Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенций о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами.
Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет организацию о назначении, должности, звании сотрудников представительства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о местонахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.
Функции постоянных представительств состоят, в частности, в: обеспечении представительства посылающего государства при организации; поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией и в ее рамках; выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией в ее рамках.
Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе: обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с пей; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительству посылающего государства; содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.
Привилегии и иммунитеты постоянных представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов и документов, освобождение от налогов и сборов и т.д.
Специальные миссии
В практике международных отношений широко используются специальные миссии — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Конвенцией о специальных миссиях (Нью-Йорк, 8 декабря 1969 г.) (вступила в силу в 1985 г.).
Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Государство, которое желает направить одну и ту же специальную миссию в два или несколько государств, уведомляет об этом каждое принимающее государство, когда обращается к нему за согласием. Два или несколько государств, которые желают направить общую специальную миссию в другое государство, уведомляют об этом принимающее государство, когда обращаются к нему за согласием. Два или несколько государств могут направить одновременно специальную миссию в другое государство с согласия этого государства, для совместного рассмотрения, по согласованию между всеми этими государствами вопроса, представляющего для них общий интерес.
Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.
Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.
Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.
Члены специальной миссии в принципе должны быть гражданами посылающего государства.
Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.
Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется: о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; о назначении главы специальной миссии; о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.
Принимающее государство может в любое время уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.
Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.
Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.
Местопребыванием специальной миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами. При отсутствии соглашения местопребыванием специальной миссии является место, где расположено министерство иностранных дел принимающего государства. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.
Специальные миссии двух или нескольких государств могут собраться на территории третьего государства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать. Давая свое согласие, третье государство может определить условия, которые должны соблюдаться посылающими государствами. Третье государство осуществляет права и берет на себя обязанности принимающего государства по отношению к посылающим государствам в той мере, в какой оно это указывает, давая свое согласие.
Функции специальной миссии прекращаются, в частности: по соглашению заинтересованных государств; по выполнении задачи специальной миссии; по истечении срока, установленного для специальной миссии, если он специально не продлен; по уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию; по уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.
Привилегии и иммунитеты миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.
В.Т. Батычко
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Предыдущая
11.8. Постоянные представительства государств при международных организациях
Одной из характерных особенностей современных международных отношений является рост числа и значения международных организаций в обеспечении мира и разностороннего сотрудничества субъектов международного права. Наиболее весома роль в деле создания и функционирования международных организаций принадлежит государствам. Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей.
Постоянные представительства при международных организациях могут открывать только государства, члены таких организаций. Государства, которые не являются членами таких организаций, но заинтересованы в их деятельности, могут иметь при них постоянные миссии наблюдателей, если это допускается учредительными документами организаций.
Следует иметь в виду, что открытие при международной организации постоянного представительства является правом государства, а не его обязанностью. Вопрос о размещении штаб-квартиры международной организации или её отделения должен быть согласован с принимающим государством, поскольку только оно может дать разрешение на это. При этом, как правило, заключается соглашение между организацией и государством пребывания.
Данное согласие принимающего государства на открытие постоянных представительств государств при международной организации распространяется на все государства, имеющие намерение открыть такие представительства.
Правовое положение представительств государств при международной организации определяется прежде всего уставом самой организации, а также нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года, соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими международно-правовыми документами. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные Конвенцией 1975 года для постоянных представительств и их персонала, аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.
Предыдущая
НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА — установленная законом численность населения или (реже) число избирателей одномандатного или многомандатного избирательного округа, избирающих одного или нескольких депутатов (иных членов) в высший (парламент) или местные представительные органы.
Представительство при выборах может быть прямым (граждане избирают представит. орган непосредственно), многостепенным (депутатов в вышестоящий представительный орган избирают нижестоящие представительственные органы), косвенным (членов верхней палаты парламента избирают группы, коллегии избирателей).
В зависимости от способа выборов нормы представительства определяются по-разному. При прямых выборах обычно устанавливается численность населения специально создаваемых избирательных округов, от которых избирается один или, в пропорции к численности населения, неск. депутатов (напр., в СССР до принятия Конституции 1977 года Совет Союза избирался по норме 1 депутат на 300 тыс. жителей, в дальнейшем точное число было исключено, устанавливалось лишь, что избирательного округа по выборам одного депутата должны быть равными — их численность изменялась в связи с изменениями численности населения).
В Российской Федерации нет одномандатных округов, при выборах Государственной думы Федерального собрания применяется пропорциональная система; одномандатные избирательного округа создаются в некоторых субъектах РФ, в этих случаях каждый субъект РФ определяет свои нормы представительства в зависимости от численности населения.
В тех зарубежных странах, где выборы в нижнюю палату парламента проводятся по одномандатным избират. округам (напр., Великобритания, США, Франция), в конституциях или законах установлено точное число депутатов палаты (напр., 646 в Великобритании после реформы 2001 года, 435 в США), поэтому нормы представительства (1 депутат от населения избирательного округа) периодически изменяются (1 раз в 8-12 лет в связи с движением населения происходит «перекройка» избират. округов, но в течение определённого времени избирательного округа бывают фактически неравными, единой нормы предстватительства фактически не существует).
При многостепенных выборах норма предстватительства устанавливается особо. Представительные органы административно-территориальных единиц посылают определённое число депутатов в вышестоящий представительный орган. Так было в России при системе съездов Советов до принятия Конституции СССР 1936 год; такая система существует в Китае, где число представителей от собраний нар. представителей (СНП) автономных районов (их пять), провинций и городов центр. подчинения, а также от армии во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) определяется Постоянным комитетом ВСНП, такая же система существует при выборах нижестоящих СНП (кроме низовых, куда депутатов избирают непосредственно граждане).
На основе косвенного представительства от департаментов избирается Сенат Франции (обычно 2-6 сенаторов от департамента), в выборах участвуют депутаты нижней палаты парламента (Национального собрания), проживающие в данном департаменте (департаментов 100, членов Национального собрания 577), члены генеральных советов департаментов, советов регионов (их 26), избранные представители муниципальных советов коммун (коммун ок. 37 тыс.). В федеративных государствах особые нормы предстватительства обычно устанавливаются для верхней палаты парламента, представляющей субъекты федераций (напр., в США и России по 2 представителя, в Бразилии по 3 сенатора, в Индии нормы предстватительсва от штатов неравные в зависимости от численности населения штата — от 1 до 34 представителей).
Специальные нормы представтительва в парламент установлены иногда для автономных образований (напр., в Дании, помимо общей нормы предстватительсва, избирается по 2 депутата от Фарерских о-вов и Гренландии). В Китае установлена особая норма представительства в парламент от армии. Особое представительство (один или несколько человек) существует в некоторых странах для приверженцев религий меньшинства населения (для исповедующих индуизм в Пакистане, для ассирийцев и некоторых других в Иране). Особые нормы предстватительства зарезервированы для женщин (напр., в Швеции не менее 40% и не более 60%, в Индии 30%).
Общественные и политические организации также устанавливают в своих уставах нормы представительства при избрании руководителей.