П 383 инструкции 157н

Документ

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 212н

Ситуация

Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов бюджетных учреждений и Инструкции № 174н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об изменениях в Инструкции № 157н читайте .

Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 212н (далее – Приказ № 212н) вступил в силу 06.01.2018.

Изменения в план счетов

Из плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:

  • 204 51 «Активы в управляющих компаниях»;
  • 215 51 «Вложения в управляющие компании».

Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000. Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40.

Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления». Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).

Приказом № 212н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 2.1 Инструкции № 174н). Они обобщены в таблице.

Код синтетического счета объекта учета Разряды номера счета Примечание
1 – 4 5 – 14 15 – 17 24 – 26
201 00 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номеров счетов учета денежных средств необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов. Очевидно, такое деление не имело практического смысла, поскольку деньги, полученные в рамках одного вида деятельности (например, от аренды), могли расходоваться в рамках другого вида деятельности.
207 00 раздел, подраздел нули 640 КОСГУ По счетам аналитического учета счета 207 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).
Ранее в тексте Инструкции № 174н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код поступления, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 640 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и бюджетные учреждения.
209 81 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номера счета 209 81 необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.
210 05 раздел, подраздел нули 510 КОСГУ Счет 210 05 применяется и для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. В этом случае в разрядах 1 – 4 номера счета 210 05 отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой будет отражаться доход от оказанного вида услуги (работы).
301 00 раздел, подраздел нули 810 КОСГУ По счетам аналитического учета счета 301 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).
Ранее в тексте Инструкции № 174н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код выбытия, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 810 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и бюджетные учреждения.

Очевидно, в тексте п. 2.1 Инструкции № 174н в новой редакции допущена опечатка. В нем сказано, что в разрядах 5 – 17 номера счета 210 05 указывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510. Этот код ставится в разрядах 15 – 17 номера счета. Следовательно, по общему правилу в разрядах 5 – 14 номера счета отражаются нули.

Учет нефинансовых активов

Корреспонденции счетов по внутреннему перемещению объекта основных средств между материально ответственными лицами распространяются также на передачу имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Одновременно информация о переданных объектах основных средств отражается на соответствующих забалансовых счетах 25, 26. Уточнение внесено в пункт 9 Инструкции № 174н. Аналогичное положение введено для нематериальных и непроизведенных активов (п.п. 16, 21 Инструкции № 174н).

Пункт 53 Инструкции № 174н дополнен новым положением, которое применяется при отражении в учете передачи фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) балансодержателю объекта для отнесения суммы вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости объекта. Иными словами, имеется в виду ситуация, когда объект числится на балансе одного учреждения, а функции по поддержанию этого объекта в рабочем состоянии возложены на другое учреждение (обособленное подразделение).

Операция оформляется записью по кредиту счетов 0 106 11 310, 0 106 21 310, 0 106 22 320, 0 106 24 340, 0 106 31 310, 0 106 32 320, 0 106 34 340, 0 106 41 310, 0 106 42 320, 0 106 44 340 и дебету счетов:

  • 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 340 – при передаче вложений головному учреждению, обособленному подразделению (филиалу);
  • 0 401 20 241 – при передаче государственным и муниципальным организациям.

Обратите внимание, что в корреспонденциях счетов применяются коды КОСГУ из группы 300 «Поступление нефинансовых активов», а не 400 «Выбытие нефинансовых активов».

Кроме того, из пункта 53 Инструкции № 174н исключены абзацы, которые определяли корреспонденции счетов при списании вложений, в т.ч. в объекты незавершенного строительства, в случаях:

  • уничтожения в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • уничтожения в результате террористических актов, иных действий не по воле учреждения как правообладателя.

Можно сделать вывод, что в перечисленных случаях необходимо руководствоваться общей нормой о признании расходами текущего финансового года капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами). Вложения, учтенные на соответствующем счете аналитического учета счета 0 106 00 000, следует списать в дебет счета 0 401 20 273.

Финансовый результат

Уточнен порядок учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:

№ п/п Бухгалтерская запись Пункт Инструкции № 174н Примечание
дебет счета кредит счета
1 Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания на основании соглашения с учредителем 4 205 31 560 4 401 40 130 158 Ранее для начисления доходов от субсидии на выполнение задания были предусмотрены две записи. Применение той или иной корреспонденции зависело от периода, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии.
Если соглашение заключалось в текущем году на очередной финансовый год, должны были отражаться доходы будущих периодов на счете 4 401 40 130.
Если соглашение заключалось в текущем году на этот же год, доход должен был начисляться в обычном порядке по счету 4 401 10 130.
Теперь запись по счету 4 401 10 130 предусмотрена только для случая, когда в текущем финансовом году увеличивается объем субсидии (при изменении условий соглашения по предоставлению субсидии).
Таким образом, изменения подразумевают, что соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено до начала финансового года, на который утверждено задание.
2 Признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания 4 401 40 130 4 401 10 130 158 Запись делается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения, заключенного с учредителем (вне зависимости от факта перечисления субсидии).
3 Увеличен в текущем финансовом году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания 4 205 31 560 4 401 10 130 93, 150 Запись делается при изменении в текущем году условий соглашения по предоставлению субсидии.
4 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания 4 401 10 130 4 303 05 730 150, 152 Остаток субсидии возвращается, если не достигнуты установленные заданием показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ).
Основанием служит отчет о выполнении задания, представленный учредителю.

Пункт 94 Инструкции № 174н уточнен в части получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции, товаров) по госконтрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива. Одновременно с поступлением денег на лицевой счет бюджетного учреждения на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции, товаров) уменьшается ранее принятое к учету казначейское обеспечение обязательств по забалансовому счету 10.

Порядок учета операций по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом) разъяснен в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702. Подробнее читайте .

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В Инструкции № 174н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 113 Инструкции № 174н);
Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н).

Корреспонденция из п. 112 Инструкции № 174н противоречила порядку учета НДС, установленному НК РФ. Кодексом предусмотрено восстановление в бюджет НДС, принятого к вычету с предоплаты, а не зачет. Этот недостаток исправлен в новой редакции п. 112 Инструкции № 174н: для восстановления суммы НДС в учете должна быть сделана запись по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 303 04 730. Порядок отражения в программе расчетов по НДС по авансам, выданным на счете 210 13, показан в практических статьях справочника хозяйственных операций по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений.

Санкционирование расходов

В новой редакции п. 167 Инструкции № 174н допускается использование корреспонденции со счетом 502 07 «Принимаемые обязательства» при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу счет 502 07 не применяется при принятии обязательств в рамках закупок у единственного поставщика, а также по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 308 Инструкции № 157н).

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснял, что учреждение вправе в рамках учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 502 07 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь положения этого письма внесены в Инструкцию № 174н.

Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.

В этом материале рассмотрены изменения, которые планируется внести в методологию учета в части отражения отдельных операций финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, после вступления в юридическую силу:

— Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее — Приказ Минфина России N 89н), который вносит изменения в Инструкцию N 157н <1>;

— приказа Минфина России, который будет вносить изменения в Инструкцию N 174н <2>.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Поскольку то, о чем мы будем говорить в статье, изложено не на основании нормативных актов, это не руководство к действию, а информация для сведения.

Изменения в учете объектов непроизведенных активов

Сегодня земельные участки, находящиеся у бюджетных учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». После вступления в силу Приказа Минфина России N 89н такие объекты будут учитываться на балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (новая редакция п. 71 Инструкции N 157н). Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости) отражается в учете по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) следующей записью:

Дебет счета 4 103 11 330

Кредит счета 4 401 10 180.

Финансовые активы учреждения

При перечислении денежных средств на дебетовые банковские карты, а также при совершении расчетов с использованием банковских карт при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день используется счет 0 201 03 «Денежные средства учреждения в пути» (новая редакция п. 162 Инструкции N 157н).

С учетом этого предполагается в Инструкцию N 174н внести следующие изменения:

— выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) отражать записью:

Дебет счета 0 201 23 000

Кредит счета 0 201 34 000;

— выбытие денежных средств из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам:

Дебет счета 0 201 23 000

Кредит счета 0 201 34 000;

— проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 2 201 23 000

Кредит счета 2 205 31 000;

— проведение операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 0 201 23 000

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000;

— поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм инкассированных наличных денег, а также сумм внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 0 201 11 510

Кредит счета 0 201 23 610.

Пример 1. Бюджетное учреждение в конце дня сдало сумму полученной за день выручки в размере 800 000 руб. инкассаторам.

В бухгалтерском учете операции по движению денежных средств будут отражаться следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сдача выручки инкассаторам

2 201 23 510

2 201 34 610

2 000 000

Поступила выручка на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 201 23 610

2 000 000

Новые правила учета расчетов по доходам

Минфин предполагает внести в Инструкции N N 157н, 174н новый счет 0 205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 199 Инструкции N 157н).

Кроме того, планируется внести уточняющие правки в п. п. 93, 94 Инструкции N 174н, согласно которым:

— начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС, отражать записью:

Дебет счета 7 205 31 560

Кредит счета 7 401 10 130.

Напомним, что в действующей редакции п. 93 Инструкции N 174н для отражения такой операции предполагается использование счета 7 401 10 180;

— начисление доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного арендаторам:

Дебет счета 2 205 20 000

Кредит счета 2 401 10 120;

— начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):

Дебет счета 0 209 83 560

Кредит счета 0 401 40 172;

— начисление доходов будущих периодов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):

Дебет счета 0 205 81 560

Кредит счета 0 401 40 180;

— списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам):

Дебет счета 0 401 10 173

Кредит счета 0 205 00 000 с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежных дебиторов», списанной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»;

— уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом:

Дебет счета 2 302 00 000

Кредит счета 2 205 00 000.

Расчеты с подотчетными лицами

Новая редакция п. 214 Инструкции N 157н звучит следующим образом. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета. Из дословного прочтения этого пункта следует, что подотчетному лицу может быть выдано одновременно под отчет несколько сумм при условии, что по ранее выданным суммам не наступил срок представления авансового отчета. Однако это положение противоречит нормам п. 6.3 Указания о порядке ведения кассовых операций <3>, согласно которым выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

<3> Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Денежные средства под отчет выдаются не только в валюте РФ, но и в иностранной валюте. Данные суммы подлежат переоценке в валюту РФ. Из положений новой редакции п. 215 Инструкции N 157н следует, что переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета). При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года для переоценки активов.

Расчеты с подотчетными лицами посредством технических средств (банкомата, электронного терминала) планируется отражать с использованием счета 0 210 23 000.

Пример 2. На банковскую карту подотчетного лица была перечислена подотчетная сумма с лицевого счета в размере 5000 руб. на приобретение строительных материалов для ремонтных работ. Согласно авансовому отчету, представленному подотчетным лицом, у него остался остаток подотчетной суммы в размере 800 руб., который был зачислен на лицевой счет учреждения. Операции проводятся по коду вида деятельности 2.

В бухгалтерском учете операции по движению подотчетной суммы отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы подотчетному лицу денежные средства на приобретение строительных материалов

2 201 23 510

2 201 11 610

2 208 34 560

2 201 23 610

Приняты к учету операции, совершенные подотчетным лицом

2 105 34 340

2 208 34 660

Возвращены неизрасходованные подотчетные суммы на лицевой счет учреждения

2 201 23 510

2 208 34 660

2 201 11 510

2 201 23 610

Расчеты по недостачам

Приказ Минфина России N 89н вносит коррективы в порядок применения счета 0 209 00 000, который будет называться «Расчеты по ущербу и иным доходам». Данный счет будет применяться не только для учета сумм выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета сумм:

— предварительных оплат, не возвращенных контрагентом, в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

— задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);

— задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

— излишне произведенных выплат;

— принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;

— ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных расходов.

В соответствии с этими изменениями корректировке подверглась и группировка расчетов по ущербу имуществу. Согласно действующей редакции п. 221 Инструкции N 157н группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по группам поступлений, возмещаемых за причиненный ущерб имуществу по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

— 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

— 80 «Расчеты по прочему ущербу».

Новая редакция этого пункта предполагает производить группировку расчетов по ущербу и иным доходам по следующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

— 30 «Расчеты по компенсации затрат»;

— 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

— 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

— 80 «Расчеты по иным доходам».

На счетах расчетов по ущербу (счет 209 70) и иным доходам (счет 209 80) будут учитываться:

— расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;

— расчеты по суммам ущерба в виде произведенных предварительных оплат в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведения претензионной работы;

— расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;

— расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);

— расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам», учитываются на счете 209 80 «Расчеты по иным доходам». Так, в п. 150 Инструкции N 174н планируется внести положения о том, что начисление доходов от реализации нефинансовых активов будет отражаться записью:

Дебет счета 2 209 83 002

Кредит счета 2 401 10 172.

Соответственно, в п. п. 109, 110 Инструкции N 174н планируется внести следующие новые нормы:

— суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведения претензионной работы, отражаются записью:

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

— суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний:

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

— суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск:

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

— расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек):

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

— суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством:

Дебет счета 0 209 41 560

Кредит счета 0 401 10 140;

— уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

Дебет счета 2 302 00 830

Кредит счета 2 209 40 660;

— уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания:

Дебет счета 2 304 06 830

Кредит счета 2 209 40 660.

Расчеты с учредителем

В п. 117 Инструкции N 174н планируется внести изменения и привести его в соответствие с нормами Письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 и требованиями Инструкции N 33н <4>.

<4> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств, делается запись:

Дебет счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 4 210 06 000 «Уменьшение расчетов с учредителем».

При выбытии такого имущества методом «Красное сторно» делается такая же запись.

Расчеты с прочими дебиторами

Согласно нормам п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе <5> исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

<5> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению Минфина, на счете 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» следует отражать (новая редакция п. 235 Инструкции N 157н):

1) расчеты с дебиторами по операциям:

— предоставления обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе;

— обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;

2) ожидаемые к поступлению налоги, сборы, иные платежи, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам));

3) иные операции, возникающие в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренные для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Налог на добавленную стоимость

Новая редакция Инструкции N 157н предполагает вместо счета 210 01 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» использовать счет 210 10 «Расчеты по налоговым вычетам» для учета (п. 224 Инструкции N 157н):

— расчетов по суммам НДС, полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;

— расчетов по суммам НДС, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, отражается записью:

Дебет счета 0 303 04 830

Кредит счета 0 210 11 660.

В свою очередь, списание суммы НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, отражается записью (новая редакция п. 113 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 100 00 000

Кредит счета 0 210 12 660.

Резервы предстоящих расходов

В Инструкцию N 157н будет введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов». По мнению Минфина, на данном счете следует отражать (п. 302.1 Инструкции N 157н):

— расходные обязательства, возникающие у учреждения вследствие принятия других обязательств (например, оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д.);

— расходные обязательства, возникшие у учреждения в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);

— расходные обязательства, оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек)), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

— расходные обязательства по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (коммунальные услуги, услуги связи);

— иные случаи, предусмотренные при формировании учетной политики учреждения.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.

Принятие обязательств

Забалансовый учет

Счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Новой редакцией п. 335 Инструкции N 157н предусмотрено, что этот счет будет использоваться в том числе для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), в том числе в связи с физическим или моральным износом (нецелесообразностью его дальнейшего использования).

Пример 3. Бюджетным учреждением принято решение о списании оборудования, непригодного для дальнейшей эксплуатации. Оборудование было приобретено за счет средств учредителя и учтено в составе особо ценного движимого имущества. Данное оборудование подлежит демонтажу, работы по которому будут производиться специально нанятым для этого работником. Балансовая стоимость оборудования — 600 000 руб., сумма начисленной амортизации составила 560 000 руб. Цифры в примере приведены условные.

В бухгалтерском учете операции по списанию оборудования будут отражены следующим образом:

О. Заболонкова
редактор журнала «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»

Напомним, в Инструкцию № 157н внесены изменения Приказом Минфина РФ № 64н. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте 26.04.2018, и его положения должны применяться при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2018 года. Ранее были рассмотрены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В этой статье расскажем об изменениях, коснувшихся учета нефинансовых активов.

Первоначальная стоимость нефинансовых активов

Согласно п. 23 Инструкции № 157н в новой редакции объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не установлено НК РФ), признается их первоначальной стоимостью, если иное не предусмотрено Инструкцией № 157н.

Ранее в определении первоначальной стоимости упоминалась и фактическая, теперь применяется только термин «первоначальная стоимость». Определение первоначальной стоимости не претерпело принципиальных изменений: понятие «приобретение» заменено на «приобретение в результате обменных операций». Таким образом, термины Инструкции № 157н приводятся в соответствие требованиям федеральных стандартов, в частности СГС «Основные средства».

Первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив принят субъектом учета к бухгалтерскому учету. Обменные операции – операции, в ходе которых субъект учета передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), преимущественно в форме денежных средств (их эквивалентов) и (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав на пользование имуществом (п. 7 СГС «Основные средства»).

Первоначальная стоимость непроизведенных активов. Как и прежде, первоначальной стоимостью непроизведенных активов признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость нефинансовых активов при оплате неденежными средствами. Если объект нефинансовых активов получен учреждением по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, то его стоимость определяется (п. 24 Инструкции № 157н в новой редакции):

1) по справедливой стоимости (по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы);

2) исходя из остаточной (балансовой) стоимости передаваемого взамен актива – при невозможности установить справедливую стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам;

3) в условной оценке (один объект – один рубль) – в случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким‑либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая.

Как видим, более подробно расписан алгоритм определения стоимости для объектов, полученных по договорам оплаты неденежными средствами. В частности, введено понятие справедливой стоимости. Такой термин введен СГС «Основные средства», хотя особенности ее определения остались прежними: цена аналогичного нефинансового актива.

Кроме того, добавили еще два варианта установления стоимости нефинансовых активов, полученных по договорам оплаты неденежными средствами, что также соответствует требованиям стандарта.

Первоначальная стоимость нефинансовых активов, полученных по необменной операции. Согласно новой редакции п. 25 Инструкции № 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в том числе по договору дарения), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанных объектов, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.

Определено, что получение нефинансового актива безвозмездно является необменной операцией, а текущая оценочная стоимость приравнена к справедливой, то есть как того требует терминология СГС «Основные средства».

Необменные операции – операции, в ходе которых субъект учета получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). К необменным операциям относятся операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами (п. 7 СГС «Основные средства»).

Материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением по необменным операциям, до признания их в составе балансовых объектов учета (активов) учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях отсутствия таковой – в условной оценке (один объект – один рубль).

Находящиеся в пользовании учреждения материальные объекты нефинансовых активов, предоставленные балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении (передаче) (п. 32 Инструкции № 157н в новой редакции).

Определение текущей оценочной стоимости. В пункт 25 Инструкции № 157н введены новые положения, согласно которым определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной рублю, в случае если данные на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны. При этом названные материальные ценности также отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке (один объект – один рубль).

После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

Введены дополнения в правила определения текущей оценочной стоимости.

Первоначальная стоимость объектов учета аренды. Первоначальная (балансовая) стоимость объектов учета аренды определяется в соответствии с СГС «Аренда» (п. 26 Инструкции № 157н в новой редакции).

Балансовая стоимость нефинансовых активов. Добавлено, что такая стоимость изменяется в случае обесценения нефинансовых активов (п. 27 Инструкции № 157н в новой редакции).

Обесценение актива – это снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), связанное со снижением ценности актива (п. 5 СГС «Обесценение активов»).

Стоимость продаваемых нефинансовых активов. В пункт 28 Инструкции № 157н введен новый абзац, согласно которому объекты нефинансовых активов, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

Стоимость после переоценки. Напомним, учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением активов в ценностях Госфонда России, и имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ (абз. 1 п. 28 Инструкции № 157н).

Приказом Минфина РФ № 64н внесено следующее уточнение: результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Счета учета нефинансовых активов

Напомним, счет, на котором учитываются основные средства, содержит код группы синтетического счета и аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

В частности, с 2018 года объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета (п. 37 Инструкции № 157н в новой редакции).

Группа счета по объектам имущества

Группа счета по затратам на производство готовой продукции, работ, услуг

10 «Недвижимое имущество учреждения»

60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»

70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»

30 «Иное движимое имущество учреждения»

80 «Общехозяйственные расходы»

40 «Права пользования активами»

50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»

90 «Имущество в концессии»

Убрали группу затрат 90 «Издержки обращения», но добавили группу 90 «Имущество в концессии» к объектам имущества, по группе 40 теперь отражаются права пользования активами, а ранее – предметы лизинга.

В свою очередь, коды вида счета также претерпели изменения и согласно п. 53 Инструкции № 157н в новой редакции выглядят следующим образом:

1 «Жилые помещения»;

2 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»;

3 «Инвестиционная недвижимость»;

4 «Машины и оборудование»;

5 «Транспортные средства»;

6 «Инвентарь производственный и хозяйственный»;

7 «Биологические ресурсы»;

8 «Прочие основные средства».

По коду 3 ранее учитывались сооружения, теперь – инвестиционная недвижимость, по коду 7 ранее отражался библиотечный фонд, теперь – биологические ресурсы. У кодов 2 и 6 просто скорректированы названия.

Особенности учета основных средств

Из пункта 38 Инструкции № 157н убрали положения об учете основных средств, находящихся на консервации. Кроме того, согласно внесенным изменениям в этом же пункте при отнесении нефинансового актива к основным средствам необходимо применять критерии, указанные в СГС «Основные средства».

Также исключили п. 40 – 42 Инструкции № 157н: про учет основных средств в комплексе конструктивно сочлененных предметов, про основное средство, находящееся в долевой собственности, и про капитальные вложения арендатора в используемое им имущество. Теперь необходимые нормы содержатся в СГС «Основные средства», «Аренда».

Пункт 45 Инструкции № 157н дополнили положением, указывающим на то что, в составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются служебные собаки, многолетние насаждения, лошади и иные объекты животного (живые животные) и растительного происхождения (деревья и другие многолетние сельскохозяйственные культуры, например, фруктовые сады, виноградники, другие плантации), неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем учреждения.

Срок полезного использования. Правила определения срока полезного использования основного средства также убрали из Инструкции № 157н, так как эти положения закреплены в СГС «Основные средства».

Инвентарный объект. Как и прежде, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Особенности учета конструктивно обособленного объекта как единого инвентарного объекта прописаны в СГС «Основные средства», поэтому их исключили из п. 45 Инструкции № 157н.

Инвентарный номер. Согласно п. 46 Инструкции № 157н в новой редакции каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. (ранее – 3 000 руб.) включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается инвентарный номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

1. Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов, формируемый как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

2. Объектам основных средств, имеющим уникальный номер, однозначно его идентифицирующий в качестве индивидуально определенной вещи (например, кадастровый номер, государственный (регистрационный) опознавательный знак (номер) транспортного средства, серийный номер единицы изготовленного оружия), присваивается инвентарный номер без нанесения его на объект.

3. Инвентарный номер объектов основных средств при реклассификации объектов не изменяется (в том числе при условии изменения группы учета нефинансовых активов (в том числе при условии принятия на балансовый учет объектов, учитываемых на забалансовых счетах).

4. Учет неотделимых улучшений в объекты имущества, являющиеся объектами учета операционной аренды (формирование их инвентарных номеров), осуществляется с обеспечением идентификации каждого инвентарного объекта с соответствующим правом пользования активом.

Выбытие основных средств. Пунктом 51 Инструкции № 157н в новой редакции установлено, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 101 00 «Основные средства». Здесь же приводятся случаи, когда осуществляется такое списание. Приведем те из них, которые введены Приказом Минфина РФ № 64н:

– прекращение признания объекта в составе активов субъекта учета, в частности, при условии несоответствия его критериям активов;

– возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;

– иные случаи прекращения признания объекта основных средств в бухгалтерском учете.

Здесь же уточнено, что амортизационные отчисления по списываемым основным средствам отражаются по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 104 00 «Амортизация».

Ранее не было прямого указания на кредит счета 101 00 и дебет счета 104 00. Скорректирован перечень случаев списания ОС с учета.

Нефинансовые активы, не приносящие экономической выгоды. Объекты нефинансовых активов, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала, в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (в частности, при прекращении по решению учреждения их использования для целей, предусмотренных при принятии к учету, в том числе в связи с полной или частичной утратой потребительских свойств, технического потенциала (физического или морального износа)), учитываются на забалансовых счетах рабочего плана счетов учреждения, утвержденного в рамках его учетной политики.

Информация о таких объектах нефинансовых активов подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 35 Инструкции № 157н в новой редакции).

Аналогичные требования закреплены в п. 8 СГС «Основные средства».

Учет земельных участков

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 64н в п. 71 Инструкции № 157н уточнены следующие моменты касательно учета непроизведенных активов (в частности, земельных участков):

1. На счете 103 00 следует учитывать в том числе земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот.

2. При отсутствии кадастровой стоимости земельного участка его необходимо учитывать по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке (один квадратный метр – один рубль).

Объекты непроизведенных активов учитываются на счете, содержащем аналитические коды группы синтетического счета:

– 10 «Непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения»;

– 30 «Непроизведенные активы – иное движимое имущество;

– 90 «Непроизведенные активы – в составе имущества концендента» (п. 78 Инструкции № 157н в новой редакции).

Амортизация

Правила амортизации основных средств закреплены в разд. VI СГС «Основные средства». Напомним, п. 36 СГС «Основные средства» предусмотрено три метода начисления амортизации для основных средств: линейный, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции.

В связи с этим из п. 85 Инструкции № 157н исключили положение, согласно которому амортизация основных средств начислялась линейным методом. Теперь, с 2018 года, указанный пункт устанавливает обязанность начислять линейным способом амортизацию только в отношении права пользования активами и нематериальных активов.

Далее уточнено (абз. 2 п. 85 Инструкции № 157н в новой редакции): в случаях расчета амортизационных начислений линейным способом, при изменении срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, изменении срока права пользования активом, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования.

Таким образом, применять положения данного абзаца надо при выборе линейного способа амортизации для основных средств и при начислении амортизации по нематериальным активам и правам пользования активами.

Согласно п. 89 Инструкции № 157н в новой редакции начисленная (принятая к учету) сумма амортизации нефинансовых активов учитывается на счете, содержащем следующие коды группы и аналитические коды вида синтетического счета:

Код группы

Аналитический код вида синтетического счета

10, 20, 30, 90

1 «Амортизация жилых помещений»

2 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

3 «Амортизация инвестиционной недвижимости»

4 «Амортизация машин и оборудования»

5 «Амортизация транспортных средств»

6 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного»

7 «Амортизация биологических ресурсов»

8 «Амортизация прочих основных средств»

9 «Амортизация нематериальных активов»

1 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»

2 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

4 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

9 «Амортизация имущества казны в концессии»

* * *

Так как с 01.01.2018 при ведении учета необходимо соблюдать требования федеральных стандартов бухгалтерского учета, в Инструкцию № 157н внесены соответствующие изменения (например, исключены положения, дублирующие нормы стандартов). Терминология также приводится в соответствие положениям стандартов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и признании утратившими силу отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения Единого плана счетов бухгалтерского учета».

Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда».

Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов».

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 6 января 2018 г. — Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 212н

См. предыдущую редакцию

2.1. При ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики, отражаются:

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 2.1 применяется, начиная с 1 января 2017 г.

в 1 — 4 разрядах номера счета — аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;

в 5 — 14 разрядах номера счета — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;

в 15 — 17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее — поступления) или аналитический код вида выбытий по расходам, иным выплатам, в том числе по погашению заимствований (далее — выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);

в 24 — 26 разрядах номера счета — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);

Наименование соответствующего счета аналитического учета Рабочего плана счетов включает наименование соответствующего счета Плана счетов бюджетного учреждения и наименование классификационного признака вида поступлений или выбытий, указанное в круглых скобках.

В 1 — 17 разрядах номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120200 «Расходы текущего финансового года» (040120241, 040120242, 040120270) в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. По счету 421006000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующим с ним счетом 040110172 «Доходы от операций с активами» в 1 — 17 разрядах номеров счетов отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 020100000 «Денежные средства учреждения» в 1 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

Абзац утратил силу с 8 мая 2018 г. — Приказ Минфина России от 31 марта 2018 г. N 66Н

См. предыдущую редакцию

В 1 — 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств.

По счетам аналитического учета счета 020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 — 17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

По счетам аналитического учета счета 020981000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 1 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 021005000 «Расчеты с прочими дебиторами» в 1 — 4 разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5 — 17-аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов».

По счетам аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 — 17 разрядах номера счета отражается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу».

В 5 — 14 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули.

По счетам аналитического учета счета 030401000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» в 1 — 17 разрядах номера счета отражаются нули.

Абзац утратил силу с 6 января 2018 г. — Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 212н

См. предыдущую редакцию

В целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности, в соответствии с требованиями учредителя, а также в целях управленческого учета, бюджетного учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают соответствующие аналитические коды поступления (выбытия) в порядке, предусмотренном их учетной политикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *