Ответственность за нарушение технических регламентов

Содержание

Техническое регулирование

Основные НПА

— Технические регламенты
— Договор о ЕАЭС
— Протокол о техническом регулировании

Решения ЕЭК:
№ 526 • № 293 • № 294 • № 299 • № 41 • № 44

Услуги IFCG

— Сертификат соответствия ТР ЕАЭС
— Декларация о соответствии ТР ЕАЭС
— Сертификат и Декларация ГОСТ Р
— Свидетельство о государственной регистрации
— Разработка маркировки продукции

Правовые основы обязательной сертификации

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ответственность за несоблюдение правил и требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), а также за недостоверную (необоснованную) сертификацию устанавливается национальным нормативно-правовыми актами стран-членов Союза.

На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности, а также некоторые обязанности сторон закреплены в технических регламентах Таможенного союза/Евразийского экономического союза (на середину 2017 года принято уже 42 регламента). Более детально права и обязанности заявителей и органов по сертификации содержатся, как и было сказано выше, в нормативно-правовых актах стран-членов ЕАЭС.

В Российской Федерации права и обязанности сторон в области сертификации установлены прежде всего Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании». Данным законом также установлены виды разрешительных документов, подтверждающих соответствие качества и безопасности продукции (Сертификат, Декларация).

Наличие Сертификата соответствия или Декларации о соответствии либо иного документа, подтверждающего безопасность и качество продукции — обязательное требование для всех производителей, продавцов, поставщиков, желающих реализовать свой товар на территории России. Отсутствие таких документов при выпуске товаров в обращение грозит нарушителям административной или уголовной ответственностью в соответствии Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовным кодексом (УК) РФ.

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия регламентированы в статье 28 Федерального закона «О техническом регулировании».
Так, заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель обязан:

  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая не соответствует требованиям технических регламентов.

Важно также помнить, что при ввозе товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на территорию России в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявитель (уполномоченное заявителем лицом) обязан предоставить декларацию о соответствии или сертификат соответствия, а в сопроводительной документации на продукцию должен быть указан номер сертификата/декларации.

В Технических регламентах Таможенного союза/ЕАЭС также устанавливаются некоторые обязанности заявителя (изготовителя) такие, как хранение протоколов испытания, технических условий на товар (при наличии), эксплуатационных документов, контракта (договора на поставку) или иную товаросопроводительную документацию. Так, например, при сертификации партии средств индивидуальной защиты согласно ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» документы должны храниться у импортера (поставщика) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии, а при сертификации продукции легкой промышленности согласно ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» — в течение не менее 5 лет со дня реализации последнего изделия из партии. Данные документы могут быть затребованы органам государственного контроля (таможня, налоговая).

Права и обязанности аккредитованных органов (лабораторий) по сертификации

Прежде всего в задачи аккредитованных органов по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции,проведение испытаний продукции и т.д.

Специалисты таких органов проверяют:

  • правильности всех документов, предоставляемых заявителем (в том числе регистрационные и учредительные документы);
  • соблюдения требований, установленных в технических регламентах;
  • правильности подобранных кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров;
  • достоверности результатов испытаний образцов продукции;
  • и т.д.

Аккредитованные органы по сертификации и должностные лица (эксперты) таких органов, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской.

Ответственность сторон

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), а также органы по сертификации и испытательные лаборатории несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» посвящена степени ответственности и видам наказания в области предпринимательской деятельности, в том числе связанной с процессом сертификации продукции:

  • Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46.1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

Ниже представлена общая таблица правонарушениями сторон в области сертификации и видами наказаний (максимальные) за них.

Правонарушение Наказание Статья КоАП РФ
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • на граждан – штраф до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения
Статья 14.43.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • на юридических лиц — штраф до 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение с конфискацией предметов административного правонарушения/ административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 14.43.1.
Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • на должностных лиц – штраф до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей
Статья 14.44.
Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рубле
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей
Статья 14.45.
Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • на должностных лиц штраф – до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – до одного миллиона рублей
Статья 14.46.
Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
Статья 14.46.1.
Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – штраф до пятисот тысяч рублей.

При повторном совершение административного правонарушения:

  • на индивидуальных предпринимателей — штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц — штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 14.46.2

Административная ответственность аккредитованного сертификационного органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 14.47 КоАП РФ. Так, за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании или с нарушением установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия в большинстве случаев взимается штраф как с должностных лиц сертификационного органа, так и с самого юридического лица.

Ответственность испытательных лабораторий за представление недостоверных результатов исследований (испытаний) установлена в статье 14.48 КоАП РФ (должностному лицу грозит штраф или дисквалификация, юридическому лицу – штраф).

Кроме того, в Уголовном кодексе РФ (ст. 238) установлена уголовная ответственность за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности. По субъектами ответственности являются работники органов по сертификации, а также сотрудники юридических лиц-заявителей.

Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа (до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет), либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 10 лет.

При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, без представления в таможенные органы информации об этих документах равно как представление недействительных документов в соответствии со статьей 16.2 п.3 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания

  1. За исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции
  2. ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»
  3. ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»
  4. Глава 14. КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
  5. Статья 238. УК РФ Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
  6. Статья 16.2. КоАП РФ Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

См. также

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
  • Что такое Технический регламент Таможенного союза/Евразийского экономического союза?
  • Технические регламенты Таможенного союза и формы оценки соответствия

Ссылки

  • Уголовный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Евразийская экономическая комиссия

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:

70 лет назад, в 1940 году, партия и правительство решили сажать на срок от 5 до 8 лет директоров и технических руководителей предприятий, выпускающих брак. Обозреватель «Власти» Евгений Жирнов восстановил историю репрессивной борьбы за качество продукции.

«Пока незаслуженно приобретенная репутация не рухнет»

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему среди всего многочисленного российского пролетариата, описанного множеством авторов в бесчисленном количестве произведений, самым популярным персонажем был и остается лесковский Левша, подковавший блоху? Во-первых, он представлял собой редкостный тип мастерового, который вместо того чтобы думать, как объегорить заказчика, искренне заботился о точности изготовления, оригинальности и качестве продукции. А во-вторых, печальная судьба Левши, погибшего при попытке доставить из Англии подсмотренный технический секрет, служила и служит оправданием для тех, кто с малолетства убежден, что от работы и лошади дохнут, а делать всегда и все можно тяп-ляп.

Такое отношение к делу распространилось в России во времена крепостного права, когда жизнь и благополучие землепашцев в подавляющем большинстве деревень перестали зависеть от количества, качества и результатов труда, а главным стимулом к ударной работе стали розги. Потом, после освобождения крестьян, правительство Российской империи испытывало настоятельную нужду в том, чтобы переломить ситуацию. Ведь в аграрной стране низкое качество производимой продукции каждый ее житель ощущал собственным желудком. А потому применялись самые разнообразные и разносторонние меры борьбы за качество.

Важным способом стимулирования добросовестности производителей считались, например, выставки. В утвержденном императором положении о Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года говорилось:

«Всем выставленным предметам будет составлен систематический указатель, и они будут подвергнуты осмотру и оценке экспертных комиссий, имеющих быть назначенными для каждого рода произведений. На основании заключений комиссий экспертов, экспонентам, оказавшим наиболее заслуг в промышленной и художественной деятельности, будут присуждены награды».

Награды эти в те времена служили едва ли не лучшей рекламой товаров, и предприимчивые производители тут же принялись за поиск обходных путей для получения выставочных призов за качество. Газета, выпускавшаяся для участников и посетителей выставки 1882 года, писала о системе присуждения наград:

Толщина советского листового металла (на фото) варьировала примерно в той же степени, что и кривизна бетонных плит

Фото: РГАКФД/Росинформ

«Она порождает много интриг, вызывает неудовольствия и не служит гарантией лучшего производства товара, так как случается, что экспонент представит один какой-нибудь предмет, действительно прекрасно исполненный, и назначит за него дешевую цену, но этот экземпляр вовсе не представляет образчика его обыкновенного производства и обыкновенных цен. Заручившись медалью или дипломом, он получает возможность эксплуатировать в течение известного времени покупателей, до тех пор, пока незаслуженно приобретенная репутация не рухнет».

Существовало и еще одно обстоятельство, помогавшее в получении незаслуженных наград большому количеству промышленников, о котором сообщала та же газета:

«Недостаток выставок состоит в том, что они учреждаются слишком часто, вследствие чего полезное значение их уменьшается, потому что экспоненты присылают нередко одни и те же произведения, да и промышленность в короткие сроки не может сделать больших успехов во всех отраслях».

Не добившись успеха с помощью пряника, власти пытались воздействовать на производителей низкокачественной продукции с помощью кнута. В законодательство были введены меры наказания за выпуск некачественной и фальсифицированной продукции, а на рынках и в иных торговых точках начали проводить проверки. О результатах одной подобной проверки — продающегося в Москве сливочного масла — городская санитарная станция докладывала в Московскую городскую управу:

Толщина советского листового металла (на фото) варьировала примерно в той же степени, что и кривизна бетонных плит (на фото)

Фото: РГАКФД/Росинформ

«В течение мая, июня, июля, августа и сентября 1903 г. на санитарной станции было подвергнуто исследованию 329 проб топленого коровьего масла, образцы которого, согласно поручению Управы, набирались для анализа базарными смотрителями-врачами в различных местах торговли этим продуктом, находящихся в различных районах г. Москвы… Из всех доставленных на станцию при указанных условиях 329 проб масла натуральным продуктом можно признать лишь 186 проб, т. е. 56,5% общего числа, тогда как 133 пробы (40,4%) оказались подделанными, подмешанными посторонними жирами (преимущественно салом и растительными маслами). Аналитические данные, полученные при исследовании остальных 10 проб, хотя и не давали несомненных указаний на фальсификацию продукта, но в то же время свидетельствовали о сомнительной натуральности масла, вследствие чего эти пробы надлежит отнести в разряд подозрительных. Что касается вопроса о свежести обращающегося в розничной торговле натурального масла, то из всех 186 проб, признанных станцией натуральными (не подмешанными посторонними жирами), санитарным требованиям удовлетворяли 133, т. е. 71,5% общего числа нефальсифицированных проб, остальные же 53 пробы (28,5%) обладали такой прогорклостью, которая превышает величину, принятую станцией в качестве предельной для свежего масла».

Получалось, что только 40,4% продававшегося в Москве масла можно было считать качественным. И многие современники объясняли эту ужасную, с их точки зрения, цифру тем, что максимальное наказание за выпуск фальсифицированной и некачественной продукции не превышает двух месяцев заключения. К тому же суды, как правило, ограничивались штрафами от 10 до 30 рублей, а то и меньшими. А бракоделы и фальсификаторы получали прибыли в сотни тысяч и миллионы рублей ежегодно. Так что поток некачественной продукции только расширялся.

«Дерматин свисал с автобуса лохмотьями»

О ситуации, считавшейся до революции катастрофической, в советской России могли только мечтать. Практически в каждом промышленном обзоре 1920-х годов говорилось об огромном количестве брака, выпускаемого как государственными предприятиями, так и большинством переданных в аренду частникам заводов. Не лучше обстояло дело в кооперативных и кустарных мастерских.

Естественно, руководители всех производств находили массу оправданий. У одних оказывалась недостаточной квалификация работников, принятых по настоянию профсоюза. Других подводила ночная работа: многие директора фабрик и заводов писали, что в третьи смены работники выпускают до 30% негодной продукции. Однако самым распространенным оправданием оставалось некачественное сырье, поставленное смежниками. В июне 1929 года на конференции в Бумсиндикате (синдикате бумажной промышленности) полиграфисты жаловались на качество бумаги и картона:

Труженики оборонных предприятий находили безотказные инструменты исправления допущенных смежниками недоработок

Фото: РГАКФД/Росинформ

«В полученной, например, фабрикой «Светоч» партии английской папки не было ни одного листа без брака. Эта же фабрика получила с Балахны 3 вагона картона, который был весь в пузырях и слоился. В стопах бумаги, приобретенных Печатным двором (Ленинград), оказались гвозди, куски дерева и т. п… Стоимость всей вырабатываемой бумаги определяется в настоящее время в 165 млн рублей, причем не менее 10% падает в общем на брак. Таким образом, 16 миллионов рублей выбрасывается на ветер».

А бумажники жаловались на своих поставщиков:

«Плоха целлюлоза, получаемая бумажными фабриками. Бумага, вырабатываемая из сясьской целлюлозы, имеет 9,5% сорности вместо нормальных 1,5%».

Совещания проводились во всех отраслях и на правительственном уровне. По итогам обсуждений принималась масса решений, не менявших абсолютно ничего. К примеру, в декабре того же 1929 года «Правда» сообщала о промышленности Ростова-на-Дону: «Усилился выпуск на рынок бракованных изделий. В некоторых отраслях брак превышает 25 проц., доходя до 50 проц.».

Казалось, если переоснастить производство, дело наладится. Но и здесь все шло отнюдь не гладко. В начале 1930-х годов автомобильный завод АМО в Москве переоснащали с помощью иностранных специалистов, затратив на строительство и закупки станков и оборудования в Соединенных Штатах и Германии колоссальную сумму — около 80 млн рублей. Один из американцев, помогавших перестраивать завод, названный после реконструкции ЗИС (завод имени Сталина), писал: «За два года вы построили оборудованный по последнему слову техники завод, который смело может стать в ряд с крупнейшими автомобильными заводами Америки».

Советские горняки разработали уникальную технологию повышения выработки угля за счет его насыщения сопутствующей породой

Фото: РГАКФД/Росинформ

Проблема заключалась в том, что, несмотря на зарубежное оборудование, качество продукции ЗИСа, если не считать правительственные лимузины, осталось подлинно советским. Шофер с Украины Петров писал на завод в 1940 году:

«В мае к нам пришел автобус «ЗИС-16». После того как я начал на нем работать, стали обнаруживаться досадные дефекты. Еще по дороге из Киева отскочила контргайка болта толкателя, упав в картер. Автобус прибыл в автобазу: снаружи и изнутри отстал дерматин. Машина прошла 1500 километров: рассыпалась клапанная пружина. После второй тысячи километров вышла из строя вторая всасывающая клапанная пружина, дерматин свисал с автобуса лохмотьями. Пройдено 2500 километров: вышли из строя часы, лопнули тяги от радиатора под капотом, стал пробивать провод от бобины к трамблеру. 3000 километров: лопнула стяжка, регулирующая педаль сцепления. Пройдено 4000 километров: на барабане обрезаны шпильки, посыпались два подшипника рулевого управления, вытеребились обоймы, начал «врать» указатель бензина».

В том же году на ЗИСе провели проверку качества работы, и оказалось, что одни и те же жалобы на дефекты двигателей поступают уже несколько лет, но абсолютно ничего не делается. А бракованную продукцию выпускают буквально все цеха завода, начиная с литейного, где браковалась практически каждая пятая изготовленная деталь.

Похожая картина наблюдалась на подавляющем большинстве советских производств. В том же 1940 году газеты, к примеру, писали об Ивановской ситцевой фабрике имени Федора Зиновьева, где основной брак происходил по вине раклистов — рабочих, управлявших печатными машинами, которые наносили рисунок на ткань:

Руководство патефонного завода посадили за некачественную военную продукцию. Хотя и профильная гражданская (на фото) вряд ли была намного лучше

Фото: РГАКФД/Росинформ

«В печатном цехе в отдельные дни брак достигает 40-50 процентов. Руководители цехов пытаются объяснить большой брак объективными причинами: плохая вода, плохая краска и т. д. Но дело не только в этом, а главным образом в плохой работе людей. В самом деле, вот печатная машина N 12. Раклист Сорокин, работающий, на ней, допустил брак в 78 кусках ткани, а его сменщик Суров — в 130. Некоторые раклисты ухитряются ежемесячно портить по 150 кусков ткани (в каждом куске около 40 метров)».

Если верить газетам, бракоделы существовали даже в угольных шахтах:

«На шахте «Кочегарка» начальник участка N 10 т. Шевченко на хорошем счету. Единственными людьми, которые делали робкие попытки поставить под сомнение его успехи, были работники районной инспекции по качеству угля. Их данные показывают, что качество продукции участка из месяца в месяц ухудшается, что ценнейший коксующийся уголь пласта «Девятка» превращается здесь в брак. На участке пренебрегают самыми элементарными условиями борьбы за чистоту угля: осыпающаяся всюду порода загрязняет уголь. Шевченко как опытный горняк, разумеется, понимает, какой большой ущерб причиняет он шахте, какие хлопоты и убытки приносит каждая лишняя тонна породы на обогатительной фабрике, затем на коксовом заводе, в доменной печи. Но его это мало трогает. Ведь план угледобычи участок перевыполняет. Не так давно, когда на участке провалилась слабая кровля и глинистые сланцы начали кусками отваливаться в уголь, инспектора по качеству указали, что надо усиленно затягивать кровлю обаполами. Но начальник участка и не подумал что-нибудь предпринять. Ведь порода пойдет на-гора вместе с углем — больше будет процент выполнения плана!»

«Пускаем в работу еще один паровоз»

Главной причиной брака как была, так и осталась гонка за выполнение плана. Но партия и правительство считали, что человеческий фактор играет не менее важную роль. И 10 июля 1940 года президиум Верховного совета СССР принял указ «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями»:

«1. Установить, что выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции и выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов является противогосударственным преступлением, равносильным вредительству.

2. За выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции… главных инженеров и начальников отделов технического контроля промышленных предприятий предавать суду и по приговору суда подвергать тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет».

За выпуск некачественных батарей руководство завода аккумулировало в общей сложности 17 лет заключения

Фото: РГАКФД/Росинформ

Опубликовали этот новый закон 13 июля, а буквально на следующий день началось его неуклонное претворение в жизнь. Газеты сообщали, что за дела бракоделов взялись опытнейшие следователи по важнейшим делам:

«В прокуратуре Азербайджанской ССР у следователя по важнейшим делам т. Двороковского сидит средних лет полный мужчина. Приторно улыбаясь, пожимая плечами, он мягко говорит:

— Видите ли, я с вами вполне согласен, что выпуск недоброкачественного хлеба есть преступление, и как руководитель предприятия признаю себя виновным, но… я виноват частично. Хлебопечение — производство, а на производстве недостатки бывают…

— Выпечку булок на 100 граммов легче установленного стандарта вы тоже считаете недостатками производства? — спрашивает следователь. Директор пекарни N 13 Октябрьского района Сапруков любезно соглашается со всеми доводами следователя. Он не отрицает, что плохо руководил пекарней, не принимал никаких мер против бракоделов, не задумывался над применением средств, повышающих качество хлеба. Сапрукова сменяет заведующий производством Баширов.

— В выпуске недоброкачественного хлеба я не виноват,— заявляет он.— Я не могу следить за работой ночью. Возможно, ночью нарушается технологический процесс выпечки и из-за этого происходит брак. За всем ведь не усмотришь…

Вчера т. Двороковский закончил следствие по делу руководителей пекарни N 13. За систематический выпуск бракованной продукции привлечены к уголовной ответственности директор пекарни Сапруков, зав. производством Баширов и мастер Ахназаров. Все трое заключены под стражу».

Те, кому угрожал арест, немедленно взялись за исправление недостатков. К примеру, директор Ново-Тульского металлургического завода В. Жуков докладывал:

«Рабочие, инженеры, техники и служащие нашего завода встретили Указ Президиума Верховного Совета от 10 июля весьма одобрительно. Как только Указ был опубликован, мы в тот же день обсудили его в цехах, на собраниях бригад. Рабочие и специалисты завода на этих собраниях внесли немало ценных предложений, осуществление которых позволит значительно поднять качество металла… Пускаем в работу дополнительно еще один паровоз. Наводим образцовый порядок на шихтовом дворе, регламентируем по классам и сортам руду. Усилили технический контроль за качеством получаемого сырья… На заводе сейчас проводится полная инвентаризация чугуна. Склады очищаются от всего ненужного. Контроль за отгрузкой чугуна теперь значительно усилен. Отгрузка некондиционного металла нами совершенно прекращена, хотя на этот металл и имеются наряды».

После выхода указа от 10 июля контроль качества продукции превратился в профессию, чреватую восьмилетней отсидкой

Фото: РГАКФД/Росинформ

Однако кампания по борьбе за качество продукции не могла закончиться быстро и бескровно. 26 июля 1940 года ТАСС распространил информацию «В прокуратуре Союза ССР», где говорилось:

«В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 10 июля 1940 г., органами Прокуратуры возбужден ряд уголовных дел о преступных действиях директоров, главных инженеров и начальников отделов технического контроля предприятий, выпустивших в товаропроводящую сеть и поставивших потребителям недоброкачественную, некомплектную или нестандартную продукцию. Так, в Горьковской области возбуждено дело в отношении руководителей завода «Красная Этна». Этот завод с 14 по 23 июля систематически выпускал недоброкачественные детали. Расследуется дело о выпуске недоброкачественных авточастей заводом «Автоприбор» (Московская область). Характерно, что руководители завода после того, как Глававтотракторосбыт 19 июля забраковал эту партию изделий, пытались сдать ее Авторемонтному заводу и Росглававтосбыту. В Москве возбуждено дело работников фабрики «Спортигрушка», выпустившей в течение 1940 г. недоброкачественной продукции на 7 млн руб. Ряд уголовных дел возбужден против работников хлебозаводов, выпускавших недоброкачественный хлеб. В Ярославской области ведется следствие о выпуске недоброкачественной продукции торфопредприятиями Яргрэса. В Челябинской области закончено расследование по делу директора сварочного завода Лихачева, обвиняемого в том, что он систематически допускал выпуск недоброкачественных изделий. Лихачев предан суду. Ведется расследование о выпуске недоброкачественной продукции вторым Государственным часовым заводом в Москве. Возбуждено уголовное дело о выпуске большого количества недоброкачественных тетрадей Краснокамским и Марийским бумкомбинатами. В г. Горьком привлечен к уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной обуви технический руководитель промкомбината Ждановского района Михайловский. Прокуратурой Союза ССР установлен особый контроль за расследованием дел о выпуске недоброкачественной, некомплектной или нестандартной продукции».

Следующим этапом борьбы за качество должны были стать показательные процессы над директорами-бракоделами. Однако здесь судебно-прокурорская машина начала буксовать. Процессы получались безликими, одинаковыми и откровенно скучными. Директоров, главных инженеров или технологов допрашивали о том, как они превратились во вредителей, те показывали технические регламенты и прочие руководящие документы, где говорилось, что определенный процесс брака неизбежен. Прокуроры требовали признаться в том, что для повышения качества продукции сделано далеко не все, но подсудимые предъявляли ворохи приказов, говоривших о том, что они пытались.

Выпуск спичек пониженной воспламеняемости был признан халатностью, а не вредительством

Фото: РГАКФД/Росинформ

Лишь на некоторых процессах всплывали любопытные детали. На заводе бетонных плит в Ленинграде бракованную продукцию пытались разбить в щебень, чтобы скрыть сам факт ее существования. Но независимо от наличия подобных отягчающих обстоятельств суды приговаривали к предусмотренному указом наказанию всех обвиненных.

В декабре 1940 года прокуратура СССР докладывала в Совнарком СССР о достигнутых успехах:

«Со дня издания Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 10 июля с. г. органами прокуратуры было закончено следствием и направлено в суд 363 дела о преступлениях, предусмотренных Указом.

К 1 декабря с. г. судами были вынесены обвинительные приговоры по 221 делу и осуждены по Указу от 10 июля 381 чел. Из числа осужденных работали на предприятиях гос. промышленности 251 чел., на предприятиях системы Всекопромсовета — 80 чел. и на иных предприятиях — 50 чел.

Заслуживают особого внимания следующие дела, рассмотренные судом:

1. Дело работников Коломенского патефонного завода Наркомата Общего Машиностроения (Московская область). Завод выпускал недоброкачественную оборонную продукцию. Директор завода Кирюхин приговорен к 6 годам тюремного заключения, а гл. инженер Марьев и нач. ОТК Люминцев к 5 годам тюремного заключения каждый.

2. Дело работников завода «Автоприбор» системы промкооперации (Московская область). Этот завод систематически выпускал недоброкачественные части для автостроения, которыми снабжал автопромышленность. По этому делу приговорены: директор завода Макарычев к 5 годам тюремного заключения; технорук Суков к 6 годам тюремного заключения, а нач. ОТК Соколов — к 8 годам тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет.

3. Дело работников завода «Карболит» Наркомхимпрома (Московская область). Этот завод выпускал в большом количестве недоброкачественные крышки для аккумуляторных баков. Директор завода Архиповский и гл. инженер Рогов приговорены к 6 годам тюремного заключения каждый, а нач. ОТК Козлов — к 5 годам тюрьмы…

5. Дело работников завода бетонных плит Наркомата Промышленности строительных материалов (г. Ленинград). Этот завод поставлял нестандартные бетонные плиты для ответственных военных строек. Директор завода Райхель и гл. инженер Айзенберг приговорены к 7 годам тюремного заключения каждый. Нач. ОТК Томич приговорен к 5 годам тюремного заключения…

8. Дело работников завода N 55 Наркомата Боеприпасов. Этот завод систематически и в больших количествах выпускал недоброкачественную продукцию. Директор завода Соболев приговорен к 7 годам тюремного заключения с лишением военного звания. Нач. ОТК Костин приговорен к 5 годам тюремного заключения.

9. Дело работников Липецкого Мотороремонтного завода «Союзремтреста» Наркомзема Союза ССР (Воронежская область). Вследствие грубейших нарушений технологической дисциплины завод выпустил недоброкачественную оборонную продукцию. Главный инженер завода Адарюков приговорен к 5 годам тюремного заключения с поражением в правах на 2 года.

10. Дело работников завода «Красная Этна» Наркомата Среднего Машиностроения (г. Горький). Этот завод систематически и в большом количестве выпускал недоброкачественные детали для автостроения. Директор завода Макаров и главный инженер Исаков приговорены к 8 годам тюремного заключения каждый…

13. Дело работников шахты «Северная» Наркомчермета (Днепропетровская область). По этому делу приговорены: начальник шахты Ратушный к 5 годам и технорук Паденко — к 6 годам тюремного заключения…»

Еще через месяц дел стало 396, а осужденных — 417 и подчеркивалось, что «все без исключения осужденные приговорены к тюремному заключению». Однако больше сводки об осужденных директорах-бракоделах в Совнарком не поступали, что свидетельствовало об окончании кампании. Возможно, из-за приближающейся войны руководящие кадры промышленности решили поберечь. А возможно, в ЦК и правительстве сочли, что они достаточно напуганы для того, чтобы работать без брака.

Руководителей осуждали и потом, но далеко не каждого из тех, кто обвинялся в выпуске некачественной продукции, подвергали наказанию на основании указа от 10 июля 1940 года. Например, начальника главного управления спичечной промышленности Наркомлеспрома М. Д. Столярова, обвинявшегося в срыве правительственного задания по производству спичек и выпуске некачественной продукции, в 1942 году отдали под суд по обвинению в халатности и приговорили к шести месяцам исправительных работ по месту работы с удержанием 15% заработной платы.

А указ от 10 июля позднее использовался в создании политических дел в послевоенное время. Знаменитое «Авиационное дело», в ходе которого в 1946 году арестовали и осудили наркома авиапромышленности Алексея Шахурина, главкома ВВС главного маршала ВВС Александра Новикова и других руководителей, началось именно с обвинений в выпуске и приемке некачественной авиатехники. Зато если директоров защищал кто-то из членов Политбюро, прокуратура смотрела на нарушения сквозь пальцы.

Однако самым важным итогом репрессивной борьбы за качество оказалось то, что она окончилась безрезультатно. И о качестве советской, а теперь российской продукции можно сказать только одно — оно неизменно.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 237-ФЗ) регламентированы очередные поправки в административное законодательство. О том, что этот закон привнес в процесс регулирования ответственности за нарушение требований технических регламентов и декларирования соответствия,читайте в статье.

Как проходит декларирование

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 22.07.2011).

В часть статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены изменения, в основном касающиеся повышения штрафных санкций за совершенные правонарушения и введения в квалифицированные составы нарушений таких наказаний, как дисквалификация и конфискация некачественных товаров.

Некоторые составы уже имеющихся в КоАП РФ нарушений расширены и трансформированы в несколько самостоятельных составов. Помимо прочего глава 14 КоАП РФ, закрепляющая ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена ст. 14.43–14.49, регламентирующими ответственность:

  • за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43);
  • недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44);
  • нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45);
  • нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46);
  • нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47);
  • представление недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48);
  • нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49).

Рассмотрим основные изменения Федерального закона № 237-ФЗ, касающиеся ответственности за нарушения технических регламентов и декларирования соответствия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) технический регламент — это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента, или постановлением Правительства, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

К объектам технического регулирования относится продукция, в том числе здания, строения и сооружения или связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Это важно! В соответствии со ст. 24 Федерального закона №184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Штрафы повышены

Итак, в результате изменений Федерального закона № 237-ФЗ значительно повышены штрафы за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (ст. 14.4 КоАП РФ).

Если до изменений за такое нарушение предусматривалось наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, то после изменений санкция ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ выглядит следующим образом:

  • для граждан — административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Помимо этого ст. 14.4 КоАП РФ приобрела квалифицированный состав такого нарушения, квалифицирующим признаком выступает факт повторного его совершения в течение года, что влечет наказание с повышенными размерами штрафа. Для должностных лиц в альтернативе предусмотрено наказание в виде дисквалификации, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительным к штрафу наказанием может выступать конфискация предметов административного правонарушения.

Статья 14.43 КоАП РФ, вновь введенная Федеральным законом № 237-ФЗ, устанавливает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

В силу ст. 14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, — это состав ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

К сведению. Согласно ст. 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Единый знак обращения

Статья 14.46 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Так, маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, теперь является самостоятельным административным составом.

При этом в примечании к указанной статье сказано, что под знаком обращения продукции на рынке следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 14.48 КоАП РФ определяет ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение изготовителем, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством о техническом регулировании, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.49 КоАП РФ).

Также отмечаем, что ст. 19.33 КоАП РФ согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 237-ФЗ, установила ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя, продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Каждый производитель и продавец товаров или услуг несет ответственность за возмещение вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков его продукции, работ или услуг. Такие ситуации могут повлечь серьезные финансовые потери для компании.

В России ответственность производителя и продавца регулируется Гражданским Кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми подлежит возмещению вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге). Мы предлагаем программу по страхованию ответственности производителей, продавцов, исполнителей за вред, причиненный недостатками товара, работ, услуг. Данная программа позволит минимизировать затраты, связанные с возмещением подобных убытков.

Для чего нужен полис?

  • позволит избежать расходов, связанных с возмещением причиненного ущерба;
  • предоставит дополнительные гарантии вашим потребителям и партнерам по бизнесу;
  • повысит лояльность клиентов и потребителей к предлагаемым услугам или продуктам.

Какой бизнес может быть застрахован?

  • предприятия общественного питания, в т.ч. производители продуктов питания;
  • управляющие, клининговые компании
  • производители, продавцы товаров народного потребления;
  • производители, продавцы оборудования и инструментов;
  • компании, выполняющие различные работы, оказывающие услуги.

Сколько стоит?

Стоимость полиса зависит от характера, назначения и области применения товара, результата работ или услуг, годового товарооборота компании или объема производимых работ, уровня контроля качества на производстве, истории случаев причинения вреда вследствие недостатков продукции, а также от страховой суммы и других условий договора.

Мы подробно проконсультируем по всем условиям страховой программы и предложим оптимальное страховое покрытие с учетом потребностей вашей компании.

Кроме того, законом предусмотрена возможность декларирования соответствия продукции как на основании собственных доказательств, так и на доказательствах, полученных с участием третьей стороны.

По смыслу приведенных положений в случае, если процедура подтверждения характеристик продукции проведена с нарушением правил и методов исследований и измерений, а также правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия, такое подтверждение не может признаваться достоверным.

При этом Управление Россельхознадзора по РСО–А информирует хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере оборота зерна и продуктов его переработки, о том, что в последнее время участились факты недостоверного декларирования.

Поэтому напоминаем, что декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 г. № 154 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. № 293 «Единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правила ее оформления».

Также обращаем внимание, что при подтверждении сообразности выпускаемой в обращение продукции (декларировании) хозяйствующим субъектам необходимо:

– проверять область аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации, в которых они планируют проводить лабораторные исследования своей продукции, и регистрировать декларации о соответствии;

– проверять достоверность информации, указанной в декларации о соответствии;

– проверять перечень лабораторных исследований в протоколах испытаний.

Ответственность за достоверность данных, указанных в декларации о соответствии, и реальность всех процессов подтверждения соответствия (протоколы испытаний) в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет заявитель (изготовитель).

При этом за недостоверное декларирование соответствия продукции ст. 14.44 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

1. Недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 25 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей;

2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 тысяч до 35 тысяч рублей; на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *