Персонал постоянного представительства при международной организации включает

Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенций о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет организацию о назначении, должности, звании сотрудников представительства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о местонахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в: обеспечении представительства посылающего государства при организации; поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией и в ее рамках; выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией в ее рамках.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе: обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с пей; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительству посылающего государства; содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.

Привилегии и иммунитеты постоянных представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов и документов, освобождение от налогов и сборов и т.д.

Специальные миссии

В практике международных отношений широко используются специальные миссии — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Конвенцией о специальных миссиях (Нью-Йорк, 8 декабря 1969 г.) (вступила в силу в 1985 г.).

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Государство, которое желает направить одну и ту же специальную миссию в два или несколько государств, уведомляет об этом каждое принимающее государство, когда обращается к нему за согласием. Два или несколько государств, которые желают направить общую специальную миссию в другое государство, уведомляют об этом принимающее государство, когда обращаются к нему за согласием. Два или несколько государств могут направить одновременно специальную миссию в другое государство с согласия этого государства, для совместного рассмотрения, по согласованию между всеми этими государствами вопроса, представляющего для них общий интерес.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Члены специальной миссии в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется: о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; о назначении главы специальной миссии; о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.

Местопребыванием специальной миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами. При отсутствии соглашения местопребыванием специальной миссии является место, где расположено министерство иностранных дел принимающего государства. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.

Специальные миссии двух или нескольких государств могут собраться на территории третьего государства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать. Давая свое согласие, третье государство может определить условия, которые должны соблюдаться посылающими государствами. Третье государство осуществляет права и берет на себя обязанности принимающего государства по отношению к посылающим государствам в той мере, в какой оно это указывает, давая свое согласие.

Функции специальной миссии прекращаются, в частности: по соглашению заинтересованных государств; по выполнении задачи специальной миссии; по истечении срока, установленного для специальной миссии, если он специально не продлен; по уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию; по уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.

Привилегии и иммунитеты миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

В.Т. Батычко
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

11.8. Постоянные представительства государств при международных организациях

Одной из характерных особенностей современных международных отношений является рост числа и значения международных организаций в обеспечении мира и разностороннего сотрудничества субъектов международного права. Наиболее весома роль в деле создания и функционирования международных организаций принадлежит государствам. Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей.

Постоянные представительства при международных организациях могут открывать только государства, члены таких организаций. Государства, которые не являются членами таких организаций, но заинтересованы в их деятельности, могут иметь при них постоянные миссии наблюдателей, если это допускается учредительными документами организаций.

Следует иметь в виду, что открытие при международной организации постоянного представительства является правом государства, а не его обязанностью. Вопрос о размещении штаб-квартиры международной организации или её отделения должен быть согласован с принимающим государством, поскольку только оно может дать разрешение на это. При этом, как правило, заключается соглашение между организацией и государством пребывания.

Данное согласие принимающего государства на открытие постоянных представительств государств при международной организации распространяется на все государства, имеющие намерение открыть такие представительства.

Правовое положение представительств государств при международной организации определяется прежде всего уставом самой организации, а также нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года, соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими международно-правовыми документами. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные Конвенцией 1975 года для постоянных представительств и их персонала, аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

Предыдущая

НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА — ус­та­нов­лен­ная за­ко­ном чис­лен­ность на­се­ле­ния или (ре­же) чис­ло из­би­ра­те­лей од­но­ман­дат­но­го или мно­го­ман­дат­но­го из­би­ра­тель­но­го ок­ру­га, из­би­раю­щих од­но­го или не­сколь­ких де­пу­та­тов (иных чле­нов) в выс­ший (пар­ла­мент) или ме­ст­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны.

Пред­ста­ви­тель­ст­во при вы­бо­рах мо­жет быть пря­мым (гра­ж­да­не из­би­ра­ют пред­ста­вит. ор­ган не­по­сред­ст­вен­но), мно­го­сте­пен­ным (де­пу­та­тов в вы­ше­стоя­щий пред­ста­вительный ор­ган из­би­ра­ют ни­же­стоя­щие пред­ста­вительственные ор­га­ны), кос­вен­ным (чле­нов верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та из­би­ра­ют груп­пы, кол­ле­гии из­би­ра­те­лей).

В за­ви­си­мо­сти от спо­со­ба вы­бо­ров нормы представительства оп­ре­де­ля­ют­ся по-раз­но­му. При пря­мых вы­бо­рах обыч­но ус­та­нав­ли­ва­ет­ся чис­лен­ность на­се­ле­ния спе­ци­аль­но соз­да­вае­мых из­би­рательных ок­ру­гов, от ко­то­рых из­би­ра­ет­ся один или, в про­пор­ции к чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, неск. де­пу­та­тов (напр., в СССР до при­ня­тия Кон­сти­ту­ции 1977 года Со­вет Сою­за из­би­рал­ся по нор­ме 1 де­пу­тат на 300 тыс. жителей, в даль­ней­шем точ­ное чис­ло бы­ло ис­клю­че­но, ус­та­нав­ли­ва­лось лишь, что из­би­рательного ок­ру­га по вы­бо­рам од­но­го де­пу­та­та долж­ны быть рав­ны­ми — их чис­лен­ность из­ме­ня­лась в свя­зи с из­ме­не­ния­ми чис­лен­но­сти на­се­ле­ния).

В Российской Фе­де­ра­ции нет од­но­ман­дат­ных ок­ру­гов, при вы­бо­рах Государственной ду­мы Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния при­ме­ня­ет­ся про­пор­цио­наль­ная сис­те­ма; од­но­ман­дат­ные из­би­рательного ок­ру­га соз­да­ют­ся в не­ко­то­рых субъ­ек­тах РФ, в этих слу­ча­ях ка­ж­дый субъ­ект РФ оп­ре­де­ля­ет свои нормы представительства в за­ви­си­мо­сти от чис­лен­но­сти на­се­ле­ния.

В тех за­ру­беж­ных стра­нах, где вы­бо­ры в ниж­нюю па­ла­ту пар­ла­мен­та про­во­дят­ся по од­но­ман­дат­ным из­би­рат. ок­ру­гам (напр., Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Фран­ция), в кон­сти­ту­ци­ях или за­ко­нах ус­та­нов­ле­но точ­ное чис­ло де­пу­та­тов па­ла­ты (напр., 646 в Ве­ли­ко­бри­та­нии по­сле ре­фор­мы 2001 года, 435 в США), по­это­му нормы представительства (1 де­пу­тат от на­се­ле­ния из­би­рательного ок­ру­га) пе­рио­ди­че­ски из­ме­ня­ют­ся (1 раз в 8-12 лет в свя­зи с дви­же­ни­ем на­се­ле­ния про­ис­хо­дит «пе­ре­крой­ка» из­би­рат. ок­ру­гов, но в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни из­би­рательного ок­ру­га бы­ва­ют фак­ти­че­ски не­рав­ны­ми, еди­ной нормы предстватительства фак­ти­че­ски не су­ще­ст­ву­ет).

При мно­го­сте­пен­ных вы­бо­рах норма предстватительства ус­та­нав­ли­ва­ет­ся осо­бо. Пред­ста­вительные ор­га­ны административно-территориальных еди­ниц по­сы­ла­ют оп­ре­де­лён­ное чис­ло де­пу­та­тов в вы­ше­стоя­щий пред­ста­вительный ор­ган. Так бы­ло в Рос­сии при сис­те­ме съез­дов Со­ве­тов до при­ня­тия Кон­сти­ту­ции СССР 1936 год; та­кая сис­те­ма су­ще­ст­ву­ет в Ки­тае, где чис­ло пред­ста­ви­те­лей от со­б­ра­ний нар. пред­ста­ви­те­лей (СНП) ав­то­ном­ных рай­онов (их пять), про­вин­ций и го­ро­дов центр. под­чи­не­ния, а так­же от ар­мии во Все­ки­тай­ское со­б­ра­ние на­род­ных пред­ста­ви­те­лей (ВСНП) оп­ре­де­ля­ет­ся По­сто­ян­ным комитетом ВСНП, та­кая же сис­те­ма су­ще­ст­ву­ет при вы­бо­рах ни­же­стоя­щих СНП (кро­ме ни­зо­вых, ку­да де­пу­та­тов из­би­ра­ют не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­не).

На ос­но­ве кос­вен­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва от де­пар­та­мен­тов из­би­ра­ет­ся Се­нат Фран­ции (обыч­но 2-6 се­на­то­ров от де­пар­та­мен­та), в вы­бо­рах уча­ст­ву­ют де­пу­та­ты ниж­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та (Национального со­б­ра­ния), про­жи­ваю­щие в дан­ном де­пар­та­мен­те (де­пар­та­мен­тов 100, чле­нов Национального со­б­ра­ния 577), чле­ны ге­не­раль­ных со­ве­тов де­пар­та­мен­тов, со­ве­тов ре­гио­нов (их 26), из­бран­ные пред­ста­ви­те­ли му­ни­ци­паль­ных со­ве­тов ком­мун (ком­мун ок. 37 тыс.). В фе­де­ра­тив­ных го­су­дар­ст­вах осо­бые нормы предстватительства обыч­но ус­та­нав­ли­ва­ют­ся для верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та, пред­став­ляю­щей субъ­ек­ты фе­де­ра­ций (напр., в США и Рос­сии по 2 пред­ста­ви­те­ля, в Бра­зи­лии по 3 се­на­то­ра, в Ин­дии нормы предстватительсва от шта­тов не­рав­ные в за­ви­си­мо­сти от чис­лен­но­сти на­се­ле­ния шта­та — от 1 до 34 пред­ста­ви­те­лей).

Спе­ци­аль­ные нормы представтительва в пар­ла­мент ус­та­нов­ле­ны ино­гда для ав­то­ном­ных об­ра­зо­ва­ний (напр., в Да­нии, по­ми­мо об­щей нормы предстватительсва, из­би­ра­ет­ся по 2 де­пу­та­та от Фа­рер­ских о-вов и Грен­лан­дии). В Ки­тае ус­та­нов­ле­на осо­бая норма представительства в пар­ла­мент от ар­мии. Осо­бое пред­ста­ви­тель­ст­во (один или несколько че­ло­век) су­ще­ст­ву­ет в не­ко­то­рых стра­нах для при­вер­жен­цев ре­ли­гий мень­шин­ст­ва на­се­ле­ния (для ис­по­ве­дую­щих ин­ду­изм в Па­ки­ста­не, для ас­си­рий­цев и не­ко­то­рых дру­гих в Ира­не). Осо­бые нормы предстватительства за­ре­зер­ви­ро­ва­ны для жен­щин (напр., в Шве­ции не ме­нее 40% и не бо­лее 60%, в Ин­дии 30%).

Об­щественные и по­ли­тические ор­га­ни­за­ции так­же ус­та­нав­ли­ва­ют в сво­их ус­та­вах нормы представительства при из­бра­нии ру­ко­во­ди­те­лей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *