Перечень прямых расходов для целей налогообложения прибыли

Содержание

Перечень прямых расходов по налогу на прибыль

Прямые расходы по налогу на прибыль — перечень их имеет для предприятия очень большое значение с точки зрения оптимизации налоговой базы. Они могут определяться бухгалтером как исходя из норм, прописанных в положениях НПА, так и в силу критериев экономической выгоды для фирмы. Каким образом находить баланс между этими ориентирами, расскажем в нашей статье.

Перечень прямых расходов с точки зрения НК РФ и Минфина

Сокращаем перечень прямых расходов

Соотношение прямых и косвенных расходов: позиция ФНС и судов

Итоги

Перечень прямых расходов с точки зрения НК РФ и Минфина

В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ в целях исчисления налоговой базы налогоплательщик может учитывать расходы 2 типов: прямые и косвенные. К первым законодатель относит:

  • материальные затраты, связанные с покупкой сырья либо материалов, которые задействуются в производстве либо оказании услуг и являются при этом основой производственного процесса (п. 1 ст. 318, подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • зарплату сотрудников, которые непосредственно участвуют в выпуске товаров либо предоставлении услуг;
  • взносы в государственные фонды, начисляемые на зарплату;
  • амортизацию по основным средствам, которые задействуются при выпуске товаров либо предоставлении сервисов.

Прочие расходы, кроме внереализационных, НК РФ относит к косвенным.

Минфин России рекомендует налогоплательщикам включать в структуру прямых расходов издержки, формирующие себестоимость продукции, и отражать их установленным образом в бухгалтерском учете. Данную позицию ведомство изложило в Письме от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247. В бухучете издержки, формирующие себестоимость, чаще всего отражаются на таких счетах, как 20, 23 и 25. При этом показатели по дебету счетов 23 и 25, как правило, ежемесячно переносятся на счет 20.

Вместе с тем законодатель устанавливает, что налогоплательщик может самостоятельно фиксировать в своей учетной политике перечень расходов, относящихся к прямым, в целях налогообложения (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Дело в том, что прямые расходы могут быть использованы для уменьшения налоговой базы только после того, как выпущенный фирмой товар либо услуга будут реализованы, в то время как косвенные можно задействовать в целях оптимизации налогообложения в том же месяце, когда они были совершены.

Важно! Перечень перечисленных выше типов издержек не является закрытым — они могут быть дополнены иными расходами. При этом расширение данного перечня в интересах скорее налоговиков, чем налогоплательщиков. Большинство фирм все же стремятся сводить к минимуму текущую платежную нагрузку и потому стараются отнести как можно больший объем расходов к косвенным.

Таким образом, ключевой вопрос в части определения перечня прямых издержек, который волнует многие предприятия следующий: каковы законные способы максимального сужения спектра соответствующих расходов? Рассмотрим, каким образом фирма может подойти к его разрешению.

Сокращаем перечень прямых расходов

Насколько свободной может быть организация в части определения перечня конкретных разновидностей прямых расходов?

Существует точка зрения, согласно которой налогоплательщик имеет полное право определять перечень прямых издержек так, как посчитает нужным. Например, ориентируясь на извлечение наибольшей коммерческой выгоды. Подобной позиции в ряде случаев придерживаются также официальные инстанции и суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2011 № А56-55568/2010).

Важно! Отнесение издержек к прямым либо косвенным всегда должно быть обоснованно (письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952) и не может к тому же противоречить положениям НК РФ (определение ВАС РФ от 13.05.2010 № ВАС-5306/10).

Гораздо проще сужать перечень прямых расходов тем фирмам, которые выпускают относительно немного разновидностей продукции, и совсем просто, если речь идет всего об 1 типе товаров. В этом случае к косвенным можно относить практически любые непроизводственные издержки, например те, которые связаны с арендой или зарплатой персонала, не вовлеченного в процесс выпуска товаров.

Отметим, что политика сокращения перечня прямых издержек не всегда может рассматриваться как приносящая экономическую выгоду. Это может прослеживаться в 2 аспектах:

  • Во-первых, предприятие может выпускать товары с выраженным сезонным спросом, например мороженое или прохладительные напитки. В этом случае фирме может быть выгоднее сокращать налоговую базу именно в период менее интенсивных продаж — за счет сумм, не зачтенных в уменьшение налогов в теплое время года.
  • Во-вторых, размер сумм, доступных для использования к уменьшению налоговой базы, не всегда адекватен налоговым и репутационным рискам, которые могут возникнуть при тех или иных манипуляциях с определением прямых и косвенных расходов. Фирме может быть попросту выгоднее воспользоваться уменьшением налога чуть позже, чем тратиться на судебное противостояние с ФНС и впоследствии восстанавливать имидж на рынке.

Соотношение прямых и косвенных расходов: позиция ФНС и судов

В связи с чем же подобные прецеденты, связанные с судебными исками к ФНС, могут возникать? Чаще всего с тем, что налоговики признают включение компанией тех или иных расходов в косвенные необоснованным.

В этом случае ФНС попросту доначисляет налог на прибыль, как если бы соответствующие издержки были прямыми, и обязует фирму его уплатить. Однако у налогоплательщика всегда есть шанс отстоять правомерность своих действий и неправоту ФНС в суде.

Пример 1

Известен судебный прецедент, в рамках которого ВАС РФ признал правомерной негативную оценку судами предыдущих инстанций подхода ФНС к классификации расходов одной из фирм, которая выпускает бумагу и картон (подробнее об этом прецеденте можно узнать, ознакомившись с определением ВАС РФ от 19.10.2011 № ВАС-13628/11).

Налоговики посчитали, что фирма не имела права включать в структуру косвенных расходов издержки, связанные с выпуском упаковки для производимых ею пачек бумаги. Данные расходы, как посчитала ФНС, должны были рассматриваться как прямые и не могли быть использованы в уменьшение налоговой базы в соответствующем периоде.

Однако арбитры первых инстанций не согласились с мнением ФНС, поскольку было установлено, что упаковка не является обязательным компонентом производственного цикла, в рамках которого фирма выпускает бумагу. Упаковка, как установили суды, — это скорее сопутствующий компонент поставки, который даже не учитывается при взвешивании товара перед размещением на складе.

Отметим, что в ряде случаев обособленность выпускаемого продукта от упаковки суд может признать и не столь очевидной, как в рассматриваемом выше случае.

Пример 2

Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.11.2010 № 8617/10 установил, что затраты на покупку тары, этикеток, а также крышек завода по выпуску алкогольной продукции и продуктов питания должны рассматриваться как прямые расходы. Дело в том, что соответствующие компоненты, как посчитал суд, не могут рассматриваться как сопутствующие относительно технологии выпуска того или иного товара соответствующих категорий.

Итоги

Итак, на что при определении перечня прямых издержек предприятия следует обращать внимание в первую очередь:

  • Во-первых, они должны быть непосредственно связаны с технологией производства того или иного товара. При этом один и тот же вид издержек, например связанный с приобретением упаковки, может рассматриваться как разновидность прямого расхода на одном предприятии либо как пример косвенных затрат на другом, и обусловлено это может быть именно технологическими особенностями производства.
  • Во-вторых, нежелательно разграничивать прямые расходы в налоговом и бухгалтерском учете. Если издержки на счете 20 и корреспондирующих с ним счетах непосредственно формируют себестоимость продукции и потому рассматриваются как прямые, в декларации по налогу на прибыль следует отражать соответствующие цифры в предназначенных для них полях.
  • В-третьих, из прямых расходов крайне нежелательно исключать явно соответствующие тем, которые определены на уровне федеральных НПА. Прежде всего, это, конечно же, перечень, зафиксированный в п. 1 ст. 318 НК РФ.

Изучить иные аспекты соотнесения прямых и косвенных налогов на предприятии вы можете в статьях:

  • «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?»
  • «Как учесть прямые и косвенные расходы в налоговом учете»

Как не допустить ошибок при расчете налога на прибыль, признавая расходы «прямыми» и «косвенными».

Наполнение бюджета любым способом

Перед налоговой стоит задача – пополнять бюджет. И за последние годы налоговики во многом преуспели. Информационный ресурс ФНС – по разрывам и несоответствиям — ловит «однодневки», бумажный НДС, нарисованные нереальные операции. Схемы с дроблением бизнеса раскрываются по дереву связей.

По большому счету, все эти приемы неумелой оптимизации лежат на поверхности и легко считываются алгоритмами ФНС.

И даже если вы не работаете с однодневками, исключили бумажный НДС и не дробите бизнес – это еще не значит, что вы «в шоколаде» и проверка вам не страшна. Конечно, вы большой молодец, если отказались от порочных схем.

Но казну надо наполнять. И налоговая будет искать для этого все новые способы. Используя углубленное погружение в нормы налогового права. И не только налогового. И за счет неоднозначностей правовых норм. И за счет ошибок.

Не исключено, что бухгалтерам, «клацающим по кнопке», придется изучать методологию расчета налогов, штудировать Налоговый кодекс и копать судебную практику.

Один из показательных вопросов, для решения которого придется вникнуть в методологию учета — распределение расходов на прямые и косвенные.

Анализ расходов: если не прямые — то косвенные

А вот и сигнал прилетел – письмо Минфина от 6 декабря 2018 года № 03-03-06/1/88527 «Об определении и учете прямых и косвенных расходов в целях налога на прибыль».

Основные тезисы этого письма.

  1. В целях налогообложения прибыли расходами признаются затраты 1) экономически оправданные 2)документально подтвержденные 3) направленные на получение дохода.
  2. По способу включения в налоговую базу по налогу на прибыль расходы бывают прямые и косвенные.
  3. Перечень прямых расходов, установленный пунктом 1 статья 318 Налогового кодекса, является открытым: определяется компанией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
  4. Все остальные расходы – за исключением внереализационных – косвенные.
  5. Косвенные расходы для целей налогообложения прибыли списываются когда возникли, в этом же отчетном периоде.
  6. Прямые расходы можно списать в том периоде, когда произошла реализация продукции (или товаров), в стоимости которых эти расходы учтены.

То есть компании, производящие продукцию, выполняющие работы или продающие товары – на конец отчетного периода часть прямых расходов должны учитывать как «незавершенку». Все, кто изучал бухгалтерский учет, это знают. Остальным, кто не очень в курсе – подскажет любой бухгалтер. Даже не главный.

Примерный состав прямых расходов определен Налоговым кодексом. Для производства – это статья 318 -расходы на сырье и материалы, амортизация и расходы на оплату труда. Для торговли – это статья 320 – стоимость приобретения товаров и транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения.

У компаний, оказывающих услуги, «незавершенки» не бывает, все расходы признаются в отчетном периоде.

Эта норма существует уже давно. В чем новость? Минфин еще раз напоминает, что перечень прямых расходов открыт. Перечень прямых расходов в статьях 318 для производства и 320 для торговли примерный и очень общий.

Конкретный перечень прямых расходов каждая компания должна закрепить в учетной политике. С учетом специфики своей деятельности, опираясь на технологический процесс и обосновывая экономически.

К примеру, амортизацию по оборудованию, используемому в производстве, явно рискованно относить к косвенным расходам. А вот амортизацию по административным помещениям можно списать сразу.

И еще одна цитата из письма «#наподумать» : «Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели».

То есть расходы можно отнести к косвенным только тогда, когда нет реальной возможности отнести их к прямым.

Деление всех расходов компании на прямые и косвенные должно быть максимально обоснованным. Если в учетной политике это не прописывать, а привести ссылки на статьи 318 или 320 Налогового кодекса – вы сильно рискуете.

Помните первый тезис? Про экономическую оправданность расходов? А при наличии убытка – где она, экономическая обоснованность? Готовы к вопросам о происхождении убытка на налоговых комиссиях?

Цель налоговой для увеличения налоговой базы -максимально «запихнуть» расходы в прямые. Часть косвенных расходов переедут в «незавершенку». Тем самым уменьшая ваш убыток. Или даже исключая его.

Уверены, что расходы делить не надо?

Вопрос разделения затрат на прямые и косвенные затронут и в деле, по которому вынесено определение Верховного суда от 21 декабря 2018 г. № 302-КГ18-21175.

Налоговая при проверке уменьшила убыток и доначислила налог на прибыль по причине отсутствия деления расходов на прямые и косвенные. Но в этом деле была еще одна проблема — переквалификация характера деятельности компании.

Суть спора: Компания, выполняющая сейсморазведочные работы, расценила свою деятельность как оказание услуг. И все расходы – для целей налогообложения прибыли признавала сразу – в том периоде, когда они возникли.

Налоговая настаивала на переквалификации характера деятельности компании (из «услуги» в «работу») с выделением прямых и косвенных расходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Налогового кодекса работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса.

Суд согласился с доводами налоговой:

Налоговое законодательство не содержит точного перечня видов деятельности, которые относятся к работам и которые относятся к услугам. Определяющим является достижение результата в материальном выражении.

Из спорных договоров на проведение сейсморазведочных работ и актов приема-передачи было ясно, что исполнитель передавал заказчику результат сейсморазведочных работ, представляющий собой сейсмограммы, 3D схемы и отчеты на бумажных и электронных носителях.

Суды признали — результат сейсморазведочных работ имеет материальное выражение, поскольку передается заказчику в бумажном и электронном виде. Цель заключения договоров — получение заказчиком результата, выраженного в передаче соответствующей документации.

Поэтому спорная деятельность признана в качестве работы. Это – не услуга. И признание в целях налогообложения прибыли расходов в полном объеме — без учета «незавершенки» – неправомерно.

Из определения Верховного суда и рассмотренных им решений показательно: суды поддерживают подход налоговиков к распределению затрат на прямые и косвенные. И подтверждают переквалификацию характера деятельности компании из «услуги» в «работу».

Резюмируем. И советы:

  1. Пересмотрите свои расходы на предмет «прямых» и «косвенных». Закрепите эти перечни в учетной политике. Ссылок на статьи 318 и 320 Налогового кодекса недостаточно.
  2. Составьте обоснование с учетом специфики производственного процесса и технологических особенностей. Лучше с привлечением «узких» экспертов, оспорить мнение которых затруднительно. Докажите, что вопрос распределения расходов – для вас не новость, все продумано, и с учетом и распределением затрат – все ок!
  3. Проведите экспертизу своих договоров по видам деятельности своей компании – правильно вы определяете характер деятельности компании как услуги? Какой результат исполнения договора вы передаете заказчику? Должны вы оставлять «незавершенку» на конец отчетного периода? Еще раз проштудируйте Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2018 N Ф02-3834/2018 по делу N А19-17641/2017, которое поддержал Верховный суд.

Предмет договора — «оказание информационных услуг» — широкая, и зачастую, абстрактная формулировка. Обратите внимание — как оформляется результат исполнения договора? Сейсморазведочная компания тоже считала свои работы – информационными услугами. Но налоговая и суд решили иначе: результаты работ — схемы, проекты, планировки, проекты, согласования – имеют материальное выражение. И это не услуги.

Не рискуйте. Не игнорируйте деление расходов на прямые и косвенные.

Учитесь на чужих ошибках и будьте осторожны.

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Комментарий к Ст. 318 НК РФ

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на: 1) прямые; 2) косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный п. 1 ст. 318 НК РФ, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 29 декабря 2011 г. N 07-02-06/260).

Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

Однако из норм ст. ст. 252, 318, 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Более того, в ст. 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые «…связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)».

Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

На основании изложенного право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности.

Изложенная позиция поддерживается и правоприменительной практикой.

Так, в Определении ВАС РФ от 13 мая 2010 г. N ВАС-5306/10 отмечается, что не основаны на законе доводы налогоплательщика о толковании инспекцией и судами положений ст. ст. 318 и 319 НК РФ, ограничивающем его самостоятельность в формировании учетной политики в части отнесения затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, Кодекс не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Кроме того, согласно п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (Письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2952@ «О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные»).

Распределять расходы на прямые и косвенные должны организации:

— которые не являются торговыми, но определяет доходы и расходы по методу начисления (организации, использующие кассовый метод, расходы на прямые и косвенные не распределяют);

— которые являются торговыми. Они должны распределять расходы на прямые и косвенные независимо от метода расчета налога на прибыль.

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в отчетном (налоговом периоде);

— расходы на доставку товаров до склада покупателя (если эти расходы не включены в стоимость товаров).

При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Таким образом, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, то пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. То есть в случае если у организации отсутствует прибыль, то признать она сможет только косвенные расходы.

Все остальные расходы (кроме внереализационных расходов, предусмотренных ст. 265 НК РФ) относятся к косвенным и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Порядок деления затрат на прямые и косвенные зависит от того, какой деятельностью занимается организация:

— производством продукции, выполнением работ; — оказанием услуг; — торговлей.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно определить обоснованный перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, по мере реализации продукции, работ, услуг.

1. К прямым расходам организаций, осуществляющих деятельность по производству продукции или выполняющих работы, могут быть отнесены, в частности:

— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Все остальные расходы (за исключением внереализационных) будут признаваться косвенными.

В случае если организация осуществляет деятельность по выполнению работ, она не вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/77, Письмо Минфина России от 22 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/114).

2. Абзацем 3 п. 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

При этом п. 5 ст. 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Учитывая изложенное, организация, оказывающая услуги, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе применять положения, предусмотренные абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ в отношении оказываемых этой организацией услуг.

В связи с этим организации, оказывающие услуги, не обязаны распределять прямые расходы между затратами текущего налогового (отчетного) периода и стоимостью услуг, не принятых заказчиками на конец этого периода (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/77, Письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/1/348).

3. Для торговых организаций перечень прямых расходов фиксированный. Он приведен в ст. 320 НК РФ. Он распространяется на организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Таким образом, к прямым расходам относятся расходы по доставке товара до склада организации при покупке данного товара, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки товара.

При этом расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров после оприходования их на склад организации и в связи с их дальнейшим перемещением до другого склада следует относить к косвенным расходам (Письмо Минфина России от 29 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/783).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Например, расходы, связанные с предпродажной подготовкой товара, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 320 НК РФ (Письмо Минфина России от 4 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/465).

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров

(п. 2);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как

произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

>
Ст. 318 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Статья 318 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 318 НК РФ

Ст. 318 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 318 НК РФ посвящена порядку определения расходов, понесенных в процессе производства и реализации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы по ней.

Как ст. 318 НК РФ требует делить расходы на прямые и косвенные?

Надо ли все расходы по услугам списывать сразу?

Как учесть расходы при изменении учетной политики?

Как учитывать расходы при отсутствии выручки?

Как ст. 318 НК РФ требует делить расходы на прямые и косвенные?

Вопрос разделения расходов на прямые и косвенные, являющийся главной темой ст. 318 НК РФ, очень существенен для определения налоговой базы по прибыли. Ведь прямые расходы могут учитываться в ней только при условии реализации той продукции, к которой они относятся. Косвенные же расходы уменьшают базу по прибыли в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ), т. е. сразу. Обязанность разделения предусмотрена самим текстом ст. 318 НК РФ. Список прямых расходов надо обязательно зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщику предоставлено право самостоятельного отнесения расходов к той или иной группе. Соответственно, он может сделать оптимальный для себя выбор, руководствуясь следующим:

  1. Обоснованностью, в т. ч. экономической, отнесения расходов к прямым (см., например, письмо Минфина России от 30.08.2013 № 03-03-06/1/35755). Оптимизировать этот перечень нужно с оглядкой на реальность, т.к. его ИФНС подвергнет проверке в первую очередь (см. «Аренду производственных помещений могут не признать косвенным расходом»).
  2. Рациональностью организации учетных операций.
  3. Возможностью оптимально быстрой проверки разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов.
  4. Разумностью определения суммы налога на прибыль.

Небольшим производственным организациям с несложным учетом, при котором задействуются всего два счета учета затрат (20 и 26), выбор сделать достаточно просто: то, что собирается на счете 20, — прямые расходы, на счете 26 — косвенные. Аналогично для торговых фирм: себестоимость товаров (с ТЗР) — прямые расходы, счет 44 — косвенные. Такой подход позволит максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, т.к. в бухучете затраты со счетов 26 (при методе директ-костинга) и 44 можно, так же как и в налоговом, ежемесячно закрывать на счета учета реализации. Учет при этом будет предельно простым и понятным, а налог на прибыль определится в справедливой сумме.

У организаций же со сложным учетом затрат (использующим также счета 23 и 25) появляется соблазн считать в налоговом учете затраты, собранные на счете 25, косвенными расходами и списывать их вне зависимости от факта реализации продукции. Делать это нежелательно, т.к. правила бухучета не предусматривают возможности подобного списания общепроизводственных (цеховых) затрат. В результате при таком подходе образуются очень серьезные расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом, что крайне затрудняет выявление ошибок и объяснение разницы. Логичнее считать прямыми расходами себестоимость продукции на уровне цеховой себестоимости (с включением в нее затрат, собранных на счете 25). Это позволит правильно соотносить себестоимость реализованной продукции и НЗП в бухгалтерском и налоговом учете и сделает достаточно простой схему учетных операций.

Выигрыш за счет списания всего накопленного на счете 25 в величине начисляемого налога на прибыль будет иметь место только в первом налоговом периоде. Далее суммы затрат, относящихся к нему, будут вполне сопоставимы (но не одинаковы). При этом проигрыш в прозрачности учета и возможности анализа станет невосполнимым. Итак, для сложной схемы учета затрат желателен такой вариант: счета 20, 23, 25 — прямые расходы, счета 26 и 44 — косвенные. При этом в бухучете затраты со счета 26 списываются методом директ-костинга.

Надо ли все расходы по услугам списывать сразу?

Статья 318 НК РФ допускает возможность списания прямых расходов при оказании услуг по аналогии с косвенными.

См. также «При оказании услуг прямые расходы не распределяются на остатки НПЗ».

Однако к такой возможности следует подходить с определенной осторожностью. Если оказываемые услуги не требуют предварительной подготовки и на стыке налоговых периодов исключено или крайне редко возникновение ситуаций, когда затраты по ним уже есть, а реализации еще нет, то такое списание расходов оправдано. Если же по услугам возможно регулярное образование НЗП и суммы его могут быть значительными, то во избежание существенных расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом лучше расходы, собранные на счете 20 по услугам, списывать в обычном для прямых расходов порядке с привязкой к факту реализации.

Как учесть расходы при изменении учетной политики?

Такой вопрос может возникнуть, если:

  • расходы, собранные на счете 25, далее решают считать не прямыми, а косвенными;
  • расходы по услугам намереваются списывать без оставления их в НЗП.

Применить эти изменения можно только к затратам, сформированным уже в период действия новых положений учетной политики. НЗП, созданное до введения в действие новой учетной политики, придется списать по старым правилам (письма МФ РФ от 15.09.2010 № 03-03-06/1/588 и 20.05.2010 № 03-03-06/1/336).

О базовых принципах составления учетной политики читайте в материале «Как составить учетную политику организации (2017)?».

Как учитывать расходы при отсутствии выручки

При отсутствии реализации прямые расходы остаются в НЗП, а косвенные учитываются в финансовом результате, образуя убыток текущего периода (письмо МФ РФ от 06.03.2008 № 03-03-06/1/153).

О том, к каким последствиям приведет убыток, рассказывается в статье «Какие последствия отражения убытка в декларации по налогу на прибыль?».

Перечень прямых расходов для налогового учета, которые должны отражаться в декларации по налогу на прибыль по стр. 010 «Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам (работам, услугам)» (Приложение 2 к Листу 2), настраивается в форме «Методы определения прямых расходов производства в НУ». Перечень создается на каждый календарный год.

  1. Раздел: Главное – Налоги и отчеты – Налог на прибыль.
  2. Перейдите по ссылке «История изменений» (рис. 1).

Рис. 1

  1. Кнопка «Создать» (рис. 2).
  2. В поле «Применяется с» установите новый календарный год.
  3. При переходе по ссылке «Перечень прямых расходов» появится сообщение:
    • «Список пуст. Создать записи, соответствующие ст. 318 НК РФ?» (если перечень формируется впервые).
      • Нажмите «Да», если нужно создать записи в соответствии рекомендациями ст. 318 НК РФ.
      • Нажмите «Нет», если нужно создать записи вручную.
    • «Список пуст. Скопировать записи прошлого года?» (если перечень формировался в предыдущем году).
      • Нажмите «Да», чтобы скопировать записи прошлого периода.
      • Нажмите «Нет» и затем «Да», если нужно создать записи в соответствии рекомендациями ст. 318 НК РФ.
      • Нажмите «Нет» и затем «Нет», если нужно создать записи вручную.

Рис. 2

  1. При необходимости пользователь может добавить, удалить или изменить записи в списке (рис. 3).

Рис. 3

Отражение прямых расходов в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0

Изучим, как правильно должны отражаться прямые расходы в бухгалтерском и налоговом учете при производстве, предоставлении услуг или осуществлении работ в 1С 8.3.

Счета учета прямых расходов в бухгалтерском и налоговом учете в 1С 8.3

  • Прямые расходы в бухгалтерском учете (БУ) учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», либо 23 счет.
  • В налоговом учете (НУ) прямые расходы в 1С 8.3 могут отражаться по разным счетам 20, 25, 26, при этом прямые расходы в НУ не зависят от корреспонденции.

В 1С 8.3 главное – чтобы в НУ был правильно настроен состав прямых расходов, то есть настройки по такой корреспонденции в 1С 8.3 были указаны в составе прямых расходов для налогового учета.

Прямые расходы в бухгалтерском учете в 1С 8.3

Прямыми расходами в бухгалтерском учете для 1С 8.3 будут являться те расходы, которые при производстве или предоставлении услуг, осуществлении работ будут учитываться в дебет счета 20 (23).

Для отражения по дебету счета 20 прямых расходов для бухгалтерского учета в 1С 8.3 необходимо задать параметры в Учетной политике, на закладке Затраты:

Необходимо флажком указать виды деятельности, затраты по которым планируется учитывать на счете 20. Флажок ставится если прямые затраты производства учитываются для выпуска продукции и флажок ставится для осуществления работ, предоставления услуг заказчикам. Флажки ставятся для того, чтобы вести или не вести учет прямых расходов по дебету счета 20.

Если этот расход является прямым согласно Учетной политикой организации, то в проводках в 1С 8.3 нужно отразить расход по дебету счета 20.

Прямые расходы в налоговом учете в 1С 8.3

Прямыми расходами в налоговом учете являются те расходы, перечень которых отражен в Учетной политике. При этом перечень прямых расходов должен быть прописан в Учетной политике по налоговому учету. Это очень важно, потому что этот перечень можно формировать самостоятельно, об этом говорит Налоговый Кодекс.

Для обозначения перечня прямых расходов в базе 1С 8.3 присутствует настройка в Учетной политике, которая находится в меню – пункт Учетной политики – закладка Налог на прибыль – гиперссылка Методы определения прямых расходов производства в НУ:

В 1С 8.3 по гиперссылке «Методы определения прямых расходов производства в НУ» определяется состав прямых расходов для налога на прибыль:

Что делать, если у бухгалтера вызывает трудности самостоятельно определить какие расходы прямые в его организации, подробно изучено на Мастер-классе «Вся правда о Доходах и Расходах».

В налоговом учете прямой зависимости от того на каком счете налогового плана счетов указана проводка – нет.

  • То, что в НУ будет отражаться по дебету счета 20, вида расхода – Материальные расходы, это будет для НУ прямым расходом.
  • Если отражается по дебету счета 25, вида расхода – Материальные расходы, это тоже будет прямым расходом для НУ.

Принцип того, что если 20 счет – то это только прямой расход для НУ не действует. Тот метод, что добавляется в «Методы определения прямых расходов» – тот метод и будет действовать в 1С 8.3:

Если для налогового учета расходы учитываются в дебете счета 26, то в 1С 8.3 необходимо сделать распределение косвенных расходов для 26 счета «В себестоимость продукции, работ, услуг»:

Таким образом, 26 счет не списывается единовременно, а распределяется в счет 20. Это удобно для тех организаций, которые решили сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Когда 25 и 26 счет будут распределяться в дебет счета 20, то есть будет рассчитываться полная себестоимость, то получится, что если 26 счет не определен в составе прямых расходов, то разница будет между бухгалтерским и налоговым учетом. Это нормально, так и предполагается в законодательстве.

Счет 44 нельзя задать в «Методы определения прямых расходов». Даже если добавить 44 счет, то программой 1С 8.3 не будет определяться как прямой расход. Также если будет добавлен 26 счет в «Методы определения прямых расходов», но при этом в параметрах Учетной политики установлено распределение косвенных расходов методом директ-костинг, то 26 счет не будет определяться как прямой расход. Только если 25 и 26 счет распределяются в дебет 20 счета и задан перечень прямых расходов, тогда в 1С 8.3 будет все срабатывать.

Прямые расходы в Декларации по налогу на прибыль в 1С 8.3

Для автоматизации процесса правильного заполнения декларации в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 важно, чтобы перечень расходов утверждался в соответствии с Учетной политикой организации.

В Декларации по налогу на прибыль прямые расходы отражаются в Листе 02 Приложения 2, в строках 010, 020. Именно для строки 010 формируется перечень прямых расходов:

Те расходы, которые будут указаны в «Методах определения прямых расходов производства в НУ», те расходы попадут в декларацию по налогу на прибыль. Если будет неправильно сформирована декларация, то рассчет налога на прибыль будет признан несоответствующим действительности.

Как закрывается 20 счет в 1С 8.3

Рассмотрим, можно ли в 1С 8.3 реализовать автоматическое списание расходов со счета 20 без учета выручки по номенклатурной группе.

Номенклатурная группа – это вид товаров, работ и услуг в 1С 8.3.

В базе 1С 8.3 есть справочник Номенклатура, где есть группа Продукция – это конечная продукция организации:

Либо есть такая группа как Услуги, где есть собственные услуги, то есть те услуги, которые оказываются непосредственно заказчикам:

В 1С 8.3 есть справочник Номенклатурные группы. Многие пользователи 1С 8.3 путаются, для чего они нужны. Вроде есть номенклатура, которая подставляется в документы на реализацию. Но в 1С 8.3 есть номенклатурные группы, по которым ведется аналитический учет по кредиту счета 90, то есть добавляется в выручку и номенклатура, и номенклатурная группа. Дебет счета 20 накапливается именно по номенклатурной группе:

В прошлой версии программы 1С 8.2 пока не пройдет выручка по номенклатурной группе, то 20 счет не закроется. По этой причине возникали проблемы с закрытием 20 счета в 1С, потому что по некоторым услугам либо не могло быть выручки либо, например, реализация идет по одной номенклатурной группе, а затраты отражаются по двум строкам.

Для того чтобы не возникало трудностей с закрытием счета 20, разработчики 1С ввели параметр в настройке Учетной политики, как закрытие 20 счета без учета выручки. Данную настройку нужно применять для работ либо услуг:

Таким образом, в 1С 8.3 в Учетной политике предусмотрены варианты для закрытия счета 20 по работам и услугам в конце месяца:

  • Без учета выручки;
  • С учетом выручки;
  • С учетом выручки только по производственным услугам.

Способ закрытия 20 счета «Без учета выручки от выполнения работ» в 1С 8.3

В 1С 8.3 по данному способу проще работать с 20 счетом. Если в 1С 8.3 сложно выдерживать зависимость 20 счета от кредита 90 счета и номенклатурных групп, то данный способ наиболее приемлем, и 20 счет будет ежемесячно закрываться.

По данному способу дебет счета 20 будет закрываться, если нет выручки по кредиту счета 90 или выручка идет по другой номенклатурной группе, при условии что в Учетной политике задан способ закрытия 20 счета – «Без учета выручки от выполнения работ».

Таким образом, все затраты, учитываемые на счете 20 по работам и услугам, будут списываться автоматически в полной сумме в Дт 90 всегда при закрытии месяца. Вне зависимости от того – отражена выручка по кредиту 90 или не отражена.

Чтобы при данном способе отразить «незавершенку», в 1С 8.3 нужно ввести документ «Инвентаризация незавершенного производства», тогда дебет 20 счета закроется за минусом суммы «незавершенки»:

Способ закрытия 20 счета «С учетом выручки от выполнения работ» в 1С 8.3

Если в 1С 8.3 выбран вариант настройки Учетной политики «С учетом выручки от выполнения работ», тогда

  • Если отражена выручка по номенклатурной группе, то затраты, учитываемые на счете 20 по этой же номенклатурной группе, спишутся автоматически на всю сумму в ДТ 90 при закрытии месяца.
  • Если выручки не было по номенклатурной группе, то затраты не спишутся, а останутся в виде НЗП по дебету счета 20.

Таким образом, необходимо строгое соответствие, чтобы по дебету 20 счета отразились затраты по одной номенклатурной группе и обязательно выручка прошла по этой номенклатурной группе. Если выручки не будет по номенклатурной группе в текущем месяце, то 20 счет не закроется, и будет переходить как «незавершенка» на следующий месяц.

Способ закрытия 20 счета «С учетом выручки только по производственным услугам» в 1С 8.3

Производственные услуги в 1С 8.3 вводятся при помощи документа «Оказание производственных услуг». В данном способе:

  • Выручка по работам и услугам должна отражаться только с помощью документа «Оказание производственных услуг».
  • Если выручка отражается по номенклатурной группе посредством данного документа, то затраты, учитываемые на счете 20 по этой же номенклатурной группе, спишутся автоматически на всю сумму в ДТ 90.02 при закрытии месяца.
  • Если выручки не было по номенклатурной группе или она введена документом «Реализация товаров и услуг», то затраты не спишутся, а останутся в виде НЗП по дебету счета 20.

Таким образом, если есть дебет 20 счета по определенной номенклатурной группе, то для того чтобы он закрылся выручка должна отражаться по этой же номенклатурной группе по кредиту счета 90.01 с помощью документа «Оказание производственных услуг». Другими документами по реализации товаров и услуг пользоваться нельзя, иначе 20 счет не закроется.

Более подробно настройка параметров учетной политики для прямых расходов в 1С рассмотрена на курсе по работе в 1С 8.3 Бухгалтерия ред. 3.0.

Статья 318 НК РФ. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

См. все связанные документы >>>

На практике не совсем ясным остается вопрос, является ли перечень прямых расходов, приведенный в пункте 1 статьи 318 НК РФ, закрытым в целях исчисления налога на прибыль.

Поскольку пунктом 1 статьи 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), можно сделать вывод, что любой вид расходов, связанных с производством, может быть отнесен к прямым расходам.

Связанным с этим является и вопрос о праве налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Учитывая изложенное, можно полагать, что налогоплательщик самостоятельно не определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Вместе с тем из пункта 1 статьи 318 НК РФ следует, что все расходы на производство и реализацию, не отнесенные к прямым, признаются косвенными. В то же время законодательством о налогах и сборах не установлен закрытый перечень прямых расходов на реализацию.

Поэтому следует признать, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Минфин России настаивает, что расходы на сертификацию учитываются в целях налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат (см., например, письма Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-02/268, от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).

Аналогичный вывод содержится в письмах Управления ФНС России по г. Москве от 10.10.2007 N 20-12/096609, от 27.01.2006 N 20-12/5511, от 26.12.2005 N 20-12/97013.

Между тем, по мнению большинства арбитражных судов, расходы по сертификации являются косвенными, признаются на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, и в соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Судьи ссылаются на то, что договоры на оказание сертификационных услуг не предусматривают условий, о которых говорится в пункте 1 статьи 272 НК РФ, то есть о получении доходов в течение более чем одного отчетного периода. Работы органом сертификации выполнялись единовременно в одном периоде, и не предусматривались отношения, длящиеся более одного периода. Следовательно, имеет место единовременное оказание услуг и срок действия сертификата не имеет правового значения при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При данных обстоятельствах у налогоплательщика отсутствуют основания для распределения расходов по сертификации с учетом принципа равномерного и пропорционального распределения. Оснований для применения специального правила о признании расходов в течение более одного отчетного периода, предусмотренного абзацем 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ, не имеется (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-2003/2008(2378-А27-34), ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08, ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 N А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-3096/08-С3).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2007 N А56-10798/2006 арбитражный суд указал, что глава 25 НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика распределять расходы на сертификацию продукции в течение всего времени действия сертификата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *