Содержание
- Комментарий к Статье 226 НК РФ
- Другой комментарий к Ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации
- Суть проблемы
- Судебные решения
- Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?
- Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?
- Доходы, полученные от источников в РФ.
- Проценты по вкладам в банках.
- НДФЛ при продаже и при получении в дар недвижимости.
- Минимальный доход от продажи недвижимости.
- Камеральная проверка без декларации.
- Дарение недвижимости.
- Единовременные компенсационные выплаты.
- Имущественные налоговые вычеты.
- Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.
- Единый срок представления отчетности по НДФЛ.
- Единая форма отчетности по НДФЛ.
- Отчетность в один налоговый орган.
- * * *
Новая редакция Ст. 226 НК РФ
1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
Если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.
Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.
2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.
5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.
Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.
Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.
8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Комментарий к Статье 226 НК РФ
Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.
В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.
В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 НК РФ):
— российские организации;
— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
— индивидуальные предприниматели;
— постоянные представительства в России иностранных организаций.
С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе РФ расширено понятие налоговых агентов.
В новой редакции ст. 226 Налогового кодекса к налоговым агентам добавились нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.
Из приведенного выше правила есть исключения. В п. 2 ст. 226 НК РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.
Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:
— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;
— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.
Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:
— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);
— от источников за пределами Российской Федерации;
— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).
Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).
Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.
1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.
2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.
3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.
4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.
6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.
7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.
Сроки для перечисления налоговым агентом НДФЛ в бюджет установлены в п. 6 ст. 226 НК РФ:
Вид дохода Дата перечисления налога
в бюджет
Выплата заработной платы (деньги на
зарплату получены по чеку в банке) День получения наличных
денег в банке
Выплата заработной платы (сумма
заработной платы перечисляется на
банковский счет работника или по
его поручению на счета третьих лиц) День перечисления денег со
счета налогового агента
Выплата заработной платы из выручки
налогового агента День, следующий за днем
выплаты заработной платы
Выплата других видов доходов в
денежной форме День, следующий за днем
выплаты дохода
Выдача дохода в натуральной форме День, следующий за днем
фактического удержания
исчисленной суммы налога
Предоставление дохода в виде
материальной выгоды День, следующий за днем
фактического удержания
исчисленной суммы налога
Другой комментарий к Ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации
Взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.
За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.
Однако существует практика, когда суды взыскивают с налогового агента суммы неудержанного налога на доходы физических лиц (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А65-14358/2002-СА2-11). При этом суды ссылаются на то, что налоговым агентом был нарушен пункт 5 статьи 226 НК.
Следует тем не менее учитывать, что ряд арбитражных судов указывает на то, что если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, то взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица) (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2004 N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1).
Если же налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с него взыскиваются пени.
Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Пункт 2 статьи 231 НК устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Налогового кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.
Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.
В письме УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199 сообщено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.
Пунктом 2 статьи 223 НК определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК.
Рубрику ведет А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Выплата доходов в виде выигрышей в лотереи или в игорном заведении не порождает у организатора обязанностей налогового агента по НДФЛ и обязанности по предоставлению сведений о размере выплаченных доходов.
Суть проблемы
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, предусмотренные данной статьей, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
Указанные лица именуются применительно к главе 23 НК РФ налоговыми агентами.
Пунктом 2 указанной статьи НК РФ предусмотрена обязанность по исчислению сумм и уплаты налога в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Напомним, что порядок налогообложения выигрышей устанавливается упомянутой статьей 228 Налогового кодекса РФ.
Обязанность по предоставлению сведений о размере выплаченных доходов налогоплательщикам предусмотрена статьей 230 НК РФ. В соответствии с указанной статьей обязанность по учету доходов, выплачиваемых налогоплательщикам, и предоставлению сведений о выплаченных доходах возлагается на налоговых агентов.
Вместе с тем, в статье 24 НК РФ также содержится понятие налогового агента: это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Именно эта более общая формулировка (по отношению к определению налогового агента, приведенного в статье 226 НК РФ) рассматривается налоговыми органами в качестве основания для привлечения организации-источника выплаты к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, в случае непредставления сведений в налоговые органы о доходах, указанных в статье 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Данная позиция налоговых органов является ошибочной по следующей причине.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ обязанность налоговых агентов возлагается на лиц при выплате любых доходов, кроме указанных в статье 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Следовательно, в отношении указанных доходов в контексте главы 23 Налогового кодекса РФ лицо не рассматривается в качестве налогового агента.
Доводы о возможности применения положений статьи 24 НК РФ несостоятельны, поскольку глава 23 НК РФ (статья 226 НК РФ) содержит специальное понятие налогового агента, несколько отличающееся от общего термина (статья 24 НК РФ), а в силу коллизионных правил юриспруденции подлежит применению именно специальная норма законодательства.
Судебные решения
Так, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества 221750 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Решением суда от 17 сентября 2003 года заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 20 ноября 2003 года решение от 17.09.2003 отменено, в удовлетворении искового заявления отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявление полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм Налогового кодекса РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция, установив несвоевременное представление обществом сведений о доходах 4435-ти физических лицах за 2002 год, вынесла решение, согласно которому общество привлечено к ответственности в виде взыскания 221750 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Поскольку общество не уплатило штраф в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании. Согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 НК РФ «…исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога…».
Порядок налогообложения физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), исходя из сумм таких выигрышей определен в статье 228 Налогового кодекса РФ.
Согласно данной статье (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) с 1 января 2002 года исчисление и уплату налога производят самостоятельно налогоплательщики — физические лица, получившие такие выигрыши, в порядке, установленном статьей 225 НК. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика (налогового агента) за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, с учетом специфики игорного бизнеса в соответствии с НК РФ исчисление и уплату налога при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, осуществляют сами физические лица, а не организаторы игр.
На последних не возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, то есть они не являются налоговыми агентами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование налогового органа о необходимости представления обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса сведений о доходах физических лиц, полученных от лотерей, является необоснованным.
Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности согласно решению налогового органа от 4 июня 2003 года незаконно.
(Постановление ФАС СЗО от 20.02.2004 года №А05-6751/03-18)
Тяпухин С. В., эксперт журнала
Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2019
Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Для справки
Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.
Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?
Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).
Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).
Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?
Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.
Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.
Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.
* * *
Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.
Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.
Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в главу 23 НК РФ внесен ряд поправок, которые вступят в силу с 1 января 2020 г. Они касаются, в частности, представления налоговыми агентами отчетности по НДФЛ, перечисления налога компаниями, имеющими обособленные подразделения в одном муниципальном образовании, уплаты налога за счет средств налогового агента, расширения круга лиц, признаваемых налоговыми агентами.
В настоящее время глава 23 НК РФ не содержит положений, позволяющих компаниям, имеющим несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, перечислять НДФЛ и представлять отчетность по месту нахождения одного обособленного подразделения (письма ФНС России от 25.04.2019 № БС-4-11/8062@, от 27.03.2018 № ГД-4-11/5666@). Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 19, 2019.
Со следующего года это станет возможным благодаря новому п. 7 ст. 226 НК РФ и поправкам, внесенным в п. 2 ст. 230 НК РФ. Этими нормами установлено, что компании, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе будут перечислять НДФЛ и представлять формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения находятся в одном муниципальном образовании. О выборе налогового органа, в который будет представляться отчетность, нужно будет уведомить налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения в срок не позднее 1-го числа налогового периода. Уведомление в течение налогового периода не подлежит изменению. Однако его нужно будет подавать в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления отчетности по НДФЛ.
Согласно поправкам, внесенным в п. 2 ст. 230 НК РФ, справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ нужно будет представлять в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сейчас это надо делать не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сдавать данные формы нужно будет в электронном виде. Лишь при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях. Напомним, что в настоящее время сдавать справки и расчет на бумажном носителе можно при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек.
Новой редакцией п. 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, за 2021 г. и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Из пункта 2 ст. 230 НК РФ убраны положения, касающиеся представления справок по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений крупнейшими налогоплательщиками.
Со следующего года утратит силу п. 4 ст. 230 НК РФ, согласно которому лица, признаваемые в соответствии со ст. 226.1 НК РФ налоговыми агентами, должны вместо справок по форме 2-НДФЛ представлять приложение № 2 к декларации по налогу на прибыль.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с физическими лицами, будут признаваться налоговыми агентами. Это предусмотрено новым абзацем, введенным в п. 1 ст. 226 НК РФ. Им также установлено, что данные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента. В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.
Действующей редакцией п. 9 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Со следующего года в этой норме появится исключение из данного правила — когда налог был доначислен (взыскан) по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. В связи с этим в п. 5 ст. 208 НК РФ добавлен новый абзац, согласно которому доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки, при неправомерном неудержании (неполном удержании) указанных сумм налоговым агентом в целях главы 23 НК РФ не признаются доходами.
Еще вам будет интересно:
- Изменения в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ
29 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325‑ФЗ, который внес поправки в порядок исчисления, уплаты и представления отчетности по НДФЛ.
Что непосредственно изменилось в гл. 23 НК РФ? Когда новшества начинают применяться? Какие из них наиболее важны для налоговых агентов? Ответы – в нашей статье.
Поскольку налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, практически все изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ, вступают в силу с 1 января 2020 года (ст. 216 НК РФ).
Доходы, полученные от источников в РФ.
Согласно изменениям, внесенным в п. 2 и 5 ст. 208 НК РФ, для целей гл. 23 НК РФ к доходам, полученным от источников в РФ, не относятся в том числе:
- доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в виде выигрышей, полученных им от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов;
- доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара в РФ.
В целях исчисления НДФЛ доходами также не признаются доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.
Проценты по вкладам в банках.
В соответствии с уточнениями, сделанными в ст. 214.2 НК РФ, для целей исчисления НДФЛ к вкладам приравняли остатки на счетах.
Выигрыши от участия в азартных играх и лотереях
Статья 214.7 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, определяется как положительная разница между денежными средствами, полученными участником азартных игр от организаторов азартных игр, и денежными средствами, уплаченными участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения в течение налогового периода, в порядке, предусмотренном названным пунктом.
Определение налоговой базы и исчисление суммы налога производятся налоговым органом по истечении налогового периода на основании данных, полученных от организаторов азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.
Налогоплательщики, получившие доходы в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
НДФЛ при продаже и при получении в дар недвижимости.
Согласно действующей редакции п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ. Но с 2020 года указанная налоговая база будет исчисляться с учетом особенностей, установленных новой ст. 214.10 НК РФ. При этом особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества по‑прежнему предусмотрены ст. 217.1 НК РФ.
Минимальный доход от продажи недвижимости.
Статьей 214.10 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.
Так, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимости. В случае если кадастровая стоимость данного объекта недвижимости отсутствует в ЕГРН, указанные положения не применяются.
Камеральная проверка без декларации.
Если налогоплательщик не представит в установленный срок налоговую декларацию в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, то налоговый орган в соответствии с абз. 1 п. 1.2 ст. 88 НК РФ проведет камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах, исчислит сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 – 5 ст. 214.10 НК РФ.
С 1 января 2021 года вступят в силу изменения налоговый кодекс с 2020, внесенные в ст. 88 НК РФ: она будет дополнена п. 1.2, согласно которому камеральная налоговая проверка в указанном случае проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В рассматриваемом случае камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Сумма НДФЛ исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяются и имущественные вычеты, предусмотренные ст. 220 НК РФ.
Налоговые органы определят доход от продажи недвижимости исходя из цены сделки, которая будет получена от компетентных органов. Если необходимая информация не будет получена от компетентного органа или цена сделки окажется меньше кадастровой стоимости объекта недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7, то налоговики примут доход в сумме кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7.
Если недвижимость находилась в долевой или совместной собственности, то доход будет определен пропорционально доле в праве собственности или в равных долях соответственно.
Соответствующие поправки внесены в ст. 217.1 НК РФ.
Дарение недвижимости.
Сумма НДФЛ по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
В данном случае доходы налогоплательщика принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН. При дарении доли доходы налогоплательщика принимаются равными соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН.
В случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения объекта недвижимого имущества, проводится камеральная проверка на основе имеющихся у налогового органа документов (сведений).
Единовременные компенсационные выплаты.
С 2020 года список лиц из п. 37.2 ст. 217 НК РФ дополнится педагогическими работниками, то есть полученные ими единовременные компенсационные выплаты, не превышающие 1 млн руб., не будет облагаться НДФЛ. При этом новая норма применяется в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2020 года до 31 декабря 2022 года включительно.
Имущественные налоговые вычеты.
Отдельные коррективы внесены в ст. 220 НК РФ. Так, расширены виды процентов, которые можно учесть в качестве имущественного вычета, – к ним добавили расходы на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством РФ) (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Кроме того, с 2020 года при продаже имущества (за исключением ценных бумаг), полученного на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также по договору дарения, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества.
Если при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования или дарения налог в соответствии с п. 18 и 18.1 ст. 217 НК РФ не взимается, при налогообложении доходов, полученных при продаже такого имущества, учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения, за исключением случаев, пре-
дусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Новая норма применяется в отношении доходов физических лиц, полученных начиная с налогового периода 2019 года.
Отдельный порядок установлен для ситуации получения дохода от продажи доли в объекте недвижимого имущества, приобретенной в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256‑ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Новые нормы распространяются на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2017 года.
Также расширен перечень лиц, которые имеют право на получение имущественного вычета (п. 6 ст. 220 НК РФ): к действующим категориям добавлены родители детей и подопечных, признанных судом недееспособными.
Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.
Договоры купли-продажи ценных бумаг
Согласно дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 226 НК РФ, с 2020 года, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 226.1 НК РФ, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам куп-
ли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.
Указанные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
Обособленные подразделения
Теперь налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранномму налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Уплата НДФЛ за счет налогового агента
По общему правилу уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Теперь из этого правила будет исключение: случаи доначисления (взыскания) НДФЛ по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.
Отдельные виды доходов
Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ будут производить в том числе физические лица – иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в силу п. 7.4 ст. 83 НК РФ, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам – иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, исходя из сумм таких доходов (п. 1 ст. 228 НК РФ дополнен пп. 9).
Соответственно, обозначенные лица обязаны самостоятельно рассчитать сумму НДФЛ и представить налоговую декларацию в налоговый орган.
Налоговая декларация
Казалось бы, незначительная поправка внесена в п. 4 ст. 229 НК РФ: налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации. Но она существенно упростит и сэкономит время налогоплательщиков, поскольку не нужно будет ждать окончания камеральной проверки декларации, чтобы представить отдельно заявление на возврат (зачет) НДФЛ. Данная норма вступит в силу с 1 января 2021 года.
Кроме того, с 2020 года налоговая декларация по НДФЛ на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через МФЦ, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Обязанности налоговых агентов
Особое внимание нужно обратить на изменения, внесенные в ст. 230 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2020 года.
Единый срок представления отчетности по НДФЛ.
Пункт 2 ст. 230 НК РФ, определяющий порядок подачи отчетности по НДФЛ, приведен в новой редакции.
Налоговые агенты теперь должны будут представлять:
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев (ф. 6‑НДФЛ) – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну) (ф. 2‑НДФЛ), – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Действующий срок представления формы 2‑НДФЛ – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Таким образом, срок представления форм 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ будет единым – не позднее 1 марта.
Снижение порога минимальной численности работников
Отчетность по формам 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по ТКС. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях. В действующей редакции ст. 230 НК РФ указана цифра 25, то есть снижена численность физических лиц, при которой налоговый агент может представить отчетность по НДФЛ на бумажных носителях.
Единая форма отчетности по НДФЛ.
Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ (ф. 2‑НДФЛ), за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6‑НДФЛ) (ст. 230 НК РФ).
Отчетность в один налоговый орган.
Общий порядок представления отчетности по НДФЛ для организаций, имеющих обособленные подразделения, не изменился: они представляют формы 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений.
Но налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений – территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, могут представить отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации.
При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1‑го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления рассматриваемой отчетности.
* * *
С 2020 года вступят в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325‑ФЗ в гл. 23 НК РФ. Изменений много, они разные по значимости. Выделим наиболее важные для налоговых агентов:
- с 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, смогут представлять налоговую отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту учета либо самой организации, либо одного из ее обособленных подразделений. Для этого организации необходимо уведомить о своем выборе налоговый орган. Сейчас такие налоговые агенты сдают отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения. Кроме того, если у организации есть несколько обособленных подразделений в другом муниципальном образовании (не в том, где зарегистрирована головная организация), то среди таких обособленных подразделений организация может выбрать ответственное лицо;
- с 2020 года снижается порог минимальной численности работников с 25 до 10 человек, при которой налоговые агенты обязаны представлять соответствующую налоговую отчетность в электронной форме;
- отчетность по НДФЛ за 2019 год представляется не позднее 2 марта 2020 года по следующим формам – справка 2‑НДФЛ и расчет 6‑НДФЛ.
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №11, 2019 год