Содержание
- Как ответить на требование пояснений о нарушении сроков уплаты НДФЛ?
- Несвоевременная уплата НДФЛ, при наличии каких обстоятельств налоговый агент может избежать санкций. Позиция ВАС РФ и Конституционного Суда РФ.
- Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
- Последняя инстанция – Конституционный суд.
- Штрафа можно избежать: условия установлены.
- Письменное пояснение в налоговую по НДФЛ (образец)
- Причины, по которым ИФНС запрашивает пояснения
- Как написать пояснение в налоговую по НДФЛ
- С 2016 года одними пояснениями не обойтись
- С 2016 года за отчетность по НДФЛ с ошибками будут штрафовать
- Пояснения в налоговую по НДФЛ (образец).
- В каких случаях налоговики могут затребовать пояснения?
- Вопрос недели: Как написать пояснение в Налоговую о неуплате НДФЛ в срок?
Как ответить на требование пояснений о нарушении сроков уплаты НДФЛ?
Вадиковна, добрый день.
К сожалению, Вам за опоздание даже в один день действительно скорее всего будет выписан штраф.
Далее смотрите по своим сумма, если сумма значительная, то придется пытаться этот штраф несколько уменьшить. Обычно это 20 % от суммы.
В любом случае ответ на требование нужно написать.
Напишите в пояснении, что платежи всегда делаете в срок (если это соответствует действительности), в данном случае срок уплаты НДФЛ был нарушен на один день по такой-то причине (например не работал ПК). Умысла на совершение налогового правонарушения и нанесения ущерба для бюджета с нашей стороны не было, просим при определении штрафа учесть данное обстоятельство, снизив его до минимально возможного размера.
А далее, как повезет.
Еще в феврале я нашла обсуждение подобного вопроса (источник журнал «Упрощенка»), копирую его текст, возможно пригодится:
Вопрос
Образовательная организация оплатила НДФЛ с заработной платы на 2 дня позже перечисленной зарплаты. Какие штрафы и снисхождения могут быть применены?
Ответ
При выплате зарплаты дата, когда возникает доход – это последний день месяца, за который начислили зарплату.
День когда платить НДФЛ это -следующий день после того, как выплатили зарплату (п. 2 ст. 223, абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ).
К примеру доход:
начислили – 31.08.2016;
выплатили – 05.09.2016.
Крайний срок уплаты налога – 06.09.2016.
За неуплату НДФЛ в срок налоговики начисляют пени и штраф (ст. 75 и 123 НК РФ).
Размер штрафа — 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Это следует из писем Минфина от 16.02.2015 № 03-02-07/1/6889, от 24.07.2013 № 03-02-07/1/29131.
Оспорить такой штраф если и удастся, то только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2014 г. № Ф07-428/2014).
Суд вправе снизить размер штрафа из-за наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, даже если организация об этом не просила
Кто победил в споре: организация.
Реквизиты судебного акта: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014.
Цена вопроса: 817 тыс. руб.
Причина спора: Организация своевременно не перечислила в бюджет НДФЛ, который удержала у работников при выплате зарплаты за январь 2011 г. Инспекция по итогам выездной проверки оштрафовала ее за это нарушение на 817 тыс. руб. (ст. 123 НК РФ).
Поскольку просрочка составила всего один день, компания попыталась оспорить штраф через суд.
Аргументы и выводы судов:
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций признали штраф законным.
Суд кассационной инстанции с этим согласился, однако уменьшил сумму штрафа более чем в восемь раз — до 100 тыс. руб.
Судьи подтвердили, что ст. 123 НК РФ предусматривает одинаковую ответственность независимо от длительности допущенной просрочки.
Но эта ответственность должна быть индивидуализирована и применяться с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Очевидно, что налоговый агент, который перечислил НДФЛ в бюджет с опозданием всего на один день, не должен нести такую же ответственность, как допустивший более длительную просрочку.
Чтобы устранить этот перекос и индивидуализировать применение штрафных санкций, суд обязан проверить, нет ли обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность.
Если они есть, арбитры должны учесть это при применении налоговых санкций (п. 4 ст. 112 НК РФ).
При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства суд уменьшит штраф минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Значит, суд может принять во внимание любые значимые обстоятельства (подробнее читайте ниже).
В данном деле таковым является незначительность просрочки.
Практика показывает, что организации добиваются снижения штрафов при наличии следующих обстоятельств, смягчающих ответственность:
— у компании имеется переплата по налогам или отсутствует задолженность перед бюджетом;
— организация добровольно погасила всю сумму налогов, пеней и штрафов, которые ей доначислили по итогам проверки;
— компания находится в тяжелом материальном положении либо оно существенно ухудшится, если организация погасит все долги перед бюджетом;
— раньше компания не совершала налоговых правонарушений и ее не привлекали к налоговой ответственности;
— деятельность организации является социально значимой для региона или города (предприятие относится к градообразующим);
— компания принимает активное участие в благотворительных и спонсорских мероприятиях.
Кроме того, суды нередко уменьшают штрафы, если организация совершила правонарушение из-за кадровых или технических проблем, поломки оборудования, сбоев в работе компьютеров и программного обеспечения.
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Несвоевременная уплата НДФЛ, при наличии каких обстоятельств налоговый агент может избежать санкций. Позиция ВАС РФ и Конституционного Суда РФ.
Ответ:
Автор рассмотрел вопрос о несвоевременной уплате НДФЛ.
Обоснование:
В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) установлены штрафы как за нарушения срока перечисления НДФЛ, так и за неуплату (неполную уплату) удержанного налога.
Если налоговый агент должен был удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не удержал (или) не перечислил его, то налоговый орган оштрафует налогового агента. Налогового агента могут оштрафовать (ст. 123 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ)):
- за неудержание налога или неполное удержание налога. Штраф за данное нарушение составляет 20% от суммы налога, которая не была удержана;
- неперечисление налога (НДФЛ удержан, но не перечислен). Штраф за данное нарушение составляет 20% от суммы налога, которая не перечислена в бюджет (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда;
- несвоевременное перечисление налога (НДФЛ удержан, но не перечислен в срок). Штраф за данное нарушение составляет 20% от суммы налога, не перечисленной в срок (ст. 123 НК РФ). При этом не имеет значения, на сколько пропущен срок уплаты НДФЛ (на один день или на год). Размер штрафа будет рассчитан со всей суммы НДФЛ, которая не была перечислена в срок. Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда;
- неполное перечисление налога (НДФЛ удержан, но перечислена не вся сумму налога). Штраф за данное нарушение составляет 20% от недоплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.
Таким образом, размер штрафа во всех вышеуказанных случаях составляет 20% от суммы налога, которую налоговый агент не удержал и (или) не перечислил в бюджет (ст. 123 НК РФ).
Также, необходимо учитывать, что если налоговый агент удержал НДФЛ, но не перечислил (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа будут начислены пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Однако, согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 06.02.2018 № 6-П, существуют случаи, при наступлении которых налоговый агент может избежать санкций за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет.
Конституционный суд РФ в постановлении 06.02.2018 № 6-П рассмотрел следующую ситуацию. Проверяющие из ИФНС установили, что организация, как налоговый агент перечисляла удержанные суммы НДФЛ с опозданием. Нарушение срока перечисления налога и стало основанием для привлечения работодателя к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ.
Организация оспорила назначенный налоговиками штраф в суде. Главным аргументом послужил тот факт, что организация выявила и устранила ошибки, т.е. уплатила налог задолго до окончания налогового периода и подачи отчетности по НДФЛ. Также, организация особо подчеркнула, что НДФЛ перечислялся в бюджет с опозданием по техническим причинам.
Следует особо подчеркнуть, что Арбитражные суды и Верховный суд не поддержали позицию организации и указали, что согласно нормам ст. 123 НК РФ ответственность устанавливается за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание или перечисление) в установленный срок сумм налога.
В Постановлении АС МО от 01.09.2016 по делу № А40-189421/2015, оставлено в силе определением ВС от 19.12.16 № 305-КГ16-17454, указано, что перечисление суммы НДФЛ в более поздние сроки не может расцениваться как обстоятельство, освобождающее от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Судьи напомнили, что отсутствие задолженности по НДФЛ на момент окончания проверяемого периода не является основанием для освобождения от штрафа.
Судьи указали, что согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
П. 4 ст. 81 НК РФ установлены условия освобождения налогоплательщика от ответственности, в случае если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.
Далее, судьи сделали вывод, что нормами налогового законодательства предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, предусмотренной ст. 123 НК РФ, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.
В рассматриваемой ситуации организация представила годовую отчетность по НДФЛ сразу без ошибок и не уточняла ее впоследствии. Это обстоятельство не позволяет применить освобождение от ответственности на основании п. 4 ст. 81 НК РФ (постановление АС Московского округа от 01.09.2016 № А40-1894212015, оставлено в силе определением ВС 19.12.16 № 305-КГ16-17454).
Организация дошла до Конституционного суда. В своей жалобе она указала, что положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ во взаимосвязи противоречат Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд РФ в постановлении 06.02.2018 № 6-П отказался признать взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречащим Конституции РФ.
Вместе с тем, высокий суд заявил, что оспариваемые положения статей НК РФ не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате налога на доходы физических лиц, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Таким образом Конституционный суд признал, что налоговый агент может быть освобожден от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет в случае, если:
- он не исказил налоговую отчетность;
- уплатил налог и пени до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки;
- при перечислении соответствующих сумм произошла техническая или иная ошибка, которая носила непреднамеренный характер.
Также считаем необходимым учитывать выводы, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 № 18290/13 по делу № А40-146836/12. Несмотря на то, что в данном Постановлении речь идет о налоге на прибыль, полагаем, что вывод Президиума ВАС РФ, сделанный в комментируемом Постановлении, может быть применен и к другим случаям перечисления обязательных налоговых платежей налоговыми агентами.
В комментируемом Постановлении судом был сделан следующий вывод: то обстоятельство, что налоговый агент не исказил налоговую отчетность и до представления первичного расчета по налогу на прибыль организации уплатил налог в полном размере, свидетельствует о его добросовестности и влечет освобождение от ответственности по статье 123 НК РФ.
Учитывая позицию Конституционного суда РФ ВАС РФ по данному вопросу, в случае возникновения спора с налоговым органом правомерность своей позиции организациям целесообразно доказывать в судебном порядке.
Чернышева Л.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Данченко С.П., эксперт журнала
В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Штрафа можно избежать: условия установлены.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Письменное пояснение в налоговую по НДФЛ (образец)
Актуально на: 14 декабря 2015 г.
Налоговики не могут проводить камеральные проверки в отношении представленных налоговым агентом Справок 2-НДФЛ, т.к. эти справки не являются налоговой декларацией или расчетом (ст. 80, п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако это не означает, что инспекторы вообще не изучают полученные Справки. Более того, если они выявят в них какие-либо неточности, то попросят налогового агента представить письменные пояснения по НДФЛ (ст. 31 НК РФ). И лучше такие просьбы не игнорировать. Иначе должностных лиц организации или ИП могут оштрафовать на сумму от 2000 руб. до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Причины, по которым ИФНС запрашивает пояснения
На самом деле поводов для запроса у налогового агента пояснений по НДФЛ немало. Например, агента могут попросить объяснить, почему отличаются суммы исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ с доходов конкретного работника или почему неправильно применены вычеты. Или, к примеру, инспекторы могут поинтересоваться причинами снижения суммы НДФЛ, уплаченной в текущем году, по сравнению с перечисленной в прошлом году, если такое снижение превышает 10% (Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).
Как написать пояснение в налоговую по НДФЛ
Письменные пояснения по НДФЛ оформляются в произвольной форме. Главное – дать аргументированный ответ. Срок для представления пояснений по НДФЛ Налоговым кодексом не установлен, но затягивать с ответом не стоит. Можно ориентироваться на срок, отведенный для дачи пояснений при камеральной проверке декларации, – 5 рабочих дней с момента получения соответствующего требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Образец возможных пояснений приведен ниже.
ИФНС России по г. Дмитрову МО
141800, МО, г. Дмитров, ул. Пушкинская, д.73
от ООО «Снежинка»
ИНН 5007123456/КПП 500701001
ОГРН 1125007509780
141800, МО, г. Дмитров, ул. Советская, д.3
Контактное лицо: Гл. бухгалтер Снегурочкина Е.П.
Контактный телефон: (496) 223-19-07
Пояснения
В ответ на ваше требование о представление пояснений (исх. № 13-15/12684 от 20.04.2015 г.) относительно расхождений в сумме удержанного и перечисленного НДФЛ сообщаем, что в представленной Справке по форме 2-НДФЛ на Морозова Е.М. содержится техническая ошибка. Удержанный с доходов Морозова Е.М. НДФЛ перечислен в бюджет своевременно и в полном объеме. 22 апреля в ИФНС представлена уточненная Справка по форме 2-НДФЛ (копия прилагается).
Генеральный директор В.С. Сугробов
С 2016 года одними пояснениями не обойтись
С 01.01.2016 г. для налоговых агентов вводится новая форма отчетности – 6 НДФЛ. Инспекторы будут проводить камеральные проверки данных Расчетов. Соответственно, с налоговых агентов будут требовать не только представления пояснений, но и представления документов (ст. 93 НК РФ). Например, могут запросить документ, из которого будут видны установленные дни выплаты зарплаты. И уже на основании этой информации будут проверять своевременность перечисления «агентского» НДФЛ в бюджет.
С 2016 года за отчетность по НДФЛ с ошибками будут штрафовать
Если налоговики обнаружат, что представленные Справки 2-НДФЛ или Расчеты 6-НДФЛ содержат недостоверные сведения, то налоговому агенту грозит штраф за каждую справку/расчет с ошибками (ст. 126.1 НК РФ, в ред., действующ. с 01.01.2016).
>Пояснения в налоговую по НДФЛ (образец).
Пояснения в налоговую по НДФЛ (образец).
Налоговики часто требуют разъяснений при возникновении подозрений в нарушении налогового законодательства, выявлении ошибок и несоответствий в представленных документах и сведениях. Пояснения в налоговую по НДФЛ (образец приводится ниже) подготовлены для типовых ситуаций, примеры которых вы также найдете ниже.
В каких случаях налоговики могут затребовать пояснения?
Согласно утвержденной форме требований о направлении пояснений (форма принята приказом ФНС № ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015 г.) случаи, когда истребуются пояснения предусмотрены в следующих статьях кодекса: ст. 88 — проведение налоговой проверки (камеральной), ст. 105.29 — проведение налогового мониторинга, ст. 25.14 — при участии в иностранных компаниях.
Однако на практике требования приходят о представлении пояснения в налоговую по НДФЛ (образец таких пояснений для разных случаев мы приведем ниже) по многим другим поводам. В таких случаях представление пояснений не является обязанностью налогоплательщика. Вместе с тем, рекомендуется их направить. Ведь не получив удовлетворительных разъяснений, налоговики придут с выездной проверкой.
Если же все-таки пояснения не представлены, то следует иметь ввиду, что оснований для административной ответственности в таком случае нет. В подтверждение этому даны разъяснения ФНС России, согласно которым могут начать дело по ст. 19.4 КоАП РФ, но только не за отказ от дачи пояснений, а за невыполнение другого требования — неявку для дачи пояснений. То есть явиться нужно обязательно, а пояснения давать — нет.
Техническая ошибка
Поводом для таких требований могут стать причины самого разного характера. Зачастую это происходит после предоставления в налоговую справок 2-НДФЛ, после изучения которых инспекторы устанавливают несоответствия в размере полученных работниками доходов и перечисленных в казну подоходных налогов.
Если такие несоответствия произошли в результате технической ошибки, то можно представить следующие пояснения.
Пояснения о технической ошибке478 downloads
Расхождение между декларацией 3-НДФЛ и справкой 2-НДФЛ
Несоответствие может возникнуть и по причине расхождений между справкой о доходе и декларацией 3-НДФЛ, составленной и поданной самим сотрудником. Декларацию 3-НДФЛ работники подают для того чтобы воспользоваться вычетом. Получив декларацию от работника с иным размером доходов за тот же период, что и в справке, налоговиков безусловно заинтересует причины расхождений. Ведь если компания сообщает, что у работника такой-то доход, с этого дохода удержан подоходный налог, а работник в декларации представляет сведения о другом размере доходов, то возникает вопрос, откуда такое несоответствие. Не получает ли работник компании «серую зарплату», налоги с которой не удерживаются и не платятся.
Если причина не в этом, а сведения, представленные фирмой соответствуют действительности, то ей нечего беспокоиться. Достаточно подготовить пояснения и указать, что поданные сведения достоверны, а причины указания работником в декларации иных доходов организации не известны.
Пояснения о несоответствии доходов326 downloads
Несоответствие представленных справок среднесписочной численности работников
Компании ежегодно подают сведения ССЧ (среднесписочная численность). Если при проверке справок 2-НДФЛ у налоговиков количество представленных справок разойдется с количеством персонала фирмы по ССЧ, то они потребуют пояснений. В зависимости от причины такого несоответствия пояснения в налоговую могут быть представлены разные.
Если ошибка в ССЧ, в налоговую следует направить пояснения об этом, приложив уточненные сведения о ССЧ.
Если сведения о ССЧ были поданы правильно, но по ошибке не были направлены справки о каких-то работниках, то их нужно представить.
Пояснения о численности356 downloads
Новый порядок представления пояснений и документов со 02.06.2016 года
С 01.01.2017 года за не представление пояснений, истребуемых по 88 статье НК (ч. 3) по ошибкам, выявленным при камеральных проверках, могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а за повторное нарушение — на 20 тыс. руб.
Вопрос недели: Как написать пояснение в Налоговую о неуплате НДФЛ в срок?
Бухгалтер по невнимательности заплатил НДФЛ меньше, чем надо. Ошибку нашли и через неделю доплатили. Налоговая просит пояснение о неуплате налога в срок. Посоветуйте как лучше написать ответ в налоговую.
Сообщаю Вам следующее:
Если вы недоплатили НДФЛ, то есть удержали, но перечислили не всю сумму налога, которую должны были, вас привлекут к ответственности в виде штрафа. Размер штрафа — 20% от недоплаченной суммы налога. Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа.
Вы можете просить налоговый орган об уменьшении размера штрафа, ссылаясь на смягчающие обстоятельства. Чем больше таких обстоятельств вы приведете, тем больше шансов на то, что штраф будет уменьшен. Смягчающими обстоятельствами могут быть признаны, например:
— самостоятельное выявление и устранение правонарушения уплатой суммы налога и пени до составления акта камеральной налоговой проверки;
— незначительная просрочка уплаты НДФЛ (на 1 — 2 дня);
— отсутствие штрафов за аналогичные налоговые правонарушения ранее (то есть нарушение совершено впервые);
— тяжелое финансовое положение организации;
— осуществление социально значимой деятельности.
Признавать ли обстоятельства смягчающими ответственность, будет решать налоговый орган. Если обстоятельства будут признаны смягчающими, то размер штрафа должен быть уменьшен как минимум в два раза.
Если вы удержали НДФЛ, но не перечислили (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа вам начислят пени. Уплатить пени нужно вместе с суммой недоимки по НДФЛ либо после уплаты всей суммы такого налога.
В соответствии с указанной информацией, ответ в ИФНС можно составить следующим образом: «ООО___ при начислении заработной платы за июль 2018г. удержало НДФЛ в сумме___. При перечислении суммы НДФЛ в бюджет ____(дата) в платежном поручении по ошибке была отражена не вся сумма удержанного налога, было перечислено ___ (сумма). Данная ошибка обнаружена и исправлена нами ___(дата) самостоятельно. Вместе с доплатой НДФЛ нами были рассчитаны и оплачены пени. В связи с тем, что данное правонарушение было устранено нами самостоятельно в короткое время, уплачены пени, просим не привлекать ООО ___ к ответственности за несвоевременную оплату налога. Также просим учесть тот факт, что подобное правонарушение совершено организацией впервые».
Документ 1
1.4. Какой штраф установлен за недоплату НДФЛ налоговым агентом
Если вы недоплатили НДФЛ, то есть удержали, но перечислили не всю сумму налога, которую должны были, вас привлекут к ответственности в виде штрафа. Размер штрафа — 20% от недоплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.
1.5. Как уменьшить размер штрафа
Если вы нарушили срок уплаты НДФЛ и вас оштрафовали, вы можете просить налоговый орган и (или) суд об уменьшении размера штрафа, ссылаясь на смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 112 НК РФ). Их нужно подтвердить документально. Чем больше таких обстоятельств вы приведете, тем больше шансов на то, что штраф будет уменьшен.
Смягчающими обстоятельствами могут быть признаны, например:
- незначительная просрочка уплаты НДФЛ (на 1 — 2 дня);
- отсутствие штрафов за аналогичные налоговые правонарушения ранее (то есть нарушение совершено впервые);
- тяжелое финансовое положение организации;
- осуществление социально значимой деятельности.
Признавать ли обстоятельства смягчающими ответственность, будет решать налоговый орган и (или) суд. Если обстоятельства будут признаны смягчающими, то размер штрафа должен быть уменьшен как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
- Пени по НДФЛ
Если вы удержали НДФЛ, но не перечислили (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа вам начислят пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Далее подробно рассмотрим порядок расчета и уплаты пени по НДФЛ.
Уплатить пени нужно вместе с суммой недоимки по НДФЛ либо после уплаты всей суммы такого налога (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Готовое решение: Какую ответственность и иные негативные последствия несет налоговый агент за неуплату и несвоевременное перечисление НДФЛ (КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс}
Документ 2
Смягчающие обстоятельства: самостоятельное выявление и устранение правонарушения уплатой суммы налога и пени до составления акта камеральной налоговой проверки;
Статья: Обзор судебной практики («Налоговый вестник», 2017, N 5) {КонсультантПлюс}
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
Бородкина Елена Васильевна
Ответ актуален на 18.09.2018.