Ответственность за налоговое правонарушение

Содержание

Налоговая ответственность

Актуально на: 16 июня 2017 г.

Налоговая ответственность – это ответственность за нарушение налогового законодательства. Привлечение к ответственности налогоплательщика возможно по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) только при наличии всех признаков состава правонарушения

К ответственности за налоговое правонарушение никого нельзя привлечь дважды (п. 2 ст. 108 НК РФ). Это значит, что одно и то же нарушение не может быть квалифицировано одновременно по нескольким статьям НК.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Субъектами налоговых правонарушений могут быть плательщики налогов, сборов, взносов – как организации, так и физические лица (ст. 107 НК РФ). В связи с этим оштрафовать юридические лицо по НК РФ можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации – нет.

Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика налоговой санкции, т. е. штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ), размер которого варьируется в зависимости от вида совершенного правонарушения, а также от наличия умысла. Очевидно, что нарушения, совершенные по неосторожности и совершенные умышленно, караются по-разному.

Вместе с тем привлечение к ответственности за налоговое нарушение организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, если для этого есть соответствующие основания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Так, если организация не представит вовремя в ИФНС декларацию, то на нее наложат штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. И одновременно с этим к ответственности может быть привлечен руководитель организации в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ. Причем аргумент о двойной ответственности здесь не работает, поскольку компания и ее директор – это разные лица, и в данном случае каждое из них «попадает» на штраф по своему основанию.

Кроме того, уплата штрафа не избавляет лицо от обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, а также пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Напомним также, что в определенных случаях налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности, если будут выявлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

С какого возраста наступает налоговая ответственность?

В соответствии с НК РФ к налоговой ответственности может быть привлечено физическое лицо после достижения им 16-летного возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Если в более раннем возрасте у ребенка появляется обязанность по уплате налога или по представлению декларации, исполнить ее за него должен родитель или иной законный представитель. Более того, по мнению некоторых налоговиков, ответственность за неисполнение таких обязанностей также будет нести законный представитель (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 09.08.2007 N 28-10/076242@).

Но надо сказать, что напрямую из НК это не следует.

Платить или не платить

Исходя из житейской логики и здравого смысла, детям не нужно платить налоги, ведь даже имущество, находящееся у них в собственности, содержится на средства родителей.

К тому же, заглянув в Налоговый кодекс, мы найдем определение «налога» и прочитаем, что налогом признается индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Казалось бы, и закон на стороне родителей: налог должен уплачиваться на денежные средства малыша, которых у него просто нет, ведь даже деньги, подаренные ребенку бабушкой и дедушкой, не могут быть налогооблагаемы.

Но здесь нас ждет разочарование: закон закрепляет обязанность уплачивать в бюджет налог на имущество несовершеннолетних детей. Также спорным остается вопрос о том, с какого возраста платят налоги на детей.

Надо сказать, что в теории здравый смысл побеждает несостоятельные доводы налоговиков, однако на практике родители вынуждены платить налоги за ребенка.

Позиция налоговых органов

Для начала разберемся, какую категорию граждан закон причисляет к детям.

В соответствии с Семейным кодексом, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет.

Часто родители оформляют долю в праве собственности на недвижимость на ребенка. Это могут быть:

  • квартиры;
  • дачные участки с жилыми домами;
  • гаражи;
  • недостроенные объекты имущества.

Данные объекты собственности подлежат налогообложению. По закону физические лица обязаны уплачивать в бюджет налог на имущество, принадлежащее им на праве собственности, а значит, что и дети должны вносить налог на свое имущество.

Налоговые органы объясняют обязанность родителей платить налоги за детей тем, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, и ссылаются на Семейный кодекс (ст. 80). Юристы заявляют, что данная статья подразумевает под собой обязанность создавать достойный уровень жизни ребенку, содержать его, а не обязывает уплачивать налоги.

Также налоговые органы пугают начислением штрафов в случае неуплаты налога на имущество за ребенка, ведь закон запрещает привлекать несовершеннолетних, не достигших 16 лет, к налоговой ответственности.

На практике часто родителям придется уплатить штраф, ведь мало кто захочет спорить с налоговой о юридических тонкостях данного вопроса. Но здесь мы отметим, что субъектом налогового правоотношения считается сам налогоплательщик, то есть ребенок.

А это значит, что уплатить штраф может только он, но закон снимает с несовершеннолетних такую обязанность. Если все же ребенку, не достигшему 16 лет, был назначен штраф, вы сможете оспорить его в суде.

Вывод: позиция налоговых органов не обоснована, однако несмотря на это, вам все же придется смириться с позицией государства и уплатить нужную сумму. Прежде чем это сделать, предлагаем вам проверить, не подпадаете ли вы и ваш ребенок под льготную категорию граждан.

Льготы

Чтобы выяснить вопрос о возможных льготах, вам необходимо обратиться в территориальный орган ФНС по месту жительства, либо сделать запрос на сайте налогового органа. Если вы получите положительный ответ, то как законный представитель, обратитесь в налоговую с заявлением о предоставлении льгот.

Относитесь ли вы к числу льготников, разъяснит вам ст. 407 Налогового кодекса. Так, освобождаются от уплаты налога:

  • инвалиды ( I и II групп);
  • инвалиды с детства;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законом;
  • члены семей военных, оставшихся без кормильца;
  • и другие основания.

Всю нужную информацию о существующих льготах можно также узнать на сайте ФНС .

Кроме того, налоговое законодательство находится также в ведении и субъектов Российской Федерации, поэтому проверьте наличие льгот по уплате налога на имущество в вашем субъекте, а также в местном законодательстве.

В целях контроля за существующими задолженностями по налогам можно зарегистрировать ребенка в личном кабинете на сайте ФНС.

Мы выяснили, что дети все же платят налоги, поэтому и ИНН детям выдается, как и взрослым. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства, либо воспользоваться возможностью сделать такое обращение через сайт ФНС.

Вам потребуются следующие документы:

  • паспорт ребенка (или свидетельство о рождении ребенка, если ему еще нет 14 лет);
  • паспорт законного представителя ( например, матери, если детям не исполнилось 14 лет, чтобы подтвердить законность полномочий и чтобы мать сама за них заплатила);
  • свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка.

Статья 8 Налогового кодекса утверждает, что налог должен выплачиваться из кошелька налогоплательщика, однако данное правило не действует в нашем случае. Существует два способа уплаты налога родителями:

  • наличными в банке;
  • банковской картой, через онлайн банк.

В первом случае вы просто указываете плательщиком ребенка, тем более, что квитанция уже приходит на его имя. Если вы будете перечислять деньги картой, то в назначении платежа обязательно укажите всю информацию о ребенке:

  • ИНН,
  • свидетельство о рождении,
  • ФИО.

https://www.youtube.com/watch?v=userdetkitsv

Если вы ошиблись при заполнении платежного документа или забыли внести данные о детях ( в таком случае платеж не будет зачислен за детей), вам следует как можно скорее обратиться в налоговый орган, разъяснить ситуацию и уточнить данные о ребенке, чтобы налог зачли за малыша.

Таким образом, вопрос о том, должен ли ребенок платить налог на имущество, является довольно неоднозначным. Споры ведутся давно среди заинтересованных граждан и налоговиков, однако на данный момент не в наших силах изменить сложившуюся практику, поэтому советуем родителям регулярно уплачивать налог за детей, проверять наличие неоплаченных сумм на сайте ФНС. Не забывайте, что на вас лежит полная ответственность по оплате всех налогов за ребенка и его обеспечению в целом.

В случае, если вы не согласны с действиями налоговой, в том числе в отношении наложенных на вас штрафов, будет правильно прибегнуть к законным средствам защиты и подать на налоговый орган в суд.

Со скольки лет физические лица должны платить налог на имущество

Согласно налоговому законодательству РФ собственник имущества обязан оплачивать соответствующий налог. Это правило начинает действовать сразу, как только в собственность человека переходит определенное имущество. А вот с какого возраста платят налог на имущество, если владельцем стал ребенок?

Общая информация

По закону налогоплательщиком является любой собственник имущества, независимо от доходов, возраста и т. д. Соответственно, это касается и детей, которые обязаны оплачивать имущественный сбор. Поэтому родители часто сталкиваются с тем, что налоговые органы присылают уведомления на имя ребенка. И это абсолютно законно.

Еще одна причина существования этой процедуры заключается в том, что для детей не предусмотрены льготы, разве что для сирот. И, становясь собственниками, они обязаны подчиняться законодательным нормам. Естественно, что, к примеру, у 10-летнего ребенка нет собственных денег, а все юридические действия за него совершают родители. Поэтому подразумевается, что за несовершеннолетнего субъекта налогообложения все выплаты осуществляют опекуны (родители). Но законодательно эта норма не закреплена.

В целом, сбор средств с несовершеннолетних особ до конца не разработан. С одной стороны, платят опекуны. Но если они этого не делают, возникает спорная ситуация. Налог обязаны платить дети, но санкции к ним можно применить только с 16 лет.

Важно: обязать платить опекунов налоговый орган не может, так как фактически они обязаны платить имущественный сбор только за недееспособных граждан, к которым дети не относятся.

Налоговики часто приводят доводы, основанные на том, что родители или опекуны обязаны содержать своих малолетних детей. Но в Семейном кодексе нет ни слова о том, что налоговые сборы являются частью такого содержания. Тем не менее, у многих родителей нет ни времени, ни желания что-то доказывать или судится с налоговыми органами. Проще заплатить налоговый сбор (тем более, что он небольшой) и подождать, пока ребенок вырастет. Субъект должен самостоятельно платить налоги с 18 лет.

Проблема, которая волнуют многих налогоплательщиков, заключается в повышении налога на недвижимость. Если ранее при расчете платежа учитывалась инвентаризационная стоимость жилья, то 2017 год принес нововведения в налоговое законодательство.

Вместо инвентаризационной стали учитывать кадастровую стоимость недвижимости. А так как она более приближена к рыночной (инвентаризационная стоимость существенно уменьшала налог), то и суммы теперь стали гораздо существеннее. Для приблизительного расчета платежа необходимо узнать кадастровую стоимость и налоговую ставку по региону.

Как платить за детей

Неважно, со скольки лет сейчас платится налог на имущество, так как за детей все равно платят родители. Для начала необходимо получить свидетельство ИНН. Родители обязаны обратиться в налоговый орган и подать заявление. Помимо личного обращения можно воспользоваться услугами онлайн-сервиса ФНС. В случае, когда сын или дочь еще не достигли 14-летнего возраста, следует указать данные свидетельства о рождении и подтвердить его регистрацию на конкретном месте жительства. Проще всего для родителей открыть на сайте личный кабинет для своего ребенка, чтобы следить за всеми начислениями налогов.

Опекуны или родители могут перечислять средства со своего счета. Закон это разрешает, хотя налог на имущество является индивидуальным платежом. Но так как у ребенка не может быть своего банковского счета и личных средств, родители имею право:

  1. Заплатить наличными деньгами. Это можно сделать в банке или на почте. В качестве плательщика должен быть указан ребенок. Квитанцию для оплаты присылают вместе с налоговым уведомлением, поэтому заполнять какие-то отдельные бумаги не нужно.
  2. Безналичный расчет. Можно воспользоваться интернет-банкингом и перевести средства с личной карты. Также обязательно указываются данные несовершеннолетнего как плательщика.

Если не будет указан плательщик, налоговые органы не смогут засчитать платеж. Поэтому в случае, когда по ошибке плательщика не указали, нужно обращаться в ФНС с заявлением и квитанциями об оплате.

Когда несовершеннолетний становится собственником жилья, например, вследствие приватизации недвижимости родителями, он считается совладельцем и обязан платить налоги. Ни возраст, ни его финансовые возможности (которых, по сути, нет) не играют роли. Эта обязанность просто перекладывается на плечи опекунов, усыновителей и т. д.

С какого возраста платят налоги с дохода?

Анастасия, это не так. Если принципиально, можете обосновать свою позицию следующим образом:

Налоговый кодекс разделяет физических лиц только на резидентов и нерезидентов РФ, и более не разделяет никаким образом. Никаких возрастных ограничений по уплате налогов не установлено. Обязанность по уплате налога возникает по факту получения дохода.

НК РФ Статья 207. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налогов возлагается на организацию или индивидуального предпринимателя, которые являются источником выплаты вознаграждения. То есть работодатель, который выплачивает заработную плату или иные выплаты в денежной форме физическим лицам является налоговым агентом, а значит он обязан исчислять, удерживать из зарплаты работника, и перечислять в бюджет НДФЛ 13%.

Статья 24. Налоговые агенты
1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

В соответствии со ст.210 НК РФ

Статья 210. Налоговая база
1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Поэтому удерживать НДФЛ 13% из заработной платы и перечислять его в бюджет работодатель обязан, вне зависимости от возраста налогоплательщика. Такой же точки зрения придерживается Минфин. В письме от 5 апреля 2012 г. за №03-04-06/3-102 Минфин разъяснил порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых в пользу несовершеннолетних владельцев доли в уставном капитале.

Ситуация несколько другая, но основной сути не меняет. Есть физическое лицо, которое получает доход, пускай и в виде дивидендов.

Привожу полный текст Письма (основное выделила жирным):

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2012 г. N 03-04-06/3-102 О налогообложении НДФЛ доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов несовершеннолетним участником общества

24 мая 2012

Вопрос: ООО просит разъяснить порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых в пользу несовершеннолетних владельцев доли в уставном капитале: доля несовершеннолетних (малолетних до 14-ти лет) лиц в уставном капитале возникла на основании брачного контракта их родителей.

1. Конкретный порядок и особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации определен ст. 214 НК РФ: если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной п. 4 ст. 224 НК РФ (9%).

Обязанность по удержанию налога налоговым агентом закреплена в ст. 226 НК РФ. В п. 4 данной статьи предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При этом удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику.

Поэтому у физического лица — получателя дивидендов отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган декларации об его доходах, полученных от налогового агента.

Никаких особенностей по выплате дивидендов и их налогообложению для совершеннолетних и несовершеннолетних физических лиц в Налоговом кодексе не предусмотрено.

2. В п. 1 статьи 207 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом никаких ограничений, по которым гражданин становится плательщиком данного налога, нет.

3. В соответствии с п. 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

При этом Пленум ВАС РФ в п. 7 Постановления от 28.02.2001 г. N 5 указал, субъектом налоговых правоотношений является только сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Пунктом 2 статьи 27 НК РФ определено — законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. В пункте 1 статьи 28 ГК РФ по этому поводу сказано следующее — за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

5. Пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса говорит о том, что ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного прошу ответить на следующий вопрос:

Должен ли источник выплаты дивидендов несовершеннолетним (малолетним) выполнять роль налогового агента и удерживать налог в порядке, предусмотренном статьей 226 НК РФ, или эта обязанность лежит на их родителях, усыновителях или опекунах, и если эта обязанность лежит на их родителях, усыновителях или опекунах, то каким образом они должны подавать налоговые декларации по этим доходам?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу порядка обложения налогом на доходы физических лиц доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов несовершеннолетним участником общества, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 2 статьи 214 Кодекса, если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 275 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 224 Кодекса установлена налоговая ставка в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Каких-либо исключений в отношении обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных несовершеннолетними (малолетними), в главе 23 Кодекса не установлено.

Таким образом, если выплата дивидендов производится несовершеннолетнему (малолетнему) участнику общества, именно он является получателем данного дохода и соответственно признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

Российская организация, признаваемая налоговым агентом в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и уплате в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц при выплате таких доходов несовершеннолетним (малолетним) в общем порядке.

Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

С уважением, Кузьмина Дарья!

Налоговые правонарушения и процедура привлечения к налоговой ответственности

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
При этом не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распадению системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.
В юридической науке выделяют следующие признаки правонарушений:
противоправность деяния — выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;
виновность деяния — характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.
Таким образом определяя правонарушение в налоговом законодательстве, законодатель пользуется термином «деяние», который употребляется для обозначения как действия, так и бездействия налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. Большинство налоговых правонарушений, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, могут быть совершены либо только путем действия, либо в результате бездействия. Вместе с тем существуют «смешанные правонарушения», т.е. налоговые правонарушения, объективная сторона которых может состоять из совокупности действия и бездействия или являющихся результатом, как действия, так и бездействия (например, статья 122 НК РФ и др.).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Объективная сторона налогового правонарушения это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону налогового правонарушения.
При этом привлечение к ответственности, согласно ст. 108 НК РФ может производиться только в порядке и по основаниям, предусмотренным НК РФ. Аналогичное положение содержится в ст.10 НК РФ,
согласно п.1 которой порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл.14, 15 НК РФ. В свою очередь пункт 1 ст. 108 НК РФ фактически вводит правило, в соответствии с которым нарушение процессуального порядка проведения налоговой проверки исключает приведение субъекта к ответственности.
Вместе с тем нарушение процессуальных норм не всегда является основанием для признания недействительным документов, имеющих юридическое значение, в тех случаях, когда процессуальные нарушения не привели к принятию неправильного решения и нарушению прав и законных интересов налогоплательщика.
Пункт 2 статьи 108 НК РФ заключает в налоговых отношениях принцип однократности наказания за одно и то же правонарушение, содержащийся в статье 50 Конституции РФ. Вместе с тем не следует смешивать одно и то же налоговое правонарушение с повторными правонарушениями и совокупностью правонарушений. Таким образом процедура привлечения к налоговой ответственности происходит в соответствии с определенным законодательством порядком. Согласно статье 100.1 НК РФ допускаются два различных порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:
— дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;
— дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
Следовательно, можно выделить составы налоговых правонарушений, которые могут быть обнаружены исключительно в результате налоговых проверок и производство по которым происходит строго в порядке ст. 101 НК РФ:
— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — ст. 120 НК РФ;
— неуплата или неполная уплата налога (сбора) — ст. 122 НК РФ;
— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов — ст. 123 НК РФ и др.
При этом при привлечении к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не имеет значения, является лицо, совершившее налоговое правонарушение, налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом или нет.
Таким образом, привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица.
Кроме того хотелось бы отметить, что процедуры производства, установленные в ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ, различаются не столько по сущностным параметрам, сколько по формальным.
Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ, как правило, происходит тогда, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки для выявления совершенного налогового правонарушения. В частности, при наличии признаков следующих правонарушений:
— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе — ст. 116 НК РФ;
— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке — ст. 118 НК РФ;
— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, — ст. 125 НК РФ;
— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, — ст. 126 НК РФ;
— нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса — ст. 129.2 НК РФ и др.
Следовательно, статьи 101 и 101.4 НК РФ устанавливают процедуру рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Рассмотрение же дела о налоговом правонарушении с нарушением установленного порядка станет самостоятельным основанием для признания принятого решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным.
Так, пунктом 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Выявление признаков любого налогового правонарушения происходит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля, которые являются формой реализации налогового контроля. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
— о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
— об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
Процедура привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ представляет собой механизм, который позволяет налоговым органам более оперативно по сравнению с порядком, установленным ст. 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о налоговых правонарушениях, совершенных в налоговой сфере.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Сегодня субъектами налоговых правоотношений могут быть физические лица и организации.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Перечень лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, определен статьей 107 НК РФ с опорой на 15, 16, 18 главы Кодекса. Рассмотрим список лиц, совершающих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Статья 107 НК РФ свидетельствует о том, что ответственность по законодательству несут только организации и физические лица. Иные субъекты, такие как подразделения юридических лиц, не являются ответственными налогоплательщиками, а значит не могут быть привлечены к принудительной оплате налогов.

К ответственности могут быть привлечены лица старше 16 лет, исключая следующие случаи:

  • повторное привлечение к ответственности, несмотря на отягчающие обстоятельства;
  • привлечение без установления факта совершения правонарушения и без наличия решения налогового органа о предстоящем взыскании;
  • привлечение к ответственности, если оплата уже произведена.

Ответственность может возникать по следующим основаниям:

  • если налогоплательщик не в состоянии оплатить всю налоговую задолженность либо уклоняется от уплаты налогов по соответствующей налоговой системе;
  • если плательщик нарушает сроки и механизм учета расходов и доходов организации;
  • если лица уклоняются от осуществления налогового учета;
  • непредставление налоговой декларации либо неправильно заполненная декларация.

Данные нарушения регулируются статьями 116-129 НК РФ и предусматривают ответственность в виде штрафов, пеней в размере от 40% от суммы неуплаченных налогов.

Налоговая ответственность за правонарушения может возникать одновременно с уголовной, гражданской, административной ответственностью в рамках российского законодательства.

Привлечение налогоплательщиков к ответственности не снимает с них обязанности полностью выплатить налоговую задолженность.

В этом случае мерой пресечения будет являться начисление штрафов и пеней на неуплаченную сумму налогов.

Рассмотрим пример из судебной практики. Постановлением ФАС по делу рассмотрено, что налогоплательщик посчитал неправомерным привлечение к налоговой ответственности подразделения организации.

Суд признал иск налогоплательщика правомерным, поскольку по статье 107 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение может быть привлечен только сам налогоплательщик, которым в данной ситуации является головная организация.

Не является ответственным за налоговое правонарушение и публично-правовое образование. Управление муниципальным имуществом, например, не может быть призвано к ответственности, так как является местным органом самоуправления.

Применение мер ответственности по уплате налога на добавленную стоимость является недопустимым и ошибочным. Данное правило закреплено Постановлениями Президиума ВАС.

Отметим следующее замечание: любое налоговое правонарушение должно быть доказано налоговыми органами. При этом лицо считается невиновным до тех пор, пока виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

Лица, привлекаемые к ответственности за совершение налоговых правонарушений

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут следующие налоговые субъекты:

  • юридические лица – в качестве коллективных субъектов права. К ним относятся российские и иностранные организации, международные компании и их филиалы, а также любые организации, расположенные на территории Российской Федерации, или осуществляющие основную деятельность на территории России;
  • физические лица – в качестве субъектов индивидуального правового значения. К ним относятся российские граждане, иностранные гости, а также лица без гражданства. К данной категории относятся и индивидуальные предприниматели.

Признание отдельного лица субъектов налогового права может быть осуществлено только при наличии статуса налогоплательщика или агента либо являться налоговым представителем данных категорий лиц.

Также сюда можно отнести любого субъекта, осуществляющего обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с российским законодательством: эксперты, переводчики и т.д.).

Названные субъекты признаны специальными правовыми субъектами в соответствии с главой 18 НК РФ. Штрафы, назначаемые к взысканию за нарушение законодательства по уплате налогов, устанавливаются в порядке, предусмотренном НК РФ в соответствии со статьями 116-129.

В Кодексе указаны различные виды штрафов, необходимые к уплате физическими и юридическими лицами. Они совпадают и отличаются только для банковских организаций. При этом порядок установления штрафов основных субъектных лиц налоговых правонарушений установлен главой 16, а для банков – главой 18 НК РФ.

Несмотря на то, что компания привлекается к налоговой ответственности, ее должностные лица могут быть привлечены к любому другому виду ответственности.

Например, если генеральный директор уличен в сокрытии налогов, то он может попасть под уголовное преследование, в то время, как сама компания будет являться ответственным за правонарушение налогоплательщиком.

Все физические лица должны соответствовать одному главному признаку – быть старше 16 лет. Данный возраст по законодательству признан возрастом, с которого человек может отдавать себе отчет в действиях и руководить своими поступками. Но Налоговому законодательству признаком физического лица является его полная вменяемость.

Вменяемость – способность человека осознанно руководить своими действиями. Невменяемое физическое лицо не в состоянии нести ответственность за правонарушения, поскольку в совершении нарушения отсутствует его воля и сознание. Данное правило установлено статьей 111 НК РФ, и полностью исключает вину лица в совершении правонарушения.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, должны быть старше 16 лет и обладать полной вменяемостью.

Для юридических лиц таких требований нет, так как для возникновения ответственности за налоговое правонарушение организация должна только осуществлять деятельность на территории России и являться налогоплательщиком.

Таким образом, субъектами правонарушений могут быть российские и иностранные лица, соответствующие требованиям норм российского налогового законодательства в рамках статей 107-129 НК РФ.

Если субъект уплачивает налоги на территории Российской Федерации, то должен быть ознакомлен с порядком осуществления этого процесса, в противном случае может возникнуть обязанность оплачивать дополнительные пени и штрафы, часто превышающие размер самих налогов.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Ответственность за сокрытие активов

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Итоги

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Статья УК РФ

Наказуемое деяние

Наказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)*

Примечания**

Совершение действий, отражающих тот факт, что:

1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

  • не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы (указаны в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64);
  • представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует крупному или особо крупному ущербу

  • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
  • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
  • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
  • арест до 6 месяцев

Крупный размер составляет:

  • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
  • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

Особо крупный размер составляет:

  • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
  • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

Теперь — о санкциях для организаций.

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица

  • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
  • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
  • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
  • арест на 6 месяцев

Крупное нарушение:

  • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
  • от 15 млн (при любой сумме налога).

Особая величина:

  • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
  • 45 млн (при любой сумме налога)

Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме

  • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
  • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
  • арест до 6 месяцев

Крупный ущерб:

  • от 5 млн (более 25% налогов);
  • 15 млн (при любом налоге).

Особо крупный ущерб:

  • 15 млн (более 50% налогов);
  • 45 млн (при любом налоге)

Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

Ответственность за сокрытие активов

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам

  • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
  • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
  • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности

Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.

Особое нарушение: 9 млн

Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года

Крупное нарушение:

  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)

Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

  • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)

Крупный ущерб:

  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).

Особое нарушение:

  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

Итоги

К уголовной ответственности за налоговые преступления приводят нарушения, предусмотренные ст. 198–199.4 УК РФ. В общем случае обвиняемым становится руководитель хозяйствующего субъекта (или ИП). Один из основных критериев для квалификации деяния по указанным статьям УК РФ — умысел подозреваемого.

Узнать больше о применении норм уголовного права в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

  • «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?»;
  • «Ответственность за разглашение банковской тайны по УК РФ».

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

УК РФ содержит ряд норм права, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Статьей 199 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.

Уклонение от уплаты налогов может быть совершено двумя способами: непредставление налоговой декларации либо иных документов и внесение в декларацию заведомо ложных сведений.

Ст. 199 предусматривает ответственность лишь за такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил.

НК РФ предупреждает налогоплательщика об ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Это вызвано тем, что налоговые декларации и перечисленные категории документов необходимы налоговым органам для осуществления своих функций по налоговому контролю.

Обязательным признаком данного состава преступления является крупный размер.

В примечании к рассматриваемой статье указано, что крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

К ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены руководитель организации — налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.

Часть 2 ст. 199 УК РФ содержит перечень отягчающих обстоятельств, при наличии которых усиливается мера ответственности:

то же деяние, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере, —

Особо крупный размер, применительно к данной статье, — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500000 рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500000 рублей.

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ неисполнение организацией обязанностей налогового агента влечет уголовную ответственность:

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему налогов. Так, организация-работодатель является налоговым агентом в отношении своих сотрудников.

Особо УК РФ оговаривается «личная заинтересованность» налогового агента, что свидетельствует о необходимости доказывания прямого умысла.

Ст. 199.2 УК РФ:

«Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Данная норма является новеллой законодательства, которая направлена на предотвращение сокрытия денежных средств и соответственно повышение уровня собираемости налогов и сборов.

Обязательным признаком данного состава преступления является крупный размер.

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250000 рублей.

Предметом данного состава преступления являются денежные средства, а также любое другое имущество (готовая продукция, предметы основных средств и так далее).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *