Пересчет кадастровой стоимости земли в 2017 году

Кадастровая стоимость в 2017 году: ситуация проясняется

В июле 2016 года были приняты два нормативных акта, которые полностью меняют регулирование в сфере кадастровой оценки, — ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и принятый в дополнение к нему 360-ФЗ. Последний предусматривает мораторий на проведение новых кадастровых оценок до момента создания в регионе специального бюджетного учреждения, а также «откат» кадастровой стоимости к показателям 2014 года. Не самые удачные формулировки 19-й статьи 360-го закона породили целый ряд вопросов, в том числе:

— Когда и кем сведения о кадастровой стоимости на 01.01.14 г. будут вноситься в ГКН (ЕГРН)?

— Будет ли 360-ФЗ применяться только к налогам, либо также к арендной плате и иным платежам?

— Если сведения будут внесены неверно, то каким будет порядок исправления ошибок?

— Будет ли 360-ФЗ применяться только в 2017, 2018 и 2019 году, либо распространит свое действие и на 2020 год?

— Как именно будет работать правило правило о применении наименьшей кадастровой стоимости? Что станет с кадастровой стоимостью, установленной в размере рыночной?

Найти ответы на эти вопросы совместными усилиями постарались КА «Юрпроект», группы изданий «Авант» и уполномоченной по защите прав предпринимателей Кемеровской области. 9 ноября 2016 года ими была проведена конференция «Кадастровая оценка: кардинальные изменения». Главным ньюсмейкером вечера стал директор кузбасского филиала Кадастровой палаты Александр Юрьевич Занкин.

Итак, на сегодняшний день ясно следующее:

1. Кадастровая палата уже пересчитала кадастровую стоимость на 1 января 2014 г. для земель промышленности и населенных пунктов (именно эти категории попадают под действие 360-ФЗ в Кемеровской области). Вноситься в ЕГРН новая старая КС будет в начале 2017 года.

2. 360-ФЗ будет применяться как ко всем видам налогов (включая НДФЛ), так и к иным платежам, исчисляемым от кадастровой стоимости (аренда, цена выкупа, штрафы по КоАП РФ и пр.).

Важно!

3. Если кадастровая стоимость не оспаривалась, то применяться будет наименьшая из стоимостей, устанавливавшихся в ходе кадастровых оценок (разумеется, с учетом актуальной площади и вида разрешенного использования участка).

4. Если кадастровая стоимость оспаривалась (устанавливалась в размере рыночной), то применяться будет оспоренная стоимость.

5. Если кадастровая стоимость оспаривалась неоднократно, то применяться будет последняя из оспоренных.

Пример: Старая КС участка оспаривалась собственником участка в 2015 году. С 2016 года в Кузбассе действует новая кадастровая оценка, которая также не устроила собственника и была им оспорена. В такой ситуации в 2016-2019 годах применяться будет стоимость, установленная решением суда или комиссии в 2016 году, даже если она выше, чем стоимость, установленная судом в 2015 году.

Этот пункт вызвал наибольшее число споров среди участников обсуждения: некоторые землепользователи, оспорившие кадастровую стоимость в 2016 году, теперь окажутся в худшем положении по сравнению с землепользователями, ничего в 2016 году не делавшими.

6. Комиссия по оспариванию КС при Росреестре продолжит свою работу и будет рассматривать, в том числе, все обращения по оспариванию кадастровой стоимости земель промышленности и земель населенных пунктов.

Как многие помнят, в 2015 году Комиссия не рассматривала обращения по землям населенных пунктов, т.к. действовавшая в тот период оценка вступила в силу в 2009 году, то есть более 5 лет назад, к тому же в период, когда ФЗ «Об оценочной деятельности» не предусматривал возможность оспаривания КС в Комиссии. Однако в 2017 году Комиссия не будет отказывать в рассмотрении заявлений, даже если 1 января 2017 года в отношении конкретного участка будет внесена стоимость, определенная в ходе «старой» кадастровой оценки.

7. Новая Комиссия, которая будет создана в соответствии с нормами ФЗ «О кадастровой оценке» при КУГИ КО, будет заниматься только оспариванием оценок, проведенных бюджетным учреждением по новому закону.

В течение определенного периода будут действовать одновременно две комиссии – одна при Росреестре для оспаривания «старых» оценок, а вторая – при КУГИ КО для оспаривания «новых» оценок.

8. Нормы 360-ФЗ распространяются только на 2017,2018 и 2019 годы и не затрагивают 2020 год.

9. Если землевладелец посчитает, что кадастровая стоимость в 2017 году была установлена неверно, то свою позицию он сможет отстоять в суде в порядке оспаривания кадастровой стоимости.

Разумеется, тезисы конференции не являются официальными разъяснениями уполномоченных органов, однако, в ситуации полного информационного вакуума они вносят хоть какую-то ясность и позволяют землевладельцам, во-первых, планировать расходы по земельным платежам на ближайшие три года, а, во-вторых, принимать более взвешенные решения о целесообразности оспаривания кадастровой стоимости до конца 2016 года.

Источник: https://kuzbass-kadastr.ru/kadastrovaya-stoimost-v-2017-godu-situatsiya-proyasnyaetsya

Дата публикации: 31.01.2017
Просмотров: 3982

С 01 января 2017 года вступили в силу новые правила для изменения кадастровой стоимости

В июле 2016-го года вступило в силу 3 (три) закона принятых на Федеральном уровне, которые и поменяли порядок определения и, соответственно — порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Далее поговорим об изменениях, ждущих нас в связи с принятием данного закона:

От 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 360-ФЗ),

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»,

«О государственной кадастровой оценке» (далее — закон № 237-ФЗ),

Как следствие, с 01.01.2017г. расчет и изменение кадастровой стоимости станет регулироваться новым законодательством и, в том числе, действующими ныне положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и (в части, не противоречащей новым нормам) параллельно.

Обращаться в суд можно минуя комиссию

Отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для компаний, установленного пару лет назад «О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” — является ОСНОВНЫМ изменением процедуры пересмотра кадастровой стоимости.

Ныне, в не однозначно сказано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не требуется и результаты определения кадастровой стоимости имеют право быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании ().

При подготовке иска в суд важно учесть, что заявление должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию административного искового, установленным в ст. 125 КАС РФ. Кроме этого, по-прежнему будет необходимо приложить документы, указанные в .

Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки в суде, бесспорно, остается самой эффективной мерой.

Уменьшился перечень документов для обращения в комиссию

При обращении в комиссию теперь необходимо всего три обязательных документа, которые прикладываются к заявлению об изменении кадастровой стоимости:

  • Копия право устанавливающего и (или) право удостоверяющего документа на объект недвижимого имущества (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект);
  • Оценка рыночной стоимости, составленная на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемой кадастровой стоимости.

Эти документы ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Без них заявление не будет принято к рассмотрению.

Можно приложить и другие документы ( закона № 237-ФЗ).

Ранее оценку производили оценочные компании, ныне, данными полномочиями будут наделены специальные бюджетные учреждения (отвечают за это исполнительные органы власти субъекта РФ)

Власти обещают скорейшее решение вопроса создания этих учреждений (в Московской области этот срок — лето 2017г., соответственно, — регионы – под вопросом)

Перечень их полномочий:

  1. Рассмотрение обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Сразу – вопрос: «Повлияет ли данный факт на НЕЗАВИСИМОСТЬ оценки?»;
  2. Эти бюджетные учреждения станут определять кадастровую стоимость при проведении ГКО (государственная кадастровая оценка);
  3. Они станут систематизировать информацию о рынке недвижимости;
  4. Так же будут предоставлять разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости.

Принята новая процедура исправления ошибок

Теперь, станет возможным исправить ошибки на стадии утверждения кадастровой стоимости, обратившись в эти бюджетные учреждения.

За исключением проведения внеочередной ГКО(государственная кадастровая оценка), по итогам формирования кадастровой стоимости, будут составляться промежуточные отчетные документы в форме электронного документа (так называемые «Проекты отчета об оценке»), содержащие:

  1. Процесс определения кадастровой стоимости, с описанием и с указанием определенных значений кадастровой стоимости ( закона № 237-ФЗ);
  2. Информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые адреса, номера при наличии таковых);
  3. Характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне;
  4. При недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости — указанием недостающей информации.

Размещать Бюджетное учреждение станет их, в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов на своем официальном сайте и параллельно сообщать о данном действии в Росреестр.

Росреестр, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней, со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требований. После проверки и устранения несоответствий, Росреестр размещает в фонде данных ГКО сведения и материалы из промежуточных отчетных документов и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждения на 60 (шестьдесят) дней. Данный срок выделен для предоставления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости ( закона № 237-ФЗ)

В случае подтверждения наличия ошибки, учреждению дается 60 дней на пересчет ( закона № 237-ФЗ).

Решение, по итогам рассмотрения обращения, возможно, оспорить в суде ( закона № 237-ФЗ).

Кадастровая стоимость объектов будет «заморожена» до 01.01.2020г?

гласит — с 15.07.2016 приостановлено действие статей (об определении кадастровой стоимости).

Далее, определила, что начиная с 01.01.2017г. по 01.01. 2020 г. применяется кадастровая стоимость, действующая на 1 января 2014 года. В случае если на данный момент кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для налогообложения — то с 01.01.2017г., (с даты, когда она впервые начала действовать).

В случае если установленная после этих дат кадастровая стоимость меньше, то, следовательно, применяться будет именно она. И ещё, в случае если объект недвижимости оценивали после 01.01. 2014 года, тогда кадастровая стоимость будет пересчитана с использованием сведений по состоянию на данную дату.

Действительно ли Кадастровая стоимость объектов будет «заморожена» до 01.01.2020г.?

Неизвестно… Установлению по новому порядку кадастровой стоимости ничто не мешает. И органы исполнительной власти, в течение этого промежутка времени с 01.01.2017 до 01.01.2020 смогут самостоятельно определить категории земель или виды недвижимости, для которых кадастровая оценка будет проводиться в соответствии с новым законодательством .

Можно предположить, что, как только начнут действовать бюджетные учреждения, они станут постепенно проводить оценку и устанавливать новую кадастровую стоимость.

Для оспаривания кадастровой стоимости лучше, конечно, обратиться к специалистам!!!

Компания «Центр Недвижимости и Права» поможет Вам .

Источник: https://www.nn-baza.ru/article_view/s-01-yanvarya-2017-goda-vstupili-v-silu-novye-pravila-dlya-izmeneniya-kadastrovoy-stoimosti

Новая форма декларации

Приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ утверждены новая форма декларации по земельному налогу (начнет действовать с момента представления декларации за налоговый период 2017 г.), а также формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядок заполнения декларации. При этом налоговые расчеты по авансовым платежам за 2017 г. организации могут предоставлять как по старой, так и по новой форме.

В целом, форма декларации не претерпела значительных изменений. Однако теперь она не требует обязательного заверения печатью организации и указания кодов вида экономической деятельности. Также обновленный документ не предусматривает полей, относящихся к ИП; обновлен справочник налоговых льгот для некоторых видов фирм, например, для организаций – участников свободной экономической зоны. Предусмотрена возможность заполнения декларации для определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя.

Как платят земельный налог «преобразованные» компании?

Как рассчитывать и уплачивать земельный налог, если организация была реорганизована?

В письме от 28 апреля 2017 г. № БС-4-21/8209@ ФНС разъяснила, что здесь действует правило правопреемства. После реорганизации юрлица, согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юрлицам – правопреемникам. В случае, если земельный участок находился у первоначального юрлица на праве постоянного (бессрочного) пользования, он переходит к новому в порядке правопреемства — ст. 58 НК РФ и п.3 ст. 268 ГК РФ. Далее, в соответствии с п.9 ст. 50 НК РФ, правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Следовательно, обязанность по уплате налогов также переходит ему. При этом налоговики особо обращают внимание на то, что плательщиком налога правопреемник становится сразу, независимо от даты регистрации в Росреестре перехода права на земельный участок.

В свою очередь, при представлении налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое), в верхней части Титульного листа декларации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» следует указать наименование реорганизованной организации.

Пример. В результате реорганизации АО преобразовано в ООО. АО было исключено из ЕГРЮЛ 25 марта, а 26 марта зарегистрировано ООО .

Предположим, что АО владело земельным участком на праве собственности весь календарный год до момента реорганизации. Кадастровая стоимость земли – 24 000 000 руб. Налоговая ставка – 1,5%, уплата авансовых платежей местным законодательством не предусмотрена. Льготами по уплате налога компания не пользовалась.

Последним налоговым периодом для АО является период с 1 января по 25 марта (включительно). Количество полных месяцев, в течение которых использовался земельный участок – 3, т. к. владение участком у ООО закончилось после 15 числа.

Величина коэффициента Кв, который указывается по строке 140 в годовой декларации, равна 0,25 (3 мес. / 12 мес.).
Сумма исчисленного налога – 90 000 руб. (24 000 000 руб.* 1,5% * 0,25).

Декларацию обязан представить правопреемник — ООО — за реорганизованную компанию – АО. При этом в верхней части Титульного листа декларации указываются ИНН, КПП правопреемника – ООО.

По реквизиту «налогоплательщик» правопреемник должен указать наименование реорганизованной организации – ОАО, а в реквизите «ИНН/КПП реорганизованной организации» – соответственно ИНН и КПП, которые были присвоены АО до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения. Код формы реорганизации указывается 1 – преобразование, код налогового периода – 50.

Виды бухгалтерских проводок при оплате земельного налога

Виды проводок в 2017 г. не изменились. Для них создается субсчет счета 68 «Расчеты по земельному налогу». Все начисления по земельному налогу производятся по кредиту этого счета.

Земельные участки учитываются как основные средства. Следовательно, земельный налог — это расход, который организация несет в связи с процессом эксплуатации и использования ОС. Он может быть отражен как:

1. издержки по основным видам деятельности (п. п. 5, ПБУ 10/99) -при условии, что на участке не ведется капитальное строительство):

Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) — Кт 68 субсчета «Земельный налог»;

2. прочие издержки — в случае, если организация сдает участок в аренду (как расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации согласно п. 11 ПБУ 10/99). При этом сдача в аренду земли не должна являться основным видом деятельности организации:

Дт 91.2 — Кт 68 субсчета «Земельный налог»;

3. в том случае, если на земельном участке ведется капитальное строительство, применяется следующая проводка (в соответствии с ПБУ 6/01):

Дт 08 субсчет “Строительство основных средств” — Кт 68 субсчета «Земельный налог».

Проводка при перечислении земельного налога:

Дт 68 субсчета «Земельный налог» — Кт 51 – перечислен земельный налог в бюджет.

Проводка при погашении обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у компании переплаты по другому налогу (налогам):

Дт субсчета «Земельный налог» — Кт 68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет).

Порядок перерасчета и подача уточненной декларации, при изменение кадастровой стоимости земли

Есть два основания пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров. Как учитывать изменение зависит от того какое основание было в случае учреждения.

Основаниями для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров могут быть:

недостоверность сведений о земельном участке, которые использовали когда определяли кадастровую стоимость;

приведение кадастровой стоимости в соответствие с рыночной стоимостью.

Это предусмотрено статьей 24.18 Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ.

Решением комиссии кадастровую стоимость устанавливают только когда кадастровую стоимость приводят в соответствие с рыночной.

Если кадастровая стоимость изменилась по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости, которую установили в решении комиссии, учитывайте при расчете земельного налога начиная с налогового периода, в котором подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом начать применять новую стоимость можно не раньше даты когда в Единый государственный реестр недвижимости внесли кадастровую стоимость, которую оспаривало учреждение.

Об этом прямо сказано в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
Если заявление подали в комиссию по рассмотрению споров в 2017 году, рассчитывайте налог за весь 2017 год по новой кадастровой стоимости.
Когда основание для пересмотра кадастровой стоимости – недостоверность сведений о земельном участке, решением комиссии новую стоимость не устанавливают. Поэтому нет оснований применять положение Налогового кодекса об изменении стоимости на основании решения комиссии. В этом случае новую кадастровую стоимость устанавливают через изменение нормативного акта, которым ее утвердили изначально (ст. 24.17, 24.18 Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 114).

Изменения в нормативный акт по налогам вступают в силу только со следующего налогового периода. Но если изменения улучшают положение учреждения, они могут иметь обратную силу. Условие – об этом прямо должно быть сказано в нормативном акте. Поэтому если новую кадастровую стоимость по решению комиссии устанавливают путем изменения нормативного акта, смотрите сроки вступления в силу изменений, которые указаны в этом акте. Если он имеет обратную силу – применяйте новую кадастровую стоимость с 1 января 2017 года или ранее, в зависимости от даты в акте. Если обратной силы акт не имеет, новую кадастровую стоимость применяйте только с 2018 года.

Это подтверждает Минфин России в письмах от 20 июля 2017 № 03-05-04-01/46181, от 20 июня 2017 № 03-05-04-01/38266.

Обоснование
Как организации рассчитать земельный налог

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в ЕГРН по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

 из-за смены категории, вида разрешенного использования или площади земельного участка;

 по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

 в результате исправления ошибки, допущенной при оценке земли или при регистрации данных в ЕГРН.

В первом случае изменение учитывайте со дня регистрации новых сведений в ЕГРН. Эти сведения – основание для применения новой кадастровой стоимости этого земельного участка. С даты, когда их внесли в реестр, налоговую базу по земельному налогу считайте исходя из них. Такие правила установлены абзацем 7 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ. За периоды до и после изменений налог рассчитывайте в том же порядке, что и при смене собственника, с учетом коэффициента Кв (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

Во втором случае изменение учитывайте начиная с того периода, в котором вы подали в суд или комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога измененная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр внесли первоначальную (оспариваемую) кадастровую стоимость земельного участка.

Например, в мае 2018 года организация обратилась в суд с заявлением уменьшить кадастровую стоимость принадлежащего ей участка. Первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2017 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в ноябре 2018 года. По решению суда изменения в кадастр были внесены с 1 января 2019 года. Несмотря на это, для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2018 года: именно в этом периоде организация обратилась в суд. Пересчитывать земельный налог за 2017 год организация не вправе.

Кадастровую стоимость, определенную судом или комиссией и внесенную в кадастр, применяйте до тех пор, пока не вступит в силу нормативный акт, утвердивший результаты очередной кадастровой оценки (новую кадастровую стоимость участка). Для расчета земельного налога такие документы вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ). Например, если нормативный акт был опубликован 15 декабря 2017 года, кадастровую стоимость, утвержденную этим актом, нужно применять с 1 января 2019 года. До этой даты земельный налог рассчитывайте исходя из кадастровой стоимости, которую определил суд или комиссия по вашему заявлению. Допустим, 30 декабря 2018 года организация оспорила кадастровую стоимость земельного участка, установленную с 1 января 2018 года. Комиссия удовлетворила требования организации. В этом случае новую кадастровую стоимость можно применять при расчете земельного налога за весь 2018 год.

Такой порядок следует из абзаца 6 пункта 1 статьи 391 и пункта 7.1 статьи 396 Налогового кодекса РФ, а также из статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ.

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором ошибочную кадастровую стоимость при расчете налога применили впервые. При этом не имеет значения, улучшилось положение организации или нет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ. Специалисты Минфина России подтверждают это в частных разъяснениях.

Рассмотренные правила не применяйте, если в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 № 03-05-04-02/40.
Есть два дополнительных основания, чтобы пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка. Они указаны в статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ:
 сведения о земельном участке недостоверны;
 есть необходимость установить рыночную стоимость земельного участка.
Если кадастровую стоимость земельного участка пересмотрели из-за недостоверных сведений, в документ об утверждении результатов оценки внесут изменения. По общему правилу этот документ вступит в силу не раньше чем через месяц после официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода по налогу на землю. Но если изменение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика, такой документ может вступить в силу раньше – в сроки, прямо предусмотренные самим документом. Об этом сказано в абзаце 5пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Итак, кадастровую стоимость увеличили? Новую кадастровую стоимость применяйте со следующего года. Пересчитывать налог за текущий и предыдущие годы не нужно. Кадастровую стоимость уменьшили? В этом случае смотрите в документе сроки введения новой кадастровой стоимости. Уменьшенную кадастровую стоимость можно учесть при расчете налога в текущем и предыдущих годах, если так прописано в документе.
Аналогичные разъяснения в письме Минфина России от 20 июня 2017 № 03-05-04-01/38266, которое ФНС России довела до сведения инспекций письмом от 23 июня 2017 № БС-4-21/11953.

Из Налогового кодекса

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Источник: https://www.budgetnik.ru/qa/2356138-qqes-1-poryadok-pererascheta-i-podacha-utochnennoy-deklaratsii-pri-izmenenie-kadastrovoy

Процесс оспаривания кадастровой стоимости земельного участка в 2017 году потерпел некоторые изменения, так как была скорректирована работа Росреестра. Расскажем в статье, как действовать гражданам, чтобы оспорить стоимость, установленную по данным кадастра.

Как оспорить кадастровую стоимость?

Заинтересованные лица вправе оспорить результаты кадастровой оценки земли. Если говорить о досудебном порядке – следует обращаться в Росреестр. Когда комиссия отказывает в пересмотре данных оценки, потребуется обращение в судебные органы.

Инициаторами процедуры оспаривания могут быть:

  • физические лица, чьи интересы напрямую затрагиваются установленной стоимостью;
  • организации;
  • государственные органы или муниципалитет.

Наиболее частая причина для инициирования пересмотра цены земли по кадастру – желание снизить налоговое бремя. Дело в том, что земельный налог напрямую зависит от установленной кадастровой стоимости. Помимо этого, данные о цене оказывают влияние на размер арендных платежей и стоимость выкупа участка из собственности государства или муниципалитета.

Таким образом, если кадастровая стоимость завышена, увеличиваются расходы землепользователя. Однако одного лишь желания владельца для возможности оспаривания недостаточно. Основанием может стать:

  • недостоверность данных об участке в процессе проведения оценки;
  • наличие некорректных сведений в документе, которые стали причиной завышение стоимости;
  • изменение характерных особенностей земли.

Обращение в Росреестр целесообразно только в последнем случае. К примеру, если была изменена категория земельного участка. При наличии других оснований обращаться следует в суд.

Оспаривание кадастровой стоимости с 2017 года

С 2017 года в действующее законодательство были внесены изменения. Основное из них – теперь нет необходимости досудебного урегулирования споров для организаций и физических лиц. ФЗ № 237 «О государственной кадастровой оценке» прямо указывает на отмену обязательного предварительного обращения в Росреестр, как это было раньше.

Помимо этого изменился и перечень документов, необходимых для оспаривания. По новым требованиям достаточно предоставить лишь три бумаги:

  1. Выписка из ЕГРН, в которой будет указана кадастровая стоимость недвижимости (можно получить в Росреестре или МФЦ).
  2. Правоустанавливающий документ на земельный участок (выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор безвозмездного пользования и проч.).
  3. Отчет об оценке на бумажном и электронном носителях.

В некоторых случаях может потребоваться также документ, который подтвердит, что существующие сведения о земельном участке некорректны.

Несмотря на такое упрощение, законодатель допускает, что переходный период может затянуться до 2020 года, поэтому, вероятно, что до этого времени организациям все же придется соблюдать досудебный порядок оспаривания.

Может ли арендатор земли оспорить кадастровую стоимость?

В первую очередь, в корректности расчета заинтересован собственник участка. Однако в некоторых случаях допускается подача соответствующего заявления арендатором земли.

Это возможно, если на основе кадастровой стоимости происходит расчет арендного платежа. Еще одно основание – расчет арендного платежа на основе земельного налога, который устанавливается исходя из данных кадастровой оценки.

Как правило, если участок арендуется у государства или муниципалитета действует именно такой порядок расчета. Для уточнения этого момента следует внимательно изучить договор аренды.

Потребуется обязательно обсудить намерение оспорить кадастровую стоимость с собственником. После пересмотра цены арендная ставка снизится.

Действовать надо следующим образом:

  1. Получение выписки из ЕГРН в Росреестре или МФЦ. Госпошлина для граждан составляет 300 рублей, для организаций – 950 рублей.
  2. В выписке необходимо проверить все указанные сведения – адрес, целевое назначение и вид разрешенного использования, информация о наличии или отсутствии построек.
  3. Обсуждение вопроса с собственником участка. Он должен дать письменное согласие на оспаривание. Если собственником является государство или муниципалитет, получать согласие не нужно.
  4. Получение отчета об оценке. Документ подготавливается независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности.
  5. Если на участке есть строения, то дополнительно нужно подготовить правоустанавливающие документы на них, а также технические паспорта.

При досудебном оспаривании пакет документов потребуется отнести в Росреестр. Будет собрана специальная комиссия, которая будет рассматривать заявление в течение месяца. Однако с 2017 года это не обязательно – можно сразу обращаться в суд.

Наиболее распространенное исковое требование – установка кадастровой стоимости на уровне среднерыночных показателей. Стоит отметить, что за первую половину 2017 года суд отклонил только 7 % таких исков.

Целесообразно ли арендаторам тратить время и деньги на оспаривание кадастровой стоимости? Однозначно, да. После пересмотра установленной ценовой планки можно существенно сэкономить на арендных платежах. Рассмотрим пример из судебной практики.

Земельный участок находится в Новой Москве и имеет площадь 14 000 м2. По итогам проведенной оценки его кадастровая стоимость составляла 250 млн. рублей, а рыночная – 150 млн. рублей. Так как арендная плата рассчитывается исходя из расчета ставки на имущественный налог (1,5 %) от кадастровой стоимости, то ее размер составил 3,75 млн. рублей в год.

Арендатор обратился в Росреестр с целью оспаривания кадастровой стоимости, но комиссия ему отказала. Тогда было подано исковое заявление в суд.

В процессе разбирательства рыночная стоимость была пересмотрена и установлена на уровне 165 млн. рублей, а также суд удовлетворил иск и уровнял кадастровую стоимость с ценой участка по рынку. Стоимость аренды за год теперь составляет 2,475 млн. рублей. Уже в первый год арендатор сэкономил больше средств, чем было потрачено на суд, оценщика и юридическое сопровождение разбирательства.

Если суд удовлетворит требование арендатора, то перерасчет арендной платы произойдет с января года, в котором он подал исковое заявление на оспаривание. Способ компенсации необходимо обговорить с собственником. Если он отказывается производить перерасчет, придется вновь обращаться в суд, но уже с иском, ответчиком по которому будет собственник земли.

Нюансы оспаривания кадастровой стоимости в суде

Ответчиком по делу выступает Росреестр или иной орган. Если перед подачей иска заявитель обращался в специальную комиссию, которая отказала в оспаривании, ответчиком может стать иной орган, утвердивший итоги оценки.

Для таких дел установлен определенный срок исковой давности. Он составляет пять лет с момента вынесения результата оценки. По прошествии этого периода стоимость и так будет пересмотрена по требованию законодательства. Оспорить можно будет данные новой оценки. Прежняя стоимость оспариванию не подлежит.

Удовлетворительное судебное решение является основанием для внесения корректировок в Росреестр. В новой выписке должна быть указана кадастровая стоимость, установленная судом. Решение судебных органов вступает в законную силу через месяц.

По закону расчет налога произойдет по новой кадастровой стоимости, так как она станет действительной на год подачи иска. Однако бывает так, что календарный год подачи иска и вынесения решения судом отличается. В этом случае придется доказать в налоговой инспекции правомерность требования о перерасчете.

Как правило, для оспаривания кадастровой стоимости потребуется помощь юриста. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка необходимо, если она существенно завышена. Таким способом можно значительно сэкономить собственные денежные средства, затрачиваемые на налоги или выплату арендных платежей.

Источник: https://estatelegal.ru/oformlenie/kadastrovyj-uchet/osparivanie-kadastrovoj-stoimosti-zemelnogo-uchastka-v-2017-2018-godu/

Ставка земельного налога в 2017 году

Ставки на земельный налог 2017 года федеральным законодательством не менялись и остались в прежнем размере:

  1. 0,3 процента в отношении земель:
  • сельхозназначения;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для ИЖС;
  • используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • используемых государством для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
  • Ставки же земельного налога, исходя из которых уплачивается налог физическими и юридическими лицами, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

    Налоговые ставки, установленные на местном уровне могут отличаться от федеральных, но не могут превышать их. Местные налоговые ставки земельного налога устанавливаются дифференцированно в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    При расчете земельного налога необходимо учитывать установленные Налоговым кодексом особенности определения налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных предпринимателями или юридическими лицами для возведения на них жилья. В таком случае законодатели предусматривают кратность ставки земельного налога: на трехлетний период строительства ставка налога увеличивается с учетом удваивающего коэффициента.

    При досрочном завершении строительства (ранее трехлетнего периода), излишне уплаченный налог застройщику будет возвращен, а, если в установленный срок он не уложится, коэффициент увеличится до 4 и будет действовать до регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    Срок уплаты земельного налога в 2017 году

    Физические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплатить налог до 1 декабря года, за годом в котором произведен расчет налога. Соответственно земельный налог 2017 года необходимо уплатить до 1 декабря 2018 года.

    Физическим лицам направляется письменное уведомление из налоговой инспекции, в котором указан размер земельного налога за 2017 год и квитанция на оплату. Произвести оплату налога можно при помощи личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС или через кассу любого отделения банка.

    Для юридических лиц порядок и сроки уплаты налога отличается от порядка, установленного для физических лиц. Юридические лица уплачивают земельный налог 2017 года ежеквартально, внося авансовые платежи, а по итогам года – окончательную уплату налога не позднее 1 февраля 2018 года.

    Расчет уплачиваемого налога юридические лица производят самостоятельно. По окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

    Источник: https://www.nalogia.ru/taxes/zemelnyy-nalog-2017.php

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *