Содержание
- Понятие налоговых санкций
- Установление налоговых санкций
- Применение налоговых санкций
- Увеличение и уменьшение размера штрафа
- Взыскание налоговых санкций
- Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов
- «Налоговые» особенности административной ответственности
- Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения
- За что еще накажут по КоАП РФ
- Виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение
- Взыскание налоговых санкций
Грищенко А. В.
к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России
В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.
Главой 16 НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Наиболее часто встречающиеся на практике налоговые правонарушения можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Налоговая ответственность
№ | Вид правонарушения | Основание | Кто несет ответственность | Штраф |
1 | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок не более 90 календарных дней | ст. 116 НК РФ | Налогоплательщики | 5 000 руб. |
2 | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней | ст. 116 НК РФ | Налогоплательщики | 10 000 руб. |
3 | Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе не более 90 календарных дней | ст. 117 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 10% от доходов, но не менее 20 000 руб. |
4 | Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней | ст. 117 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 20% от доходов полученных за период свыше 90 дней, но не менее 40 000 руб. |
5 | Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии/закрытии счета в каком-либо банке | ст. 118 НК РФ | Налогоплательщики | 5 000 руб. |
6 | Непредставление декларации в налоговый орган по месту учета в течение не более 180 дней по истечении срока представления декларации | ст. 119 НК РФ | Налогоплательщики | 5 % от суммы налога, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб. |
7 | Непредставление декларации в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении срока представления декларации | ст. 119 НК РФ | Налогоплательщики | 30% от суммы неуплаченного налога, а также 10% от суммы неуплаченного налога за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня |
8 | Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода | ст. 120 НК РФ | Организации | 5 000 руб. |
9 | Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогооб-ложения, если эти деяния совершены в нескольких налоговых периодах | ст. 120 НК РФ | Организации | 15 000 руб. |
10 | Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение налоговой базы | ст. 120 НК РФ | Организации | 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. |
11 | Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий | ст. 122 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 20% от неуплаченной суммы налога |
12 | Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий совершенных умышеленно | ст. 122 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 40% от неуплаченной суммы налога |
13 | Неправомерное неперечисление или неполное перечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | ст. 123 НК РФ | Налоговые агенты | 20% от суммы, подлежащей перечислению |
14 | Непредставление в установленный срок документов или иных сведений | ст. 126 НК РФ | Налогоплательщики, плательщики сбора, налоговые агенты | 50 руб. за каждый непредставленный документ |
Обратите внимание! Презумпция невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ и п. 6 ст. 108 НК РФ. Налогоплательщик добросовестный, пока не доказано обратное (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.
Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства. При наличии данных обстоятельств можно применить минимальный размер штрафа.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, в состоянии опьянения. При наличии этих обстоятельств можно применить максимальный размер штрафа.
Также возможно одновременное привлечение организации и должностного лица организации к ответственности, если статья КОАП предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.
Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КОАП.
Таблица 2
Административная ответственность
№ | Вид правонарушения | Основание | Кто несет ответственность | Штраф |
1 | Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе | ст. 15.3 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей | 500 – 1000 руб. |
2 | Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе | ст. 15.3 КОАП РФ | Должностные лица, за исключением индивидуальных предпринимателей | 2000 – 3000 руб. |
3 | Нарушение срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации | ст. 15.4 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей |
1000 – 2000 руб. |
4 | Нарушение сроков представления декларации в налоговый орган | ст. 15.4 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей | 300 – 500 руб. |
5 | Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде | ч. 1 ст. 15.6 КОАП РФ | Граждане | 100 – 300 руб. |
6 | То же самое | ч. 1 ст. 15.6 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей | 300 – 500 руб. |
7 | Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности | ст. 15.11 КоАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей |
2000 – 3000 руб. |
Административное дело считается возбужденным с момента составления протокола. КОАП предусматривает как открытое рассмотрение дел, так и закрытое. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью адвоката; пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями; участвовать при рассмотрении дела.
Протокол о правонарушениях в области налогов имеют право составлять: судьи; должностные лица органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие правонарушения, статья КОАП, предусматривающая ответственность, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело. Кроме того, в протоколе должно быть указано, что лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъяснены их права и обязанности.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись. Копия протокола по просьбе лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть вручена под расписку. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, вправе: ознакомиться с протоколом; представить объяснения и замечания, которые должны быть приложены к протоколу.
Протокол составляется сразу после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Видами наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.
Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» внес существенные изменения в Уголовный кодекс РФ в части статей, предполагающих возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.
Таблица 3
Уголовная ответственность
№ | Вид преступления | Основание | Кто несет ответственность | Штраф | Арест | Лишение свободы | Лишение права на должность или деятельность | Срок исковой давности |
1 | Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | ч. 1 ст. 198 УК РФ | ИП, адвокаты, нотариусы, иные физические лица | от 100 000 до 300 000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет | От 4 до 6 мес. | До 1 года | — | 2 года |
2 | То же самое, совершенное в особо крупном размере | ч. 2 ст. 198 УК РФ | ИП, адвокаты, нотариусы, иные физические лица | от 200 000 до 500 000 руб. или доход за период от 18 месяцев до 3 лет | — | До 3 лет | 6 лет | |
3 | Уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | ч. 1 ст. 199 УК РФ | Ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 100 000 до 300 000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет | От 4 до 6 мес. | До 2 лет | До 3 лет | 2 года |
4 | То же самое, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере | ч. 2 ст. 199 УК РФ | Ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 200 000 до 500 000 руб. или доход за период от 1 года до 3 лет |
— |
До 6 лет | До 3 лет | 10 лет |
5 | Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере (Крупный размер определен ст. 199 УК РФ, сноска 4) | ч. 1 ст. 199.1 УК РФ | ИП, ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 100 000 до 300 000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет | От 4 до 6 мес. | До 2 лет | До 3 лет | 2 года |
6 | То же самое, совершенное в особо крупном размере (Особо крупный размер определен ст. 199 УК РФ, сноска 5) | ч. 2 ст. 199.1 УК РФ | ИП, ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 200 000 до 500 000 руб. или доход за период от 2 до 5 лет |
— |
До 6 лет | До 3 лет | 10 лет |
7 | Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов | ст. 199.2 УК РФ | Учредители организации, ген. директор (руководитель) и иные ответственные лица | от 200 000 до 500 000 руб., или доход за период от 18 месяцев до 3 лет |
— |
До 5 лет | До 3 лет | 6 лет |
Таким образом с 1 января2010 г. Уголовный кодекс РФ действует в новой, более приемлемой для налогоплательщиков редакции. Федеральным законом от 29 декабря2009 г. № 383-ФЗ предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафов (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ). Данная поправка действует на лица, по которым идет следствие или которые отбывают наказание.
С 1 января2010 г. значительно увеличен размер недоимки, который может привести к уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ). Для юридических лиц – в три раза, для физических – в шесть раз (таблица 3).
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: 1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %; 2. искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.
Крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 600 000 руб., если она превышает 10 % сумм налога, или 1 800 000 руб.
Особо крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 3 000 000 руб., если она превышает 20 % от сумм налога, или 9 000 000 руб.
Крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 2 млн руб., если она превышает 10 % сумм налога, или 6 млн . руб.
Особо крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 10 млн руб., если она превышает 20 % от сумм налога, или 30 млн.руб.
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Налоговые санкции
Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.
Понятие налоговых санкций
В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.
В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.
Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:
- как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
- как твердая сумма;
- как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.
Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.
К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.
Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.
К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.
Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.
Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.
Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.
Установление налоговых санкций
Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.
Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.
Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема прав иных лиц.
На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.
Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.
Применение налоговых санкций
Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.
Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.
Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.
Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.
Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.
Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.
В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.
Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.
Увеличение и уменьшение размера штрафа
Положения НК определили круг обстоятельств, способствующих уменьшению или увеличению объема назначаемой ответственности.
В качестве обстоятельств, способствующих отягощению уровня ответственности, принимается повторность совершаемых правонарушений.
Круг обстоятельств смягчающих налоговую ответственность является открытым, что говорит о возможность применения самых различных сведений ответчика в качестве смягчения вины. К таким обстоятельства может быть отнесено и сложное финансовое положение, и совершение деяния впервые, и отсутствие умысла в таких действиях.
Любое из обстоятельств, признанное таким, которое уменьшает степень вины, является поводом для снижения финансового эквивалента штрафа наполовину.
Снизить штраф может и сам налоговый орган, но и уже сниженный штраф может быть уменьшен на основании судебного решения, о чем должен ходатайствовать ответчик, предоставляющий документы, позволяющие уменьшить ответственность субъекта налогообложения.
Взыскание налоговых санкций
Процесс взыскания налоговых санкций, которые могут быть выражены в виде штрафа, недоимки или пени, возложен на налоговый орган, выявивший и зафиксировавший нарушение законодательных норм.
Установить размер санкции должен суд, к которому с заявлением обращается инспекция, требующая привлечения к ответственности субъекта налогообложения.
Процессуальное решение о взыскании штрафных санкций, является основанием для проведения принудительного взыскания, через органы ФССП. Лицо, признанное нарушителем может исполнить решение налогового или судебного органа в добровольном порядке, а равно и вправе проводить обжалование таких решений.
Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов
«Налоговые» особенности административной ответственности
Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения
За что еще накажут по КоАП РФ
Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов
Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:
- административную — согласно КоАП РФ;
- уголовную — по Уголовному кодексу;
- дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.
В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.
«Налоговые» особенности административной ответственности
Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.
1. Административная ответственность — дополнительная.
О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.
Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:
- для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
- лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.
2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.
В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.
3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.
КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.
4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.
В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.
А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?
Ответ вы узнаете из данной публикации.
Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения
Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.
Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.
Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.
- Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.
Ответственность за налоговое правонарушение |
|
По КоАП РФ |
По НК РФ |
Ст. 15.5:
|
Ст. 119:
|
Подробную информацию ищите . |
Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.
Об этом читайте .
- Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.
Ответственность за налоговое правонарушение |
|
По КоАП РФ |
По НК РФ |
Ст. 15.6:
Налагается:
|
Ст. 126 — штраф:
Ст. 129.1:
|
О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье. |
- Неуплата налогов.
Ответственность за налоговое правонарушение |
|
По КоАП РФ |
По НК РФ |
Ст. 15.11 КоАП РФ:
Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных. Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен. См. «Ужесточены Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:
|
Ст. 122:
Ст. 123:
|
О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте . А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал. |
- Нарушение срока постановки на налоговый учет.
Ответственность за налоговое правонарушение |
|
По КоАП РФ |
По НК РФ |
Ст. 15.3:
|
Ст. 116:
|
Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.
Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.
За что еще накажут по КоАП РФ
Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.
Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.
Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?
Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.
Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:
- «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение»;
- «Какие особенности кассовой дисциплины для ИП?».
Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:
- при регистрации ККТ в ИФНС;
Об одном из них читайте .
- или при ее использовании.
О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.
Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:
- несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;
Размер штрафа ищите .
- несдача непосредственно статистических отчетов.
Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. .
Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. ), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.
Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.
Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.
Виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение
Налоговая санкция мера ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» и гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение» НК РФ).
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
При совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (обстоятельство, отягчающее ответственность), размер штрафа увеличивается на 100%.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
Санкции за совершение налоговых правонарушений приведены в табл. 11.1.
Таблица 11.1. Размеры установленных штрафов за совершение отдельных видов налоговых правонарушений (ст. 116—129.2 гл. 16 НК РФ)
Статьи НК РФ и виды налоговых правонарушений |
Размер штрафа |
|
Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
|
|
|
Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке 1. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке |
5 тыс. руб. |
|
3. Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный НК РФ срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии им счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке |
||
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган но месту учета 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленным законодательством о налогах и сборах срок |
|
|
Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных ПК РФ |
200 руб. |
|
Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
|
40 тыс. руб. 80 тыс.руб. |
|
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения* 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120
|
|
|
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
|
|
|
Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником 1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налог на прибыль организацией по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником |
20% неуплаченной суммы налога |
|
2. Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122.1 НК РФ, совершенные умышленно |
40% неуплаченной суммы налога |
|
Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом |
20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению |
|
Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога |
30 тыс. руб. |
|
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных ПК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и 129.4 НК РФ |
200 руб. за каждый непредставленный документ |
|
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 ПК |
10 тыс. руб. |
|
Статья 128. Ответственность свидетеля
|
1 тыс. руб. 3 тыс. руб. |
|
Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
|
500 руб. 5 тыс. руб. |
|
Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
|
5 тыс. руб. 20 тыс. руб. |
|
Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
|
Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения |
|
Статья 129.3**. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми 1. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми 2. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения |
40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. |
|
Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения |
5 тыс. руб. |
Примечания:
* Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 ПК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
«»»Согласно п. 9. ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 129.3 НК РФ (в ред. указанного Федерального закона), осуществляется в следующем порядке при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды:
истекшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона — применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу указанного Федерального закона;
- 2012 2013 гг. — налоговая санкция, предусмотренная и. 1 ст. 129.3 ПК РФ (в ред. указанного Федерального закона), не применяется;
- 2014—2016 гг. — налоговая санкция, предусмотренная и. 1 ст. 129.3 НК РФ (в ред. указанного Федерального закона), применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога;
начиная с 2017 г. применяются положения п. 1 ст. 129.3 РФ (в ред. указанного Федерального закона).
Взыскание налоговых санкций
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с .лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ и арбитражным процессуальным законодательством РФ. Эти правила применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС.
Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве РФ.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
36. Состав налоговых правонарушений
Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.
Объект налогового правонарушения – общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Субъект налогового правонарушения – деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации – статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.
Объективная сторона – характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов – противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними, называются материальными. Формальные составы непосредственно не связываются с фактическим наступлением вредных последствий, достаточно самого факта совершения противоправного деяния. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата налога, к формальным – отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Противоправное деяние может выразиться в действии (неисполнение обязанностей) либо бездействии (несоблюдение запретов).
Субъективная сторона – сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели – конечный результат, к которому он стремился. Отметим, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Система налоговых правонарушений. Перечень налоговых правонарушений, за которые привлекаются к ответственности физические и юридические лица, а также должностные лица, содержится в НК и КоАП РФ.
За совершение правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных УК, наступает уголовная ответственность.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >