Ответственность за нарушение лесного законодательства

Об ответственности за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 1992 года N ВЗ-6-02/97
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 1992 года N 8

ПРИКАЗ
Об ответственности за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщают для сведения и руководства, что Правительство Российской Федерации постановлением от 5 февраля 1992 года N 67 «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации»:

1. Утвердило прилагаемые Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований по представлению государственных органов лесного хозяйства использовать в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесного хозяйства до 50 процентов сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.

3. Установило, что раздел VIII Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1981 года N 1045, на территории Российской Федерации не действует.

4. Признало утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1981 года N 222 (СП РСФСР, 1981 г., N 13, ст.82).
Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской федерации предлагают установить контроль за правильным исчислением лесохозяйственными органами сумм неустоек и ущерба за нарушение лесного законодательства.
В связи с изложенным утрачивает силу письмо Министерства финансов РСФСР от 4 мая 1981 года N 03/106 «Об ответственности за нарушение лесного законодательства».

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
С.В.Горбачев
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
В.А.Зверховский

Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации

——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
1. Рубка или повреждение семенни- Пятнадцатикратная таксовая
ков и деревьев в семенных стоимость древесины срубленных
куртинах а также поврежденных семенни-
ков и деревьев в семенных кур-
тинах и полосах
2. Рубка деревьев, не подлежащих Пятикратная таксовая стоимость
рубке при проведении выбороч- древесины срубленных деревьев,
ных, постепенных, санитарных не подлежащих рубке при прове-
рубок и рубок ухода за лесом дении выборочных, постепенных,
санитарных рубок и рубок ухода
за лесом
3. Уничтожение подроста и молод- Трехкратная стоимость создания
няка, вызванное несоблюдением и выращивания лесных культур
лесозаготовителем установлен- до возраста, соответствующего
ного порядка разработки лесо- возрасту уничтоженного подрос-
сек; повреждение или уничто- та, молодняка и лесных культур
жение лесных культур по действующим расчетно-техно-
логическим картам и другим
нормативам затрат
Неустойка, предусмотренная на-
стоящим пунктом, взыскивается
с лесозаготовителя в понижен-
ном размере, если он выполнит
лесовосстановительные (лесопо-
садочные) работы на участках,
где было допущено уничтожение
подроста и молодняка при заго-
товке древесины, в весенне-
летний период в том же кален-
дарном году, а при заготовке
древесины в осенне-зимний пе-
риод — не позднее весны сле-
дующего года
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
4. Рубка леса и трелевка древе- Трехкратная таксовая стоимость
сины в запрещенное в лесору- срубленной и стрелеванной в
бочных билетах (ордерах) запрещенное время древесины
время
5. Заготовка древесины на пере- Десятикратная таксовая стои-
данных лесозаготовителю по мость срубленной древесины
актам лесосеках до получения
лесорубочных билетов (орде-
ров) или по истечении указан-
ного в лесорубочных билетах
(ордерах) срока
6. Несвоевременное последующее Десятикратная таксовая стои-
оформление лесорубочных би- мость срубленной древесины
летов (ордеров) на фактически
произведенную рубку, разрешен-
ную в соответствии с действую-
щим законодательством (кроме
рубки деревьев, угрожающих
падением на провода линий свя-
зи, электропередачи и автобло-
кировки или при ликвидации
аварий этих линий, а также руб-
ки деревьев при отводе лесосек,
лесоустройстве, тушении лесных
пожаров, прорубке визиров при
проведении изыскательских ра-
бот и научных исследований,
проведении аварийно-спасатель-
ных работ)
7. Рубка или повреждение до сте- Десятикратная таксовая стои-
пени прекращения роста деревь- мость срубленной древесины
ев за пределами переданных ле- поврежденных деревьев
созаготовителю лесосек, в том
числе на 50-метровых полосах,
смежных с лесосеками
8. Повреждение деревьев, не вле- Четырехкратная таксовая стои-
кущее прекращение роста, за мость древесины поврежденных
пределами переданных лесозаго- деревьев
товителю лесосек, в том числе
на 50-метровых полосах, смеж-
ных с лесосеками
9. Повреждение не до степени пре- Четырехкратная таксовая стои-
кращения роста деревьев при мость древесины поврежденных
проведении выборочных, посте- деревьев
пенных, санитарных рубок и
рубок ухода за лесом
10. Оставление недорубов в виде Двукратная таксовая стоимость
компактных участков лесосек, оставленной в недорубах дре-
не начатых рубкой весины
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
11. Оставление недорубов в виде Четырехкратная таксовая стои-
куртин и отдельных деревьев мость древесины, оставленной
на корню
12. Нерациональная разделка дре- пятикратная таксовая стоимость
весины, когда фактический вы- нерационально разделанной и
ход деловой древесины по ле- использованной древесины.
созаготовительному пункту ни- Если ущерб, причиненный ука-
же указанного в лесорубочных занными нарушениями, превыша-
билетах (ордерах) более чем ет размер предусмотренной нас-
на 10 процентов; использова- тоящим пунктом неустойки, ле-
ние деловой древесины хвойных созаготовитель (лесопользова-
и ценных твердолиственных по- тель) несет ответственность в
род на строительство времен- размере фактически причиненно-
ных подсобных сооружений, го ущерба
построек и настилов лесовоз-
ных дорог при наличии в мес-
тах этих работ деревьев
лиственных пород
13. Оставление не вывезенной в Семикратная таксовая стоимость
срок (включая предоставлен- не вывезенной в срок древесины
ные отсрочки) древесины на Если ущерб, причиненный указа-
лесосеках, при расчистке нным нарушением, превышает ра-
площадей под лесные склады, змер предусмотренной настоящим
трассы лесовозных дорог, пунктом неустойки, лесозагото-
постройки, сооружения и ус- витель (лесопользователь) не-
тановки, а также аварийной сет ответственность в размере
древесины вдоль лесовозных фактически причиненного ущер-
дорог на срок более четырех ба
месяцев
14. Самовольная (до освидетель- Семикратная таксовая стоимость
ствования) вывозка, отгрузка самовольно (до освидетельство-
или сплав древесины и ее пе- вания) вывезенной, отгруженной
реработка, если отпуск произ- или переработанной древесины
водится с учетом по количеству
15. Неудовлетворительная или не- Пятикратная стоимость работ по
своевременная очистка мест ру- ликвидации захламленности, ра-
бок от порубочных остатков, ссчитанная по действующим рас-
захламление по вине лесополь- четно-технологическим картам и
зователей границ, просек и другим нормативам затрат
прилегающих к лесосекам по-
лос шириной 50 м.
16. Уничтожение или повреждение За каждый уничтоженный или
граничных, квартальных, лесо- поврежденный знак однократная
сечных и других знаков стоимость его изготовления и
установки
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
17. Оставление срубленных завис- Семикратная таксовая стоимость
ших деревьев древесины зависших деревьев
18. Оставление в лесу на летний Пятикратная таксовая стоимость
период не окоренной в установ- оставленной древесины
ленный срок хвойной древесины
и древесины лиственных пород
без пролыски, если указанная
древесина не уложена в плот-
ные штабеля с их притеснением
или не защищена от вредителей
другими способами
19. Оставление пней высотой более Пять рублей за каждый пень,
одной трети диаметра среза, а клеймо или номер
при рубке деревьев тоньше 30
см — высотой более 10 см;
уничтожение клейм и номеров на
деревьях и пнях
20. Проведение заготовки и трелев- За каждый квадратный метр пло-
ки древесины и осуществление щади, на которой уничтожен
иных лесных пользований спосо- верхний плодородный слой лес-
бами, приводящими к сдиранию ной почвы, 0,12 таксовой стои-
или уничтожению (вследствие мости 1 куб. метра древесины
эрозии) верхнего плодородного главной (коренной) породы в
слоя почвы возрасте главной рубки
21. Подсочка и осмолоподсочка от- Четырехкратная таксовая стои-
веденных насаждений до получе- мость древесины заподсоченных
ния лесорубочного билета или деревьев
после установленного срока
22. Подсочка и осмолоподсочка на- Пятикратная таксовая стоимость
саждений, не отведенных для древесины незаконно заподсо-
этой цели, в том числе за пре- ченных деревьев
делами границ лесосек
23. Подсочка и осмолоподсочка на- Семикратная таксовая стоимость
саждений методами, применение древесины деревьев, подсочка
стимуляторов и сроки их исполь- которых ведется с перечислен-
зования, не предусмотренные ин- ными нарушениями правил (за
струкциями или специальными ра- одно или несколько из указан-
зрешениями; перегрузка деревьев ных нарушений)
каррами, расширение карр, превы-
шение глубины желобков и подно-
вок
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
24. Подсочка и осмолоподсочка де- Семикратная таксовая стоимость
ревьев, подсочка и осмолопод- древесины заподсоченных дере-
сочка которых не разрешена вьев
25. Неполное (выборочное) вовлече- Трехкратная таксовая стоимость
ние в подсочку и осмолоподсочку древесины не вовлеченных в
предназначенных для этой цели подсочку и осмолоподсочку де-
деревьев на отведенных площадях ревьев
26. Заготовка второстепенных лес- Двенадцатикратная таксовая
ных материалов без получения стоимость заготовленных ма-
лесорубочного билета (ордера) териалов
или после установленного срока
27. Уничтожение или повреждение В размере, предусмотренном
лесных культур и молодняка ес- пп. 3, 7
тественного происхождения, а
также повреждение деревьев до
степени прекращения роста при
корчевке пней для заготовки
осмола
28. Заготовка второстепенных лес- Двенадцатикратная таксовая
ных материалов за пределами стоимость древесины срублен-
переданных для этой цели пло- ных или поврежденных деревьев
щадей
29. Самовольная переуступка прав Десятикратная таксовая стои-
по лесорубочному (лесному) би- мость всего объема древесины,
лету от одного лесопользовате- указанного в лесорубочном (ле-
ля к другому сном) билете, по которому ус-
тановлена самовольная переус-
тупка прав.
Взыскание неустойки произво-
дится с лесозаготовителя, не-
законно переуступившего права
30. Рубка насаждений, не достиг- Двенадцатикратная таксовая
ших возраста рубки (приспева- стоимость заготовленной дре-
ющих, средневозрастных), а весины по первому разряду
также на участках, где рубки такс во всех лесотаксовых
главного пользования запреще- поясах. Неустойка взыскива-
ны; нарушение сроков примыка- ется после аннулирования ле-
ния, способов рубки и ширины сорубочного билета в устано-
лесосек вленном порядке с лесофондо-
держателя, выписавшего лесо-
рубочный билет
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Все неустойки исчисляются по таксам на древесину,
отпускаемую на корню, без применения норм их снижения. Надбавка к
таксам на древесину, отпускаемую на корню, применяется в
максимальном размере, независимо от удаленности квартала
(урочища), в котором допущено нарушение, до пунктов отгрузки
(потребления) древесины во всех лесотаксовых поясах.
2. При исчислении таксовой стоимости древесины разделение ее
на деловую и дровяную не производится. Для всего объема древесины
применяется такса на деловую древесину средней категории
крупности. Объем древесины учитывается (определяется) в коре. В
случае определения объема древесины уничтоженных, поврежденных
или срубленных деревьев на площади более 1 гектара допускается
использование материалов лесоустройства.
3. При исчислении стоимости посадки и выращивания лесных
культур и других лесовосстановительных работ, уничтожения или
повреждения граничных, квартальных, лесосечных и других знаков
применяются действующие расчетно-технологические карты и другие
нормативы затрат.
4. Незаконная порубка, уничтожение, повреждение деревьев,
кустарников и лиан, запрещенных к рубке, влечет увеличение
установленных размеров взысканий в два раза. При этом применяются
таксы на древесину кедра (дуба) по первому лесотаксовому поясу.
5. Размер взыскания за нарушения, предусмотренные пунктами
2, 4, 5,и 6, 7, 8, 9, 10, 11, 20, 28 настоящих Размеров неустоек
за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины
на корню, допущенные в лесах 1 группы, а также в особо защитных
участках лесов всех групп, увеличивается в два раза.

Таксы для исчисления взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации

Приложения N 1 и 2
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 1992 г. N 67

——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
1. Уничтожение или повреждение Пятикратная прейскурантная или
сеянцев либо саженцев в лесных рыночная для данного региона
питомниках цена уничтоженного посадочного
материала. Для посевных отде-
лений питомников размер взыс-
каний определяется умножением
прейскурантной или рыночной
цены сеянцев на норму выхода
их с 1 гектара и на площадь,
на которой они уничтожены или
повреждены
2. Уничтожение или поврежде- За каждый гектар уничтоженных
ние лесных культур, плантаций, или поврежденных лесных куль-
молодняка естественного проис- тур, молодняков естественного
хождения, подроста происхождения и подроста в
возрасте до 10 лет — трехкрат-
ная стоимость создания и выра-
щивания лесных культур до воз-
раста уничтоженных или повреж-
денных лесных культур, молод-
няка естественного происхожде-
ния и подроста.
За каждый гектар уничтоженных
или поврежденных плантаций в
возрасте до 10 лет — пятикрат-
ная стоимость их создания и
выращивания до возраста унич-
тоженных или поврежденных
плантаций.
За уничтожение или повреждение
лесных культур, плантаций, мо-
лодняка естественного происхо-
ждения и подроста в возрасте
свыше 10 лет, а также за неза-
конную порубку, уничтожение
или повреждение отдельных де-
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
ревьев, кустарников и лиан в
возрасте менее 10 лет — по
нормативу, установленному в
пп. 3 и 4.
3. Незаконная порубка, унич-
тожение или повреждение до сте-
пени прекращения роста деревьев,
кустарников или лиан:
а) незаконная порубка, уничто- Десятикратная таксовая стои-
жение или повреждение деревьев мость древесины незаконно
до степени прекращения роста срубленных, уничтоженных или
поврежденных до степени прек-
ращения роста деревьев.
За незаконную порубку, уничто-
жение или повреждение деревь-
ев, не достигших диаметра на
высоте груди 12 см для хвой-
ных и 16 см для лиственных
пород — десятикратная таксо-
вая стоимость древесины де-
ревьев указанных диаметров.
За незаконную порубку, уничто-
жение или повреждение деревьев
хвойных пород в декабре-январе
семенников и деревьев в семен-
ных куртинах и полосах на вы-
рубках, находящихся в стадии
лесовосстановления, плюсовых
(элитных) деревьев, а также
генетических резерватах, се-
менных заказниках, на коллек-
ционных и постоянных лесосеме-
нных участках размер взысканий
удваивается
б) незаконная порубка, унич-
тожение или повреждение кустар-
ников и лиан до степени прекра-
щения роста:
хвойных За каждый незаконно срубленный
уничтоженный или поврежденный
куст — семикратная таксовая
стоимость древесины одного де-
рева сосны диаметром на высоте
груди 12 см
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
лиственных За каждый незаконно срубленный
уничтоженный, поврежденный
куст или лиану — семикратная
таксовая стоимость древесины
одного дерева березы диамет-
ром на высоте груди 16 см.
За каждый незаконно срубленный
уничтоженный, поврежденный
куст или лиану, выращиваемые
на плантациях, размер взыска-
ний удваивается
4. Повреждение деревьев, кус-
тарников и лиан, не влекущих
прекращение роста:
деревьев Трехкратная таксовая стоимость
древесины поврежденных деревь-
ев.
За повреждение деревьев, не
достигших диаметра на высоте
груди 12 см для хвойных и 16
см для лиственных пород, —
трехкратная таксовая стоимость
древесины деревьев указанных
диаметров
хвойных кустарников За каждый поврежденный куст —
трехкратная таксовая стоимость
древесины одного дерева сосны
имеющего диаметр на высоте
груди 16 см
лиственных кустарников и За каждый поврежденный куст
лиан или лиану — трехкратная таксо-
вая стоимость древесины одного
дерева березы, имеющего диа-
метр на высоте груди 20 см.
5. Незаконная порубка сухостой- 50 процентов размера взысканий
ких деревьев, присвоение (хищение) за ущерб, причиненный незакон-
буреломных, ветровальных или сруб- ной порубкой растущих деревьев
ленных с корня деревьев
6. Самовольное сенокошение и
пастьба скота на землях лесного
фонда:
а) самовольное сенокошение За каждый гектар самовольно
выкошенной площади — стоимость
сена по рыночным ценам (Ц) ис-
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
ходя из средней урожайности се
нокосов,в следующей кратности:

сеяные травы (средняя уро- 30 х 5 Ц
жайность 30 ц/га)

естественные улучшенные 20 х 5 Ц
сенокосы (средняя урожай-
ность 20 ц/га)
естественные суходольные 12 х 3 Ц
сенокосы без улучшения
(средняя урожайность
12 ц/га)
заболоченные сенокосы 10 х 2 Ц
(средняя урожайность
10 ц/га)
на землях лесного фонда, 12 х 6 Ц
где сенокошение не до-
пускается (средняя уро-
жайность 12 ц/га)
б) самовольная пастьба скота За каждую голову самовольно
выпасаемого скота — десяти-
кратная стоимость потравлен-
ного корма по рыночным ценам
сена:
крупный рогатый скот и ло- 6,2 х 10 Ц
шади старше двух лет (вес
потравленного сена 6,2 ц)

молодняк крупного рогатого 1,6 х 10 Ц
скота и лошадей до двух лет
и мелкий скот (вес потрав-
ленного сена 1,6 ц)

козы (вес потравленного се- 8 х 10 Ц
на 8 ц) за пастьбу скота на землях ле-
сного фонда, где пастьба не
допускается, размер взысканий
удваивается
7. Повреждение сенокосов и паст- Пятикратная стоимость работ по
бищных угодий на землях лесного восстановлению этих угодий
фонда
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
8. Самовольный сбор или само- С каждого нарушителя — пяти-
вольная промысловая заготовка кратная стоимость по рыночным
дикорастущих плодов, орехов, ценам (Ц) заготовленной им за
ягод, грибов, лекарственных трав 1 день продукции (в среднем
и пищевых растений (или их час- 20 кг продукции в сыром виде)-
тей), технического сырья на 20 х 5 Ц
участках, где это запрещено или В случае если фактическое ко-
допускается только по лесному личество незаконно добытой
билету; сбор растений, запрещен- продукции (в сыром виде) пре-
ных к заготовке, а также заготов- вышает 20 кг, то за каждый
ка неразрешенными способами или полный или неполный килограмм
с нарушением установленных сро- продукции, собранной сверх 20
ков, заготовка сверх разрешен- кг, взыскивается ее десяти-
ного количества кратная стоимость по рыночным
ценам.
За каждый полный или неполный
килограмм продукции, собран-
ной сверх разрешенного коли-
чества, взыскивается ее деся-
тикратная стоимость по рыноч-
ным ценам
9. Самовольный сбор, порча или За каждый квадратный метр пло-
уничтожение лесной подстилки и мха щади, на которой удалены, ис-
порчены или уничтожены лесная
подстилка или мох,- 0,05 так-
совой стоимости 1 куб.метра
древесины кедра (дуба)
10. Самовольное снятие, порча За каждый квадратный метр пло-
или уничтожение плодородного слоя щади, на которой снят, уничто-
лесных почв жен или испорчен плодородный
слой почвы,- 0,1 таксовой сто-
имости 1 куб.метра древесины
кедра (дуба)
11. Уничтожение или повреждение За каждый уничтоженный или
ограничительных (лесоустроитель- поврежденный ограничительный
ных, лесохозяйственных) знаков в знак — однократная стоимость
лесном фонде его изготовления и установки
12. Уничтожение или повреждение За каждый уничтоженный или
аншлагов, вывесок и других пред- поврежденный предмет — пяти-
метов наглядной агитации и про- кратная стоимость его изго-
паганды, лесной мебели и малых товления и установки
архитектурных форм в лесном фонде
13. Уничтожение или повреждение Пятикратная стоимость восста-
лесоосушительных канав, дренаж- новления уничтоженных или пов-
ных систем и дорог (включая ес- режденных объектов (в том чис-
тественные проезды, используемые ле мостов, шлюзов и других ин-
для целей лесного хозяйства) в женерных сооружений)
лесном фонде
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Во всех случаях, когда размер взысканий за ущерб,
причиненный нарушениями лесного законодательства, исчисляется по
таксам за древесину, отпускаемую на корню, таксы применяются без
установленных норм снижения стоимости древесины (скидок), а
надбавки применяются в максимальном размере, независимо от
удаленности квартала (урочища) во всех лесотаксовых поясах.
2. При исчислении таксовой стоимости древесины разделение ее
на деловую и дровяную не производится. Для всего объема древесины
применяется такса на деловую древесину средней категории
крупности. Объем древесины учитывается (определяется) в коре. В
случае определения объема древесины уничтоженных, поврежденных
или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1
гектара допускается использование материалов лесоустройства.
3. При исчислении стоимости создания и выращивания лесных
культур, плантаций, стоимости восстановительных работ при
повреждении сенокосов и пастбищных угодий, уничтожения или
повреждения ограничительных знаков, аншлагов, вывесок и других
предметов наглядной агитации и пропаганды, лесной мебели и малых
архитектурных форм, лесоосушительных канав, дренажных систем и
дорог применяются действующие расчетно-технологические и
нормативно-технологические карты и другие нормативы затрат.
4. При уничтожении или повреждении деревьев, кустарников,
лиан, лесной подстилки, мха, почвы, сенокосов и пастбищных
угодий, а также ограничительных (лесоустроительных и
лесохозяйственных) знаков, аншлагов, вывесок, других форм,
лесоосушительных канав, дренажных систем, дорог в результате
воздействия сточных вод, химических и радиоактивных веществ,
промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов, ввода в
эксплуатацию производственных объектов без устройств,
предотвращающих вредное воздействие на леса, лесных пожаров,
возникающих в результате поджога или небрежного обращения с
огнем, применяются установленные размеры взысканий за
соответствующие виды нарушений. В состав ущерба включаются, кроме
того, расходы по приведению территорий в состояние, пригодное для
использования в лесном хозяйстве, и все расходы по тушению
пожара.
5. Возмещение ущерба, причиненного уничтожением или
повреждением находящихся в лесу зданий, сооружений и другого
имущества в результате пожара, возникшего вследствие нарушения
лесного законодательства, производится в порядке и размерах,
предусмотренных общими нормами гражданского законодательства.
6. Размер взысканий за нарушения лесного законодательства,
совершенные в лесах 1 группы, а также в особо защитных участках
лесов всех групп, увеличивается в два раза.
7. Незаконная порубка, уничтожение, повреждение деревьев,
кустарников и лиан, запрещенных к рубке правилами отпуска
древесины на корню, правилами рубок и другими нормативными
документами, влекут увеличение установленных размеров взысканий
в два раза. При этом применяются таксы на древесины кедра (дуба)
по первому лесотаксовому поясу.
8. Ответственность за уничтожение или повреждение лесных
культур, плантаций, сеянцев и саженцев в лесных питомниках
лосями, кабанами и другими охотничье-промысловыми животными в
случаях превышения действующих нормативов их численности несут
юридические лица, которым переданы в пользование (аренду)
охотничьи угодья на землях лесного фонда.
9. Размер взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству,
исчисляется во всех случаях по совокупности совершенных видов
нарушений лесного законодательства.

Главная / Службы и территориальные единицы / Жлобинская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира / Актуальная информация 13 апреля 2016

За нарушение лесного законодательства установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Примерный перечень действий, влекущих наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании лесов, предусмотрен ст. 97 Лесного Кодекса.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за следующие правонарушения:
• нарушение права государственной собственности на леса (ст. 10.3);
• нарушение порядка использования лесосечного фонда (ст. 15.21);
• незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности в лесах (ст. 15.22);
• нарушение правил лесных пользований (ст. 15.23);
• нарушение правил использования участков земель лесного фонда (ст. 15.24);
• повреждение сенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, самовольное сенокошение (ст. 15.25);

• самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова (ст. 15.28);
• нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29);

• загрязнение леса (ст. 15.30);

• уничтожение или повреждение информационных знаков на землях лесного фонда (ст. 15.31).

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, вправе должностные лица, на которых возложены функции государственной лесной охраны.

К уголовно наказуемым деяниям относятся:
• загрязнение леса, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ст. 275 УК);

• уничтожение либо повреждение леса по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 276 УК);
• незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы, повлекшие причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере (ст. 277 УК).

При этом в названных статьях Уголовного Кодекса крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в восемьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупным — в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Наряду с административной и уголовной ответственностью
к правонарушителям применяется гражданско-правовая ответственность. Юридические и физические лица, допустившие повреждение или уничтожение отдельных участков лесного фонда или лесных ресурсов, их загрязнение сточными водами, химическими
и радиоактивными веществами, отходами, повреждение или уничтожение аншлагов, указательных знаков и иных объектов лесохозяйственного назначения, а также допустившие другие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных законодательством. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» установлен таксовый способ исчисления размера вреда, причиненного лесонарушениями. Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. При невозможностиизъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукции взыскивается их стоимость. Вред возмещается в добровольном либо судебном порядке.

Кормянская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира.

система мер воздействия, распространяющаяся на граждан и юридических лиц, виновных в нарушении лесного законодательства РФ.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов. Это понятие не следует смешивать с правомерными поступками. В случае причинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются понесенные потери. Напр., при переводе (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства магистральных нефтепроводов лесному хозяйству перечисляется плата за перевод (изъятие). Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.

В зависимости от характера совершенного нарушения лесного законодательства различают административную, уголовную и гражданскую ответственность.

Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Уголовная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Уголовным кодексом РФ преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (незаконная охота, незаконная рубка деревьеви кустарников или повреждение лесов и др.).

Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

В Уголовном кодексе РФ экологическим преступлениям посвящена глава 26, включающая две статьи за нарушение лесного законодательства — 260 и 261. Мерой уголовного наказания является штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы. Порядок производства по уголовным делам определяется Уголовно процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. 174 ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.

Административная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Кодексом РФ об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допустивших правонарушения.

Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда). Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.

Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф (в переводе с немецкого — наказание). Цель штрафа воспитательная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.

Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда. Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов,

не входящих в лесной фонд), частью 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и др. сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.9 и 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд),

ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), ст. 8.7, 8.8 и 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 8.24—8.32 и 8.33—8.37 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд).

Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, имеют право также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Однако рассматривать эти дела имеют право только судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Размер административного штрафа, налагаемого государственным инспектором в зоне деятельности лесхоза, не может превышать три минимальных размера оплаты труда. Более высокие размеры штрафов могут налагать: главный государственный инспектор РФ и его заместители, главные государственные инспектора в субъектах РФ и их заместители, старшие государственные инспектора РФ, старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, их заместители (п. 2 ст. 23.24 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды — по истечении одного года. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Главной задачей производства является обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Можно выделить следующие обязательные стадии производства: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена нормами гражданского права за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда, носит компенсационную направленность и преследует цель – восстановление нарушенных имущественных прав. Гражданское право по отношению к лесному выполняет охранительную и компенсационную функции. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, причиненного ущерба, уплатой неустоек, возмещением морального вреда. Имущественная санкция имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В зависимости от основания возникновения ответственности различают: договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность. В первом случае уплачивается неустойка, во втором — возмещается ущерб за причиненный вред. Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена тем, что они подчиняются различным правилам. В случае нарушения договорного обязательства, например на право пользования участком лесного фонда, убытки (ущерб) и неустойка возмещаются в соответствии со ст. 393—406Гражданского кодекса РФ. Если же вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с лесхозом, он возмещается в соответствии со ст. 1064—1083Гражданского кодекса РФ. К договорной ответственности относится ответственность лесопользователей за нарушение правил отпуска древесины на корню при краткосрочном и долгосрочном пользовании участками лесного фонда. Мерой ответственности является уплата неустойки лицом, нарушившим лесохозяйственные требования. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ). Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными Правительством РФ. Законная неустойка применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон или нет (ст. 332 ГК РФ). Более того, согласно подпунктам «н», «р», «у» и «х» п. 72 Правил отпуска древесины на корню, уплата неустоек не освобождает лесопользователей от устранения нарушений в установленный лесхозом срок. При невыполнении в установленный срок: очистки лесосек; окорки древесины, обработки ее инсектицидами в летний период; действий, предотвращающих уничтожение, повреждение или захламление в лесном фонде искусственных или естественных водоемов; сроков приведения в надлежащее состояние и сроков возврата лесхозу участков лесного фонда после окончания работ — неустойки взимаются повторно, вплоть до полного устранения нарушений. Кроме законной неустойки, в лесных правоотношениях возможна и договорная неустойка, которая не может быть ниже законной.

Основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав, в т. ч. для договорной ответственности таким основанием будет нарушение договора.

Характерным принципом гражданского права (в отличие от др. отраслей права) является принцип презумпции(предположения) вины должника, поэтому бремя доказывания отсутствия своей вины (если наличие вины является необходимым условием) возлагается на лицо, допустившее нарушение обязательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

При договорной ответственности, которая наступает в результате нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, основанием для подачи искового заявления в арбитражный суд является оформленный акт освидетельствования мест рубок. Привлечение лесонарушителей к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред (внедоговорная ответственность). Основанием для возмещения ущерба является Протокол о нарушении лесного законодательства как первичный документ, который составляется по соответствующей форме согласно Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от22.04.1986 г. 1. Инструкция действует в части, не противоречащей действующему законодательству.

В случае привлечения лица к административной ответственности протокол составляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности протокол составляется в соответствии с нормами вышеуказанной Инструкции.

Данная статья не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства

и конкретных мер ответственности за их совершение, не определяет, в каких

случаях применяется административная, а в каких — уголовная ответственность.

Следовательно, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы

конкретный состав правонарушения и мера ответственности за него были установлены

либо в Уголовном кодексе, либо в Кодексе об административных правонарушениях.

Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением, следует считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов. Ответственность

за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения,

то есть четырех его элементов: 1) противоправного поведения, результатом которого

стали 2) вредные последствия; при этом должна присутствовать 3) прямая связь

между действием (бездействием) и наступившим вредом; и, наконец, 4) вина правонарушителя.

Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть

ответственности.

Эффективной мерой ответственности за нарушение лесного законодательства,

согласно Кодексу об административных правонарушениях является штраф. Размеры

штрафов, указанные в КоАП РСФСР в связи с инфляцией изменяются. Чтобы размер

их соответствовал степени содеянного, в Кодекс периодически вносятся поправки.

Штрафы за различные лесонарушения колеблются от незначительных сумм (часть

минимального месячного размера оплаты труда) до нескольких размеров этой оплаты.

За что же налагаются штрафы? Кодекс указывает несколько административных

правонарушений, наказываемых штрафом:

— незаконное использование участков земель государственного лесного фонда

для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов

и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст.61 КоАП

РСФСР);

— нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки

и вывозки древесины и заготовки живицы (ст.62);

— незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение

или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках

и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева

на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст.63);

— уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);

— осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями,

предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст.65);

— нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния

и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию

ресурсов спелой древесины (ст.66);

— повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного

лесного фонда (ст.67);

— самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного

лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов,

грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только

по лесным билетам (ст.68);

— сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных

сроков их сбора (ст.69);

— ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов,

агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных

устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство

лесов (ст.70);

— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными

и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание

или заболевание (ст.71);

— засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);

— уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем

и дорог на землях государственного лесного фонда (ст.73);

— уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст.74);

— уничтожение полезной для леса фауны (муравьев, насекомоядных птиц и

т.п.) (ст.75);

— нарушение требований пожарной безопасности в лесах;

— уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного

обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах,

повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной

площади (ст.76).

Ранее должностные лица государственных органов управления лесным хозяйством,

входящие в состав государственной лесной охраны, в соответствии со ст.221

КоАП РСФСР имели право штрафовать только за нарушения требований пожарной

безопасности в лесах. Штрафы за остальные нарушения лесного законодательства

налагались административными комиссиями при районных (городских) исполкомах.

После принятия Основ лесного законодательства и Лесного кодекса Российской

Федерации (ст.110) должностные лица федерального органа управления лесным

хозяйством и его территориальных органов получили право налагать административные

штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства.

Кодексом об административных правонарушениях детально урегулирован порядок

производства по делам об административных правонарушениях. О совершении административного

правонарушения уполномоченным на то должностным лицом либо представителем

общественности составляется протокол, который направляется должностному лицу,

в компетенцию которого входит рассмотрение таких дел. Это должностные лица

государственных органов управления лесным хозяйством.

Ознакомившись с делом, должностное лицо выносит постановление о наложении

штрафа или о его прекращении, о чем объявляется виновному. Копия постановления

вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Постановление

может быть обжаловано им и потерпевшим, если таковой имеется. Жалоба направляется

в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской)

суд, решение которого является окончательным. Она подается в течение десяти

дней со дня вынесения постановления. Поступление жалобы в этот срок приостанавливает

исполнение постановления до ее рассмотрения.

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня

вручения постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не

позднее пятнадцати дней со дня уведомления об отклонении жалобы или протеста.

Если штраф в этот срок не будет уплачен добровольно, постановление о взыскании

штрафа направляется для удержания его из заработной платы, пенсии или стипендии

нарушителя в принудительном порядке.

Дисциплинарная ответственность за нарушение лесного законодательства,

о которой ст.110 ЛК РФ не упоминает, применяется в случаях, когда оно явилось

следствием ненадлежащего выполнения работником своих служебных обязанностей.

В данном случае нарушение лесного законодательства должно быть одновременно

нарушением работником своих трудовых, служебных обязанностей, указанных в

нормах Кодекса законов о труде.

Право применять дисциплинарные взыскания предоставлено руководителям

предприятий, учреждений и организаций. Взыскания на работников, несущих дисциплинарную

ответственность в порядке подчиненности, налагаются вышестоящими в порядке

подчиненности органами или должностными лицами. Обязанности рабочих и служащих

по соблюдению трудовой дисциплины, виды дисциплинарных взысканий, порядок

их наложения и обжалования предусмотрены КЗоТ РФ.

Законодательство предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:

замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на

срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок. Крайней

мерой дисциплинарного взыскания является увольнение.

Уголовная ответственность наступает за нарушения лесного законодательства,

признанные Уголовным кодексом Российской Федерации преступлениями.

Согласно ст.260 УК РФ незаконная порубка, а равно повреждение до степени

прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо

в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников

и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния

совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти

до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного

года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста

деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих

в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) неоднократно; б) лицом с использованием

своего служебного положения; в) в крупном размере, — наказываются по названной

статье УК РФ штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти

до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года

до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от

трех лет или без такового.

Значительным размером в настоящей статье признается исчисленный по установленным

таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда,

установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения

преступления, крупным размером — в двести раз.

Статья 261 УК РФ наказывает уничтожение или повреждение лесов, а равно

насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения

с огнем или иными источниками повышенной опасности штрафом в размере от двухсот

до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы

или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными

работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

За уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих

в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате

загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами эта статья

устанавливает лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

По ст.258 УК РФ незаконная охота, если это деяние совершено: а) с причинением

крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или

воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения

птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия

или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказывается штрафом в размере

от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо

исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех

до шести месяцев.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения

либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров

оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как известно, некоторые представители животного и растительного мира

подлежат особой охране и поэтому они занесены в Красную книгу Российской Федерации.

Статья 259 УК РФ устанавливает: уничтожение критических местообитаний для

организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих

организмов, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением

свободы на тот же срок.

За нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников

природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее

причинение значительного ущерба, согласно ст.262 УК РФ, лица, виновные в этом,

наказываются штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными

работами на срок до двух лет.

Уголовный закон охраняет земли, в том числе земли лесного фонда, от их

порчи и от других злоупотреблений. Так, по статье 170 УК РФ регистрация заведомо

незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного

кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти

деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным

лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом

в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух

месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами

на срок от 120 до 180 часов.

По статье 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными

продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил

обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными

опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании

и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей

среде, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных

размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного

за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной

экологической ситуации, — наказываются ограничением свободы на срок до трех

лет или лишением свободы на тот же срок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *