи лесоматериалов в 2019 году поступило 15 000 евро. В течение 2019 года предприниматель произвел документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением техники и уборкой леса, в сумме 6000 евро. Доход предпринимателя – физического лица составляет 15 000 – 6000 = 9000 евро. Предприниматель может свой налогооблагаемый доход уменьшить на 2877 евро. Соответственно, доход до корректировки социальным налогом составит 9000 – 2877 = 6123 евро.

Если бы документально подтвержденные расходы составили 14 000 евро, то предприниматель – физическое лицо мог бы дополнительный необлагаемый вычет использовать только в сумме 1000 евро (15 000 – 14 000 = 1000 евро), при этом в период налогообложения у него не возник бы доход, подлежащий обложению подоходным налогом.

  • если отчуждается право рубки с недвижимости, являющейся объектом предпринимательства, тогда к этому доходу нельзя применить дополнительный необлагаемый вычет в сумме до 2877 евро;
  • если в личное пользование берутся лесоматериалы, стоимость приобретения которых была отнесена в расходы, связанные с предпринимательством, тогда рыночная цена взятых в личное пользование лесоматериалов прибавляется к доходу от предпринимательства;
  • если отчуждается право на рубку или лесоматериалы с лесоземельного участка, который был приобретен или получен в качестве подарка/наследства, но который не является объектом предпринимательства, тогда полученный доход считается прибылью от отчуждения имущества.

5. Особый порядок налогообложения доходов, полученных при отчуждении права на рубку и лесоматериалов, для собственников леса (недвижимости), которые не являются предпринимателями – физическими лицами (ПФЛ)

С 2012 года установлен особый порядок налогообложения дохода, полученного от отчуждения права на рубку растущего леса и срубленного лесоматериала (далее — доход от леса). Полученную в виде дохода от леса прибыль можно перенести на три последующих периода налогообложения.

Например, если в 2018 году получили доход от продажи права на рубку растущего леса, то облагать прибыль от дохода от леса следует не позднее, чем на основании декларации доходов за 2021 год. Расходы по хозяйственному управлению лесом, сделанные в период между периодом получения дохода и периодом налогообложения прибыли можно вычесть из прибыли.

Расходы по управлению лесом можно декларировать, если управление соответствует положениям Закона о лесе. Согласно установленному в статье 16 Закона о лесе хозяйственное управление лесом — это обновление леса, выращивание, использование и защита леса. Если в Законе о лесе установлено требование представить извещение об управлении лесом в Департамент по защите окружающей среды, то Департамент должен разрешить деятельность, запланированную в извещении о лесе. В расходы можно включать только документально подтвержденные расходы по управлению лесом. Расходы, произведенные за счет необлагаемых подоходным налогом пособий, нельзя вычитать из прибыли.

Например, купили саженцы для обновления леса на сумму 875 евро, и для приобретения этих саженцев получили от государства пособие для обновления леса в сумме 700 евро. Расходы, связанные с управлением леса, которые участвуют в налоговом расчете, можно декларировать только в части, которая сделана за счет самофинансирования: 875 – 700 = 175 евро.

Если расходы по управлению лесом превышают доходы от леса, то можно расходы перенести далее на срок до трех лет.
Например, в 2018 году от продажи леса получили 17 000 евро, учитывая стоимость приобретения леса 7000 евро и связанные с отчуждением расходы — 1000 евро, рассчитали налогооблагемую прибыль, которая составила 17 000 – 7000 – 1000 = 9000 евро, которую переносим на последующие периоды налогообложения, в 2019 году собственник леса произвел расходы по управлению лесом в сумме 4000 евро, соответственно, на 2020 год переносится прибыль в сумме 9000 – 4000 = 5000 евро. В 2020 году у собственника леса также были расходы, связанные с управлением леса в сумме 6000 евро. Соответственно, на 2021 год собственник уже переносит расходы, превышающие доходы в сумме 6000 – 5000 = 1000 евро. На сумму перенесенных расходов собственник леса может уменьшать доход от леса, полученный с 2021 до 2023 года включительно.

6. Учет расходов при отчуждении леса, если собственник леса не является предпринимателем

При налогообложении дохода, полученного при отчуждении леса, у физического лица есть право из цены продажи вычесть документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с продажей или обменом леса. Расходы, связанные с управлением лесом относятся к расходам связанным с продажей лесоматериалов и права на рубку растущего леса.

Непосредственно связанными с продажей расходами считаются расходы, которые делаются для получения прибыли от отчуждения имущества, например расходы произведенные для валки деревьев, их хранения, транспортировки и прочее, в т. ч. расходы, связанные с приобретением услуг, которые произведены для получения прибыли.

Расходы непосредственно связанные с продажей леса — это расходы, которые необходимо произвести, чтобы успешно совершить сделку, или которые не совершались бы, если бы сделку не совершали. Например, если бы лесоматериалы не были бы проданы, то не было бы необходимости производить работы по транспортировке.

К расходам, связанным с отчуждением, не относится компенсация за ущерб, причиненный окружающей среде, связанные с переработкой леса. Также к расходам, связанным с отчуждением, не относятся расходы по приобретению необходимой для переработки леса техники, т. к. эта деятельность относиться к предпринимательству, как к самостоятельному виду деятельности.

7. Налогообложение прибыли, полученной от отчуждения обработанного лесоматериала

Лесоматериалы подразделяются на необработанные и обработанные (например, брус, доски, дрова, древесная щепа, химически обработанная древесина). При налогообложении прибыли, полученной от отчуждения обработанных лесоматериалов, исходят из общих принципов налогообложения, в зависимости от того, имеет ли место отчуждение имущества или предпринимательство. Особый порядок налогообложения прибыли, полученной от продажи срубленных лесоматериалов и права вырубки растущего леса не может быть использован для налогообложения доходов от продажи обработанных лесоматериалов. При отчуждении обработанных лесоматериалов предприниматель – физическое лицо не может дополнительно вычесть 2877 евро.

8. Пособия собственникам леса

При получении пособия существенным является, получил ли предприниматель – физическое лицо данное пособие для целей предпринимательства, или же он получил пособие как физическое лицо, т. к. налогообложение в этих случаях различное.

Не облагаются налогом пособия, выплачиваемые физическому лицу на основании закона или постановления местного самоуправления, за исключением пособия, выплачиваемые на основании Закона о применении единой сельскохозяйственной политики Европейского союза. Если пособия выплачиваются в связи с предпринимательской деятельностью, то они облагаются налогами и декларируются на строке 1.1.6 или 3.1.2 формы Е.

Следовательно, если собственник леса получает пособие как физическое лицо, и выплата этого пособия вытекает из Закона о применении единой сельскохозяйственной политики Европейского союза, то полученное пособие облагается подоходным налогом и налогообложение оуществляется при выплате пособия. Произведенные за счет обложенного подоходым налогом пособия расходы, произведенные для управление лесным хозяйством могут быть вычтены из дохода от продажи права вырубки растущего леса или лесоматериалов.

Если же пособие получает предприниматель – физическое лицо в связи с предпринимательской деятельностью, то данное пособие учитывается в качестве дохода от предпринимательства. Расходы, связанные с предпринимательством, можно вычесть из дохода от предпринимательства даже в случае, когда расходы произведены за счет полученного пособия.

В соответствии с подпунктом 17) пункта 1 статьи 13 Лесного кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда.

2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 12 июня 2009 года № 344 «Об утверждении Правил и Методических указаний для расчета ставок платы за лесные пользования в государственном лесном фонде и в особо охраняемых природных территориях» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 5719, опубликован 24 июля 2009 года в газете «Юридическая газета» № 111 (1708).

3. Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
А. Евниев
Утверждены
приказом исполняющего обязанности
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 13 сентября 2018 года № 383

Методические указания расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда

1. Настоящие Методические указания расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда (далее – Методические указания) разработаны в соответствии с подпунктом 17) пункта 1 статьи 13 Лесного кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года и предназначены для определения расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда.

2. Основной целью Методических указаний является разработка механизмов единого подхода к расчету ставок платы за лесные пользования на всей территории Республики Казахстан.

3. В Методических указаниях используются следующие основные понятия:

1) изымаемые лесные ресурсы – виды лесных ресурсов, добываемые или собираемые в лесу с последующим их вывозом в целях потребления;

2) не изымаемые лесные ресурсы – участки лесного фонда и виды полезных свойств леса, которые свойственны растущему лесу и физически не могут быть отторгнуты от природы леса;

3) второстепенные древесные ресурсы – кора, ветви, пни, корни, листья, почки деревьев и кустарников;

4) лесной фонд Республики Казахстан – все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;

5) краткосрочное лесопользование – права и целенаправленные действия физических и юридических лиц по удовлетворению потребностей в определенных видах лесных ресурсов и полезностей леса, предоставленные и осуществляемые в срок от одного года до десяти лет;

6) плата за лесные пользования – сумма, взимаемая за заготовку древесины, живицы, древесных соков и второстепенных древесных ресурсов, за побочные лесные пользования, использование участков государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей;

7) пользование лесным фондом – установленное законодательными актами Республики Казахстан право физических и юридических лиц на лесопользование, а также на использование земель, вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории лесного фонда в хозяйственных и иных целях;

8) ставки платы за лесные пользования – система цен и оценок на лесные ресурсы и полезных свойств леса, установленные в расчете на единицу используемого их объема или площади лесных угодий на основе настоящих Методических указаний;

9) лесопользователь – физическое и юридическое лицо, которому предоставлено право временного лесопользования в порядке, установленном лесным законодательством Республики Казахстан;

10) лесные ресурсы – запасы древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов растительного и животного происхождения, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде;

11) полезные свойства леса – экологические и социально значимые функции, характерные для него в растущем состоянии (выделение кислорода, поглощение углекислого газа, предохранение почв от водной и ветровой эрозии, перевод поверхностного стока вод во внутрипочвенный, бальнеологические и климаторегулирующие свойства);

12) древесный сок – жидкое вещество, выделяющееся при повреждении лиственных деревьев;

13) долгосрочное лесопользование – права и целенаправленные действия физических и юридических лиц по удовлетворению потребностей в определенных видах лесных ресурсов и полезностей леса, предоставленные и осуществляемые в срок от 10 до 49 лет;

14) живица – смолистое вещество, выделяющееся при повреждении хвойных деревьев.

4. Сумма оплаты за выписанный объем указывается в разрешительных документах на лесопользование в лесорубочном и лесном билетах.

5. Лесные пользования на участках государственного лесного фонда осуществляются в соответствии с требованиями лесного законодательства.

6. Ставки платы за лесные пользования, за исключением ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, определяются на основании расчета местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы) составленных в соответствии с пунктом 1 статьи 587 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года.

7. Ставки платы за лесные пользования рассчитываются в размере месячного расчетного показателя за единицу используемого вида ресурса.

Ставки платы за отдельные виды лесных пользований, с целью удлинения сроков их применения могут увязываться со ставками платы за древесину, отпускаемую на корню и базовыми налоговыми ставками на земли сельскохозяйственного значения, и определяться в долях или в процентном отношении от их размера, а также от размера месячного расчетного показателя.

8. К видам второстепенных древесных ресурсов, относящихся к лекарственному и техническому сырью применяются ставки платы за заготовку лекарственных растений и технического сырья в порядке побочного лесного пользования.

9. Плата за размещение ульев и пасек на участках государственного лесного фонда в пределах одной области производится один раз в сезон медосбора, а при перемещении их с территории одного государственного лесовладельца другому, делается отметка в оригинале лесного билета, выписанного первым государственным лесовладельцем.

10. При долгосрочном лесопользовании участками государственного лесного фонда для выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород и плантационных насаждений специального назначения устанавливаются нулевые ставки платы.

Глава 2. Методика расчета ставок платы за лесные пользования

11. Методика расчета ставок платы, изложенная в настоящих Методических указаниях, распространяется на следующие виды лесных пользований:

1) заготовка живицы и древесных соков;

2) заготовка второстепенных древесных ресурсов;

3) побочные лесные пользования;

4) пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей.

12. Общая экономическая ценность (стоимость) лесов принципиально отличается от моноплановой оценки лесов на основе стволовой древесины и предполагает повышение реального вклада лесов и лесного хозяйства в экономику государства путем определения стоимости разнообразных видов лесных ресурсов и многосторонних полезных функций лесов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

13. Общая экономическая оценка (стоимость) лесов (TEV) определяется как сумма стоимостей всех используемых (UV) и неиспользуемых (NUV) ресурсов и полезных свойств лесов, указанных в схеме формирования и базовых компонентах общей экономической оценки лесов, согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям, и определяется по формуле:

TЕV = UV + NUV (1)

14. Используемая стоимость (UV) включает в себя стоимость прямого использования лесов (DUV), косвенного их использования (JUV) и отложенной альтернативы (OV) и определяется по формуле:

UV = DUV + JUV + OV (2)

15. Виды лесных пользований, перечисленные в пункте 11 настоящих Методических указаний, в совокупности образуют стоимость прямого использования лесных ресурсов (DUV), за исключением стоимости древесины.

16. При разработке ставок платы за лесные пользования, по видам лесных пользовании учитываются специфические различия между изымаемыми и не изымаемыми лесными ресурсами, согласно приложению 2 к настоящим Методическим указаниям.

17. Ставки платы за лесопользование дифференцируются в зависимости от распределении видов лесных пользований по срокам (продолжительности), согласно приложению 3 к настоящим Методическим указаниям.

18. К долгосрочным видам лесопользования (от 10 до 49 лет) относятся:

1) заготовка живицы и древесных соков;

2) заготовка второстепенных древесных ресурсов;

3) сенокошение и пастьба скота;

4) пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей, выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород и плантационных насаждений специального назначения.

19. К краткосрочным видам лесопользования (от одного года до десяти лет) относятся:

1) заготовка второстепенных древесных ресурсов;

2) побочные лесные пользования, связанные с заготовкой или сбором плодов, орехов, грибов, ягод, других пищевых продуктов леса, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша;

3) побочные лесные пользования, основанные на использовании участков лесного фонда для сенокошения, пастьбы скота, мараловодства, звероводства, размещения ульев и пасек, огородничества, бахчеводства, садоводства и выращивания иных сельскохозяйственных культур;

4) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных туристских и спортивных целей.

20. Измерение размеров лесных пользований, в зависимости от их вида и специфических особенностей, осуществляется:

по площади (в гектарах);

по объему (в складочных кубических метрах);

по весу (в килограммах, центнерах и тоннах);

по количеству (в штуках);

в свежем (сырорастущем) состоянии.

21. Ставки платы за лесные пользования дифференцируются в зависимости от качества лесных ресурсов (урожайность, продуктивность), а также по коэффициентам, учитывающим потребительскую ценность, удаленность от транспортных путей и мест сбыта.

22. Ставки платы за лесные пользования по методу рыночных цен устанавливаются путем определения разницы между рыночными ценами и затратами на заготовку и транспортировку единицы их объема применительно к видам лесных ресурсов, по которым трудно подсчитать затраты на их воспроизводство (живица, древесные соки, грибы, ягоды и другие).

23. Для установления ставок платы за лесные пользования по тем видам лесных ресурсов, которые пока не вышли на рынок и не имеют рыночной цены, используются экспертные оценки специалистов.

24. Ставки платы за второстепенные древесные ресурсы и побочные лесные пользования устанавливаются по методу затрат на воспроизводство лесных ресурсов в расчете на единицу их объема или площади, а при отсутствии затрат на их воспроизводство, ставки платы устанавливаются с учетом удельных затрат на все лесное хозяйство конкретной области в соответствии с данными, учитываемыми по показателям, согласно приложению 4 к настоящим Методическим указаниям или по нескольким направлениям его деятельности, включая затраты местного бюджета.

25. Суммы затрат на лесное хозяйство, нужные для расчета ставок платы за лесные пользования, устанавливаются на основе сводных планов лесохозяйственных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению областей и спецификаций бюджетных программ по последнему отчетному году в соответствии с показателями, согласно приложению 4 к настоящим Методическим указаниям.

26. Затраты, которые на уровне областей регистрируются периодически или фиксируются лишь на республиканском уровне (лесоустройство, авиационная охрана лесов, приобретение основных средств и другие), определяются по отчетам уполномоченного органа в области лесного хозяйства (далее — уполномоченный орган) за последний отчетный год.

27. Затраты на воспроизводство лесов по основным их разделам в соответствии с показателями, согласно приложению 4 к настоящим Методическим указаниям, позволяют получить удельные их размеры в двух вариантах: в расчете на 1 гектар общей площади государственного лесного фонда в соответствии с данными графы 4 и на 1 гектар покрытых лесом земель государственного лесного фонда в соответствии с данными графы 5, которые в дальнейшем в зависимости от их отношения к конкретным видам лесных пользований будут применяться при определении ставок платы за них.

Глава 3. Расчет ставок платы за заготовку живицы и древесных соков

28. Ставки платы за заготовку живицы и за заготовку древесных соков рассчитываются в соответствии со схемой установления ставок платы за заготовку живицы и древесных соков, согласно приложению 5 к настоящим Методическим указаниям, и устанавливаются раздельно в расчете на каждый гектар леса, предоставленный в долгосрочное лесопользование, и на каждый центнер живицы и древесных соков, получаемый при подсочке деревьев.

29. Ставки платы за заготовку живицы по площади рассчитываются на 1 год на основе ежегодной суммы удельных затрат на 1 гектар покрытых лесом земель согласно данных графы 5 приложения 4 к настоящим Методическим указаниям на все лесное хозяйство, так как подсочке подвергаются спелые и перестойные насаждения хвойных пород, которые при подсочке должны возместить определенную часть затрат на их выращивание.

30. Ставки платы за заготовку древесных соков по площади рассчитываются на 1 год на основе половины ежегодной суммы удельных затрат на 1 гектар покрытых лесом земель в соответствии с данными графы 5 приложения 4 к настоящим Методическим указаниям на все лесное хозяйство, так как подсочке подвергаются березовые насаждения, возраст спелости которых в 2 раза меньше, чем у хвойных.

31. Ставки платы за заготовку живицы и древесных соков по площади предназначаются для определения размера платы за лесные ресурсы, предоставляемые в долгосрочное лесопользование.

32. Ставки платы за каждый центнер добытой живицы и древесных соков рассчитываются по разнице между рыночными ценами на них и затратами на их заготовку, хранение, транспортировку и реализацию.

33. В случаях, когда фактические ставки платы за заготовку одного центнера живицы и древесных соков, установленные по разнице между рыночными ценами и затратами на их заготовку, хранение, транспортировку и реализацию, окажутся менее 25 % и 40 % соответствующих рыночных цен, то вместо них применяются ставки платы, рассчитанные на уровне 25 % и 40 % их рыночных цен соответственно.

Глава 4. Расчет ставок платы за заготовку второстепенных древесных ресурсов

34. Ставки платы за заготовку второстепенных древесных ресурсов устанавливаются только в расчете на единицу веса для каждого их вида: коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек в соответствии со схемой установления ставок платы за заготовку второстепенных древесных пород, указанных в приложении 6.

35. Ставки платы за заготовку второстепенных древесных ресурсов, в зависимости от их вида, определяются по ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, за 1 плотный кубометр дровяной древесины соответствующей породы, в соответствии с пунктом 2 статьи 587 Налогового кодекса по процентам, указанным в таблице 1 приложения 9 к настоящим Методическим указаниям.

36. К ставкам платы за заготовку второстепенных древесных ресурсов, установленным согласно пункта 34 настоящих Методических указаний, применяются повышающие и понижающие коэффициенты, установленные пунктом 3 статьи 587 Налогового кодекса.

Глава 5. Расчет ставок платы за побочные лесные пользования

37. Ставки платы за побочные лесные пользования на участках государственного лесного фонда устанавливаются в соответствии со схемой установления ставок платы за побочные лесные пользования на участках государственного лесного фонда, согласно приложению 7 к настоящим Методическим указаниям.

38. Все разнообразие побочных лесных пользований с изъятием лесных ресурсов, в целях сокращения существующего многообразия цен, классифицируется по группам, согласно таблицы 2 приложению 9 к настоящим Методическим указаниям.

39. Ставки платы за лесные пользования, указанные в таблице 2 приложения 9, определяются в соответствии со схемой установления ставок платы за побочные лесные пользования на участках государственного лесного фонда, согласно приложения 7 к настоящим Методическим указаниям, и устанавливаются по разнице между рыночными ценами и суммой затрат на их заготовку, обработку, транспортировку и реализацию.

40. Рыночные цены за лесные ресурсы, указанные в таблице 2 приложения 9 к настоящим Методическим указаниям, определяются по месту осуществления лесных пользований в сезон их массового сбора и заготовок.

41. Уровень ставок платы за отдельные виды побочных лесных пользований зависит от фактической трудоемкости лесопользования, но не может быть менее 40 % рыночной цены для всех видов орехов, плодов и ягод, а также менее 30 % рыночной цены для отдельных частей лекарственных растений и технического сырья, за исключением почек и корней, которые вместе с остальными видами ресурсов (мхи, лесная подстилка, опавшие листья, камыш) имеют 20 % порог.

42. Если на местах отдельные виды ресурсов побочных лесных пользований еще не имеют устоявшейся рыночной цены, то ставки платы за них устанавливаются, либо по ставкам платы, используемым в соседних регионах со сходными условиями, либо путем экспертных оценок специалистов.

43. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года ставки платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога.

44. Ставки платы за лесные побочные пользования в виде размещения ульев и пасек устанавливаются по сумме ежегодных удельных затрат на проведение лесоустроительных работ, наземной и авиационной охраны лесов, административно-управленческих и контрольно-инспекционных функций в расчете на 1 гектар государственного лесного фонда согласно приложению 4 к настоящим Методическим указаниям и в соответствии со схемой установления ставок платы за побочные лесные пользования на участках государственного лесного фонда, согласно приложению 7 к настоящим Методическим указаниям.

45. Для определения конкретных размеров ставок платы за сенокосные угодья сумма ежегодных удельных затрат на 1 гектар государственного лесного фонда, определяемых согласно пункта 44 настоящих Методических указаний, дифференцируются по трем группам их качественного состояния: хорошее — коэффициент 1,2 (К=1,2), удовлетворительное — коэффициент 0,9 (К=0,9) и плохое — коэффициент 0,7 (К=0,7).

46. Ежегодная сумма удельных затрат на содержание 1 гектара пастбищных угодий устанавливается на уровне ставки платы за сенокосы неудовлетворительного качества.

47. Расчет ставки платы за пастьбу одной головы сельскохозяйственных животных осуществляется через норму площади, установленную для выпаса крупного рогатого скота, путем ее умножения на возможную сумму оплаты за использование 1 гектара пастбищных угодий, определенную согласно пункту 46 настоящих Методических указаний.

Ставки платы за пастьбу 1 головы скота по остальным группам животных устанавливаются по процентным соотношениям, указанным в таблице 3 приложения 9.

48. Ставки платы за размещение одного улья на участках государственного лесного фонда определяются на уровне суммы удельных затрат, устанавливаемых согласно пункта 44 настоящих Методических указаний.

49. Ставки платы за пользование участками государственного лесного фонда для звероводства и мараловодства определяются по сумме удельных затрат на проведение лесоустроительных работ, наземной и авиационной охраны, административно-управленческих и контрольно-инспекционных функций на 1 гектар покрытых лесом земель государственного лесного фонда, согласно данных графы 5 приложения 4 и приложения 7 к настоящим Методическим указаниям с учетом нормативной плотности содержания зверей и маралов на единице площади.

50. Ставки платы за побочные пользования в виде сенокошения, пастьбы скота и за использование участков лесного фонда для огородничества, бахчеводства, садоводства и выращивания иных сельскохозяйственных культур, для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются на уровне земельных налогов, определенных налоговым законодательством.

Глава 6. Расчет ставок платы за пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских, и спортивных целях

51. Пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целях осуществляются в порядке краткосрочного и долгосрочного лесопользования, в соответствии с распределением видов лесных пользований по срокам, согласно приложению 3 к настоящим Методическим указаниям, а также схемы установления ставок платы за пользованиями участками государственного лесного фонда согласно приложению 8 к настоящим Методическим указаниям.

52. Из числа видов лесных пользований, указанных в пункте 50 настоящих Методических указаний, пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства осуществляется только в порядке долгосрочного лесопользования, а все остальные – как в порядке краткосрочного, так и в порядке долгосрочного лесопользования.

53. Ставки платы при краткосрочном лесопользовании устанавливаются в тенге за каждый день пребывания, а при долгосрочном – в расчете за 1 гектар используемой площади.

54. Ставки платы за краткосрочное пользование участками государственного лесного фонда в научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целях устанавливаются в размере 0,1 месячного расчетного показателя в расчете за каждый день пребывания.

55. Ставки платы за долгосрочное лесопользование участками государственного лесного фонда в научно-исследовательских и оздоровительных целях устанавливаются в размере половины ежегодной суммы удельных затрат на лесоустройство, наземную и авиационную охрану лесов, административно-управленческие и контрольно-инспекционные функции в расчете на 1 гектар государственного лесного фонда согласно данных графы 4 приложения 4 к настоящим Методическим указаниям.

56. Ставки платы за долгосрочное лесопользование участками государственного лесного фонда в историко-культурных, рекреационных, туристских и спортивных целях устанавливаются на уровне ежегодной суммы удельных затрат на лесоустройство, наземную и авиационную охрану лесов, административно-управленческие и контрольно-инспекционные функции в расчете на 1 гектар государственного лесного фонда, согласно данных графы 5 приложения 4 и приложения 8 к настоящим Методическим указаниям.

Приложение 1
к Методическим указаниям расчета
ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда

Схема формирования и базовые компоненты общей экономической оценки лесов

Приложение 2
к Методическим указаниям расчета
ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда

Приложение 3
к Методическим указаниям расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда

Приложение 4
к Методическим указаниям расчета
ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда

Состав и сумма затрат на охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение по ____________________ области за _______ год

№ п/п

Наименование показателей

Всего, тысяч тенге

Удельные затраты на 1 га, тенге

общей площади ГЛФ

покрытых лесом земель ГЛФ

Лесоустройство

Проектно-изыскательские и селекционно-семеноводческие работы

Выращивание сеянцев и саженцев

Создание лесных культур и содействие естественному возобновлению

Создание лесных насаждений на неудобных землях

Уход за лесными культурами

Рубки ухода и выборочные санитарные рубки

Лесозащитные работы

Наземная охрана лесов, включая содержание ПХС, временных пожарных сторожей, связь

Авиационная охрана лесов

Повышение продуктивности лесов, улучшение земельных угодий и благоустройство территорий

Развитие материально-технической базы (приобретение, строительство, ремонт и другие.)

Реализация инновационных и иных проектов, включая международные проекты

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров

Административно-управленческая деятельность

Контрольно-инспекционная деятельность

Организация лесных пользований (отвод участков)

Общая сумма расходов на лесное хозяйство (со строки 1 по 17 строку)

Общая сумма затрат на лесоустройство, проектно-изыскательские и селекционно-семеноводческие работы, наземную и авиационную охрану лесов, административно-управленческую и контрольно-инспекционную деятельность (1 строка + 2 строка + 9 строка + 10 строка + 15 строка + 16 строка)

Примечание:

ГЛФ – государственный лесной фонд;

ПХС – пажарно-химическая станция.

Приложение 5
к Методическим указаниям расчета
ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда

Схема установления ставок платы за заготовку живицы и древесных соков

Приложение 6
к Методическим указаниям расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного
лесного фонда

Схема установления ставок платы за заготовку второстепенных древесных ресурсов

Приложение 7
к Методическим указаниям расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного
лесного фонда

Схема установления ставок платы за побочные лесные пользования на участках ГЛФ

Приложение 8
к Методическим указаниям расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного
лесного фонда

Схема установления ставок платы за пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей

Приложение 9
к Методическим указаниям расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного
лесного фонда
Таблица 1

Виды второстепенных древесных ресурсов

Кора, тонн

Ветви, тонн

Пни, тонн

Корни тонн

Листья, тонн

Почки, килограмм

Процент от ставки платы за 1 плотный м3 дровяной древесины соответствующей породы

10 %

20 %

5 %

30 %

15 %

10 %

Таблица 2

Виды лесных пользований и ресурсов

Орехи

Плоды

Лекарственные растения и техническое сырье

грецкий

кедровый

другие виды орехов

семечковые

косточковые

травы

цветки

листья

стебли и побеги

почки

плоды и яго ды

корни

Минимальные ставки платы, в % от рыночных цен

40

40

40

40

40

30

30

30

30

20

30

20

виды лесных пользований и ресурсов

грибы

ягоды

другие пищевые продукты

мхи

лесная подстилка и опавшие листья

камыш

чий и другие виды ресурсов

Минимальные ставки платы, в % от рыночных цен

30

40

40

20

20

20

20

Таблица 3

Группы животных

Крупный скот

Мелкий скот

верблюд

КРС

лошадь

молодняк крупного скота

осел

коза

овца

Соотношение ставок, %

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.
Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Комментарий к статье 103
Комментируемая статья 103 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — когда участки лесного фонда передаются в аренду.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Согласно ЛК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает не только систему платежей за пользование лесным фондом, условия и порядок их взимания, но и минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Такие ставки утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (ред. от 08.08.2003). Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок. В случае заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются. Так, при прореживании и выборочных санитарных рубках они уменьшаются на 50%, а при других рубках промежуточного пользования — на 30%. Минимальная ставка включает налог на земли лесного фонда.
Ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, группам лесных пород, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки, т.е. по лесотаксовым разрядам.
Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения, к которым относятся: Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002); Федеральный закон от 24 декабря 2002 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»; Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ); Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»; Инструкция Госналогслужбы России от 19 апреля 1994 г. N 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» (в ред. от 8 мая 1996 г.); Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 224 «Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование»; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23.01.2002 N 18 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)»; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда» (ред. от 19.06.2003); Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (ред. от 24.09.2002) «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ (ред. от 07.05.2002) «О бюджетной классификации Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.1997 N 1601 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» (ред. от 21.04.2003); Приказ Рослесхоза от 11.08.1997 N 99 «Об утверждении Положения о порядке проведения лесных аукционов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 887 «Об утверждении Правил возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда»; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 278 (ред. от 11.07.2003) «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда».
———————————
Российская газета. 31.12.2001. N 256.
ЛК РФ закрепляет правило, согласно которому платным является осуществление видов лесопользования, для которых требуется оформление в установленном порядке. Не является платным пребывание граждан в лесах для отдыха, сбора для личных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, для участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, так как такого рода лесопользование не требует какого-либо разрешения (ст. 86 Лесного кодекса Российской Федерации).
Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке. Кроме того, лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю (п. п. 6 — 7 ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования (п. 3 ст. 104 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 224 «Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование» такого рода территории предоставляются в безвозмездное пользование субъектами Российской Федерации по представлению территориальных подразделений федерального органа управления лесным хозяйством (лесхозов) сроком до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
———————————
Собрание законодательства РФ. 23.02.1998. N 8. Ст. 964.
Комментируя данную статью, представляется логичным рассмотреть вопросы платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда.
Так, Земельным кодексом Российской Федерации (статья 58) предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные земли возмещаются потери лесного хозяйства в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В связи с этим возникают вопросы: что следует понимать под потерями лесного хозяйства; кто должен производить сам расчет этих потерь и используется ли для возмещения данных потерь сумма платы за перевод лесных земель в нелесные.
При решении указанных вопросов необходимо руководствоваться следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 887 утверждены Правила возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда, которые применяются с 1 января 2003 года.
В соответствии с указанными Правилами под «потерями лесного хозяйства» подразумевается:
— уменьшение площади лесных земель, лесного фонда в целом;
— ухудшение качества земель лесного фонда в результате деятельности лиц, использующих эти земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
Расчет размера потерь лесного хозяйства на конкретном участке лесного фонда производят федеральный орган управления лесным хозяйством или его территориальные органы.
Возмещение потерь лесного хозяйства осуществляется путем взимания платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 278, которым утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда и базовые размеры платы за указанные действия).
Определенная нестыковка этого Постановления с нормами Лесного кодекса была в следующем.
В соответствии с Лесным кодексом к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление платы за перевод лесных земель в нелесные земли (статья 47) и размеров этой платы (статья 63). При этом порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 63).
Действие части второй статьи 63 в части установления размера платы органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и направления ее лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».
Статьей 17 этого Закона было установлено, что в 2002 году размер платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, порядок взимания и учета указанных средств определяются Правительством Российской Федерации.
Как уже было указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278 утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда и Базовые размеры платы за указанные действия.
Указанная плата перечислялась в установленном порядке юридическими и физическими лицами, в интересах которых осуществляются перевод и изъятие земель, на лицевые счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органами федерального казначейства.
После 1 января 2003 года встал вопрос о неправомерности дальнейшего применения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 278 «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году», поскольку, как следует из самого названия этого Постановления, оно действовало только в 2002 году.
Не все лесопользователи получили информацию о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 119 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278».
Суть указанных изменений заключается в том, что из заголовка Постановления от 29.04.2002 N 278 исключены слова «в 2002 году», а из текста этого же Постановления слова «В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» также исключены.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 119 опубликовано 4 марта 2003 года. Таким образом, с момента вступления в силу указанного Постановления, т.е. с 11 марта 2003 года (см. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в редакции от 13.08.1998), при совершении действий по переводу лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда взимается соответствующая плата.
Оправданным, на наш взгляд, представляется рассмотрение при комментарии данной статьи разрешительного порядка лесопользования. При пользовании лесным фондом предусмотрено лицензирование этой деятельности (см. статью 81 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ), однако это положение Кодекса в настоящее время практически не реализовано. Поэтому право на различные виды пользования лесным фондом закрепляется в настоящее время в договорах аренды участка лесного фонда, лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах.
Лесным кодексом предусмотрены несколько видов разрешительных документов, предоставляющих лесопользователям право осуществлять конкретные виды пользования лесным фондом (см. статьи 23, 24, 27, 28, 42 и другие статьи Лесного кодекса Российской Федерации). К указанным документам относятся лесорубочный билет, ордер и лесной билет.
Что касается отличия между лесорубочным билетом и другими разрешительными документами на лесопользование, то здесь необходимо отметить следующее.
Согласно статье 42 Лесного кодекса Российской Федерации лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В лесорубочном билете указываются место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристики отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица.
По своей сути лесорубочный билет предоставляет право на осуществление лесопользования в конкретных объемах и месте работ и не может носить распорядительный характер в части порядка и сроков уплаты платежей за пользование лесным фондом.
На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозки древесины, заготовки второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
Лесной билет — документ, дающий право его владельцу на проведение побочных лесных пользований.

Следующая статья «
К тексту закона «

#Предпринимательство, #Финансы, #Инвестиции, #Малыйбизнес, #Полезныесоветы, #Строительство, #Идеи

Любой предприниматель, планирующий создать свой бизнес, для начала – обычную пилораму, задумывается о дальнейшем расширении производства. Как правило, это выливается в организацию более солидного бизнеса – лесопилки с большими производственными мощностями, способной выдавать ежегодно около 5 тыс. кубометров пиломатериала. Если учесть, что с одного кубометра при хорошем раскладе вы можете получить 800 – 1000 рублей, то не трудно подсчитать ожидаемые объемы прибыли.

Правда, и затраты на организацию работы лесопилки потребуются немалые – как минимум 100 тыс. долларов. В эту сумму входят расходы на покупку оборудования, а также на первую закупку сырья для переработки. Стандартный комплект оборудования состоит, как правило, из круглопильного и многопильного станка, а также ленточной пилорамы. Этот набор может претерпевать изменения, в зависимости от того, насколько широкий ассортимент готовой продукции вы планируете освоить, а также от ожидаемой мощности вашего производства.

Пилите, Шура, пилите…

Минимальный ассортимент, на который стоит ориентироваться предпринимателям, планирующим открыть лесопилку, состоит из тарной и сырой доски, бруса, бруска, а также различных поддонов и даже катушек для кабеля. Для того чтобы освоить такие объемы, необходимо обеспечить наличие выделенной энергомощности не менее 400 кВт. Если все пойдет по плану, выйти на точку безубыточности можно будет уже через год-полтора. При условии, конечно, что этот сектор рынка не накроет очередной экономический кризис.

Основные расходы – приобретение станков, аренда участка, налоги, заработная плата персоналу и оплата электричества. Планируя купить оборудование для лесопилки, обращайте внимание на мощности станков, а также условия их эксплуатации. Импортные агрегаты отличаются более высоким качеством, но не всегда подходят для работы в суровых российских условиях. Не следует забывать и о такой статье затрат, как расходы на рекламу. Проще всего создать собственный сайт и поручить его раскрутку специалисту. Если такой возможности нет – регулярно подавайте объявления о своих услугах в печатных СМИ и сети Интернет.

Подробное описание такого сложного и специфического бизнеса, как пилорама и лесопилка, содержится в профессиональном бизнес-плане пилорамы. Из него вы узнаете, что нужно для того, чтобы открыть свой бизнес – прибыльную лесопилку. Грамотный бизнес-проект позволит существенно повысить окупаемость лесопилки, и вы сможете рассчитывать на более высокую прибыль. Если вы хотите открыть бизнес по своей лесопилке, воспользуйтесь рекомендациями профессионалов, и тогда для вас все сложится максимально удачно.

Открытие пилорамы: чей станок лучше

Бум в строительстве деревянных домов привел к тому, что такой бизнес проект малого бизнеса, как пилорама, получил весьма благоприятный прогноз на дальнейшее развитие. Еще одна приятная новость – входной билет в этот сектор рынка существенно подешевел, чем уже спешат воспользоваться многие предприниматели. Сократить статьи расхода удается, в основном, благодаря приобретению уже бывшего в употреблении оборудования: оно в огромном количестве стало поступать на российский рынок.

Открыть свою пилораму можно, имея в кармане всего несколько тысяч долларов. Расценки на пилораму начинаются со 100-120 тыс. рублей. Более качественные и мощные агрегаты, безусловно, будут стоить дороже. Но, как уже говорилось выше, подобное оборудование не обязательно должно быть новым. Прежде чем открывать свой бизнес на пилораме, узнайте, можно ли рубить лес в близлежащих окрестностях, не планируются ли в будущем какие-либо запреты в этом отношении. Учтите, что в противном случае ваш бизнес окажется нерентабельным, и исправить ситуацию будет уже практически невозможно.

Раз дощечка, два дощечка…

Организация такого бизнеса, как пилорама, начинается с выбора площади под ее установку. При этом необходимо предусмотреть удобные подъездные пути, а сам участок – не менее 30 соток, распределить таким образом, чтобы выделить место под склад для сырья и склад для готовой продукции, а также под саму пилораму и, на случай неблагоприятных погодных условий, навес. При выборе оборудования для организации работ на пилораме бывалые бизнесмены настоятельно рекомендуют обращать внимание на модели импортного производства, пусть даже и подержанные. В отличие от российских агрегатов их эксплуатация вызывает намного меньше проблем.

Перед открытием пилорамы необходимо заранее определиться, на каких видах пилорамных станков вы решите остановить свой выбор – ленточных, рамных или дисковых. У каждой из этих моделей есть как свои достоинства, так и недостатки. Например, бизнес на ленточной пилораме не потребует солидных затрат: производство экономично, уровень отходов не превышает 17%. Но при этом следует учесть, что пилящую ленту придется менять несколько раз в день. Рамный пилорамочный станок позволит вам повысить объемы производства. В число минусов попадает необходимость постройки под него качественного фундамента. Кроме того, подобный станок потребляет очень большое количество энергии.

Организация площадки для дисковой пилорамы намного проще, по причине их мобильности и простоты в эксплуатации. Но работа на таких станках требует использования различных станков, которые приобретаются отдельно. Чтобы вам было проще сделать правильный выбор, обязательно руководствуйтесь профессиональным бизнес-планом пилорамы, в котором содержится подробное описание всех нюансов данного вида бизнеса. Вы узнаете, чем чревата организация нелегальной пилорамы, как избежать проблем с контролирующими органами, и где искать опытных специалистов.

Готовые бизнес-планы на https://www.bi-plan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *