Содержание
- Комментарий к Статье 65 ЗК РФ
- Другой комментарий к Ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
- О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
- Приложение к Решению. Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
- Приложение к Порядку. Значения коэффициента, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
Новая редакция Ст. 65 ЗК РФ
1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Утратил силу с 1 марта 2015 г.
4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Комментарий к Статье 65 ЗК РФ
Платность использования земли есть конкретизация общего принципа платности пользования природными ресурсами (землей, недрами, водными ресурсами, лесами и иной растительностью, животным миром и др.).
Учреждение платы за пользование природными ресурсами стало возможным после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и введения их в гражданский оборот. Платность использования земли и других природных ресурсов следует рассматривать как следствие преобразования природоресурсных отношений в ходе проведения многочисленных реформ.
Основными целями платности пользования природными ресурсами являются: повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании земель и других природных ресурсов; создание материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов; изыскание дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Согласно положениям комментируемой статьи использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Нормы относительно земельного налога имеют бланкетный характер. ЗК предусматривает, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Правовое регулирование земельного налога осуществляется главой 31 Налогового кодекса РФ (ч. 2).
Есть свои особенности в регламентации земельного налога. Он устанавливается НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК и законами указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК, а также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
ГК (ч. 2) в главе 34 устанавливает общие положения об аренде. Так, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. По поводу объекта аренды ГК (ч. 2) гласит, что в аренду могут быть переданы в т.ч. земельные участки и другие обособленные природные объекты, а законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Кроме того, законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Существенным условием, устанавливаемым ГК (ч. 2), является то, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно Закону о введении в действие ЗК порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Есть одно исключение — если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно Закону о введении в действие ЗК годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Земельные участки, которые находились в государственной или муниципальной собственности и на которых были расположены здания, строения и сооружения, находившиеся на день введения в действие ЗК в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являлись общероссийские общественные организации инвалидов, должны были предоставляться в собственность указанных организаций бесплатно.
Согласно ЗК размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, как это предусмотрено Законом о введении в действие ЗК.
Другой комментарий к Ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Этот принцип закреплен в подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и детализирован в комментируемой статье. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статья 15 НК РФ относит земельный налог к числу местных налогов. Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ.
При установлении налога представительные органы муниципальных образований и законодательные органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога. Могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не платят земельный налог организации и физические лица за земельные участки, находящиеся у них на праве безвозмездного срочного пользования или аренды (ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения ст. 389 НК РФ признает земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:
земельные участки, изъятые из оборота;
земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
земельные участки из состава земель лесного фонда;
земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. За использование указанных земельных участков земельный налог не взимается.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Для всех иных налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I или II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и ряда иных лиц.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, то налоговая база принимается равной нулю (ст. 391 НК РФ).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к лицу переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, то налоговая база в отношении данного земельного участка для этого лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями недвижимости являются несколько лиц, то налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость (ст. 392 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК РФ).
Налоговые ставки*(17) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Ставки не могут превышать:
0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).
Освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов; физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; организации-резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (ст. 395 НК РФ).
По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397 НК РФ).
Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено ст. 398 НК РФ, налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Особенности установления размера арендной платы для юридических лиц за использование земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды, указаны в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Арендная плата за использование этих земельных участков определяется в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — в соответствии с п. 10 ст. 3 названного Закона, согласно которому порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
3. Для целей налогообложения, определения арендной платы за земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и в иных случаях устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в комментируемой статье, применяется нормативная цена земли.
Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Понятие нормативной цены земли было установлено для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, при дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Порядок определения нормативной цены земли регулируется постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли». Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. При этом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
28. На основании распоряжения начальника Департамента, при расчете арендной платы коэффициенты с учетом видов разрешенного использования земельных участков (Кви) не применяются:
при строительстве объектов капитального строительства (возведения временных объектов) на срок, указанный в разрешении на строительство, до ввода объекта в эксплуатацию, но не более чем на три года со дня получения разрешения на строительство объекта капитального назначения, и не более чем на шесть месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка, предоставленного для возведения временного сооружения;
на часть земельного участка, предоставленного в целях, не связанных со строительством, благоустройство которого выполнено фактически.
При этом арендатор представляет в Департамент заявление о предоставлении льготы при расчете арендной платы и проект благоустройства земельного участка, согласованный начальником отдела архитектуры и градостроительства Департамента недвижимости Администрации города — главным архитектором города Усть-Илимска.
Департамент осуществляет проверку фактического выполнения работ по благоустройству, предусмотренных проектом, с составлением соответствующего акта. Льгота применяется по заявлению арендатора ежегодно, начиная с июня, на срок до одного года.
Если арендатор нарушил ранее выполненное благоустройство земельного участка, льгота в дальнейшем не применяется, а расчет арендной платы за пользование предоставленным земельным участком осуществляется с учетом коэффициента (Кви).
Действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог и арендная плата.
Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить ( уплачивать ) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей и устанавливается в виде твердых платежей за единицу земельной площади определенного качества и хозяйственной ценности в расчете на год.
Установлены 3 главных критерия, определяющих хозяйственную ценность земли, и, стало быть, размер платы за нее:
— основное целевое назначение земли, т. е. целевая категория, к которой отнесен земельный участок;
— качество земли, т. е. степень пригодности участка для удовлетворения определенных хозяйственных нужд;
— местоположение конкретного земельного участка в данном хозяйственно-экономическом пространстве, определяющее его ценность с точки зрения принципа: минимальность эксплуатационных затрат и максимальность экономической эффективности.
По категориям земель устанавливаются средние ставки платы за землю, которые затем дифференцируются по показателям качества и местоположения конкретных земельных участков.
Плата за землю устанавливается в виде налога или арендной платы. Порядок дифференцирования средних ставок определяется законодательством субъектов РФ с учетом региональных условий. Средние ставки земельного налога периодически корректируются в зависимости от изменения экономических условий в стране.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются все физические и юридические лица, которым предоставлена земля в собственность или пользование (включая аренду) на территории России. Объектами обложения земельным налогом являются конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в, собственность или пользование.
В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленный в собственность или пользование земельный участок, независимо от того, чем он занят, если иное не установлено в законе. Если земельный участок предоставлен для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких граждан или юридических лиц. то налог начисляется всем собственникам пропорционально их долям на строение.
Чтобы увидеть самое интересное, Вам необходимо авторизоваться/зарегистрироваться
Читайте также статью про формы собственности на землю и примеры их применения.
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
11 сессия 28 созыва
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2017 года N 28/11-241
О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
(с изменениями на 22 ноября 2019 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Решение Петрозаводского городского Совета от 27 февраля 2018 года N 28/13-269, введеным в действие с 17 марта 2018 года
Решение Петрозаводского городского Совета от 5 июня 2019 года N 28/24-471
Решение Петрозаводского городского Совета от 22 ноября 2019 года N 28/27-534
Председатель
Петрозаводского городского Совета
Г.П.Боднарчук
Глава Петрозаводского
городского округа
И.Ю.Мирошник
Приложение к Решению. Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
Приложение к Решению
Петрозаводского городского Совета
от 20 декабря 2017 года N 28/11-241
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
1.Общие положения
Настоящий Порядок определяет способы расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
2.1. Размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, в расчете на год (далее — арендная плата) определяется одним из следующих способов:
— на основании удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка;
— на основании кадастровой стоимости земельного участка;
— по результатам торгов (аукционов);
— на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
2.2. В случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, в аренду без проведения торгов для целей, указанных в Приложении к настоящему Порядку, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего раздела, арендная плата определяется по формуле:
Ап = УПКСЗ х S х П, где
Ап — годовой размер арендной платы (руб.);
УПКСЗ — удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который определен для конкретного вида разрешенного использования земельного участка в отношении кадастрового квартала, исходя из назначения земельного участка, определенного предметом договора аренды земельного участка, утвержденный соответствующим актом Правительства Республики Карелия об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель (руб. за 1 кв.м).
В случае использования собственником объекта недвижимости, расположенного на арендуемом земельном участке, по назначению отличному от назначения земельного участка, определенного предметом договора аренды земельного участка, применяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который определен для конкретного вида разрешенного использования земельного участка в отношении кадастрового квартала, исходя из фактического (текущего) использования такого объекта.
S — площадь земельного участка (доли) (кв.м);
П — коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый исходя из коэффициента УПКСЗ согласно Приложению к настоящему Порядку.
2.3. В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
2 процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
0,3 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также из земель сельскохозяйственного назначения ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
1,5 процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте и не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
2.4. В случае предоставления в аренду земельных участков для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, размер арендной платы устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанному для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
2.5. В случае предоставления земельного участка в аренду лицам, указанным в пункте 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, рассчитанном в отношении такого земельного участка.
2.6. В случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (аукционов).
2.7. Арендная плата в случаях, не указанных в пунктах 2.2., 2.3., 2.4., 2.5., 2.6 настоящего раздела, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
Ап = С x Р, где:
Ап — годовой размер арендной платы (руб.);
С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не ранее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;
Р — действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
2.8. При использовании земельного участка на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора арендная плата каждому из арендаторов определяется пропорционально площади занимаемых помещений в объекте недвижимого имущества (доле в праве собственности на объект недвижимого имущества), находящегося на земельном участке.
2.9. При заключении договора аренды земельного участка в таком договоре предусматриваются условия и периодичность изменения арендной платы. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, индексируется в одностороннем порядке арендодателем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2.10. Размер арендной платы подлежит перерасчету (корректировке) в одностороннем порядке Арендодателем при изменении методики и/или базовых составляющих расчета за земельные участки, но не чаще одного раза в год.
2.11. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка индексация арендной платы исходя из уровня инфляции, предусмотренная пунктом 2.9. настоящего раздела, не проводится.
2.12. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, осуществленная не ранее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка индексация арендной платы исходя из уровня инфляции, предусмотренная пунктом 2.9. настоящего раздела, не проводится.
Приложение к Порядку. Значения коэффициента, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
Приложение к Порядку
определения размера арендной платы
за использование земельных участков,
находящихся в муниципальной собственности
Петрозаводского городского округа,
утвержденного Решением Петрозаводского
городского Совета
от 20 декабря 2017 года N 28/11-241
Значения коэффициента, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа
Для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, используются следующие значения коэффициента П:
1) 0,01 процента в отношении:
земельных участков, изъятых из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельных участков, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся загрязнению, заражению или деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельных участков, предоставленных для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов на период проведения проектно-изыскательских работ, но не более двух лет;
земельных участков, используемых для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Республики Карелия от 05.03.2013N 1687-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия»:
— для реализации инвестиционных проектов на срок их окупаемости, но не свыше пяти лет;
— для реализации приоритетных инвестиционных проектов на срок их окупаемости, но не свыше семи лет;
— для размещения или планирования к размещению объектов инфраструктуры индустриального парка;
земельных участков, предоставленных для размещения объектов, финансирование инфраструктурного обеспечения которых предусмотрено пунктами 20.1, 21.1, 22.1 и 23.1 приложения N 4 к федеральной целевой программе «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», либо объектов, инженерно-техническое обеспечение которых включено в мероприятия по строительству и (или) реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов инфраструктуры, предусмотренные соглашением, заключаемым Правительством Республики Карелия и некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов»;
земельных участков, предоставленных для размещения аэровокзалов, на период их строительства, но не свыше пяти лет;
земельных участков, предоставленных физическим, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с муниципальным правовым актом Петрозаводского городского округа, устанавливающим налоговые льготы. При этом арендная плата подлежит расчету с применением значения коэффициента, указанного в настоящем пункте, на основании заявления и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты земельного налога, с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором арендатор земельного участка обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о пересмотре размера арендной платы;
(абзац дополнительно вкелючен — Решение Петрозаводского городского Совета от 5 июня 2019 года N 28/24-471
2) 0,3 процента в отношении:
земельных участков, предоставленных для размещения объектов по утилизации твердых бытовых отходов методом их сортировки и переработки;
3) 0,5 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта;
4) 0,7 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
5) 1,4 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики;
6) 1,5 процента в отношении:
земельных участков, предоставленных в соответствии с договором о развитии застроенной территории;
земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015);
земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры морских и речных портов, в том числе перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;
7) 2 процента в отношении:
земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
(пункт в редакции Решения Петрозаводского городского Совета от 5 июня 2019 года N 28/24-471
8) 3,5 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов, непосредственно используемых для захоронения твердых бытовых отходов, в том числе для размещения полигонов.
9) 3 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения производственных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, за исключением случаев, указанных в абзаце четвертом пункта 1.
10) 2,7 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения и (или) обслуживания автотранспорта (автостоянок, автосервиса, автомоек) (за исключением земельных участков, предоставленных для размещения гостевых паркингов и служебных автостоянок);
0,6 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гостевых паркингов и служебных автостоянок;
(пункт в редакции Решения Петрозаводского городского Совета от 27 февраля 2018 года N 28/13-269
11) 5 процентов в отношении земельных участков, предоставленных для размещения административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, за исключением случаев, указанных в абзаце четвертом пункта 1.
12) 18 процентов в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов общественного питания.
(пункт в редакции Решения Петрозаводского городского Совета от 27 февраля 2018 года N 28/13-269
13) 18 процентов в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли.
14) 18 процентов в отношении земельных участков, предоставленных для размещения автозаправочных станций.
15) 2,4 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гостиниц, кемпингов, туристических комплексов.
16) двукратная ставка земельного налога в отношении следующих земельных участков:
— земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования;
(абзац в редакции Решения Петрозаводского городского Совета от 22 ноября 2019 года N 28/27-534
— земельных участков, предоставленных для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, а также объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением случая, указанного в абзаце десятом пункта 1);
— земельных участков, предоставленных для размещения сетей связи и объектов инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;
— земельных участков, предоставленных для размещения объектов космической инфраструктуры;
— земельных участков, предоставленных для размещения объектов бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
(пункт в редакции Решения Петрозаводского городского Совета от 27 февраля 2018 года N 28/13-269
— земельных участков, предоставленных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, культуры, искусства и религии, за исключением объектов здравоохранения, указанных в пункте 17;
— земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленных гражданам или их некоммерческим объединениям для гаражного строительства, ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, за исключением случаев, указанных в абзаце 3 пункта 2.3 Порядка;
— земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
17) 0,01 процента ставки земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов здравоохранения, строительство которых осуществляется во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 04.03.2014 N 46-рп.
Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка